Молодежь России
доктор исторических наук, профессор
Voronov V.N.,
Doctor of Historical Sciences, Professor
DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10046
Развитие молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России
The development of the youth movement and informal groups of young people in Russia
Аннотация. В статье детально рассматривается начальный этап развития молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России. Показано, что многое из истории прошлого до революционной России, было взято на вооружение пионерами и комсомольцами, например, были переняты формы и методы спортивно-патриотической работы с детьми, подростками, юношами и девушками, и надо признать с успехом применялись на практике. Все это также широко используется при подготовке молодежи для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Изучение молодежных движений, по мнению автора, будет способствовать развитию таких наук как педагогика, психология и социология.
Ключевые слова: молодежь, молодежное движение, неформальные объединения, скаутские организации, пионерские организации, комсомол, альтернативное творчество.
Summury. The article details the initial stage of development of the youth movement and informal groups of young people in Russia. It has been shown that much of the history of the past to the revolutionary Russia, it was taken into service pioneers and Komsomol, for example, have been adopted by the forms and methods of sports-patriotic work with children, teenagers, boys and girls, and admittedly have been used successfully in practice. All this is also widely used in the preparation of young people for service in the Armed Forces of the Russian Federation. A study of youth movements, in my opinion, will contribute to the development of such sciences as pedagogy, psychology and sociology.
Keywords: youth, youth movement, informal associations, scout organizations, the pioneering organization, the Komsomol, alternative work.
Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе развития общества набирает новую силу очередная волна молодежного движения, опирающаяся на молодежные субкультуры, охватывая все большее количество населения больших городов и населенных пунктов, это проявляется в поведении нынешней молодежи ее интеллектуальных пристрастиях, манере одеваться и вести себя в обществе.
Основными предпосылками для изучения молодежного движения и неформальных объединений молодежи стало неоднозначное отношение к проблеме молодежных движений их сущности и взаимосвязи с историей. Пытаясь разобраться в сути данного явления, был проведен анализ в ходе, которого было установлено, что молодежные движения и неформальные объединения молодёжи отражают перемены, происходящие в мире и обществе. Их появление и оформление как социального феномена предопределено очередным витком эволюции общества.
Общую историю молодежного движения в России условно можно разделить на пять основных периодов.
- первый - до 1917 г.,
- второй - 1918 г. - конец 20-х годов,
- третий - с 30-х годов ХХ века, история движения юношества СССР,
- четвертый - начиная с конца 80-х - 90-е г. ХХ века,
- пятый с конца 90-х г. ХХ века по настоящее время.
Неформальные объединения молодежи наиболее ярко стали появляться в конце 60-х годов прошлого столетия (яркий пример наиболее массового явления «стиляги и хиппи») продолжая своё развитие, и существование по сегодняшний день. Это связано, прежде всего, с тем, что запросы молодежи, равно как и уровень культурного потенциала, духовного развития, ценностного ориентирования претерпевает серьезные изменения на уровне интеллектуального и культурного развития. Что в свою очередь сказывается на становлении нынешнего поколения молодежи.
Цель статьи состоит в том, чтобы более детально рассмотреть начальный этап развития молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России.
Начало массовому движению молодежи в России положили не революционные союзы молодежи и не комсомол, как считалось долгое время, а религиозные организации юношества (1). Христианское молодежное движение возникло в самом начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ), присланными в Россию в 1900 г. Вскоре ХСМЛ преобразовался в самостоятельное общество под названием "Маяк" [1]. В 1908-1909 гг. только в Петербурге общество «Маяк» насчитывало 1615 членов, большинство из которых (66,4%) было в возрасте от 17 до 25 лет. В 1922 г. на Дальнем Востоке был зарегистрирован Христианский Союз Молодых Женщин (общество «Женский Маяк»), Христианские союзы «Маяк» просуществовали на территории России до 1923 г. [7].
Особенно массовыми в 20-е годы были «сектантские» молодежные организации - объединения евангелистских христиан, адвентистов, баптистов и другие, продержавшиеся до начала 30-х годов. На совещании ЦК компартии по антирелигиозной пропаганде в апреле 1926 г. их деятельность была оценена как стремление подменить советские и комсомольские организации в деле воспитания подрастающего поколения. Н.И. Бухарин, выступая на VIII съезде ВЛКСМ в мае 1928 г., констатировал тот факт, что значительно усилился охват рабочей молодежи сектантскими организациями, которые, по его словам, объединяли примерно столько же юношей и девушек, сколько и комсомол.
В действительности, как сообщал в 1929 г. «Социалистический вестник» №3, общая численность этих союзов была намного больше численности ВЛКСМ - 3 млн. человек. При этом официально признавалось, что в религиозных организациях состояли, как правило, высококвалифицированные, с более высокими, чем в комсомоле, моральными и нравственными устоями молодые люди.
Религиозные молодежные организации и движения продержались в условиях тоталитарного режима дольше всех других некоммунистических объединений юношества в СССР. Объяснения этого факта сводятся, по крайней мере, к следующему:
- значимой оказалась крепкая связь их с традициями русской нации, не так-то легко поддающейся натиску извне;
- сыграла свою роль терпимость компартии, учитывавшей демократический характер сектантского движения при царизме, нейтральность большей части сект в годы гражданской войны, лояльность большинства сект и их членов к новой власти и плодотворную трудовую деятельность их членов [2];
- окончательная расправа с сектантской идеологией была отложена «на потом» по той причине, что сектантские организации сами по себе являлись конкурентами православия и до поры до времени в этой роли были выгодны коммунистической власти.
Другим, довольно многочисленным, направлением в молодежном движении России было культурно-просветительное. Ученические волнения 1905-1906 гг., тщательно изученные и проанализированные С. Знаменским, вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся средних учебных заведений и разрешить деятельность культурно-просветительных учреждений. Так, в ноябре 1906 г. в России было зарегистрировано Московское общество «Сетлемент» (так за границей называли добровольные общества интеллигенции, которые вели культурническую работу среди городской бедноты, в том числе среди детей и подростков). Это был первый в России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория. Создали клуб два замечательных русских патриота: СТ. Шацкий и А.У. Зеленко [см.: 8; 11].
Их идеи, а также практика культурно-педагогической работы с молодежью Г.С. Виноградова в Восточной Сибири, опыт работы московского «Сетлемента» и детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и заложили по существу основу культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью.
«Сетлемент» представлял собой, по сути, систему кружков по интересам на основе самоуправления (типа клубов для подростков на «американский лад») с организацией летней оздоровительной работы в подмосковном Щелкове (более 400 воспитанников и около 40 педагогов-организаторов). Общество «Сетлемент» прекратило свое существование в декабре 1908 г., однако в том же доме, в Вадковском переулке Бутырского района Москвы, поздней осенью 1909 г. было образовано общество «Детский труд и отдых», подобное «Сетлементу». В 1911 г. Шацкий, продолжая развивать свои идеи о «детском царстве», создает летнюю колонию (дом отдыха) для детей «Бодрая жизнь» в Калужской области. Зимой большинство колонистов посещали клубы общества «Детский труд и отдых». В 1916 г. он предпринимает попытку открыть в Калуге «Дом учащихся». Позже он занялся исследованием проблемы детского коллектива или, как он выражался, - детского сообщества.
Одним из крупных подростковых объединений, структура и характер деятельности которого во многом и существенном перекликались с наработками Шацкого, Зеленко, Виноградова, был рязанский «Дом юношества» (ДЮ) начавший работу в феврале 1916 г. Работа «Дома юношества» осуществлялась по пяти основным направлениям:
- 1) филантропическая деятельность,
- 2) умственное развитие,
- 3) умственная гимнастика,
- 4) физическое воспитание,
- 5) эстетическое воспитание.
Были открыты такие кружки как: литературный, научный, богословский, помощи жертвам войны, музыкальный, драматический, ремесленный. Кроме того, действовали: бюро труда, книжная лавка, школьная касса и журнальная комиссия (20 декабря 1916 г. вышел первый номер известий «Дома юношества» - «Голос молодежи»). Многие кружковцы стали впоследствии известными специалистами, учеными и писателями. Так, в литературном кружке под названием «Гамсуновская секция», занимались: Афиногенов (известный в будущем драматург), Ждан-Пушкин, Цейтлин, Злобин.
Юноши и девушки, изучавшие театральное искусство, теорию музыки и искусства, устраивали спектакли, концерты и литературно-музыкальные вечера. Например, в мае 1916 г. в лагере для раненых был дан благотворительный концерт, а во Всесословном собрании - устроен спектакль по комедии А.Н. Островского. «Дом юношества» выполнял немало полезной работы для города. На огороде при «Доме юношества» ребята выращивали овощи и для своей столовой, и с благотворительной целью, для «Общества попечения о бедных детях г. Рязани», детского приюта. Кроме того, в «Доме юношества» были открыты мастерские для работы на нужды армии; организовывались сады, ясли и очаги для детей беженцев и воинов, ушедших на фронт, где старшеклассницы с пользой применяли свои умения и энергию; создавались сельскохозяйственные дружины для помощи семьям воюющих солдат. В ноябре 1917 г. «Дом юношества» был закрыт новой властью, посчитавшей его кадетской контрреволюционной организацией.
Нетрудно заметить, что те формы и методы работы с детьми и молодежью, которые были выработаны педагогами и воспитанниками «Сетлемента», рязанского «Дома юношества» и другими подобными организациями, с успехом впоследствии использовал комсомол, замалчивая об истинных первопроходцах.
Известна и история самого крупного культурно-просветительного объединения юношества - петроградского «Труда и света», деятельность и судьба, которого во многом оказались сходной с деятельностью и судьбой рязанского «Дома юношества», с той только разницей, что «Труд и свет» состоял преимущественно из молодых рабочих и являлся массовым союзом. «Труд и свет» был образован в мае 1917 г. на базе районных молодежных организаций Петрограда, объединив в единый союз от 16 до 20 тыс. молодых людей (для сравнения: на I съезде РКСМ делегатами было представлено 22 тыс. человек, входящих в самые разные союзы почти по всей стране). Организация выработала свою программу, устав, провозгласив ориентирами своей работы «всемогущий труд» и нелицеприятный свет науки [6]. «Труд и свет» имел явно культурническую, самообразовательную направленность и был аполитичен. В результате вмешательства революционеров в дела самодеятельной неполитической организации ровно через три месяца после создания «Труд и свет» распался.
Идея «Дома юношества» нашла своих сторонников во многих городах и прежде всего среди учащихся средних учебных заведений, их педагогов и родителей. В Астрахани, например «Дом юношества» был образован летом 1917 г. В «Доме юношества» ежедневно собиралась учащаяся и студенческая молодежь. Для мероприятий, проходивших под лозунгом: «Молодежь - вне политики», городские власти специально выделили юношам и девушкам один из лучших садов - Отрадное. В Самаре учащаяся молодежь старших классов средних школ была объединена в клуб «Дом учащегося юношества» (ДУЮ), имевший культурническую направленность. «Дом учащегося юношества» твердо придерживался идеи невмешательства в политику и вел длительную тяжбу с комсомолом, отстаивая свое право на собственную жизненную позицию, на самостоятельность. Конфликты «Дом учащегося юношества» с комсомолом закончились победой последнего: в конце 1919 г. «Дом учащегося юношества» распался.
Подобные объединения молодежи возникали и позднее. Так в январе 1920 г. «Дом юношества» был организован и работал в Кузнецке. В продолжении всей гражданской войны в Красноярске легально действовал «Дом юношества», объединявший более 600 учащихся города «на почве культурно-общественной деятельности». Все они были вне политики. Именно поэтому, у большевиков изначально сформировалось отрицательное отношение к культурно-просветительным объединениям детей в юношества. Член ЦК РСДРП и руководитель его военно-технической группы Л.Б. Красин сходу посчитал не включенный в политическую борьбу московский «Сетлемент» «вредным с общественной точки зрения делом, мешающим подготовке революции, в лучшем случае преждевременным» [4]. Многие культурнические объединения учащихся были закрыты после октября 1917 г. под предлогом их «контрреволюционности».
Культурническую линию различных «домов» после октября 1917 г. продолжили разнообразные культурно-просветительные кружки (КПК, «культурки», как их называли комсомольцы) повсеместно в стихийно образовывавшиеся как в городах, так и на селе. Так, в Юрьевском уезде Владимирской губернии в 1919 г. на 2 организации РКСМ в городе и поселке Кольчугине приходилось 170 КПК. В Ковровском уезде той же губернии насчитывалось 23 рабочих-комсомольца и 200 рабочих - членов КПК. В Данкове Рязанской губернии в октябре 1919 г. существовало 2 КПК и 1 союз РКСМ. Только в Барабинском горуездкоме Томской губернии действовало в 1919 г. 19 культпросветов [10].
В данной обстановке комсомол был вынужден вести политику, направленную на привлечение КПК на свою сторону, на их перестройку и преобразование в ячейки РКСМ. Однако с началом НЭПа усилия комсомола по перевоплощению КПК в ячейки РКСМ не стали давать желаемого результата. Поднялась новая волна культурно-просветительных устремлений, прежде всего сельской молодежи. Лишь к концу 1925 г. с культурно-просветительным, беспартийным течением в молодежном движении России - СССР было покончено.
Среди неполитических движений своей зрелостью и массовостью выделялось скаутское. Скаутизм пришел в нашу страну из Великобритании. Главным его содержанием являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом) (2), привитие учащимся рыцарского духа. Широко использовались яркие и многообразные игровые формы.
Днем рождения скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 г., когда капитан О.И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. «Московская дружина юных разведчиков» была организована в 1910 г. штаб-ротмистром Г.А. Захарченко при Александровском юнкерском училище [3].
Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перьми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. - в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов (то есть в 2 с лишним раза больше, чем комсомольцев в 1918 г.) [9].
В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его -арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов, и скаутское движение ушло в подполье.
Возможно, из-за того, что создание религиозных молодежных союзов и прочих организаций для молодежи было инициировано извне, и пропагандировало приверженность их ценностям, шло в разрез с требованиями властей, в связи, с чем их деятельность и была официально запрещена, что в свою очередь заставило инициаторов и участников уйти в подполье иначе лагеря.
Тем не менее, многое было взято на вооружение пионерами и комсомольцами, например, были переняты формы и методы спортивно-патриотической работы с детьми, подростками, юношами и девушками, и надо признать с успехом применялись на практике.
Долгие годы в России господствовали лишь те движения молодежи, которые курировались властью и прекратили свою активную деятельность лишь с утратой покровительства.
Массовый выход из подполья молодёжных движений получился в период перестройки, что привело сразу же к появлению альтернативных молодежных движений, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Основой этих молодежных движений стали неформальные молодежные группы, и объединения.
Сам факт появления неформальных молодёжных групп и объединений – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную.
Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные объединения, можно назвать такие, как оказаться в зрелищной среде себе подобных, стремление обрести единомышленников, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.
В основном, неформальные молодежные объединения существуют как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин таких как:
- кардинальные изменения государственного устройства и социально-политической ситуации в стране;
- негативные явления в сфере макроэкономики и, как следствие, ухудшение экономического положения подавляющей части населения страны и города;
- отсутствие целостной государственной молодежной политики;
- резкое сокращение как численности культурно-досуговых учреждений в стране в целом, так диапазона и качества, представляемых молодёжи услуг и форм культурного досуга;
- прогрессирующее возрастание сектора и влияние новых для России видов и форм досуга, являющихся не носителями культурных и интеллектуальных ценностей, а продуктом субкультуры, контркультуры, деформирующим личности молодого поколения, оглупляющим, и разлагающим нашу молодежь;
- снижение качества школьного образования, воспитания школьников, студентов, работающей молодежи, криминализация общества и, как следствие, молодежной среды и образа жизни молодежи;
- частое отсутствие подлинных идеалов в молодежной среде, замена их поиском и стремлением к сиюминутным благам без оглядки на принципы и нормы морали;
- прекращение деятельности авторитетных и массовых детских и молодежных общественных организаций и отсутствие новых организаций такого рода, способных объединить и воспитывать на положительных образцах и примерах подрастающее поколение;
- негативное, растлевающее влияние средств массовой информации -бульварной прессы, радио, телевидения, западного кино.
Несколько неформальных групп молодежи могут объединяться в группировки, крылья, течения, движения. Неформальные молодежные движения обычно возглавляют лидеры, которые сменяют друг друга по мере выбывания предыдущего, а неформальные молодежные группы часто возглавляют авторитеты, так же часто сменяющиеся из-за неопределенности в выборе стратегии развития и дальнейшего пути самосовершенствования после того как культ силы в данной группе начинает уступать позиции уму, в большинстве своем это молодые люди с признаками наполеономании.
Неформальные объединения молодёжи выполняют определенные функции. Одной из главных среди них является возможность самореализации, то есть субъективного воплощения. Сюда можно добавить инструментальную, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, и компенсаторную функцию, связанную с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость в неформальных группах мнимая.
Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности. Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями.
Иногда неформальные группы, особенно сформированные по месту жительства, постепенно криминализируясь, преобразуются в преступные неформальные объединения молодежи это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстративный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, образ жизни, ценности, характерные данной группе или объединению. Участниками этих образований становятся молодые люди, оказавшиеся не востребованными обществом. Эти объединения отличаются своеобразными атрибутами: своя идеология, образ жизни, стиль музыки, внешний вид, форма досуга, включая места встреч и отдыха, тип и вид работы, которую выбирали для себя и считают престижной участники данной группы или объединения.
Основными признаками неформальных молодёжных групп и объединений являются:
- неформальные коллективы не имеют официального статуса;
- слабо выраженная внутренняя структура группы;
- слабо выраженные интересы; - слабые внутренние связи;
- не имеют программы деятельности;
- действуют по инициативе небольшой группы со стороны;
- представляют альтернативу государственным структурам.
Несмотря на то, что в нашей стране на данный момент существует множество неформальных объединений молодёжи успевших создать собственную культуру со своими атрибутами, понятиями и иерархией в последствии сформировавшие молодёжную субкультуру, выделяют следующие виды неформальных молодёжных групп:
- группы первого порядка — малые неформальные группы;
- группы второго порядка — большие социальные группы: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные группы, организованные группы, т. е. политические партии;
- группы третьего порядка — массы и массовые движения.
По социально-правовому признаку неформальные объединения молодёжи выделяют:
- просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
- асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;
- антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов неформальные объединения молодёжи классифицируются как:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
По причастности к той или иной группе неформальные объединения молодёжи классифицируются:
- способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
- с социальной позицией - экокультурные;
- с образом жизни - «системники» и их многочисленные ответвления;
- с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
По способу времяпрепровождения неформальные объединения молодёжи, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов, рокеров, стритрейсеров, байкеров и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности.
Группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими «кайф» и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для «системников» - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах.
Группы альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов тем, что их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Групповая замкнутость, противостояние официальным, художественным общепризнанным ценностям характеризуют их именно как неформалов. Среди них особенно выделяются «Митьки», у которых четко обозначенные творческие позиции все больше переходят в образ жизни и поведение.
Многочисленные исследования молодежных объединений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу. При этом изучаются, прежде всего, политизированные и общественно полезные или антисоциальные, типа нацистов. Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных объединений молодежи, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся колледжей, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях: институционализации путем осуществления общественно полезных устремлений и криминализации из-за невозможности добиться цели легально.
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что под неформальными молодёжные группами и объединениями принято понимать различные категории молодых людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.
Отталкиваясь от данного определения можно сказать, что после того как спонтанно складывающаяся система станет стабильной, и молодые люди укрепят свои социальные связи, заявив о своем формальном существовании, они перейдут из разряда неформальных групп и объединений в формальные, что повлечет за собой ряд событий, связанных с зарождением и развитием субкультуры и молодежного движения, признанного обществом.
Изучение молодежных движений, основанных в процессе преобразования неформальных объединений молодежи внесет существенный вклад в развитие таких наук как педагогика, психология и социология.
Комментарии
(1) Основателем христианского молодежного движения в России был американский гражданин Джемс Стоке [См.: 5, с. 33].
(2) В советской литературе до 1991 г. скаутизм неверно отождествлялся только с подготовкой юношества к армейской службе.
Список литературы и источников
- Два года жизни и деятельности общества «Маяк». СПб., 1903.
- Знаменский С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905-1906 гг. и их значение. СПб., 1909.
- Кучин В. Московские скауты // Вечерняя Москва. 1990. 14 нояб.
- Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» // Советская педагогика. 1985. № 4.
- Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). Документы и материалы. М.: Центр хранения документов молодежных организаций. 1993. Ч. 1.
- Очерки истории ВЛКСМ (В поисках истины). Саратов: СГУ, 1991. Ч. 1.
- Очерки истории молодежного движения. М.: Институт молодежи, 1993.
- Плеханов А. Синтез труда, науки и искусства в теории и практике С.Т. Шацкого // Народное образование. 1988. № 7. С. 78-80.
- Риордан Дж. Они служили Богу и Отечеству // Московский комсомолец. 1990. 18 сент.
- Соколов В.И. Молодежное движение в России. Рязань, 1994. Ч. III.
- Фрадкин Ф.А. У истоков идей С.Т. Шацкого // Советская педагогика. 1988. № 7. С. 74-86.