Освенцим - Аушвиц
DOI: 10.24411/2311-1763-2014-10027
Освобождение лагеря смерти Освенцим - Аушвиц Красной армией в 1945 году
The liberation of Oswiecim death camp - Auschwitz by the Red Army in 1945
Аннотация. Приводятся основанные на архивных документах сведения об освобождении Красной армией узников немецких концлагерей на территории Польши. Дается объективная информация о национальном составе войск-освободителей, заслугах советских воинов в освобождении польского народа от немецко-фашистских захватчиков.
Ключевые слова: Освенцим, Аушвиц, Бжезинка, Нейберун, освобождение, лагерь, Украинский фронт, Гёсс, Шапиро, Побирченко.
Summury. Given based on archival documents information about liberation Red Army prisoners of German concentration camps in Poland. Provides objective information on the ethnic composition of forces liberators, the merits of the Soviet soldiers in the liberation of the Polish people from the Nazi invaders.
Keywords: Oswiecim, Auschwitz, Birkenau, Neyberun, liberation, the camp, Ukrainian Front, Hess, Shapiro, Pobirchenko.
Освобождение Освенцима можно рассматривать только в контексте освобождения Польши. По данным польских историков, с точки зрения статистики за 2078 суток нацистской оккупации Польши гитлеровцы ежедневно убивали 2900 польских граждан [7, S. 8], и только наступление Красной армии положило конец геноциду польского населения.
12 января 1945 года советские войска начали сразу три стратегические наступательные операции – Восточно-Прусскую, Висло-Одерскую и Западно-Карпатскую. В них принимали участие семь фронтов, около 5 млн человек.
Цель Висло-Одерской стратегической операции состояла в том, чтобы разгромить противостоящую группировку противника, выйти к Одеру, завершить освобождение Польши и создать условия для наступления на Берлин.
Операцию проводили войска двух фронтов: 1-го Белорусского под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и 1-го Украинского, которым командовал Маршал Советского Союза И.С. Конев.
1-я армия Войска польского под командованием генерала Станислава Поплавского воевала в составе 1-го Белорусского фронта. В рамках стратегической наступательной операции войска 1-го Украинского фронта проводили Сандомирско-Силезскую наступательную операцию. В ходе нее армии левого крыла 1-го Украинского фронта: 59-я армия генерал-лейтенанта И.Т. Коровникова и 60-я армия генерал-полковника П.А. Курочкина 19 января в ходе стремительного наступления, освободили и спасли древнюю столицу Польши коронный город Краков. Уходя от наметившегося окружения, немецкие войска не смогли организовать долговременную оборону города и не успели взорвать подготовленные к разрушению объекты.
Преодолевая ожесточенное сопротивление противника, и отражая его многочисленные контрудары, обе армии продолжили наступление в западном направлении.
В 60 километрах западнее Кракова дивизии 106-го стрелкового корпуса генерал-майора П.Ф. Ильиных наткнулись на концлагеря, расположенные рядом с населенными пунктами Моновицы и Зарац. Как выяснилось, это были отделения гигантского лагеря смерти Аушвиц – Биркенау (польские названия Освенцим – Бжезинка) [Примечание 1], находившегося немного западнее.
Населенные пункты Моновицы и Зарац 24 и 25 января 1945 г. освободили 100-я дивизия (454, 460 472 сп) генерал-майора Ф.М. Красавина и 322-я дивизия генерал-майора П.И. Зубова (1085, 1086, 1087 сп).
Узнав из донесений разведки о гигантском концлагере, находящемся в районе Освенцима, командир 106-го стрелкового корпуса отдал приказ 148-й и 107-й стрелковым дивизиями овладеть городом Нейберун (в настоящее время Беруна Нова) и, не останавливаясь, наступать на Освенцим, чтобы как можно скорее освободить узников.
24-26 января у Нейберуна немецкие части оказали особенно ожесточенное сопротивление и неоднократно переходили в контратаки. Так, в боях за Нейберун тяжелые потери понесла 152-я Ленинградская танковая бригада, и погиб ее командир полковник А. Ковалевский. Нейберун, в котором тоже находился филиал концлагеря, был взят только 27 января.
27 января 286-я стрелковая дивизия генерал-майора М.Д. Гришина из 115-го стрелкового корпуса генерал-майора С.Б. Козачека, входившего в 59-ю армию, освободила еще один филиал концлагеря у местечка Явожно.
С утра 27 января начался бой за населенный пункт Освенцим. 3 и 2-й стрелковые батальоны 472-го полка 100-й стрелковой дивизии вышли к восточным окраинам Освенцима. Из центра местечка противник открыл по наступающим артиллерийский огонь из 4 батарей, и пытался контратаковать силами до 2 батальонов пехоты при поддержке до 10 танков и бронетранспортеров. Контратака была отражена, но в ходе боя на своем наблюдательном пункте погиб командир полка подполковник Беспрозванный. Командование принял начальник штаба – майор Дегтярев. Он принял решение обойти город с севера и с юга, охватить противника и отрезать его от переправы через реку Сола. Почувствовав угрозу окружения, немецкие войска поспешно отступили. При взятии населенного пункта Освенцим отличились полковая разведка старшины Ковзистого, завязавшая бой в центре города, саперный взвод во главе с полковым инженером старшим лейтенантом Дмитриевым, которые предотвратили взрыв заминированного моста через реку Сола [4, л. 8-10].
По словам участников боя за район концлагеря, советское командование отдало приказ, не вести артиллерийского огня.
В политдонесении начальника политотдела 100-й стрелковой дивизии были отмечены бойцы, отличившиеся при штурме населенного пункта Освенцим – подразделение 2-го стрелкового батальона 472-го стрелкового полка, первым ворвавшееся в город: младший сержант В.Е. Авдеев, красноармейцы (?) Никитский и М.С. Багаров [5, л. 34-35]. Младший Сержант В.Е. Авдеев был представлен командованием полка к награждению орденом Отечественной войны I степени, красноармейцы – к ордену Слава 3-й степени.
В бою за северную часть населенного пункта Освенцим участвовали части 322-й стрелковой дивизии.
28 января 107-я стрелковая дивизия полковника В.Я. Петренко [Примечание 2], атакой с северного направления освободила населенный пункт Бжезинка.
В бою за Освенцим только 100-я дивизия потеряла 67 человек убитыми и 119 ранеными. Всего за освобождение района Освенцим, Бжезинка, Нейберун отдали свои жизни до 350 советских солдат и офицеров.
К вопросу о том, кто первый ворвался в концлагерь и освободил заключенных. Отдавать кому-то первенство неправомерно. Лагерь смерти имел многочисленные филиалы, расположенные на территории 15 на 25 км. Лагеря в Освенциме и Бжезинке имели огромную территорию, в бою за них участвовало одновременно несколько дивизий. Первенство документально не фиксировалось. Приводящиеся в прессе данные о первенстве майора А.П. Шапиро [Примечание 3] или танкиста И.П. Побирченко [Примечание 4] документами ЦАМО РФ не подтверждаются.
Освободив Освенцим, Бжезинку и другие филиалы концлагеря, соединения 106-го стрелкового корпуса продолжили наступление дальше, не останавливаясь. Тылы в ходе наступления отстали, не хватало горючего, из-за чего имелись трудность с подвозом боеприпасов, продовольствия и эвакуацией раненых [5, л. 35-36], тем не менее, были приняты меры имеющимися силами, оказать узникам медицинскую помощь, наладить их питание. Большую работу в этом отношении проделал первый советский военный комендант местечка Освенцим подполковник Г.Д. Елисаветский.
В концлагере Освенцим и его филиалах на момент освобождения живыми было обнаружено 9 тысяч узников, находившихся в крайней степени истощения. Для оказания медицинской помощи выжившим на территорию лагеря немедленно были переправлены санитарные части 108-й, 322-й и 107-й дивизий. Эти же дивизии первое время организовали питание бывших узников. В скором времени в Освенцим прибыл военный передвижной терапевтический госпиталь № 2020, которым руководила майор м/с М. Жилинская. Ранее госпиталь находился в составе Ленинградского фронта, специализировался на лечении дистрофии.
Сразу после освобождения концлагеря Освенцим, сотрудники Управлений контрразведки «Смерш» 1-го и 4-го Украинских фронтов приступили к розыску нацистских палачей – руководства лагеря, охранников, и сбору свидетельств их преступлений у очевидцев и бывших узников лагерей смерти. Обширная доказательная база, подтверждающая чудовищные злодеяния, совершенные нацистами в Освенциме, вошла в обвинительное заключение Нюрнбергского процесса.
По поручению Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов (ЧГК) прокуратура 1-го Украинского фронта, совместно с представителями комиссии в течение февраля–марта 1945 года производила тщательное расследование злодеяний, совершенных нацистами в Освенциме.
В ходе расследования было установлено, что на территории концлагеря Освенцим и его филиалах с 1940 по январь 1945 г. из 405 тыс. зарегистрированных узников было уничтожено 340 тыс. [7, S. 198-199]. Кроме того, с 1942 г. до ноября 1944 г. в Освенцим регулярно прибывали железнодорожные составы с узниками (в основном, евреями), которые уничтожались в лагере без учета. По оценке ЧГК их могло быть до 4 млн человек [7, S. 198-199]. Комендант концлагеря Гёсс на судебном процессе подтвердил уничтожение 2,5 млн человек, которые в документах лагеря не учитывались. Таким образом, точно определить количество людей, уничтоженных в этой фабрике смерти, не представляется возможным.
Многие преступники, творившие злодеяния в Освенциме, в том числе и комендант лагеря Гёсс, были найдены, арестованы и преданы суду. Поиски остальных продолжались длительное время, так как совершенные ими преступления срока давности не имеют.
К вопросу о том, солдаты какой национальности освобождали Освенцим - Аушвиц.
1-й Украинский фронт (бывший Воронежский, бывший Брянский) получил свое наименование в соответствии с той территорией, которую ему предстояло освобождать, и которую он освобождал.
В его составе воевали солдаты и офицеры всех национальностей Советского Союза. Об этом можно судить из Донесения о боевом и численном составе 60-й армии 1-го Украинского фронта от 7 января 1945 г. [2, л. 8 об.] из общей численности армии 89,5 тысяч человек русские составляли 42 398 человек (47,6%), украинцы – 38 041 (42,7%), белорусы – 1210 (1,35%), татары – 1088 (1,2%), евреи – 1079 (1,2%), узбеки – 838 (0,94%), поляки – 439 (0,49%), а также представители практически всех национальностей Советского Союза, кроме того, 25 греков, 7 китайцев, 8 финнов, 7 болгар, 29 чехословаков, 1 югослав.
Несмотря на то, что национальность фиксировалась в документах, все бойцы и офицеры Красной армии были равны, а в их отношениях между собой национальность никого не интересовала.
О чем нам напоминает и о чем предупреждает Освенцим - Аушвиц, кому угодно фальсифицировать помять о нем и о тех, кто его освободил, можно ответить словами из рассказа «Третье свидание», написанного замечательным русским советским писателем К.Г. Паустовским в 1963 г. Эти слова и поныне не утратили свою актуальность:
«Он [Освенцим]сохранен для того, чтобы мы никогда не забывали о чудовищной жестокости, на какую способен человек. Не забывали о двуногом иступленном животном, принадлежащем, к сожалению, к тому же разряду живых существ, к которому принадлежим и мы. […].
Может быть, не стоит сохранять Освенцим? Может быть лучше забыть о нем? Потому что трудно человеку жить и работать, когда тысячи хороших и добрых людей задушены безо всякой вины тут же, рядом с нами.
Человечество получило еще один страшный удар в сердце. Теперь черный и пропитанный кровью фашистский застенок уничтожен. Но все же то тут, то там он напоминает о себе. Все время выползают из каких-то мусорных нор фашистские фюреры разных оттенков, но одинаково лживые и наглые. И до тех пор, пока они не будут уничтожены или обезврежены, у человечества не будет ни покоя, ни мирной жизни.
Во имя великих и поруганных ценностей, моральных и эстетических, которые нам доверили, во имя будущего, во имя того, чтобы оно просияло на идущие за нами поколения светом, теплом, уважением к человеку и к жизни, просияло дыханием свободы, чтобы в каждой, самой малейшей крупинке жизни и в самом легком движении человека были признаки спокойствия и счастья, во имя всего этого надо освободить мир от фашистских диктаторов» [1, с. 409-410].
ПРИМЕЧАНИЯ:
- В связи с тем, что в штабных документах и картах Красной Армии использовались польские названия, далее по тексту приводятся
польские названия населенных пунктов.
- 504 сп - командир полка Я.С. Шибалов, 516 сп - Шатенов, 522 сп - Належитов. (Документы, представленные на выставке,
посвященной освобождению Освенцима Красной армией, проводившейся в Центральном музее Великой Отечественной войны в январе 2015 года).
-
Шапиро Анатолий Павлович, 1913 г.р., еврей, уроженец г. Краснограда Харьковской области (так в тексте) по состоянию на январь 1945 года майор, проходил службу в 106 ск в
должности помощника начальника оперативного отдела. Сведений о том, что он являлся командиром штурмового отряда 106 ск и принимал непосредственное участие в освобождении узников концлагеря,
не выявлено. [3, л. 74] 74. В картотеке учета награжденных значится, что Шапиро А.П. приказом Командующего 60 Армии от 30 апреля 1945 года №068/н был награжден орденом Отечественной войны I
степени. В наградном листе к приказу сведений о непосредственном участии Шапиро А.П. в освобождении узников из концлагеря Освенцим не имеется.
- Побирченко Игорь Гаврилович, 1923 года рождения, уроженец г. Киев, в 1945 году проходил службу в 1448 самоходном артиллерийском полку 1 Украинского фронта в должности командира самоходной установки, в воинском звании «гвардии старшина». В период с 26 по 27 января 1945 года 1448 самоходный артиллерийский полк вел бои по обеспечению переправы через реку Пшешма в районе Подзагурне (так в тексте) [6, л. 29-30] Сведений об участии Побирченко И.Г. в освобождении узников из концлагеря Освенцим в архивных документах 1448 самоходного артиллерийского полка не имеется. Побирченко И.Г. приказом 1448 самоходного артиллерийского полка от 27 февраля 1945 года № 03/н был награжден медалью «За отвагу», приказом этого же полка от 04 июня 1945 года № 08/н — медалью «За боевые заслуги». В вышеупомянутых приказах участие Побирченко И.Г. в боях за Освенцим не отражено.
Список литературы и источников
-
Паустовский К.Г. Избранные произведения в двух томах. Третье изд. Т. 2. М., 1977.
- ЦА МО РФ. Ф. 417. Оп. 10574. Д. 93.
- ЦА МО РФ. Картотека учета офицерского состава. Ф. 998. Оп. 2. Д. 17.
- ЦА МО РФ. Ф. 7117. Оп. 7477. Д. 7.
- ЦА МО РФ. Ф. 1277. Оп. 1. Д. 153.
- ЦА МО РФ. Ф. 1448 самох.-арт.п. Оп. 445097. Д. 1. Л. 29-30.
-
Pilichowski C. Es gibt keine Verjährung. Warszawa, 1980.