Кобрин М. Холокост: участие белорусов
Белорусы – участники Холокоста
Belarusians - participants of the Holocaust
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00030
Аннотация. В статье рассказывается об участии белорусов в Холокосте в годы Второй мировой войны. Проведен сравнительный анализ с аналогичными процессами в Литве и Украине. Приводятся неизвестные ранее факты о военных преступлениях белорусов, иллюстрируемые фотографиями встречи жителями города Барановичи (Белоруссия) немецко-фашистских войск, белорусских полицейских батальонов, в том числе участвовавшего в уничтожении деревни Хатынь. Обосновывается положение о том, что Холокост не был мероприятием, которое осуществляли только Германия и немцы.
Ключевые слова: Холокост, белорусы, евреи, преступления, геноцид, Хатынь, немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война.
Summary. The article describes the participation of Belarusians in the Holocaust during the Second World War. A comparative analysis was conducted with similar processes in Lithuania and Ukraine. The previously unknown facts about the war crimes of Belarusians are illustrated, illustrated by photographs of the meeting of residents of the city of Baranovichi (Belarus) of German fascist troops, Belarusian police battalions, including those who participated in the destruction of the village of Khatyn. The position is justified that the Holocaust was not an event that was carried out only by Germany and the Germans.
Keywords: The Holocaust, Byelorussians, Jews, crimes, genocide, Khatyn, German fascist invaders, Great Patriotic War.
Еще в детстве я слышал от простых людей, что в годы Великой Отечественной войны белорусы помогали немцам убивать своих друзей, родственников, соседей – евреев. Они за это забирали их имущество, одежду, занимали их дома, в которых теперь живут их дети и внуки. Все это официально не афишировалось.
С момента приобретения независимости Беларусью официально начала проводиться идеологическая линия на то, что белорусы это спокойный, толерантный, дружественный народ, который тысячелетиями жил в мире и дружбе с соседями – евреями, русскими, поляками, татарами. Однако изучив литературу, архивные данные, опросив пожилых людей, которые еще помнят то суровое военное время, сопоставив все вместе взятое, составлен данный анализ.
Побудили интерес к данной теме вышедшие недавно научные исследования – в Польше в 2015 году книга Яна Томаша Гросса «Соседи», о поляках – участниках Холокоста, а в 2016 году в Литве – книга Руты Ванагайте «Наши», о литовцах – участниках Холокоста. Если Гросс в своей работе прямо обвиняет евреев в бедах поляков, то Ваганайте осторожно относится к данной дефиниции, считая евреев родными жителями Литвы, считая и литовцев, и их жертв-евреев – своими, жителями одной страны (нашими).
Из книги Руты Ваганайте «Наши»:
«…молодые и пожилые литовцы в трезвом состоянии так прилежно убивали евреев, что для примера в Литву для уничтожения везли евреев из других стран… Литовская церковь поощряла данные убийства и убийцам евреев отпускала грехи… Для примера в Беларусь привезли батальон Антанаса Импулявичуса – они убили 15 000 евреев. Ради чистоты расы и еврейских золотых коронок в Литве уничтожили 200 000 евреев… По всей Литве было 50 000 еврейских домов, плюс синагоги, магазины, больницы. Куда пропало все это имущество? В Паневежисе вещи передали драмтеатру, дому престарелых, женской гимназии, больнице, раздали литовцам…от пастельного белья до чашек… Убийцам евреев ничего не платили обычно ничего не платили, они брали что хотели, несли продавать или обменивали вещи на водку… Это было их вознаграждением. Литва обогатилась… В книге я не опираюсь ни на один зарубежный источник, только то, что сказано жителями Литвы» [1].
Сейчас Рута Ваганайте работает в литовском сейме, представителем парламента по связям с общественностью.
Холокост не был чисто немецким мероприятием. Немцы были лишь тем импульсом, который привел к Холокосту. Белорусы были родственниками, соседями, деловыми партнерами евреев. Однако в момент начало войны и возможности обогащения резко изменили отношение к евреям. Уже после начала Великой Отечественной войны белорусы провели массовые убийства евреев в деревне Ядвабно (600 убитых), деревне Радивилово (1500 убитых), деревне Граево (100 убитых), деревне Ломжа (200 убитых) (Белостокская область БССР – июль 1941 года) без участия немцев. В августе 1941 года убийства евреев местными жителями прошли в городе Гродно, городах Барановичи, Новогрудке, Ивье (Барановичская область) [2, с.177].
В октябре 1941 года два чиновника из Восточного министерства Розенберга осуществили поездку по оккупированным территориям для сбора информации. По дороге в Смоленск они заночевали около озера Нарочь. Утром к ним подошел белорусский крестьянин. В ближайшем лесу он показал на небольшой холм и сказал: «Здесь лежат наши евреи». Потом он с удовольствием рассказал, как житель местных деревень согнали своих соседей-евреев на это место, где их и сами расстреляли. Крестьянин рассказал, что многие из его односельчан имели большие долги перед евреями и теперь им отомстили [3, с.381-409]. Председатели колхозов и сельсоветов приходили за 40-50 км к немецким властям и просили очистить их общины от еврейских элементов [4, c.193].
Исследователь Ф.Рейзман отметила:
«…Евреи Минска были изолированы от большинства людей и в тот момент, что было глубоко ранее спрятано, вышло наружу. Друзья больше их не признавали. В смешанных семьях стал постоянным факт того, что жены внезапно выдавали своих мужей или наоборот мужья жен…». Например, Мирьям Паперна из деревни Давыдовка под Минском выдала ее свекровь белоруска. В Минске местная белоруска, которая увидела, что ее муж-еврей убегает из немецкого окружения и возвращается в город, кричала «Лови еврея!»
В Борисове открыто жители-белорусы кричали:«Пусть евреи сдохнут, они наделали много вреда!» Также в Борисове белорусские полицейские следили за заселением евреев в гетто. Они во время облав выгоняли евреев из их домов, загоняли их в ямы, охраняли эти ямы и затем расстреливали. Очень часто белорусы расстреливали евреев без немецкого надзора. Так было в г.Чаусы Могилевской области. Там командир местной полиции Данилов лично руководил уничтожением еврейских семей.
В Минске еврейка, которая до войны работала врачом-педиатром, возвращаясь в гетто с трудовой колонной, узнала среди своих белорусских полицейских, что стояли на тротуаре, своего бывшего пациента, которому когда-то до войны спасла жизнь. Она подошла к нему и попросила о помощи. Полицейский оттолкнул ее на землю и ударил, причем ударил ее с такой силой, что она потеряла сознание и с трудом добралась к гетто.
Житель местечка Паричи Иван Менц убил свою жену еврейку Фриду Нисман и двух своих детей.
Командир полиции города Несвиж Владимир Сенько рассказывал жителям деревни Снов про то, как участвовал в массовом убийстве барановичских евреев в июне 1943 года, как во время акции сам выбрасывал евреев с балконов второго и третьего этажа домов.
Отобранное у евреев имущество продавалось в специальных магазинах, на рынках и раздавалось бесплатно жителям. Например, в Минске оно складировалось в оперном театре, где вещи лежали кучей в человеческий рост. Еврейские дома продавались. Так, согласно отчету финансового отдела могилевской управы, доход от продажи еврейских домов составил 812478 рублей, что составило 51% от общего дохода управы за 1942 год [5, c.272].
Накануне Великой Отечественной войны в Беларуси жило около миллиона евреев. Погибли почти все [6, c.277]. Земля Беларуси стала огромной братской могилой не только для местных евреев, но и для европейских евреев. Именно в Беларуси впервые были испробованы новые методы убийств – через машины-душегубки. Именно здесь произошел переход к плановому систематическому уничтожению еврейского населения [7, c.403].
Белорусская интеллигенция науськивала немцев на уничтожение евреев. Так, бургомистр Минска В.Козловский описывая бомбардировку Минска советскими самолетами в ночь со 2 на 3 мая 1943 года, выразил сожаление, что ни одна из бомб не попала в еврейское гетто [8, c.1]. В другом номере этого печатного органа минского белорусского управления города цитировалось письмо белорусской “работницы-остарбайтера” Ю.Дзекиной, работавшей в Сааре. В нем говорилось:
«Если я вижу, как люди живут в Германии, то желаю германской армии наибольших успехов, чтобы она взяла не только Москву, но и всю Россию… не жалейте евреев – туда им и дорога!» [9, c.3].
Руководитель белорусской молодежи М.Ганько был еще более категоричен. На страницах журнала «Огонек» он развивал идею удаления евреев из белорусского общества. В разных публикациях он постоянно называл «врагами белорусского общества». В сентябре 1943 года другая белорусская газета «Мінская газэта» писала, что «интересы евреев и неевреев не совпадают, что еврейская этика и мораль не должны выражать другие нации…евреям не место среди нас» [10, c.1].
Также в других номерах газета писала: «Евреев в Витебске раньше было больше 60%. Теперь евреи закрыты в гетто и лишены возможности деморализовать душу белорусского народа» [11, c.1].
Белорусы создавали свои военные формирования. Хорошо известны:
- 68-ой белорусский полицейский батальон под командованием Б.Рагули (подчинялся минскому немецкому СД). Насчитывал 150 человек, командирами рот и взводов были белорусы. Батальон охранял концлагеря в Малом Тростенце под Минском и Колдычево под Барановичами, а затем участвовал в их уничтожении, также батальон участвовал в уничтожении гетто в Минске и Глубоком;
- 682-й белорусский батальон под командованием А.Бужая. Входило 120 человек. Также охранял концлагеря на территории Беларуси и участвовал в ликвидации белостокского гетто в августе 1943 года;
- 118-й белорусско-украинский полицейский батальон. Входило 270 человек: из них 220 белорусов, 20 украинцев и 30 немцев. Участвовал в сожжении деревни Хатынь в марте 1943 года.
Таким образом, налицо факты участия белорусов (населения БССР) в Холокосте в годы Второй мировой войны. Следовательно Холокост не был мероприятием, которое осуществляли только Германия и немцы.
Список литературы и источников
- www.delfi.lt.
- Zbikowski A. Local Anti-Jewish Pogrom in the Ocupacien Territories. London. 1993.
- Holocost and Genocide Studies. London. 2006.
- TLB. Nr №4, Kil.
- Черная книга. Иерусалим-Москва. 1993.
- Smilovitsky L. Die Parzipazion der Juden am Leben der Belorussischen Sozialistischen Sowjetrepublik im ersten Nachtkriegsjahrzeit. Berlin. 2003.
- Beer M. Die Entwicklung der Gaswagen beim Morden an der Juden. Berlin. 1987.
- Беларуская газэта. Жыдоўскі тэрор. 12 мая 1943.
- Беларуская газэта. Лісты з Бацькаўшчыны. 12 іюня 1943.
- Менская газэта. 2 сентября 1943.
- Менская газэта. 12 сентября 1943.