Исследование локуса контроля у курсантов Военного университета
A study of the locus of control among military cadets
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00015
Аннотация. Статья посвящена описанию результатов исследования особенностей локус-контроля у курсантов Военного университета. Дается теоретическое и практическое обоснование предположения автора о преобладании интернального субъективного контроля у военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с повышенной ответственностью за свои действия, необходимостью сознательного выбора поступков в критических ситуациях.
Ключевые слова: локус контроля, интерналы, экстерналы, профессиональное самосознание военнослужащих.
Summury. The article is devoted to the description of the results of the study of the peculiarities of the locus-control in cadets of the military university. The theoretical and practical substantiation of the author's assumption about the prevalence of internal subjective control among military personnel whose professional activity is associated with increased responsibility for their actions, the need for conscious choice of actions in critical situations is given.
Keywords: Locus of control, internals, externals, professional self-consciousness of servicemen.
Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, особенности принимаемых им решений в сложной ситуации, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.
Одним из критериев самоопределения личности является уровень субъективного контроля, т.е. умение человека принимать на себя ответственность за собственное поведение, за результат деятельности в разных ситуациях.
Особое значение эта характеристика личности, на наш взгляд, имеет для профессионала в военной сфере, чья деятельность протекает в сложных, порой экстремальных условиях, требует четкости мышления, необходимости сознательного подхода ко всем своим действиям, принятия ответственных решений, от которых может зависеть жизнь, здоровье людей, сохранность материальных ресурсов.
В этой связи нам представляется интересным исследование уровня субъективного контроля у курсантов военного вуза, который является одним из внутренних факторов, влияющих на профессиональное самоопределение военнослужащих.
Как известно, понятие субъективного контроля является составной частью теории Джорджа Роттера о локусе контроля. Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля – их локализация вне человека, в окружающей его среде [3, с.443].
Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.
Экстернал полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д.
Интернал интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.
Любому человеку свойственны признаки того или иного типа, причем, в разных ситуациях может преобладать то один, то другой тип, внутренний контроль которых универсален и характерен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Например, человек, показывающий интернальность в профессиональной сфере, одновременно может демонстрировать устойчивую экстернальную ориентацию в семейной сфере и т.д. [4].
По данным психологов, если человек является выраженным интерналом, т.е. считает себя ответственным за все события, которые с ним происходят, то для него, как правило, характерны вера в свои силы, удовлетворенность трудом, как сферой приложения своих сил. Он более ответственен, вынослив, последователен, эмоционально стабилен, склонен к лидерству, у него высока готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Одновременно такой человек может отличаться некоторой категоричностью и быть недостаточно восприимчивым к окружающей среде[2,3].
Экстерналы – люди внешней стратегии. Они усматривают источник неудач и двигатель успеха вовне себя. Для этих людей характерны такие особенности: несклонность к самокритике и самосовершенствованию, острое чувствование социальной ситуации, перемены в ней, восприимчивость к среде. По их мнению, в их деятельности большую роль играют внешние обстоятельства (судьба, случай, люди), они склонны к тревожности, прислушиваются к чужому мнению, не избегают обмана как тактики самооправдания.
Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств [2, 3].
Большое число исследований показало значимую и положительную корреляцию экстернальности с тревожностью и депрессивностью, догматизмом, авторитаризмом. В целом экстерналы характеризуются фаталистическими наклонностями [2].
Исследования субъективного контроля может помочь прогнозировать трудности и проблемы того и другого типа людей, более точно определять особенности и мотивы поведения, прогнозировать особенности выбора профессии и профессионального развития личности, что является особенно важным для курсантов военного вуза.
В отличие от гражданских лиц, формирование профессиональной Я-концепции военнослужащего происходит в особых условиях деятельности – воинском труде. Для военнослужащего такой труд представляет собой исполнение воинского долга, в котором он реализует себя как субъект военно-профессиональной деятельности, повседневных служебных отношений и собственного развития[6].
Воинская деятельность – сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата[6].
Мы можем предполагать, что перечисленные особенности военной профессии предполагают преобладание внутреннего локуса контроля у военнослужащих.
Представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон – субъективной и объективной. Субъективная сторона – это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.
Среди факторов, влияющих на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащего в условиях специфической военно-профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние факторы[1].
Внутренними факторами являются значимые индивидуально-психологические особенности личности. Уровень субъективного контроля (ответственности) при этом относится к внутренним факторам. Локус контроля тесно связан с саморегуляцией поведения личности.
Цель исследования – изучить особенности проявления уровня субъективного контроля у курсантов военного университета.
Тестирование проводилось анонимно в группе курсантов одной роты 3-го курса (всего 110 человек).
В ходе исследования был использован опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд)[5].
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Анализ полученных результатов:
- высокий уровень субъективного контроля зафиксирован у 77 испытуемых-курсантов (70%);
- средний уровень субъективного контроля отмечен у 22 курсантов (20%);
- низкий уровень – у 11 курсантов (10%).
Эти данные отражены нами на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Результаты тестирования УСК (в %)
Итак, на диаграмме 1 наглядно видно, что в группе испытуемых-военнослужащих преобладает высокий уровень субъективного контроля, большинство испытуемых-военнослужащих считают, что важные события в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наше предположение о том, что у курсантов военного университета будет преобладать внутренний локус контроля, нашло свое подтверждение.
Список литературы и источников
- Абрамова, Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – изд 6-е., перераб. и доп. – М : Академический Проект, 2001. – 480 с.
- Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. 1993. - № 1. – С.112-118.
- Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1988. - № 7. – С.158-164.
- Кондаков, И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. – 1995. - № 1. – С. 35-39.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – 390 с.
- Торгаева, И. Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту (на примере подразделений Воздушно-десантных войск): автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И. Н. Торгаева. – Ульяновск, 2006. – 125 с.