кандидат исторических наук, доцент
Alekseev A.N.,
PhD in Hist. Sci., Associate Professor
Французская медаль «Защитникам Порт-Артура»
French medal «For defenders of Port-Arthur»
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00008
Аннотация. В статье рассматривается история создания и бытования выпущенной во Франции наградной медали «Защитникам Порт-Артура» как иллюстрация неоднозначности такого явления как патриотизм, содержание которого определяется нравственным климатом общества.
Ключевые слова: патриотизм, медаль, генерал Стессель.
Summury. The article discusses the history of the creation and existence released in France award a medal to «Defenders of Port Arthur» as an illustration of the ambiguity of the phenomenon of patriotism, the content of which is determined by the moral climate of society.
Keywords: patriotism, the medal, General A. M. Stoessel.
Патриотические настроения вспыхивают в обществе с особой силой в начале любого вооруженного конфликта с внешним врагом. Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Формы, в которые трансформируются это чувство, могут быть самыми различными: многотысячные манифестации и митинги в поддержку правительства, запись добровольцев в армию, добровольные пожертвования на военные нужды и другие подобные проявления патриотизма обычно сопровождают начало любой военной кампании. Однако нередко, на волне патриотического подъема общественное сознание захватывают агрессивные эмоции. Можно вспомнить, как в 1812 году жители Петербурга бросали камни в дом французского посланника, а в 1914 году разгрому подверглось посольство Германии. В случае же военных неудач общественное мнение бывало нетерпимым к их виновникам – истинным или мнимым. Так, например, осуждению современников подвергался М.Б. Барклай-де-Толли, командующий 1-й русской армией, вынужденно совершавший стратегическое отступление в начале Отечественной войны 1812 года.
В данном контексте интересна история бытования в России французской медали «Защитникам Порт-Артура». Медаль предназначалась для награждения военнослужащих Российской империи, которые участвовали в длительной и тяжёлой обороне крепости в 1904 году, и была изготовлена по инициативе Анри Симона, издателя французской газеты «Эко де Пари», на деньги, собранные по добровольной подписке – всего около 100 000 франков. Сумма была потрачена на подарки для начальника Квантунского укрепленного района генерал-адъютант А. М. Стесселя, руководившего обороной крепости и на изготовление медалей. Всего было изготовлено 2000 серебряных позолоченных, 6000 серебряных и 30000 бронзовых медалей. На лицевой стороне медали был изображен лев, стоящий на надгробии с надписью «LA FRANCE AU GENERAL STОЕSSEL ET А SES HEROIQUES SOLDATS» («ФРАНЦИЯ ГЕНЕРАЛУ СТЕССЕЛЮ И ЕГО ГЕРОИЧЕСКИМ СОЛДАТАМ»), а на оборотной стороне – изображение двух защитников крепости, над которыми помещено аллегорическое изображение Франции в виде женщины во фригийском колпаке, держащей над головами солдат цветочные венки. Предполагалось, что серебряными позолоченными медалями будут награждаться генералы, адмиралы, штаб и обер-офицеры, военные врачи, священники, классные чиновники и сестры милосердия; серебряными – все унтер-офицеры; бронзовыми – все прочие нижние чины, санитары, дружинники и портовые рабочие. Вдовы или дети погибших защитников получали право на вручение медали для хранения в семье [1, c. 266-267]. Изготовленные медали были доставлены в Россию и переданы Морскому министерству. Но выдача их была приостановлена.
Осада города Порт-Артура, который был арендован у Китая в 1898 году на 25 лет и должен был стать базой для русской 1-й Тихоокеанской эскадры, началась 25 июля (7 августа) 1904 года, когда японская артиллерия провела первую бомбардировку города и порта. За 5 месяцев упорных боев ценой огромных усилий и потерь японским войскам удалось захватить основные укрепления оборонительной системы Порт-Артура. За несколько дней до капитуляции генерал А. М. Стессель телеграфировал Николаю II: «Крепость продержится лишь несколько дней, у нас снарядов почти нет. Приму меры, чтобы не допустить резни на улицах. Цынга очень валит гарнизон. У меня под ружьем теперь 10–11 тысяч, и они нездоровые» [2, c. 166]. 23 декабря 1904 (5 января 1905) года Порт-Артур был сдан неприятелю, что фактически предрешило дальнейший ход войны. Освободившиеся войска (100–тысячную армию) японцы перебросили в Манчжурию и разгромили русских под Мукденом. А после гибели российской эскадры в Цусимском (Корейском) проливе Россия была вынуждена признать свое полное поражение и заключить с Японией унизительный мирный договор.
Главным виновником капитуляции Порт-Артура общественное мнение признало А. М. Стесселя. А поскольку на французской медали имелось его имя, то выдавать такие медали правительство не решилось. Тем более, что за то время пока организовывался сбор денег и чеканка медалей в России уже начался судебный процесс над генералом. 13 марта 1905 года по Высочайшему повелению императора Николая II была образована следственная комиссия для рассмотрения дела о сдаче японцам Порт-Артура. В ее состав вошли 12 генералов и адмиралов. 10 августа 1906 года состоялся доклад по главному военно-судному управлению, в котором указывалось, что на момент капитуляции крепость еще имела ресурсы для сопротивления, а условия капитуляции оказались «крайне тягостными и оскорбительными для чести армии и достоинства России». На основании этого доклада Николай II 12 августа 1906 года повелел привлечь к следствию за сдачу Порт-Артура А. М. Стесселя и других генералов. Верховный военно-уголовный суд в феврале 1908 года приговорил Стесселя к смертной казни, замененной 10-летним заключением в Петропавловской крепости. Следует отметить, что расследование и суд явились прямым следствием общественного давления на власть. Именно патриотические настроения подданных, «назначившие» А. М. Стесселя главным виновником военной катастрофы еще до суда над ним, побудили императора начать судебное разбирательство. К чему сам император, по-видимому, был не очень-то склонен. Достаточно сказать, что вплоть до начала судебных заседаний А. М. Стессель продолжал числиться на службе. А когда в сентябре 1906 года его все же пришлось уволить, он был отставлен «по болезни». Впрочем, и пребывание генерала в крепости не было ни тяжелым, ни длительным. В камере его была поставлена новая мебель. Под окном камеры был разбит садик, в котором Стессель мог свободно прогуливаться. Осужденный генерал продолжал пользоваться услугами своего денщика. Ему были разрешены ежедневные свидания с женой и сыном. А уже 6 мая 1909 года «по монаршему милосердию» Стессель был освобождён (с сохранением всех прав состояния, званий и привилегий) и эмигрировал из России.
Был ли действительно А. М. Стессель виновен в сдаче крепости или же суд над ним и приговор явились данью общественному мнению – вопрос и по сей день дискуссионный. Но вот на исторической судьбе французской медали героическим защитникам Порт-Артура все перипетии этого дела отразились самым непосредственным образом.
Все время, пока продолжался судебный процесс, присланные из Франции медали хранились в Морском министерстве. Выдавать медали с именем осужденного генерала было нельзя, но и проигнорировать искренний порыв союзников было бы недипломатично. Наконец, 1 декабря 1910 года Высочайшим повелением их было разрешено раздавать защитникам Порт-Артура, но без права ношения. У медалей следовало удалить ушки и удалить с медали упоминание о Стесселе. Для получения медали требовалось свидетельство на право ношения серебряной медали «В память русско-японской войны». Непосредственную раздачу медалей организовал «Кружок защитников Порт-Артура в Санкт-Петербурге». Выданные медали с отломанными ушками не носили. Они превратились не только в памятный знак героизма русского воинства, но и в вечное напоминание о недостойном поведении его предводителя.
В общем, этот сюжет можно было бы отнести к так называемым нумизматическим курьезам, но представляется, что он прекрасно иллюстрирует всю сложность и неоднозначность такого явления как патриотизм. И достаточно красноречиво напоминает, что сегодня, когда «Русская идея» вновь претендует на роль духовно-нравственной и социальной ценности, содержание и направленность патриотизма как ее основы определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества. К сожалению, можно констатировать, что современные реалии не дают особых оснований для оптимизма. Патриотические настроения в обществе сегодня, как и 100 лет назад, зачастую сопряжены с истерически–агрессивным отношением к «не нашим» – будь то граждане соседнего государства или так называемые «национал-предатели». Отсюда уничижительно – презрительные прозвища «хохлы» – «москали», «укропы» – «ватники». Отсюда прямо противоположное отношение бывших сограждан к «георгиевской» ленточке… Можно лишь надеяться, что в обозримом будущем духовное развитие общества позволит наполнить понятие патриотизм исключительно положительным, высоким смыслом.
Список литературы и источников
- Петерс Д. И. Наградные медали российской империи XIX - XX веков. – М.: Археографический центр, 1996.
- Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. – М.: Воениздат, 1952.