Возможные пути повышения качества подготовки офицеров запаса
Possible ways to improve the quality of training reserve officers
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00033
Аннотация. Интересы обеспечения необходимого уровня национальной безопасности в военной сфере требуют повышения качества подготовки офицеров запаса, являющихся не только кадровым резервом, но и компенсирующих недокомплект офицеров вооруженных сил на первичных должностях. Одним из путей решения проблемы является интеграция подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских и военных вузах.
Ключевые слова: национальная безопасность, профессиональное образование, подготовка кадров.
Summury. The interests of ensuring the necessary level of national security in the military sphere are demanding higher quality of training reserve officers who are not only the talent pool, but also compensating nedokomplekt officers of the armed forces in the primary positions. One way of solving the problem is to integrate the training of specialists in the defense function in civilian and military schools.
Keywords: national security, vocational training, training.
Без надежного кадрового обеспечения Вооруженных сил РФ нельзя говорить о стабилизации и повышении уровня национальной безопасности. На первый взгляд для подготовки кадров у нас вроде бы есть все: широкая сеть учебных заведений и достаточное количество преподавателей, в том числе с учеными степенями и званиями, обновленные государственные образовательные стандарты и многолетние, лучшие в мире традиции организации образовательного процесса. Нет только одного — надлежащей отдачи работы всей системы подготовки кадров. И на это есть ряд причин.
Во-первых, нарушена существующая законодательная система трудоустройства подготовленных кадров. Для устранения этой причины необходимо прежде всего восстановить государственное планирование подготовки инженерных и научных кадров для вооруженных сил и организаций оборонных отраслей промышленности, формировать государственный заказ на основе прогнозируемой потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием. Однако необходимо повысить ответственность молодых специалистов за полученное за счет бюджета образование и возврат этих средств в случае невыполнения ими обязательств перед субъектами, оплатившими их обучение.
В системе военного образования проблема кадрового обеспечения стоит еще острее: по некоторым специальностям военные вузы не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицеров с военной службы. Особенно большое количество вакансий в первичных офицерских должностях. В связи с этим резко повышается роль вузов, готовящих офицеров запаса.
Не представляет большой сложности вопрос о взаимовыгодной интеграции подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских и военных вузах. Например, военные вузы представляют свои учебные центры для проведения сборов военных факультетов, взамен и гражданские вузы могут представить свою учебно-лабораторную базу для обучения курсантов и слушателей. Эти и другие вопросы могут закрепляться соответствующими двухсторонними договорами.
В перспективе эта интеграция может пойти и глубже, путем использования сильных сторон гражданских вузов в подготовке по оборонным гражданским специальностям, а военных — по военным специальностям студентов факультетов и кафедр военного обучения. Например, военно-учебные заведения могут проводить военно-профессиональный отбор всех абитуриентов, поступающих в гражданские вузы по установленным специальностям. На его основе формируются группы для подготовки офицеров кадра и запаса.
Автор на протяжении почти десяти лет совмещал научную деятельность в НИУ Минобороны с преподавательской на одной из кафедр (по структуре 2002–2012 гг.) Института военно-технического обучения и безопасности ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский политехнический университет», осуществлявшей подготовку офицеров запаса.
При подготовке студентов по военным специальностям в образовательном процессе на кафедрах широко используются такие методы обучения, как:
- информационно-иллюстративный (традиционный) метод;
- проблемное обучение, которое в отличие от традиционного метода позволяет студентам более качественно усваивать учебный материал, подходить к анализу получаемой информации с научных позиций и практического опыта реальной жизни;
- программированное обучение, позволяющее эффективнее управлять образовательным процессом приобретения знаний на основе принципов научной организации труда;
- структурно-функциональный метод, получивший широкое распространение в ряде военных вузов при освоении сложных программных комплексов АСУ, отработки правил их применения по предназначению и обслуживания;
- метод смысловых структур, позволяющий будущим офицерам эффективно осваивать боевое применение, управление и контроль работоспособности сложных специальных комплексов;
- метод обучения с использованием комплектов опорных сигналов на основе сквозной структуризации педагогических знаний, позволяющий обеспечить прочное усвоение знаний по наиболее сложным темам, дающий возможность систематического контроля качества приобретенных знаний;
- метод деловых игр, широко применяемый на практических занятиях, позволяет студентам, проходящим подготовку на факультете военного обучения, эффективно осваивать свои функциональные обязанности при обеспечении различных сторон жизненного цикла современных сложных специальных комплексов, осознавать роль и место в практическом исполнении обязанностей по первичной офицерской должности.
Анализ показывает, что наиболее применяемым методом обучения является информационно-иллюстрированный метод.
Таким образом, выявлена тенденция тяготения преподавательского состава к традиционному, информационно-иллюстрированному, методу обучения, и практика применения различных методов обучения офицеров запаса по специальным дисциплинам подтверждает это.
С другой стороны, некоторые ведущие ученые в области высшего профессионального образования считают, что шире в образовательном процессе необходимо применять прогрессивные методы обучения на основе использования новых информационных технологий (НИТ).
Анализ доступных источников показал, что применение прогрессивных форм и методов обучения на базе НИТ позволяет повысить эффективность военно-профессиональной подготовки офицеров запаса.
Очевидно, что не сами методы, а педагог, овладевший ими и творчески применяющий их в зависимости от тематики специальных дисциплин, обеспечивает достижение поставленных целей обучения.
Практикой доказано, что в условиях реформирования вооруженных сил оптимизация системы специальной подготовки студентов зависит, в первую очередь, от уровня квалификации преподавательского состава. Отсюда возрастает значение показателя содержательности согласно закону педагогической отдачи. Этот закон определяет: содержательность знаний, навыков и умений студентов (курсантов, слушателей) пропорциональна содержательности (Sn) и педагогическому мастерству преподавателя (M):
Sc = f(Sn, M).
Согласно закону педагогической отдачи не только стабилизируется определенный объем знаний, навыков и умений студентов, но и их знания, умения и навыки расширяются за счет самостоятельной учебной и научной деятельности.
С законом педагогической отдачи теснейшим образом связано правило оптимизации обучения: изучение любой дисциплины в высшей школе требует ее изложения на высоком современном научном уровне при направляющей роли основополагающих теоретических положений, глубоком анализе факторов и практической целеустремленности.
Вполне очевидно, что в условиях реформирования вооруженных сил роль преподавательского состава и значение фундаментальной подготовки офицеров запаса возрастает.
Следовательно, совершенствование методов обучения достаточно важно, но в этом случае эффективность обучения в основном связана с деятельностью преподавателя. Таким образом, совершенствование методов обучения может повысить качество специальной подготовки при наличии существующего преподавательского состава.
Второй путь, к которому пришли в высшей школе, — сосредоточение внимания на управлении образовательным процессом. Главное отличие образовательного процесса от всех иных процессов заключается в том, что управление образовательным процессом происходит на фоне отражения внутренних психических свойств, состояний, внутренних процессов обучаемого и преподавателя, каждый из которых осуществляет свою учебную деятельность (обучение и преподавание) исходя из своих индивидуальных особенностей.
Управление образовательным процессом с учетом этих особенностей должно позволить обучающимся, разным по уровню образования и воспитания, в отведенное учебным планом время приобрести необходимые знания, умения, овладеть навыками, согласно квалификационным требованиям к выпускнику по конкретной специальности. Следовательно, можно предположить, что эффективно управлять образовательным процессом можно за счет индивидуализации и дифференциации обучения.
В данном случае под индивидуализацией обучения понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучаемых, содержания и построения специальной подготовки офицеров запаса в вузе.
Под дифференциацией обучения понимается группирование и обучение студентов на основе общих для группы определенных особенностей.
Практика показывает, что в современных условиях отдельно можно говорить о гуманизации обучения, под которой понимается создание благоприятных условий в целях осознания и реализации студентами своих потребностей и интересов. При этом студент должен иметь право на ошибки, на свободный творческий поиск, стимулирующийся педагогом не только оценками, но заинтересованной поддержкой.
Различные формы индивидуализации пропагандируются разными учеными-педагогами. В их научных трудах доказана важность учета и использования индивидуальных особенностей студентов в образовательном процессе. В этом случае задействуется второй важный элемент образовательного процесса — студент, следовательно, индивидуализация обучения является перспективным направлением совершенствования образовательного процесса.
Основной сложностью индивидуализации, дифференциации и гуманизации обучения является необходимость учета огромного количества влияющих на образовательный процесс факторов, которые привносят в него студенты и курсанты. Причем не все факторы равнозначны. Так, среди выпускников отмечается устойчивая тенденция к служебной деятельности по выбранной ранее (в институте) профессиональной направленности. Из анализа отзывов на выпускников можно сделать вывод о том, что все офицеры запаса, назначенные на должности, связанные с применением и эксплуатацией вооружения и военной техники, «по желанию», имели хорошую и отличную подготовку и по отзывам из войск и флотов в настоящее время являются хорошими специалистами. В свою очередь выпускники, назначенные на подобные должности «без желания», имели тоже хорошую подготовку, однако, согласно отзывам из действующих частей за последние годы, в деятельности этих офицеров имели место различные нарушения по службе, связанные как с боевым использованием, так и с эксплуатацией обслуживаемых систем.
Таким образом, управление образовательным процессом является одним из эффективных путей повышения качества подготовки офицеров запаса.
Кроме того, результаты служебной деятельности выпускников-инженеров, эксплуатирующих современные сложные комплексы вооружения, позволяют предположить возможность готовить специалистов на первых этапах освоения систем вооружения, что может обеспечить высокий уровень профессионализма, снижение количества нарушений по организации эффективного использования систем.