Калинина С. Представление о будущей профессии у курсантов Наука. Общество. Оборона
Представления о будущей профессии у курсантов военного вуза
Representations about the future profession of military cadets
DOI: 10.24411/2311-1763-2018-10155
Аннотация. Статья посвящена анализу системы установок по отношению к армии и военнослужащим в современном российском обществе, характеризующемся переоценкой нравственных ценностей. Автор также приводит результаты исследования представлений курсантов военного вуза о своей будущей профессии.
Ключевые слова: ценностные ориентации военнослужащих, отношение к армии, представления о военной профессии.
Summary. The article is devoted to the analysis of the system of attitudes towards the army and servicemen in modern Russian society characterized by a reassessment of moral values. The author also cites the results of the study of military cadets 'cadets' representations about their future profession.
Keywords: Value orientations of servicemen, attitude to the army, ideas about the military profession.
Общеизвестным и принятым во всех социальных науках является представление о том, что личность определяется условиями социального существования в конкретную историческую эпоху. Б. Г. Ананьев писал: «Личность — объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития…» [1, с. 276-317 ].
В современной России продолжается нравственная переоценка ценностей, связанная с глубоким переломом в политике и общественной жизни страны. Поддерживаемые в обществе многие годы, запечатленные в средствах массовой информации, системе воспитания, глубоко впечатанные в индивидуальное сознание многих поколений прошлые ориентиры и социальные нормы больше не являются регуляторами поведения, а новые еще не выработаны, или не приняты большинством населения страны [5, с. 33-41]. И в первую очередь отсутствие единой идеологической базы для описания процессов, происходящих в обществе, и поиска новых ориентиров развития сказывается на умонастроении людей, призванных поддерживать и защищать государственность и ее атрибуты.
Ценностные ориентации российских военнослужащих, как и всего общества, подвергаются серьезной трансформации [4, с. 18-24; 6]. Долгие годы после перестройки российская армия находилась в странном и неопределенном состоянии, терпела нравственный и материальный урон, выживала как могла, вместо того чтобы быть гордостью страны. Военная служба перестала восприниматься как обязательная и престижная, а расходы на содержание армии воспринимались в обществе как ненужные траты и постоянно сокращались. То есть под сомнение ставилась сама необходимость обороны страны, а значит, и необходимость существования кадровых профессиональных военных. Несмотря на то, что в последние годы отношение к армии заметно меняется, последствия нравственного, психологического кризиса в среде военных можно наблюдать до сих пор.
Для военнослужащих как особой социально-профессиональной группы ценности военной службы имеют особое значение, так как являются мотивами их повседневной жизни. Конечно, для военнослужащего, как и для обычного человека, имеют большое значение общечеловеческие ценности, такие как здоровье, работа, семья, жизненный успех. Эти ценности и их статус в сознании современных россиян также подверглись трансформации за последние годы. Но для оценки состояния общества, его готовности к обеспечению собственной защиты и безопасности, все же более важное значение имеют ценности военной службы, как выражение мировоззренческой основы личности военнослужащих.
Подготовка молодежи к военной службе имела свои особенности в разные времена существования нашего государства. В советские времена мощь государства опиралась на мощную армию, в обществе, в социальной политике, в средствах массовой информации всячески поддерживался престиж военной службы, тем более, что страна пережила страшные войны мирового масштаба и вышла из них с победой.
В переходный постперестроечный период, который в нравственном и психологическом аспектах затянулся до настоящего времени, мы наблюдаем такое же отношение к армии, какое описывал М.С. Галкин в своей статье «К познанию армии», опубликованной в «Военном сборнике» в 1914 году. В частности, он пишет: «Был ли наш школьник средних учебных заведений когда-нибудь на военном заводе, посетил ли он музеи, где наглядно собрана вся удивительная работа вооруженной силы за многие столетия? Видели ли вы школьников на маневрах когда-нибудь? Нет, нет и нет. Откуда же после того взяться «познанию армии», когда вся система воспитания и образования этому не помогает, а препятствует. А ведь это все будущие граждане, которые в силу всеобщей воинской повинности станут со временем в ружье… Пока в сознании каждого стоящего наверху и внизу … не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть на воздухе, так как ему не на чем базироваться» [2, с. 12-19].
В последние годы намечается тенденция в сторону проявления большего внимания к военнослужащим и их нуждам. Государство демонстрирует заинтересованность в сильной армии, растет финансирование научных разработок в сфере вооружения, разрабатываются новые проекты в сфере социальной политики, новые технологии патриотического воспитания молодежи. Повышению престижа военной службы немало способствовали успешные действия наших военнослужащих в Сирии.
Отношение в обществе к российской армии также меняется. Это подтверждается результатами социологических опросов. В частности, опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» в сентябре 2017 года показал, что всего за полгода выросла доля россиян, оценивающих положение в армии как хорошее (56% по сравнению с 52% в феврале 2017 г.). В опросе участвовало полторы тысячи россиян из 104 населенных пунктов РФ. По данным опроса 88% респондентов считают, что современная российская армия способна обеспечить защиту государства. 62% опрошенных считают, что престиж военного в обществе растёт (в 2012 году так считали только 21% респондентов).
Интересны также результаты опроса по поводу отношения молодых людей к обязательной службе в армии. Большинство респондентов (68%) считают, что каждому молодому человеку необходимо пройти службу в армии. Среди молодых людей, участвующих в опросе, это мнение поддерживают 57%.
Опрос также показал проблемные явления в сфере общественных установок по отношению к армейской службе. Большинство опрошенных (56%) считают, что современные молодые люди не хотят служить в армии. 29% респондентов из числа тех, кто имеет опыт военной службы, заявили о том, что в армии сталкивались с явлением дедовщины и 49% из них не считают это явление отрицательным. То есть как минимум половина всех служивших в армии видят некую пользу функционирования системы дедовщины, что само по себе является интересным психологическим фактом и требует более подробных исследований.
Конечно, все военнослужащие, хотя и выполняют схожие задачи, но могут сильно отличаться в плане места и условий службы, должности, профессиональных признаков. Каждый военнослужащий имеет свое представление о ценностях военной службы, которое определяет и выбор профессии, уровень удовлетворенности и преданности ей, готовность сознательно выполнять приказы вышестоящих.
Нам представляется интересным анализ представлений о будущей профессии у курсантов военного вуза, то есть тех, кто выбор профессии уже совершил, имеет опыт выполнения служебных обязанностей и задач.
Для изучения представлений о будущей профессии мы разработали анкету и предложили курсантам 4-го предвыпускного курса. В опросе участвовало 58 курсантов 4-го курса.
На первый вопрос «Хотел бы остаться в профессии» большинство курсантов ответили положительно (82%).
На второй вопрос «Хотел бы, чтоб дети тоже служили офицерами в будущем» мнения курсантов разделились. 60% курсантов хотели бы, чтоб их дети продолжили их дело. 20% курсантов высказались категорически против.
На третий вопрос: «Хотел бы, чтоб жена была военнослужащей?» 90% военнослужащих ответили отрицательно. Дополнительные опросы показали, что курсанты крайне неодобрительно относятся к возможности женщин служить в армии, так как считают, что женщины становятся грубыми и мужеподобными, работая в армейском коллективе.
На четвертый вопрос «Есть ли военные в Вашей семье» 60% курсантов ответили утвердительно, и как раз эти курсанты хотели бы, чтоб их дети продолжили семейную традицию и стали офицерами.
В пятом вопросе мы просили курсантов оценить по шкале от 1(min) до 5(max), насколько профессия военного удовлетворяет основные потребности человека. При составлении перечня потребностей мы опирались на известную концепцию американского психолога А. Маслоу и предложили курсантам оценить, насколько профессия офицера удовлетворяет материальные, жилищные потребности, потребность в безопасности, в общении, во власти (или подчинении), в статусе и уважении и духовные потребности (в личностном росте, в творчестве).
