Военно-воздушная академия
Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 1
УДК: 355.231.1
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10228
Поступила в редакцию: 10.11.2019 г.
Опубликована: 11.01.2020 г.
Submitted: November 10, 2019
Published online: January 11, 2020
Для цитирования: Беляев Р. В., Карлова Е. Н. Кадетское образование в системе подготовки офицерских кадров Военно-воздушной академии: история и современность. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):9-9. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10228.
For citation: Belyaev R. V., Karlova E. N. Cadet education in the officer training system of the Air Force Academy: history and modernity. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):9-9. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10228.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Обзорная статья
Кадетское образование в системе подготовки офицерских кадров Военно-воздушной академии: история и современность
Р. В. Беляев1, Е. Н. Карлова2
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8037-1992, e-mail: b7x@mail.ru
2 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3687-4298, e-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru
Аннотация:
Введение. Статья приурочена к 100-летнему юбилею Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, в состав которой входит Кадетский корпус (инженерная школа), воплощающий лучшие традиции отечественного кадетского и суворовского воспитания.
Содержание. В статье раскрываются проблемы ранней военно-профессиональной ориентации молодежи в общеобразовательных организациях Министерства обороны, традиции кадетского образования и их интерпретация на современном историческом этапе. Авторы рассматривают кадетское образование как начальное звено системы непрерывного военного образования, на котором закладываются основы личности будущих офицеров, воспроизводятся воинские ценности и традиции. В статье выявлены принципы кадетского образования, его неизменные и вариативные черты, проиллюстрированные на примере Воронежских кадетских организаций ведомственного подчинения. К инвариантному ядру кадетского образования авторы относят социализирующие практики воинского воспитания, направленные на формирование чувств патриотизма, преданности воинскому долгу, корпоративности и товарищества. Исторический облик кадетского образования в дореволюционный период был обусловлен социально-политической необходимостью воспроизводства и консолидации дворянского сословия, а также восполнения пробелов общего образования. Суворовские военные училища советского образца должны были частично решить проблему массового послевоенного сиротства и оказать поддержку семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Современный этап развития кадетского образования характеризуется авторами ориентированностью на разные целевые группы, в том числе талантливых детей.
Заключение. Авторы делают вывод о разнообразии профессиональных траекторий для одаренных молодых людей, среди которых военную службу выбирают юноши с развитой военно-профессиональной направленностью, занимающие активную жизненную позицию, составляющие кадровый резерв военной элиты.
Ключевые слова:
кадетское образование, суворовские училища, кадетские корпуса, военно-профессиональная ориентация, военная социализация, личностно-ориентированное обучение,
Воронежское суворовское военное училище
ВВЕДЕНИЕ
23 ноября 2020 года Военно-воздушная академия встречает свой 100-летний юбилей, занимая передовые позиции в системе военного образования и науки. Военно-воздушная академия реализует концепцию непрерывного профессионального образования, осуществляя подготовку военных авиационных кадров по программам специалитета, магистратуры, адъюнктуры, переподготовки и повышения квалификации, готовит научные кадры в докторантуре (рисунок 1). Особое внимание в академии уделяется ранней военно-профессиональной ориентации молодежи и привлечению в профессию, талантливых и мотивированных юношей. С 2015 г. старшеклассники могут начать осваивать интересную и востребованную профессию военного авиационного инженера в кадетском корпусе (инженерной школе), входящем в состав академии.
Кадетский корпус – одно из самых молодых и технологичных подразделений академии, однако, в нем нашли воплощение лучшие традиции отечественного кадетского и суворовского воспитания. В данной статье раскрываются общие, переходящие из поколения в поколение, традиции кадетского образования и его особенности в разные исторические периоды, проиллюстрированные на примере Воронежских организаций ведомственного подчинения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кадетское образование в России, ведущее свою историю с XVIII в., представляет собой уникальный социокультурный и педагогический феномен. За время своего существования оно претерпевало значительные трансформации, однако неизменным было его предназначение как института формирования военно-профессиональной ориентации воспитанников, воспитания личности будущих офицеров. Кадетские корпуса, суворовские, нахимовские училища и другие общеобразовательные организации, находящиеся в подчинении военного министерства, на протяжении многих лет развивали в своих воспитанниках глубокие чувства патриотизма, преданности воинскому долгу, корпоративности и товарищества.
Инвариантными ядром кадетского образования являются также социализирующие практики воинского воспитания, направленные на формирование прочной военно-профессиональной ориентации: ношение военной формы, традиции и ритуалы, интеграция воспитания и образования в закрытой среде образовательной организации [1]. Ценности и социализирующие практики выступают неизменным фундаментом для исторически вариативных моделей кадетского образования: дореволюционного, советского и современного российского.
Исторический облик кадетского образования в тот или иной период обусловлен объективными потребностями общества и армии, особенностями социально-политической обстановки, а также педагогическими взглядами и тенденциями развития теории и практики воспитания и обучения (таблица).
Таблица / Tab.
Исторические модели кадетского образования
The historical models of cadets education
В дореволюционный период кадетские корпуса служили социальным институтом воспроизводства и консолидации дворянского сословия, а также восполняли дефицит университетов и гимназий. Неразвитость системы гражданского образования в XIX в. вынуждала принимать в военно-учебные заведения детей «в самом нежном возрасте» от 6 до 11 лет, для того, чтобы дать им начальное образование и приучить к систематическому труду. Кадетские корпуса находились под непосредственным контролем главного начальника военно-учебных заведений, которыми в XIX в. последовательно являлись лица императорской фамилии: великие князья Константин Павлович и Михаил Павлович [2, c.10].
Особую роль в деле создания и развития системы кадетских корпусов играл лично император Николай I. В период его правления в 1845 году в Воронеже был открыт кадетский корпус, названный в честь великого князя Михаила Павловича (рисунок 2). Обучение кадетов осуществлялось согласно «Наставлению для образования воспитанников военно-учебных заведений», в котором начальником штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям генерал-майором Я.И. Ростовцевым были изложены приоритетные направления программы подготовки будущих офицеров.
Военно-учебным заведениям было поставлено в обязанность «приготовлять ни чисто ученого, ни собственно-светского человека, а честного и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, постигающего сознательно прямые обязанности будущего своего назначения» [5]. В кадетских корпусах мальчики получали общее и специально-военное образование с углубленным изучением математических и военных дисциплин, необходимых для подготовки к поступлению в высшие специальные военно-учебные заведения.
К 1917 г. в России действовал 31 кадетский корпус, среди которых достойное место занимал Воронежский, Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус со штатной численностью воспитанников 500 человек. Среди выпускников Михайловского Кадетского корпуса – известные деятели Белого движения, видные политические и военные деятели, ученые и изобретатели, литераторы, историки, композиторы. Воспитанниками корпуса были выдающийся конструктор, разработчик трёхлинейной штатной винтовки, генерал-майор С.И. Мосин, электротехник, один из изобретателей лампы накаливания А.Н. Лодыгин, видный общественный деятель, философ, теоретик и идеолог марксизма Г.В. Плеханов, писатели и историки Н.Ф. Бажин, Н.П. Барсуков, А.С. Суворин и многие другие [6]. После революционных событий февраля 1917 г. большинство кадетских корпусов, в том числе Воронежский, преобразованы в гимназии Военного ведомства, а в 1918 г. окончательно расформированы.
Новая страница истории кадетского образования начинается 21 августа 1943 г., когда вышло в свет Постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, выносилось решение о формировании к 1 декабря 1943 г. девяти суворовских военных училищ по образцу дореволюционных кадетских корпусов, в частности в городе Воронеж, который всего несколько месяцев назад был освобожден от фашистов. Суворовские военные училища должны были частично решить проблему массового послевоенного сиротства, дать детям погибших военнослужащих, партизан и других категорий советских граждан общее среднее образование и подготовить их к военной службе.
Суворовские училища создавались, как правило, на месте дореволюционных кадетских корпусов, однако здание бывшего Воронежского кадетского корпуса, было уничтожено отступавшими немецкими войсками. Поэтому для размещения личного состава Воронежского Суворовского военного училища (далее – Воронежское СВУ) было решено отдать уцелевшее в левобережной части города здание, которое накануне Великой Отечественной войны занимала танковая часть, а в настоящее время располагается один из учебных городков Военно-воздушной академии (рисунок 3).
1 декабря 1943 г. в Воронежском СВУ начался учебный год. С первых дней функционирования училища воспитанники, преподаватели и офицеры-воспитатели принимали активное участие по созданию лабораторий для занятий, оформлению учебных классов, изготовлению наглядных пособий, ремонту жилых помещений, благоустройству двора училища. В тяжелые послевоенные годы суворовцы активно включились в жизнь города: расчищали улицы, руины зданий, помогали воронежцам восстанавливать жилье, сажали деревья, выезжали в поля на сельскохозяйственные работы.
В Воронежское СВУ принимались дети от 10 до 13 лет с семилетним сроком обучения. Поскольку суворовцы целенаправленно готовились для продолжения профессиональной карьеры военнослужащего, внутренний порядок в училище был организован согласно требованиям Устава внутренней службы и включал в себя такие элементы распорядка дня как утренний осмотр, зарядка, трехразовое питание в столовой, учебные занятия, самоподготовку, личное время, вечернюю поверку и т.д. [3]
Помимо изучения общеобразовательных предметов воспитанники Воронежского СВУ занимались усиленной военной подготовкой, с ними проводились занятия по танцам, эстетике, прививались этические навыки. Внеклассное время суворовцы проводили на свежем воздухе, занимались в спортивных секциях, работали в музыкальных и литературных кружках, кружках изобретательства и изобразительного искусства (рисунок 4).
Каждое лето суворовцев ждал лагерный сбор, целый месяц ребята проводили в походах, изучая достопримечательности Воронежского края и обучаясь военному делу. В сутки воспитанники проходили по 30-35 километров, соблюдали строгий распорядок дня, ежедневно отрабатывали практические навыки инженерной, тактической, топографической подготовки. В лагерных сборах формировалась физическая сила и выносливость суворовцев, терпение, товарищество и умение преодолевать трудности [4].
Результаты ранней профориентации и подготовки в суворовских училищах проявлялись в результатах дальнейшей учебы в военных вузах. К характерным чертам курсантов – бывших суворовцев относились хорошая общеобразовательная подготовка, широкий кругозор, физическая выносливость, строевая выправка, умение носить военную форму, готовность прийти на помощь товарищу, обязательность, трудолюбие (рисунок 5). Первые отзывы на воронежских суворовцев из военных училищ говорили о том, что Советская Армия получает достойное пополнение. Суворовцы оказывали положительное влияние на качество подготовки остальных курсантов, особенно в послевоенные годы. Глубина знаний, полученных в Воронежском СВУ, заставляли преподавателей училищ более тщательно готовиться к занятиям [3].
В начале шестидесятых годов ХХ в. вместе с масштабным сокращением Вооруженных Сил, снизились объемы и сроки обучения в довузовских образовательных организациях. В системе Министерства обороны СССР остались пять суворовских военных училищ с двухгодичным сроком обучения. Воронежское СВУ было расформировано к 1 октября 1963 г., просуществовав, таким образом, двадцать лет и осуществив 15 выпусков. За это время училище успешно окончили 1129 суворовцев, в том числе с золотой медалью 62 воспитанника, с серебряной – 98. Большинство выпускников продолжили военное образование и стали офицерами. Среди воспитанников училища есть также лауреаты Государственной премии СССР, заслуженные врачи, тренеры, деятели науки, изобретатели.
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ РОССИИ
Современный этап развития довузовского военного образования в России характеризуется расширением сети общеобразовательных организаций Министерства обороны и увеличением их разнообразия. С 2008 г. суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса постепенно переходят на семилетний срок обучения, открыт пансион воспитанниц Министерства обороны РФ, создана сеть президентских кадетских училищ и школ для одарённых детей при военно-учебных заведениях. Общеобразовательные организации МО РФ ориентированы на разные целевые группы детей. Большая часть организаций традиционно выполняют функцию социальной поддержки семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, помогая сиротам, детям из неполных семей и другим категориям, стать полноценными членами общества, получить достойное образование и перспективы дальнейшей профессиональной самореализации. Казачьи организации поддерживают этнокультурную самобытность, школы для одаренных детей и президентские кадетские корпуса призваны воспитать будущую элиту Вооруженных Сил, пансион воспитанниц МО РФ устанавливает гендерный баланс довузовских военных организаций.
Лучшие традиции кадетской и суворовской подготовки в сочетании с новейшими образовательными технологиями воплотились в кадетском корпусе (инженерной школе), входящем в состав Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». В кадетский корпус поступают юноши, окончившие девять классов средней школы и показывающие высокие результаты в учебе, необходимые для изучения математики и физики на профильном уровне, а также овладения элективными учебными курсами физико-математического профиля и интегрированными дополнительными программами физкультурно-спортивной, естественнонаучной, технической, художественной и социально-педагогической направленности (рисунок 6).
Для раскрытия научного и творческого потенциала воспитанников кадетского корпуса созданы уникальные возможности. В школе развернуты четыре специализированных класса, оснащенные современной цифровой техникой, интерактивными досками и мультимедийными наглядными пособиями (рисунок 7).
Отдельные занятия и факультативы проводят профессора и лучшие преподаватели Военно-воздушной академии. Кадеты принимают участие в разнообразных научных мероприятиях, постепенно интегрируясь в образовательную и научную жизнь Военно-воздушной академии.
Поступающие в кадетский корпус школьники проходят тщательный профессионально-психологический отбор, каждый из них, кроме мотивации к военной службе, имеет прочные знания, физическую подготовку и творческие таланты, необходимые для успешного продолжения образования в кадетском корпусе и участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, спартакиадах различного уровня. Высоких результатов в 2019 г. воронежские кадеты добились на V Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку». Представленные кадетами проекты были отобраны для участия в международном форуме Армия-2019 (рисунок 8). Воспитанники воронежского кадетского корпуса успешно выступают на всероссийских и всеармейских олимпиадах школьников по физике, математике, информатике, английскому языку, активно участвуют в Спартакиаде Вооруженных Сил среди сборных команд общеобразовательных организаций МО РФ и других мероприятиях. Развитию творческой активности воспитанников способствуют подготовка к участию в кинофестивале любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд», занятия в художественных студиях и мастерских.
Воспитанники кадетского корпуса академии достойно выдерживают конкуренцию с более опытными суворовцами, нахимовцами и кадетами, обучающимися в общеобразовательных организациях Министерства обороны с пятого класса. Так, в 2019 г. команда Воронежского кадетского корпуса заняла призовое место в первенстве по городошному спорту, успешно выступила в первенстве по пулевой стрельбе и на чемпионате по шахматам.
Насыщенная учебная программа, занятия в секциях и кружках, участие в конкурсах разного уровня практически не оставляют воспитанникам свободного времени. Однако строгое соблюдение воинской дисциплины, комплексный подход к интеллектуальному, физическому и военно-патриотическому воспитанию дают блестящий результат в подготовке будущих военно-авиационных кадров. В 2019 г. кадеты сдали единый государственный экзамен по физике в среднем на 73,4 балла, по математике – на 72 балла, по русскому языку – на 78,4 балла, что значительно превосходит средние российские показатели и является одним из лучших результатов среди общеобразовательных организаций Министерства обороны. Почти 85% выпускников Кадетского корпуса (инженерной школы) продолжают обучение в вузах Министерства обороны, составляя элиту курсантского коллектива. Будучи курсантами, они занимают должности младших командиров, являются отличниками учебы, показывают значимые результаты в военно-научной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитая система среднего и высшего образования и благополучное социально-экономическое положение в современной России предоставляет школьникам, стоящим на пороге взрослой жизни, большое количество маршрутов профессионального самоопределения. Освоение военной профессии с детского возраста уже не является, как в предыдущие исторические периоды, сословной традицией или вынужденной мерой в силу ограниченности выбора. Сегодня офицерами становятся те, кто чувствует призвание к военной службе, готов овладеть сложнейшими технологиями для управления новейшей военной техникой, занимает активную жизненную позицию и умеет работать в команде. Утвердиться в своем профессиональном выборе, сформироваться как личность, получить фундаментальные знания и развить творческие способности такие ребята могут в Кадетском корпусе (инженерной школе), являющейся начальным звеном непрерывной подготовки военно-авиационных кадров в Военно-воздушной академии.
Список литературы
- Абрамов А.П. Социокультурное измерение модернизации среднего специализированного военного образования. – Наука. Культура. Общество. 2016. №2. С. 79-90.
- Аурова Н. Н. От кадета до генерала. Повседневная жизнь русского офицера в конце XVIII – первой половине XIX века. М.: Новый хронограф. 2010. 464 с.
- Дрозд Е. В. Обзор опыта развития военно-профессиональной ориентации в СССР (на примере Воронежской области). – Перспективы науки и образования. 2016. № 5. С. 55-63.
- Лопуховский Л. Н., Ковалев В. П. Воронежское суворовское (История ВжСВУ. 1943-1963 гг.). Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2013. 694 с.
- Ростовцев Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: Высочайше утверждено 24 дек. 1848 г. СПб., 1849. 185 с.
- Седова Е. Е., Пономарева С. В. Роль преподавателя в личностном становлении воспитанников кадетского корпуса (на примере Воронежского Михайловского кадетского корпуса в XIX веке). – Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. №3 (264). С. 73-77.
Информация об авторах
Беляев Роман Владимирович, кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.
Карлова Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Карлова Екатерина Николаевна, ekaterina-n-karlova@yandex.ru.
MILITARY EDUCATION
Review
Cadet education in the officer training system of the Air Force Academy: history and modernity
R. V. Belyaev1, E. N. Karlova2
1 Air Force Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy
named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin», Voronezh, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8037-1992, e-mail: b7x@mail.ru
2 Air Force Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy
named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin», Voronezh, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3687-4298, e-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru
Abstract:
Introduction. The article is dedicated to the 100th anniversary of the Air Force Academy Named After Professor N.E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin. The academy includes the Cadet corps (engineering school), embodying the best traditions of Russian cadet and Suvorov education.
Content. The article is devoted to the problem of early military-professional orientation in the military secondary education organizations, traditions of cadet education and their interpretation at the modern historical stage. The authors consider cadet education as the initial link of the continuous military education, on which the foundations of the personality of future officers are laid, military values and traditions are reproduced. The article reveals the principles of cadet education, its invariable and variable features, illustrated by the example of Voronezh cadet organizations of departmental subordination. The authors refer to the invariant core of cadet education as socializing practices of military education aimed at forming values of military honor, patriotism, courage, comradeship, loyalty to military duty. The historical appearance of cadet education in the pre-revolutionary period was due to the socio-political necessity of nobility reproduction and consolidation, as well as filling the gaps in General education. Soviet Suvorov military schools partially solved the problem of mass after-war orphanhood and provided support to families who found themselves in a difficult life situation. Cadet education on the current stage is focus on different target groups, including gifted children.
Conclusion. The authors conclude that among the variety of professional trajectories for gifted young people, military service is chosen by youth with a developed military-professional orientation, who occupy an active life position, and representing the military elite’s personnel reserve.
Keywords:
cadet education, Suvorov schools, cadet corps, military professional orientation, military socialization, personality-oriented training, Voronezh Suvorov Military School
References
- Abramov, A.P. 2016, Sotsiokul'turnoe izmerenie modernizatsii srednego spetsializirovannogo voennogo obrazovaniya [Socio-Cultural dimension of modernization of secondary specialized military education]. – Nauka. Kul'tura. Obshchestvo. 2016. No. 2. P. 79-90. (In Russ.).
- Aurova, N.N. 2010, Ot kadeta do generala. Povsednevnaya zhizn' russkogo ofitsera v kontse XVIII – pervoi polovine XIX veka [From cadet to General. Everyday life of a Russian officer in the late XVIII – first half of the XIX century]. Moscow: Novyi khronograf. 2010. 464p. (In Russ.).
- Drozd, E.V. 2016, Obzor opyta razvitiya voenno-professional'noi orientatsii v SSSR (na primere Voronezhskoi oblasti) [Review of the experience of development of military-professional orientation in the USSR (on the example of the Voronezh region)]. – Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2016. No. 5. P. 55-63. (In Russ.).
- Lopukhovskii, L.N., Kovalev, V.P., 2013, Voronezhskoe suvorovskoe (Istoriya VzhSVU. 1943-1963 gg.) [Voronezh Suvorovsky (History of the Voronezh Suvorov military school. 1943-1963)]. Voronezh: VUNTS VVS «VVA», 2013. 694 p. (In Russ.).
- Rostovtsev, Ya.I., 1849, Nastavlenie dlya obrazovaniya vospitannikov voenno-uchebnykh zavedenii: Vysochaishe utverzhdeno 24 dek. 1848 g. [Instruction for education of pupils of military educational institutions: Highly approved 24 Dec. 1848]. St. Petersburg, 1849. 185 p.
- Sedova, E.E., Ponomareva, S.V., 2014, Rol' prepodavatelya v lichnostnom stanovlenii vospitannikov kadetskogo korpusa (na primere Voronezhskogo Mikhailovskogo kadetskogo korpusa v XIX veke) [The role of the teacher in the personal development of students of the cadet corps (on the example of the Voronezh Mikhailovsky cadet corps in the XIX century)]. –Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No. 3 (264). P. 73-77. (In Russ.).
Information about the authors
Roman V. Belyaev, Сand. Sci. (Pedagogy), Head of the Research Center of Informational and Educational Technologies of the Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin”, Voronezh, Russian Federation.
Ekaterina N. Karlova, Сand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Senior staff scientist of the Research Center of Informational and Educational Technologies of the Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin”, Voronezh, Russian Federation.
Corresponding author
Ekaterina N. Karlova, e-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense