МВД МГБ, 1946-1960
DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10040
Историческая необходимость совершенствования воспитательной работы в войсках МВД (МГБ) СССР в 1946–1960 гг.
Historical need to improve the educational work in the Interior Ministry troops (MGB) of the USSR in 1946-1960
Аннотация. В статье на основе документальных источников и архивных документов проанализирована историческая необходимость совершенствования воспитательной работы в войсках МВД (МГБ) СССР в послевоенный период. Отображена взаимосвязь между служебно-боевыми задачами, выполняемыми войсками, организационно-штатной структурой политических органов войск и содержанием воспитательной работы.
Ключевые слова: внутренние войска, политические органы войск, воспитательная работа, политико-моральное состояние.
Summury. On the basis of documentary sources and archival documents analyzed historical necessity to improve educational work in the Interior Ministry troops (MGB) of the USSR in the postwar period. Displayed relationship between the service and combat missions performed by the troops, organizational and staff structure of political forces and the content of educational work.
Keywords: internal troops, organs of political forces, educational work, political and morale.
Процесс воспитания, формы и методы воспитательной работы были неразрывно связаны с выполнением сложных и ответственных служебно-боевых задач, возложенных на войска МВД (МГБ) СССР. В этот исторический период внутренние войска в основном составе выполняли задачи по борьбе с бандитизмом на территории западных областей Украинской и Белорусской ССР и на всей территории Прибалтийских республик, поддерживали общественный порядок в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Ростове-на-Дону, Одессе, охраняли промышленные объекты, железные дороги и коммуникации. Внутренние войска, дислоцированные за границей, выполняли оперативно-служебные и боевые задачи оперативных групп МВД за границей, охраняли тыл Группы советских войск в Германии, союзные контрольные комиссии и советское посольство [2, л. 5].
Конвойные войска выполняли служебно-боевые задачи по охране и конвоированию заключенных, выделяли личный состав для охраны общественного порядка в городах, а также – для сопровождения денег и охраны денежных обменных пунктов в городах и районах Советского Союза в связи с проведением денежной реформы 1947 года.
Анализируя все составляющие исторического развития войск, можно выделить три основных периода формирования системы воспитательной работы в войсках МВД (МГБ) СССР:
- послевоенный период постепенного сокращения войск (1946–1951 гг.);
- период кардинальных преобразований внутренних войск (1951–1953 гг.);
- период формирования нового облика внутренних войск (1954–1960 гг.).
Наиболее сложными из них являются первые два периода.
В первом периоде существенное влияние на процесс формирования системы воспитательной работы имели организационно-штатные мероприятия, которые предполагали не только сокращение или образование новых соединений и воинских частей, но и постановку правительством страны новых боевых задач. Постановлением Совета Министров СССР от 20 апреля 1946 года на внутренние войска была возложена задача охраны всех важнейших научно-исследовательских институтов и лабораторий Академии наук СССР. 27 апреля 1946 года в составе Управления войск МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог было сформировано специальное отделение (в последующем управление спецчастей внутренних войск МВД СССР). В течение 1946–1947 гг. под охрану войск было принято 6 объектов, требовавших соблюдения особой секретности. На их охране и обороне было занято 5722 военнослужащих внутренних войск [3, л. 69].
В послевоенный период в переменном составе войск преобладали военнослужащие старших возрастов, идеологически сложившиеся и имевшие большой жизненный опыт. Значительную их часть составляли члены ВКП (б), что позволяло иметь в каждом подразделении низовую партийную организацию. С проведением демобилизации старших возрастов войска лишились значительной части партийного актива, ранее выполнявшаяся им работа по воспитанию личного состава полностью перешла на командиров подразделений.
При этом командиры рот и начальники гарнизонов не имели достаточных знаний и практического опыта в организации воспитательной работы с подчиненным составом, так как большинство из них были укомплектованы молодыми офицерами, окончившими 6–9 месячные курсы переподготовки офицерского состава.
Это негативно отражалось на состоянии воинской дисциплины и политико-моральном состоянии военнослужащих войск. Так, во внутренних войсках МГБ Союза ССР в 1946 году отмечалось значительное количество зафиксированных случаев отрицательных политических высказываний. Наиболее характерными из них были: антисоветская агитация – 28, недовольство проводимыми в стране мероприятиями – 27, восхваление жизни в капиталистических странах – 22, пересказ провокационных и клеветнических слухов – 11, шовинизм, национализм, антисемитизм – 9, неверие в сообщения советской власти – 5, изменнические высказывания – 3 [8, c. 119].
Данное положение дел послужило поводом к введению в войсках упраздненных ранее должностей заместителей командиров рот по политической части. Правительство страны по ходатайству руководства МВД (МГБ) СССР в октябре 1948 г. восстановило институт заместителей командиров рот по политической части, что способствовало повышению уровня воспитательной работы, укреплению политико-морального состояния и воинской дисциплины среди личного состава войск [7, с. 166].
Еще одной составляющей исторического развития войск, которая накладывала отпечаток на воспитательную работу, было то, что в этот период внутренние войска разделились по двум ведомствам: МВД СССР и МГБ СССР. Это создавало определенные трудности в управлении войсками, в том числе и в вопросах воспитания военнослужащих войск, в связи с тем, что руководство воспитательной работой осуществлял свой политический отдел войск.
Структура политорганов войск МВД (МГБ) СССР была следующей:
- политический отдел внутренних войск, куда входили политический отдел Управления внутренних войск в Германии и политический
отдел Управления войск МВД СССР Украинской ССР;
- политический отдел конвойных войск;
- политический отдел войск по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
Начальники политотделов войск подчинялись соответственно начальникам войск МВД (МГБ) СССР и отчитывались о своей работе перед ЦК КПСС [1, л. 43].
Учитывая вышеуказанную структуру политических органов, созрела историческая необходимость создания единого политического органа, который бы осуществлял руководство системой воспитательной работы в войсках МВД (МГБ) СССР.
Нельзя не отметить, что содержание воспитательной работы отражало сложную политическую обстановку в стране, которая сложилась после смерти И.В. Сталина и устранения Л.П. Берии. В этот период продолжилась кардинальная перестройка всей системы МВД и сокращение численности войск МВД СССР.
В постановлении июльского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивалась необходимость исправления существовавшего ненормального положения, в результате которого Министерство внутренних дел СССР фактически вышло из-под контроля партии и высших органов государства, приобрело непомерно большие права, в нарушение Конституции СССР, присвоило себе не свойственные ему судебные функции, создавая тем самым возможность незаконных репрессий. Пленум обязал партийные организации взять под систематический и неослабный контроль всю деятельность органов МВД как в центре, так и на местах, укрепить их честными, морально чистыми кадрами, усилить партийно-политическую работу среди личного состава органов и войск МВД [10, c. 17].
Результатом стало очередное сокращение численности войск МВД СССР. В соответствие с Постановлением Совета Министров ССР в 1954 году численность внутренних войск и охраны была сокращена на 25% и конвойной охраны на 15%. Было расформировано четыре отдела и 16 частей внутренней и конвойной охраны, а также упразднено 30 политотделов соединений и частей. Всего высвобождено 2800 офицеров [4, л. 101]. Были снижены штатные категории должностных лиц политотделов на 1-2 ступени. Так, штатные категории заместителя начальника политотдела и начальников отделений конвойных войск были снижены с «полковника» до «подполковника», заместители начальников отделений с «полковника» до «майора», а должности старших инструкторов отделений с «подполковника» до «капитана» [5, л. 5].
Эти мероприятия привели к снижению влияния политических органов и проводимой ими воспитательной работы на морально-психологическое состояние военнослужащих войск. Об этом прямо указывалось в приказе Министра внутренних дел от 23 декабря 1954 № 0700 года, в котором он потребовал «…усилить учебно-воспитательную работу с личным составом и на основе этого изжить чрезвычайные происшествия и небоевые потери. Тщательно анализировать каждое происшествие и лиц виновных в этом особенно в гибели людей привлекать к строгой ответственности. Детально рассматривать ошибки и недостатки, допускаемые офицерами в дисциплинарной практике, потребовать от них повышения личной ответственности за укрепление воинской дисциплины. Поддерживать требовательных, волевых офицеров и сержантов, умело организующих учебно-воспитательную работу и твердой рукой насаждающих воинский порядок и дисциплину» [4, л. 34].
Учитывая важность выполняемых войсками служебно-боевых задач во второй половине 50-х годов продолжилось совершенствование структуры и органов управления войск МВД СССР. Так, в соответствие с распоряжением Совета Министров Союза ССР от 12 марта 1954 года и приказа МВД СССР № 00260 от 29 марта 1954 года было произведено объединение Главного управления внутренней охраны и Управления конвойной охраны МВД СССР в Главное управление внутренней и конвойной охраны МВД СССР (ГУВКО) [4, л. 102] (впоследствии, в 1957 году преобразовано в Главное управление внутренних и конвойных войск) [6, л. 3]. Начальником Главного управления внутренней и конвойной охраны МВД СССР был назначен генерал-лейтенант Т.Ф. Филиппов.
Это объединение способствовало созданию политического отдела, который объединил в себя политические отделы войск внутренней и конвойной охраны. Политический отдел состоял из пяти отделений: организационно–партийной работы (7 человек), агитации и пропаганды (5 человек), по комсомольской работе (3 человека), учета кадров политсостава (4 человека), партийного и комсомольского учета (2 человека), а также ответственного секретаря партийной комиссии. Всего политотдел насчитывал 24 человека. Руководство политотделом осуществлял начальник политотдела – заместитель начальника ГУВКО по политической части генерал-майор Терещенко Николай Семенович (впоследствии – начальник Политического управления внутренних и конвойных войск МВД СССР) [9, с. 358].
Объединение двух видов войск МВД СССР требовало от политических органов перестройки организационно-штатной структуры, а также форм и методов воспитательной работы с военнослужащими, которые вытекали из служебно-боевого использования внутренних войск.
Причинами такого подхода служило то, что во-первых: внутренние войска по своему составу разнообразны и выполняют специфические задачи большой государственной важности; во-вторых, внутренние войска дислоцируются на всей территории СССР, большей частью мелкими подразделениями (батальон, рота), вдали от штабов и управлений соединений и затрудняло прием в партию, организацию и проведение партийно-политической работы, осуществление руководства ею со стороны политотделов соединений; в-третьих, из характера и содержания работы политорганов и партийных организаций внутренних войск. В связи с этим особенностью партийного строительства в войсках являлось наличие политических отделов в бригадах и большинстве полков (а не политических аппаратов, как в Советской Армии) [9, с.120] и, имевшихся при них партийных комиссий, политаппаратов в отдельных батальонах и сохранение на всех этапах института заместителей командиров рот по политчасти.
Таким образом, переход всего устройства государственного и военного управления к мирной жизни, изменение общественно-политической обстановки в стране, связанной с определенной либерализацией жизни страны (так называемая «оттепель»), неоднократные изменения организационно-штатной структуры войск, которые приводили к снижению эффективности военного управления, требовали совершенствования воспитательной работы в войсках МВД (МГБ) СССР в целях качественного выполнения поставленных служебно-боевых задач. В деятельности политорганов, политаппаратов и партийных организаций осуществлялся переход от оперативного информирования к углубленной и системной пропаганде идей марксизма-ленинизма. Важнейшей задачей политорганов, политаппаратов и парторганизаций войск считалось идейно-политическое воспитание офицеров, партийного и комсомольского актива, а через них и остальных военнослужащих войск.
Список литературы и источников
- Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 254.
- Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 38650. Оп. 1. Предисловие.
- РГВА. Ф. 38652. Оп. 1. Д. 52.
- РГВА. Ф. 38651. Оп. 1. Д. 441.
- РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 840.
- РГВА. Ф. 38651. Предисловие.
- Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007. 271 с.
- Внутренние войска 1945–1960. Документы и материалы. Сборник. М., 1989. 273 с.
- Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М.,1982. 495 с.
-
Пленкин В.А. Деятельность государственных и политических органов Союза ССР по развитию и совершенствованию внутренних войск МВД (1953-1960). Автореферат дисс… канд. ист. наук. М.,
1993.
- Справочник политработника. 2-е изд. доп. М., 1978. 377 с.