Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 1. С. 10–10.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 10–10.
УДК: 2-9
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-1-10-10
Поступила в редакцию: 20.08.2022 г.
Опубликована: 06.02.2023 г.
Submitted: August 20, 2022
Published online: February 06, 2023
Для цитирования: Самойловский А.Л. Церковь: право, налоги, льготы // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №1(34). С. 10-10. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-10-10.
For citation: Samoylovskiy A.L. Church: law, taxes, benefits. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(1):10-10 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-10-10.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ ВЕРОВАНИЙ, РЕЛИГИЙ, ЦЕРКВЕЙ
Обзорная статья
ЦЕРКОВЬ: ПРАВО, НАЛОГИ, ЛЬГОТЫ
Алексей Леонидович Самойловский 1
1 Сретенская Духовная Академия,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Аннотация:
Сегодня Русская Православная Церковь – крупнейший общественный институт, который оказывает огромное влияние на жизнь нашего общества. Правовое положение Церкви в нашем государстве имело свои особенности, и оно закреплено в основных памятниках права: Русская Правда, Псковская Судная Грамота, Судебники, Стоглав, Соборное Уложение и др. В последние годы появляется множество научных публикаций и монографий, в которых отмечается нынешнее состояние взаимодействия между правовыми полями Российской Федерации и Церкви как десекуляризация. Авторы приводят большое количество примеров, что после периода «относительной свободы», Церковь после 1993 г. стала сотрудничать с государством. Развитие отношений Русской Православной Церкви (РПЦ) с государством на этом этапе достигло пика в 1997–1998 гг. и завершилось принятием новой редакции закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль РПЦ. В статье представлен краткий обзор действующего законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях с учетом возможных источников финансирования деятельности религиозных организаций и государственной поддержки религиозных организаций как социально ориентированных организаций в форме Некоммерческих организаций (НКО). Рассмотрены нормативные правовые акты для религиозных организаций: налоги, отчетность и льготы. Сравнивается практическая значимость Церковного права со светским в области формирования исторической памяти деятелей и личностей российского и европейского обществ через акты канонизации. Оценивается влияние Церкви на сохранение историко-культурных ценностей в формировании музейного дела, как основы исторической информации. Изучено взаимодействие государства с Церквью, ее влияние на социум, доступ и гарантии институтов социальной защиты, сотрудничество органов исполнительной власти и финансирование через участие в Национальных проектах федерального масштаба, принятых в России в 2018 году. Автор приходит к выводу, что существует множество возможностей для взаимодействия, поддержки и финансирования государством конкретных религиозных организаций, предоставления социальных (выплата пенсий, пособий и медицинское страхование священнослужителям) и налоговых льгот (например, отсутствие налога на прибыль, НДС, выгодные условия на земельный налог), а также для прямого сотрудничества государства с Церковью через различные соглашения, предоставление грантов, выделение бюджетных ассигнований в рамках Федеральных целевых программ. По мнению автора, законодательство РФ, в котором Церковь на конституционном уровне отделена от государства, создает привилегированную группу юридических лиц в виде религиозных организаций, имеющих возможности вести свою хозяйственно-экономическую деятельность не только через пожертвования верующих, но и через государственный бюджет.
Ключевые слова: религия, государство, религиозные организации, Русская Православная Церковь, Церковное право, Конституция, законодательство, право, налоги, льготы, отчетность, президентские гранты, бюджетные субсидии, финансирование религиозных организаций, музейное дело, национальные проекты, сотрудничество государства и религиозных организаций
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время почти все современные государства являются секулярными, то есть свободными от какого-либо религиозного влияния. Об этом свидетельствует отсутствие официально закрепленных на государственном уровне религиозных догм и законов, а также отсутствие принуждения к исповеданию какой-либо определенной религии. Но на практике этот секуляризм не тождественен полному самоустранению государства от религии и всего того, что с ней связано. Государство может определять место религии в социуме не только с помощью своей Конституции, но и через законодательную базу, обеспечивая, например, «видимость» и популярность конкретной идеологии в обществе или доступ священнослужителей к системе образования, институтам государственной власти и социальной защиты.
Мы видим, что сегодня Русская Православная Церковь – крупнейший общественный институт, который оказывает огромное влияние на жизнь нашего общества с момента крещения Руси в X веке. Правовое положение церкви в нашем государстве имело свои особенности и это было закреплено в основных памятниках права: Русская Правда, Псковская Судная Грамота, Судебники, Стоглав и другие. Например, в системе права Соборного Уложения 1649 года, которое было принято Земским собором, в первой же главе были предусмотрены наказания за религиозные преступления, например, за прерывание литургии «казнити смертию безо всякия пощады» [19].
Известно, что на ранних этапах развития нашего государства, начиная с XII века, правовой статус Церкви характеризовался началом закрепления за ней собственности. Это давало ей экономическую самостоятельность: подати в пользу Церкви, среди которых в источниках права упоминается, например, десятина. Церковь выполняла управленческие и судебные функции, оказывала сильное влияние и на семейные отношения. Однако, Церковь не раз подвергалась реформированию со стороны власти, когда законодатель вносил в рамки ее правового статуса какие-либо новшества и дополнения. Самые серьезные изменения Церковь на себе испытала в XVIII веке, когда сначала Петр I (1; 2), а потом и Екатерина II, законодательно подчинили Церковь государству, создав орган управления делами церкви – Синод, а также иные механизмы влияния на нее [12; 18] (1).
История советского периода оставила след на правовом статусе Церкви из-за влияния марксисткой идеологии в государстве. Известно, например, что в 1943 году в условиях Великой Отечественной войны власть утвердила наименование Русская Православная Церковь как официальное, но без наделения статуса юридического лица. Юридический статус (фактически одним из первых) был получен Церковью в полном объеме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях».
В настоящее время основным актом, осуществляющим правовую регламентацию деятельности Церкви, является Конституция Российской Федерации. Так ст. 13 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, поэтому никакая идеология не может устанавливаться как государственная или обязательная. Прямое отношение к статусу Русской Православной Церкви, а также других религиозных организаций имеет ст. 14 Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Таким образом, наряду с Православной Церковью на равных условиях сосуществуют другие религии. В ст. 19 Основного закона установлено равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, что обеспечивает каждому гражданину России защиту прав, независимо от его вероисповедания или же полного отсутствия такового. Важное место занимает ст. 28 Конституции, закрепившая гарантии свободы совести и свободы вероисповедания, в полной мере раскрыв их содержание. На основе Конституции РФ был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года №125-ФЗ, который также имеет прямое отношение к правовому статусу православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны, входящих в Межрелигиозный совет России, главы которых являются членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В этом Законе дано понятие религиозного объединения и закреплено отделение религиозных объединений от государства. И тем не менее стоит отметить, что статус Церкви закреплен и в иных нормативных правовых актах РФ, среди которых можно назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Также к числу таковых источников важно отнести Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Исходя из положений действующего законодательства, следует вывод о том, что сегодня Российская Федерация определена как светское государство, в котором никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Однако, данные положения не мешают Церкви оставаться крупнейшим институтом общества, правовому статусу которого посвящены отдельные нормы Конституции РФ и федерального законодательства.
В последние годы появляется множество научных публикаций и монографий, в которых нынешнее состояние взаимодействия между правовыми полями нашего государства и церкви отмечается как десекуляризация. Авторы приводят большое количество примеров, что после периода «относительной свободы», Церковь после 1993 г. стала сотрудничать с государством. Развитие отношений Русской Православной Церковью (РПЦ) с государством на этом этапе достигло пика в 1997–1998 гг. и завершилось принятием новой редакции закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль РПЦ [4].
Актуальность темы исследования обоснована тем, что, несмотря на множественное количество публикаций по темам Церковного права, авторы опираются в основном на общеизвестный Федеральный Закон о свободе совести и о религиозных объединениях, без учета экономического, налогового и социально-образовательного взаимодействия Церкви с государством.
Цель работы – дать краткий обзор действующего законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях с учетом возможных источников финансирования деятельности религиозных организаций и государственной поддержки религиозных организаций как социально ориентированных организаций в форме Некоммерческих организаций (НКО). В целях достижения данной цели рассмотрим нормативные правовые акты для религиозных организаций (налоги, отчетность и льготы), сравним практическую значимость Церковного права со «светским», а также влияние Церкви на сохранение историко-культурных ценностей в формировании музейного дела, как основы исторической информации – неотъемлемой части деятельности человечества.
Исследовательские методы включают в себя изучение нормативно-правовой базы, литературы по теме, включающих Церковное право, исследование юридических и налоговых практик.
ЦЕРКОВЬ И ПРАВО
Взаимодействие государства с Церковью основано на действующей Конституции, Федеральных законах и правовых актах, которые обеспечивают влияние Церкви на социум, доступ и гарантии институтов социальной защиты, сотрудничество органов исполнительной власти [6] и финансирование через участие в Национальных проектах федерального масштаба, принятых в России в 2018 году.
Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации, основному закону государства, имеющему высшую юридическую силу, свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.
Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Гарантией свободы совести и свободы вероисповедания в России является то, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, обучении религии.
Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Таким образом свобода совести и вероисповедание – право любого гражданина РФ.
Но что есть «право» для самой РПЦ? Протоиерей Владислав Цыпин, доктор церковной истории, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, отмечает, что право «определяется как совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, когда как Право, в соответствии с "Основами социальной концепции Русской Православной Церкви", принятыми Архиерейским Собором 2000 года, призвано быть проявлением единого Божественного закона мироздания в социальной и политической сфере, соответственно, право, с одной стороны – необходимый элемент человеческого существования, возникновение и развитие которого не лишено Божественной санкции» [15]. В своем курсе по Церковному праву автор дает разделение в зависимости от того, идет ли речь о праве, регулирующем внутреннюю жизнь Церкви или ее отношения с иными общественными и политическими образованиями, прежде всего с государством, где он различает внутреннее (internum) и внешнее (externum) Церковное право. Также он выделяет писанное право (scriptum), когда известные законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписанное (nonscriptum, per consuetuliem), если оно хранилось в Церкви путем предания и обычая, отмечая, что существует общее (commune) и частное (particulare) Церковное право. Первое подразумевает основные законы, обязательные для Вселенской Церкви, второе же составляют законодательные акты, действующие в отдельных Поместных Церквах. «Церковное право несомненно входит в системы как богословских, так и юридических наук. При этом существуют разные теоретические подходы к соотношению канонистики с богословием и правом: от крайних – канонистика является исключительно богословской дисциплиной либо только юридической, до более сбалансированных – канонистика является богословской дисциплиной, применяющей юридический метод» [15]. Таким образом в обществе верующих людей существует так называемое каноническое право, то есть свое церковное законодательство. Однако это каноническое право не имеет правовой значимости, ведь свобода граждан от принуждения к исповеданию положений той или иной религии, закреплена в 1966 году Международным пактом ООН. Поэтому каноническое право, не входит в сферу нашего изучения. Однако стоит отметить источники финансирования и доходов в результате деятельности религиозных организаций, предусмотренных согласно Устава Русской Православной Церкви, который подразумевает и допускает получение финансирования и содержание за счет государства.
Настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) отмечает, что взаимодействие Церкви с государственными органами осуществляется в рамках существующего правового поля и никаких государственных функций Церковь на себя не берет. «Все атрибуты "сращивания" – в частности, регистрацию браков, рождений, смертей – государство взяло в свои руки еще в начале прошлого века, таким образом с этими функциями, которые до революции выполняла Церковь, государство прихватило также церковное движимое и недвижимое имущество» [14]. Следовательно, следует рассмотреть именно правовые возможности сотрудничества государства и церкви.
Согласно данным социологических опросов, религиозные деятели способны оказывать влияние на политику [1] и церковные организации, способны влиять на отдельные решения, принятые органами государственной власти, в том числе и в заключении взаимовыгодных договоров о сотрудничестве с представителями органов власти [2], или на не безвозмездной основе в виде участия в правительственных грантах, что не противоречит Федеральному закону о свободе совести, Гражданскому кодексу Российской Федерации и правовым канонам Русской Православной Церкви, согласно 15-ой главы «Устава Русской Православной Церкви» 2000 года [15]. Религиозные институты, в том числе РПЦ принимают активное участие в разрешении острых социально-политических вопросов, с целью стабилизации политической власти и поддержания в относительно устойчивом положении политического курса правящего класса [2]. Современное законодательство Российского государства предоставляет Православной Церкви и ее каноническим подразделениям, равно как и другим религиозным общинам, права юридического лица, включая и право собственности. Отсюда и исходят различные возможности для церкви получать поддержку со стороны государства и бюджета [14].
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЦЕРКВИ ГОСУДАРСТВОМ
Игумения Ксения (Чернега) обращает внимание на то, что, в Правовое управление поступают обращения из разных епархий, в которых содержится вопрос – могут ли церковные структуры, приходы или подворья считаться социально ориентированными организациями (некоммерческими организациями – НКО) согласно нормам действующего законодательства? И как следствие, пользоваться предусмотренных законом льготами в виде финансовой поддержки государства. Она отвечает: «Да, могут, и это право было законодательно закреплено в 2010 году». В настоящее время проработана законодательная база для такой поддержки, которая оказывается, в частности, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов через предоставление субсидий. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным религиозным организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее — органы власти) путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества [14].
Она обращает внимание, указывая на статьи, которые определяют виды деятельности социально ориентированных НКО, осуществление которых позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать таким организациям поддержку в различных формах: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, размещение государственных и муниципальных заказов. Указанные органы формируют перечень имущества для передачи его социально ориентированным НКО во владение и (или) пользование [4].
Для признания НКО социально ориентированными предусматривается также возможность установления федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации [11]. Возможность предоставления субсидий НКО уже была заложена на момент принятия закона в Бюджетном кодексе РФ, который в 2007 году был дополнен статьей 78.1 «Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями». Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии не только бюджетным и автономным учреждениям, но и некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации [4].
Необходимо сказать, что в качестве поддержки социально ориентированных организаций в Москве, можно привести пример их участия в мероприятиях по организации оплачиваемых общественных работ, либо временного трудоустройства населения в столице [16]. В рамках этой программы центр занятости предоставляет этим организациям временно (от одного до двух месяцев) неквалифицированные кадры (разнорабочие) по срочному договору или договору подряда, которые можно заключить много раз с одним и тем же работником. Центр занятости выплачивает за каждого такого работника определенную сумму. Cоответственно, религиозные организации в праве воспользоваться законом и как юридическое лицо заключать трудовые договора на исполнение различных хозяйственных работ с населением, подавая заявку на оплату в Центр занятости.
