НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
Nauka. Obŝestvo. Oborona
+7 (926) 336-72-58
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Обратная связь
Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
ЖУРНАЛ
  • О журнале
  • Главный редактор
  • Авторы
  • История
  • Лицензии
  • Партнеры
  • Помочь журналу
НАУКА
  • Конференции
  • Книжная полка
  • Российская наука
  • Открытый доступ (Open Access)
  • Международная олимпиада по военной истории
ОБЩЕСТВО
ОБОРОНА
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
  • Авторам
  • Рецензирование рукописей
  • Редакционная коллегия
  • Публикационная этика
  • Рубрики
  • Архив
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Все статьи
  • Вторая мировая война
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Спецоперация
  • Персоналии
КОНТАКТЫ

    ЖУРНАЛ • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

    «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»

    Nauka. Obŝestvo. Oborona

    ISSN 2311-1763
    Сегодня: 02 апреля 2023, воскресенье
    НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
    ЖУРНАЛ
    • О журнале
    • Главный редактор
    • Авторы
    • История
    • Лицензии
    • Партнеры
    • Помочь журналу
    НАУКА
    • Конференции
    • Книжная полка
    • Российская наука
    • Открытый доступ (Open Access)
    • Международная олимпиада по военной истории
    ОБЩЕСТВО
    ОБОРОНА
    НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
    • Авторам
    • Рецензирование рукописей
    • Редакционная коллегия
    • Публикационная этика
    • Рубрики
    • Архив
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    • Все статьи
    • Вторая мировая война
    • 1942
    • 1943
    • 1944
    • 1945
    • Спецоперация
    • Персоналии
    КОНТАКТЫ
      НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
      • Мой кабинет
      • ЖУРНАЛ
        • Назад
        • ЖУРНАЛ
        • О журнале
        • Главный редактор
        • Авторы
        • История
        • Лицензии
        • Партнеры
        • Помочь журналу
      • НАУКА
        • Назад
        • НАУКА
        • Конференции
        • Книжная полка
        • Российская наука
        • Открытый доступ (Open Access)
        • Международная олимпиада по военной истории
      • ОБЩЕСТВО
      • ОБОРОНА
      • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Назад
        • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Авторам
        • Рецензирование рукописей
        • Редакционная коллегия
        • Публикационная этика
        • Рубрики
        • Архив
      • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Назад
        • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Все статьи
        • Вторая мировая война
        • 1942
        • 1943
        • 1944
        • 1945
        • Спецоперация
        • Персоналии
      • КОНТАКТЫ
      • +7 (926) 336-72-58
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      • Главная
      • Кошкин А. Великая Отечественная война в учебниках истории

      Кошкин А. Великая Отечественная война в учебниках истории

      Чему учат наших детей официальные учебники истории?

      Европу и Азию освобождали русские «откровенные бандиты, пьяницы и насильники»?

      Кикнадзе В.Г. История Второй мировой войны: противодействие попыткам ее фальсификации и искажения в ущерб международной безопасности // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 4 (43). С. 77
      Кикнадзе В.Г. История Второй мировой войны: противодействие попыткам ее фальсификации и искажения в ущерб международной безопасности // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 4 (43). С. 77.

       

      Свое поздравление с Днем Победы один из моих друзей сопроводил табличкой, в которой приводились ответы современных жителей западноевропейских стран на вопрос о том, кто сыграл решающую роль в победе над гитлеровской Германией и ее союзниками.

        

      Видеть приведенные в публикуемой здесь таблице, я бы сказал, кощунственные цифры было не просто неприятно, но и оскорбительно. Оскорбительно в адрес 27 миллионов наших соотечественников, отдавших жизни, в том числе и за тех западноевропейцев, которые забыли или изначально воспитанные пропагандой не знали своих спасителей.

       

      Однако есть честные, объективно мыслящие люди и на Западе, в том числе в США. Вспоминаю свое знакомство два года назад на Сахалине во время Международной научной конференции «Уроки Второй мировой войны и современность» с директором Института атомных исследований Американского университета профессором Питером Кузником, который значительную часть своей деятельности посвящает отстаиванию правды о мировой трагедии ХХ века. Российскому зрителю он известен как сопродюсер 12-серийного документального фильма «Нерассказанная история Соединенных Штатов». Первые три часовые эпизода фильма посвящены Второй мировой войне. Кроме того, профессор в соавторстве с оскароносным режиссером Оливер Стоуном, поставившим фильм, написали и 800-страничную книгу под тем же названием.

       

      «В «Нерассказанной истории», — говорил Питер Кузник, — Оливер Стоун и я бросаем вызов трем фундаментальным мифам о войне, которые американцам преподают в школах, книгах, телевидении и фильмах: 1) Соединенные Штаты выиграли войну в Европе; 2) атомные бомбы закончили Тихоокеанскую войну; 3) холодная война началась во время Второй мировой войны из-за советской агрессии и территориального расширения.

       

      Удивительно, как далеки друг от друга американские и российские военные историки и писатели. Для американцев война началась 7 декабря 1941 г. с японского нападения на Перл-Харбор. Тогда был небольшой период борьбы в Северной Африке и Италии, а реальная война началась 6 июня 1944 г. в так называемый День Д — высадкой в Нормандии. Затем, утверждается на Западе, американские войска, громя немцев, дошли до Берлина, принудив их сдаться.

       

      На самом же деле правда состоит в том, что именно Красная армия при поддержке всего населения страны выиграла войну в Европе, не без помощи, конечно, США и других союзников. Ради этого советский народ пошел на огромные страдания. Красной армии противостояли на протяжении войны 200 немецких дивизий. До вторжения в Нормандию американские и британские силы вели боевые действия лишь с десятью дивизиями Германии. Даже отчаянный антикоммунист Уинстон Черчилль признал, что именно Красная армия «вспорола кишки» немецкой военной машине. Германия потеряла более 6 миллионов солдат на Восточном фронте и приблизительно один миллион на Западном фронте и в Средиземноморье. Американцы были обескуражены утратой в войне 400 тысяч своих солдат. Британцы потеряли и того меньше. Но мало кто сознает, что означает потеря 27 миллионов советских людей.

       

       

      Президент США Джон Кеннеди говорил в 1963 г.: «То, что вынесли Советы равносильно уничтожению всей огромной части Соединенных Штатов к востоку от Чикаго до океана… Никакая страна в истории сражений никогда не переносила того, что вынес Советский Союз во время Второй мировой войны».

       

      «Но подавляющее большинство американцев, — продолжает Питер Кузник, — ничего не знает об этой истории. Я проводил анонимный опрос в группе студентов колледжа, во время которого спросил, сколько американцев и сколько советских людей погибло во Второй мировой войне. Средние ответы, которые я получил, были 90 тысяч американцев и 100 тысяч русских. Это означает, что студенты недосчитались примерно 300 тысяч американцев и 27 миллионов советских людей. И я боюсь, что подобное представление существует и у большинства американцев в целом. Большинство американцев почти ничего не знают о Второй мировой войне, они не могут понять, почему возникла и чем была холодная война, имеют слабое понимание того, что происходит сейчас в Украине.

       

      В сформированных Голливудом умах большинства американцев Вторая мировая война в Европе, начавшись со Дня Д, завершилась тем, что американские войска торжествующе шли по Берлину. Ну, а русские были лишь статистами в американской военной истории».

       

      В фильме и книге Питера Кузника и Оливера Стоуна разоблачается и миф о якобы «ненужном» участии СССР в разгроме милитаристской Японии, показана роль Красной армии в сокрушении этого союзника гитлеровской Германии. Касаясь войны на Востоке, Питер Кузник говорил на конференции: «К сожалению, американцы не знают и о цене, которую заплатили китайцы, ведя войну сопротивления японским агрессорам, не имеют представления, как важна была их борьба для дела победы над Германией и Японией. Как и русские, китайцы понесли огромные потери. Лидеры Китая утверждают, что китайские потери даже превышают людские потери Советского Союза. И хотя большинство западных ученых дают не столь большие цифры, но и они оценивают число погибших в войне солдат и мирных жителей в ужасающем диапазоне от 10 до 20 миллионов человек…

       

      Американские мифы о Второй мировой войне созвучны пропаганде об исключительности Америки и американцев, их хрупкому себялюбию. Американское самодовольство оправдывает 70 лет американского милитаризма и интервенционизма… И это надо сознавать сейчас, когда необходимо новое сотрудничество между Соединенными Штатами, Россией и Китаем, чтобы вновь вступить в борьбу с выползающими квази-фашистскими силами, которые угрожают нашей планете со стороны религиозного экстремизма, экологической деградации, необузданным милитаризмом и алчностью».

        

      А что у нас? С болью в душе наблюдал телепередачу накануне священного для нашего народа Дня Победы, в которой, нет, не подростков, а вполне уже взрослых молодых людей — наследников отдавших за них жизнь героев Великой Отечественной войны спрашивали о подвигах Александра Матросова, Валентина Котика, Николая Гастелло и других самоотверженных советских воинов. Их убогие несуразные ответы коробили душу, вызывали гневный протест против тех, кто замазывает черной краской подвиги героев войны, с ненавистью к советскому прошлому вырывает из учебников страницы упоминания об отдавших жизни лучших людей нашей страны во имя ее свободы и независимости.

       

      В связи со сказанным не могу широко не процитировать появившуюся накануне праздника в Лайф. ру статью «Учебники, которые лгут. Почему дети могут не узнать о нашей Великой Победе?». Тем более что в ней называются по именам некоторые авторы пасквилей на нашу историю.

       

      «Писатель Евгений Новичихин нервно листает школьный учебник «Всеобщая история» для 9 класса общеобразовательной школы:

      — Это не просто очернение нашей истории, это уже тотальная дебилицизация наших детей, извините за выражение… И форменный саботаж указов президента!

       

      Возмущение писателя легко понять: в учебнике истории, написанном неким Евгением Сергеевым, в описании событий ХХ века нет ни слова о Великой Отечественной войне. То есть буквально ни одного слова, даже понятия такого нет.

       

       Историк Сергеев, рассказывая о событиях Второй мировой войны, упоминает лишь отдельные сражения на Восточном фронте: например Сталинградской битве в учебнике было отведено целых три предложения! А вот описывая события Курской битвы, автор учебника обошёлся всего одним предложением.

       

      Зато сражения англичан в Северной Африке были расписаны самым подробным образом: дескать, именно у города Тобрук солдаты антигитлеровской коалиции и сломали хребет фашистскому зверю.

       

      — И знаете, что самое возмутительное?! — вздыхает Евгений Новичихин. — Я побеседовал с рядом директоров школ и убедился, что это далеко не единственный учебник, в котором наша история представлена в уродливом свете с выпячиванием только негативных её сторон…»

       

      В вышедшем под редакцией доктора исторических наук А.А.Кредера учебнике «Новейшая история ХХ века» полностью отсутствует информация о Сталинградской и Курской битвах. Автор чёрным по белому пишет, что разгром Красной армией войск Гитлера был «вреден для Европы», поскольку это привело к распространению советского влияния на её восточную и южную части. А вот ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, оказывается, были полезны и нужны.

       

      И еще одно свидетельство: «В учебном пособии «Российская цивилизация и истоки её кризиса» сотрудник Института всеобщей истории РАН Игорь Ионов так описывал советских солдат, идущих на штурм Берлина: «Длинные колонны советских войск представляли собой необычную смесь современности и средневековья: танкисты в чёрных кожаных шлемах, казаки на косматых лошадях, к сёдлам которых было привязано награбленное, доджи и студебеккеры, полученные по ленд-лизу, за которыми следовал второй эшелон, состоявший из телег. Разнообразию вооружения вполне соответствовало разнообразие характеров самих солдат, среди которых было много откровенных бандитов, пьяниц и насильников…»

       

      Интересно, реагирует ли на такие публикации Российское военно-историческое общество, не говоря уж о министерствах образования и культуры? А то ведь в результате такого «образования» наших детей приведенные Питером Кузником факты об исторической безграмотности американцев покажутся не такими уж вопиющими.

       

      Анатолий Кошкин

      11 мая 2017

       

      Источник: REGNUM

       

      Другие публикации по данной проблематике:

       

      Кикнадзе В. Г. Отечественная военная история в современной России: от школьника до военного историка

      Подписка на новые публикации:
      Журнал
      О журнале
      Главный редактор
      Авторы
      История
      Лицензии
      Партнеры
      Помочь журналу
      Наука
      Книжная полка
      Конференции
      Международная олимпиада по военной истории
      Открытый доступ (Open Access)
      Общество
      В защиту исторической правды
      Включайся в реальную работу!
      Выборы-2016
      Общество
      Патриот России
      Оборона
      История
      Кадры и наука ОПК России
      Современность
      Наши контакты

      +7 (926) 336-72-58
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      © 2013 - 2023 Сетевое издание "Наука. Общество. Оборона" (Nauka. Obŝestvo. Oborona). Основано в 2013 г. Сайт является средством массовой информации. Зарегистрировано в Роскомнадзоре (Эл № ФС77-53538 от 04.04.2013 г.) 12+ ISSN 2311-1763 (Online) Учредитель: Кикнадзе В.Г. Главный редактор: Кикнадзе В.Г. Редакция: KiknadzeVG@mail.ru Тел.:+79263367258 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки / гиперссылки и упоминания имени автора запрещено. All rights reserved