Mukhitov E.I.,
Candidat Military Sciences;
Evtushenko S.P.;
Ostapenko O.Yu.
Оптимизация поиска новых управленческих решений в оборонной сфере путём внедрения технологий коллективного разума
Optimization of search for the new management decision’s in the field of defense by inculation of collective mind technologie’s
DOI: 10.24411/2311-1763-2018-00008
Аннотация. Многие сферы реальной жизни перемещаются в киберпространство и глобальные сети. Как следствие, все большую значимость приобретают технологии краудсорсинга, работающие по специально разработанным моделям для выполнения корпоративных задач. Представлено, какие конкурентные преимущества дают краудсорсинговые платформы (сервисы), алгоритм решения управленческих проблем в оборонной сфере, основанный на коллективном разуме.
Ключевые слова: Краудсорсинг, оборонно-промышленный комплекс, технология, прогнозирование, платформа, мотивация, кадровый потенциал.
Summary. Many area’s of real life are moving to the cyberspace and global network, and as a consequence, there is an increasing importance of croadsourching technology, that appleas specially designed model’s to fulfil corporate task’s. It is demonstrated, which competitive advantage’s are provided by croudsaurching model’s, the algorithm for the solution of management problem’s in the field of defence based on the collective mind.
Keywords: Crowdsourcing, military-industrial complex, technology forecasting, platform, motivation, human resource potential.
С развитием современных коммуникативных технологий, построением «цифровой экономики», на первом плане появляются глобальные вызовы, связанные с повышением конкурентоспособности, увеличением качества управленческих решений, с внедрением новых технологий и подходов в различные общественные, промышленные, финансовые и другие сферы деятельности государства. Многие аспекты из реальной жизни перемещаются в киберпространство и в глобальные сети. Как следствие, всё большую значимость приобретают технологии краудсорсинга, т.е. использование коллективного разума по специально разработанным моделям для решения корпоративных и (или) общественно-значимых задач.
Не менее актуальными становятся создание и применение инструментария краудсорсинга и в оборонной сфере. Один из таких инструментов - создание т.н. платформ, которые можно разделить на открытые и внутрикорпоративные (по сферам применения). Они, в свою очередь, могут осуществлять деятельность в составе Министерства обороны или других структур, типа Агентства стратегических исследований, предоставляя консультационные услуги для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Эти платформы (сервисы) могут осуществлять вспомогательные функции для стратегического анализа и прогнозирования –выработки новых бизнес-идей для корпораций ОПК (ОСК, ОДК, ОАК и пр.), прогнозирования продаж военно-технической продукции, выбора производственных площадок, оценки перспективности технологии и многого другого. Какие конкурентные преимущества дает инструментарий краудсорсинга?
- Повышение качества управленческих решений за счет снижения прямых затрат на разработку НИОКР; продвижение продукции военного назначения по всему миру, с предугадыванием желаний потребителей: обобщенно можно сказать, что в таких платформах суммируется информация от пользователей о военной продукции конкурентов, о недостатках и преимуществах своих изделий, сравнительный анализ, иными словами, за счет глобальных маркетинговых исследований.
- Снижение времени решения проблемы, оптимизация подготовки принятия решений, увеличение гибкости поведенческой модели организации (своевременность и скорость открытия и закрытия новых производств и направлений деятельности).
- Увеличение прогностической вероятности осуществления проектов, получения высокого результата решения проблемы, т.к. интеллектуальная «сила многих», даже при всей их непрофессиональности, получается выше (по КПД) интеллектуальной составляющей узкого круга профессионалов и специалистов.
- Снижение различных рисков (производственных, логистических, финансовых, перепроизводства и т.п.), за счет учета множества факторов влияния внешней и внутренней сред, «незамыленности взгляда» и независимости сторонних наблюдателей и пользователей.
- Модерация мнений и сбор идей, которые на такой платформе можно отстроить по сложности, частоте, цене и другим критериям за счет создания специфического виртуального сообщества и агрегирования им информации, опыта, мнений, прогнозов, предпочтений, альтернатив решения проблемы.
Алгоритм решения проблем в оборонной сфере с привлечением коллективного разума можно представить в рисунке.
Российские Вооруженные Силы, армии других стран, из потребителя продукции ОПК переходят в следующую фазу информационного развития, когда есть возможность оказывать непосредственное влияние как на процесс производства, высказывая пожелания и ожидаемые требования к продукции военного назначения, так и на продажи и популярность отечественного военного бренда, например, покупая, рекомендуя что-либо. Одним из высокоэффективных катализаторов данного процесса является применение продукции военного назначения и ВВТ в реальных боевых условиях.
Сразу после их апробирования и применения выявляются проблемы, с помощью специалистов ОПК и военных пользователей вырабатываются пути решения, внедряются новшества и технические решения, с применением их на практике. Соответственно, все это придаёт большой импульс продвижению продукции российского ОПК во всем мире.
В то же время, кроме реальной среды, предприятиям ОПК, которые хотят развиваться и быть адекватными внешней среде, необходимо активнее внедрять инструментарий краудсорсинга, включать потребителей в процесс создания ценности будущей продукции с точки зрения повышения качества и технических характеристик, удешевления стоимости, улучшения дизайна и т.д.
Применение краудсорсинга способствует не только решению проблем и поиску идей, но и глобальному поиску специалистов, привлечению креативномыслящих, активных и авторитетных лидеров и инноваторов. Для работы платформы очень важной мотивационной составляющей являются «социальный и профессиональный лифты», а при определении рейтингов предложений важными инструментами выступают:
- кластеризация пользователей – генераторов (модераторов и мотиваторов), соавторов, экспертов, соединителей;
- визуализация активности пользователей;
- выделение наиболее эффективных генераторов идей;
- расчеты репутационного уровня и взвешивание голосов пользователей на основе их прошлых заслуг.
Другой вариант применения краудсорсинговых платформ (сервисов) основывается на распределенных грид-вычислениях (1). Здесь активное участие могут принимать целые лаборатории, занимающиеся параллельными и распределенными вычислениями, и не только в России, но и во всём мире. На первом плане стоят университеты и лаборатории, продвигающие технологии высокопроизводительных вычислений [1, с.12-20]. На них ОПК и военные ведомства могут возложить обработку огромных массивов данных, инженерных вычислений, маркетинговых исследований и пр. В глобальных проектах корпорации дробят задачи и решают их поэтапно, параллельно взращивая и привлекая кадровый потенциал для своей работы, осуществляя трансфер технологий, формирование кластера, поддерживая малые инновационные предприятия на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разработке инновационных продуктов, создание базы идей компании и превращения разработки идей в реальный продукт, интересный для инвесторов [2].
Естественно на пути создания краудсорсинговых платформ стоит множество проблем, которые по мере развития информационного общества должны и будут решаться. В первую очередь, как было сказано выше, это мотивирование участников процесса. Пока – это, к примеру, конкурсы с привлекательными призами, а в дальнейшем – многомиллиардные фонды поощрения и внедрения идей. Нельзя забывать, что краудсорсинговые платформы дают и чувство сопричастности каждому человеку, т.е. его интеллектуальной составляющей в создании глобальных проектов. Возможна также реальная или виртуальная монетизация активности участников на специализированных биржах идей с покупкой и продажей акций идей, с помощью таких бирж оценивается будущий потенциал. Для российского гражданина, в связи с большим количеством прошедших в прошлом войн, на генетическом уровне, уровне подсознания придумать, как победить врага, (генерация и рационализация идей) - разновекторно. Задача опять же стоит в том, чтобы всё структурировать, критериально оценить, направить в нужное русло, воплотить в жизнь.
Другой этап - создание «фильтров» в составе платформ, которые будут осуществлять отсев недобросовестных участников, «информационного шума» (в некоторых ситуациях - спама и кибератак против хакеров с целью забивания информационных каналов), блокирование работы сервисов и деятельности конкурентов. Внедрение таких фильтров, безусловно, потребует создания программного обеспечения (ПО). В открытом режиме его тоже можно создавать как открытое программное обеспечение на конкурсной основе, а во внутрикорпоративном режиме создать специализированное ПО с привлечением профессионалов. При минимальных затратах стихийное внедрение краудсорсинговых технологий, в связи со спецификой военной сферы, может привести к нарушениям правил информационной безопасности и конфликтам с соответствующими надзорными органами.
Третий момент – это подготовка кадрового потенциала (генераторов, модераторов, экспертов) для таких платформ с использованием в их образовании междисциплинарного подхода, т.е. совмещая в себе подготовки IT-специалистов, инженеров, по промышленной психологии, менеджменту и пр. Необходимо формировать научное сообщество также с помощью национальных научных и научно-образовательных сайтов, которые будут объединены одной концепцией (но останутся разными по форме и содержанию), соединены устойчивыми связями, определяющими возможность появления множества решений развития образовательного пространства и подготовки кадров [3, с.147-153].
Таким образом, внедрение технологий коллективного разума в оборонной сфере позволит создать банк инновационных идей, которые будут поэтапно реализованы с помощью параллельного формирования общественного и профессионального сообщества экспертов; оптимизирует качество и сроки принятия управленческих решений; снизит расходы на новые разработки за счет тендеров и замены дорогостоящих исследований малых коллективов профессионалов, зачастую завышенных исследований, на коллективный разум; будет способствовать развитию конкуренции, трансферу и диверсификации в оборонной сфере. Внедрение новых информационных технологий, широкое привлечение интеллектуальной составляющей и взаимодействие с потребителями военной продукции (во всем мире) будет способствовать повышению управленческого имиджа ОПК, Вооруженных Сил внутри страны и военно-политического имиджа России, в целом.
Комментарии
- Грид-вычисления (от англ. grid - решётка, сеть) - форма распределённых вычислений, в которой «виртуальный суперкомпьютер» представлен в виде кластеров слабосвязанных, гетерогенных компьютеров, соединённых с помощью сети (источник: википедия).
Список литературы и источников
- Прикладная информатика. 2010. № 2(26).
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 383 с.
- Куприянова М.Ю. Краудсорсинг как информационный ресурс обеспечения принятия решений в образовательном пространстве. - Журнал правовых и экономических исследований. 2012. №4.
References
- Prikladnaya informatika, 2010, № 2(26).
- Ivanov V. V., Korobova A. N., 2012, Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye s ispol'zovaniyem informatsionnykh tekhnologiy, M.: INFRA-M, 383 s.
- Kupriyanova M. Yu., 2012, Kraudsorsing kak informatsionnyy resurs obespecheniya prinyatiya resheniy v obrazovatel'nom prostranstve, Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy, №4.