Kuzinets I. M.,
Doctor of historical sciences, professor
Балтийский флот в битве за Ленинград
The Baltic Fleet in the Battle of Leningrad
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00028
Аннотация. Представлены роль и место сил Балтийского флота в оборонительных и наступательных операциях советских войск на Северо-западном стратегическом направлении с целью обороны Ленинграда и разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом (10 июля 1941 г. - 9 августа 1944 г.) в ходе Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: война, Балтийский флот, Ленинград, оборона, потери, блокада, прорыв.
Summary. The role and place of the forces of the Baltic Fleet in the defensive and offensive operations of the Soviet troops in the North-West strategic direction with the aim of defending Leningrad and the defeat of the German fascist troops near Leningrad (July 10, 1941-August 9, 1944) during the Great Patriotic War .
Keywords: War, the Baltic Fleet, Leningrad, defense, losses, blockade, breakthrough.
Битва за Ленинград – одно из выдающихся событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., имевшее крупное политическое и стратегическое военное значение для Советского государства. Она оказала большое влияние на ход и исход вооруженной борьбы в войне в пользу Советского Союза.
Северо-западное (Ленинградское) стратегическое направление было одним из важнейших в гитлеровских планах блицкрига в войне против нашей страны. «Лишь после обеспечения этой неотложной задачи, которая должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта, - говорилось в «Плане Барбаросса», - следует продолжать наступательные операции по овладению важнейшим центром коммуникаций и оборонной промышленности – Москвой».
С захватом Ленинграда связывались надежды агрессора на уничтожение Балтийского флота. Немецкому флоту было рекомендовано избегать крупных морских операций, а главной «целью военных действий на Балтийском море было блокирование русского флота путем сильного минирования Финского залива».
Таким образом, Балтийский флот являлся органической составной частью сил, участвующих в битве за Ленинград, которая длилась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. и представляла собой ряд взаимосвязанных оборонительных и наступательных операций советских войск на Северо-западном стратегическом направлении с целью обороны г. Ленинграда и разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.
Война застала Балтийский флот в начальной стадии развертывания сил в базах Прибалтики.
Вхождение в состав СССР государств Балтии (Эстонии, Латвии, Литвы) на правах союзных республик позволило в период с 1939 по 1941 гг. значительно укрепить стратегические позиции не только через Финский залив, но и непосредственно из Риги, Любавы, Вентспилса.
В то же время положение Балтийского флота серьезно осложнялось тем, что Финляндия вступила в войну на стороне Германии и предоставила свою территорию для развертывания немецко-фашистских вооруженных сил. Так, перед началом войны против Советского Союза немцы получили ряд аэродромов в непосредственной близости от Ленинграда и военно-морские базы на серном побережье Финского залива. Из Германии в Хельсинки было перебазировано до 50 кораблей – минные заградители, сторожевые корабли, ряд других малых кораблей и катеров для постановки мин и действий совместно с финским флотом против наших морских коммуникаций. Более того, уже с 16 по 20 июня 1941 г. немецко-фашистский флот выставил минные заграждения на подходах к портам Мемель (Клайпеда), Пиллау (Балтийск), Кольберг (Колобжег), прикрыл минами свои сообщения в южной части Балтийского моря (Мемель – о. Эланд), выставил минные заграждения в устье Финского залива, у входа в Ирбенский пролив и Соэловяйн, западнее о. Найсаар, на фарватерах Ханко-Таллинн-Кронштадт, перед Лиепаей и Вентспилсом. Всего было выставлено 1060 якорных неконтактных мин. Кроме того, в районе Лиепая-Таллинн было развернуто пять подводных лодок.
Балтийский флот к началу Великой Отечественной войны включал в своем составе: 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 16 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, 33 тральщика, 656 самолетов, 424 орудия (от 72 до 406 мм) береговой обороны и 352 орудия ПВО. Составной частью флота в отличие от других флотов являлось наличие в его составе морской пехоты, а также не только стационарной, но и железнодорожной береговой артиллерии, сыгравшей важную роль в битве за Ленинград.
И все же Балтийский флот не в полной мере отвечал реальной обстановке и задачам, которые возникли перед ним в ходе войны. Это являлось просчетом политического руководства страны в оценке характера войны на суше и на море, в оценке противников и союзников, в постановке задач и формах их решения, недостатком в разработке военной и военно-морской теории.
Уже в первые часы Великой Отечественной войны Балтийскому флоту недоставало тральщиков, охотников за подводными лодками, сторожевых кораблей. На флоте отсутствовали тралы для борьбы с неконтактными минами, десантные корабли специальной постройки. Флот не располагал нужным количеством неконтактных мин, необходимыми силами и средствами ПВО, в первую очередь для прикрытия баз флота. Отсюда и неоправданные потери флота (на минах флот терял 49 % боевых кораблей по отношению к общим потерям) и большие затруднения, которые испытывал наш флот в борьбе с немецкими минами. Недостаточное зенитное вооружение было и на кораблях флота. Большое внимание на боевое применение сил флота сыграли и изменение общей обстановки на советско-германском фронте в первые же дни войны (уже за первые 18 дней войны советские войска отступили на глубину до 450 км.; почти вся Прибалтика оказалась оккупированной), что привело к ухудшению базирования сил флота, к длительной блокаде надводной части Финского залива, тяжелым потерям морской авиации в первый период войны.
Негативно сказалось и то, что восточная часть Балтики замерзала в зимнее время, у противника вплоть до 1943 г. было значительное превосходство в авиации. Он широко использовал минное оружие. В результате потери наших кораблей и судов на Балтике от авиации противника составили 26 % от общего числа потерь кораблей и судов. И все же в первый период войны авиация флота совершила около 25 тысяч самолето-вылетов, в том числе с о. Эзель был совершен ряд налетов наших бомбардировщиков на Берлин.
Упорная оборона Ленинграда силами флота даже в это самый трудный период войны способствовала замедлению темпов продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, т. К. непосредственно влияло на срыв планов молниеносной войны (блицкрига) немецко–фашистского командования. Так, с первого дня войны силы флота принимали участие в героической обороне баз на пути к Ленинграду: Лиепаи, Риги, Моонзундских островов, Таллинна, Ханко. В результате, например, 124-дневной бороны Моонзундского архипелага (с 7 сентября по 22 октября 1941 г.) и действий флота в Рижском заливе фашисты потеряли более 25 000 человек, 20 кораблей и судов. За время 165-дневной героической обороны Ханко противник потерял 50000 человек, 53 самолета, 100 судов и катеров.
В октябре-ноябре 1941 г. важнейшей задачей флота стала перегруппировка 8-й армии с Ораниенбаумского плацдарма под Ленинградом на правый берег Невы на направление главного удара немцев. Было перевезено 38 тысяч бойцов, 1700 автомашин, 309 орудий и других грузов. По приказу Ставки Верховного главнокомандования в конце 1941 г. было эвакуировано из Таллинна, Ханко, Моонзундского архипелага и с северного побережья Ладоги в Ленинград 170 тысяч человек с техникой и вооружением, которые влились в число защитников Ленинграда. Кроме того, из Таллинна в Кронштадт путь в 180 миль через минные поля и налеты авиации героически прошли корабли и суда флота (из 128 кораблей и катеров и 54 судов погибло 15 кораблей, 22 транспорта, 12 вспомогательных судов и погибло 12 тысяч военнослужащих).
Корабли и части флота принимали в дальнейшем непосредственное участие в боевых действиях на ближних подступах к Ленинграду и в его обороне в период блокады. Основной его задачей являлась активная оборона подступов к Ленинграду со стороны моря и недопущение обхода морским путем флангов Красной армии на южном и северном берегах Финского залива. Кроме того, флот оказывал содействие войскам фронта непосредственно на поле боя: участвовал в противовоздушной обороне города; обеспечивал воинские и эвакуационные перевозки на Ладожском озере и в Финском заливе; оказывал помощь в тыловом и техническом обеспечении сил фронта, а также предприятиям и населению Ленинграда; наносил удары по морским коммуникациям противника в Балтийском море.
Существенную помощь нашим войскам в ведении оборонительных (а затем–и наступательных) операций в течение битвы за Ленинград оказали сформированные по решению Наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова озерные флотилии на Чудском, Ладожском, Онежском и Ильменском озерах.
Надежными средствами морской обороны, которые использовало командование флота, были мины. Так, в районе островов Гогланд и Сескар было поставлено 42 минных заграждения, включавших 5657 мин и 1480 минных защитников, что предотвратило прорыв кораблей и подводных лодок противника. Для защиты от проникновения врага в зимний период по льду фугасы из морских мин устанавливались прямо на льду в Невской губе, а по всей прибрежной зоне было организовано патрулирование подвижных отрядов.
Благодаря надежной обороне Ленинграда с моря, немецкий флот не предпринимал активных попыток штурма города с этой стороны, и основные усилия Балтийского флота были сосредоточены на решении других задач. Содействие сухопутным войскам фронта при обороне Ленинграда, высадке десантов (80 % из них были успешными, хотя имели место и серьезные неудачи; так, стрельненский и петергофский десанты под Ленинградом в октябре 1941 г. были разгромлены), выделении своих частей для боевых действий на суше и т. д.
Уже с сентября 1941 г. артиллерия и авиация в обороне Ленинграда действовали по единому плану. Для борьбы с артиллерийскими батареями немцев, регулярно обстреливавших город, начал применяться метод контрбатарейной борьбы. В результате уже в 1942 г. немцы смогли обстреливать Ленинград только с дальнобойных орудий. На нее приходилось от 50 до 80 % всех стрельб морской артиллерии. В составе морских бригад, полков, батальонов и батарей в боях под Красным Селом, у Пулковских высот, на Ораниенбаумском плацдарме, под Шлиссельбургом и в других местах сражений свыше 125 тысяч моряков.
В то же время осенью 1941 г. на случай возможного прорыва фашистов специальным распоряжением Наркома ВМФ в концевые отсеки надводных кораблей и подводных лодок были введены глубинные бомбы. Более того, в этот тяжелейший период войны У. Черчилль даже предложил И. В. Сталину в случае потери Балтфлота восстановить его за счет флота Ее Величества. На что Сталин ответил: «Мы не собираемся отдавать флот немцам или же топить свои корабли».
Уже в 1942 г. Балтийскому флоту Ставкой ВГК, наряду с комплексом задач содействия войскам Ленинградского фронта, были поставлены задачи: наносить максимальный урон перевозкам врага на Балтике и в Финском заливе, вести борьбу за расширение операционной зоны для ведения активных операций и боевых действий, надежно прикрыть свои морские коммуникации.
Хотя, например, задача прорыва лодок в открытое море была весьма сложной. Из осажденного Ленинграда под огнем немцев надо было перейти в Кронштадт, затем форсировать Гогландский и Нарген-Порккалаудский противолодочные рубежи, где враг к 1942 г. выставил сплошные сетевые заграждения, а также 12874 ударных, антенных и магнитных мин. На этих рубежах было до 150 кораблей и катеров немцев и финнов, а также авиация. Так, ПЛ «С-9» за один поход 74 раза (!) пересекла линии мин, семь раз коснулась в подводном положении бортом минрепа…
Вот как писал о героизме подводников, выпускник ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского, а в годы войны – командир БЧ-5 ПЛ «С-7», а впоследствии – флагмех бригады ПЛБФ В. Е. Корж в своей книге «Запас прочности» (Воениздат, 1966 г., с.2): «Из осажденного Ленинграда подводная лодка прорывается на Запад. Путь ее долог и труден – под бомбежками и обстрелами, через минные поля и сетевые заграждения, сквозь завесы корабельных дозоров.
От близких взрывов выходят из строя приборы и механизмы, мнется и крошится сталь корпуса. В тесных отсеках вспыхивают пожары, с оглушительным свистом хлещет из пробоин вода.
Сдает металл, хотя подводные корабли строятся из лучшей стали. У металла не хватает запаса прочности. А люди выносят все. Они гасят пожары, заделывают пробоины, заставляют работать поврежденные механизмы. И грозный корабль выходит в открытое море, настигает и топит врага».
За войну 37 экипажей лодок не вернулось в базу… В трудных условиях подводники выполнили 239 торпедных атак, израсходовали 479 торпед. Кроме того, ими было выставлено 278 мин, от взрывов которых пошло на дно 20 транспортов и 16 кораблей. Артиллерийским огнем подводники смогли уничтожить 7 транспортов и 2 катера (в неравном бою). Героями Советского Союза стали балтийцы: В. Гуманенко, В. Жильцов, И. Иванов, В. Кусков и другие, морские летчики: Е. Преображенский, А. Антоненко, П. Бринько, Н. Степанян и другие.
В ходе битвы за Ленинград провели 723 своих конвоя, на 2213 судах этих конвоев было перевезено 300 тысяч человек и 5000 тысяч тонн военной техники, боеприпасов и других грузов.
И. еще. Даже отражая ожесточенные атаки врага в блокадном Ленинграде, Балтийский флот в ноябре 1941 г. направил для защиты Москвы отборный отряд в 700 человек с двадцатью 130-мм и 152-мм орудиями…
В целом, в 1941-1944 гг. силы Балтийского флота принимали активное участие в битве за Ленинград, включавшей:
- Ленинградскую оборонительную операцию (1 июля 9141 – 27 января 1944 гг.);
- операции «Нева – 1» и «Нева – 2»;
- операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.);
- Ленинград-Новгородскую операцию по снятию блокады Ленинграда (14 января – 1 марта 1944 г.);
- Выборгско-Петрозаводскую операцию (10 июня – 9 августа 1944 г.) – последнюю в битве за Ленинград.
Силами Балтийского флота было потоплено 624 транспорта, 581 боевой и вспомогательный корабли противника. На Балтике гитлеровцы потеряли около 50% транспотного тоннажа в ходе войны с СССР.
Но и потери Балтийского флота были велики. Он потерял 15 эсминцев, 45 подводных лодок, 5 сторожевых катеров и т. Д. Если официальным данным потери армии и флота в битве за Ленинград составили 1,4 млн. человек, то Балтфлот потерял 40240 человек. Такова цена этой победы.
Если в ходе Великой Отечественной войны 1944 г. явился для нашей страны годом решающих побед, то первой из них по праву является победа за Ленинград. И заслуги Балтийского флота в ней несомненны.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский флот в системе обороны морского побережья применял разнородные группировки войск и сил под единым командованием в форме укрепленных районов (Таллинн, Моонзундский архипелаг), передового рубежа обороны Финского залива (Ханко-Хийумаа), морских оборонительных районов (Кронштадтский, Юго-западный) для решения оперативных и оперативно-стратегических задач на суше, море и в воздухе, в оборонительных и наступательных операциях фронтов на приморских направлениях. При этом новые формы и способы применения разнородных (и частично разновидовых) группировок войск и сил флота формировались в экстремальных условиях (в ходе войны, что сказывалось на своевременности их построения и соответственно, на эффективности создаваемых систем).
Опыт Великой Отечественной войны позволяет сделать вывод о том, что для успешного решения задач обороны морского побережья на Балтике (и не только) должны соблюдаться основные условия, при которых:
- ведущая роль в обороне морского побережья должна отводиться флоту (единственному виду Вооруженных Сил, способному решать боевые задачи во всех средах – на суше, в воздухе, над и под водой);
- группировки войск (сил), привлекаемые к решению задач обороны побережья, должны быть единым командованием, как правило, морского начальника;
- в обороне морского побережья (в зависимости от его размаха) должна сочетаться система укрепленных (тактическая зона обороны) и оборонительных (оперативная зона обороны) районов, предусматривающих согласованные усилия разновидовых группировок. Такая система должна создаваться заблаговременно, уже в мирное время, с учетом возможной территориальной изолированности района в военное время.
Список литературы и источников
- Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца. Сборник документов и материалов. М., 2002.
- Русский архив: Великая Отечественная война: Приказы и директивы народного комиссара ВМФ в годы Великой Отечественной войны. В 21 тт. Т.10. М., 1996.
- Сборник документов Верховного Главнокомандования за период Великой Отечественной войны. Вып. 4 (январь 1944-август 1945 гг.). М., 1968.
- ЦВМА, ф. 2, оп. 1, д. 38, л. 48-55,127-189; оп. 16, д.1, л. 18-20; д. 7, л.216-221; ф. 13, оп. 71, д. 2445, л. 24-29.
- 60 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Военно-историческая конференция. Специальный выпуск. Приложение к «Военно-историческому журналу». М., 2001.
- Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. М., 1973.
- Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1980.
- Боевая летопись Военно-Морского Флота (1941-1942). М., 1993.
- Боевой путь советского Военно-морского флота. М., 1988.
- Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1994.
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Калининград, 2003.
- Доценко В. Д. Флот. Война. Победа. 1941-1945 гг. СПб., 1995.
- Кузнецов Н. Г. Военачальники вспоминают…// Военно-исторический журнал. 1970. № 5.
- Кузнецов Н. Г. Накануне. Курсом к победе. М., 1991.
- Кузнецов Н. Г. На флотах боевая тревога. М., 1971.
- Очерки из истории Балтийского флота. В 5 тт. Калининград, 1997-2002.
- Три века российского флота. В 3 тт. Т.3 СПб., 1996.