Следует обратить особое внимание на пожертвование как основной источник финансирования деятельности религиозных организаций.
Кроме этого, религиозные организации вправе рассчитывать на бюджетное финансирование, если они располагаются в объектах культурного наследия.
Выделение бюджетных ассигнований для ремонтно-реставрационных, научно-исследовательских, а также работ по благоустройству территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, например, было возможно в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186.
Необходимо отметить, что местные органы власти не обязаны, но имеют право, не нарушая закон, осуществлять финансирование в форме субсидий негосударственных образовательных учреждений и частного учреждения. Таким образом религиозные образовательные учреждения могут напрямую финансироваться из бюджета государства.
ЦЕРКОВЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Прежде чем говорить о налогообложении религиозных организаций, нужно разобрать понятие самого налога. Согласно статье 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. То есть налоги выплачиваются человеком из своего дохода, а их размер определен в законодательстве страны.
Согласно параграфа 3 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании».
Кроме того, согласно статье 333.35 НК РФ, предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации… религиозные объединения, политические партии…» [24].
Таким образом, действующее законодательство страны предоставляет религиозным организациям налоговые льготы или освобождает их от налогообложения. Рассмотрим эти налоги и льготы.
Согласно законодательству тридцати пяти субъектов Российской Федерации, для религиозных организаций предусматриваются дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество. В частности, согласно ст. 4 «Налоговые льготы» закона Москвы «О налоге на имущество организаций», религиозные организации освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.2001 №251 (ред. от 03.12.2002) «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость» существует перечень предметов религиозного назначения которые освобождены от уплаты НДС. Согласно этому перечню, существует пять категорий предметов, освобождающихся от НДС.
Налог на прибыль организаций – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. На основании пункта 1 статьи 246 НК РФ религиозные организации, являющиеся одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаются налогоплательщиками налога на прибыль. При этом для таких организаций установлен особый порядок налогообложения.
Согласно ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
Кроме того, согласно подпункта 11 пункта 2 этой же статьи НК РФ, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. Стоит отметить, что к ним так же относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Земельный налог – налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Федеральный закон от 29.11.04 №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса…» дополнил НК РФ разделом Х «Местные налоги» и главой 31 «Земельный налог», которая предусматривает для религиозных организаций следующую налоговую льготу. В соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов.
Так же стоит отметить, что письмо Министерства финансов РФ от 24.05.05 № 03-06-02-02/41 содержит различные разъяснения по вопросам налогообложения религиозных организаций. Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (4 ст. 395 НК РФ). И если данные земельные участки заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).
Кроме того, применение льгот по земельному налогу в случае, если на земельном участке помимо объектов религиозного или благотворительного назначения расположены объекты иного назначения, возможно, исходя «из положения п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 «О плате за землю». Так же религиозная организация не должна уплачивать земельный налог в случае, если на земельном участке расположен объект религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащий данной религиозной организации.
Налоговая отчетность включает в себя совокупность документов, отражающих сведения об исчислении и уплате налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями.
Согласно информационному сообщению Министерства финансов РФ от 13.12.2018 № ИС-учет-12 «Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности» религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности (бухгалтерская отчетность — это сведения об имущественном и финансовом положении организации и о конечных результатах ее хозяйственной деятельности в определенном периоде) в налоговые органы и органы государственной статистики. Данное изменение вступило в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год.
Стоит отметить, что согласно 2 пункту приказа Министерства Юстиции от 30 сентября 2021 г. №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» религиозная организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании), ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что отмена льгот в отношении указанных выше налогов, лишило бы значительную часть религиозных организаций возможности свободно осуществлять религиозную деятельность. Но в отношении иного имущества, а также транспортных средств имущественные налоги уплачиваются религиозными организациями в общеустановленном порядке. Что касается оплаты жилищно-коммунальных услуг, то религиозные организации проводят расчеты по тарифам «приравненные к населению», в отличие от коммерческих и некоммерческих организаций (Приказ от 14 октября 2021 г. №1111/21 о внесении изменений в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. №834/18; Постановление от 20 марта 2021 г. №425 о внесении изменения в пункт 2 основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации).
Необходимо отметить, что в период пандемии, 22 мая 2020 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем (заключительном) чтении принят законопроект № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий меры государственной поддержки для религиозных организаций в связи с распространением короновирусной инфекции.
Деятельность религиозных организаций регламентируются правилами, заметно отличающимися от тех, что установлены для обычных коммерческих предприятий и некоммерческих объединений. Несмотря на это, вплоть до 2019 года налоговая отчетность религиозных организаций оформлялась и предоставлялась в Росстат и ИФНС ежегодно. Изменения, которые заметно изменили правила работы религиозных организаций в России, содержатся в двух Федеральных законах, принятых в один день — 28.11.2018 года. Первый – это № 444-ФЗ, а второй – № 447-ФЗ. Их положения внесли серьезные корректировки в 402-ФЗ, утвержденный 06.12.2011 года и регламентирующий требования по составлению налоговой отчетности религиозных учреждений.
ЦЕРКОВЬ И МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ
В последние годы политика нашего государства направлена на сохранение исторической памяти, согласно Ст. 67.3 Конституции РФ, через различные инструменты, учреждения, организации и национальные проекты. Основные законодательные и концептуальные документы власти и практика их реализации показывает, что государству необходимо укрепление традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации, поскольку именно они формируют жизненные идеалы и поведенческие установки граждан, структурируют социальные отношения, гармонизируют общественные и личные интересы. Соответственно, укрепление и развитие этих ценностей – в интересах государственной безопасности [5]. Так и Русская Православная Церковь принимает участие в сохранении исторической информации как неотъемлемой части деятельности человечества, через память об исторических личностях, в некоторой степени традиций, обычаев, культуры и достояний России (1; 2). Известно, что в первую очередь музеи занимаются сбором, изучением и экспонированием различных предметов и информации, спектр которых настолько огромен, что сейчас существуют эко-музеи, которое являются природными заповедниками, онлайн музеи, галереи, музеи-здания и т. д.
Сейчас, даже за пределами религиозной среды, существует вопрос, где должны находится именно церковные ценности. В храме или музее? Прежде чем на него ответить, нужно провести небольшое исследование в этой области.
В первую очередь нужно ответить на вопрос, что же такое музей? Существует Международный совет музеев (International Council of Museums), который был создан в 1946 году в Париже, и он имеет высший консультативный статус в ЮНЕСКО и в социальном совете ООН. Как определить, что такое музей, какие у него функции и характерные отличия? На этот вопрос и пытается ответь совет на протяжении всей своей деятельности, но не все страны участники согласны с новым определением, которое было дано в 2019 году и предлагают свои мнения по этому поводу. Оно звучит так: «Музей – это пространства демократизации, инклюзии и полифонии мнений, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Изучая текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают для всех людей равные права и равный доступ к культурному наследию» [4]. Это определение пока не было закреплено и голосование по этому вопросу было отложено с целью дальнейшей доработки. Такие сложности связаны и с определением понятия «наследие», которое тоже дебатируется в академическом сообществе.
Согласно Российской Музейной Энциклопедии: «музей – (лат. museum от гр. museion – храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества» [17]. Таким образом, музей – это место или площадка в котором хранится и выставляется на показ публике различные экспонаты, несущие в себе в первую очередь не номинальную ценность, а – социальную и историческую. Кроме того, существует различные классификации музеев, и одними из основных являются классификация по принадлежности и классификация по профильным группам.
В Российской Федерации тоже существуют несколько видов музеев: федеральные музеи, собственником которых является непосредственно Российская Федерация. Ими управляет Министерство культуры или другие федеральные ведомства. Так же есть региональные музеи, учреждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные музеи находятся в управлении органов местного самоуправления, они достаточно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности.
Однако, важно упомянуть и тот факт, что согласно Федеральному закону от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом. То есть получается, что в сферу государственного регулирования попадают только те музеи, которые владеют определенными культурными ценностями, хранят их, изучают и представляют, и что самое важное, они должны быть включены в состав Музейного фонда Российской Федерации. При этом стоит отметить, что собственнику, будь то физическое или юридическое лицо, принадлежит исключительное право самому принимать решение о целесообразности включения принадлежащих ему культурных ценностей в Музейный фонд государства.
Соответственно, Церковь вправе выставлять на экспозицию те предметы, которые принадлежат ей как юридическому лицу, а те предметы, которые уже согласно истории, находятся в частных музеях или государственных, должны принадлежать им несмотря даже на то, что это могут быть священные сосуды или даже храмы. Религиозные организации не вправе требовать у государственных музеев или частных коллекционеров вернуть ей церковные предметы, например, освященные потир, лжицу или дискос и т.д. и т.п., и не в праве предъявлять претензии что к ним прикасаются не священнослужители, как это запрещено в богослужебном уставе, так как он предназначен для исполнения только служителям религиозных культов. Конечно, любое лицо может пожертвовать что-либо частному или государственному музею, но это должно происходить только исключительно на добровольной основе, а не принудительно, нарушая правовые поля.
Точно так же нельзя и государству забирать или изымать и передавать государственным музеям частные коллекции или предметы культуры и искусства, несмотря на их огромную значимость для человечества. Поэтому и Церковь, как юридическое лицо, вправе создавать свои церковные музеи, например, епархиальные, монастырские, приходские и музеи духовных учебных заведений. Именно поэтому пункт 7 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» Освященного Архиерейского Собора 2008 года считает полезным «создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого».
Кроме того, некоторые эксперты считают, что многие экспонаты требуют специальных условий хранения, и церковные музеи не могут их обеспечить в силу, например, дороговизны оборудования. Поэтому, по мнению экспертов, их следует изъять и отдать в государственные музеи. Действительно, различные старинные предметы, такие, как например книги, требуют определенной влажности, на них сильно влияет свет, температура, состав воздуха и окружающей среды, также должна проводиться специальная обработка химическими веществами, чтобы они сохранились и не потеряли своей ценности для более длительного экспонирования. Такой уход и специальная аппаратура может стоить серьезных вложений и у небольшого прихода просто на просто не будет хватать средств на обеспечение сохранности экспонатов.
Следует сказать, что, по нашему мнению, рассматривая вопрос об организационно-правовых аспектах создания церковных музеев, так называемое древлехранилище можно определить, как некоммерческое учреждение религиозной организации, посредством которого реализуется общественная потребность в сохранения духовного, исторического и культурного наследия. Соответственно церковные предметы, принадлежащие Русской Православной Церкви, как собственность, могут выставляться в них. Религиозные организации могут рассчитывать на государственную поддержку, так как деятельность церковных музеев социально значима и государство может предоставить музею статус федерального значения. Так же следует отметить возможность прямого сотрудничества между храмами и музеями. Одним из ярчайших примеров является согласие на передачу святыни из музея в храм между государственной Третьяковской галереей и Донским ставропигиальным монастырем в Москве. Донская икона Божией матери с 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи, но в честь престольного праздника обители, ее переносят в специальной капсуле-футляре на несколько дней в собор для поклонения, совершения молебнов и чтения акафистов. За этим мероприятием следит большое количество специалистов как со стороны музея, так и со стороны храма. Таким образом, благодаря такой совместной работе, церковные святыни, являющиеся культурным памятником страны и при этом требующие профессионального хранения и реставрации, становятся доступны для поклонения верующим людям. Этот пример ясно показывает возможности сотрудничества государственных музеев и религиозных организаций.
Кроме непосредственно законодательных актов есть и возможности прямого соглашения о сотрудничестве религиозных организаций с государственными институтами. Например, Соглашение о сотрудничестве Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви и ГУ МВД России по Алтайскому краю, Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и епархиями Московской митрополии Русской Православной Церкви, Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период, Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие государства с Церковью основано на действующей Конституции, Федеральных законах и правовых актах, которые обеспечивают влияние Церкви на социум, доступ и гарантии институтов социальной защиты, сотрудничество органов исполнительной власти и финансирование через участие в Национальных проектах федерального масштаба, принятых в России в 2018 году.
Несмотря на слова протоиерея Владислава Цыпина о возможной дискриминации Церкви государством («Предоставляя Церкви полноту возможностей для нестесненного исполнения ею своей миссии или ограничивая эти возможности, государственная власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и, в конце концов, предрекает свою судьбу, но Церковь не вправе отказывать государству, даже и дискриминирующему ее, в повиновении. Выше требования лояльности стоит только Божественная заповедь, которая дана Церкви, – совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах») [15], можно, исходя из всего вышесказанного, сделать вывод, что находится множество возможностей для взаимодействия, поддержки и финансирования конкретных религиозных организаций, предоставления социальных (выплата пенсий, пособий и медицинское страхование священнослужителям) и налоговых льгот (например, отсутствие налога на прибыль, НДС, выгодные условия на земельный налог и т. п.), а также для прямого сотрудничества государства с Церковью через различные соглашения, предоставление грантов, выделение бюджетных ассигнований в рамках Федеральных целевых программ [16] и т.д. Таким образом, Законодательство РФ, в котором Церковь на конституционном уровне отделена от государства, создает привилегированную группу юридических лиц в виде религиозных организаций, имеющих возможности вести свою хозяйственно-экономическую деятельность не только через пожертвования верующих, но и через государственный бюджет.
Примечания
Самойловский А.Л. Русская Православная Церковь в эпоху реформ Петра Великого // Наука. Общество. Оборона. 2020. № 4. С. 43-43. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10259. EDN: LAIOYZ
Самойловский А.Л. Языческо-христианский синкретизм на Руси // Наука. Общество. Оборона. 2022. № 1. С. 6-6. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-1-6-6. EDN: EETPUB
Список литературы
Алексеев Н.В. Воздействие факторов на развитие государственно-церковных отношений в России (на примере элиты) // PolitBook. 2017. № 1. С. 181-191.
Алексеев С.В., Златанов Б.Г., Шумилов А.В. Институциональные особенности православной церкви как субъекта гражданского общества // PolitBook. 2018. № 4. С. 74-84.
Бастрыкин А.И. Отношения государства и церкви в России // Проза.ру. 2019. Свидетельство о публикации №219060901358. – URL: https://proza.ru/2019/06/09/1358 (дата обращения: 20.08.2022)
Игумения Ксения (Чернега). О формах и правилах господдержки НКО, относящихся к религиозным организациям. // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 7. C. 69-72. – URL: http://www.jmp.ru/archiv/2018_07.pdf (дата обращения: 11.06.2022)
Ильин И.С. Взаимоотношения власти и Православной Церкви в современной России // Россия и современный мир. 2019. № 2. С. 225–236.
Исаев А.А. Актуальные проблемы деятельности Органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2. С. 38-42.
Кржевов В.С. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализации общества? // Философские науки. 2012. № 10. С. 93-105.
Кукарцева М.А., Колосова И.В. Религия и границы светского общества // Полития. 2016. № 3. С. 126-133.
Кырлежев А. Пост-секулярное: краткая интерпретация // Логос. 2011. № 3. С. 100-106.
Лункин Р. Штраф за Бога. Российская религиозная политика стремится к советской атеистической // Мир России. 2018. № 4. С. 49-67. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-49-67
Малашенко А. Ислам для России. М.: РОССПЭН. 2007. – 191 с.
Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 90-105.
Ожиганова А. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 7-9.
Орлова Е. «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью» // Православие.ру. 2016. – URL: https://pravoslavie.ru/89938.html (дата обращения: 11.06.2022)
Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин: Христиан. Жизнь. 2004. – 700 с. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/ (дата обращения: 11.06.2022)
Рассохин А. «Православные» НКО не остались в стороне от президентских грантов // Коммерсант, 01.11.2018. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3787324 (дата обращения: 11.06.2022)
Российская музейная энциклопедия. – URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp (дата обращения: 11.06.2022)
Трапезников А.И. Правовой статус церкви в России // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Пермь, 2012. C. 32-34. – URL: https://pravovsem59.ru/pravovoe-prosveshchenie/analitika/pravovoy-status-tserkvi-v-rossii_1531367997... (дата обращения: 11.06.2022)
- Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 444 с.
Информация об авторе
Самойловский Алексей Леонидович, бакалавр теологии, Сретенская Духовная Академия, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Самойловский Алексей Леонидович, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
HISTORY OF FAITH, RELIGION, DENOMINATION OR CHURCH
Review
Church: law, taxes, benefits
Alexey L. Samoylovskiy 1
1 Sretensky Theological Academy,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Abstract:
Today the Russian Orthodox Church is the largest public institution that has a huge impact on the life of our society. The legal status of the Church in our state had its own characteristics, and it is enshrined in the main monuments of law: Russian Truth, Pskov Judicial Letter, Code of Laws, Stoglav, Cathedral Code, etc. In recent years, there have been many scientific publications and monographs that note the current state of interaction between the legal fields of the Russian Federation and the Church as desecularization. The authors give a large number of examples that after a period of "relative freedom", the Church after 1993 began to cooperate with the state. The development of relations between the Russian Orthodox Church (ROC) and the state at this stage reached its peak in 1997-1998. and ended with the adoption of a new version of the law on freedom of conscience, in which the authorities de jure recognized the special role of the ROC. The article provides a brief overview of the current legislation of the Russian Federation on freedom of conscience, freedom of religion and religious associations, taking into account possible sources of funding for the activities of religious organizations and state support for religious organizations as socially oriented organizations in the form of non-profit organizations (NPOs). Regulatory legal acts for religious organizations are considered: taxes, reporting and benefits. The practical significance of Church law is compared with secular law in the field of forming the historical memory of figures and personalities of Russian and European societies through acts of canonization. The influence of the Church on the preservation of historical and cultural values in the formation of the museum business is assessed as the basis of historical information. The interaction of the state with the Church, its influence on society, access and guarantees of social protection institutions, cooperation of executive authorities and funding through participation in the National projects of a federal scale adopted in Russia in 2018 were studied. The author comes to the conclusion that there are many opportunities for interaction, support and financing by the state of specific religious organizations, the provision of social (pensions, benefits and medical insurance to clergy) and tax benefits (for example, the absence of income tax, VAT, favorable conditions for land tax ), as well as for direct cooperation between the state and the Church through various agreements, the provision of grants, the allocation of budgetary appropriations within the framework of federal targeted programs. According to the author, the legislation of the Russian Federation, in which the Church is constitutionally separated from the state, creates a privileged group of legal entities in the form of religious organizations that have the opportunity to conduct their economic activities not only through donations from believers, but also through the state budget.
Keywords: religion, state, religious organizations, Russian Orthodox Church, Church law, Constitution, legislation, law, taxes, benefits, reporting, presidential grants, budget subsidies, funding for religious organizations, museum work, national projects, cooperation between the state and religious organizations
References
Alekseev N.V. (2017) Vozdejstvie faktorov na razvitie gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij v Rossii (na primere elity) [The impact of factors on the development of state-church relations in Russia (on the example of the elite)]. – PolitBook. 2017. № 1. P. 181-191. (In Russ.)
Alekseev S.V., Zlatanov B.G., Shumilov A.V. (2018) Institucional'nye osobennosti pravoslavnoj cerkvi kak sub"ekta grazhdanskogo obshchestva [Institutional features of the Orthodox Church as a subject of civil society]. – PolitBook. 2018. № 4. P. 74-84. (In Russ.)
Bastrykin A.I. (2019) Otnosheniya gosudarstva i cerkvi v Rossii [Relations between the state and the church in Russia]. – Proza.ru. 2019. Svidetel'stvo o publikacii №219060901358. – URL: https://proza.ru/2019/06/09/1358 (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Igumeniya Kseniya (Chernega) (2018). O formah i pravilah gospodderzhki NKO, otnosyashchihsya k religioznym organizaciyam [On the forms and rules of state support for non-profit organizations related to religious organizations]. – Zhurnal Moskovskoj Patriarhii. 2018. 7. P. 69-72. – URL: http://www.jmp.ru/archiv/2018_07.pdf (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Il'in I.S. (2019) Vzaimootnosheniya vlasti i Pravoslavnoj Cerkvi v sovremennoj Rossii [The relationship between the authorities and the Orthodox Church in modern Russia]. – Rossiya i sovremennyj mir. 2019. № 2. P. 225–236. (In Russ.)
Isaev A.A. (2015) Aktual'nye problemy deyatel'nosti Organov vnutrennih del [Actual problems of the activities of the Internal Affairs Bodies]. – Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 2. P. 38-42. (In Russ.)
Krzhevov V.S. (2012) Religiya v sovremennoj Rossii: duhovnoe vozrozhdenie ili klerikalizacii obshchestva? [Religion in modern Russia: spiritual revival or clericalization of society?]. – Filosofskie nauki. 2012. № 10. P. 93-105. (In Russ.)
Kukarceva M.A., Kolosova I.V. (2014) Religiya i granicy svetskogo obshchestva [Religion and the boundaries of secular society]. – Politiya. 2014. № 3. P. 126-133. (In Russ.)
Kyrlezhev A. (2011) Post-sekulyarnoe: kratkaya interpretaciya [Post-Secular: A Brief Interpretation]. – Logos. 2011. № 3. P. 1001-06. (In Russ.)
Lunkin R. (2018) Shtraf za Boga. Rossijskaya religioznaya politika stremitsya k sovetskoj ateisticheskoj [Penalty for God. Russian religious policy tends towards Soviet atheistic]. – Mir Rossii. 2018. № 4. P. 49-67. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-49-67 (In Russ.)
Malashenko A. (2007) Islam dlya Rossii [Islam for Russia]. Moscow: ROSSPEN. 2007. – 191p. (In Russ.)
Malinova O.Yu. (2010) Simvolicheskaya politika i konstruirovanie makropoliticheskoj identichnosti v postsovetskoj Rossii [Symbolic Politics and the Construction of Macropolitical Identity in Post-Soviet Russia]. – Polis. Politicheskie issledovaniya. 2010. № 2. P. 90-105. (In Russ.)
Ozhiganova A. (2017) Prepodavanie religii v shkole: poiski nejtral'nosti i «kul'turnye vojny» [Teaching Religion in Schools: The Quest for Neutrality and "Culture Wars"]. Vvodnaya stat'ya. – Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. 2017. № 4. P. 7-9. (In Russ.)
Orlova E. (2016) «Ya ne zhaleyu, chto prodolzhayu zanimat'sya professional'noj deyatel'nost'yu» [“I do not regret that I continue to engage in professional activities”]. – Pravoslavie.ru. 2016. – URL: https://pravoslavie.ru/89938.html (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Protoierej Vladislav Cypin. (2004) Kurs cerkovnogo prava [Church Law Course]. Klin: Hristian. Zhizn', 2004. – 700 p. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/ (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Rassohin A. (2018) «Pravoslavnye» NKO ne ostalis' v storone ot prezidentskih grantov ["Orthodox" non-profit organizations did not remain aloof from presidential grants]. – Komersant. 01.11.2018. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3787324 (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Rossijskaya muzejnaya enciklopediya [Russian museum encyclopedia]. – URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Trapeznikov A.I. (2012) Pravovoj status cerkvi v Rossii [Legal status of the church in Russia]. – Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Perm'. 2012. P. 32-34. – URL: https://pravovsem59.ru/pravovoe-prosveshchenie/analitika/pravovoy-status-tserkvi-v-rossii_1531367997... (data obrashcheniya: 11.06.2022) (In Russ.)
Tihomirov M.N. (1961) Sobornoe ulozhenie 1649 goda [Cathedral Code of 1649]: Ucheb. posobie dlya vyssh. shkoly / M. N. Tihomirov, P. P. Epifanov. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. 1961. - 444 p. (In Russ.)
Information about the author
Alexey L. Samoylovskiy, Bachelor of Theology, Sretensky Theological Academy, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Alexey L. Samoylovskiy, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 10–10.