Воспитание служебных отношений
DOI: 10.24411/2311-1763-2014-00009
Проблемы воспитания служебных отношений у курсантов высших военно-учебных заведений
The issues of worcing relations education for high military schools cadets
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемные вопросы воспитания военно-служебных отношений у курсантов высших военно-учебных заведений. Автор излагает основные направления деятельности должностных лиц вузов по воспитанию у курсантов профессионально важных нравственных качеств; конкретные формы работы по формированию у курсантов культуры военно-служебных отношений.
Ключевые слова: воспитание, культура, военно-учебные заведения, курсанты, служебные отношения.
Summury. The article touches upon major issues of education of military service relationships with cadets of the higher military educational institutions. The author describes: main activities of universities’ officials to educate cadets for professionally important moral qualities along with particular forms of work to engrain culture of military service working relations with trainees.
Keywords: education, culture, military schools, cadets, working relationships.
Происходящие в современном российском обществе социально-экономические преобразования значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, усилили процесс нарастания безнравственности и отчуждения молодежи от институтов воспитания.
Данные тенденции в равной степени касаются и молодых людей, избравших военную службу своей будущей профессией. Командование и научно-педагогический состав военных вузов справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в военной среде, размыванием гражданской позиции будущих офицеров, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для решения этих проблем необходимо создать воспитательный механизм, адекватный новому времени. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Программе перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания», утвержденной Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г. ставится задача усилить воспитание молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны. Создание военно-образовательных учреждений нового типа – крупных военно-учебных центров «… призвано сыграть решающую роль в формировании молодого поколения офицеров, не только профессионально подготовленных, но и воспитанных на ценностях патриотизма, воинской чести и высокой нравственности» [9].
В создавшихся условиях особенное значение приобретает необходимость воспитания таких нравственных качеств у будущих офицеров, которые формировали бы у курсантов культуру служебных отношений на протяжении всей воинской службы. Комплексный анализ научной разработанности в психолого-педагогической литературе свидетельствует, что отдельными авторами рассматривались различные аспекты обучения и воспитания курсантов, их подготовки в ходе образовательного процесса военного вуза.
Вопросы воспитания военнослужащих исследовали В.П. Давыдов [4], А.С. Калюжный [5], Л.В. Мардахаев [8], А.И. Петрошенко [10], А.И. Филиппов [15].
Проблемы организации и проведения воспитательной работы рассматривали в своих диссертационных исследованиях В.К. Бахтин [1], В.Н. Герасимов [3], Ю.С. Синкевич [13].
Нравственные качества будущего офицера воспитываются в течение всей его жизни и службы, однако наиболее сензитивным периодом в их формировании является время обучения в военном вузе. Особенностью воспитания культуры служебных отношений у курсантов военных вузов как ядра их личности, их душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Под влиянием факторов экономического, социального, культурного развития общества происходит формирование общекультурного уровня личности, в том числе и культуры служебных отношений у курсантов военных вузов. Её соответствие требованиям общества определяется индивидуальными особенностями развития сущностных сил, возможностью доступа личности к культурным ценностям (материальным, духовным), целями и способами их освоения и применения в различных видах деятельности и общения.
Изучение общекультурной информации, культурных ценностей обусловливает возрастание роли педагогического руководства процессом воспитания общей культуры и культуры служебных отношений, у курсантов в частности, в целях оптимального освоения социально значимых ценностей культуры. В общей культуре личности курсантов военных вузов социально значимым является только то, что способствует повышению эффективности войсковой деятельности и воспитанию всесторонней гармонически развитой личности.
Бытие и сущностные грани человеческого индивида не могут быть поняты вне межиндивидуальных социальных связей и отношений людей. К сожалению, в реальной жизни демократического общества мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые никак не укладываются в формулу гармоничных взаимоотношений людей, встречающихся в некоторых абстрактно-теоретических изысканиях. Скорее мы наблюдаем многообразные конфликты между социальным и индивидуальным в человеческой жизни. События последних лет в нашем обществе показали, что среди всех прочих общественных проблем и недостатков едва ли не самая острая – цивилизованность народа. В повседневной жизни нашего общества мы видим «непонимание» на национальной почве, неспособность вести цивилизованную полемику, неуважение друг в друге человека и личности и т.д.
Проблемы культуры, народного образования, воспитания в нашем обществе болезненно обострились не сразу и не случайно. Десятилетиями попытки их решить сводились в основном к административным методам. С углублением кризисных явлений в экономике это привело к тому, что по отношению к культуре возобладал так называемый «остаточный принцип» [14]. В результате сегодня мы как бы заново воссоздаем науку о человеке, его культуре, в том числе культуры служебных отношений в различных социально-профессиональных группах, в том числе и в воинском коллективе. Опыт показывает, что от этого во многом зависят успехи в служебной и повседневной деятельности военнослужащих.
Высокая культура служебных отношений является остро необходимым профессиональным качеством российского офицера, призванного быть не только руководителем, но и воспитателем своих подчиненных. Справедливая требовательность, принципиальность, высокий профессионализм, единство слова и дела, строевая выправка, точность и аккуратность будущего офицера способствуют утверждению уставных, а значит, проникнутых уважением к личному достоинству военнослужащих служебных отношений. В свою очередь грубость, бестактность, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нуждам и заботам людей служат питательной почвой для беспорядков, неорганизованности и нарушения правил уставных взаимоотношений.
Одна из наиболее актуальных граней культуры служебных отношений у курсантов военно-учебных заведений – единство взглядов командиров к курсантам. Такое единство – важнейшая категория офицерской чести, причем речь идет не только о единстве взглядов офицеров и курсантов как первооснове моральной силы и непобедимости нашей армии, но и бережного отношения командиров и начальников всех степеней к своим подчиненным.
Именно единство взглядов является основанием и надежным гарантом взаимного уважения и доверия, без которых нет взаимопонимания, внутренней сосредоточенности, боевой слаженности и управляемости в воинском коллективе. Благодаря единству взглядов в выполнение требований и приказов командиров обретает силу не только юридического, но и нравственного закона. Когда в воинском коллективе обе стороны – и офицер, и курсанты – дорожат войсковым товариществом, то в подразделении, в части, на корабле просто невозможны отступления от уставного порядка.
К сожалению, современная практика показывает, что под воздействием различных объективных и субъективных проблем, присущих нашему времени, некоторая часть офицеров в высших военно-учебных заведениях оторвана от своих подчиненных. Из большого числа причин этого, могут быть выделены следующие:
- некомпетентность по причине малого опыта и низкой выучки, а как следствие – педагогическая безграмотность офицеров;
- материальная и/или социальная незаинтересованность в выборе профессии;
- нравственная «глухота» ввиду личной невоспитанности.
Разумеется, культура курсанта, в том числе культура служебных отношений, формируют весь уклад социальной и индивидуальной жизни будущего офицера. Совершенно очевидно, что одним из центральных структурных моментов культуры служебных отношений у курсантов высших военно-учебных заведений является зрелость личности, проявляющаяся в активной жизненной позиции и этике взаимоотношений. Этика взаимоотношений предполагает, что нравственные ценности, выработанные в российском обществе, нормы и правила, регулирующие отношения в нем, должны войти в «плоть и кровь» военных кадров, стать составной частью их убеждений, образа жизни и в то же время программой их дальнейшего совершенствования. Культура служебных отношений неразрывно связана с этикой взаимоотношений у курсантов, что означает острое соблюдение ими всей совокупности нравственных и уставных норм и правил поведения [11, с.11].
Культура служебных отношений – сложное, специфическое явление, где многое лежит за «порогом очевидности» и требует углубленного анализа. В связи с чем целесообразно охарактеризовать такие исходные понятия, как «культура», «служба» и «отношения».
В наше время, пожалуй, нет другого философского понятия, которое имело бы столько разноречивых толкований, как «культура». Сам термин «культура» имеет происхождение от латинского слова «culture» – что в переводе означает «возделывание земли, уход» [16, с.432]. Наука под культурой понимает все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами.
Любое выражение культуры становится открытым проявлением качественных свойств и признаков, степени развития человека. Сама культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Процесс формирования и жизнь человека протекают в культурно-исторической среде. Его человеческие качества – это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности.
Многие современные исследователи считают, что культура – это поведенчески-значимая, образцовая система ценностей, состоящая из поддерживающих установок членов определенного общества по отношению к базовым представлениям, нормативным правилам, материальным предметам и символам этого общества [12, с.431].
Можно определить культуру как процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.
Не меньшее значение для рассматриваемого нами вопроса имеет и понятие «культура личности». В современной научной литературе чаще всего данное понятие рассматривается по отдельным направлениям в соответствии со сферами общественной жизни и деятельности личности:
- гуманитарная культура;
- правовая культура;
- физическая культура;
- психологическая культура;
- информационная культура и т.д. [18, с.185]
Исходя из этого, можно утверждать, что культура личности – это многоплановое, духовно-практическое образование. С точки зрения такого соотношения можно с полным основанием выделить его следующие структурные элементы:
- теоретико-идеологический;
- общественно-психологический;
- деятельностный (поведенческий).
Первый включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем мире, природе, обществе и самом человеке, его мировоззрение, взгляды, убеждения и т.д. Этот элемент является определяющим, он тот фундамент, на котором выстраивается всё здание культуры. Без глубоких знаний нет культуры, а творческая деятельность человека на базе имеющихся знаний составляет сущность духовной культуры личности. На базе знаний складывается мировоззрение, взгляды и убеждения, направленность личности.
Второй элемент объемлет такие характеристики личности, как чувства, переживания, симпатии, антипатии, и т.п. Если теоретико-идеологический уровень формируется сознательно в школе, вузе, армии под строгим контролем органов государства, то данный уровень складывается стихийно, под воздействием непосредственной социальной среды. Он более подвижный, динамический, эмоциональный. Но было бы большой ошибкой недооценивать значение знаний. Во многих случаях человек руководствуется чувствами, и если они имеют положительную направленность, то становятся важным жизненным стимулом [2].
Третий элемент культуры личности – поведенческий, аккумулирует в себе навыки, приёмы, способы, нормы любого вида деятельности. Именно степень овладения ими и степень их реализации дают окончательный ответ о культурности человека. В этом смысле можно утверждать, что культура – это духовный потенциал личности в действии. В тоже время, одна образованность не даёт основания сказать, что тот или иной человек имеет высокий уровень культуры, равно как и невозможно обратное утверждать о человеке, скажем, строго соблюдающем нравственные принципы поведения, но не имеющем серьезной научной подготовки, не знающим их глубинной сущности, необходимости их выполнения.
Исходя из сказанного, культуру личности можно представить еще и как единство внутренней и внешней культуры, когда под внутренней понимается духовное богатство личности, знаний, чувств, а под внешней – степень их реализации в поведенческой деятельности.
В то же время культура общества и личности представляет собой проявление сущностных сил человека во все сферах жизни: материальной производственной, социально-политической, духовной и других. И хотя человек может и, как правило, действует в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими её сферами в качестве либо субъекта, либо объекта деятельности. Его культура в определенном смысле выступает как своеобразующий набор культур: политической, правовой, нравственной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной (служебной).
Все перечисленные структурные элементы культуры можно объединить понятием культуры служебных отношений, хотя какие-то их составляющие, несомненно, являются содержанием и общей культуры.
В узком смысле слова под общей культурой понимается личностный уровень общего образования, культуры языка, культуры поведения, физического развития, проявляющихся интегративно в общекультурном кругозоре, ценностных ориентациях, деятельности и общений.
Не меньшее значение для рассматриваемого нами вопроса имеет и понятие «служба». В научной литературе и обиходе, чаще всего, нам приходится сталкиваться с такими словосочетаниями как – «государственная служба», «церковная служба», и даже «служба в театре». Наибольший интерес для нас представляет понятие «военная служба», под которым в нашей стране принято понимать особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности, состоящий в исполнении гражданами воинской обязанности в составе частей и учреждений. Военная служба – сложный вид деятельности военнослужащих, включающий учебу и нелегкий труд.
На сегодняшний день существует два вида прохождения военной службы: служба по контракту – один из способов поступления на военную службу, заключающийся в оформлении контракта с взаимными обязательствами сторон (контрактника и командира (начальника) воинской части (учреждения) от имени Министерства обороны РФ). В настоящее время службу по контракту проходят генералы (адмиралы), офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военно-учебных заведений, а также часть сержантов (старшин) и солдат (матросов), прежде всего ведущих специальностей. Служба по призыву – один из способов поступления на военную службу, заключающийся в обязательном прохождения службы в ВС РФ молодыми людьми, не имеющими отсрочек и не освобожденными по другим показателям, а также соответствующими предъявляемым требованиям по состоянию здоровья. В настоящее время службу по призыву проходят сержанты (старшины), солдаты (матросы) и часть военнослужащих – офицеров запаса, окончивших военные кафедры гражданских вузов [6].
Также необходимо отметить, что военная служба это определенная социальная роль выполняемая индивидом в составе социально-профессиональной группы, что само собой подразумевает наличие определенных отношений в данной группе.
Понятие “общение” охватывает и специфически отражает реально существующие отношения, а именно отношения человек – человек, человек – другие люди.
Общению как особой форме служебных отношений между людьми присущ ряд моментов, наиболее существенными из которых являются: определенные действия или точнее взаимодействия и обмен материальными и духовными ценностями. Два этих основных момента выражают активный характер общения между людьми, динамичность двух сторон человеческого общения. Следовательно, общение можно определять как обмен информацией и ценностями в процессе взаимодействия людей.
Социальное общение - это необходимое условие служебных связей и способ реализации профессиональных отношений. Служебные отношения имеют безличностный характер, поскольку представляют собой социальные связи. Общение же во всех случаях происходит между личностями, то есть существует как межличностное взаимоотношение. Массовое, коллективное общение фактически происходит через взаимоотношения между личностями. Человек испытывает глубокую, жизненно необходимую потребность в общении. Люди стремятся разделить друг с другом радость, поведать о трудностях, посоветоваться перед принятием решения, посочувствовать горю, обменяться жизненным опытом, рассказать о впечатлениях и т.д. Одиночество и изоляция всегда воспринимались человеком как наказание, вызывали тревогу, страдание. Общение предполагает наличие, по крайней мере, двух людей, которые попеременно выполняют функцию субъекта и объекта общения. Воспринимая воздействие со стороны субъекта, объект в свою очередь воздействует на него. Фактически он приобретает качества субъекта, превращая воздействовавшего на него субъекта в объект своего воздействия. В этом смысле человек есть и субъект, и объект общения.
Общение личностей предполагает не только прямую, но и обратную связь. Без такой связи невозможна двойная направленность общения. Только в общении происходит взаимное познание людей. Степень этого познания в большей мере зависит от характера воздействия одной личности на другую. Необходим определенный интерес одного человека к другому, чтобы между ними установились познавательные отношения.
Отношения между курсантами – это сложный и многосторонний, диалектически противоречивый и динамический процесс. От верности взаимопонимания в процессе общения зависит характер отношений, которые складываются между курсантами, когда возникают доверие или недоверие, симпатия или антипатия, сочувствие или безразличие. В процессе межличностного общения в курсантской среде происходит формирование характера, укрепляются жизненные позиции, осваиваются культурные ценности, воспроизводятся различные типы личностей.
Способность к общению у разных людей различна. Не без основания мы делим людей на общительных и необщительных. Личности, особенно активные и инициативные в общении, обладают обонянием и притягательной силой, их можно охарактеризовать как «катализаторов общения». Нет сомнения, что эта коммуникативная способность воспитывается, но и существует и нечто идущее от наследственности. Общение составляет могучий фактор формирования и развития не только личности, но и коллектива. От характера общения личности и различных коллективов людей зависит степень их развитости, реализации их возможностей. В общении человек преодолевает свою индивидуальную ограниченность и, благодаря постоянному обмену с другими людьми, даёт обществу необходимые духовные и материальные ценности, которые используются для осуществления производства благ в целях удовлетворения возникающих потребностей.
Таким образом, анализ понятия «общение» приводит к выводу, что это специфический вид взаимоотношений людей, основанный на обмене деятельностью, информацией, мыслями, чувствами, опытом, умениями и навыками, материальными и духовными ценностями посредством языка и других знаковых систем.
Культура отношений – это культура поведения человека, рассматриваемая не сама по себе, а по отношению к другим. Исходя из того, что общение является персонификацией и материализацией тех общественных отношений, в системе которых человек живет, с полным правом можно предположить, что в культуре служебных отношений в определенной мере проявляется политическая, правовая, нравственная, эстетическая, интеллектуальная, физическая, профессиональная культура человека [17].
В культуре служебных отношений у курсантов на первый план выдвигаются те или другие из перечисленных компонентов общей культуры личности. Например, при выполнении повседневных служебных задач или задач боевой подготовки о культуре служебных отношений трудно судить, исключая из неё элементы профессиональной, или, например, военно-технической культуры. Низкий уровень военно-профессиональной культуры хотя бы одного из участников общения делает такое общение затруднительным или вообще разрушает этот процесс. В сфере быта, наоборот, элементы военно-профессиональной культуры почти совсем исчезают из культуры служебных отношений, а на первый план выдвигаются составляющие политической, нравственной и эстетической культуры личности.
Культура служебных отношений военнослужащих включает в себя и элементы политической культуры. В процессе служебных отношений у курсантов могут возникать коллизии, дела и поступки, когда судить о культуре служебных отношений невозможно, не прибегая к политическим критериям. Например, общение курсантов различных национальностей включает в себя политическое содержание. Когда это общение соответствует требованиям нормативно-правовых документов, то в этом случае можно говорить о высокой культуре служебных отношений между членами курсантского коллектива. Если же в отношении между ними проявляются элементы национального неуважения или тем более шовинизма и национализма, то говорить о высокой культуре общения уже не приходится.
Подобным образом обстоит дело и с правовыми аспектами служебных отношений. Когда оно находится в русле правовых требований – Конституции РФ, общевоинских уставов, других юридических документов, – можно при прочих равных условиях классифицировать его как высококультурное. И наоборот, когда в общении между курсантами существуют неуставные отношения, подпадающие под действие юридических норм об уголовной или административной ответственности, культура служебных отношений явно не на высоте. Аналогичным образом можно было бы проанализировать место в культуре служебных отношений таких её элементов, как интеллектуальная и физическая культура.
Центральное место в культуре служебных отношений у курсантов занимают нравственные и эстетические аспекты. Это объясняется тем, что мораль сама по себе является главным средством регулирования поведения курсантов в процессе социальных взаимоотношений и оценивается не только с точки зрения добра и зла, но и с позиции прекрасного и безобразного. Нравственное и эстетическое занимает такое место в содержании понятия «культура общения», что, по сути, степень их реализации в общении и определяет его культурный уровень.
Современный человек все более тонко реагирует на стиль служебных отношений, недоброжелательный тон в отношениях между людьми, невоспитанность и бескультурье.
Внешняя культура поведения определяет уровень нравственной воспитанности личности. Она характеризуется достижением на определенном этапе состояния, оптимально соответствующего требованиям морали, способностью сознательно и ответственно выполнять служебный долг и обязанности в различных сферах общественной и личной жизни. Нравственная воспитанность отражает моральные ценности человека, его идеалы, нормы, требования.
Другим важным компонентом культуры служебных отношений в курсантской среде является эстетическое начало. Оно находит свое выражение не столько в содержании поведения, сколько в его форме, то есть в конкретных делах и поступках. Вообще эстетика поведения, по мысли А.С. Макаренко, – это именно поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры» [7, с.216].
Вся совокупность моральных требований, норм, правил поведения военнослужащих получает формальную определенность. Проявляется это по-разному, в зависимости от места, которое данное правило, норма занимают в структуре морали. Одно дело, когда, например, идет речь о простых нормах нравственности моральных качеств личности, и совсем другое, когда говорят о принципах или категориях морали.
Уважение к старшим, одно из самых распространенных нравственных требований, находит свое выражение в конкретных, довольно определенных актах поведения: первым выполнить воинское приветствие, уступить место, помочь в чем-то и т.п. Но нельзя однозначно и конкретно выразить, например, такой принцип нашей морали, как непримиримость к несправедливости, нечестности, стяжательству и т.д. Осуществление этого принципа получает внешнюю определенность и оформленность во множестве всевозможных дел и поступков, которые имеют и свою форму.
Чем абстрактнее моральное требование, правило, норма, тем меньше они поддаются эстетическому оформлению, эстетической оценке. И наоборот, чем они конкретнее, тем ярче их эстетическое выражение. Например, мы говорим, что этот курсант – человек исключительной честности. Попробуйте представить себе эстетический облик этого человека. Сделать это весьма трудно. Если же мы говорим, что этот курсант очень аккуратный, то большого труда не составляет нарисовать и внешний облик такого военнослужащего, однако это не означает, что к нравственным абстракциям неприменимы эстетические критерии. Говорим же мы «прекрасный человек», имея в виду доброго, честного, скромного человека, но в этом случае эстетическое теряет свою форму и полностью растворяется в нравственном.
Свое наиболее яркое выражение связь нравственного и эстетического в культуре общения находит в общегражданском и воинском этикете. В нем ярко проявляется соотношение содержания и формы в общении между военнослужащими. Но содержание в этикете как бы отходит на второй план, а на первый выдвигается форма в виде поступка, действия.
Необходимой составной частью культуры служебных отношений у курсантов является культура речи. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский справедливо называл речевую культуру человека зеркалом его духовной культуры.
Речевая культура курсантов военных вузов должна характеризоваться прежде всего степенью овладения речевым опытом современников и предшествующих поколений и уровнем использования этого опыта в повседневной речевой деятельности.
В Вооруженных силах РФ, как и во всей нашей стране, за норму принят литературный язык. Он нормированный и требует обязательного соблюдения правил употребления слов, грамматических форм, произношения ударения, действующих в данный период его развития. Однако для полного определения сущности культуры речи этого недостаточно. Необходимо еще и умение курсантов целесообразно применять свое языковое образование на практике, в речевом общении во всех видах служебной и неслужебной деятельности. Каждый вид речевой деятельности курсантов отличается своим стилем, особенностью использования лексических и грамматических средств. Следовательно, обобщая сказанное, культурной можно назвать такую речь курсанта, которая характеризуется точным, ярким, «живым» словом, соответствующим нормам литературного языка, выразительной интонацией, выбором языковых средств, отвечающих тем или иным задачам речевой деятельности.
Таковы основные слагаемые культуры служебных отношений между курсантами. Этот перечень далеко не полон. Содержание культуры служебных отношений у курсантов включает много и других элементов:
- уровень интеллектуального развития курсанта, показывающий, насколько он усвоил законы развития природы и общества;
- зрелость его мировоззрения, в котором находят выражение его взгляды на мир и свое место в нем;
- развитость политического, правового, нравственного и эстетического сознания личности курсанта, знание психологии человека, коллектива и тому подобное, что во многом определяет как повседневное поведение и общение курсанта, так и его способность решать служебные задачи.
Культура служебных отношений у курсантов – это степень усвоения и реализации в их практическом поведении, повседневном взаимоотношении политических, правовых, нравственных эстетических и других требований современного демократического общества, а также требований военной присяги, уставов, обычаев и традиций, сложившихся в Вооруженных силах Российской Федерации. Добиться высокой культуры служебных отношений у курсантов можно путем совершенствования всех этих составляющих, используя все многообразие форм и методов воспитательной работы, повышая повседневную требовательность ко всем субъектам общения.
Список литературы и источников
- Бахтин В.К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении: дис. … канд. пед. наук. – М., 1980.
- Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: дис. …канд. пед. наук. М.: ВПА им. Ленина, 1985.
- Герасимов В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооружённых Силах России: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1996.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1977.
- Калюжный А.С. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: дис. … канд. пед. наук. – М., 1994.
- Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). М.: ВУ, 2002.
- Макаренко А.С. Соч. : в 7 т, М., 1951. Т. 5.
- Мардахаев Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1997.
- Медведев Д.А. Выступление с ежегодного послания Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 года // www. mil.ru/2009/11/12/4576.
- Петрошенко А.И. Педагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части: дис. … канд. пед. наук. – М., 2005.
- Политическая и нравственная культура военных кадров. М., 1990.
- Политическое консультирование. М.: Центр политического консультирования. М., “Никколо М”, 1999.
- Синкевич Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: дис. … канд. пед. наук. – М., 2005.
- Тарасов М.В. Социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса: дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
- Филиппов А.И. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделения: дис. … канд. пед. наук. – М., 1992.
- Философский словарь / под ред. М. Розенталя. 2-е изд., испр. М.: Политиздат, 1968.
- Фирсенков В.А. Педагогические основы деятельности клуба по воспитанию культуры поведения советских воинов : дис. … канд. пед. наук. М.: ВПА им. Ленина, 1979.
- Щербаков А.С. Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы: дис. ... канд. пед. наук, Казань, 2006. 185 с.