Русская православная церковь, РПЦ
Русская православная церковь
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ). В первые два десятилетия советской власти РПЦ претерпела большие гонения по идеологическим и политическим мотивам. Церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Большое количество церквей перешло в собственность государства и использовалось не по назначению или уничтожалось (в частности, в 1936 г. разрушен храм Христа Спасителя в Москве).
С нападением фашистской Германии на СССР чувство патриотизма оказалось сильнее обид. Руководители РПЦ без колебаний поддержали справедливую борьбу советского народа за свободу и независимость Отечества. В первый же день войны глава РПЦ местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви», в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в победу.
В январе 1942 года Сергий направил специальное обращение к духовенству и верующим на оккупированной территории СССР с призывом к поддержке партизанского движения и осуждением сотрудничества с захватчиками. С подобными обращениями выступали и другие иерархи. В храмах возносились молитвы о даровании победы над фашизмом, они сопровождались патриотическими проповедями, в которых верующие призывались не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для неё. Зазвучали молебны великим предкам: святому благоверному князю Александру Невскому, святому благоверному князю Дмитрию Донскому.
Во время служб в церквах проводился сбор пожертвований на вооружение Красной армии, в фонды помощи раненым и больным, оказания помощи детям-сиротам, потерявшим родителей, и другое. В декабре 1943 г. в ответ на призыв митрополита Сергия прихожане начали сбор средств на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были изготовлены 40 танков, которые в марте 1944 г. от лица церкви передал Красной армии митрополит Николай. Танковая колонна участвовала в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии. На средства верующих была создана также авиационная эскадрилья им. Александра Невского. Сбор средств продолжался всю войну. Всего в 1941–1945 гг. верующие собрали более 300 тыс. руб.
РПЦ оказывала помощь семьям, чьи кормильцы погибли на фронте; проявляла заботу о раненых в госпиталях; поддерживала беженцев и эвакуированных с временно захваченных территорий; отправляла в действующую армию посылки с продовольствием и вещами и т.д.
Учитывая патриотическую позицию и большие возможности РПЦ по воздействию на верующих, Советское государство стало активнее сотрудничать с ней в деле мобилизации народа на борьбу с врагом. В сентябре 1941 г. был распущен «Союз воинствующих безбожников» и закрыты откровенно антирелигиозные журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник». В 1942 г. митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) были приглашены к участию в работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов.
4 сентября.1943 г. состоялась встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем как ведущими иерархами РПЦ. На ней обсуждены вопросы улучшения церковной организации. Созванный через 3 дня Поместный собор восстановил должность Патриарха Московского и всея Руси, избрав на неё митрополита Сергия, и одобрил учреждение Синода. Собор провозгласил «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик − лишённым сана».
19 сентября 1943 г. состоялась интронизация патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. Возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии».
С сентября 1943 г. осуществлять взаимодействие между правительством и патриархией было поручено созданному Совету по делам РПЦ при СНК СССР. Церкви было разрешено приобретать здания, она смогла открыть свои учебные заведения, а также вести издательскую деятельность и наладить производство церковной утвари. Религиозным обществам, включая монастыри, было предоставлено право юридических лиц в части аренды, строительства и покупки в собственность для церковных нужд домов, строений, транспорта и утвари.
К 1945 году РПЦ имела 10,5 тыс. действующих храмов, из которых 6 тыс. находились на Украине и 2,8 тыс. – в РСФСР; число приходов РПЦ возросло до 14,3 тыс., количество архиереев − до 74. Для открывавшихся храмов требовалось всё больше священников, и в ноябре 1944 г. СНК СССР освободил священнослужителей от призыва в Красную армию.
В апреле 1945 г. Сталин вновь принял делегацию РПЦ во главе с патриархом Алексием. На ней обсуждались вопросы патриотической и внутренней деятельности церкви, а также её возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период.
В годы войны были восстановлены международные контакты Московской патриархии, прерванные в 1930-х годах. РПЦ неоднократно обращалась с посланиями к православным Чехословакии, Югославии, Греции, Румынии, к христианам других оккупированных Германией стран с призывом объединяться в антифашистский фронт. На Поместном соборе 1945 г. присутствовали представители 8 автокефальных церквей. В 1945 году в состав РПЦ вошли приходы Эстонской православной церкви и Мукачевской епархии Сербской православной церкви в Западной Украине. Делегации РПЦ в 1944–1945 гг. посетили Великобританию, Болгарию, Югославию, страны Ближнего Востока.
Учитывая проблемы церкви в довоенном СССР, идеологи нацистской Германии рассчитывали на оккупированной советской территории поставить себе на службу религиозные организации. С ведома немецких оккупационных властей с 1942 г. разрешалось открывать церковные приходы. Так, в Киевской епархии в 1942 г. было открыто 8 монастырей и 318 церквей, в которых служило более 400 священников. Некоторая часть духовенства на оккупированной территории встала на путь коллаборационизма. При поддержке гитлеровцев в западных областях Украины и Белоруссии был создан ряд антисоветских православных организаций. Однако в целом православное духовенство не пошло на сотрудничество с оккупантами. Об истинном отношении гитлеровцев к православию свидетельствовал следующий факт: на оккупированной территории СССР были сожжены или полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 православных церквей.
Признанием большого вклада РПЦ в укрепление обороны страны служили благодарственные телеграммы, направлявшиеся в её адрес от имени правительства, награждение государственными орденами и медалями священнослужителей. Среди них ордена Славы трёх степеней удостоен диакон Борис Краморенко. Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, награждён медалями «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Священник Н.И. Куницын, воевавший в составе гвардии, награждён 5 боевыми медалями. Сразу после Победы более 50 священников удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Патриарх Алексий находился на трибуне Мавзолея В.И. Ленина во время Парада Победы на Красной площади 24.6.1945 г.
Абсолютное большинство православного духовенства достойно выполнило свой патриотический долг. Объединяя в своих рядах миллионы верующих, РПЦ оказала большую помощь Отечеству в достижении победы в войне.