Алексеев А. Н.,

кандидат исторических наук, доцент

Alekseev A. N.,

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor 

 


Патриотизм как национальная идея

Patriotism as a national idea

Аннотация. В статье рассматриваются особенности русского национального характера и русского патриотизма. Прослеживается трансформация этого понятия на современном этапе.

Ключевые слова: Национальный характер, национальная идея, патриотизм.

 

Summury. The article deals with peculiarities of Russian national character and Russian patriotism. Traces the transformation of this concept at the present stage.

Keywords: National character, national idea, patriotism.

3 февраля 2016 г. Президент РФ В. В. Путин во время встречи с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, выразил убеждение в том, что национальной идеей России является патриотизм. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – заявил глава государства. Он подчеркнул, что эта идея не является идеологемой, не связана с работой партии или какой-то общественной структуры [1]. Можно констатировать, что долгие поиски «национальной идеи» завершились официальным признанием в качестве таковой чувства патриотизма. 

 

Само по себе это не вызывает удивления, поскольку исторический опыт подсказывает, что в годы испытаний и лишений государственная власть в России всегда апеллировала к патриотическим чувствам народа. Не раз и ни два народ, сплоченный благородным порывом, спасал Родину и государство от неминуемой гибели. В связи с этим следовало бы уточнить, в чем состоят особенности русского патриотизма, выяснить его «национальные» черты.

 

Некоторые современные авторы относят формирование патриотической идеи ко времени возникновением древнерусского государства. Патриотизм, согласно данному мнению, формировался как составляющая части общей идеи Русской земли. «Многовековая история нашего народа, его славные боевые традиции, рожденные в жестоких боях с многочисленными иноземными захватчиками, являются неиссякаемым источником формирования патриотических чувств, идей и действий для многих поколений россиян. /…/ А положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивающие свою свободу и независимость. /…/ Эти качества были характерны и для древнерусского войска – княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, духом высокого патриотизма» [2, с. 92-93].

 

Оставляя за скобками очевидную сомнительность данного утверждения, отметим, что в массовом сознании, по-видимому, патриотизм сопряжен с такими понятиями как мужество, героизм, воинская доблесть. Особенно подчеркивается жертвенность русского народа.

 

Так, например, Ф. Ф. Нестеров, рассуждая о роли народа в Куликовской битве, писал: «Дмитрий Иванович, поставив свой, пеший в основном, Большой полк под главный удар татарской конницы, хладнокровно и обдуманно обрек его на почти полное истребление. Только если народная рать выстоит под кривыми саблями до самого конца, если она своим упорным сопротивлением истощит силу натиска конной массы, притомит степных лошадей, притупит клинки всадников, только в этом случае оставалась одна – единственная возможность победы, и только тогда ужасная жертва приобретала высокий смысл» [3, с. 123].

 

Еще одним безусловным качеством русского патриотизма, является его массовый характер. А.И. Герцен отмечал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением. Оттого-то, где бы русский ни жил на огромных просторах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят русскую границу, и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах» [4, с. 192].

 

Героизм, массовость, жертвенность в российской традиции - это едва ли не синонимы понятия «патриотизм». Данные качества русского народа, готового по первому призыву встать на защиту Отечества, не единожды спасали страну от порабощения. Ментальность русского человека такова, что в критические моменты он готов жертвовать многим, вплоть до собственной жизни ради спасения Родины.

 

Многовековая российская история дает многочисленные примеры проявления этих качеств в критические для страны и государства периоды. Можно вспомнить тяжелое Смутное время – русские ратники из ополчения клялись «Стояти под Москвою и страдати всем… и битись до смерти», а героическая оборона Смоленска продолжалась и тогда, когда центральная власть капитулировала. Разгоревшийся пожар народной войны в 1812 г. и народное ополчение в заснеженных полях под Москвой в 1941 г., умирающий от голода Ленинград в блокадные зимы 1941-1943 гг. и героическая оборона Севастополя в Крымскую кампанию – все это эпизоды отечественной истории, наполненные подлинной народной любовью к Родине.

 

И верховная власть всегда, зная эту особенность национального характера, находила способ подвигнуть народ на подвиг. Однако, при этом и власть своими действиями подтверждала свой призыв. Как пример можно вспомнить ажитацию русского общества накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Идея освободить болгарских «братушек» от турецкого ига была воспринята русским обществом и на этой волне правительство России начало военную кампанию, завершившуюся освобождением Болгарии. 

 

Однако следует отметить, что в настоящее время взгляды россиян на патриотизм значительно изменились.

 

Как говорил в интервью генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров еще в 2006 г.: «Порядка половины опрошенных называют укрепление семьи и воспитание детей главным патриотическим действием, которое может осуществить россиянин. И здесь мы, конечно, видим отражение общего взгляда россиян на семью как на центр их личной вселенной. Не государство, не страна, не мир во всем мире, не производственный коллектив, где люди работают, а именно семья и дети сегодня в центре интересов россиян. Это то прочное, то твердое, на что можно опираться и ради чего можно жить и трудиться.

 

На втором месте с небольшим отставанием (47 процентов опрошенных) - уважение традиций. Но здесь мы, анализируя эту позицию, все-таки приходим к выводу, что сегодня мало есть пока еще новых явлений, новых деяний, которыми россияне могли бы гордиться. Я имею в виду то, что сделано в последние 15 лет» [5]. Действительно, по данным того же ВЦИОМа 70% опрошенных не смогли вспомнить ни одного значимого достижения своей страны со времен распада Советского Союза.

 

Наиболее же популярным из достижений России в глазах граждан стало получение ею права на проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

 

Опираясь на эти данные можно говорить о том, патриотизм в настоящее время является весьма бессмысленной формой парадной идентичности, скрепляющей общество. К тому же «Постсоветский механизм политического образования в России не избавился от старых проблем формализма, приоритетности и громоздкости планов и отчетов по ним. Подтверждением тому служит Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», осуществляемая в стране, начиная с 2001 года» [6]. В данном контексте слова президента РФ о том, что патриотизм как национальная идея связан «с объединяющим началом - если мы хотим жить лучше, то нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат должны быть более эффективными» дают надежду на то, что в верхних эшелонах власти есть понимании того, что страна – это люди. Хочется верить и в то, что слова руководителя государства достигнут адресата – «и чиновничество, и госаппарат».

 

По мнению Президента, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал: «Для этого нужно сознание и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно» [1]. Хотелось бы верить в то, что одними словами дело не ограничится. Но сейчас на многочисленных телевизионных ток-шоу представители, так называемой, политической и экономической элиты в полный голос призывают страну сплотиться в патриотическом порыве. Однако, призывы к патриотизму, исходящие от людей, имеющих недвижимость на берегах Средиземного моря, обучающих детей в университетах Европы и США, выводящих деньги из страны в офшоры, звучат ныне для большинства населения России издевкой и вызывают, мягко говоря, раздражение. Безусловно, говорить о патриотизме надо. Но еще более необходимо делать. Делать, как сказал В. Путин, страну «более привлекательной для всех граждан, более эффективной».

Список литературы и источников

  1. ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 07.02.2016).
  2. Януш С. В., Линец С. В. О высокой гуманистической направленности русской патриотической идеи. - History and Historians in the Context of the Time, 2013, Vol. (11), № 2. 
  3. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. – М., Молодая гвардия, 1987.
  4. Герцен А. И. Сочинения в девяти томах, т. 7. М., 1958.
  5. ВЦИОМ URL: http://wciom.ru/index.php?id=238&uid=3699 (дата обращения: 07.02.2016).
  6. Балтовский Л. В. Патриотизм как целевая функция политического образования в современной России. - Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1 (10). - URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-1-10/ (дата обращения: 15.03.2017).

 

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. 1864 год.
Трамп, Путин, США, Россия, угрозы, безопасность
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Крымский военно-исторический интернет-портал
научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN