Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


Online First

УДК: 327

DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220

Поступила в редакцию: 14.07.2019 г.

Опубликована: 16.11.2019 г.

Submitted: July 14, 2019

Published online: November 16, 2019 


Для цитирования: Шарафутдинов Д. Р., Исламов Д. Р.  Российская Федерация и Европейский Союз: диалог в региональной политике на примере Западных Балкан (2014–2018). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1): - . DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220.

For citation:  Sharafutdinov D. R., Islamov D. R. Russian Federation and European Union: dialogue in regional policy on the example of the Western Balkans (2014–2018). Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1): - . (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10220.

Конфликт интересов:  О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.

Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

Оригинальная статья

Российская Федерация и Европейский Союз:

диалог в региональной политике на примере Западных Балкан (2014–2018)

Д. Р. Шарафутдинов1Д. Р. Исламов2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань, Российская Федерация,

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8897-8593, е-mail: sfincs_88@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1338-3277, е-mail: dam1948@yandex.ru

 

Аннотация:

Введение. Являясь ареной военных столкновений в 1990-е гг., положение на Западных Балканах стало стабилизироваться в 2000-е годы. В последнее время становится очевидным, что данный регион снова превращается в «шахматную доску», где свою партию хотят сыграть различные центры силы, включая Российскую Федерацию и Европейский Союз.

Методы. Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов (исторический, политико-правового анализа, системно-функциональный), которые позволили раскрыть данный вопрос в хронологической последовательности и рассмотреть действия ЕС и России в таком регионе, как Западные Балканы.

Заключение. Несмотря на имеющиеся разногласия между РФ и ЕС на Западных Балканах, очевидно, что оба субъекта желают видеть этот регион стабильным и безопасным, так как для РФ – это важный энергетический маршрут для продолжения Турецкого потока, а в свою очередь для ЕС, из-за наличия непосредственной границы, – балканский маршрут миграционных потоков, наркотрафика, торговли оружием, преступности и другого.

  

Ключевые слова: 

 ЕС, интеграционная политика ЕС, внешняя политика России, Сербия, Западные Балканы, переговоры о вступлении в ЕС, переговорный процесс, энергетика, Турецкий поток 

Россия, ЕС, Балканы / Russia, EU, Balkans

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из первых крупных акторов мировой политики, который взял на себя роль стабилизатора Западных Балкан, являлся ЕС. На первых этапах в 2000-е гг. европейская интеграция региона была отложена в долгий ящик. Первоначально было необходимо предотвращение эскалации конфликта и перенесение его в политико-дипломатическое русло. Одним из первых проектов ЕС являлся «Процесс стабилизации и ассоциации» (SAP) [7, с. 222]. Согласно документу, ЕС планировал достичь безопасности в данном регионе мира посредством сотрудничества и интеграции входящих в регион государств. Разумеется, каждая из западнобалканских стран видит разные цели в европейской интеграции. Албания, частично признанное Косово, Македония, БиГ рассматривают этот процесс как инструмент «будущего процветания и благосостояния», для Сербии важны в первую очередь вопросы торгово-экономического характера. Для Черногории первостепенным является фактор усиления своей правосубъектности и государственной идентичности, а с 2013 г. Хорватия является полноправным членом ЕС. Более того, серьезным финансовым проектом ЕС для Западных Балкан является Институт предвступительной помощи (IPA), который осуществляет поддержку политических и экономических реформ. 

  

ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ

 

Ключевым моментом в евроинтеграционном проекте стало заявление Жана-Клода Юнкера о моратории на пятилетний срок расширения ЕС [33]. Но для западнобалканских стран это стало неприятной новостью, так как у многих приоритетом во внешней политике была определена европейская интеграция. Поэтому ЕС было важно заполнить ту «пустоту», которая стала возникать между ЕС и Западными Балканами. Соответственно с 2014 г. организация запускает «Берлинский процесс», призванный стать некой мотивационной площадкой для молодых западнобалканских государств. Таким образом ЕС подтверждал то, что при любых обстоятельствах Западные Балканы остаются в фарватере политики Брюсселя. Окончательное оформление данный формат приобрел в Финальной Декларации Берлинского саммита в 2014 г., где были определены основные векторы взаимоотношений между ЕС и западнобалканскими странами: управление экономикой,  вопросы двухстороннего сотрудничества,  транспортная, энергетическая взаимосвязанность региона (Connectivity), развитие гражданского общества, социальные вопросы, молодежная политика [33]. Конечно, первые три из них составляли костяк обсуждений в ходе последующих саммитов с 2015-2018 гг. Обобщая всю цепочку саммитов «ЕС - Западные Балканы», стоит упомянуть следующие важные решения, принятые в ходе данных мероприятий: 

  • подписание Декларации о разрешении вопросов двустороннего характера, где стороны брали на себя обязательства урегулировать свои двусторонние споры так, чтобы не блокировать процесс европейской интеграции своих соседей [24];
  • развитие взаимосвязанности Западных Балкан в транспортной сфере, соответствующие транспортные коридоры были представлены в приложении к Декларации Саммита-2015 в Вене  [35];
  • подписание на Саммите-2016 в Париже соглашения о создании Регионального бюро по молодежному сотрудничеству, который начал свою работу в 2017 г. [20];
  • в ходе Саммита-2018 в Софии были показаны успехи в аспекте взаимосвязанности региона  в  транспортной  сфере, где на 1 евро, выделенный со стороны ЕС, выходило 3 евро инвестиций (333 млн.евро – ЕС и 934 млн. евро – инвестиции) [24], кроме того, демонстрировалось то, что ЕС – главный торговый и инвестиционный партнер Западных Балкан (около 73%) [24].

 

Другим немаловажным аспектом политики ЕС на Западных Балканах стала попытка решения застарелых проблем региона. ЕС решил взять на себя роль посредника-фасилитатора, в чьи обязанности фактически входит возможность усадить за стол переговоров конфликтные стороны, заранее обозначив повестку дня. Разумеется, ярким примером в этом направлении является взаимоотношения Сербии и Косово. Переговоры, которые начались между Сербией и Косово в конце 2010 г., шли при посредничестве ЕС. Естественно, Союз решил взять на себя данный процесс, чтобы показать «пример» на будущее, что он может решать серьезные региональные проблемы.

 

Первым кажущимся крупным «успехом» ЕС можно считать подписание Соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово в 2013 году. [23] Другим документом, подписанным в 2015 г. сторонами в ходе посредничества ЕС, является соглашение о создании и внедрении Ассоциации / Общины муниципалитетов сербского большинства, где прописывались цели, функции, структура, финансированные данных общин [22]. Но затем скорость переговоров замедлилась, а конфронтация между сторонами только усиливается из-за разных инцидентов. Например, случай, связанный с отправлением поезда из Сербии в Косовскую Митровицу, населенную преимущественно сербами, с заголовком «Косово – это Сербия» [29]. Косовский спецназ заблокировал железную дорогу, что вызвало дополнительное напряжение между сторонами. Кроме того, на это все накладывается и убийство косовского политика сербского происхождения Оливера Ивановича [27] в начале 2018 г. или  конфликтная ситуация на севере Косово в сентябре-октябре 2018 г., когда сербская армия была приведена в полную боевую готовность [17].

 

ЕС поставил на кон многое в рамках переговоров Косово и Сербии, так как, не урегулировав этот вопрос, будет достаточно непросто определить границы других западнобалканских государств. 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ

 

Позиции России были достаточно слабыми в 1990-е гг. и в первой половине 2000-х гг. В тот период российская внешняя политика реагировала на ситуацию в Западных Балканах постфактум, не диктуя никаких особых условий. НАТО, ЕС выдвигали свои проекты по будущему устройству западнобалканского региона, а Россия скорее имела статус ведомого. Многое изменилось после речи Президента РФ В.В. Путина в Мюнхене в 2007 г.: «Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику» [3]. С того момента Россия стала активно возвращаться на Западные Балканы, выстраивая двусторонние отношения с новыми государствами региона.

 

В целом стоит выделить пять ключевых направлений российских интересов на Западных Балканах:

  • обеспечение надежных поставок энергоресурсов на Балканы и в ЕС через балканский маршрут;
  • вопрос «антироссийских санкций»;
  • развитие торгово-экономических отношений с западнобалканскими государствами;
  • обозначение себя в качестве гаранта учета интересов Сербии, а также активное военно-техническое сотрудничество с этим государством;
  • беспокойство ввиду расширения присутствия НАТО в регионе.

 

В Концепции внешней политики РФ 2016 г. отсутствует упоминание Балкан, и этот регион не обозначается в качестве приоритетного [8]. Основной взор российской внешней политики устремлен на постсоветский регион, который непосредственно граничит с РФ. На сегодняшний день становится очевидным, что для России важны Балканы с точки зрения поставок энергоресурсов в ЕС и учитывается важность стабилизации данного региона для исключения в будущем прямых военных столкновений.

 

Отмечается, что для России Сербия является важным союзником или оплотом на Западных Балканах. Бесспорно, что Россию и Сербию объединяют глубокие исторические, культурные, политические, торгово-экономические взаимоотношения, но рассматривать Сербию как именно прямого союзника РФ не стоит. Во-первых, Сербия обозначила в качестве своего приоритета – получение членства в ЕС. Во-вторых, для РФ Сербия является в перспективе важным звеном в надежных поставках энергоресурсов по проекту Турецкий поток. В-третьих, Россия обозначает себя в качестве гаранта учета интересов Сербии во взаимоотношениях с ЕС, США, НАТО. Последний пункт является основополагающим, так как сам ЕС толкает Сербию в объятия РФ. Становясь де-факто на сторону Косово, требуя постоянных уступок для продолжения переговорного досье, ЕС не выступает в качестве беспристрастного арбитра. Порой возникает ощущение, что выстраивается игра с заранее предрешенным результатом – это признание со стороны Сербии независимости Косово. Поэтому в данной ситуации сербская сторона ищет своего гаранта защиты интересов в этом регионе в лице России.

 

Бесспорно, энергетический фактор для внешней политики РФ является основополагающим. После провала проекта «Южный поток» взор был перемещен на реализацию «Турецкого потока». Российская сторона стремится диверсифицировать поставки газа в обход Украины, так как отношения между государствами находятся в плачевном состоянии. Очевидно, что для РФ существуют транзитные риски и постоянная угроза «газовых войн» с Украиной. Уже в апреле 2015 г. такие страны ЕС как Венгрия, Греция, а также Сербия, Македония и Турция подтвердили желание участвовать в проекте «Турецкий поток» [6].  

 

Однако РФ нужны гарантии со стороны ЕС, чтобы не повторилась подобная ситуация, как с Южным потоком. «Вместе с тем мы учитываем печальные уроки «Южного потока» и не хотели бы повторения ситуации. Будем готовы приступить к соответствующей работе только после получения твердых положительных гарантий от профильных структур Евросоюза», – заявил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров [10]. Видя заинтересованность в данном проекте стран ЕС, а именно Болгарии, Греции, Венгрии и Австрии, российская сторона надеется на то, что этим странам удастся продвинуть данный проект и «заставить» профильные структуры ЕС дать соответствующие гарантии по «Турецкому потоку». Кроме того, в этом заинтересованы также такие страны, как Сербия, Хорватия, Македония, БиГ, которые надеются на зарубежные инвестиции и надежные поставки энергоносителей. 

 

ЕС в этом вопросе находится в двойственном положении. По мнению еврокомиссара по политике соседства и переговорам по расширению ЕС Й. Хана «Россия – это военный фактор на Балканах, нежели экономический» [25]. Однако стоит отметить, что подобный проект, как «Турецкий поток», усилит экономическое влияние РФ на Западных Балканах и позволит ускорить инвестиционное сотрудничество с государствами данного региона.

 

Вопрос об «антироссийских санкциях», безусловно, стоит на повестке дня. Хорватия, Болгария (полноправные члены ЕС), Черногория присоединились к этим мерам. В свою очередь Сербия в резкой форме отказалась от введения антироссийских санкций, хотя ЕС требовал адаптироваться к общеевропейской внешней политике. «Я всегда говорил, что мы никогда не присоединимся к санкциям ЕС против России», – заявил Президент Сербии А. Вучич [2]. В отличие от той же Черногории, где нынешние власти в лице М. Джукановича заявляли о поддержке российских санкций в полной мере и занимались поисками «русского следа» на парламентских выборах в 2016 г., Сербия продолжает увеличивать товарооборот с РФ, особенно наращивания свой потенциал в поставках продовольствия и сельскохозяйственных товаров, в газовой сфере (АО "Нефтяная индустрия Сербии" ("НИС"),  развитием которого занимается ПАО "Газпром нефть), модернизации ж/д инфраструктуры (ООО «РЖД Интернешнл»). Например, товарооборот РФ и Сербии вырос на 23% в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и составил более 2 млрд. долл. [15]

 

В вопросах военно-технического сотрудничества между РФ и Сербией стоит отметить интенсификацию встреч и переговоров. Несомненно, Сербия пытается укрепить свои вооруженные силы, особенно после нескольких провокационных случаев, произошедших в северном Косово и входа туда косовского спецназа. При этом намечается окончательное формирование косовской армии, что может усугубить обстановку в регионе [31]. Кроме того, Сербия имеет исторический опыт бомбардировок территории со стороны НАТО в 1999 г., впредь оно не желает снова стать «натовской мишенью». Основной военной продукцией, поступающей Сербии из России, являются истребители МиГ-29, боевые самолеты, танки, боевые машины пехоты. [13]. К тому же расширение военно-технического сотрудничества стран связано и с присутствием НАТО в это регионе: Хорватия, Черногория уже члены военно-политического блока, а Македония на подходе. «Окольцовывание» Сербии членами НАТО –способ усиления давления на Сербию, которая пытается поддерживать военный нейтралитет.

 

Несмотря на первоочередное взаимодействие с Сербией, «антироссийские санкции», поиск «русского следа» во время выборов, Россия пытается выстраивать торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения и с другими странами региона. К примеру, происходит расширение товарооборота РФ и Хорватии в 2017 г., который увеличился на 31% по сравнению с 2016 г. [14] «Регулярное сотрудничество с Россией обеспечит пересмотр санкций, которые бьют и по нашим гражданам, и по нашим бизнесменам», – заявила президент Хорватии в октябре 2017 г. на встрече с В. Путиным [5]. Отмечается, что пока главными совместными проектами остаются энергетические. "Газпром" и хорватская "Энергохолдинг" заключили долгосрочный контракт на поставку российского газа. Сотрудничество РФ и Боснии и Герцеговины преимущественно фокусируется на взаимодействии с Республикой Сербской, в частности, в энергетической секторе, развиваемые ПАО «Газпром» [16].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что Западные Балканы – арена противоборства и сотрудничества крупных акторов мировой политики, включая РФ и ЕС. У двух сторон имеются серьезные разногласия во многих аспектах:

  • РФ признает территориальную целостность Сербии, таким образом, не признавая правосубъектности Косово. В свою очередь ЕС стремится под лозунгом «нормализации отношений» с Белградом ввести фактическое признание независимого статуса Косово. 
  • ЕС всячески старается решить хронические проблемы региона в одиночку, пытаясь подтвердить свое реноме в регионе, хотя пока удается не самым лучшим образом. При этом расширение участников переговоров между Белградом и Приштиной возможно. Президент Косово Х. Тачи отметил необходимость подключения США в данный переговорный процесс [32]. Если теоретически такое может быть лоббировано, то Сербия будет стремиться подключить к процессу РФ в качестве своего гаранта.
  • ЕС скептически относится к проекту «Турецкий поток», развивая взамен Трансанатолийский газопровод (TANAP) из Азербайджана и его последующее сопряжение с Трансадриатическим газопроводом (TAP) [34]. При этом для ЕС добавляется фактор Турции и его возможностей политического шантажа.
  • ЕС требует от Сербии присоединиться к «антироссийским санкциям», чего она не делает. Наличие Зоны свободной торговли между РФ и Сербией ставит множество вопросов в будущем. Если у Сербии главным приоритетом остается евроинтеграционный путь, то она будет вынуждена присоединиться к общей политике ЕС по многим направлениям. 

 

Однако несмотря на наличие существенных разногласий РФ и ЕС могут найти точки соприкосновения:

  • через возможное сопряжение «Турецкого потока» с Трансадриатическим газопроводом (TAP) (Греция-Албания-Италия);
  • через проект «Турецкий поток», который будет способствовать развитию энергетической инфраструктуры региона. Это тесно коррелируется с одной из важных инициатив ЕС на Западных Балканах – «Connectivity», которая также связана с энергетической сферой [30]. 
  • решая вопросы безопасности и стабильности региона. ЕС и РФ заинтересованы в этом, так как для первой стороны подобное актуально ввиду наличия непосредственной границы, балканского маршрута миграционных потоков, наркотрафика, торговли оружием, преступности; для второй стороны важность региона обусловлена транзитом энергоресурсов в страны ЕС.

 

Таким образом, в целом  РФ и ЕС нужны спокойные Западные Балканы. Очевидно, что ЕС рассчитывает на то, что, приняв западнобалканские страны в свой состав или обещав им «светлое европейское будущее», можно будет их контролировать и держать в фарватере внешней политики Брюсселя, чтобы, в конечном счете, попытаться реализовать колоссальную задачу по разрешению застарелых проблем Западных Балкан. Для российской стороны данный регион играет роль значимого энергетического коридора. Более того, присутствие там РФ в качестве тесного партнера Сербии позволяет последней иметь более сильную позицию по разным направлениям взаимодействия как с ЕС, НАТО, так и с другими западнобалканскими государствами.

 

Главным треком российских усилий на Западных Балканах обозначается минимизация ущерба от расширения ЕС, НАТО в отношении государств региона. Это подтверждается заявлениями высокопоставленных лиц России. «Мы не видим каких-либо проблем в том, что балканские государства стремятся стать членами Евросоюза. Разумеется, они должны сами, без давления извне, оценить, насколько предъявляемые предварительные условия, необходимые для присоединения к ЕС, отвечают их национальным интересам…», – заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров [11].

Список литературы

 

  1. Вучич заявил о поддержке Сербией строительства «Турецкого потока». – URL: https://russian.rt.com/world/news/510497-vuchich-tureckii-potok-rossiya (Дата обращения: 10.05.2018).
  2. Вучич заявил, что Сербия может положиться на Путина и никогда не введет санкции против РФ. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5211684 (Дата обращения: 18.05.2018).
  3. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения: 29.10.2018). 
  4. «Газпром» возрождает проект в малом масштабе. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3344111  (Дата обращения: 17.08.2017).
  5. Глава Хорватии: антироссийские санкции бьют по нашим бизнесменам. – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2944847 (Дата обращения: 11.03.2018).
  6. Греция и Венгрия подтвердили намерение участвовать в «Турецком потоке». – URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2015/5524f3049a79477b8825060e (Дата обращения: 29.10.2018).
  7. Кириллов В.Б., Буланникова Ю.А. Международные отношения и внешняя политика балканских стран: 1856-2014: учебник. М.: «МГИМО – Университет», 2015. 340 с. 
  8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248   (Дата обращения: 29.10.2018).
  9. Куда потечет "голубое топливо" из "Турецкого потока". – URL: https://rg.ru/2018/11/22/kuda-potechet-goluboe-toplivo-iz-tureckogo-potoka.html (Дата обращения: 22.11.2018).
  10. Лавров: "Турецкий поток" будет продлен лишь при получении гарантий от ЕС. – URL: https://www.kp.ru/online/news/3299542/  (Дата обращения: 17.11.2018).
  11. Лавров: РФ не видит проблем в стремлении балканских стран стать частью ЕС. – URL: https://ria.ru/20180302/1515631040.html (Дата обращения: 16.05.2018).
  12. Между Москвой и Брюсселем. Отв. ред. К. В. Никифоров. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. 336 с.
  13. Межгосударственные отношения России и Сербии. – URL: https://ria.ru/20181002/1529697585.html (Дата обращения: 11.10.2018).
  14. Межгосударственные отношения России и Хорватии. – URL: https://ria.ru/20180715/1524549229.html  (Дата обращения: 11.10.2018).
  15. Объем двусторонней торговли между Россией и Сербией вырос на 23% в 2017 году– URL: https://tass.ru/forumsochi2018/articles/4969030  (Дата обращения: 18.05.2018).
  16. Республика Сербская планирует усилить сотрудничество с "Газпромом". – URL: https://ria.ru/20180921/1529108704.html (Дата обращения: 11.10.2018).
  17. Сербия привела армию в полную боевую готовность из-за действий Косово. – URL: https://www.rbc.ru/politics/29/09/2018/5baf698c9a7947971f75c29c (Дата обращения: 29.09.2018).
  18. "Турецкий поток" может дойти до Болгарии. – URL: https://rg.ru/2018/05/30/tureckij-potok-mozhet-dojti-do-bolgarii.html (Дата обращения: 30.05.2018).
  19. Ципрас: Греция ведет диалог с Брюсселем по вопросу продления "Турецкого потока" в ЕС. – URL: https://tass.ru/ekonomika/5880180  (Дата обращения: 06.12.2018).
  20. Agreement on the establishment of  the RYCO [Electronic resource]. – URL https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/policy-highlights/regional-cooperation/20150828_addendum_western_balkans_summit.pdf  (Date of access: 19.11.2017). [Соглашение о создании регионального бюро по молодежному сотрудничеству].
  21. Accession to the European Union and Perception of External Actors in the Western Balkans. Edited by D. Jović. Croatian International Relations Review, Sciendo, vol. 24(83), P. 6-32, 2018. [Присоединение к Европейскому Союзу и Восприятие Внешних Акторов на Западных Балканах. Под ред. Д. Йовича. Обзор международных отношений Хорватии, том 24, выпуск 83, стр. 6-32, 2018].
  22. Association/Community of Serb majority municipalities in Kosovo – general principles/main elements. – URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/statements-eeas/docs/150825_02_association-community-of-serb-majority-municipalities-in-kosovo-general-principles-main-elements_en.pdf (Date of access: 01.11.2017). [Ассоциация/Сообщество большинства Сербских муниципалитетов в Косово – основные принципы / главные элементы].
  23. Belgrade – Kosovo Agreement Text Published. – URL: https://inserbia.info/today/2013/04/belgrade-kosovo-agreement-text-published/ (Date of access: 16.10.2017). [ Опубликованный текст Соглашения между Белградом и Косово].
  24. Connecting_Western_Balkans_EN. –  URL: https://goo.gl/trXZix  (Date of access: 06.08.2018). [Связи Западных Балкан и Евросоюза].
  25. EU-Kommissar Hahn: "Die Russen ärgern uns, aber das ist es auch schon" - derstandard.at/2000054452553/EU-Kommissar-Hahn-Die-Russen-aergern-uns-aber-das-ist. –  URL: https://derstandard.at/2000054452553/EU-Kommissar-Hahn-Die-Russen-aergern-uns-aber-das-ist (Date of access: 09.03.2018). [Комиссар Евросоюза Й. Хан: «Русские нас раздражают, но это даже прекрасно»].
  26. Joint Declaration Adopted by Western Balkans Foreign Ministers in Vienna – Countries Will Not Obstruct Neighbours’ Progress in EU Integrations. – URL: http://balkanfund.org/2015/08/joint-declaration-adopted-by-western-balkans-governments-representatives-in-vienna-countries-will-not-obstruct-neighbours-progress-in-eu-integrations/  (Date of access: 21.10.2017). [Совместная декларация, принятая Министрами иностранных дел Западных Балкан в Вене – Страны не будут препятствовать прогрессу соседей в европейской интеграции].
  27. Kosovo Serb Leader, Is Killed. – URL: https://www.nytimes.com/2018/01/16/world/europe/kosovo-serb-oliver-ivanovic-killed.html  (Date of access: 18.01.2018). [Убит Лидер Косовских сербов].
  28. Montenegro Resorts to 'Russian Threat' to Prove 'NATO is Paradise' to Its People. – URL: https://sputniknews.com/politics/201706111054524670-nato-accession-montenegro/  (Date of access:  07.11.2017). [Черногория использует «Российскую угрозу» чтобы доказать своему народу, что НАТО – это рай для людей].
  29. Serbia-Kosovo train row escalates to military threat. – URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-38630152  (Date of access: 07.11.2017). [Железнодорожный путь Сербия-Косово обостряется до военной угрозы ].
  30. Six new flagship initiatives to support the transformation of the Western Balkans. – URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/six-flagship-initiatives-support-transformation-western-balkans_en.pdf (Date of access: 08.02.2018). [Шесть новых флагманских инициатив в поддержку преобразования Западных Балкан].
  31. Tensions soar over plans for Kosovo's national army. –  URL: https://www.dailysabah.com/balkans/2018/12/07/tensions-soar-over-plans-for-kosovos-national-army (Date of access: 07.12.2018). [Напряженность возрастает из-за планов Национальной армии Косово].
  32. Thaçi: The US to be involved in Belgrade – Pristina dialogue. – URL: https://europeanwesternbalkans.com/2017/09/30/thaci-us-involved-belgrade-pristina-dialogue/ (Date of access: 02.11.2017). [Тачи: США вовлечены в диалог Белград-Приштина].
  33. The Western Balkans' Berlin process: A new impulse for regional cooperation. [Electronic resource]. European Parliament. – 2016. – URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586602/EPRS_BRI%282016%29586602_EN.pdf  (Date of access: 06.03.2018) [Берлинский процесс на Западных Балканах: новый импульс регионального сотрудничества. ].
  34. Turkey, Russia pursue gas pipe dream as EU frets. – URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-turkey-turkstream/turkey-russia-pursue-gas-pipe-dream-as-eu-frets-idUSKCN10C2NT (Date of access: 08.04.2018). [Турция и Россия преследуют газовый трубопровод мечты, чем обеспокоен ЕС].
  35. Vienna Western Balkans Summit 2015. Addendum. [Electronic resource]. – URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/policy-highlights/regional-cooperation/20150828_addendum_western_balkans_summit.pdf  (Date of access: 19.10.2017). [Венский Саммит Западных Балкан 2015. Дополнение].

 

Информация об авторах

Шарафутдинов Денис Радиевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.

 

Исламов Дамир Римович, студент 2 курса магистратуры кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Шарафутдинов Денис Радиевич, e-mail: sfincs_88@mail.ru.

INTERNATIONAL RELATIONS

Original Paper

Russian Federation and European Union:

dialogue in regional policy on the example of the Western Balkans

(2014–2018)

D. R. Sharafutdinov1D. R. Islamov2

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8897-8593, е-mail: sfincs_88@mail.ru

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1338-3277, е-mail: dam1948@yandex.ru 

Abstract:

Introduction. The Western Balkans was an arena of military clashes and tensions in the 1990s and commenced to stabilize in the 2000s. In the course of these recent years, it has become extremely obvious that the Western Balkans has been turning into a “chessboard” where great powers, including the Russian Federation and the European Union (EU), would like to play their game. 

Methods. The study of the topic required the application of scientific research methods: analysis and synthesis, descriptive method, as well as special methods such as a historical critical method, a legal and political analysis, an in-depth and systematic analysis which allowed to reveal this issue in chronological order and to consider the actions of the EU and the Russian Federation in the Western Balkans.

Conclusion. Despite the disputes between Russia and the EU in the  Western Balkans, it is apparent that great powers desire to keep this region stable and secure. The Western Balkans is an integral energy route (TurkStream) for Russia. In turn the EU has the immediate border with the region and the Balkan route of migration flows, drug-trafficking, arms trade, crime, etc. are topical issues for the organization. 

 

Keywords: 

 EU, European integration policy, Russian foreign policy, Serbia, Western Balkans,

EU accession negotiations, negotiation process, energy, Turk Stream

References

  1. Vuchich zayavil o podderzhke Serbiej stroitel'stva «Tureckogo potoka». – URL: https://russian.rt.com/world/news/510497-vuchich-tureckii-potok-rossiya  (Data obrashcheniya: 10.05.2018) [Vuchich said about Serbia's support for the «Turkish stream».] (In Russ.).
  2. Vuchich zayavil, chto Serbiya mozhet polozhit'sya na Putina i nikogda ne vvedet sankcii protiv RF. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5211684  (Data obrashcheniya: 18.05.2018) [Vuchich said that Serbia can rely on Putin will never impose sanctions against Russia.] (In Russ.).
  3. Vystuplenie i diskussiya na Myunhenskoj konferencii po voprosam politiki bezopasnosti. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034    (Data obrashcheniya: 29.10.2018) [Presentation and discussion at the international conference which concerns the questions of security policy.] (In Russ.). 
  4. «Gazprom» vozrozhdaet proekt v malom masshtabe. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3344111  (Data obrashcheniya: 17.08.2017) [«Gazprom» revives the project on a small scale.] (In Russ.).
  5. Glava Horvatii: antirossijskie sankcii b'yut po nashim biznesmenam. – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2944847  (Data obrashcheniya: 11.03.2018) [The head of Croatia: «The sanctions against Russia hurt our businessman».] (In Russ.).
  6. Greciya i Vengriya podtverdili namerenie uchastvovat' v «Tureckom potoke». – URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2015/5524f3049a79477b8825060e (Data obrashcheniya: 29.10.2018) [Greece and Hungary confirmed their intention to take part in the «Turkish stream».] (In Russ.).
  7. Kirillov V.B., Bulannikova YU.A. 2015, Mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyaya politika balkanskih stran: 1856-2014: uchebnik / V.B. Kirillov, YU.A. Bulannikova. – M.: «MGIMO – Universitet», 2015. – 340 s. [Kirillov V.B., Bulannikova YU.A. International relations and foreign policy of the Balkan countries: 1856-2014: textbook / V.B. Kirillov, YU.A. Bulannikova. – M.: «MGIMO – University». – 340 p.] (In Russ.).
  8. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym  30 noyabrya 2016 g.). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062 (Data obrashcheniya: 29.10.2018) [The concept of foreign policy of Russian Federation (approved by the President of Russian Federation V.V. Putin 30 november 2016 y. ).] (In Russ.).
  9. Kuda potechet "goluboe toplivo" iz "Tureckogo potoka". – URL: https://rg.ru/2018/11/22/kuda-potechet-goluboe-toplivo-iz-tureckogo-potoka.html  (Data obrashcheniya: 22.11.2018) [Where the blue fuel will flow from the «Turkish stream».] (In Russ.).
  10. Lavrov: "Tureckij potok" budet prodlen lish' pri poluchenii garantij ot ЕS. – URL: https://www.kp.ru/online/news/3299542  (Data obrashcheniya: 17.11.2018) [Lavrov: the «Turkish stream» will be extended only upon receipt of guarantees from the European Union.] (In Russ.).
  11. Lavrov: RF ne vidit problem v stremlenii balkanskih stran stat' chast'yu ЕS. – URL: https://ria.ru/20180302/1515631040.html (Data obrashcheniya: 16.05.2018) [Lavrov: RF doesn’t see a problem in the desire of the Balkan countries to become part of the European Union.] (In Russ.).
  12. Mezhdu Moskvoj i Bryusselem [Between Moscow and Brussels / Executive editor K. V. Nikiforov. M.: «Institute of Slavonic studies of the Russian Academy of Sciences», 2016. — 336 p.] (In Russ.).
  13. Mezhgosudarstvennye otnosheniya Rossii i Serbii. – URL: https://ria.ru/20181002/1529697585.html  (Data obrashcheniya: 11.10.2018) [International relations of Russia and Serbia.] (In Russ.).
  14. Mezhgosudarstvennye otnosheniya Rossii i Horvatii. – URL: https://ria.ru/20180715/1524549229.html  (Data obrashcheniya: 11.10.2018) [International relations of Russia and Croatia.] (In Russ.) .
  15. Ob"em dvustoronnej torgovli mezhdu Rossiej i Serbiej vyros na 23% v 2017 godu– URL: https://tass.ru/forumsochi2018/articles/4969030 (Data obrashcheniya: 18.05.2018) [Bilateral trade volume between Russia and Serbia increased by 23 percent in 2017 y.] (In Russ.).
  16. Respublika Serbskaya planiruet usilit' sotrudnichestvo s «Gazpromom». – URL: https://ria.ru/20180921/1529108704.html (Data obrashcheniya: 11.10.2018) [Serbia plans to increase cooperation with «Gazprom».] (In Russ.).
  17. Serbiya privela armiyu v polnuyu boevuyu gotovnost' iz-za dejstvij Kosovo. – URL: https://www.rbc.ru/politics/29/09/2018/5baf698c9a7947971f75c29c   (Data obrashcheniya: 29.09.2018) [Serbia brought the army into full combat readiness because of the actions of Kosovo.] (In Russ.).
  18. "Tureckij potok" mozhet dojti do Bolgarii. – URL: https://rg.ru/2018/05/30/tureckij-potok-mozhet-dojti-do-bolgarii.html (Data obrashcheniya: 30.05.2018) [«Turkish stream» can reach Bulgaria.]  (In Russ.) .
  19. Cipras: Greciya vedet dialog s Bryusselem po voprosu prodleniya "Tureckogo potoka" v ЕS. – URL: https://tass.ru/ekonomika/5880180 (Data obrashcheniya: 06.12.2018) [Cyprus: Greece is in dialogue with Brussels on the extension of the «Turkish stream» in the European Union.] (In Russ.).
  20. Agreement on the establishment of  the RYCO [Electronic resource]. – URL https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/policy-highlights/regional-cooperation/20150828_addendum_western_balkans_summit.pdf  (Date of access: 19.11.2017) (in Eng.). 
  21. Accession to the European Union and Perception of External Actors in the Western Balkans. Edited by D. Jović. Croatian International Relations Review, Sciendo, vol. 24(83), P. 6-32, 2018 (in Eng.). 
  22. Association/Community of Serb majority municipalities in Kosovo – general principles/main elements. – URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/statements-eeas/docs/150825_02_association-community-of-serb-majority-municipalities-in-kosovo-general-principles-main-elements_en.pdf (Date of access: 01.11.2017) (in Eng.) .
  23. Belgrade – Kosovo Agreement Text Published. – URL: https://inserbia.info/today/2013/04/belgrade-kosovo-agreement-text-published/  (Date of access: 16.10.2017) (in Eng.).
  24. Connecting_Western_Balkans_EN. –  URL: https://goo.gl/trXZix  (Date of access: 06.08.2018) (in Eng.).
  25. EU-Kommissar Hahn: "Die Russen ärgern uns, aber das ist es auch schon" - derstandard.at/2000054452553/EU-Kommissar-Hahn-Die-Russen-aergern-uns-aber-das-ist. –  URL: https://derstandard.at/2000054452553/EU-Kommissar-Hahn-Die-Russen-aergern-uns-aber-das-ist  (Date of access: 09.03.2018) (in German).
  26. Joint Declaration Adopted by Western Balkans Foreign Ministers in Vienna – Countries Will Not Obstruct Neighbours’ Progress in EU Integrations. – URL: http://balkanfund.org/2015/08/joint-declaration-adopted-by-western-balkans-governments-representatives-in-vienna-countries-will-not-obstruct-neighbours-progress-in-eu-integrations  (Date of access: 21.10.2017) (in Eng.) . 
  27. Kosovo Serb Leader, Is Killed. – URL: https://www.nytimes.com/2018/01/16/world/europe/kosovo-serb-oliver-ivanovic-killed.html  (Date of access: 18.01.2018) (in Eng.).
  28. Montenegro Resorts to 'Russian Threat' to Prove 'NATO is Paradise' to Its People. – URL: https://sputniknews.com/politics/201706111054524670-nato-accession-montenegro (Date of access:  07.11.2017) (in Eng.) .
  29. Serbia-Kosovo train row escalates to military threat. – URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-38630152  (Date of access: 07.11.2017) (in Eng.).
  30. Six new flagship initiatives to support the transformation of the Western Balkans. – URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/six-flagship-initiatives-support-transformation-western-balkans_en.pdf (Date of access: 08.02.2018) (in Eng.).
  31. Tensions soar over plans for Kosovo's national army. – URL: https://www.dailysabah.com/balkans/2018/12/07/tensions-soar-over-plans-for-kosovos-national-army  (Date of access: 07.12.2018) (in Eng.) .
  32. Thaçi: The US to be involved in Belgrade – Pristina dialogue. – URL: https://europeanwesternbalkans.com/2017/09/30/thaci-us-involved-belgrade-pristina-dialogue  (Date of access: 02.11.2017) (in Eng.).
  33. The Western Balkans' Berlin process: A new impulse for regional cooperation [Electronic resource]/ European Parliament. – 2016. – URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586602/EPRS_BRI%282016%29586602_EN.pdf   (Date of access: 06.03.2018) (in Eng.).
  34. Turkey, Russia pursue gas pipe dream as EU frets. – URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-turkey-turkstream/turkey-russia-pursue-gas-pipe-dream-as-eu-frets-idUSKCN10C2NT  (Date of access: 08.04.2018) (in Eng.).
  35. Vienna Western Balkans Summit 2015. Addendum. [Electronic resource]. – URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/policy-highlights/regional-cooperation/20150828_addendum_western_balkans_summit.pdf (Date of access: 19.10.2017) (in Eng.).

Information about the authors 

Denis R. Sharafutdinov, Cand. Sci. (History), Senior lecturer at the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.

 

Damir R. Islamov,  2nd year master's student at the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.

Corresponding author

Denis R. Sharafutdinov, e-mail: sfincs_88@mail.ru.

Наука. Общество. Оборона

2020. Т. 8. № 1

2311-1763

Online ISSN

Science. Society. Defense

2020. Vol. 8. № 1


Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN