Беларусь: искажение истории
DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10034
Неонацизм и искажение истории в Беларуси - пролог сценария распада Украины
Neo-Nazism and the distortion of the history of Belarus - the prologue script collapse of Ukraine
Аннотация. Анализируется события в Белоруссии в рамках праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: искажение истории, обеление нацизма. Автор приходит к выводу о схожести процессов в Беларуси, с тем, что происходило на Украине, предполагая возможность катастрофических последствий для государственности.
Ключевые слова: Белоруссия, Великая Отечественная война, история, искажение, фальсификация, Украина, Вторая мировая война, нацизм, неонацизм.
Summury. Analyzes developments in Belarus in the framework of the celebrations dedicated to the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War: the distortion of history and whitewashing of the Nazis. The author comes to a conclusion about the similarity of the processes in Belarus, with what happened in the Ukraine, suggesting the possibility of disastrous consequences for the state.
Keywords: Belarus, Great Patriotic War, history, distortion, falsification, Ukraine, World War II, Nazism, neonazizm.
В 2014 году, в дни празднования очередной годовщины Великой Победы, в белорусском журнале «Архе» (Arche), который позиционирует себя как научный, научно-популярный, общественно-политический и литературно-художественный, издаваемый с 1998 года ежемесячно, на интернет-сайте издания разместили интервью Людмилы Яненко у шеф-редактора «Архе» кандидата исторических наук Алеся Пашкевича «История войны написана сталинскими идеологами и дает упрощенные ответы на сложные вопросы», опубликованное ранее в «Беларусском журнале».
Журнал «Arche» имеет государственную регистрацию и распространяется по подписке во всех отделениях «Белпочты» и в книжных магазинах Беларуси. Привожу краткие выдержки из статьи, написанной на белорусском языке:
«…День Победы в Беларуси отмечается масштабно: с массовым парадом, пафосными речами и десятиминутными фейерверками. За красивой обложкой к сожалению прячутся и согнанные на парад студенты, и забытые между праздником ветераны, и полузакрытые до этого времени архивы. История Беларуси в годы Второй мировой войны стала краеугольным камнем белорусской идеологии, и посягать на «святые истины», которые нам преподают в школе, никому не позволено….».
Далее А. Пашкевич рассуждает: «…Есть устойчивое выражение, что историю пишут победители. И та история, которую сегодня преподают в учебных заведениях, которая пропагандируется на высшем уровне, была написана именно победителями, то есть сталинскими идеологами после окончания Великой Отечественной войны. В советской традиции эта часть закрыла всю Вторую мировую войну. Естественно, что с точки зрения этого режима, все было однозначно. Позже, трактовка истории Второй мировой войны стала частью исторической политики, как в постсоветской Беларуси, так и в Российской Федерации. Даже попыток пересмотреть такой подход на официальном уровне не делалось. А поскольку эта концепция показывала только одну позицию – позицию победителей, естественно, она не могла считаться правдивой, потому что дает упрощенные ответы на сложные вопросы…».
Шеф-редактор «Arche» позволил себе высказать и такие суждения: «…Коммунистическая идеология и советский режим были хорошие и прогрессивные, а все что им противостоит – негативное и должное осуждения. Любая работа во время оккупации считалась проявлением буржуазного национализма. Например, деятельность белорусских коллаборационистов во времена оккупации была использована советскими идеологами, чтобы бросить тень на своего идеологического противника – национальное движение... Кто-то из белорусов не любил советскую власть, кто-то имел симпатии к той идеологии, которую пропагандировали немецкие нацисты. Согласно «официальной истории» - партизаны, это героические люди высоких моральных качеств. Но есть сведения, что они убивали и грабили местных жителей. Это были чужие для местного населения люди, которые не воспринимали их за своих. Естественно они грабили людей, потому что без этого в лесу просто нельзя выжить. Никто им не платил зарплату, едой не обеспечивал. Поэтому партизаны установили особый налог на население. Партизаны делали широкомасштабные реквизиции, короче говоря, забирали последнюю корову, расстреливали людей, уничтожали деревни. Партизаны не воевали с немцами…».
В заключении интервью Людмила Яненко задала следующий вопрос: «И сейчас на фоне украинских событий, этой боязнью [боязнью перед войной] пользуются белорусские власти. Мол, цените белорусы, эту власть и порядок, которые имеете. Почему в идеологии ключевая ставка делается на историю Великой Отечественной?»
А. Пашкевич дал на этот вопрос следующий ответ: «Именно через этот страх война и имеет такое центральное место в нашем идеологическом дискурсе. Однако на это тоже нельзя все сводить. Идеология белорусского государства размыта и непоследовательная. Но она имеет большую преемственность с идеологией советского времени, как бы апеллирует на нее. Даже государственная символика сегодняшняя фактически копирует символику БССР. И все что можно оттуда приспособили. В Советском Союзе культ Великой Отечественной был завязан на том, что победа свидетельствовала о преимуществах советского строя. Вроде бы советский строй лучше других, так как сумел сделать то, чего не сумели демократические страны, - победил фашизм, спас мир. Это закрепилось в сознании людей того времени, дало корни и до сих пор неплохо действует».
Прочитав статью, подумал, в какой я стране живу? Наверное – не в современной Беларуси, а на оккупированной немцами в годы Великой Отечественной войны территории, где белорусские полицаи, выслуживаясь перед немцами, убивали беззащитное местное население, сжигали дома и целые деревни и где их теперешние идейные подражатели восхваляют фашизм. Так было и с деревней Хатынью, которую уничтожили местные белорусские полицаи под присмотром немцев.
Почему-то у меня перед глазами стоит парад, проведенный 24 августа 2014 года в Донецке вооруженными силами ДНР. По главной улице Донецка провели военнопленных украинских карателей, которые убивали мирное население, насиловали, грабили, сжигали мирных людей заживо точно также как немцы в годы Великой Отечественной войны. И мне подумалось, почему бы не провести по главному проспекту Минска таких вот горе шефов-редакторов, которые обеляют коричневую чуму и искажают историю Великой Отечественной войны в Беларуси. Ведь если молчать, то дальше будет поздно.
Как я уже писал несколько лет назад, процесс фальсификации истории Великой Отечественной войны в Беларуси продолжается. Открыто выходят и распространяются вот такие вот одиозные издания, на стенах домов и автобусных остановках - нарисованные черной краской надписи НАЦИ и свастика, в школах между собой сходятся в драках группировки молодежи НАЦИ и АНТИФА, в школьных учебниках очень часто белорусы видят термин "Вторая мировая война" вместо термина "Великая Отечественная война".
Такое было и на Украине. Там начиналось тоже все с школьных учебников, с переписывания истории Великой Отечественной войны, с возвеличивания героев УПА, УНА-УНСО, бандеровцев, подмены понятия "Великая Отечественная война" на термин "Вторая мировая война" – а закончилось распадом украинского государства, приходом к власти националистов, приравниванием советского строя к гитлеровскому нацизму. Никто этому тогда в начале не придал значения, а зря.
Если промолчать и смотреть на все сквозь пальцы, то такое может произойти и в Беларуси.
Список литературы и источников
Яненка Л. «Гісторыя вайны напісана сталінскімі ідэолагамі і дае спрошчаныя адказы на складаныя пытанні». - БЕЛАРУСКІ МУЛЬТЫМЭДЫЙНЫ ПАРТАЛ ARCHE.BY. - 14.05.2015. -
(www.arche.by/by/page/talks/17497).