Гришин Я. Я.,                                           

доктор исторических наук, профессор;

Галиуллин М. З.,                       

кандидат исторических наук, доцент 

Grishin Y. Y., 

Doctor of Historical Sciences, Professor;

Galiullin M. Z.

Candidate of Historical Sciences,

                                        Associate Professor


Россия - Индия: военно-техническое сотрудничество - весомый компонент стратегического партнерства

Russia-India: military-technical cooperation is a significant component of the strategic partnership

Аннотация. В статье рассматривается военно-технические сотрудничество России и Индии. Данная сфера является локомотивом в торгово-экономических отношениях двух государств, которая берет начало еще с советских времен. Совместное  производство военной техники  и модернизация вооруженных сил Индии наиболее перспективное направление военно-технического сотрудничества двух стран. Индия  является стратегическим партнером Российской Федерации, с которой подписаны долгосрочные контракты  сотрудничества в области вооружений.

Ключевые слова: Россия, Индия, военно-техническое сотрудничество, вооружение, техника,  вооруженные силы, лицензированное производство, оборона. 

 

Summury. This article deals with the military-technical cooperation between Russia and India. This sphere is a powerhouse in the trade and economic relations between the two States, which originates from the Soviet era. Joint production of military equipment and modernization of the armed forces of India the most promising area of military-technical cooperation between the two countries. India is a strategic partner of the Russian Federation, with which signed long-term contracts in the field of armaments cooperation.

Keywords: Russia, India, military-technical cooperation, armaments and equipment, military, licensed production, defense.

В условиях обострения современной международной обстановки многие государства задумываются  о своей собственной безопасности. В первую очередь, посредством  укрепления обороноспособности, развивая как отечественное  производство вооружения, так и закупая необходимое за рубежом. Особенно это касается авиации и военно-морского флота.  То есть военно-техническое сотрудничество между странами приобретает  большое значение. Ярким примером такого взаимодействия являются Россия и Индия. 

 

Следует отметить, что оно началось  уже с середины 50-х гг. ХХ века. Именно тогда Советский Союз  стал поставлять Индии своё оружие. Его поставки увеличиваются  в ходе индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 годов, где оно хорошо себя зарекомендовало. С этого времени Советский Союз, и далее Российская Федерация стали главными поставщиками вооружения и военной техники в Индию. Кроме того, они внесли решающий вклад в становление и развитие  её национальной оборонной промышленности. 

 

Начиная с советских времен по настоящее время, мы являемся основными экспортерами вооружения  и военной техники в Индию. Её сухопутные силы, ВВС, ВМС оснащены советскими и российскими вооружениями и военной техникой, плюс произведенными в стране по советским и российским лицензиям, соответственно на 40%, на 80% и 75% [13]. В целом вооруженные силы Индии сегодня почти на 70% обеспечены вооружением нашего производства [18]. 

 

В стоимостном выражении военный экспорт Российской Федерации в Индии в 2006 - 2013 годах составил почти 20 млрд. долларов. В 2015 году мы продали ей вооружение  и военную технику на 4,7 млрд. долларов.  Портфель заказов за 2006-2013 года составил 23,5 млрд. долларов.  В настоящее время данная цифра оценивается в 35 млрд. долларов [6]. Имеющаяся программа военно-технического сотрудничества двух стран  предусматривает реализацию около 200 совместных проектов [14].

 

Большое значение в развитии военно-технического сотрудничества двух стран имело  создание в 2000 году межправительственной комиссии, возглавляемой министрами обороны России и Индии. Её 14-тое заседание состоялось в начале 2015 года.  

 

Министры обороны обеих стран ежегодно проводят встречи, поочередно в России и  Индии, на которых обсуждается и оценивается состояние реализации текущих проектов, а также другие вопросы военно-технического сотрудничества.

 

Военно-техническое  сотрудничество наших стран базируется на системной и долгосрочной основе. Одна из программ, которая претворялась  в 2001-2010 годах  и охватывала поставку как вооружения и военной техники  для всех  родов войск Индии, так  и передачу  лицензий,  и оказание  содействия  в производстве  на индийских предприятиях отдельных видов  военной продукции и модернизации, ранее поставленной  нашей военной техники. Отметим, что  данная программа на общую сумму около 18 млрд. долларов практически по всем позициям была выполнена [1]. 

 

В настоящее время действует программа, рассчитанная до 2020 года, которая подписывалась в 2009 году. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы в двухстороннем военно-техническом сотрудничестве появляются новые моменты:  во-первых, передача лицензий на производство в Индии российских вооружений и военной техники; во-вторых, проведение совместных и заказных НИОКР; в третьих, создание  совместных предприятий для разработки, производства, модернизации и ремонта продукции военного назначения; в-четверных, создание условий для сервисного обслуживания в Индии поставленных вооружения и техники. В настоящий момент функционируют совместные компании по обслуживанию авиационной и военно-морской техники. В пятых, совместное производство образцов техники и оружия для продажи  на рынках третьих стран, в шестых, совместное разделение технических и финансовых рисков.

 

В связи с расширением передачи технологий, в 2005 году  подписывается соглашение о взаимной охране прав на интеллектуальную собственность. 

 

Наиболее значимым стало сотрудничество в сфере авиации. Еще в 1995 году между двумя государствами заключается договор с фирмами МИГ - МАПО о поставке 10 модернизированных  истребителей МИГ-29, которые стали основой индийских ПВО. Соглашение предусматривало дополнительную продажу 20 истребителей. На показательных выступлениях перед публикой, наши самолеты оказались вне конкуренции, превосходя иностранные истребители, находящихся на вооружении ВВС Индии. 

 

В следующем году  появляется новый контракт о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей СУ-30МКИ [13]. Стоимость контракта составила 1,8 млрд. долларов. Предполагалось, что после его  полного выполнения, лицензированное производство этих самолетов будет производиться на предприятиях «Хал» («Хиндустан аэронотикс лимитед»).

 

Возникает вопрос, почему Индия выбрала наши истребители? Ответ довольно прост. Он превосходит основного своего соперника французский «Мираж – 2000-5» по основным характеристикам. Кроме того, по мнению специалистов СУ-30, экипаж которого состоит из двух человек, способен более эффективно реализовывать потенциальные возможности своего предшественника СУ-27. 

 

Немаловажное значение имело и то, что  у ОКБ «Сухого» и головного производственного объединения – КНААПО было хорошо налажено сервисное  обслуживание, причем  гарантия распространялась на срок до 36 месяцев. Здесь уделялось внимание обучению инженерно-технического персонала, комплексно поставлялись  запасные части и инструменты. Во время сборки, облёта и  гарантийного обслуживания, объединение предоставляло заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов. Если было желание заказчика, то могли создаваться постоянно действующие тех центры по обслуживанию и модернизации самолетов. Тем более что на основе базовой модели СУ-27 ОКБ «Сухого» создается большое число его модификаций. 

 

В последние годы сотрудничество продолжается. Так по контракту 2010 года  в Индию будет поставлено 29 истребителей МИГ-29К, РСК «МИГ». За 2011-12 года ВВС Индии получили 11 самолетов [12].

 

На новую ступень поднимаются лицензионное производство, которое началось ещё со второй половины 70-х годов ХХ века на авиасборочном предприятии города Насик. Инициатором этого стала индийская корпорация «Хал». Далее данная корпорация объединяет свои усилия  с российским МАПО-МИГ, создав совместное предприятие по сборке истребителей МИГ -27.  На предприятиях «Хал» в г. Каранут взялись за выпуск лицензированного двигателя для истребителя бомбардировщика МИГ-29М.

 

В декабре 2000 года в Иркутске был подписан крупнейший контракт за всю историю двустороннего военно-технического сотрудничества. В соответствии с ним корпорация «Хал» в течение 17 лет должна была произвести 140 истребителей СУ-30МКИ по российской лицензии. Сумма контракта оценивалась более 3 млрд. долларов [11].

 

Через 12 лет Индию посетил Президент России Владимир Путин. В рамках контракта, подписанного ранее, он дополнялся поставками технологических комплексов для лицензированной сборке 42 многоцелевых  истребителей СУ-30МКИ, стоимость контракта составила 2,2 млрд. долларов [15].

 

За два месяца до этих событий комитет правительства Индии  по безопасности одобрил выделение 60 млрд. рупий (1,1 млрд. долларов) на закупку 200 крылатых ракет «Брамос» в воздушной версии для оснащения СУ-30МКИ. 

 

Вместе с лицензионным производством осуществляется и модернизация поставляемых самолетов. Одним из крупнейших контрактов в этом плане, подписанного между Индией и российскими авиастроителями, явилось соглашение о модернизации 125 самолетов МИГ-21 бис, которые ранее поступили на вооружение индийских ВВС, что позволяет продлить срок их эксплуатации минимум на 15 лет. В конкурсе на проведении этих работ участвовало Нижегородское объединение «Сокол» и израильская корпорация «ИАИ».

 

В острейшей конкуренции победителем оказалось российское предприятие, которое  стало доводить  ранее произведенные в Индии истребители  до уровня МИГ-21-93 «Копьё», впервые представленного в декабре 1993 года на первом индийском авиасалоне. На самолеты планировалось  поставить новые многоцелевые радиолокационные комплексы, аналог используемого  на МиГ-29, новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух», противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные Х-25МР, а также более совершенную авионику. В данном проекте приняли участие и некоторые индийские компании, в частности, «Бхарат электроникс», взявшая на себя обязательства поставок  систем радиоэлектронной борьбы и связи. 

 

Кроме модернизации МиГ-21 бис идет модернизация  истребителей МиГ-29 по программе МиГ-29 UPG. Этим занимается наша самолетостроительная корпорация «МиГ». В 2012 году модернизируются первые 6 истребители [16].

 

Данная компания, так же как и ОКБ «Сухого» стала заниматься и сервисным обслуживанием. Она заключила с компанией «Basant Aerospace Privet Limited» (Индия) два контракта, первый касался создания в Индии сервисного центра для восстановительного ремонта бортовой радиолокационной станции «Жук-МЭ» производства ОАО «Фазотрон» -НИИР». Его стоимость 43 млн. долларов. Второй, стоимостью 12 млн. долларов предусматривает создание в Индии сервисного центра для ремонта оборудования модернизированных самолетов типа МиГ-29 UPG [16].

 

Как считают специалисты, российские истребители МиГ-29М (перехватчик ПВО) и СУ-30МКИ (ударный самолет) в ближайшие 20-25 лет будут ядром ВВС Индии. Кстати последний предусматривается также модернизировать.

 

Послепродажное обслуживание и сопровождение эксплуатации поставленных индийской стороне российских самолетов (ремонт, поставка запчастей) осуществлял ОАО «Таганрогский авиационный научно-исследовательский комплекс им. Г.М. Бериева» Речь идет о ТУ М2М под обозначением ТУ-142 МЭ для ВМС, построенных в 1987-1988 годах в Таганроге.

 

Важнейшим направлением двустороннего сотрудничества сегодня является совместная разработка  на базе российского истребителя Т-50 перспективного многофункционального истребителя пятого поколения (FGFA) , который пополнит индийские ВВС. 

 

Данный истребитель должен обладать  малозаметностью, крейсерской сверхзвуковой скоростью, высокой маневренностью, расширенной системой оповещения об обстановке, внутренним размещением авиационных средств поражения и централизованной системой оповещения и радиоэлектронной борьбы.  

 

ВВС Индии традиционно предпочитают самолеты, управляемые двумя летчиками, поэтому в будущем  истребитель пятого поколения будет представлен в двух вариантах: одноместный и двухместный (помимо пилота в кабину добавят оператора вооружения) [5]. Вооружение истребителя будет представлять собой компромиссный вариант: индийские ракеты «Astra» и российско-индийские крылатые ракеты «Брамос».

 

FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА с учетом, предъявляемых индийской стороной технических требований. В соответствии  с программой предусматривается  «интеграция передового двигателя с увеличенной тягой». Как сообщил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) А.Г. Пунчук, «предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны». 

 

По сообщению компетентных органов ПАО «Компания «Сухой» и индийская компания «Хал» уже согласовали все технические моменты. Кроме того (по неофициальным данным) обе стороны договорились снизить цены на совместную разработку FGFA до 4 млрд. долларов.  С каждой стороны [4]. Достигнут также прогресс в заключение  контракта на разработку данного самолета.

 

Особое значение имеет проект создания среднего многоцелевого транспортного самолета (МТА), который должен поступить на вооружение ВВС двух стран. В мае 2012 года подписывается генеральный  контракт на его проектирование. Свои подписи под ним поставили представители компании «ОАК-Транспортные самолеты», индийской корпорации «Хал»  и российско-индийского совместного предприятия Miltirole Transport Aircraft  Ltd. В октябре 2012 году появляется контракт на первый этап разработки. 

 

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревшего АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и ОКБ им. Мясищева [8]. 

 

Вообще основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины советско-российского производства. Это стоящие на вооружении военно-транспортные самолеты АН-32 и Ил-76. 

 

Большое значение имеет сотрудничество в поставках российских вертолетов. В индийском парке насчитывается десятки транспортно-десантных машин Ми-17, Ми-8, Ми-26, а так же боевых вертолетов  Ми-25 и Ми-35. Проявляется интерес и к модифицированным образцам многоцелевого вертолета Ми-17. 

 

В 2008 году «Рособоронэкспорт» подписывает крупный контракт стоимостью 1,34 млрд. долларов  на поставку в Индию военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, как для нужд МВД, так и в основном для ВВС. В 2014 году  он полностью выполняется. 80 российских вертолетов появились в индийском небе [10].

 

В 2012 году для ВМС Индии была завершена поставка шести вертолетов Ка-31, которые будут базироваться на авианосце «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). 

 

В декабре 2015 года в ходе официального визита в Москву Н. Моди - премьер-министра Индии, подписывается новое соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения. В соответствии с ним в Индии будет организовано  производство не менее 200 вертолетов Ка-226Т и его модификаций. Предполагается продажа вертолетов на рынках третьих стран [7].

 

Российские вертолетостроители изготавливают и поставляют  комплексные тренажеры Ми-17В-5. Два из них изготовлены компанией «Р.Е.Т. Кронштадт».

 

Давние традиции имеет сотрудничество двух стран и в области военно-морских вооружений. Так еще в 60-70 е годы ХХ века Индия  получила из Советского Союза значительное число современных для своего времени кораблей и катеров, в том числе и 5 противолодочных  кораблей проекта 61МЭ. В Индию так же были проданы и построены по лицензии   3 малых ракетных корвета типа «Нанучка», 10 - типа «Петя 2», 8 –типа «Тарантул 1».

 

Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается,  и их общее число предполагается довести до 35 [8].

 

Новые разработки российских учёных, конструкторов применяются при создании эскадренных миноносцев УРО «Дели» (3 строятся на верфях «Мэзэгаон док», г. Бомбей, еще три предполагалось построить), фрегатов  УРО «Годавари» (на основе английских кораблей «Линдер», но оснащенных российским оружием), строятся на предприятиях «Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг», г. Калькутта, общий заказ – 7 кораблей  и более мелких кораблей  и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам). На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера «Оса 1/11» (10 единиц). 

 

Большое значение  при этом придается оснащению строящихся судов отечественными системами высокотехнологического вооружения. Речь идет о ПРК «Москит» ЗРК «Волна», «Оса» и т.д.

 

В последние годы военно-морская техника двух стран была «преобладающей».

 

В 2012-13 годах Индии были переданы три фрегата проекта 11356 («Тэг», Таркаш», «Триканд»), построенные на Прибалтийской судоверфи завода «Янтарь» (Калининград). 

 

Важным событием в сфере ВТС России и Индии в 2013 году стала передача ВМС Индии авианосца «Викрамадитья». Церемония состоялась 16 ноября на ОАО «ПО «Севмаш».

 

В настоящее время Россия оказывает содействие в проектировании и оснащении российскими системами и оборудованием строящихся  в Индии кораблей  национальной разработки, среди которых эсминцы проектов 15А и 15В, фрегаты проекта 17 и авианосец проекта 71 [1].

 

Пристальное внимание ВМС Индии уделяют и подводному флоту. Еще в советские времена индийские подлодки строились по нашим проектам («Фокстрот» и «Варшавянка»).

 

В январе 2013 года в аренду была сдана дизель-электрическая  подлодка «Синдуракшак», модернизированная  в центре судоремонта «Звездочка». 

 

Помимо дизель-электрических подлодок, Индия уделяет особое внимание и атомным субмаринам. В 1988 году ей была сдана в аренду ракетная подводная лодка «Скат» (проект 670), оснащенная ПКР «Аметист» с ядерными установками [3].

 

В январе 2012 года в лизинг индийской стороне была передана атомная подлодка К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б» (контракт рассчитан на 10 лет и составил 920 млн. долларов). 

 

Как и в авиации, для ВМС Индии по контракту с «Рособоронэкспортом» при содействии российских специалистов создается наземный испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) на базе Ханса (штат Гоа). 

 

Не отстают от ВВС и ВМС сухопутные силы Индии, которые проявляют интерес к нашей военной технике. Так к началу 90-х годов ХХ века было поставлено или произведено по лицензии более 2 тысяч танков Т-55 и Т-72М. В 1998 году индийские военные проявили интерес к российскому танку Т-90 «чёрный орёл» с современным электронным оборудованием. В 2001 и 2007 годах две стороны подписали контракты на поставку 657 таких танков. В 2012 году индийским вооруженным силам было поставлено 124 танка  Т-90С и 223 танков в машинокомплектах для сборки на территории Индии.

 

В сентябре 2013 года индийское Минобороны одобрило программу закупки еще 236 единиц танков Т-90 на сумму 948 млн. долларов, для производства на индийских заводах Heavy Vehicle Factory (HVF)/  в городе Авади в рамках лицензионного соглашения. Теперь количество танков было увеличено до 536 единиц [9].

 

Кроме того, «Рособоронэкспорт» заключил контракт с минобороны Индии на поставку выстрелов «Манго». Всего по контракту будет поставлено 66 тысяч выстрелов. Индия решила по данной программе сформировать совместное предприятие с российскими производителями Научно исследовательского машиностроительного института [1].

 

В индийской армии с советских времен находятся на вооружении противотанковые ракетные комплексы «Малютка» и «Фагот». Проводится их модернизация для продления срока службы и сопряжения с западными образцами. С 1989 года на заводе «Бхарат дайнэмикс» начато лицензированное производство наших ПТРК «Конкурс».

 

Осенью 2012 года страны подписали два новых контракта. Первый касался поставок индийской армии ПТУРОВ «Инвар» (10 тыс.) и «Конкурс» (10 тыс.). Следующий контракт, предполагал поставку 15 тысяч ПТУР «Инвар» на совместном индийско-российском предприятии на мощностях компании «Бхарат дайнемикс лтд.» в Индии [1].

 

Летом 2012 года в Нью Дели «Рособоронэкспорт» совместно с ОАО «НПО Сплав» и управлением артиллерийских заводов Департамента оборонного производства Министерства обороны Индии подписали меморандум о сотрудничестве, который предусматривает организацию на территории Индии производства и послепродажного обслуживания  реактивных снарядов  к реактивной системе залпового огня «Смерч». В соответствии с достигнутыми соглашениями технология будет передана совместному предприятию стран. До этого на вооружении сухопутных войск Индии находились системы ракетного залпового огня БМ-21 «Град» и 240 мм. БМ-24 «Ураган». 

 

Индия проявляет интерес и к ЗРК С-400. Шли переговоры о поставках её 5 дивизионов, закончившиеся соглашением. Сумма контракта из компетентных источников составила 10,6 млрд. долларов [17].

 

По нашим лицензиям в Индии было налажено и производство артиллерийских орудий, в частности 125-мм танковых и 130-мм самоходных пушек с увеличенной дальностью стрельбы. Большой интерес у индийских специалистов вызвали и самоходные гаубицы «Мста-С» на базе российских танков Т-72, лицензированное производство  которых давно налажено в стране.

 

Важнейшее значение в российско-индийском военном сотрудничестве имеют совместные учения, которые с 2005 года  проводятся на регулярной основе. В прошлом году Россия и Индия провели совместные маневры «Индра-2015». В течение двух недель на полигоне Махаджан (штат Раджастан) по 250 военных с каждой стороны отрабатывали действия «антитеррористических операций в пустынной местности согласно мандату ООН.

 

Следующие учения, уже военно-морские, намечены  провести у побережья юго-восточного штата Андха-Прадеш.

 

Как очевидно в области обороны у двух стран имеются широкие связи, тесное сотрудничество. Наша страна имеет возможность предложить самый широкий спектр современного вооружения, вплоть до беспилотных летательных аппаратов и многофункциональных роботизированных комплексов. Это стало возможным благодаря масштабной программе инвестиций в российский ОПК [13].

 

Военно-техническое сотрудничество с Индией благоприятным образом воздействует на промышленную структуру экономики России вследствие долгосрочных программ и стабильно-значительных объемов закупок.

 

Говоря о поставках российских вооружений Индии, следует иметь в виду, что их доля в ближайшей перспективе может снизиться. Это связано, во-первых, с политикой диверсификации Дели, во-вторых, с ускоренным развитием собственной оборонной промышленности, в-третьих, с жесткой конкуренцией с другими мировыми производителями оружия.  

 

В связи с этим напрашивается простой вывод, на индийский рынок необходимо выходить с уникальными решениями и технологиями оперативного и субстратегического уровня (в сегменте противоракетной обороны, системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), атомных подводных лодок (АПЛ), ракетных технологий) и увязывание возможности таких поставок с закупками обычных вооружений [13].

 

Важно также расширение потенциала кооперации в тех отраслях, где промышленность Индии добивалась значительных успехов (электронная компонентная база для авиационной и космической техники). Связи в этой  сфере помогут снизить влияние западных санкций. Одним из перспективных направлений могут стать совместные работы над промышленным оборудованием для ВПК.

 

Напрашивается решение о введении жесткого контроля над качеством поставляемой Россией в Индию военной продукции, постпродажным обслуживанием (задержка поставок запчастей).  Жизнь требует налаживания сервиса, и обслуживания российских технических средств до конца срока службы как это делают иностранные конкуренты, ликвидации существующих посреднических звеньев, мешающих  оперативному решению возникающих проблем. Все это, несомненно, позволит избавиться  от справедливых нареканий индийской стороны, повысить авторитет отечественных производителей в глазах индийских заказчиков. 

 

Очевидно, нужен иной подход к информационной работе в области военного сотрудничества, в первую очередь это касается нейтрализации негативной пропаганды, проводимой конкурентами российских компаний, сотрудничества с профессиональными военно-техническими журналами, выходящими в Индии, которые формируют мнение национальной военной элиты и лиц, принимающих решение по ВТС [13].

 

Несмотря на существующие проблемы, имеют место взаимодополняемость национальных хозяйств двух стран, создающие хорошие предпосылки для дальнейшего военно-технического сотрудничества, сохранения рабочих мест, повышения темпов технологического развития двух стран.

 

О важности рассматриваемой нами проблемы свидетельствует встреча Владимра Путина с Нарендра Моди 15 октября 2016 года. В её ходе  стороны подтвердили намерения продолжить военно-техническое сотрудничество, подчеркнули необходимость   расширения направлений подготовки, совместных учений и институализированного взаимодействия  между вооруженными силами двух стран [2].

 

Россия и Индия подтвердили намерение продолжать военно-техническое сотрудничество, говорится в заявлении.

 

Россия и Индия "с удовлетворением отметили достижения в области совместного проектирования, разработки и производства высокотехнологичной продукции военного назначения и в связи с этим положительно оценили создание совместного предприятия по производству вертолетов Ка-226Т в Индии.

 

Лидеры приветствовали планы по проведению российско-индийской военно-промышленной конференции в конце 2016 г., а также по созданию двустороннего комитета по науке и технологиям.

 

На данный момент, как уже было показано, налажен выпуск истребителей Су-30МКИ, танков Т-90, противокорабельных ракет и т.д. [2].

 

Россия и Индия заключили ряд соглашений в военно-технической сфере. В их числе - о поставках зенитных ракетных систем С-400 "Триумф", о производстве в интересах ВМС Индии фрегатов проекта 11356, а также о создании индийско-российской компании по производству вертолетов Ка-226Т.

 

Принимая во внимание роль военно-технического сотрудничества в особо привилегированном стратегическом партнерстве между двумя странами, стороны вновь подтвердили свою неуклонную приверженность продолжению сотрудничества в данной сфере. В этой связи они высоко оценили деятельность Российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству [2]. 

Список литературы и источников

  1. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией URL: https://ria.ru/spravka/20150121/1043594540.html
  2. Встреча Путина и Моди: о чем договорились президенты РФ и Индии http://tass.ru/politika/3707380URL: http://tass.ru/politika/3707380
  3. Индия берет у РФ в аренду новейшую атомную подводную лодку URL: https://topwar.ru/78647-indiya-beret-u-rf-v-arendu-noveyshuyu-atomnuyu-podvodnuyu-lodku.html
  4. Индия и РФ снизят цену на разработку истребителя пятого поколения URL:http://ria.ru/defense_safety/20160125/1364736963.html#ixzz3zC9LJieK
  5. Индия купит полторы сотни ПАК ФА. URL: http://politikus.ru/industry/61901-indiya-kupit-poltory-sotni-pakfa.html
  6. Индия отдает предпочтение российским истребителям. РИА Новости. URL: http://ria.ru/analytics/20151027/1308897898.html
  7. Ка-226Т, произведенные Индией и РФ, могут поставляться в третьи страны. URL: http://ria.ru/defense_safety/20160129/1366923670.html
  8. Мазин А.В. Итоги и перспективы российско-индийского военно-технического сотрудничества URL: http://www.xserver.ru/user/iipsr/
  9. Минобороны Индии одобрило покупку дополнительных танков T-90 URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2013/0916/100720289/detail.shtml
  10. Неделько С.Ю.  На службе вооруженных сил Индии//Вертолет-2001.- №4.- С.34-37. 
  11. Неделько С.Ю. Основные тенденции в развитии российско-индийских отношений в 90-е гг. ХХ в. – Нач. ХХI в. Автореферат диссертации.- Казань, 2004.- С.20. 
  12. Поставка истребителей МиГ-29К/КУБ Индии будет завершена в 2016 г. URL: http://bmpd.livejournal.com/1217949.html
  13. Российско-индийские отношения: к новой повестке в сфере военно-технического сотрудничества// Рабочая тетрадь //100 тезисов о Российско-Индийских отношениях,  №29 – 2016 -  С. 28-33.
  14. Россия и Индия обсудят совместные высокотехнологичные авиапроекты. РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20150218/1048277600.html#ixzz3zkynvxEG
  15. Россия и Индия подписали соглашения о поставке военных вертолетов и технологических комплексов для сборки истребителей. URL: http://tass.ru/politika/654604
  16. Россия предлагает модернизацию индийских МиГ-29 URL: http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/vzlet_2007_01_02/p27.php
  17. Совет по оборонным закупкам Индии одобрил приобретение пяти систем С-400. ТАСС. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/3274077
  18. Wezeman P.D., Wezeman S.T. Trends in International Arms Transfers // SIPRI, March 2015. P. 6. URL: http://books.sipri.org/fi les/FS/SIPRIFS1503.pdf

От редакции

Уважаемыe авторы!

Продолжается набор материалов в очередной номер сетевого научного издания "Наука. Общество. Оборона". 

Правила представления рукописей см. в разделе "Авторам

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Не дадим переписать нашу историю! Противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN