Традиции восприятия и воспитания патриотизма в российском обществе
Traditions of perception and education of patriotism in Russian society
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00032
Аннотация. В статье рассматривается проблема восприятия и воспитания патриотизма через призму опыта российской истории. Феномен патриотизма выступает как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества. Он проявляется в таких личностных качествах как готовность к активной деятельности во благо Отечества. Показываются особенности патриотического сознания и воспитания на разных этапах российской истории. Подчеркивается значение патриотизма для современного российского общества.
Ключевые слова: Россия, патриотизм, восприятие патриотизма, патриотическое воспитание, традиция.
Summary. The article considers the problem of perception and education of patriotism through the prism of the experience of Russian history. The phenomenon of patriotism is one of the most significant, enduring values of society. It manifests itself in such personal qualities as readiness for active work for the benefit of the Fatherland. Features of patriotic consciousness and upbringing at different stages of Russian history are shown. The importance of patriotism for modern Russian society is underlined.
Keywords: Russia, patriotism, perception of patriotism, education of patriotism, tradition.
На протяжении всей истории России проблема патриотизма и патриотического воспитания являлась предметом внимания со стороны государства и общества. При этом патриотизм традиционно рассматривался в качестве нравственно-организующего начала жизни народа [1].
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Именно поэтому патриотизм воспринимается в нашей стране как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Чувство патриотизма, жертвенность собой во имя Отечества всегда были присущи россиянам [2]. Так, по мысли В.Г. Белинского, «все великие перевороты и испытания судьбы только обнаруживали великий характер русского народа» [3, с. 83]. Свидетельством тому служат помыслы и деяния наших соотечественников, осуществленные во имя Родины и являющиеся примером для подражания. В силу вышесказанного патриотическое воспитание остаётся актуальной государственной и общественной задачей вне зависимости от конкретной политической, социально-экономической и культурной ситуации.
В средневековой Руси важнейшим фактором, обеспечивающим духовное единство народа, была православная вера. Православие объединяло русских людей, коими считались все принявшие православие, а не только этнические русские, в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия. В свою очередь воспитание в те времена мыслилось, прежде всего, как подготовка защитника родной земли [4].
Для Российской империи, где государство возвышалось над церковью, был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. Это обстоятельство обусловило постановку новой воспитательной задачи ‒ подготовка государственного человека, служащего царю и Отечеству. На практике это означало, что отныне образовательная система ориентировалась на формирование профессиональных кадров для нужд государства.
Понятие Отечества было нераздельно связано в общественном сознании с личностью царя и самодержавным устройством России [5, с. 117]. Причем верность монарху и готовность служить ему опиралось непосредственно на христианские представления о природе власти [6, с. 309]. Эти представления также подразумевали личную ответственность носителя верховной власти за страну и народ, которыми он управлял [7, с. 631].
На процессе формировании российского патриотизма указанного периода решающее влияние оказала Отечественная война 1812 г. [8, с. 24], с которой был связан невиданный доселе патриотический подъем во всех слоях общества. Так, патриотизм офицеров, участвовавших в войне, сочетался с представлениями о гуманизме и дворянской чести. Кроме того, духовно-нравственные ценности начала XIX в. базировались на христианской основе. Умами владела идея о божественной поддержке русского оружия. Поэтому защита страны воспринималась как защита веры. Участие в войне считалось святым делом, за которое грех требовать награду.
С другой стороны, в понимании революционных демократов истинный патриот исключает в своем сознании всякую вражду между народами и рассчитывает на их взаимопомощь и сотрудничество. Так, А.И. Герцен подчеркивал недопустимость освобождения собственной страны путем угнетения других народов [9]. А.А. Ермичев в книге «Патриотическая тема в передовой общественной мыли России 19 ‒ 20 вв.» выделяет следующие черты русского революционного патриотизма 19 века: народный патриотизм ‒ это революционный патриотизм, которому присущи интернационализм, глубокое уважение к труду, сочувствие страданиям народа и гордость за национальный вклад в общечеловеческую историю [10].
В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Такой классик отечественной педагогики как К.Д. Ушинский выступал за введение в школах учебных предметов патриотической направленности [11].
В советский период государство стремилось устранить влияние религии и церкви на общественную жизнь. Утверждалась новая вера, вера в наступление коммунизма. Воспитание также строилось на основе коммунистической идеологии. На протяжении многих десятилетий патриотизм рассматривается преимущественно в контексте марксистско-ленинского идеологического подхода. Вследствие этого «…верность идеям социализма (об искажении его истинной сути многие даже и не подозревали) и обожествленного ленинизма (с ним связывали идеи и цели социализма) признавались критерием преданности Советской Родине и советского (безнационального) патриотизма. Советский Союз, Советская страна, Советская Родина и социалистическое Отечество были синонимами» [12, с. 10]. Вместе с тем в советскую эпоху был сформирован собственный педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности. Патриотизм этого времени проявился в массовом героизме, самопожертвовании во имя своей страны и своего народа, пренебрежении материальными интересами во имя идеалов.
Становление новой российской государственности было связано с радикальными политическими, социально-экономическими и культурными переменами. В 1990-е гг. в нашей стране был налицо кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей «либерализма» и патриотизма. Сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от моральных и нравственных ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
В начале ХХI века в Российской Федерации в новых политических и социально-экономических условиях произошло постепенное возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В политику, общественную жизнь, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга. Было признано значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.
Сегодня при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать его преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох. В современных условиях патриотическое воспитание, как основа для консолидации общества и укрепления государства, остаётся серьезной и благородной задачей. Традиции российского патриотизма, уходящие корнями в историю народа, могут служить основой системы воспитания, адаптированной к реалиям современного мира.
Список литературы и источников
- Алексеев А.Н. Патриотизм как национальная идея. – Наука. Общество. Оборона. 2017. № 2 (11) [https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-2-11/article-0105/]
- Гурьев Е.П. Жертвенность – важнейший качественный признак патриотизма. – Наука. Общество. Оборона. 2017. № 2 (11) [https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-2-11/article-0107/]
- Русская идея / сост. и авт. вступит. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. ‒ 496 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XV вв. / под ред. Егорова С.Ф. и Пушкарева Л.Н. М.: Педагогика, 1985. – 258 с.
- Генерал Багратион: Сборник документов и материалов / под ред. С. Н. Голубова и Ф. Е. Кузнецова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1945. ‒ 280 с.
- Боханов А. Самодержавие. Идея царской власти. М.: ООО Торгово-издательский Дом «Русское слово», 2002. – 351 с.
- Игнатьев А. А. 50 лет в строю. М.: Воениздат, 1986. ‒ 752 с.
- Глинка Ф. Письма русского офицера. М.: Воениздат, 1987. ‒ 384 с.
- Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. ‒ 145 с.
- Ермичев А.А. Патриотическая тема в передовой общественной мыли России 19 -20 вв. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1987. ‒ 16 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с.
- Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. ‒ 299 с.