Освобождение Крыма, гражданский воздушный флот
Наука. Общество. Оборона
2021. Т. 9. № 2
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9. № 2
УДК: 94 (477.75) «1941/1944»
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-20-20
Поступила в редакцию: 20.03.2021 г.
Опубликована: 30.04.2021 г.
Submitted: March 20, 2021
Published online: April 30, 2021
Для цитирования: Скоробогатов С. Б. Освобождение Крыма: задачи и итоги боевой работы гражданского воздушного флота (1943–1944). Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 2(27). С. 20-20. DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-20-20.
For citation: Skorobogatov S. B. Liberation of Crimea: tasks and results of the combat work of the civil air fleet (1943–1944). Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(2):20-20. (In Russ.) DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-20-20.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2021 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2021 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Оригинальная статья
Освобождение Крыма:
задачи и итоги боевой работы гражданского воздушного флота
(1943–1944)
С. Б. Скоробогатов 1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,
г. Симферополь, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8129-9838, e-mail: serjcrimea@gmail.com
Аннотация:
Раскрыты и систематизированы различные виды боевой работы гражданских летчиков во время подготовки и проведения освобождения Крыма в ходе Великой Отечественной войны в период с 30 октября 1943 г. по 12 мая 1944 года. Описаны виды боевых задач и реконструированы события периода Крымской наступательной операции советских вооруженных сил. Представлен состав и структура гражданского воздушного флота, принимавших участие в боях над Крымом. Описаны примеры героизма личного состава и вклад в достижение общей цели. В процессе исследования были использованы непериодические публикации, мемуары, а также архивные источники Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. В результате исследования установлены участники и обстоятельства боевых действий, в которых принимали участие пилоты гражданского воздушного флота во время подготовки и проведения Крымской наступательной операции с 8 апреля по 12 мая 1944 года. Установлено, что действия летного состава гражданского воздушного флота способствовали успешным действиям фронтов и воздушных армий во время освобождения Крыма.
Ключевые слова:
гражданский летчик, воздушный флот, воздушная армия, освобождение Крыма,
Великая Отечественная война, крымские партизаны
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей авиационных частей гражданского воздушного флота (ГВФ) во время Великой Отечественной войны являлось обеспечение воздушно-транспортных перевозок частей Красной армии и Военно-Морского флота. Гражданский воздушный флот в годы Великой Отечественной войны решал огромное количество боевых задач. Пилоты гражданских самолетов стали настоящими асами, без которых невозможно было представить функционирование Красной Армии и Военно-Морского флота. Без активного участия пилотов гражданского воздушного флота не обходилась ни одна войсковая операция.
Участие летного состава гражданского воздушного флота в боевых действиях по освобождению Крыма рассматривалось в научных трудах отечественных исследователей: С.Н. Ткаченко, В.В. Филиппов, Д.Б. Хазанов. Деятельность гражданского воздушного флота в Крымской освободительной операции частично рассмотрена в фундаментальных исследованиях, посвященных Второй мировой войне. Значительный пласт материалов находится в фондах ЦАМО РФ, мемуарной литературе.
Несмотря на значимость перечисленных работ, остается недостаточно изученным вопрос об участии гражданского воздушного флота в период подготовки операции по освобождению Крыма. На этом основании, целью данной статьи является раскрыть и систематизировать различные виды боевой работы гражданского воздушного флота во время подготовки и проведения Крымской стратегической наступательной операции в период с 30 октября 1943 г. по 12 мая 1944 года.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
Еще до начала Великой Отечественной войны большинство выпускников летных и технических школ ГВФ имели военную подготовку и воинские звания, числились в запасе Рабоче-крестьянской Красной армии. Как и весь советский народ, личный состав гражданского воздушного флота 22 июня 1941 г. поднялся на защиту Родины. На базе личного состава и материальной части территориальных управлений Аэрофлота были сформированы Особые авиационные группы и отряды ГВФ. В напряженной обстановке войны личный состав ГВФ был привлечен к выполнению боевых заданий. Постановлением ГКО №1728сс от 11 мая 1942 г. ГВФ был военизирован и переведен на штаты военного времени. Положение о переводе ГВФ в ведение Военно-воздушных сил было утверждено приказом НКО №0381 от 15 мая 1942 года. С этого времени, Особые авиационные группы стали подчиняться воздушным армиям, а Особые авиационные отряды – флотам. Начальником Главного Управления ГВФ был назначен генерал-лейтенант авиации Ф.А. Астахов [6, с. 84].
Особые авиагруппы и отряды ГВФ осуществляли перевозки начсостава, раненых, медикаментов, вооружения, боеприпасов, литературы, обеспечивали связь между армиями, дивизиями, а также выполняли другие задания, направленные на обеспечение боевых задач Красной армии и флота.
Авиагруппы ГВФ, придаваемые для обслуживания действующих частей Красной армии и ВМФ, обеспечивались квартирно-коммунальным обслуживанием, вооружением, продснабжением, авто- и авиа- горючим и смазочными материалами [12, с. 15].
Согласно директиве заместителя Наркома обороны от 21 октября 1942 г. Особые авиационные группы и отряды ГВФ были переформированы в авиационные дивизии и отдельные авиаполки ГВФ. В дальнейшем, постановлением ГКО № ГОКО-3967с от 22 августа 1943 г. ГВФ был изъят из подчинения командующего ВВС Красной армии и подчинен Командующему Авиации дальнего действия.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ КРЫМА
Стратегическая обстановка на Южном фланге советско-германского фронта осенью 1943 г. позволила начать подготовку операции по освобождению Крыма. С Кавказа на Крым наступали войска Северо-Кавказского фронта (впоследствии реорганизован в Отдельную Приморскую армию) при поддержке авиации 4-й воздушной армии (ВА). 4-я ВА выполняла задачи по обеспечению воздушного прикрытия десантов при форсировании Керченского пролива.
После освобождения Донбасса и северного побережья Азовского моря, с севера к берегам залива Сиваш подступили передовые части 4-го Украинского фронта при поддержке 8-й воздушной армии. На крымском направлении 8-й ВА предстояло решать задачи по обеспечению воздушного прикрытия частей 2-й Гвардейской армии на Перекопе и 51-й армии на Сивашском плацдарме в Крыму, оказывать материально-техническую поддержку Скадовской авиагруппе ВВС Черноморского флота [5, с. 740].
Из частей ГВФ в период подготовки и освобождения Крыма в боевых действиях принимали участия экипажи 2-го авиационного транспортного полка (АТП) из 1-й АТД ГВФ, 87-го гвардейского отдельного авиационного полка (ГвОАП) ГВФ, 9-го отдельного авиационного полка (ОАП) ГВФ и 1-й отдельной авиационной эскадрильи (ОАЭ) ГВФ.
Подготовка к предстоящему освобождению Крыма активизировала партизанское движение в ноябре 1943 года. Отряды крымских партизан испытывали острую нужду в боеприпасах, медикаментах и продовольствии, были скованны в перемещении из-за наличия раненых и больных, что снижало их боеспособность. Условия горного Крыма и наличие гарнизонов противника во всех населенных пунктах ограничивали возможность выбора и подготовки площадки для приема самолетов. Несмотря на эти трудности функционировали несколько аэродромных площадок для самолетов У-2, Р-5 и Ли-2.
В период с ноября 1943 г. по апрель 1944 г. частями ГВФ было совершено 334 вылета к партизанам, из них 144 вылета с посадкой. К партизанам было доставлено 306 т грузов, из них 134 т боеприпасов. В Крым было доставлено 399 человек, а вывезено 320 раненых партизан. Благодаря «воздушному мосту», организованному частями ГВФ, партизанами Крыма в 1944 г. были взорваны 3 ж.д. моста, 3 ж.д. станции, 80 воинских эшелонов, 23 склада с боеприпасами и горючим, уничтожены до 28 тыс. вражеских солдат и офицеров.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГВФ, ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В ОСВОБОЖДЕНИИ КРЫМА
Командиром 2-го АТП ГВФ был майор А.И. Семенков. В составе полка находились самолеты Ли-2 и С-47. С 12 ноября 1943 г., по приказу Ставки ВГК, группу самолетов 2-го АТП 1-й АТД ГВФ возглавил исполняющий должность командира полка Г.А. Таран. Его подразделение было передано в оперативное подчинение 4-й ВА для выполнения специальных заданий. [4, с. 224]. О важности снабжения партизан и войск, освобождавших Крым, говорит тот факт, что к решению этой задачи привлекли летчиков, служивших ранее в Московской авиагруппе особого назначения гражданского воздушного флота, которые летали в осажденный Севастополь и блокадный Ленинград [21, с. 160].
Для выполнения транспортных полетов на плацдарм на Керченском полуострове, а также снабжения партизан Крыма использовалась только часть полка – группа К.А. Бухарова. С 15 ноября по 30 декабря 1943 г. 6 самолетов Ли-2 участвовали в обеспечении десантов на Керченский полуостров. В этот период 20 самолетов оперативной группы 2-го АТП ГВФ произвели 1016 вылетов общим налетом 1298 часов. Экипажами перевезено 5519 человек, военнослужащих и летно-технического состава, 1378 раненых, 28 прочих пассажиров. Доставлено 189 т боеприпасов, 3,5 т листовок, 449,5 т военных грузов и имущества [9, с. 46].
Самолеты авиадивизии летали из Москвы в штабы Украинского фронта и Отдельной Приморской армии. Они совершили около 900 вылетов, доставили 52 т фельдпочты и других грузов, 475 фельдъегерей и офицеров связи [7, с. 313].
Виды боевых заданий, стоявшие перед личным составом 2-го АП ГВФ в период работы на крымском направлении, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Итоги боевой работы 2-го АП в Крымской операции
(12.11.1943 г. – 17.04.1944 г.)
Данные таблицы наглядно демонстрируют, что основным заданием для экипажей 2-го АП ГВФ являлось снабжение войск Отдельной Приморской армии и переброска грузов в Крым на Еникальский плацдарм. Кроме того, летный состав полка регулярно доставлял партизанам вооружение, боеприпасы и продовольствие. Из 242 вылетов в Крым, 74 полета произведены с ночными посадками у партизан на площадках ограниченных размеров в горной местности [3, с. 7]. Обратными рейсами вывозились тяжелораненые и гражданское население.
Днем 13 апреля 1944 г. Д.С. Езерский перевез техников и аэродромное имущество на только что освобожденный аэродром. Вслед за этим летчики Бросалин, Липка, Турченко, Циновой (инициалы не известны) перебазировали имущество истребительных полков из 3-го истребительного авиационного корпуса. На следующий день, 14 апреля, самолеты полка перевезли технический состав и аэродромное имущество 46-го ГНБАП на аэродром Сарабуз.
При эвакуации из партизанских отрядов тяжелораненых отличились пилоты самолетов Ли-2: А.А. Алиев, А.С. Даниленко, Д.С. Езерский и Г.А. Таран под командованием командира оперативной группы К.А. Бухарова, выделенной из 2-го АТП 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ [11, с. 162].
Приказом ВГК №136 от 24 мая 1944 г., за отличные действия в боях за освобождение Крыма и Севастополя 2-й АТП был удостоен почетного наименования «Севастопольский», восьми его воздушным бойцам присвоено звание Героя Советского Союза [19, л. 156].
Командиром 87-го ГвОАП ГВФ был подполковник Ш.Л. Чанкотадзе, с 10 апреля 1944 г. – подполковник А.П. Золотов. В период освобождения Крыма 87-й ГвОАП ГВФ находился в оперативном подчинении 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта. В составе полка находились три эскадрильи: транспортная, связи и санитарная на самолетах У-2 и С-2.
Приведем несколько примеров боевой работы полка в Крымской наступательной операции. Командир звена, летчик 87-го ГвОАП ГВФ Д.В. Гордиенко в январе 1944 г. в сложной метеорологической обстановке доставил на Перекоп в штаб 51-й армии, район деревни Комрат-Казеут начальника штаба 4-го Укр.Ф генерал-лейтенанта С.С. Бирюзова, а также перевозил многих офицеров высшего командного звена [2, с. 16]. Во время Крымской наступательной операции в полете с начальником штаба тыла 4-го Укр.Ф генерал-лейтенантом Н.П. Анисимовым на самолете У-2 выполнили 21 посадку в течение дня вблизи дорог и населенных пунктов для поиска и перенацеливания танковых колонн. В результате прибывшие в назначенное место тыловые эшелоны обеспечили выполнение боевой задачи в боях за Севастополь. За выполнение этого задания летчик был награжден орденом Александра Невского [14, л. 232].
Летчик 2-й эскадрильи, 87-го ГвОАП ГВФ гв. мл. лейтенант И.Ф. Бочаров во время Крымской наступательной операции был прикреплен к 1-й ГШАД 8-й ВА, где выполнял сложные задания по перевозке офицерского состава дивизии в свои части, производил посадки на неподготовленные площадки вблизи линии фронта, разыскивал поврежденные самолеты. За выполнение заданий командования 22.05.1944 г. награжден орденом Красной Звезды [16, л. 2].
Пилот 1-й эскадрильи гвардии сержант С.Г. Кожедубов 24 апреля 1944 г. за проявленное мужество и отвагу при доставке офицеров связи на передний край был награжден медалью «За отвагу». Им успешно выполнено 91 боевое задание, доставлен 41 офицер связи, 6620 кг почты и печати в сложных условиях без потерь личного состава и повреждений матчасти [17, л. 97].
Всего в течение 8 дней апреля 1944 г. было перевезено 2961 человек личного состава, 138 т грузов. Все части 8-й ВА за период наступления в Крыму дважды перебазировались на передовые аэродромы. Только за три дня было перевезено 881 человек и 44,3 т боеприпасов и имущества. Бывали случаи, когда быстро наступающие подвижные группы фронта отрывались от тыловых частей, что грозило перебоями и отсутствием боеприпасов и ГСМ.
Боевая работа авиачастей ГВФ в этот период происходила в сложной обстановке. Самолеты связи осуществляли посадку на территории еще не полностью освобожденной от врага, имея в тылу разрозненные группы противника. Так, в одном из вылетов во время Крымской операции летчик Стешин (инициалы не известны) был ранен выстрелом из танка противника, а его самолет сожжен.
Летчик 2-й эскадрильи гвардии младший лейтенант Метелкин (инициалы не известны) 10 мая 1944 г. при выполнении задания с представителем управления связи фронта майором Клименко осуществил посадки на передовой под огнем противника.
Транспортные самолеты 87-го ГвОАП ГВФ перевезли 508 т грузов и 7253 человека, что обеспечило высокие темпы авиационного наступления 8-й ВА и успешное перебазирование тыловых частей на новые аэродромы в Крыму. За отличное выполнение заданий во время Крымской наступательной операции 14 летчиков 87-го ГвОАП ГВФ были награждены орденами.
Основными самолетами, использовавшимися в 87-м ГвОАП, 9-м ОАП и 1-й ОАЭ ГВФ во время подготовки и проведения операции по освобождению Крыма были устаревшие самолеты бипланы, семейств У-2 и Р-5. Вооружения самолеты не несли, а летчики могли рассчитывать только на свое мастерство и выдержку, а также на маневренность и надежность самолета [4, с. 244].
В ноябре-декабре 1943 г. 9-й ОАП ГВФ оказывал помощь Керченско-Эльтигенскому десанту. Командовал 9-го ОАП ГВФ подполковник И.Я. Сегедин. Для снабжения войск на Еникальском плацдарме полк был передан в оперативное подчинение 4-й ВА. Полеты выполнялись на единственный на Керченском полуострове аэродром «Опасная», расположенный на побережье между поселками Опасная и Жуковка. В течение двух месяцев в Крым было выполнено 3109 вылетов: доставлено большое количество грузов и эвакуировано 1087 раненых [20, л. 28].
Во время напряженных боев на Керченском полуострове, в ноябре 1943 года из состава полка в 8-й ОАП ГВФ была откомандирована бомбардировочная эскадрилья в составе 20 У-2, что заметно уменьшило боевые возможности части. В период с января по апрель 1944 г. было выполнено 3950 вылетов: доставлено 78341 кг грузов, 2693 кг крови, 34515 кг продовольствия, 2034 бойцов и командиров и вывезено из Крыма 2515 раненых.
Большую помощь летчики 9-го ОАП ГВФ оказали партизанам Крыма. Особенно отличился командир звена Ли-2, летчик 1-й эскадрильи, старший лейтенант А.З. Быба. На этого летчика в ноябре 1943 г. командующий 4-й воздушной армии возложил задание по доставке разведгрупп на Керченский полуостров. Также, по заданию командования фронта, А.З. Быба возглавил ночной полет большой группы самолетов Ли-2. В этом вылете он обнаружил посадочную площадку в Крымских горах и первым произвел посадку, а затем благополучно привел всю группу самолетов на базу. Лично Быба за 3 полета к крымским партизанам доставил 17490 кг боеприпасов и вооружения, 13 руководящих работников партизанского движения и эвакуировал 13 раненых. В разное время за полеты в Крым летчик был награжден орденом Ленина и медалью «Партизану Отечественной войны» [13, л. 15].
Интересен опыт боевого взаимодействия летчиков ГВФ и крымских партизан северного и южного соединений во время немецкой карательной операции 29 декабря 1943 года. Экипаж У-2 из 4-й АЭ 9-го ОАП ГВФ в составе летчика ст. лейтенанта В.И. Царевского и механика лейтенанта Л.В. Тютериной доставил партизанам в район Симферополя груз и с рассветом замаскировал самолет в лесу под охраной часовых. В это время отряд пехоты противника при поддержке танков и авиации проводил прочес лесов и вплотную подошел к площадке с замаскированным самолетом. Центральный штаб партизан приказал не допустить противника к взлетной площадке. В течение всего дня экипаж самолета с оружием в руках участвовал в бою партизан против карателей. С наступлением темноты в 17-00 бой прекратился, но площадка периодически простреливалась противником. С 23-00 экипаж подготовил самолет к вылету и произвел взлет под огнем противника без включения навигационных и стартовых огней. Всего экипаж В.И. Царевского и Л.В. Тютериной произвели 43 вылета к крымским партизанам, из которых 11 с посадкой, за что был награжден орденам Ленина и Отечественной войны 2-й степени [15, л. 194].
Наряду с выполнением обычных боевых заданий по транспортировке и связи в феврале-марте 1944 г. 9-й ОАП ГВФ выполнял задание по оказанию помощи экипажам боевых самолетов, сбитых в воздушных боях над Керченским проливом. С целью оказания незамедлительной помощи приводнившимся экипажам организовали медицинские посты на воде в районе Жуковка, Глейки, косы Тузла, Юраков Кут. Из состава Азовской военной флотилии выделили глиссер, торпедный катер и два мотобота, оснащенные спасательными лодками, поясами, необходимым набором медикаментов. Для этого на аэродроме «Опасная» и посадочной площадке севернее высоты 175,0 в распоряжении заместителя командующего 4-й ВА генерал-майора С.В. Слюсарева находились в оперативном подчинении 2 самолета У-2. По его приказу со станции наведения дежурный У-2 вылетал к месту приводнения летчиков, спускающихся на парашютах, и сбрасывал резиновую лодку. Самолеты У-2 одновременно использовались и для наведения катеров на места приводнения.
Можно привести несколько примеров таких действий, выполненных летчиком И.И. Рудаковым и бортмехаником А.И. Барабашом. Так, 7 и 26 февраля 1944 г. сбросили плавсредство экипажу сбитого штурмовика Ил-2, а 21 февраля 1944 г. в условиях противодействия истребителей противника сбросил лодку летчику сбитого советского истребителя [1, с. 142].
В интересах Разведотдела Отдельной Приморской армии выполнено 12 вылетов, сброшено 57 человек и 1450 кг грузов. Для поддержки крымских партизан выполнен 21 вылет, из них 8 с посадкой, сброшено 7 человек и 240 кг грузов. Вывезено из партизанских отрядов 7 раненых.
О действиях полка можно судить по боевой работе пилота 3-й санитарной эскадрильи красноармейца В.П. Ластовина. Для оказания помощи десанту в период с 1 ноября 1943 г. по 1 февраля 1944 г. он выполнил 132 боевых вылета на Керченских полуостров. За это время перевез 5 т боеприпасов, 8,5 т продовольствия, 12 т медикаментов. С Керченского плацдарма эвакуировал 238 раненых командиров и рядовых. В марте 1944 г. В.П. Ластовин был награжден медалью «За отвагу» [18, л. 245].
Можно также оценить работу пилота 4-й эскадрильи связи старшины И.А. Горского. С декабря 1943 г. по май 1944 г. летчик выполнил 152 задания, для чего совершил 498 вылетов с налетом 351 час 50 минут. Их этого количества 71 вылет совершен на поддержку десанта на Керченском полуострове, также перевез 50 офицеров связи. Выполнял полеты по подбору аэродромных площадок для боевой авиации и эскадрилий связи 4-й ВА. В одном из вылетов с начальником аэродромного отдела 4-й ВА И.А. Горский дважды был атакован парой Ме-109, но сумел спасти и пассажира, и материальную часть. За выполнение этого задания летчик был награжден медалью «За отвагу» [18, л. 247].
Итоговые показатели боевой работы 9-й ОАП ГВФ за период подготовки Крымской наступательной операции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели боевой работы 9-й ОАП ГВФ за период
с 1 ноября 1943 г. по 7 апреля 1944 г.
По результатам боевой работы 9-го ОАП ГВФ командир полка И.Я. Сегедин 27 мая 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени [15 л. 224].
1-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) ГВФ под командованием капитана Н.И. Зацепы находилась в оперативном подчинении ВВС Черноморского флота. В ноябре 1943 г. летчики эскадрильи обеспечивали перебазирование частей ВВС ЧФ на аэродромы в районе Сиваша. В этот период в составе полка были 1 Ли-2, 4 ПР-5, 13 У-2.
С ноября 1943 г. по апрель 1944 г. 1-я ОАЭ ГВФ решала задачи по перевозке боеприпасов, снаряжения и иных грузов на передовые аэродромы в северной Таврии, занималась вывозом раненых из Мариуполя и Скадовска на Кавказ, выполняла полеты по связи и снабжала партизан в Крыму. В самый напряженный период наступления советских войск и Черноморского Флота 1-я ОАЭ ГВФ осуществила в Крым с Таманского полуострова доставку оружия, разведку и связь с передовыми частями и партизанами, совершив 1272 вылета, выполнив 419 боевых заданий [8, с. 703].
Командир самолета Ли-2 майор П.И. Малиновский в начале ноября 1943 г. перевез командира Скадовской авиагруппы В.И. Смирнова и штаб с Кавказа в северную Таврию [10, с. 140].
Из-за плохих метеоусловий и отсутствия ГСМ зимой 1943–1944 гг. боевая авиация бездействовала, но самолеты связи ежедневно делали вылеты из Скадовска в Мелитополь, Сокологорное и Чаплинку. В этих целях при пункте управления ВВС ЧФ было организовано звено под руководством старшего лейтенанта А.М. Романова. Пилотами звена связи служили: старший лейтенант Корсаков (инициалы не известны), лейтенант Н.У. Хасдан, мл. лейтенанты Каландаришвили, Кисельников (инициалы не известны). За организацию авиатранспортных перевозок ВВС ЧФ, 9 февраля 1944 г. командир полка, гвардии капитан Н.И. Зацепа был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
При освобождении Крыма, с 11 апреля 1944 г. полеты на обеспечение нужд ВВС ЧФ чаще выполнялись днем, так как в небе было превосходство советской авиации. Из Геленжика и Новороссийска, в Крым на аэродромы базирования боевой авиации Саки, Сарабуз, Цюрихталь, доставлялись боеприпасы, ГСМ, запчасти, продовольствие. В течение апреля-мая 1944 г. было перевезено 127 286 кг грузов, в том числе запчастей 52 955 кг, горючего 19 205 кг, медикаментов и консервированной крови, листовок, продовольствия и боеприпасов 25 740 кг.
В этот период старший лейтенант И.Х. Постниченко выполнил ряд ответственных заданий по доставке офицеров контрразведки в Херсонскую область с перелетами через Азовское море. А лейтенант В.А. Пьянков перевез 351 человека рядового и офицерского состава [10, с. 142].
Экипажи этой группы из 1-й ОАЭ ГВФ вели воздушную разведку войск противника и захваченной территории, плавсредств в Азовском и Черном морях, сбрасывали листовки, летали к партизанам, перевозили различные грузы и личный состав, эвакуировали раненых, мирных жителей и ценное имущество, наносили бомбовые удары по переднему краю и военным объектам в тылу противника. Каждая фронтовая часть ГВФ имела подразделение санитарной авиации. Кроме того, звено санитарных самолетов придавалось штабу армии. Летчики этих авиаподразделений выполняли свою работу с большим напряжением, производя до 25 вылетов в сутки и эвакуируя сотни раненых.
Приказами ВГК личному составу 1-й ОАЭ ГВФ за отличные боевые действия были объявлены благодарности при освобождении города и крепости Керчь, города и порта Феодосия и города Севастополь.
С 13 мая 1944 г. эскадрилья базировалась в Крыму, на аэродроме Куликово поле, на окраине Севастополя.
Итоговые показатели боевой работы авиационных частей ГВФ за период Крымской наступательной операции представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели боевой работы авиационных частей ГВФ за период
с 8 апреля по 12 мая 1944 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги действий ГВФ в период подготовки и проведения Крымской наступательной операции, можно сделать вывод, что авиация сыграла основную роль в снабжении крымских партизан боеприпасами и вооружением, обеспечивала доставку продовольствия и эвакуацию раненых. Экипажи гражданской авиации при выполнении заданий по транспортировке и связи обеспечили боевую работу авиации воздушных армий и ВВС Черноморского флота.
На сегодняшний день остается нерешенным вопрос точной численности указанных подразделений ГВФ. Данные, приводимые в литературе советского периода, являются неполными и содержат некоторые упущения и противоречия.
В воздушном снабжении крымских партизан принимали участие наиболее подготовленные кадры ГВФ, самоотверженно выполнявшие задания в сложных метеоусловиях с площадок в горных районах и в ночное время. Командование 17-й армии вермахта вынуждено было снять боевые части с фронта для участия в боях против партизанского движения в Крыму и обеспечения своего тыла и коммуникаций на Севастополь. Успешное выполнение боевых задач, поставленных руководством перед частями ГВФ способствовало успешному проведению боевых операций партизанскими соединениями в период наступления Красной армии в Крымской наступательной операции. Авиационная поддержка оказывала не только материальное, но и моральное содействие и способствовала укреплению боевого духа партизан в борьбе с врагом. Многие летчики и командиры были удостоены правительственных наград. Таким образом, авиация гражданского воздушного флота успешно справилась со стоявшими перед ней задачами по оказанию поддержки советских войск в ходе операции по освобождению Крыма в ходе Великой Отечественной войны.
Список литературы
- Бабийчук А. Н. Человек, небо, космос. М.: Воениздат, 1979. – 271 с.
- Бирюзов С. Наступление войск 4-го Украинского фронта в Крыму. – Военно-исторический журнал. 1959. № 5. С.12–28.
- Государственный архив Республики Крым. Ф. П-849. Фонд партийного архива Крымского областного комитета Компартий Украины, г. Симферополь Крымской АССР. Оп. 2. Д. 290.
- Грылев А. Н. Днепр – Карпаты – Крым – Москва: Наука, 1970. – 356 с.
- Исаев А.В., Хазанов Д.Б., Романько О.В. Битва за Крым 1941-1944 гг. М.: Эксмо, 2017. – 896 с.
- История гражданской авиации. Научно-популярный очерк. Под общ. ред. Б. П. Бугаева. М.: Издательство «Воздушный транспорт», 1983. – 376 с.
- История Российской фельдъегерской связи: Исторический очерк. Под рук. Г.А. Корниенко. М.: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, 2006. – 469 с.
- Левшов П. В. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. П. В. Левшов, Д. Е. Болтенков. СПб.: Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. – 768 с.
- Отчет о боевой работе 10-й ГвАТД ГВФ на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) [Электронный ресурс].
- Пьянков В. А. Мой пятый океан: дневник гражданского летчика. Сумы: Козацький вал, 2002. – 169 с.
- Ткаченко С. Н. Действия советской авиации в интересах партизанских формирований (1942 – 1944 гг.) в документах Государственного архива Республики Крым. – Вестник архивиста. 2016. №1. С.158-166.
- Филиппов В. В. Авиационные группы и полки гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб., 2020. – 400 с.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 033. Оп. 0686043. Д. 0098.
- ЦАМО РФ. Ф. 033. Оп. 0686044. Д. 3685.
- ЦАМО РФ. Ф. 033. Оп. 0686044. Д. 4684.
- ЦАМО РФ. Ф. 033. Оп. 0690155. Д. 2290.
- ЦАМО РФ. Ф. 033. Оп. 0690306. Д. 0197.
- ЦАМО РФ. Ф. 033. Оп. 0717037. Д. 0056.
- ЦАМО РФ. Ф. 244. Оп. 03000. Д. 010.
- ЦАМО РФ. Ф. 319. Оп. 04798. Д. 0143.
- Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. Литературная запись Г.А. Сомова. М.: Воениздат, 1989. – 560 с.
Информация об авторе
Скоробогатов Сергей Борисович, аспирант исторического факультета, кафедры истории России, Таврической академии (СП) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Скоробогатов Сергей Борисович, e-mail: serjcrimea@gmail.com.
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Original Paper
Liberation of Crimea:
tasks and results of the combat work of the civil air fleet
(1943–1944)
Sergey B. Skorobogatov 1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8129-9838, e-mail: serjcrimea@gmail.com
Abstract:
The examples of combat work of the civil air fleet flight personnel are considered. Disclosed and systematized various types of combat work of civilian pilots during the preparation and implementation of the liberation of the Crimea in the period from October 30, 1943 to May 12, 1944 (World War II, Great Patriotic war). The types of combat missions are described and the events of the period of the Crimean offensive operation are described. The composition and structure of the civil air fleet that took part in the battles over the Crimea is presented. Examples of the heroism of the personnel and the contribution to the achievement of a common goal are described. In the course of the research, non-periodical publications, memoirs, as well as archival sources of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation were used. As a result of the study, the participants and circumstances of the hostilities in which the pilots of the civil air fleet took part during the preparation and conduct of the Crimean liberation operation from April 8 to May 12, 1944 were established. It was established that the actions of the civil air fleet flight personnel contributed to the successful actions of the fronts and air armies during the liberation of Crimea.
Keywords:
civilian pilot, air force, air army, Crimea liberation, World War II, Great Patriotic war, Crimean partisans
References
- Babiychuk A. N., 1979, Chelovek. nebo. kosmos [Man, sky, space]. Moscow: Voyenizdat, 1979. – 271 s. (In Russ.)
- Biryuzov S., 1959, Nastupleniye voysk 4-go Ukrainskogo fronta v Krymu [The offensive of the troops of the 4th Ukrainian front in the Crimea]. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1959. №5. S.12–28. (In Russ.)
- Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Krym (GARK). F. P-849. Fond partiynogo arkhiva Krymskogo oblastnogo komiteta Kompartiy Ukrainy. g. Simferopol Krymskoy ASSR [State Archives of the Republic of Crimea (GARK). Fund P-849. Fund of the party archive of the Crimean Regional Committee of the Communist Parties of Ukraine, Simferopol, Crimean ASSR]. Op. 2. D. 290. (In Russ.)
- Grylev A. N. Dnepr – Karpaty – Krym – Moskva [Dnieper - Carpathians - Crimea - Moscow]. Nauka. 1970. – 356 s. (In Russ.)
- Isayev A. V., 2017, Bitva za Krym 1941-1944 gg. [Battle of Crimea 1941-1944]. A.V. Isayev, D.B. Khazanov, O.V. Romanko. Moscow: Eksmo 2017. – 896 s. (In Russ.)
- Istoriya grazhdanskoy aviatsii. Nauchno-populyarnyy ocherk [History of Civil Aviation. Popular science essay]. Pod obshch. red. B. P. Bugayeva. Moscow: Izdatelstvo «Vozdushnyy transport». 1983. – 376 s. (In Russ.)
- Istoriya Rossiyskoy feldyegerskoy svyazi: Istoricheskiy ocherk [History of the Russian courier connection: Historical sketch]. Pod ruk. G.A. Korniyenko. Moscow: Gosudarstvennaya feldyegerskaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii. 2006. – 469 s. (In Russ.)
- Levshov P. V., 2012, Vek v stroyu VMF: Aviatsiya Voyenno-Morskogo Flota Rossii (1910-2010). Spravochnik [Century in the ranks of the Navy: Aviation of the Russian Navy (1910-2010). Reference]. – SPb.: Spetsialnyy vypusk almanakha «Tayfun». 2012. – 768 s. (In Russ.)
- Otchet o boyevoy rabote 10-y GvATD GVF na sayte Federalnogo agentstva vozdushnogo transporta (Rosaviatsiya) [A report on the combat work of the 10th GvATD GVF on the website of the Federal Air Transport Agency (Rosaviatsia)] [Elektronnyy resurs]. (In Russ.)
- Piankov V. A., 2002, Moy pyatyy okean: dnevnik grazhdanskogo letchika [My fifth ocean: the diary of a civilian pilot]. – Sumy: Kozatskiy val. 2002. – 169 s. (In Russ.)
- Tkachenko S. N., 2016, Deystviya sovetskoy aviatsii v interesakh partizanskikh formirovaniy (1942 – 1944 gg.) v dokumentakh Gosudarstvennogo arkhiva Respubliki Krym [Actions of Soviet aviation in the interests of partisan formations (1942 - 1944) in the documents of the State Archives of the Republic of Crimea]. – Vestnik arkhivista. 2016. №1. S.158-166. (In Russ.)
- Filippov V. V., 2020, Aviatsionnyye gruppy i polki Grazhdanskogo vozdushnogo flota v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [Aviation groups and regiments of the civil air fleet during the Great Patriotic War of 1941-1945]. SPb., 2020. – 400 s. (In Russ.)
- Tsentral'nyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii (TsAMO RF) [Central archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation (TsAMO RF)]. F. 033. Op. 0686043. D. 0098. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 033. Op. 0686044. D. 3685. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 033. Op. 0686044. D. 4684. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 033. Op. 0690155. D. 2290. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 033. Op. 0690306. D. 0197. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 033. Op. 0717037. D. 0056. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 244. Op. 03000. D. 010. (In Russ.)
- TsAMO RF. F. 319. Op. 04798. D. 0143. (In Russ.)
- Shtemenko S. M., 1989, Generalnyy shtab v gody voyny [General Staff during the War]. Literaturnaya zapis G.A. Somova. Moscow: Voyenizdat, 1989. – 560 s. (In Russ.)
Information about the author
Sergey B. Skorobogatov, graduate student history faculty, сhair of Russian History Tavrida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
Corresponding author
Sergey B. Skorobogatov, e-mail: serjcrimea@gmail.com
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense