доктор технических наук, профессор;
доктор биологических наук, профессор
Sedniv V.A.,
Doctor of Technical Sciences, Professor;
Voronov S.I.,
Doctor of Biological Sciences, Professor
Подготовка специалистов в области управления безопасностью экономики и территорий в мирное и военное время как важнейшая составляющая обеспечения военной безопасности России
Training of specialists in the field of security management of the economy and the territory in peacetime and wartime, as the most important component of Russia's military security
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00035
Аннотация. В сообщении рассмотрены основные проблемы, задачи, особенности и перспективные направления подготовки специалистов в области управления безопасностью экономики и территорий в мирное и военное время, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, как одной из важнейших составляющих обеспечения военной безопасности страны.
Ключевые слова: прогнозирование, чрезвычайная ситуация, средства поражения, аварии со взрывом, устойчивость, объект экономики.
Summury. The report describes the main issues, tasks, features and perspective directions of training specialists in the field of security management of the economy and territory in peacetime and wartime, including the military-industrial complex is one of the most important components of ensuring the military security of the country.
Keywords: forecasting, emergency, means of destruction, the accident to the explosion, stability, economy object.
Все государства мира сталкиваются с опасностями и угрозами природного и техногенного характера и практически не прекращаются военные действия в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Причем для конца ХХ — начала XXI века характерны необъявленные войны. В случае вооруженной агрессии против Российской Федерации (РФ) с применением современных средств поражения (ССП) на ее территории могут быть поражены важные, в том числе потенциально-опасные объекты; возможны очаги разрушений, пожаров, нарушения устойчивости функционирования топливно-энергетического комплекса и экологического потенциала в целом. Все это влияет на безопасность населения и территорий, устойчивость функционирования экономики, в целом на военную безопасность страны и делает актуальным изыскание эффективных путей и способов предупреждения аварий, катастроф, стихийных бедствий, снижения разрушающего воздействия ССП, а также ликвидации их последствий.
При воздействии ССП по объектам экономики (ОЭ) противник способен вызвать катастрофические нарушения жизнеобеспечения населения и обороноспособности Российской Федерации. В настоящее время ряд государств обладает арсеналом эффективных ядерных и обычных средств поражения (ОСП), многие из которых могут поражать объекты на территории страны.
До середины 80-х гг. XX века ядерное оружие рассматривалось как основное средство достижения целей войны. Однако после анализа последствий аварии на Чернобыльской АЭС произошло переосмысление роли оружия массового поражения в военных действиях и его катастрофического влияния на территорию всех государств, включая и те, с которых оно будет применено. С этого периода руководство ядерных держав стало рассматривать ядерное оружие как фактор сдерживания глобальных угроз и началось развитие ОСП по пути повышения их эффективности. Имеющиеся в настоящее время обычные боеприпасы являются достаточно эффективными для поражения всех видов объектов экономики независимо от размеров.
Основные поражающие факторы при прямом воздействии ОСП известны [1]: местное ударное действие; местное действие взрыва; действие воздушной ударной и сейсмической волн; поражение осколками; огневое воздействие. Косвенное воздействие на здания, сооружения, оборудование и людей возникает в результате пожара, загазованности, радиоактивного заражения, катастрофического затопления и др. Воздействие средств поражения на ОЭ вызовет не только их разрушение и нарушение функционирования, но и поражение людей на территориях, если своевременно не будут предприняты меры их защиты. С другой стороны, в техногенной сфере наблюдается тенденция к повышению уровня аварийности, особенно в системах энергообеспечения, транспорта, производства взрывоопасной продукции.
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения как в мирное, так и в военное время, — одна из основных задач гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны и по защите населения.
При этом одной из задач органов управления различных уровней является управление безопасностью экономики и территорий, под которой понимается система сбора и обработки входной информации об угрозах для безопасности с упреждением во времени (прогнозирование угрозы), зависящим от необходимого времени на реализацию контрмер. Управление безопасностью включает: систему риска эксплуатации объекта на момент времени при прогнозируемых угрозах; критерий принятия решения для лица, принимающего решение; управляющее воздействие, влияющее на безопасность.
Поэтому подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате воздействия средств поражения и аварий со взрывом, как основы для принятия управляющих решений лицами, ответственными за обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики и жизнедеятельности населения, разработка мер по снижению ущерба и обеспечению (повышению) устойчивости функционирования объектов экономики и населения, реализация этих мер в мирное и военное время, является важнейшей составляющей управления безопасностью экономики и территорий в мирное и военное время и, в целом, обеспечения военной безопасности России.
При этом данные вопросы практически не изучаются и не нашли отражения в учебных планах подготовки и учебных программах повышения квалификации специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также органов управления различных уровней.
Как показывает исторический опыт государств по подготовке и ведению войн, их ход и исход во многом зависит от соотношения оборонной мощи воюющих сторон. Решительность при достижении целей в войне, наличие у ряда государств боеготовых группировок войск, а также ядерного и высокоточного оружия требуют заблаговременной подготовки экономики к ведению войны и сохранению достаточной оборонной мощи с тем, чтобы обеспечить возможное отражение агрессии, успешно вести и завершить войну.
Оборонная мощь характеризуется материальными силами и средствами, которые государство в состоянии выделить для удовлетворения военных потребностей, и реализуется в Вооруженных силах (ВС) РФ, их состоянии и способности вести войну. Количество (объем) этих сил и средств будет определяться экономическим, научнотехническим и морально-политическим потенциалом государства. Признавая важность каждого из них, обратим внимание на экономический потенциал, являющийся основой оборонной мощи государства. К числу его основных элементов можно отнести: население; национальное богатство; материально-техническую базу сельского хозяйства; производственный потенциал промышленности; производственную инфраструктуру.
Экономический потенциал страны определяет возможности экономики по производству вооружения, военной техники и других материальных средств в условиях мирного времени и в период перевода экономики на военное положение. Часть экономического потенциала, используемая для удовлетворения потребностей ВС РФ при напряжении материальных, людских и финансовых ресурсов государства, составляет его военно-экономический потенциал.
Военное производство осуществляется на предприятиях оборонного промышленного комплекса, состоящего из отраслей, основные из которых — ракетостроение, авиастроение, электронная промышленность, производство ракетно-артиллерийского вооружения, различных боеприпасов и др. Для производства такой продукции привлекаются базовые отрасли промышленности: черная металлургия; производство цветных металлов; химическая и нефтехимическая промышленность; предприятия электронной и атомной промышленности и др.
Роль трудовых ресурсов в укреплении военно-экономического потенциала трудно переоценить, особенно в процессе перевода экономики на военное положение. Повышение численности работающих при высокой интенсификации труда и увеличении фонда рабочего времени дает подъем производства продукции. Однако только увеличение числа работающих не дает заметного прироста продукции, так как для обеспечения ее выпуска требуются специалисты высокой квалификации. В этих целях во всех отраслях военного производства должна быть организована подготовка специалистов для замены убывших по мобилизации рабочих и служащих, а также для наращивания трудовых ресурсов на вовлекаемых в производство продукции мобилизационных мощностях.
Предельная величина роста военно-экономической мощи государства может быть достигнута при полной мобилизации экономики и концентрации ее ресурсов для обеспечения нужд государства.
Задачами мобилизационной подготовки экономики являются: развитие военно-экономического потенциала для создания военной мощи страны; подготовка отраслей экономики, запасов материальных резервов и трудовых ресурсов к переводу на работу в условиях военного времени; подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время; подготовка системы жизнеобеспечения населения к функционированию в условиях военного времени; подготовка экономики к восстановлению после потерь и разрушений в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций и др.
В то же время последствия крупных аварий и катастроф техногенного и природного характера заставляют решать вопросы обеспечения устойчивости работы объектов экономики и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. В условиях, когда объекты экономики могут подвергаться опасностям, возникающим при ведении военных действий, а также оказаться в зоне действий поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, правомерно говорить в одних случаях о повышении устойчивости функционирования объектов экономики, а в других — об обеспечении устойчивости функционирования.
Таким образом, обеспечение (повышение) устойчивости функционирования объекта экономики заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от средств поражения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени и создание оптимальных условий для восстановления нарушенного производства и обеспечения его функционирования.
Принципами обеспечения (повышения) устойчивости функционирования объекта (отрасли) экономики являются:
- разработка мероприятий в комплексе с экономическим и социальным развитием объекта (отрасли) в соответствии с законами по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;
- разработка мероприятий заблаговременно на основе материалов прогнозирования состояния объекта (отрасли) после возможного воздействия противника или возможной чрезвычайной ситуации мирного времени;
- разработка мер по восстановлению нарушенного производства в кратчайшие сроки;
- возложение обязанностей по реализации мероприятий на руководителя соответствующей администрации, организации, в том числе собственника.
На основе принципов формулируются общегосударственные, отраслевые и особые требования к территориальным звеньям экономики.
Все, что направлено на снижение ущерба (или предотвращение его) на объекте экономики в чрезвычайных ситуациях военного характера или мирного времени, на восстановление нарушенного производства и ликвидацию последствий нападения противника и чрезвычайных ситуаций, называют мероприятиями по обеспечению (повышению) устойчивости работы объекта экономики, или мероприятиями по устойчивости.
Мероприятия по устойчивости функционирования объекта экономики делят на:
- организационные — работы по планированию обеспечения устойчивости работы объекта экономики, их реализации и контролю за выполнением; оказание методической помощи администрации объекта экономики в прогнозировании состояния объекта в военное время или в чрезвычайной ситуации мирного времени; работы, связанные с подготовкой гражданских организаций гражданской обороны, их оснащением и обучением;
- и инженерно-технические — включают наибольший перечень, так как он определяется видом объекта экономики, спецификой и особенностями производства. К основным мероприятиям, которые должны осуществляться во всех отраслях производства, относятся: устройство убежищ и укрытий для персонала; повышение прочности (физической устойчивости) зданий и сооружений к воздействию ударной волны взрыва, сейсмовоздействию землетрясения и ураганной силы ветров; обеспечение требуемой защиты оборудования производственных и обеспечивающих цехов и служб; подготовка к безаварийной остановке производства при отключении электроэнергии, газа, воды или при подаче сигнала воздушной тревоги; создание запасов автономных источников электроэнергии и других видов обеспечения производственного процесса; обеспечение устойчивого управления и материально-технического снабжения объекта экономики в военное время и в чрезвычайной ситуации мирного времени и др.
Мероприятия, обеспечивающие устойчивость функционирования объектов экономики, должны выполняться заблаговременно. Разработку мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайной ситуации военного характера и мирного времени возглавляет руководитель объекта и на объекте экономики создаются:
- комиссия по устойчивости, решающая вопросы обеспечения устойчивости работы объекта в военное время;
- комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), решающая вопросы обеспечения устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Каждую комиссию возглавляет один из заместителей руководителя объекта экономики. Эти комиссии исследуют возможное состояние объекта в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, что позволяет определить мероприятия, снижающие возможный ущерб, и объем трудозатрат для восстановления нарушенного производства.
Состав комиссий зависит от вида, структуры и особенностей производства объекта экономики. Комиссия по устойчивости промышленного объекта может состоять из групп: по обеспечению защиты персонала объекта и сохранности основных производственных фондов; по подготовке объекта к переходу на режим работы военного времени и обеспечению устойчивого управления объектом в военное время; по обеспечению энергоснабжения объекта; по подготовке восстановления нарушенного производства; по обеспечению устойчивого материально-технического снабжения объекта.
Основным показателем состояния объекта экономики является вероятность его функционирования в заданном на военное время режиме производственной деятельности. Анализируя результаты расчетов вероятности функционирования объекта, определяют мероприятия по устойчивости, осуществление которых позволит добиться расчетного значения вероятности функционирования объекта экономики. Перечень подлежащих реализации мероприятий по устойчивости указывается в Плане гражданской обороны и приложении к нему.
Основные задачи КЧС и ПБ на объекте экономики:
- прогнозирование и оценка обстановки на территории объекта, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;
- разработка и планирование проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, уменьшению ущерба и потерь от них и защите персонала объекта;
- разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация обучения персонала объекта действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.
Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта экономики указываются в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях должен обеспечивать расчетную вероятность функционирования объекта и обеспечивать заданный уровень выпуска продукции.
Мероприятия по подготовке экономики субъектов Российской Федерации к устойчивому функционированию в военное время разрабатываются в соответствии с требованиями по повышению устойчивого функционирования экономики страны в военное время. При этом учитывается политическое, социально-экономическое и военное значение объектов экономики субъектов Российской Федерации и другие их особенности. Эти мероприятия являются частью программы развития экономики субъектов Российской Федерации в мирное время, планов планировки, застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, а также документов и планов гражданской обороны.
Таким образом, подготовка специалистов в области управления безопасностью экономики и территорий, способных решать рассмотренные задачи, обеспечит устойчивость функционирования экономики страны в мирное и военное время, устойчивость производства продукции в установленных объемах и жизнедеятельности населения на соответствующих территориях, внося существенный вклад в обеспечение военной безопасности страны.
Список литературы и источников
- Седнев В.А. Управление безопасностью экономики и территорий: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. 275 с.