Далее мы подсчитали средние значения показателей в группе курсантов по всему списку потребностей. Наименьшие средние оценки курсанты присвоили возможности удовлетворения духовных и материальных потребностей, наибольшие средние показатели присвоены возможности удовлетворения потребности в статусе и во власти (или в подчинении).
Нам показался интересным тот факт, что курсанты достаточно высоко оценили возможности профессии офицера в удовлетворении потребности в безопасности, и мы провели дополнительные опросы с целью уточнения данного вопроса. Оказалось, что личную безопасность, с точки зрения курсантов, обеспечивает в профессии военного доступ и умение обращаться с оружием, а также высокий статус профессии военного в обществе.
Мы можем предполагать, что курсанты старших курсов, имея опыт пользования оружием, хорошую физическую и моральную подготовку к несению военной службы, чувствуют себя готовыми отразить попытки насилия и агрессии в их сторону, а также более способными защитить свою семью, что в конечном итоге придает им чувство уверенности.
Мы также просили курсантов высказать пожелания к будущей службе, месту службы, к своим командирам, подчиненным, возможности участия в боевых действиях и контртеррористических операциях. Половина опрошенных нами курсантов допускают систематическое участие в боевых операциях с целью «получить боевой опыт», «заработать дополнительные средства для своей семьи», «понюхать пороху», «повидать мир» и т.д.
Большинство курсантов (ок. 60%) хотели бы служить в Южном, Центральном округе, иметь нормированный рабочий день, жилье для себя и своей семьи. Только 30% ответивших среди своих пожеланий назвали высокую заработную плату. Мы можем предполагать, что существующий сейчас уровень зарплаты военнослужащих большинству курсантов кажется вполне достаточным, и в большей мере их волнует местоположение будущей службы и обеспеченность жильем.
Около 30% курсантов по поводу пожеланий к будущей службе дали ответ «Куда Родина пошлёт». По рассказам кадровых военных прошлых лет, такой ответ звучал у курсантов почти в 100% случаев при прохождении процедуры предварительного распределения по месту службы.
Безусловно, современные курсанты более материально-ориентированы, больше думают о своем комфорте и достатке при устройстве собственной судьбы. Но и преобладающие ценности общества сильно изменились за последние 20-30 лет. И если молодые люди выбирают военную профессию, связанную с неизбежными трудностями, угрозой для жизни и профессии, значит и моральный статус защитника Отечества для них является ценностью.
Таким образом, в настоящее время, как никогда, необходима эффективная деятельность государства и его институтов, образовательных учреждений в направлении повышения статуса военной профессии, обеспечения информированности населения о проблемах и успехах в военной сфере, расширения представлений молодёжи об истории, структуре, вооружении современной армии, повышения качества военного обучения и командирской подготовки.
Список литературы и источников
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Галкин М. С. К познанию армии. - Военный сборник, 1914. СПб., № 1.
- Волков C.B. Русский офицерский корпус. М, 1993. - 368 с.
- Ковалевский В. Ф. Профессиональная культура офицера. - Военная мысль, 1990, № 6.
- Кожемякин В. Кто завтра станет в строй. - Ориентир. 2000. № 5.
- Кулешов В. Е. Научное понимание смысла жизни и его роль в формировании нравственных качеств офицера: Дис. канд. филос. наук. М, 1992. 196 с.
References
- Anan'yev B. G., 1968, Chelovek kak predmet poznaniya, L.
- Galkin M. S., 1914, K poznaniyu armii, Voyennyy sbornik, SPb., № 1.
- Volkov C.B., 1993, Russkiy ofitserskiy korpus, M., 368 s.
- Kovalevskiy V. F., 1990, Professional'naya kul'tura ofitsera, Voyennaya mysl', № 6.
- Kozhemyakin V., 2000, Kto zavtra stanet v stroy, Oriyentir, № 5.
- Kuleshov V. Ye., 1992, Nauchnoye ponimaniye smysla zhizni i yego rol' v formirovanii nravstvennykh kachestv ofitsera, Dis. kand. filos. nauk, M., 196 s.