Kuzinets I.M.,
doctor of historical sciences,
professor
DOI: 10.24411/2311-1763-2013-00006
Курсанты - Дзержинцы в боях за Ленинград (1941-й год)
Students - Dzerzhinsky in the Battle for Leningrad (1941)
Аннотация. В статье говорится об участии курсантов Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского в боях на подступах к Ленинграду в первые месяцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ключевые слова: курсанты, оборона, Военно-морское училище, Ленинград, бои, фашисты, фронт, рубеж, бригада, батальон.
Summary: This article refers to the participation of students of the Higher Naval Engineering School named after FE Dzerzhinsky in battles on the outskirts of Leningrad in the early months of the Great Patriotic War of 1941-1945.
Keywords: students, defense, Naval Academy, Leningrad, fighting fascists, front line, the brigade, battalion.
Практически сразу после начала войны, в конце июня 1941 года, по решению Наркома ВМФ, из курсантов военно-морских учебных заведений была создана отдельная морская стрелковая бригада (командир – контр-адмирал С.С. Рамишвили) [1, л. 10об.]. В состав бригады вошел и батальон курсантов 2-3 курсов и параллельных классов Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища (ВВМИОЛУ) имени Ф.Э. Дзержинского (командир – полковник И.Н. Алексеев) [2, с. 91].
3 июля бригада, переодетая в армейскую форму, ушла на фронт и заняла оборону на рубеже Котлы-Копорье-Гостилицы-Дятлицы-Петергоф. Её главная задача состояла в том, чтобы надёжно охранять занимаемый рубеж и в случае появления фашистских парашютистов и диверсантов уничтожить их. Отношение к решению поставленных задач у курсантов было очень серьезным. На этой почве произошёл даже трагический случай. Курсант Легран заснул на посту в боевом карауле и, испугавшись ответственности, застрелился [3, с. 54].
15 июля батальону было приказано занять район дер. Семейская, к югу от Копорской губы. Задача та же – несение истребительной службы. В один из дней патрулирования курсанты пулемётного отделения (командир – старшина Самойлов) выследили и задержали местного учителя, который днём передавал фашистам световые сигналы [4, л. 154-156,161].
В конце июля курсанты параллельных классов, а также 2-3 курсов, возвратились в Ленинград. Вместо них на фронт были направлены курсанты нового набора, находившиеся в то время на сборах в лагере училища на острове Вольном [5, с. 219].
С августа батальон курсантов ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского в оперативном отношении был подчинен 2-й морской отдельной бригаде (командир – полковник Денисевич). В связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск бригада была переброшена в район Кингисеппа-Веймарна. О героизме курсантов – дзержинцев в боевых действиях бригады говорит, например, незаурядное мужество и отличные боевые качества, проявленные курсантом 1-го курса В. Островским 26 августа в бою у деревни Большое Рудилово. Получив 15 ран от пуль и осколков мин, он не ушёл с боевой позиции, а хладнокровно расстреливал немцев, подпуская их на близкое расстояние [6, с. 3].
В начале июля учебный дивизион кораблей ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского на Чудском озере был преобразован в военную флотилию (в её состав вошли винтовые канонерские лодки с бронированными рубками «Исса» и «Эмбах», канлодка «Тарту», колёсные парохода «Нарова» и «Плюсса», госпитальное судно «Нептун», корабль связи, несколько катеров и буксиров, привлеченных из озёрного пароходства, а также 427 человек личного состава, в основном, курсантов – дзержинцев). Командующим флотилией был назначен начальник кафедры военно-морских дисциплин училища капитан 1 ранга Аврамов Н.Ю. [7, с. 21-23]. Наряду с изучением военно-морского дела курсанты, находившиеся на кораблях Чудской военной флотилии, держали первый боевой экзамен: они принимали участие в уничтожении диверсантов.
Из курсантов, не попавших на корабли, был сформирован отряд морской пехоты (командир – младший лейтенант Е.Д. Поздеев, военком-батальонный комиссар Я.И. Поляков). 15 июля отряд курсантов был поднят по боевой тревоге и переброшен в район дер.Ченево. В течение двух дней курсанты строили оборонительные сооружения на пути продвижения гитлеровцев. К вечеру 17 июля появились первые подразделения фашистских войск. Завязался жаркий бой. Курсанты проявили высокое мужество и стойкость. Одну за другой они отражали атаки гитлеровцев и неоднократно сами переходили в контратаки [8]. Схватка с неприятелем длилась весь день. Курсанты сумели удержать позиции. Однако на другом участке гитлеровцы обошли озеро и приблизились к г. Гдову, начав артиллерийский обстрел города и порта. Многократное превосходство гитлеровцев в технике и людях решило исход сражения за г. Гдов. Тёмной ночью 18 июля корабли Чудской флотилии бесшумно вошли в порт и из-под самого носа врага увели на буксире баржи с курсантами отряда и частями 118-й стрелковой дивизии 8-й армии, сумевшими прорваться к г. Гдову. В Васка-Нарве (в истоках р. Нарвы) подразделения 118-й дивизии были высажены на берег и направились в сторону г. Кингисеппа, а флотилия взяла курс на небольшой эстонский городок Муствээ. Выполняя в основном разведывательные задания, корабли флотилии обеспечивали армейскую группировку сведениями о противнике, делали рейды в тыл врага.
Успешные действия кораблей Чудской флотилии вызвали беспокойство у гитлеровского командования. Фашисты решили уничтожить флотилию. Они перебросили на Чудское озеро по железной дороге свои катера. Одновременно начались налёты фашистской авиации на базу и корабли. Они продолжались в течение нескольких суток и привели к значительном потерям на флотилии. Только на одной «Иссе», например, из 48 человек экипажа в строю осталось всего 7 человек. В братской могиле г. Муствээ похоронены, погибшие в боях за Родину, питомцы училища: техник-интендант 1 ранга С.К. Филягин, курсанты – Ю.А. Александров, Н.А. Валуевич, В.М. Воронин, Д.А. Гладковский, П.П. Исаев, А.В. Скачков, Н.В. Трубский, Г.Т. Шестаков, С.З. Шифрин, воентехник 1 ранга М.А. Хохлов, руководитель практики с Кораблестроительного факультета А.К. Мазуренко и другие. Корабли получили серьёзные повреждения. После боя флотилия перешла в устье р. Ранн-Пунгерн, где было решено затопить канонерские лодки, а личный состав списать в береговые части. С врагом продолжала сражаться группа катеров, которую возглавил курсант – главный старшина И.А. Гарбуз. В ночь на 13 августа катер, которым он командовал, во время высадки тактического десанта подвергся атаке 4-х катеров противника. Во время боя И.А. Гарбуз получил тяжелое ранение в левую руку, но не покинул мостик и благополучно привёл катер в базу. За мужество и отвагу, проявленные в бою, он одним из первых в училище с начала войны был награжден орденом Красной звезды. Вспоминая эти бои, газета «Красная Звезда» писала 17 января 1982 г.: «Славной боевой эпопеей стали действия Чудской военной флотилии, укомплектованной курсантами ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского. Они показали непревзойденные образцы военного мастерства, мужества и героизма, непреклонную волю к победе в годы Великой Отечественной войны».
Продолжал активные действия курсантский боевой отряд под командованием младшего лейтенанта Е.Д. Поздеева. Некоторое время он сражался в районе Ранн-Пунгерна, попал в окружение и лесными тропами, в неимоверно тяжелых условиях, вышел к своим, соединившись с остатками личного состава Чудской флотилии во главе с её командующим капитаном 1 ранга Н.Ю. Аврамовым и отдельными группами из армейских частей, находившихся на Нарвском перешейке. 20 августа курсанты прибыли в Старый Петергоф, а затем – в Ленинград [9, с. 201-203]. С Н.Ю. Аврамовым вышло из окружения 142 человека [10, с. 45]. В прошедших боях образцы стойкости и героизма показали воспитанники училища: инженер-лейтенант М.А. Лебедев, старшины 2-й статьи Рулев и Шимбетов, курсанты Н.А. Астратов, Н.С. Варюшенков, С.С. Ефремов, Н.Н. Загорский, В.И. Нижников, Ю.В. Разумов, А.В. Суевалов, главный старшина П.Т. Близнюченко и другие.
Упорные бои в августе вели курсанты училища в составе 2-й морской отдельной бригады в районе Кингисеппа-Веймарна. Они героически отражали яростные атаки гитлеровцев. Но из-за больших потерь в личном составе батальон курсантов с наступлением темноты 22 августа пришлось вывести из боя [11, л. 30]. В этих боях отличились курсанты Ю.В. Александровский, Я.Д. Арефьев, Б.Д. Гусев, Ю.Ч. Дорощук, старший инженер-лейтенант Г.Н. Белоконов и другие. Особую стойкость в боях проявили курсанты 2-й роты под командованием младшего политрука М.И. Кондратьева. В одном из боёв они не только отбили все атаки противника, но и перейдя в контратаку, захватили противотанковое орудие, из которого открыли огонь по врагу.
Курсантский батальон понёс большие потери не только убитыми и ранеными. Ряд курсантов, например Л.Д. Сирота, Н.И. Плетухин, Б. Громов и другие попали в плен. Часть из них погибла в гитлеровских застенках, некоторые сумели бежать и затем вновь служили в Вооруженных Силах СССР, МВД, работали в народном хозяйстве страны. Так, необычно сложилась судьба Н.И. Плетухина. Попав, будучи окруженным, в плен, он прошел через ад нескольких концентрационных лагерей, пережил голод и холод, побои и издевательства фашистов, но не нарушил присяги, не изменил Родине. Он несколько раз бежал из концлагерей, но снова попадал в руки врага. Наступление нашей армии заставило немцев эвакуировать военнопленных в глубокий тыл. Так, в конце 1943 г. Плетухин оказался во Франции. Здесь гитлеровское командование использовало наших военнопленных для строительства на берегу Ла-Манша «Атлантического вала». В их число попал и Н.И. Плетухин. В апреле 1944 г. во время налета авиации наших союзников ему вместе с другими военнопленными удалось бежать. Вскоре Николай вместе со своими товарищами по плену попал в один из отрядов французского сопротивления. Отряд совершал диверсии в тылу немецко-фашистских войск: разрушал телефонно-телеграфную связь, минировал железнодорожное полотно, устраивал засады, вёл другие боевые действия. Вскоре отряд был разделен на две группы. Командиром одной из них, «За Родину», был назначен Н.И. Плетухин. Группа была интернациональной по составу и включала русских, поляков, французов, представителей других национальностей. Группа Плетухина действовала в районе Компьена, совершала налёты на небольшие немецкие гарнизоны, устраивала засады… После освобождения Франции в декабре 1944 г. Николай по поручению Советского посольства занимался поиском, сбором и подготовкой к отъезду на Родину советских людей, оказавшихся в годы войны на Чужой земле. В те дни Н.И. Плетухин говорил себе: «Именно потому и спешу на Родину, что ей трудно, и она вправе ждать моей помощи, где только потребуется». И вот наступил час отъезда. «Я стоял на площади, - писал он позднее, вспоминал эти мгновения, - впереди темнел фасад ратуши Парижа. Ни одно из его окон не светилось, только парусник на бело-синей волне с выписанным на латыни девизом: «Волны бьют его, а он не тонет» Воображение рисовало картину голубого, с легкими белыми облаками неба с золотым шпилем Адмиралтейства Ленинграда, увенчанным парусным корабликом… Два знаменитых парусника в жизни одного человека». [12, с. 171-173]. Затем Н.И. Плетухин воевал в рядах Красной (Советской) Армии. За мужество и отвагу боях он был награжден орденом Славы III степени и многими медалями…
Так сражались курсанты училища с первых же недель войны.
За образцовое выполнение боевых задач Военный совет Ленинградского фронта объявил благодарность курсантской бригаде. Высокая оценка боевым действиям курсантов училища дана в книге «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.». В ней говорится: «Самоотверженно дрались в районе Кингисеппа и Веймарна курсанты Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского» [13, с. 83]. Немногие военные учебные заведения были удостоены столь высокой оценки за свои боевые дела в первый период войны.
Вспоминая эти страницы начала битвы за Ленинград в канун 70-летия полного освобождения Ленинграда от блокады, мы не только отдаём дань памяти о мужестве и героизме молодых воинов-курсантов-моряков, вставших на защиту Родины в самый тяжёлый период войны, но и с верой и надеждой смотрим на современное молодое поколение, которое за прошедшие после Великой Отечественной войны десятилетия неоднократно подтверждало преемственность мужества, героизма, стойкости, патриотизма, подлинной любви к Родине и верности присяге. В этом сила России, суть её прошлого, настоящего и будущего.
Список литературы и источников
1. Архив Военно-морского политехнического института, №28790.
2. Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. – М., 1970.
3. Муру Н.П. Незабываемые годы. – СПб., 1995.
4. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА), Ф.1137, Оп.015480, Д.1, Л.154-156, 161.
5. Кузинец И.М. Адмиралтейская академия. – М., 1998.
6. Личные воспоминания доктора технических наук, профессора, капитана 1 ранга в отставке М.Б. Барабаша.
7. Морской сборник, 1990, №5.
8. Красный флот, 1941, 30 июля.
9. Усик Н.П., Полях Я.И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского. – Л., 1990.
10. Караваев А.Т. По срочному предписанию. – М., 1967.
11. ЦВМА, перечень №19.
12. Вдали от Родины. – Орёл, 1996.
13. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткая история. – М., 1967.