DOI: 10.24411/2311-1763-2014-00006
«Белый генерал»
«The white General»
Аннотация. В статье рассказывается о великом русском полководце М.Д.Скобелеве.
Ключевые слова: М.Д. Скобелев, «белый генерал», войны, походы, победы.
Summury. The article tells about the great Russian military commander M.D. Skobelev.
Keywords: M.D. Skobelev, «The white General», wars, hikes, victories.
XIX век занял особое место в Российской истории. Он подарил не только стране, но и всему миру великих учёных и писателей, композиторов и художников, политиков и полководцев. Имя одного из них – Михаила Дмитриевича Скобелева служит тому доказательством. Его называли «вторым Суворовым», братушки-болгары в дань благодарности называли его «генералом освободителем», турки с почтением – «Ак-паша», что значит – «белый генерал». Европа приравняла Скобелева к Наполеону I. А солдаты русской армии безгранично любили его и говорили о нём: «Он не посылал на смерть, а вёл за собой». За что же столько чести и уважения, почитания и благодарности к этому человеку? За 19 лет своей военной карьеры, М.Д. Скобелев успел побывать в пекле 70-ти сражений. Боевой путь от поручика до генерала был пройден им за рекордно короткий срок – 11 лет (с 1864 г. по 1875 г.). Вызывает восхищения и география его службы, знание религиозных и бытовых традиций, особенностей, как народов Средней Азии, так и балканского полуострова, включая турок, для которых удивителен был тот факт, что прославленный генерал знал Коран и цитировал его по-арабски. При этом, с установлением советской власти в России, боясь сочетания «белый генерал» и «белогвардейщина», его имя на долгие годы было вычеркнуто из литературы и памяти народной.
М.Д. Скобелев родился 17 сентября 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего полководца, Дмитрий Иванович, дослужился до чина генерал-лейтенанта. Он был богат, что позволило ему перед смертью (1879 г.) передать сыну весьма весомое наследство. Трагична судьба матери М.Д. Скобелева, Ольги Николаевны, урождённой Полтавцевой. Она посвятила себя делу помощи больным и раненым. Возглавляя Болгарский отдел Красного Креста и находясь в очередной поездке, в 1880 г. была убита бандой разбойников. Дедушка Михаила, Иван Никитич, в Отечественную войну 1812 года состоял адъютантом у М.И. Кутузова, дослужился до чина генерала от инфантерии, был комендантом Петропавловской крепости, военным писателем и драматургом [1]. Он являлся главной фигурой в домашнем воспитании внука, который с явной заинтересованностью слушал рассказы деда о военных походах и подвигах. Но вскоре И.Н. Скобелев умер, и мальчик с 6 лет остался без любимого воспитателя. Позже Михаил был отправлен во Францию для учёбы в пансионе Дезидерия Жирарде, где будущий генерал овладел большим объёмом знаний и несколькими языками [4, с. 6–7].
Вернувшись на родину, в 1861 г. он поступил в Петербургский университет, однако не закончил его (в конце того же года начались массовые студенческие волнения и университет закрыли). Семейные традиции в его судьбе взяли верх, и 22 ноября 1861 г. Михаил Дмитриевич поступает вольноопреляющимся в Кавалергардский полк. Это стало переломным моментом во всей его жизни. С тех пор и до самой смерти он уже не мог мыслить свою жизнь без русской армии. 18-летний Михаил Скобелев в строю кавалергардов принёс присягу на верность государю и Отечеству и с рвением начал постигать азы военного дела. В марте 1863 г. произведён в корнеты, в следующем году по своему прошению переведён в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расквартированный в Варшаве [14, д. 40335, л. 57об]. Участвовал в подавлении восстания в Польше (1864 г.): с лейб-гвардии Преображенским полком преследовал польский отряд под командованием Шпака; в составе летучего отряда под начальством войскового старшины К.И. Занкисова получил боевое крещение в стычках с польским вооружённым формированием под руководством Шемиота в Радковицком лесу; за храбрость был удостоен первого своего боевого ордена – Св. Анны 4-й степени [6]. В воспоминаниях офицеров Гродненского полка он остался «истым джентльменом и лихим кавалерийским офицером».
В 1866 г. М.Д. Скобелев, блестяще сдав экзамены, поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Это была эпоха расцвета академии, в которой преподавали такие видные военные ученые, как Г.А. Леер, М.И. Драгомиров, А.К. Пузыревский. Но темпераментному офицеру учеба давалась нелегко: он то упорно занимался, восхищая преподавателей своими знаниями, то бросал ходить на лекции, предаваясь холостяцким пирушкам. Действительно, Михаил Дмитриевич занимался только теми предметами, которыми увлекался, и пренебрегал всякой рутиной. Вероятно, ему не удалось бы окончить курс академии, если бы не профессор Г.А. Леер, который своим верным чутьем угадал в нём исключительные военные дарования и опекал его [13, с. 23]. По ходатайству Г.А. Леера штабс-ротмистр М.Д. Скобелев по выпуску из академии (1868 г.) был зачислен в штат офицеров Генерального штаба и направлен служить в штаб Туркестанского военного округа, где командуя Сибирской казачьей сотней, участвует в боевых действиях на неспокойной бухарской границе [16, с. 365–366]. Несмотря на ревностное исполнение своих обязанностей у М.Д. Скобелева служба в Туркестане не сложилась. Особенности характера Михаила Дмитриевича, описываемые как «недостаток необходимой выдержки и такта», часто приводили к конфликтам с сослуживцами, иногда доходившими до дуэлей. Такое поведение М.Д. Скобелева вызвало гнев командующего Туркестанским военным округом генерал-лейтенанта К.П. Кауфмана [2, с. 324–326]. Михаила Дмитриевича откомандировали обратно в резервный эскадрон лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (г. Павловск), а через год, в конце 1870 г. – в распоряжение главнокомандующего Кавказской армией. Весной 1871г. М.Д. Скобелева направили на восточное побережье Каспийского моря, где он в составе Красноводского отряда полковника Н.Г. Столетова изучал возможность перехода русских войск к Чиве через северную часть пустыни Каракумы.
В апреле 1872 г. М.Д. Скобелев прикомандирован к Главному штабу, где служил в Военно-учётном комитете. Из-за своей энергичности и несдержанности Михаил Дмитриевич там тоже не засиделся, и уже 5 июля был назначен старшим адъютантом штаба 22-й пехотной дивизии, расквартированной в г. Новгороде. 30 августа он произведён в подполковники с переводом в штаб Московского военного округа, однако почти сразу был прикомандирован для командования батальоном к 74-му пехотному Ставропольскому полку, расположенного в районе Майкопа [8, с. 27–28].
В 1873 г. Михаил Дмитриевич участвовал в Хивинском походе (1873 г.) русских войск под командованием генерала К.П. Кауфмана, имевшем целью принудить хивинского хана к мирным отношениям с Россией. М.Д. Скобелев возглавлял авангард Мангышлакского отряда, в стычках с противником получил несколько легких шашечных ранений, но оставался в строю, принял участие во взятии Хивы. Его мужество и храбрость в боях были замечены, и М.Д. Скобелев был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени [9, с. 25–26]. В 1874 г. Михаил Дмитриевич был произведен в полковники и флигель-адъютанты, женился на фрейлине императрицы княжне М.Н. Гагариной, но уютная семейная жизнь была не для него, и вскоре брак был расторгнут [10, с. 53–54].
В конце мая 1875 г. он вновь добивается направления его в Туркестан, где вспыхнуло Кокандское восстание (1875–1876 гг.). В составе отряда К.П. Кауфмана М.Д. Скобелев командовал казачьей конницей, и его решительные действия способствовали поражению противника под Махрамом. Затем ему было поручено во главе отдельного отряда действовать против участвовавших в восстании кара-киргизов; победы М.Д. Скобелева под Андижаном и при Ассаке положили конец восстанию. Одетый в белый мундир, на белой лошади Михаил Дмитриевич оставался целым и невредимым после самых жарких схваток с противником (сам он, отдавая дань суеверию, внушал себе и другим, что в белой одежде никогда не будет убит). Уже в то время сложилась легенда, что он заговорён от пуль. За свои подвиги в Кокандском походе М.Д. Скобелев был произведён в генерал-майоры, и награждён орденами Святого Георгия 3-й степени и Святого Владимира 3-й степени, а также золотой саблей с надписью «За храбрость» [3, с. 42]. Завоёванное ханство было присоединено к Российской империи под названием Ферганской области, губернатором которой становится М.Д. Скобелев [11, с. 23]. Летом 1876 г. он возглавил экспедицию к границам Кашгарии, к Тянь-Шаню, результатом которой стало присоединение Алайской земли к Ферганской области, занятие кашгарской границы и постройка Гульчинско-Алайской дороги. Однако на этой должности М.Д. Скобелев находился не более года, уехав в Петербург.
В начавшейся русско-турецкой войне (1877–1878 гг.), когда Россия пришла на помощь братским славянским народам, решил непременно участвовать и М.Д. Скобелев. Но в Петербурге о молодом генерале к тому времени сложилось недоброжелательное мнение: его обвиняли в чрезмерном честолюбии, «невоздержанном» образе жизни и даже в присвоении казённых денег. С трудом М.Д. Скобелев добился назначения начальником штаба Кавказской казачьей дивизии (ею командовал его отец). С летучим отрядом М.Д. Скобелев в день объявления войны, 12 апреля 1877 г., занимает Барбошский железнодорожный мост через реку Серет и этим обеспечивает беспрепятственное движение русских войск к Болгарии. После расформирования дивизии вместе с отцом оказались в свите императора. Однако, не желая сидеть, сложа руки во время боевых действий, ушёл оттуда на должность ординарца к начальнику 14-й дивизии генерал-майору М.И. Драгомирову. Дивизии было поручено форсировать Дунай, и в этой первой крупной операции русских войск М.Д. Скобелев снова показал себя блестяще. Он спас положение, бросившись с колонной стрелков в атаку прямо на ощетинившиеся огнём турецкие позиции, выбил оттуда противника и закрепил тем самым плацдарм для русских войск.
М.Д. Скобелев участвовал почти во всех крупных боестолкновениях: 25 июня – в разведке и занятии города Белы, 3 июля – в отражении турецкой атаки у Сельви и 7 июля – в занятии Шипкинского перевала. Далее он принял участие в двух печальных для нашей армии и кровопролитнейших сражениях за Плевну, которую оборонял с мощной группировкой один из лучших военачальников Турции Осман-паша. Обе попытки взятия города провалились. Во время второй Плевны «белый генерал» при отступлении русских войск активными действиями своего небольшого отряда спас левое крыло русской армии, задержав турецкие таборы, которые намеривались ударить по нему. Вскоре им был разработан и реализован план по взятию города Ловчи, в котором находилась часть турецких войск. Затем отряд М.Д. Скобелева, захватив три гребня Зелёных гор и 2 редута, подошёл к Плевне. Однако под нажимом превосходящих сил противника, не получив подкреплений, был вынужден отойти [7, с.242–244]. За проявленный героизм и мужество его произвели в чин генерал-лейтенанта, наградили орденом Святого Станислава 1-й степени и назначили начальником 16-й пехотной дивизии. После падения Плевны дивизия М.Д. Скобелева в составе русских войск совершает трудный зимний переход через Балканы и участвует в сражении у Шейново, в котором был окружён корпус Вессель-паши. Путь к Стамбулу был открыт. Понимая это, М.Д. Скобелев, командуя авангардом обеспечивает взятие Андрианополя, потом берёт город Чорлу, расположенный в 80 км от Стамбула. Турки запросили перемирия и 19 февраля 1878 г. был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Михаила Дмитриевича назначают командиром оставленного в Турции 4-го армейского корпуса.
В апреле 1879 г. М.Д. Скобелев вернулся в Россию, где был назначен генерал-адъютантом Александра II. К концу 70-х гг. обострилась борьба России и Англии за влияние в Средней Азии, и в 1880 г. Александр II поручил находящемуся в зените своей славы и популярности М.Д. Скобелеву возглавить 2-ю экспедицию русских войск в ахалтекинский оазис Туркменистана (1880–1881 гг.) [12]. Главной целью похода стало овладение крепостью Геок-Тепе – основной опорной базы текинцев. Начальником штаба стал полковник Н.И. Гродеков, обладающий знаниями по географии, этнографии и истории Туркестана. А вторым, в качестве начальника морской части экспедиции, был назначен будущий адмирал С.О. Макаров, тогда ещё капитан 2-го ранга. Ознакомившись с материалами 1-й экспедиции, Михаил Дмитриевич понял, что её неудачи кроются в слабом материальном обеспечении. Поскольку часть пути экспедиции пролегала по пустыне, М.Д. Скобелев организовал снабжение войск с помощью морских перевозок через Каспий в Красноводск, а затем по построенной в песках в кратчайший срок железной дороге. После пятимесячной борьбы с текинцами 13-тысячный отряд М.Д. Скобелева подошёл к Геок-Тепе, и 12 января 1881 г. после штурма крепость пала. Затем был занят Асхабад, к России были присоединены и другие районы Туркестана [15, с. 194]. По случаю успешного завершения экспедиции Александр II произвёл М.Д. Скобелева в генералы от инфантерии и наградил орденом Святого Георгия 2-й степени. 2-я Ахалтекинская экспедиция в полной мере продемонстрировала полководческий талант М.Д. Скобелева. Многие могли теперь убедиться в личной храбрости и решительности Михаила Дмитриевича, его умении принимать неординарные и трудные решения, а главное, брать ответственность на себя в сложной ситуации.
Вступивший в марте 1881 г. на престол Александр III настороженно отнёсся к громкой славе «белого генерала». В свою очередь, М.Д. Скобелев позволял себе говорить всё, что он думал о царствующем доме, политике России и её взаимоотношениях с западными державами. Увлечённый идеями славянизма, православия и подъёма национального самосознания, он неоднократно и публично заявлял об опасности, грозящей России с запада, чем вызвал переполох в Европе. Особенно резко генерал высказывался о Германии, «тевтонах». В марте и апреле 1882 г. М.Д. Скобелев имел две аудиенции у императора, и хотя содержание их бесед оставалось неизвестным, по свидетельству очевидцев, Александр III стал относиться к генералу терпимее. М.Д. Скобелев писал своему другу генералу А.Н. Куропаткину: «Если будут ругать, не очень верьте, стою за правду и за Армию и никого не боюсь».
22 июня 1882 г. Михаил Дмитриевич выехал из Минска, где он командовал корпусом, в Москву. 25 июня он умер в гостинице «Англетерр». Состоявшаяся на следующий день панихида собрала огромное количество людей, церковь утопала в цветах и траурных лентах. На венке от Николаевской академии Генерального штаба серебрилась надпись: «Герою Скобелеву, Суворову равному». Крестьяне на руках более 20 км несли гроб Михаила Дмитриевича до Спасского, родового имения Скобелевых. Там он был похоронен в церкви рядом с могилами отца и матери.
В 1886 г. в Трокском уезде Виленской губернии был построен первый памятник полководцу. В 1902 г. в Минске на доме, где жил М.Д. Скобелев, установлена мемориальная доска. В 1911 г. созданы 2 бюста генерала – в Варшаве и в селе Уланове Черниговской губернии при Скобелевском инвалидном доме для нижних чинов [5, с. 41]. К сожалению, ни один из этих памятников не сохранился до наших дней. В 1912 г. в Москве на Тверской площади на народные средства воздвигнут памятник М.Д. Скобелеву (в 1918 г. снесён согласно декрету «О снятии памятников царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции»). В 1924 г. город Скобелев получил другое название – Фергана. В Болгарии, где М.Д. Скобелев стал национальным героем, были построены монументы: в Плевне – храм-мавзолей и бюст генерала; под Шипкой – памятник. Отрадно, что большинство монументов, посвящённых русским воинам в Болгарии, в том числе и М.Д. Скобелеву, сохранились до сих пор. С 1904 г. по 1918 г. в Санкт-Петербурге функционировала благотворительная организация «Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». В 2001 г. в целях военно-патриотического воспитания населения, активизации творческого труда писателей России и признания их заслуг перед обществом и Вооруженными Силами учреждена Всероссийская литературная премия имени М.Д.Скобелева за лучшее литературное произведение эпического, исторического и военно-патриотического содержания. Действующий в настоящее время Международный Скобелевский комитет возглавляет Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт А.А. Леонов. Его филиал в Санкт-Петербурге в августе 2006 года организовал установку мемориальной доски Михаилу Дмитриевичу на пике Скобелева в Киргизии. В апреле 2007 года на фасаде Комендантского дома Петропавловской крепости была открыта мемориальная доска «белому генералу». С этого же года каждое 17 сентября там отмечается день рождения великого полководца с участием курсантов, кадетов, школьников и представителей общественных организаций. Имя М.Д. Скобелева носят улицы, проспекты и скверы российских городов. Бюсты генерала установлены в Рязани и на территории мемориального комплекса в селе Заборово (бывшее Спасское) Александро-невского района Рязанской области.
Полководец М.Д. Скобелев был сторонником смелых и решительных действий, обладал глубокими и всесторонними знаниями в военном деле. Он отличался большой личной храбростью и пользовался популярностью среди солдат и офицеров.
Список литературы и источников
- Булгарин Ф.В. Воспоминание об Иване Никитиче Скобелеве. - СПб., 1850; Московский журнал. № 9. 1993. С. 6-9; Белый генерал: сборник / предисл. В.В. Дробышева. - М.: Патриот. 1992. С. 17-20.
- Верещагин В.В. На войне в Азии и в Европе: воспоминания. М.: Тип. Зиновьева. 1894.
- Кирилин А.В. Боевые заслуги М.Д. Скобелева в Туркестане // Военно-исторический журнал. 2002. № 7.
- Гейсман Пл.А. М.Д. Скобелев: Чтение проф. генерал-майора Пл.А. Гейсмана на торжественном собрании Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества 18.02.1901 г. СПб.: Тип. Березовского. 1901.
- Зайцев М.С. Судьба памятников «белому генералу» // Московский журнал. № 7. 2000.
- Казначеев И.В. Генерал-адъютант М.Д. Скобелев (1843-1882) Биографический очерк. Петроград: Главное управление военно-учебных заведений. 1916. С. 13; Панчулидзев С. А. Сборник биографий кавалергардов. Т. 4. - СПб. 1901. С. 237. (Приводится справка из наградного листа о пожаловании М.Д. Скобелеву первой боевой награды, извлечённого из Общего архива Главного Штаба).
- Керсновский A.A. История русской армии: В 4 т. Т.2. М.: Полигон, 1993.
- Кнорринг H.H. Генерал М.Д.Скобелев. Исторический очерк. СПб. «Белый генерал» / Отв. ред. Соколова Т.А. М.: Патриот, 1992.
- Костин Б.А. Скобелев / Б.А. Костин. – М.: Молодая гвардия, 2000.
- Масальский В.Н. Скобелев. Исторический портрет. М.: Андреевский флаг, 1998.
- Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина / Под ред. П.А. Зайончковского. - М.: Тип. Б-ки им. В.И. Ленина. Т. 2. 1949.
- Подробнее о 2-й Ахал-Текинской экспедиции под руководством Скобелева: Ахал-Текинская экспедиция 1880-1881 гг. Геок-тепинский бой. М.Д. Скобелев. Асхабад. 1904; Гродеков Н.И. Война в туркмеши. Поход Скобелева в 1880-1881 гг. Т. 1-4. - СПб.: Тип. Балашева, 1883. Т.1. 258 с.; Т.2. 239 с.; Т.З. 285 с.; Т.4. 283 с.; Куропаткин А.Н. Завоевание Туркмении (Поход в Ахал-Теке в 1880-1881 гг.) СПб.: Тип. Березовского, 1889. 156 с.; Маслов А.Н. Завоевание Ахал-Теке. Очерки из последней экспедиции Скобелева. Материалы для топографии и характеристики Скобелева. СПб.: Тип. Балашева, 1887. 205 с. Чанцев И.А. Скобелев как полководец (1880-1881). СПб.: Тип. Балашева, 1883. 71 с.
- Полянский M. Памяти Михаила Дмитриевича Скобелева. СПб.: Тип. Суворина, 1908.
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Оп. 2.
- Рубежи ратной славы Отечества / Под ред. А.А. Кольтюкова, И.И. Басика, Н.И. Никифорова и др., М.: «Перспектива», 2004.
- Филиппов М.М. М.Д.Скобелев, его жизнь и деятельность, военная, административная и общественная. Биографический очерк. СПб.: Тип. Березовского, 1894.