Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
Выпуск 8. Идея патриотизма в российском обществе и СМИ
28 июля 2016 года в Челябинске состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России – 2016».
На церемонию награждения в столицу Южного Урала съехались журналисты из 26 субъектов Российской Федерации. Среди победителей, лауреатов и дипломантов конкурса 15 федеральных газет, журналов, интернет-порталов, теле- и радиоканалов, а также представители региональной прессы – это девять средств массовой информации из Челябинской области, семь – из Свердловской, шесть – из Курганской. По три представителя из Пермского края и Воронежской области. По два – из Республик Татарстан, Чувашия, Крым, а также Московской Ленинградской, Тюменской, Омской и Оренбургской областей.
Всего на конкурс поступило 1808 журналистских работ, представляющих 402 СМИ из 72 субъектов Российской Федерации. Организатором творческого состязания журналистов выступило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Заместитель Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Козлов рассказал о проблемах и особенностях функционирования Федерального агентства в 2000-х годах, которое, по его мнению, стало жертвой административной реформы 2004 года. Несмотря на все сложности, Агентство находит возможности для ежегодного проведения конкурса СМИ «Патриот России», уже в 15-й раз. Владимир Сергеевич отметил, что тема патриотизма весьма сложная, работает с ней узкий круг журналистов, не рассчитывая на аншлаг. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 70 субъектов Российской Федерации, более 400 СМИ и свыше 2000 работ. Стабильный пул СМИ-патриотов превышает две сотни, при этом обновляемость участников конкурса составляет 30%.
Продолжил работу круглого стола своим выступлением начальник управления государственно-патриотического воспитания ГУРЛС Вооруженных Сил Российской Федерации Николай Акбердин. По имеющимся оценкам, отметил Николай Борисович, идея патриотического воспитания вновь востребована в российском обществе: 88% россиян считают, что сильная армия – приоритет для государства. В настоящее время в Российской Федерации действует около 5000 патриотических организаций, из них 2000 – военно-патриотической направленности, создаются зональные центры подготовки молодежи к военной службе. Кроме того, Николай Акбердин обратил внимание журналистов на уникальные патриотические проекты, которые реализуются Министерством обороны России: создание и успешное функционирование Парка «Патриот» в Подмосковье и формирование в рамках российского движения школьников Всероссийского общественного движения «Юнармия», которое начнет работать с 1 сентября 2016 года. Несмотря на публикацию материалов о движении «Юнармия» в каждом номере газеты «Красная Звезды», разработку газеты «ЮнАрмия» и журнала «Юнармеец», представитель Минобороны России обратился к журналистам с просьбою об информационной поддержке данных проектов.
Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
Цель движения — вызвать интерес у подрастающего поколения
к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых
и полководцев. Вступить в юнармию может любой школьник,
военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.
«За 15 лет конкурс «Патриот России» стал конкурсом актуальной журналистики» – отметил в своем выступлении генеральный директор Международного пресс-клуба Александр Чумиков. Говоря о трендах современной журналистики, профессор Чумиков выделил в числе приоритетных направлений лонгрид – новый формат подачи текстовой информации в интернете.
Лонгрид ("longread" - длинное чтение) -
новый формат подачи текстовой информации в интернете,
в основе которого лежит текст большого объема
и аудиовизуальные компоненты.
Как правило, это подробный обзор по теме,
содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы:
фото, видео, инфографику, карты, 3D-реконструкции и т.д.
«Все менее востребованными становятся журналистские заметки и отчеты, безынтересным для читателя является многотемье». Александр Николаевич обратил внимание участников круглого стола на новую номинацию конкурса – «Россия: проблемы и решения», которая является ответом организаторов «Патриота России» на вызовы времени. Именно в этой номинации, за серию интернет-публикаций по обеспечению обороноспособности современной России, победу среди интернет-проектов одержало издание «Наука. Общество. Оборона».
Последующие выступления участников круглого стола носили характер дискуссии относительно патриотизма в России, как понятия (в том числе необходимости его употребления), как явления, его сути и содержания. Так, по мнению профессора ЮУрГУ Марины Загидуллинной, возникает дефицит искренности – в работах молодых журналистов сплошные клишированные заготовки и шаблоны, «молодежи необходимо прививать конструктивизм».
Патриотизм, точнее – запрос на патриотизм в российском обществе, – считает Сергей Салыгин («Российская Газета», филиал в Екатеринбурге), – является следствием того, что наша молодежь недостаточно читает. При этом именно молодежь являлась основным двигателем майданных процессов на Украине. «Следовательно, – делает вывод Сергей Николаевич, – нужно восстанавливать в России воспитание воспитателей».
Затем российские журналисты получили возможность ознакомиться с работой университетских СМИ Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), совершить экскурсии в Государственный исторический музей Южного Урала, прогуляться по Кировке и подняться на смотровую площадку здания Челябинск-СИТИ.
Первое, что удивляет при подходе к ЮУрГУ, это схожесть главного корпуса университета с высоткой МГУ им. М.В. Ломоносова на Ленинских горах.
Второе, что порадовало, участие ЮУрГУ в Проекте 5-100, направленном на повышение конкурентоспособности российских вузов на глобальном уровне.
Проект 5-100
Цель проекта – максимально повысить конкурентную позицию
группы ведущих российских университетов
на глобальном рынке образовательных услуг
и исследовательских программ.
Осенью 2015 года ЮУрГУ вошел в двадцать лучших вузов страны, которым международное жюри предоставило почетное право стать участниками проекта по созданию российского образования мирового класса. Начиная с 2016/2017 учебного года все факультеты вуза объединены в десять крупных институтов и высших школ, устранены все дублирующие направления подготовки, объединены и усилены все ресурсные возможности вуза.
Третье, что поразило, одна из базовых площадок Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ – телерадиокомпания.
Институт социально-гуманитарных наук –
современная образовательная модель, в которой на базе трех факультетов (социально-гуманитарный, исторический и журналистики) собраны кадры самой высокой квалификации, научные работники и практики.
Главное преимущество института: какое бы направление ни выбрал абитуриент, он получает возможность учиться не только у профессионалов выпускающей кафедры, своего факультета, но и у специалистов,
работающих на смежных факультетах института.
Поэтому такое образование – гибкое, объемное, интересное,
по-настоящему полноценное.
Причем не просто телерадиокомпания, а мощный холдинг, в котором соединяются и 360-градусный мультимедийный ньюсрум, и сама телерадиокомпания (единственная из вузовских, имеющая лицензию на работу в кабельных сетях региона), и многочисленные печатные издания, например, газета «Технополис» – старейшее брендовое издание университета. Поучительно, что работают над медиапроектами совместно: студенты, начиная с 1-го курса, преподаватели с высшей квалификацией, вчерашние выпускники вуза – молодые сотрудники и специалисты региональных СМИ.
Нельзя не отметить представленные журналистам музейные площадки вуза. Это музей телевидения и радио, виртуальный филиал Русского музея, Зал искусств, а также музей «Народы и технологии Урала».
На факультете журналистики, который стал организатором экскурсии по ЮУрГУ, обстоятельно подходят и к вопросам международного сотрудничества. Благодаря инициативе декана факультета Людмилы Шестеркиной, в 2016 году ЮУрГУ вступил в European Jurnalism Training Association (Европейскую ассоциацию по журналистскому образованию). Это означает активную интеграцию российских медиаисследователей в мировое академическое сообщество.
Здесь же, победителей конкурса «Патриот России» ознакомили с презентацией ЮУрГУ для вступления в Европейскую ассоциацию по журналистскому образованию, некоторыми дипломными работами и выпусками университетской телерадиокомпании, лонгридом «Жил-был метеорит…», презентовали методические указания «Создание мультимедийного лонгрида в условиях образовательного процесса».
Вечером в Челябинском государственном драматическом молодежном театре состоялась церемония награждения победителей конкурса. На входе в театр участников церемонии встречал духовой оркестр.
«Чрезвычайно приятно, что пятнадцатая церемония чествования победителей Всероссийского конкурса СМИ проходит в Челябинске, на Южном Урале. Для Челябинской области очень важно принимать это мероприятие и награждать журналистов, которые рассказывают о нашей стране, о великой истории нашей страны, дают возможность почувствовать, насколько велика и богата наша Россия, – поприветствовал участников церемонии первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин.
Золотые и серебряные медали и дипломы Роспечати вручали:
- председатель жюри Конкурса заместитель руководителя Роспечати Владимир Козлов,
- член жюри Конкурса начальник управления государственно-патриотического воспитания Вооруженных Сил РФ Николай Акбердин,
- первый заместитель Губернатора Челябинской области Евгений Редин,
- заместитель Губернатора, руководитель аппарата Губернатора и правительства Челябинской области Евгений Голицын,
- начальник управления пресс-службы и информации Губернатора и правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин
- член жюри Конкурса, главный редактор «Радио Книга», академик Российской академии радио Егор Серов,
- председатель Ассоциации городских и районных газет Челябинской области "Пресса" Светлана Зайцева,
- доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета Людмила Шестеркина,
- председатель Союза журналистов Челябинской области Ольга Давиденко.
Награждение победителей и лауреатов конкурса, по доброй традиции его организаторов, сочеталось с выступлением творческих коллективов Челябинска, которые, безусловно, еще больше способствовали созданию обстановки праздника и торжества.
Выступая с ответным словом со сцены театра, победители и лауреаты конкурса говорили не только о своих работах и героях репортажа, своих помощниках и вдохновителях, но и искренне благодарили организаторов: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Международный пресс-клуб, жюри конкурса, организаторов проведения его торжественной части в Челябинске.
К вековому юбилею писателя, журналиста, участника Великой Отечественной войны Министерство обороны России учредило медаль «К 100-летию Константина Симонова». Этой медалью были награждены 17 журналистов – участников церемонии, а также председатель оргкомитета конкурса Александр Чумиков и координатор конкурса Александр Тамиров.
В заключение программы состоялся торжественный прием от имени Губернатора Челябинской области.
Проведение XV Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» показало его важность и значимость. Он нужен как для российских журналистов и авторов работ, особенно молодых и из удаленных уголков нашего Великого Отечества, давая осознание правильности выбора. Конкурс необходим и для российского общества в целом, во многом ориентируя в спектре существующих проблем и новых направлений развития, и что наиболее значимо – предлагая конструктивные пути решения проблем современной России. Уверен, что российская власть и в дальнейшем на всех уровнях будет поддерживать проведение и совершенствование Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России».
Фото: Павел Герасимов
Другие публикации по данной проблематике: