Галас Марина Леонидовна,

доктор исторических наук, профессор,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации,

главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций

Россия, г.Москва

E-mail: MLGalas@fa.ru

Galas Marina Leonidovna,

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Financial University under the Government

of the Russian Federation,

Chief Researcher of the Department of Political Science and Mass Communications

Russia, Moscow

  E-mail: MLGalas@fa.ru


Типологизация страт мигрантов как компоненты общественной формации в Российской Федерации в условиях разумного применения «мягкой силы» (1)

Typology of migrant strata as a component of a social formation in the Russian Federation under conditions of reasonable use of “soft power” (1)

DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10193

Аннотация

В статье представлена методика типологизации страт мигрантов, основанной на сводной системе ведомственной отчетности, нормативно-правовой базе регулирования миграционных процессов, критериях общественной безопасности и национальных интересов России. Разработана правовая и социальная типологизация мигрантов в Российской Федерации. 

 

Правовая типология строится на основе правового статуса иностранного гражданина (внешнего мигранта), находящегося на территории Российской Федерации. Такая типология строится на основе нормативно-правового критерия, на базе соблюдения правовых норм. 

 

Социальная типологизация основана на критериях социальной структуры общества: возраст, гендерная принадлежность (по признаку пола), образование, квалификация, деструкция, цель прибытия, общественной активности, историческая и социокультурная общность, сферы экономики. Социальная типологизация основана по критерию социальной структуры общества, его стратификации, на основе анализа процесса адаптации внешних мигрантов в российское общество при условии разумного применения «мягкой силы. Такая типологизация мигрантов коррелируется со стратификацией общества, как социальной системы.

 

Ключевые слова: 

 миграция, страты, гражданское общество, лояльность, общественная формация,

социальная стабильность, общественное согласие, деструкция,

социально-политические интересы, преференции

 

Summary

The article presents the methodology for drawing up profiles of the striations of migrants, based on consolidated departmental reporting system, normative-legal base of the regulation of migration processes, criteria for public security and national interests of Russia. Developed legal and social differentiation by migrants in the Russian Federation.

 

The legal typology is based on the legal status of a foreign citizen (external migrant) located in the territory of the Russian Federation. Such a typology is built on the basis of the regulatory criteria, on the basis of compliance with legal norms.

 

Social differentiation based on the criteria of social structure: age, gender (sex), education, qualifications, destruction, the purpose of arrival, public activity, historical and sociocultural community economy. Social сompartmentalizing is based on the criterion of the social structure of society and its stratification, poostrena on the process of adaptation in Russian society. Such differentiation correlated with migrants stratification of society as a social system.

 

Keywords: 

migration, strata, civil society, loyalty, public formation,

social stability, public acceptance, destruction,

socio-political interests, preferences

Согласно разработанной автором методике, основанной на сводной системе ведомственной отчетности МВД России, нормативно-правовой базе регулирования миграционных процессов, критериях общественной безопасности и национальных интересов России, разработана правовая и социальная типологизация мигрантов в Российской Федерации. Правая типология строится на основе правового статуса иностранного гражданина (внешнего мигранта), находящегося на территории Российской Федерации. Такая типология строится на основе нормативно-правового критерия, на базе соблюдения правовых норм. Социальная типологизация основана на критериях социальной структуры общества: возраст, гендерная принадлежность (по признаку пола), образование, квалификация, деструкция, цель прибытия, общественной активности, историческая и социокультурная общность, сферы экономики. Социальная типологизации основана по критерию социальной структуры общества, его стратификации, построена на процессе адаптации в российское общество). Такая типологизация мигрантов коррелируется со стратификацией общества, как социальной системы.

 

Желательным (востребованным на рынке труда, квалифицированным и высококвалифицированным, социокультурно идентичным, социально лояльным и экономически эффективным) категориям внешних мигрантов нормами международными и национальным законодательством Российской Федерации закреплен комплекс преференций по въезду на территорию страны, пребыванию и осуществлению трудовой деятельности. 

 

Преференциальным механизмом законодатель устанавливает систему сдержек конфликта интересов страт гражданского общества, сформировавшихся из числа титульного населения и иностранных граждан, лиц без гражданства [1, Ст. 5, 5.1, 11].

 

Нет дефиниции нежелательности миграции, а также термина «незаконная миграция» в норме Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющей ответственность за организацию незаконной миграции [2, Ст. 322.1]. Недостатком в инструментарии предупреждения и противодействия нежелательной миграции является отсутствие положений о необходимости учета отдельных социально-демографических характеристик в разрезе субъектов Российской Федерации.

 

Инструментами «мягкой силы» в адаптации внешних мигрантов можно считать государственные программы, подпрограммы. Например, МВД России участвовало в реализации государственной программы «Содействие занятости населения» (подпрограмм «Внешняя трудовая миграция», «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). Для реализации этой государственной программы было использовано одиннадцать показателей. Кроме того, МВД России участвовало в реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». 

 

Стратификация мигрантов с применением показателя особенного правового статуса (преференциальности), как следует из нормативно-правовых актов, предусматривает деление желательных групп. Иностранных граждан и лиц без гражданства (2): высококвалифицированные специалисты; квалифицированные специалисты; соотечественники. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), направлена на согласование потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и возможностей развития регионов. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года она является одним из приоритетных направлений [3].

 

Региональные программы переселения, в рамках которых организована работа с участниками Госпрограммы и членами их семей, направлены на решение вопросов трудоустройства и временного жилищного обустройства соотечественников [4]. 

 

Госпрограмма – один из ключевых инструментов «мягкой силы» в миграционной политики [5]. Этим инструментом сформирован механизм государственной поддержки в кризисных ситуациях соотечественников, проживающим за рубежом и желающих переселиться в Российскую Федерацию. 

 

Стимулирует переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительство желательных групп мигрантов упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации предпринимателей, инвесторов, квалифицированных специалистов, выпускников российских образовательных организаций, носителей русского языка. Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 была увеличена ежегодная квота приема на обучение в российские образовательные учреждения высшего образования иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

 

Новая редакцией Госпрограммы изменила подходы к вопросу переселения, предоставив соотечественникам право переезда в Россию для занятия бизнесом, иными видами незапрещенной деятельности, обучения в высших учебных заведениях. Был расширен круг членов семьи участника Государственной программы, введено понятие территории приоритетного заселения, где существенно был увеличен объем государственных гарантий для переселяющихся.

 

Участнику Государственной программы и членам его семьи, вписанным в свидетельство участника Государственной программы, разрешение на временное проживание может быть выдано независимо от квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации [1, ст. 6, п. 3]. Также, участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся совместно с ним в Российскую Федерацию, при подаче заявление о выдаче разрешение на временное проживание или вида на жительство освобождаются от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации [1, ст. 5.1]. Участник Госпрограммы и члены его семьи, вписанные в свидетельство участника Государственной программы, наделены правом получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке [6, ст.14, ч.7]. 

 

Среди федеральных округов Российской Федерации по количеству прибывших соотечественников и членов их семей лидируют федеральные округи: Центральный, Сибирский, Северо-Западный.

 

За весь период реализации Государственной программы среди субъектов Российской Федерации лидируют по количеству прибывших соотечественников и членов их семей такие области: Калужская, Липецкая, Воронежская.

 

Госпрограмма дает возможность использования ее механизмов для переселения и других категорий мигрантов. Субъекты Российской Федерации, минимизируя возможные риски реализации Госпрограммы, разрабатывают критерии для соотечественников и членов их семей. При этом соблюдается принцип заселения приоритетных районов России [7].

 

Типы мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства по образовательно-квалификационным признакам выявлены на основе данных Росстата. Главные принципы государственной политики в области образования: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации, а также единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита этнокультурных особенностей народов Российской Федерации [8, ст.3].

 

Ходатайство Образовательная организация, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства обучается по очной или очно-заочной форме по профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право ходатайствовать о продлении срока действия визы или временного пребывания [1, ст.5].

 

На иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях Российской Федерации не распространяются нормы об аннулировании разрешения на временное проживание в случае неосуществления трудовой деятельности или отсутствия достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи [1, cт.7 ]. Кроме того, на обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул не распространяется общий порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства [1, ст. 13, 13.4].

 

По уровню образования предлагается выделить следующие основные миграционные страты: мигранты, имеющие высшее профессиональное (высшее) образование; мигранты, имеющие среднее общее (полное) образование; мигранты, имеющие среднее профессиональное (среднее специальное) образование.

 

В отдельную миграционную страту с признаками «элитарности» целесообразно определить мигрантов, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук.

 

По профессионально-квалификационному критерию миграционные страты можно разделить следующим образом: высококвалифицированные работники; квалифицированные работники; низкоквалифицированные работники.

 

Целесообразно дополнить действующее миграционное законодательство нормой, содержащей дефиниции терминов «высококвалифицированный иностранный работник», «квалифицированный иностранный работник», «низкоквалифицированный иностранный работник».

 

Правительство Российской Федерации правомочно устанавливать допустимую долю привлечения иностранной рабочей силы на территории страны с учетом специфики региональных рынков труда и целесообразности приоритетного порядка трудоустройства граждан Российской Федерации в различных отраслях экономики. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации правомочен устанавливать запрет на привлечение иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, работодателями, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации. 

 

В период 2012-2016 гг. доля привлечения иностранных работников по видам экономической деятельности была следующей: овощеводство (50%), сухопутный пассажирский транспорт (40%), автомобильный грузовой пассажирского транспорт (35%) и деятельность в области спорта (25%). Очевидна сезонность (связана с занятостью иностранных работников в сельскохозяйственной отрасли) и внесезонность видов экономической деятельности. Соответственно имеет смысл обратить внимание на въезд/выезд иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в весенне-осенние периоды [9, 10].

 

Различается наемный труд и труд работников, направляемых временно работодателем к другим физическим и юридическим лицам по договору о предоставлении труда работникам [11]. Компаниями, предоставляющими услуги по «выводу за штат» сотрудников, могут быть аффилированные лица или частные агентства занятости, зарегистрированные в России и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности в компетентных органах (12, ст. 18.1, ч.3]. Законом также установлено, что срок передачи сотрудника для выполнения работ принимающей стороне не должен превышать 9 месяцев; а также число таких сотрудников не может превышать 10% от общей численности сотрудников компании-работодателя.

 

Заработная плата в России облагается НДФЛ, что распространяется и на трудовых мигрантов. Ставка налога зависит от времени нахождения (резидент, нерезидент) и ведения трудовой деятельности в стране. Если количество дней, в течение которых лицо, прибывшее из другой страны, работало в России составляет менее 183-х, то доход облагается по ставке 30%, если же более этого срока, то ставка устанавливается в размере 13% [13, ст. 224]. Можно сделать вывод о заинтересованности государства в пролонгации пребывания иностранных работников. 

 

Пенсионные отчисления уплачиваются работодателем, если мигрант имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство. Законом установлено: отсутствие разрешения на работу у иностранного гражданина или организации не является основанием освобождения от уплаты налогов.

 

Введенная с сентября 2016 года система продление регистрации по патенту с одной стороны, оправдана целью государства контролировать трудовую миграцию, с другой, денежные и временные ресурсы, затрачиваемые в процессе трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства могут инициировать распространению теневой деятельности.

 

Миграционные процессы воздействуют на региональный рынок труда. Северные территории России играют важную роль в обеспечении безопасности и в национальной экономике. Но в отношении миграционных процессов Дальневосточный федеральный округ - наиболее проблемный по интенсивности оттока населения. 

 

Утвержден план мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [14].

 

Динамика привлечения иностранных работников на территории Российской Федерации в субъектах Российской Федерации стабильна. Но в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается изменение потребности в иностранных работниках: в Приморском крае, Тюменской области, где увеличилось количество заключенных трудовых договоров, а также в Хабаровском крае, Самарской области, где их количество снизилось. Иностранные работники не востребованы в Северо-Кавказских республиках, республике Тыва, Алтае, Ленинградская области по причине достаточности собственных трудовых резервов.

 

Достижению цели желательности миграции по образовательному и квалификационному критериям может способствовать применение в рамках региональных переселенческих программ целевого приема на обучение по федеральным программам высшего образования за счет региональных и местных бюджетов с учетом специальностей и направлений подготовки специалистов, наиболее востребованных в отраслях экономики субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации могут быть разработаны дополнительные региональные программы, используя бюджеты регионов или привлекая внебюджетные источники (инвестиции) в социально значимые области.

 

На уровне субъектов Российской Федерации для квалифицированных специалистов, инженеров и научных работников возможно определить комплекс дополнительных мер по предоставлению им субсидий, льгот и преференций, повышающих миграционную привлекательность территорий вселения. Целесообразно учитывать преференции, установленные в особых экономически зонах [15, 16].

 

Важным условием создания необходимой мотивации и направления в приоритетные территории для заселения является создание «конкуренции» традиционным регионам миграционного притяжения, используя альтернативные факторы: наличие доступного жилья, возможности недорогой аренды земли, благоприятные экологические условия территорий, доступность медицинского обслуживания и образования, благоприятный инвестиционный климат, преференциальность предпринимательской деятельности и фермерства, прочие преимущества целевых территорий.

 

Для эффективного применения данных о возможности иммиграции в Россию потенциальных переселенцев возможно создать и опубликовать на сайтах органов государственной власти интерактивную карту территорий вселения, демонстрирующую актуальные сведения о трудовых вакансиях, предоставляемых жилых помещениях, обеспеченности социальной инфраструктурой и другими имеющими значение для мигрантов факторами.

 

В качестве основы для стратификации мигрантов по видам деструктивности представляется необходимость рассматривать сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Актуальность рассмотрения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в рамках проводимого исследования обусловлена ее влиянием на конфликтогенность социума как фокусный признак, по которому градируется форма классификации гражданского общества.

 

При реализации указанного подхода выделяются следующие страты по криминальной тяжести: наиболее негативная составляющая общей деструктивности мигрантов; экономическая составляющая деструктивности мигрантов; экстремистская составляющая деструктивности мигрантов; террористическая составляющая деструктивности мигрантов; составляющая деструктивности мигрантов, связанная с убийством и покушением на убийство; составляющая деструктивности мигрантов, связанная с целями прибытия на территорию Российской Федерации.

 

Уровень общей деструктивности мигрантов определяется исходя из сведений об общем количестве преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, по которым материалы и уголовные дела направлены в суд либо разрешены в течение отчетного периода (3).

 

В ходе анализа сведений ведомственной статистической отчетности Министерства внутренних дел Российской Федерации установлено, что в 2013 году количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, возросло по сравнению с 2012 годом на 10,2%, в 2014 году – сократилось по сравнению с 2013 годом на 3,1%, в 2015 году – возросло по сравнению с 2014 годом на 5,9%, в 2016 году – сократилось по сравнению с 2015 годом на 8,9%, в I квартале 2017 года – сократилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (4) на 16,3%.

 

В ходе анализа структуры преступности иностранных граждан и лиц без гражданства по территориальному принципу установлено, что в период с 2012 по 2016 год первое место в соответствующем «рейтинге» занимал Центральный федеральный округ, последнее и предпоследнее – Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, соответственно (5).

 

Наиболее негативная составляющая общей деструктивности мигрантов характеризуется по доле тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. 

 

Экономическая составляющая деструктивности мигрантов определяется исходя из сведений о доле преступлений экономической направленности в общем количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. 

 

Экстремистская составляющая деструктивности мигрантов устанавливается по данным о количестве преступлений экстремистской направленности, совершенных гражданами и лицами без гражданства.

 

Террористическая составляющая деструктивности мигрантов определяется на базе сведений о количестве преступлений террористического характера, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. 

 

Составляющая деструктивности мигрантов, связанная с убийством и покушением на убийство, анализируется по данным о доле убийств и покушений на убийство в общем количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. 

 

Составляющая деструктивности мигрантов, связанная с целями прибытия на территорию Российской Федерации, рассматривается исходя из сведений о структурированности преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по целям прибытия последних на территорию Российской Федерации.

 

Значения показателей, характеризующих наиболее негативную составляющую общей деструктивности мигрантов, показали тенденцию роста (за исключением 2015 года), которая особенно характерна для Центрального федерального округа.

 

В 2013 и 2015 годах имел место рост значений показателей, связанных с экономической составляющей деструктивности мигрантов. Данный рост сменялся определенной стабилизацией в 2014 и 2016 годах, однако с учетом определенных негативных тенденций в экономике Российской Федерации есть основание полагать, что данный рост ближайшей перспективе продолжится.

 

Динамика значений показателей, связанных с экстремистской составляющей деструктивности мигрантов, характеризуется тенденцией роста, стабилизировавшейся в 2015 году и возобновившейся в 2016 году. При этом особого внимания заслуживает территориальная распространенность соответствующих эпизодов: если в 2012 году они имели место на территориях только двух федеральных округов, то в 2013 году соответствующие факты зарегистрированы на территориях пяти, а в 2014, 2015 и 2016 годах – шести федеральных округов.

 

Начиная с 2015 года отмечается существенный рост значений показателей, связанных с террористической составляющей деструктивности мигрантов. При этом также следует констатировать увеличение территориальной распространенности данных эпизодов.

 

Типологизация мигрантов по критерию сфера экономики и цели прибытия. Роль мигрантов в общественной формации России, с одной стороны, связана с интеллектуально проявляющим себя человеком (очень часто употребляется понятие «население»), а с другой – с экономикой. Мигранты, являясь составной частью трудовых ресурсов, оказывают непосредственное влияние как на социально-экономические, так и на политические процессы в обществе. В этой связи можно говорить о влиянии мигрантов на общественную формацию.

 

За основу взято, что общественная социально-политическая формация – это стадия социально-политического генезиса современного гражданского общества [10, с.175]. Миграция населения является механизмом распределения и перераспределения рабочей силы как в пределах одной страны, так и с участием нескольких стран.

 

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (6), возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, напротив, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население.

 

Ожидается, что к 2030 году существенно возрастет количество граждан пенсионного возраста (60–72 года), которые традиционно имеют низкую степень экономической активности. При этом сокращение численности населения в основном будет связано с когортами 20–40 летних, экономическая активность которых выше среднего уровня. Экономическая активность молодой части населения может сдерживаться ростом спроса на высшее образование.

 

Предположительно, к 2030 году численность занятых в экономике России может снизиться до 63,4–63,6 млн. человек по низкому и среднему варианту, соответственно. Согласно высокому варианту прогноза в экономике будет занято 65,6 млн. человек.

 

В этих условиях возрастает роль миграции населения в формировании трудового потенциала и его размещения на территории страны. 

 

В результате мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, миграционный прирост населения к 2025 году может составить 331–376 тыс. человек ежегодно. С 2018 года вследствие естественной убыли населения численность постоянного населения снижается до 142,3 млн. человек в 2030 году (7).

 

Миграционный прирост по высокому сценарию к 2030 году предполагается выше среднего сценария. Он составит 516 тыс. человек ежегодно и будет полностью компенсировать естественную убыль населения. Численность постоянного населения к 2030 году увеличится до 150,6 млн. человек.

 

Притягательными для мигрантов оказываются регионы с высоким экономическим потенциалом, в которых расположены крупные города, во всех федеральных округах наблюдается миграционный отток из периферийных регионов с более низким уровнем жизни. Это дает основание полагать, что сложившиеся направления миграционных потоков сохранятся и в перспективе.

 

Итак, стратификация мигрантов по соответствующим признакам (уровню образования, квалификации, профессии, социальному статусу и др.) позволит структурировать миграционные потоки направлять трудовые ресурсы в те регионы, где наблюдается их недостаток. 

Примечания

  1. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2018 года.
  2. Предлагается следующая трактовка понятия "желательная миграция" – это законное, отвечающее социально-демографическим, экономическим потребностям и социокультурным особенностям регионов Российской Федерации перемещение людей, организованное принимающим государством или его административно-территориальным образованием. Добиться наибольшего целевого значения желательной миграции позволяет организованное государством и его административно-территориальным образованием перемещение людей, которое предлагается трактовать, как деятельность органов государственной власти и управления, направленная на оформление разрешительных документов для въезда/выезда, пребывания/ проживания мигрантов на территории Российской Федерации, мотивация людей к перемещению, государственный контроль и надзор, оказание государственных услуг.
  3. Далее – «преступления, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства».
  4. Далее – «АППГ».
  5. Сведения по Крымскому полуострову (начиная с 2014 года) включены в массив Южного федерального округа.
  6. По данным Минэкономразвития.
  7. Использованы материалы прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Список литературы и источников

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 03.09.2017)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220982&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8057879913922423#0 (дата обращения 03.09.2017).
  3. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями и дополнениями). - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/189653/#ixzz50fCeslrg
  4. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637. - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/189653/
  5. Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 14.06.2013) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70227698/#ixzz50fDvIP8H
  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1486 «О порядке присвоения территориям Российской Федерации статуса территории приоритетного заселения в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению». - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70292588/#ixzz50fHpnYJ3
  8. Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/#ixzz50fK1gE6X
  9. Галас М.Л. Миграционные риски для России: прогнозирование национальных угроз. Монография. - Под научной редакцией М.Л. Галас. Москва: «РУСАЙНС», 2017. 
  10. Галас М.Л. Герасимова И.В. Политические, экономические, социокультурные риски для современной России: миграционный аспект. - Проблемы согласования интересов страт современного гражданского общества России: научно-практический словарь-справочник. М.: РУСАЙНС, 2017.
  11. Проблемы согласования интересов страт современного гражданского общества России: научно-практический словарь-справочник. М.: РУСАЙНС, 2017. – 138 с.
  12. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70648974/#ixzz50fZL6D9dФедеральный 
  13. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации». - СПС КонсултантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
  14. Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 № 977 (ред. от 02.09.2014) «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год». - Собрание законодательства РФ, 11.11.2013, № 45.
  15. План мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2016 года №1792-р.
  16. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» - Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12141177/#ixzz50fgwv4wo
  17. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». - СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

References

  1. Federal'nyy zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 29.07.2017) «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2017). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (data obrashcheniya 03.09.2017)
  2. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 26.08.2017). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220982&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8057879913922423#0 (data obrashcheniya 03.09.2017).
  3. Ukaz Prezidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. № 637 "O merakh po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom" (s izmeneniyami i dopolneniyami). - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/189653/#ixzz50fCeslrg
  4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyunya 2006 g. № 637. - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/189653/
  5. Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.2012 №1289 (red. ot 14.06.2013) «O realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom». - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/70227698/#ixzz50fDvIP8H
  6. Federal'nyy zakon ot 31 maya 2002 g. № 62-FZ «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» - SPS Konsul'tantPlyus: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
  7. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2012 g. № 1486 «O poryadke prisvoyeniya territoriyam Rossiyskoy Federatsii statusa territorii prioritetnogo zaseleniya v tselyakh realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu». - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/70292588/#ixzz50fHpnYJ3
  8. Federal'nyy zakonom ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - GARANT.RU: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/#ixzz50fK1gE6X
  9. Galas M.L., 2017, Migratsionnyye riski dlya Rossii: prognozirovaniye natsional'nykh ugroz. Monografiya. - Pod nauchnoy redaktsiyey M.L. Galas. Moskva: «RUSAYNS», 2017. S.
  10. Galas M.L. Gerasimova I.V., 2017, Politicheskiye, ekonomicheskiye, sotsiokul'turnyye riski dlya sovremennoy Rossii: migratsionnyy aspekt. - Problemy soglasovaniya interesov strat sovremennogo grazhdanskogo obshchestva Rossii: nauchno-prakticheskiy slovar'-spravochnik. M.: RUSAYNS, 2017.
  11. Problemy soglasovaniya interesov strat sovremennogo grazhdanskogo obshchestva Rossii: nauchno-prakticheskiy slovar'-spravochnik. M.: RUSAYNS, 2017. – 138 s.
  12. Federal'nyy zakon ot 5 maya 2014 g. №116-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/70648974/#ixzz50fZL6D9dFederal'nyy 
  13. Zakon RF ot 19.04.1991 №1032-1 (red. ot 09.03.2016) «O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii». - SPS KonsultantPlyus: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
  14. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 31.10.2013 № 977 (red. ot 02.09.2014) «Ob opredelenii potrebnosti v privlechenii v Rossiyskuyu Federatsiyu inostrannykh rabotnikov i utverzhdenii sootvetstvuyushchikh kvot na 2014 god». - Sobraniye zakonodatel'stva RF, 11.11.2013, № 45.
  15. Plan meropriyatiy po realizatsii v 2016 - 2025 godakh Kontseptsii ustoychivogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennyy Rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2016 goda №1792-r.
  16. Federal'nyy zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ «Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii» - Sistema GARANT: http://base.garant.ru/12141177/#ixzz50fgwv4wo
  17. Federal'nyy zakon ot 29.12.2014 № 473-FZ «O territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii». - SPS Konsul'tantPlyus: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

Популярное

Россия, история, 2000 - 2014
Путин В., Президент России, Мюнхен, 2007
Япония: роль и место в развязывании Второй мировой войны и политика СССР
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"
Без знания прошлого нет будущего
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Яндекс.Метрика
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN