Кикнадзе В. Государство и общество в интересах безопасности России
доктор исторических наук, доцент
Kiknadze V. G.,
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor,
Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в интересах безопасности России
Interaction between the state and civil society institutions in the interests of Russia's security
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00021
Аннотация. Научное сообщение о III Международном научно-практическом семинаре «Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в решении актуальных проблем современности» на тему «Продовольственная, энергетическая, финансово-экономическая безопасности России: от реформ Временного правительства до современности», который был проведен Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации и Государственным центральным музеем современной истории России 21 апреля 2017 года.
Ключевые слова: безопасность, Россия, власть, общество, экология, продовольствие, энергетика, финансы, экономика, риски, опасности, угрозы, Финансовый университет.
Summary. Scientific report on the III International Scientific and Practical Seminar "Interaction of Civil Society Institutions and the State in Resolving Current Problems of the Present" on "Food, Energy, Financial and Economic Security of Russia: From the Reforms of the Provisional Government to the Present", which was held by the Financial University under the Government The Russian Federation and the State Central Museum of Modern History of Russia on April 21, 2017.
Keywords: Security, Russia, power, society, ecology, food, energy, finance, economics, risks, dangers, threats, Financial University.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (далее – Финуниверситет) и Государственный центральный музей современной истории России (далее – Музей) 21 апреля 2017 года провели III Международный научно-практический семинар «Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в решении актуальных проблем современности» на тему: «Продовольственная, энергетическая, финансово-экономическая безопасности России: от реформ Временного правительства до современности».
В семинаре приняли участие ученые Comitas Gentium France-Russie Association Loi (Франция), ИСЭПН РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», МГЮА им. О.Е. Кутафина, Представительства Российского института стратегических исследований в странах Северной Европы (в Финляндии), представители Федерального Собрания Российской Федерации, общественные деятели, специалисты в сфере экономики, правового регулирования экономических отношений, гражданского общества, государственного управления.
Научное руководство Семинаром осуществляли главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финуниверситета доктор исторических наук, профессор Марина Леонидовна Галас и заместитель генерального директора по научно-просветительной работе Музея Надежда Федоровна Царева. Для гостей и участников сотрудниками Музея была подготовлена и проведена эксклюзивная экскурсия «Россия XXI век».
В ходе международного Семинара обсуждались следующие вопросы: механизм взаимодействия государства и институтов гражданского общества в обеспечении продовольственной безопасности; гражданское общество в обеспечении энергетической и финансово-экономической безопасности; сотрудничество государства и гражданского общества в сфере экологической безопасности; проблемы регулирования продовольственного обеспечения, финансово-экономической сферы, энергетики, как фактор политических революций: исторический аспект.
Необходимы годы работы: экономическое развитие и борьба за свои права, ответственность и обязательность органов власти
В докладе руководителя отдела экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации доктора юридических наук, профессора С. А. Боголюбова на тему «Общественный экологический контроль» была дана оценка места проблем экологии во взаимоотношении власти и общества в начале ХХ века, предложен ответ на вопрос почему за 8 мес. Временным правительством не был принят Декрет о земле, освещена роль земельного фактора в массовом дезертирстве с фронта летом – осенью 1917 года.
В конце 1980-х, по мнению Сергея Александровича, произошел всплеск внимания к проблемам экологии, которая стала предметом общественной дискуссии. Именно в это время был принят закон об общественной экологической экспертизе.
Однако уже в 1990-х годах общественное участие в данном вопросе стало угасать. Причиной тому явилось отсутствие у граждан России ощущения важности проблемы, отодвигавших ее на 10-е место.
В настоящее время, предложил Сергей Боголюбов, необходимо законодательно убрать препятствия и пропагандировать законные способы общественного экологического контроля. В частности, необходимо помимо государственного и производственного контроля, вернуть муниципальный экологический контроль, который законодательно ликвидировали 15 лет назад без аргументированных объяснений российскому обществу. Якобы муниципальный экологический контроль являлся препятствием в развитии бизнеса и отнимал для проверки многие объекты из системы регионального экологического контроля.
Прогноз ученый из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации сформулировал пессимистичный. «Опыт показывает, что необходимы годы работы: экономическое развитие и борьба за свои права, ответственность и обязательность органов власти», а не присущее последним «желание решить проблему одним приказом, одним законом, запретом и т.д.».
Проблемы социального инвестирования, переосмысления корпоративной социальной ответственности (КСО), новые формы взаимодействия бизнеса, рассчитывающего стать полноценным политическим игроком, и общества на примере Свердловской области были представлены в выступлении И. Б. Орлова, доктора исторических наук, профессора, заместителя руководителя департамента политической науки Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Так, по мнению Игоря Борисовича, представители РСПП в Свердловской области выстроили эффективный диалог с правительством области, в ходе которого, с одной стороны, ни один закон с социальной нагрузкой не принимается без обсуждения с РСПП, с другой – бизнес в полной мере осознает принятые ограничения своих полномочий.
Необходимость проявления политической воли, усилий всего общества и государства, здоровой критики со стороны научного сообщества в целях полноценной работы Федерального закона «Об охране окружающей среды» была высказана профессором кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова доктором юридических наук, профессором Инной Анатольевной Игнатьевой в выступлении «Актуальные проблемы развития экологического законодательства». Существование большого количества других законов в области экологии (более двух десятков), которые также не работают и не имеют четкой единой концепции, ставят под вопрос целесообразность новых законодательных инициатив (например, закона о реке Волге). Кроме того, сохраняется рассогласованность между природоресурсными и природоохранительными законодательными актами. Вместе с тем, некоторые направления решения проблем и развития содержатся в документах стратегического планирования.
Сложности толкования в России ст. 8 Конвенции по правам человека (Право на уважение частной и семейной жизни), а именно пункта 2 (вмешательство государства в права личности; соблюдение баланса прав личности и интересов общества и государства), анализ судебной практики по неисполнению прямых обязанностей государства по защите прав граждан в области экологической безопасности представила участникам Семинара О. А. Терновая, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Тема ее выступления – «Защита экологических прав граждан в практике Европейского суда по правам человека».
Одна из главных задач государства, по мнению Ольги Анатольевны, заключается в информировании граждан об экологической обстановке. При этом Россия до сих пор не присоединилась к конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция), которая была подписана 38 странами в г. Орхусе в Дании в 1998 году.
Государство не всегда слышит ученых и общественность
На еще одну важную особенность экологического законодательства в России в выступлении на тему «Вопросы обеспечения экологической безопасности мерами административной ответственности» обратила внимание участников семинара Л. А. Биткова, заведующая кафедрой правоведения Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А. Тимирязева, кандидат юридических наук, доцент. Заключается эта особенность в следующем: с одной стороны, согласно экологическому законодательству для обвинительного решения иногда достаточно одного факта превышения установленных экологических норм без доказательства вреда, причиненного окружающей среде; с другой – моральный вред в области экологии, компенсация за его нанесение, в российском суде вообще рассматривается. Людмила Алексеевна также отметила, что государство не всегда слышит ученых и общественность.
Страхование экологических рисков не только юридическими, но и физическими лицами, как один из путей финансирования деятельности по ликвидации последствий стихийных бедствий, было рассмотрено в выступлении доцента кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях Российского государственного аграрного университета МСХА им. К.А. Тимирязева Сергея Викторовича Крашенинникова на тему «Проблемы взаимодействия органов публичной власти и населения по ликвидации последствий экологических чрезвычайных ситуаций».
Независимость зависит от выбора зависимости
«Независимость зависит от выбора зависимости». Четыре идеологических подхода к медиатизации правосудия (революционный; консервативный; либеральный и неолиберальный), виды медиатизации правосудия и его возможные негативные последствия представила в своем выступлении на тему «Медиатизация правосудия: от правосудия от имени народа до народного правосудия» Карин Беше-Головко, доктор публичного права, президент Комитас Генциум Франция-Россия (1901).
Угрозы энергетической безопасности нашли отражение в выступлении кандидата юридических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Олега Анатольевича Символикова на тему «Актуальные проблемы обеспечения энергетической безопасности». Так, внутреннюю угрозу для России представляет износ ее энергетической системы на 60-70%. Для ее ликвидации необходимы не только значительные финансовые ресурсы, но и другие меры, в том числе активное развитие геологоразведки, принятие нормативно-правового акта о транспортировке нефтепродуктов, магистральном нефтепродуктовом транспорте. Безусловно, всё это необходимо предусмотреть и в документах стратегического планирования.
Экономическое взаимодействие России и Индии, его периодизация и особенности, место энергетической безопасности раскрыл перед участниками Семинара директор Центра стратегии и аналитики Московского государственного областного университета, руководитель центра исследований «Ценные бумаги» доктор исторических наук, профессор Виталий Федорович Ершов в выступлении на тему «Инвестиционные проекты России и Индии в энергетической сфере».
Риски являются той категорией, с которой необходимо работать научному сообществу и институтам гражданского общества
Обсуждая взаимодействие государства и институтов гражданского общества в области обеспечения продовольственной, энергетической и экономической безопасности в настоящее время, безусловно, необходимо ясно представлять каким образом государство оценивает состояние его защищенности по данным видам безопасности. Каким образом определены цели, приоритеты, направления и пути, способствующие укреплению безопасности в перспективе. Ответы на эти и другие вопросы содержат документы стратегического планирования. В рамках своего выступления краткий структурно-содержательный анализ двух основных документов (Стратегии национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ) представил главный научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук доктор исторических наук, доцент В. Г. Кикнадзе.
Предметом выступления Владимира Георгиевича стали проблемы взаимодействия с институтами гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности, координации государственной политики в сфере безопасности, согласования понятийно-категориального аппарата в документах стратегического планирования, взаимосвязь обороны, экономики и внешней политики.
Кроме того, по просьбе организаторов семинара, Владимир Кикнадзе пояснил особенности основных терминов, используемых в данных документах и в современной политологии в целом: национальная безопасность, риски, опасности, угрозы, конфликт. Особое внимание главный редактор сетевого издания «Наука. Общество. Оборона» обратил на управление рисками, введение в государственную практику показателей, отражающих существо рисков, роль и место в этом процессе научного сообщества:
«Важнейшей задачей науки, экспертного сообщества и государства является не только прогнозировать и анализировать неожиданное, но и преобразовывать его в ожидаемое. В этой связи, полагаю, что именно риски являются той категорией, с которой необходимо работать научному сообществу и институтам гражданского общества» - отметил Владимир Георгиевич.
Декан Международного финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктор технических наук, профессор А. И. Ильинский в выступлении на тему «Развитие рынков криптовалют, противодействие терроризму и финансово-экономическая безопасность России» особое внимание обратил на роль в национальной безопасности новых инструментов быстрого снабжения финансами, так называемые виртуальные валютные системы (цифровые криптовалюты). По мнению, Александра Иольевича, «быстрое развитие этой деятельности делает ее чрезвычайно опасной». Однако по мнению заместителя министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеева, который заявил, что криптовалюты могут быть легализованы в России в 2018 году, они не представляют опасности для государства и общества.
В выступлении профессора Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктора экономических наук Р. В. Фаттахова на тему «Мониторинг экономической безопасности с использованием геоинформационных технологий», подготовленном совместно с П. В. Строевым было отмечено, что скорость сжатия российских городов увеличивается, растут в настоящее время лишь 373 города, которые как «живые организмы» и должны в первую очередь поддерживаться государством. Кроме того, растет количество агломераций, с численностью населения более 1 млн человек. На сегодня в России 22 таких города, но если подходить более строго к учету всех критериев, то в полной мере агломерацией является только Москва. Именно в таких городах отмечается высокая производительность труда (на 30% выше) и уровень дохода населения (на 50% выше). Среди пяти причин покидания жителями тех или иных городов, Рафаэль Валиахметович отметил как главную – уровень оплаты труда, соотнесенный с величиной прожиточного минимума по региону.
Одной из основных задач является создание эффективной системы контроля в сфере государственного заказа
Профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктор экономических наук И. Ю. Федорова рассмотрела в своем докладе вопросы, связанные с модернизацией системы финансового контроля государственных и муниципальных закупок в условиях действующей в России контрактной системы в контексте наиболее органичного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Она определила цели, характер и механизм выстраиваемых взаимосвязей государства и общества по вопросам финансового контроля, обосновав необходимость повышения его эффективности путем совершенствования правовой базы. Ирина Юрьевна предложила требования к обоснованию объекта контроля и приведению его в соответствие с новыми нормативами, техническими условиями, экономическими показателями, показателями качества, а также рассмотрела вопросы контроля закупок на основе риск-ориентированного подхода в условиях развития контрактной системы.
Модернизация отношений в системе финансового контроля государственных и муниципальных закупок является одной из важнейших задач, требует уточнения объекта контроля, приведения нормативной и методологической базы в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, установления и достижения показателей качества. В результате комплексно осуществленных в 2016 г. контрольных мероприятий было выявлено 898 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 53,1 млрд руб., в том числе было зафиксировано 823 нарушения Федерального закона №44-ФЗ на общую сумму 48,8 млрд руб. (в 2015 г. – 450 нарушений на общую сумму более 17 млрд руб.) и 75 нарушений Федерального закона №223-ФЗ на общую сумму 4,3 млрд руб. (в 2015 г. было установлено 20 нарушений на 620 млн руб.).
По мнению профессора Ирины Федоровой, на данном этапе созданная контрактная система не является совершенной в полной мере. Продолжается ее развитие, проводится модернизация финансового контроля. Одной из основных задач является создание эффективной системы контроля в сфере государственного заказа на основе органичного взаимодействия государственных и общественных институтов.
Военно-политическая организация в России не развита, военная организация - не соответствует современным требованиям
Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества в обеспечении военно-политической безопасности получила освещение в выступлении доцента Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) кандидата философских наук П. А. Шашкина. Основной фактор трагических для России событий 1917 года, в ряду комплекса проблем, по мнению Павла Александровича, заключался в потере управления в 1916 и 1917 гг., низком уровне военно-политического руководства в целом. При этом и в настоящее время, отметил Павел Шашкин, в России неразвитая военно-политическая организация, в том числе не сформированная в полной мере военная организация, которая не соответствует современным требованиям.
Влияние «продовольственной проблемы» на социально-экономические и политические процессы в России конца XIX – начала XX века раскрыл в своем выступлении профессор Академии гражданской защиты МЧС России доктор исторических наук, доцент А. А. Куренышев.
Позитивный образ будущего России - вместо апелляции к ее прошлому
Необходимость формирования в России позитивного образа будущего (вместо постоянной апелляции к славному прошлому Отечества) – проблема, которая была свойственна власти Российской империи и актуальная сегодня, – отмечена в выступлении «Социально-экономические механизмы дестабилизации политической ситуации в России: исторический опыт и современность» директора Центра политологических исследований Департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации кандидата юридических наук П. Б. Салина.
Таким образом, Международный семинар, расширив за три года своей работы круг участников, значительно увеличил и спектр исследуемых проблем взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Обсуждение проблем современной России характеризуется конкретностью, что обеспечено участием высококлассных специалистов, наличием научной критики и конструктивностью – каждый выступающий предлагает реальные пути, формы и способы повышения эффективности участия общества в решении проблем личности, общества и государства.