Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 4. С. 00–00.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 00–00.
УДК: 323.1 + 325 (569.1 + 569.3 + 569.4 + 569.5 + 620)
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-4-00-00
Поступила в редакцию: 31.07.2024 г.
Опубликована: 28.10.2024 г.
Submitted: July 31, 2024
Published online: October 28, 2024
Для цитирования: Яковенко Ю.В. История развития панарабизма в ХХ веке // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №4(41). С. 00-00.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-00-00.
For citation: Yakovenko Y.V. A history of the development of pan-Arabism in the 20th century. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(4):00-00. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-00-00.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАНАРАБИЗМА В ХХ ВЕКЕ
Яковенко Юлия Владиславовна 1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-5339-6778, e-mail: jyakovenko01@yandex.ru
Аннотация:
В статье анализируется история панарабизма – общественно-политического движения, направленного на объединение арабского народа. Исследование базируется на исторических фактах XX столетия, официальных документах международных организаций, а также научных работах, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях. Использован главным образом историко-описательный метод. В работе детально проанализирована роль исторических личностей в становлении панарабизма, а также значимые исторические события, повлиявшие на его зарождение и распад. Упомянуты политические и научные деятели, внесшие значимый вклад в распространение панарабистских идей через свою общественную и научно-публицистскую деятельность. Кроме того, статья освещает истоки арабо-израильского конфликта и совместную борьбу арабских стран против израильского государства. Описываются факторы, которые привели к распаду панарабизма, к числу которых можно отнести неудачи ЛАГ в решении палестинского вопроса, поражение Египта в Шестидневной войне, появление политической и экономической элиты в арабских странах в 1960-е годы. В работе подчеркивается, что к концу 1980-х гг. движение почти полностью утратило свою популярность среди арабских стран, уступив место другим идеологиям, таким как исламизм или национализм. Из содержания статьи можно сделать вывод о том, что панарабизм оказал значительное влияние на историю арабских стран. Несмотря на распад идеологии к концу XX века, панарабистские идеи сыграли незаменимую роль в укреплении единства арабского народа и отношений между арабскими странами, способствуя объединению арабов на основе общих исторических, языковых, политических, экономических и культурно-религиозных ценностей. Выявлены факторы зарождения панарабизма, тенденции в эволюции движения, а также причины упадка панарабизма.
Ключевые слова: панарабизм, панарабская идеология, независимость арабских государств, единство арабского народа, колониальный захват, палестинский вопрос, арабский национализм, Шестидневная война 1967 г., Война Судного Дня 1973 г., Лига арабских государств (ЛАГ), ООН, БААС, Ближний Восток, Арабский Восток, Объединённая Арабская Республика (ОАР)
ВВЕДЕНИЕ
Целью cтатьи является исследование эволюции панарабизма в XX столетии. Актуальность работы состоит в необходимости обобщить теоретические знания об истории панарабизма и его развитии, а также выявить причины распада движения. Панарабистские идеи по-прежнему оказывают влияние на политические процессы в арабском мире, и история панарабизма помогает понять истоки современных конфликтов и политических движений в регионе. В свете имеющихся теоретических и эмпирических исследований по теме эволюции панарабизма, опубликованных в виде монографий, книг и научных статей, возникает необходимость более глубокого понимания феномена панарабистского движения и его влияния на политические процессы в регионе Ближнего Востока. В данной статье рассмотрено развитие панарабизма как политической концепции и его история.
Хронологические рамки исследования: конец XIX в. – 80-е гг. XX века.
Источниковая база, на которой основано исследование, включает в себя тексты официальных документов международных организаций, таких, как Организация Объединенных Наций и Лига арабских государств. Также при написании работы автором были использованы труды российских и зарубежных ученых и научных деятелей.
Новизна исследования заключается в том, что автор провел анализ эволюции идеологии панарабизма с начала его зарождения и до упадка, при этом проводя комплексный анализ исторических событий, повлиявших на развитие панарабистского движения. Также можно отметить, что автор уделил значительное внимание роли общественно-политических деятелей, оказавших влияние на укрепление идеологии среди арабских стран.
ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПАНАРАБИЗМА
с конца XIX столетия до 40-х гг. XX века
Панарабизм (араб. الوحدة العربية) – крупное общественно-политическое движение, нацеленное на объединение арабского народа по политической, культурно-исторической и языковой характеристикам. Арабский народ имеет одну религию, культуру, историю, язык (1). Палестинский политик и историк Мухаммад Иззат Друза писал: «Если бы у арабов не было одного языка, то они не имели бы того суверенитета, которым они пользуются во имя арабов и арабизма» [13, с. 40].
Не только религиозно-культурная общность, но и желание арабских стран обрести независимость, определённо, объединяло арабов и являлось одной из основных причин возникновения панарабизма [2, c. 121]. В качестве основных целей движения можно назвать стремление арабов к освобождению от колониального господства и установление национальной независимости.
Зарождение панарабизма можно отнести к концу XIX – началу XX века. В то время большая часть Арабского Востока оказалась в колониальной зависимости от европейских стран (2). Например, Франция захватила страны северной Африки, такие, как Алжир, Тунис, Марокко (6); ливийские территории оказались в колониальной зависимости от Италии; Великобритания поставила под свой контроль Египет; территория Сомали была поделена между Францией и Италией.
Важно отметить, что колониальный захват ближневосточных государств, как правило, сопровождался нововведениями в различных аспектах жизнедеятельности арабского общества. Зачастую европейские преобразования вызывали недовольство арабского населения, которое выражалось в политических демонстрациях, имеющих целью восстановить независимость. Арабы создавали тайные общества для борьбы с новыми властями и отставания своих законных прав. Например, в 1912 г. на территории Ливана и Сирии были созданы «Ливанское пробуждение» и «Общество реформ». Также можно упомянуть крупное восстание тунисцев в 1881 г. против французской оккупации. Многие политические и научные лидеры призывали к освобождению арабских стран от колониальной зависимости. Например, политический деятель и оратор Мустафа Камиль в конце XIX в. предупреждал об опасности колониализма, призывая египтян объединиться в служении Родине и вере [10, c. 104].
Идеи распространения панарабизма можно рассмотреть и в деятельности ливанского ученого и публициста Джирджи Зайдана. К его историческим трудам относятся «Общая история масонства», «Всеобщая история от сотворения мира до наших дней», «История Греции и Рима» (2). В своих научных трудах Зайдан высказывал мнение о том, что арабские страны обладают единством в языковой, культурной, политической и экономической сферах.
Дальнейшее развитие панарабизм получил после Первой мировой войны. По итогам войны произошел распад Османской империи, вследствие чего ряд арабских территорий был поделён между крупными европейскими державами [3, c. 475]. Так, Англия и Франция заключили соглашение Сайкса-Пико в 1916 г. и разделили между собой восточную часть Ближнего Востока («Великая Сирия») [14, c. 132]. Сирия и Ливан стали французскими протекторатами, Ирак и Палестина оказались подконтрольными Великобритании. Раздел территорий Ближнего Востока повлёк за собой новую волну панарабизма.
В рамках становления панарабизма стоит выделить создание палестинского государства в начале XX столетия. В 1917 г. британским правительством Великобритании была выпущена «Декларация Бальфура» (5), в которой британские власти выражали свою поддержку образованию в Палестине национального очага евреев (1). В несколько последующих десятилетий можно было наблюдать массовую иммиграцию израильского населения на территорию Палестины, что, в свою очередь, выступало в качестве одной из причин недовольства палестинцев. В 1932 г. в Палестине была основана националистическая арабская партия, нацеленная на достижение независимости палестинским народом [13, c. 45]. В 1937 г. в Палестине вспыхнуло восстание против еврейской иммиграции и образования еврейских поселений. После окончания Второй мировой войны британские власти передали решение о будущем Палестины Организации Объединенных Наций (ООН). 29 ноября 1947 г. была выпущена резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины на два государства – еврейское и арабское (8). Большинство арабских стран не приветствовали создание израильского государства (5), что способствовало укреплению панарабизма среди арабских стран.
В 1930-е гг. журнал «Арабская нация», издаваемый в Женеве ливанским эмигрантом Ш. Арсланом, активно пропагандировал панарабскую идеологию. Также идеи панарабизма распространялись сирийскими деятелями, включая Константина Зурейка, Мишеля Афлака и Сати аль-Хусри. Хусри писал, что нация основана на единстве своего языкового сообщества и истории. Именно эти два фактора определяют его национальную идентичность народа [14, c. 132].
РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПАНАРАБИЗМА
в 1940-1950-е гг.
В качестве одного из важнейших событий в рамках развития панарабизма в 1940-е гг. можно назвать создание 22 марта 1945 г. Лиги арабских государств (ЛАГ). На момент её создания в организацию вошли такие арабские страны, как Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия и Йемен (7). Одной из целей деятельности Лиги арабских государств была борьба против Израиля – государства, созданного в 1948 году. Арабские страны активно поддерживали палестинской народ в его борьбе за свои законные права. В частности, 17 июня 1950 г. странами-участницами ЛАГ был подписан Договор «О совместной обороне и экономическом сотрудничестве арабских государств», предусматривавший обеспечение совместной защиты от израильского государства (4). К сожалению, неудачи ЛАГ в решении палестинского вопроса, а также поражение арабской коалиции в Арабо-израильской войне 1948–1949 гг. повлекли за собой противоречия между арабскими странами и ослабление арабского национального движения [9, c. 248].
В 1947 г. в Сирии была образована политическая партия БААС – Партия арабского социалистического возрождения (араб. حزب البحث العربي الاشتراكي) [4, c. 107]. Партия была учреждена с целью создания единого арабского государства во главе с прогрессивным революционным правительством. Основателями БААС считаются Мишель Афляк, Салах ад-дин Битар и Заки Арсузи (7). Баасисты стремились к возрождению единства культурных и языковых ценностей арабских стран. Идеология партии БААС основывалась на принципах арабского национализма и социализма, где социализм рассматривался как «продолжение исламской идеи о справедливом разделении богатств» [11, c. 43].
В 1950–60-е гг. почти все арабские страны достигли независимости. Например, Тунис стал независимым в 1956 г., Ливия и Кувейт – в 1961 г., Алжир – в 1962 году. В то время на Ближнем Востоке происходил значительный подъем национально-освободительного движения и национального самосознания арабов [7, c. 280]. И если до Второй мировой войны арабские страны боролись за создание суверенных государств в рамках единого арабского мира, то после войны арабский народ отстаивал идею образования единого арабского государства, объединённого политическими и культурно-историческими факторами.
В 1950-е гг. ведущую роль в объединении арабов стал играть Египет. Именно эта арабская страна в то время являлась одной из самых экономически развитых стран на Ближнем Востоке. В 1952 г. к власти в Египте пришёл Гамаль Абдель Насер, который выступил в качестве лидера движения за единство арабского народа [10, c. 127]. Египетский президент стал инициатором создания Организации освобождения Палестины, заявив о необходимости отстаивать право палестинского народа на самоопределение [5, c. 360].
Во второй половине 1950-х гг. партия арабского социалистического возрождения выдвинула идею объединения Сирии и Египта в единое государство. После проведения референдумов в Египте и Сирии была образована Объединённая Арабская Республика – ОАР [6, c. 51]. Гамаль Абдель Насер стал президентом ОАР, её столица была утверждена в Каире [1, c. 186]. Также была принята временная конституция ОАР. Создание ОАР можно рассматривать как первый шаг к возможному всеобщему арабскому объединению. Правительство ОАР провело ряд социально-экономических реформ, направленных на улучшение жизненного уровня в обеих странах (2). Однако в 1961 г. внутри ОАР возник кризис из-за претензий Египта на доминирующую роль в объединенном государстве [1, c. 177].
УПАДОК ПАНАРАБИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В 1960-е гг. идея арабского единства теряет своё прежнее значение, и на передний план выдвигается понятие арабского национализма [1, c. 260]. Можно выделить следующие причины распада движения панарабизма. Во-первых, каждая арабская страна начинает отстаивать собственный путь политического и социально-экономического развития. Следование новым экономическим целям часто вызывало различные противоречия между государствами. Во-вторых, в 60-е гг. XX столетия многие лидеры арабских государств боролись за главенствующую роль на Арабском Востоке.
В книге Давиши «Арабский национализм в двадцатом веке: от триумфа к отчаянию» сказано, что в 1960-е гг. во многих арабских странах стали появляться элиты в политической и экономической сферах, которые имели ряд собственных интересов и не желали рисковать ими из-за следования идеологии панарабизма [1, c. 280]. Давиши также пишет о поражении Египта в Шестидневной войне с Израилем 1967 г. и отмечает его отрицательное воздействие на укрепление идеологии единства арабского народа.
Ещё одним фактором ослабления панарабизма является отсутствие единства в арабском мире по поводу арабо-израильского конфликта [6, c. 44]. Конфликт вызывал множество противоречий среди арабских государств, и никто из них не хотел отказываться от своих позиций по данному вопросу. Победа Израиля в Шестидневной войне, а также поражение арабских стран в Войне Судного Дня 1973 г. ослабили идеи единства арабского народа и привели к ещё большим разногласиям на Ближнем Востоке [1, c. 283]. В 1970-е гг. панарабизм становится всё менее и менее популярным среди арабских стран. К концу 1980-х движение почти полностью затмевают такие идеологии, такие, как исламизм или национализм [1, c. 277].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеология панарабизма имеет важное значение в истории арабского мира. Панарабистские идеи, несомненно, оказали значительное влияние на формирование политической карты Ближнего Востока.
События конца XIX в. и преимущественно XX столетия, такие, как колониальный захват ближневосточных государств, распад Османской империи, раздел территорий Ближнего Востока, создание палестинского государства и, наконец, освобождение арабских стран от колониальной зависимости, смогли по-настоящему объединить арабский народ, что в свою очередь поспособствовало широкому распространению движения панарабизма в ближневосточном регионе. Идеология вдохновляла арабский народ на объединение на основе политической, языковой и культурной общности и создание единого арабского государства.
Несмотря на то, что арабам не удалось реализовать идею создания единого государства и к 1960-м гг. движение стало постепенно приходить в упадок, идеология панарабизма сыграла ключевую роль в процессах деколонизации Ближнего Востока, становлении новых независимых государств и укреплении иных идеологий, пришедших на смену панарабизму. Именно благодаря развитию панарабистских идей была образована Лига арабских государств – международная организация, функционирующая по сей день и координирующая сотрудничество между арабскими государствами в социально-экономической, политической и культурной сферах.
На наш взгляд, исследование исторического опыта развития панарабизма имеет практическую значимость в понимании влияния панарабизма на современные политические процессы в арабском мире, в том числе, на позицию арабских стран касательно арабо-израильского конфликта, активную фазу которого мы наблюдаем сегодня. Тем более, что в настоящее время панарабистские идеи продолжают оказывать значительное воздействие на формирование внешнеполитической повестки, политических движений и конфликтов на Ближнем Востоке.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть востребованы в целях детального анализа взаимосвязи ключевых региональных конфликтов и кризисов (например, арабо-израильского конфликта) и упадка идеологии панарабизма. Также, на наш взгляд, целесообразен комплексный анализ влияния панарабистских идей на становление иных политических идеологий, пришедших на смену панарабизму на Ближнем Востоке.
Примечания
- The Balfour Declaration. Полный текст. Образовательный ресурс My Jewish learning: официальный сайт. [электронный ресурс]. – URL: https://www.myjewishlearning.com/article/read-the-balfour-declaration/ (дата обращения: 10.10.2023).
- Большая российская энциклопедия: официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2701978 (дата обращения: 17.10.2023).
- Британо-американская универсальная энциклопедия: официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://www.britannica.com/topic/Pan-Arabism (дата обращения: 12.10.2023).
- Договор «О совместной обороне и экономическом сотрудничестве арабских государств» (1950). Полный текст. Yale Law School (Йельская школа права): официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/arabjoin.asp (дата обращения: 13.10.2023).
- Истоки и история проблемы Палестины: Часть II (1947-1977 гг.). Организация Объединенных Наций: официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/unispal/ru/origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/part-ii-1947-1977/ (дата обращения: 11.11.2023).
- Колониальная политика Франции в Африке. Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. Материал подготовлен на основе монографии «Африка: неоплаченный долг колонизаторов». Институт Африки РАН. М., 2023. [электронный ресурс]. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/istoricheskie_materialy/1957980/ (дата обращения: 18.10.2023).
- Мамедов Р. К истории правящей партии в Сирии. Российский совет по международным делам: официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ruslan-mamedov/allakh-siriya-bashar-i-tolko... (дата обращения: 18.10.2023).
- Пакт Лиги арабских государств. Исламская библиотека (исламское право): официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https https://diletant.media/articles/44984539/ (дата обращения: 16.10.2023).
- Резолюция ООН № 181 (1947). Полный текст. Организация Объединенных Наций: официальный сайт [электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-185393/ (дата обращения: 12.10.2023).
Список литературы
- Dawisha A.I. Arab Nationalism in the Twentieth Century: From Triumph to Despair. Princeton University Press, 2003. - 352 р. [электронный ресурс]. – URL: https://www.jstor.org/stable/j.ctt7shc6 (дата обращения: 26.10.2024).
- Lungu E. Pan-Аrabism and the “Arab spring” // Romanian Military Thinking. 2011. № 4. Р. 120-137. [электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/260203557_pan-arabism_and_the_arab_spring (дата обращения: 10.10.2023).
- Yassamine Mather. The Fall of the Ottoman Empire and Current Conflict in the Middle East // Critique. 2014. Vol. 42. No. 3. Р. 471–485. [электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ (дата обращения: 17.10.2023).
- Аллахкулиев М.Г. Особенности политической концепции партии «Баас» // Власть. 2013. Т. 21. № 11. С. 106-109. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-politicheskoy-kontseptsii-partii-baas (дата обращения: 11.10.2023).
- Гофман А.В. Борьба палестинцев за независимость в 1960-1980-е гг. // Via in tempore. История. Политология. 2021. № 48(2). С. 359-366. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-palestintsev-za-nezavisimost-v-1960-1980-e-gg/viewer (дата обращения: 21.10.2023).
- Наумкин В.В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти // Полис. Политические исследования. 2021. №6. С. 42-59. [электронный ресурс]. - URL: https://www.ivran.ru/sites/28/files/zhurnal_Polis_6-2021_V_V__Naumkin_Sovremennyi_konvergentnyi_arab... (дата обращения: 25.10.2023).
- Сапронова М.А. Подъем национально-освободительного движения на Арабском Востоке после Второй мировой войны // Интернет-проект «Великая Победа» в 14 т. Т. 14. / Под ред. С.Е. Нарышкина и А.В. Торкунова, зам. редактора, координатор проекта А.В. Серегин. 2015. С. 279-284. [электронный ресурс]. - URL: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/26/ (дата обращения: 14.10.2023).
- Сапронова М.А. Арабо-мусульманский мир: история, география, общество: учеб. пособие. Казань: Казан. ун-т, 2013. – 360 с.
- Соколов О.А. Образ Крестовых походов в работах арабских общественных деятелей (XIX - нач. XX вв.) // Исламоведение. 2018. Т. 9. №4. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-krestovyh-pohodov-v-rabotah-arabskih-obschestvennyh-deyatele.... (дата обращения: 12.10.2023).
- Ульянищева Е.В. Гамаль Абдель Насер. Полвека спустя. Портреты внешнеполитических деятелей // Вестник РУДН. Международные отношения. 2003. № 1(3). С. 124-130. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gamal-abdel-naser-polveka-spustya (дата обращения: 14.10.2023).
- Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. Ислам, Партия арабского социалистического возрождения и сирийские конституции 1973 и 2012 гг. // Актуальные проблемы современной цивилизации. 2016. № 2(39). [электронный ресурс]. - URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/06_hayirulintr_korotaevav.pdf (дата обращения: 14.10.2023).
- Хезам Нассер Мохамед. Проблемы арабского единства, 1960-1980-е гг. Дисс. канд. полит. наук. СПб., 1988. [электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/problemy-arabskogo-edinstva-1960-1980-e-gg (дата обращения: 13.10.2023).
- Чикаидзе Ц.М. Политическая трансформация Ближнего Востока после Первой мировой войны // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №1. С. 132-138.
Информация об авторе
Яковенко Юлия Владиславовна, студентка МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Яковенко Юлия Владиславовна, e-mail: jyakovenko01@yandex.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
The history of pan-Arabism in the 20th century
Yulia V. Yakovenko 1
1 Moscow State Institute of International Relations (University),
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-5339-6778, e-mail: jyakovenko01@yandex.ru
Abstract:
This article analyzes the history of pan-Arabism, a socio-political movement aimed at uniting the Arab people. The research was conducted on the basis of historical facts of the XX century, official documents of international organizations, as well as published scientific works of domestic and foreign publications. The research is based mainly on the historical and descriptive method. The paper analyzes in detail the role of historical figures in the formation of pan-Arabism, as well as significant historical events that influenced its origin and disintegration. The paper mentions political and scientific figures who have made significant contribution to the dissemination of pan-Arabist ideas through their public and scientific journalistic work. In addition, the article highlights the origins of the Arab-Israeli conflict and the joint struggle of Arab countries against the Israeli state. The author describes the factors that led to the collapse of pan-Arabism, which include the Arab League's failures in resolving the Palestinian issue, Egypt's defeat in the Six-Day War, and the emergence of political and economic elite in Arab countries in the 1960s. The work emphasizes that by the end of the 1980s, the movement had almost completely lost its popularity among Arab countries, giving way to other ideologies such as Islamism or nationalism. From the content of the article, it can be concluded that pan-Arabism has had a significant impact on the history of Arab countries. Despite the disintegration of ideology by the end of the 20th century, pan-Arabist ideas played an indispensable role in strengthening the unity of the Arab people and relations between Arab countries, contributing to the unification of Arabs on the basis of common historical, linguistic, political, economic, cultural and religious values. The author has identified clear factors of the origin of pan-Arabism, trends in the evolution of the movement, as well as the causes of the decline of pan-Arabism, which indicates the novelty of this scientific work.
Keywords: Pan-Arabism, Pan-Arab ideology, Independence of Arab States, Unity of the Arab People, Colonial Conquest, Palestinian Question, Arab Nationalism, Six-Day War 1967, Yom Kippur War 1973, League of Arab States (LAS), UN, Ba'ath, Middle East, Arab East, United Arab Republic (UAR)
References
- Dawisha A.I. (2003) Arab nationalism in the twentieth century: from triumph to despair. Princeton University Press, 2003. - 352 р. [electronic resource]. - URL: https://www.jstor.org/stable/j.ctt7shc6 (accessed 01.11.2023) (In Eng.).
- Lungu E. (2011) Pan-Arabism and the “Arab spring". – Romanian Military Thinking. 2011. No. 4. Pp. 120-137. [electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/260203557_pan-arabism_and_the_arab_spring (date of application: 10.10.2023) (In Eng.).
- Yassamine Mather. (2014) The Fall of the Ottoman Empire and Current Conflict in the Middle East. – Critique. 2014. Vol. 42. No. 3. Pp. 471-485. [electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication / (date of application: 17.10.2023) (In Eng.).
- Allakhkuliyev M.G. (2013) Osobennosti politicheskoy kontseptsii partii «Baas» [Features of the political concept of the Baath party]. – Vlast'. 2013. Vol. 21. No. 11. S. 106-109 [electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-politicheskoy-kontseptsii-partii-baas (date of application: 11.10.2023) (In Russ.).
- Hoffman A.V. (2021) Bor'ba palestintsev za nezavisimost' v 1960-1980-ye gg. [The struggle of the Palestinians for independence in the 1960s and 1980s]. – Via in tempore. Istoriya. Politologiya. 2021. No. 48(2). S. 359-366. [electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-palestintsev-za-nezavisimost-v-1960-1980-e-gg/viewer (date of application: 21.10.2023) (In Russ.).
- Naumkin V.V. (2021) Sovremennyy konvergentnyy arabskiy natsionalizm v zerkale istoricheskoy pamyati [Modern convergent Arab nationalism in the mirror of historical memory]. – Polis. Politicheskiye issledovaniya. 2021. No. 6. S. 42-59. [electronic resource]. - URL: https://www.ivran.ru/sites/28/files/zhurnal_Polis_6-2021_V_V__Naumkin_Sovremennyi_konvergentnyi_arab... (date of application: 25.10.2023) (In Russ.).
- Sapronova M.A. (2015) Pod"yem natsional'no-osvoboditel'nogo dvizheniya na Arabskom Vostoke posle Vtoroy mirovoy voyny [The rise of the national liberation movement in the Arab East after the Second World War]. – In: Internet project "Great Victory" in 14 volumes. T. 14. / ed. S.E. Naryshkina and A.V. Torkunova, deputy. editor, project coordinator A.V. Seregin. - 2015. [electronic resource]. - URL: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/26 / (date of application: 14.10.2023) (In Russ.).
- Sapronova M.A. (2013) Arabo-musul'manskiy mir: istoriya, geografiya, obshchestvo: ucheb. posobiye [The Arab-Muslim world: history, geography, society: studies the manual]. Kazan: Kazan. Univ., 2013. – 360 s. (In Russ.).
- Sokolov O.A. (2018) Obraz Krestovykh pokhodov v rabotakh arabskikh obshchestvennykh deyateley (XIX - nach. XX vv.) [The image of the Crusades in the works of Arab public figures (XIX - early XX centuries)]. – Islamovedeniye. 2018. Vol. 9. No. 4. [electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-krestovyh-pohodov-v-rabotah-arabskih-obschestvennyh-deyatele.... (date of application: 12.10.2023) (In Russ.).
- Ulyanishcheva E.V. (2003) Gamal' Abdel' Naser. Polveka spustya. Portrety vneshnepoliticheskikh deyateley [Gamal Abdel Nasser. Half a century later. Portraits of foreign policy figures]. – Vestnik RUDN. Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2003. № 1(3). S. 124-130. [electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gamal-abdel-naser-polveka-spustya (date of application: 14.10.2023) (In Russ.).
- Khairullin T.R., Korotaev A.V. (2016) Islam, Partiya arabskogo sotsialisticheskogo vozrozhdeniya i siriyskiye konstitutsii 1973 i 2012 gg. [Islam, the Arab Socialist Renaissance Party and the Syrian Constitutions of 1973 and 2012]. – Aktual'nyye problemy sovremennoy tsivilizatsii. 2016. № 2(39). [electronic resource]. - URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/06_hayirulintr_korotaevav.pdf (date of application: 14.10.2023) (In Russ.).
- Hezam Nasser Mohamed (1988). Problemy arabskogo yedinstva, 1960-1980-ye gg. Diss. kand. polit. nauk [Problems of Arab unity, 1960-1980s. Diss. Cand. of Political Sciences]. St. Petersburg, 1988. [electronic resource]. - URL: https://www.dissercat.com/content/problemy-arabskogo-edinstva-1960-1980-e-gg (date of application: 13.10.2023) (In Russ.).
- Chikaidze Ts.M. (2018) Politicheskaya transformatsiya Blizhnego Vostoka posle Pervoy mirovoy voyny [The political transformation of the Middle East after the First World War]. – Gumanitarnyye i yuridicheskiye issledovaniya. 2018. №1. S. 132-138. (In Russ.).
Information about the author
Yulia V. Yakovenko, MGIMO student under the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Yulia V. Yakovenko, e-mail: jyakovenko01@yandex.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 00–00.