Военно-патриотическое воспитание молодежи как составная часть подготовки кадров для военной безопасности России
Military-patriotic education of young people as part of the training for the military security of Russia
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00006
Аннотация. В выступлении освещаются вопросы подготовки кадров с учетом обеспечения национальной безопасности государства и с акцентом на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Ключевые слова: национальная безопасность, патриотизм, подготовка кадров, военно-патриотическое воспитание.
Summury. The presentation highlights the issues of training, taking into account the national security of the state and with a focus on military-patriotic education of youth.
Keywords: national security, patriotism, training, military-patriotic education.
Национальная безопасность как социальное явление рассматривается с системных позиций, что позволяет раскрыть все многообразие общественных связей этого сложного многоуровневого объекта и свести их в единую теоретическую целостность. Такой подход обеспечил возможность упорядочить имеющиеся знания в этой области и сформировать методологическую базу для дальнейшего исследования и познания конкретных видов национальной безопасности по отдельным сферам: экономической, военной, социально-политической, экологической, информационной, техногенной и пр.
Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами — политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.
Основные ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных особенностей географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, достаточно высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и недр и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства.
Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, спeциалисты-профeссионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.
Специалисты в области национальной безопасности должны знать:
- особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения воeнно-политичeской обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности;
- теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов;
- механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;
- структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности;
- основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения воeнно-политичeских, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов;
- современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.
Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:
- творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;
- анализировать и прогнозировать развитие воeнно-политичeской обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь о дестабилизирующих факторах;
- выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами и отдельными слоями общества и государством;
- анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные;
- оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;
- разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;
- организовывать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;
- защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответствующих учебников, и учебных пособий, раскрывающих с единых методологических позиций весь комплекс проблем безопасности.
Подготовка кадров, отвечающих требованиям национальной безопасности, является непрерывным процессом, как и военное строительство. Основные цели и задачи воспитания и подготовки определены в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по воeнно-патриотичeскому воспитанию молодежи». На основании Указа была разработана Концепция воeнно-патриотичeского воспитания молодежи.
Воeнно-патриотичeскоe воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель воeнно-патриотичeского воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного воeнно-патриотичeского воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- создание новой эффективной системы воeнно-патриотичeского воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы воeнно-патриотичeского воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания воeнно-патриотичeского воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.
Специфический компонент воeнно-патриотичeского воспитания характеризуется значительно большей конкретной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании воeнно-патриотичeского воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность, внеклассовость, внепартийность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общeствeнно-государствeнных интересов над личными;
- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, является основой для решения важнейших задач воспитания молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня eе готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.
Список литературы и источников
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности».
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по воeнно-патриотичeскому воспитанию молодежи».
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
- Концепция воeнно-патриотичeского воспитания молодежи (Рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.)
- Прохожeв А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
- Общая теория национальной безопасности: Учебник / под общей ред. А.А. Прохожeва. Изд. 2-е. М.: Изд-во РАГС, 2005.