Некоторые подходы к достижению скрытности управления войсками (силами) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации
Some approaches to achieving stealth control of troops (forces) in the interests of the Russian Federation's military security
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00023
Аннотация. Статья посвящена изложению подходов к достижению скрытности управления войсками (силами) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: военная безопасность, управление войсками (силами), скрытность управления.
Summury. The article gives an account of approaches to achieve stealth control of troops (forces) in order to ensure the military security of the Russian Federation.
Keywords: military security, control of troops (forces) control secrecy.
В соответствие с Военной доктриной Российской Федерации одним из основных приоритетов развития военной организации государства, как основного инструмента обеспечения военной безопасности Российской Федерации, является совершенствование системы управления вооруженных сил, других войск и органов и повышение эффективности ее функционирования в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
Тем самым основополагающий документ в области обеспечения военной безопасности обращает наше внимание на определяющую роль эффективности процесса управления в решении задач по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, связанных с применением военной силы.
К процессу управления предъявляется ряд требований: устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность. Данные требования взаимосвязаны между собой. Успешное выполнение одного, двух или трех требований не будет необходимым результатом, который обеспечит эффективность управления. Так, например, отсутствие результатов реализации мероприятий по скрытности управления, ставит под сомнение реализацию остальных требований к управлению.
Поэтому вопросы достижения скрытности управления войсками (силами) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, при условии выполнения мероприятий других требований к управлению, в настоящее время являются актуальными и важными.
Под скрытностью понимается способность органов управления сохранять в тайне от противника полученное решение за счет ограничения числа должностных лиц, допущенных к разработке соответствующих документов, и закрытия основных каналов утечки при обработке информации на средствах автоматизации и обмене информацией по техническим средствам связи [1]. Скрытность управления достигается выполнением организационных и технических мероприятий. Эти мероприятия должны учитываться в работе органов военного управления, а также при построении информационных систем военного назначения.
Создание единого информационного пространства вооруженных сил, интеграция цифровых сетей связи специального назначения посредством Единой сети электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ РФ), с одной стороны, повышают качество предоставления услуг связи и расширяют возможности органов государственного и военного управления по использованию технологий поддержки принятия решений. С другой стороны, приводят к появлению дополнительных рисков по компрометации управленческих решений или их подмене.
В настоящее время актуальными вопросами военной теории и практики являются вопросы, связанные с поиском путей достижения скрытности управления войсками (силами) в едином информационном пространстве.
Необходимо отметить, что на способность органов военного управления скрытно воздействовать на подчиненные войска (силы) будут влиять следующие факторы:
1.Возрастающие возможности всех видов разведывательной деятельности зарубежных государств.
Так, в настоящее время Управлением перспективных исследовательских проектов ДАРПА МО США создается специальное программное обеспечение типа «Стронг Энджел» (Strong Angel) для системы разведки по открытым источникам. Программное обеспечение должно обеспечить доступ и возможность работы для широкого круга персонала, в том числе тактического звена управления, который ведет поиск и анализ информации посредством поддержания взаимодействия с использованием переносных портативных компьютеров на базе стандартных процессорных средств. Система разведки в компьютерных сетях должна стать составной частью системы стратегического контроля обстановки и планирования действий, включающей в себя:
- сверхмощные поисковые средства в открытом информационном пространстве глобального масштаба;
- эффективные средства поиска в закрытом секторе информационного поля, включая работу с необработанными или частично обработанными массивами данных;
- программные средства организации коллективного обсуждения и подготовки предварительных решений на основе работы находящихся в различных местах и использующих глобальную сеть экспертов;
- средства оперативной визуализации обстановки и геоинформационные системы с широкой функциональностью;
- средства моделирования и имитации, позволяющие вести оценку обстановки, прогнозирование ее развития, расчет последствий принятых решений и многие другие задачи.
2. Деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.
3. Деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных систем.
4. Использование не сертифицированных на соответствие требованиям безопасности средств обработки информации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности.
Важнейшими вопросами обеспечения скрытности управления войсками (силами) являются:
- создание комплекса отечественных инструментальных средств проектирования информационных систем;
- выбор архитектуры и расчета параметров защищенных инфокоммуникационных систем (ИКС), математических моделей и технологий управления, системного и прикладного программного обеспечения с интеграцией функций защиты, средств взаимодействия, устройств передачи и распределения информации;
- разработка требований и норм по защищенности ИКС и АСУ ВС РФ и оценки возможных рисков нарушения их безопасности;
- разработка и обоснование стратегий аудита и мониторинга безопасности информации в ИКС и АСУ;
- проведение экспертиз реального уровня защищенности критически важных информационных систем в процессе их эксплуатации;
- обеспечение безопасности информационной инфраструктуры ВС РФ в условиях ее интеграции в глобальные инфраструктуры;
- обеспечение устойчивости функционирования критически важных информационных объектов ВС РФ в условиях деструктивных воздействий;
- разработка и обоснование моделей угроз и стратегий защиты объектов от технических разведок;
- совершенствование способов, методов и средств противодействия техническим разведкам, в том числе компьютерной разведке;
- контроль состояния и достаточности принимаемых мер по противодействию техническим разведкам на объектах защиты и многие другие.
Основными направлениями достижения скрытности управления войсками (силами) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации целесообразно определить:
- проведение сертификации общего и специального программного обеспечения прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
- исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации и постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа;
- предотвращение перехвата информации из помещений (объектов), а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;
- предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающим при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;
- выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных средств перехвата информации;
- реализация механизмов изменения адресного пространства элементов информационной инфраструктуры ВС РФ, управления интенсивностью трафика и построения ложных информационных систем с целью затруднения вскрытия системы управления войсками (силами).
Таким образом, реализация изложенных положений будет способствовать повышению эффективности функционирования системы управления вооруженных сил, других войск и органов в интересах решения задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Список литературы и источников
- Боговик А.В., Игнатов В.В. Теория управления в системах военного назначения: СПб.: ВАС, 2008. 460 с.