Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 2
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 2
UDC: 740
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243
Поступила в редакцию: 04.02.2020 г.
Опубликована: 07.05.2020 г.
Submitted: February 4, 2020
Published online: May 7, 2020
Для цитирования: Исаев А. А. Психология профессионального здоровья и вовлеченность: обзор концепций конца XX – начала XXI века. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(2):23-23. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243.
For citation: Isaev A. A. Psychology of occupational health and work engagement: review of concepts late XX – early XXI centuries. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(2):23-23. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Обзорная статья
Психология профессионального здоровья и вовлеченность: обзор концепций конца XX – начала XXI века
А. А. Исаев 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7427-2162, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Аннотация:
Введение. Психология профессионального здоровья - область знаний, которая приобретает сегодня все больше популярности и становится все более востребованной во многих самых разнообразных сферах. В этой статье мы фокусируемся на самых значимых теориях и концепциях этой области знаний, беря в круг рассмотрения как отечественных авторов, так и зарубежных. Мы обобщаем важные концепции профессионального здоровья и различные плотно сопряженные с этой сферой концепции. В частности, подробнее остановимся на понятии “Вовлеченность”. В круг наших интересов вошли как отечественные концепции и термины, так и исследования зарубежных авторов.
Основная часть. В начале статьи указываются наличествующие в российской научной литературе определения профессионального здоровья В.А. Пономаренко, В.И. Шостак, Л.М. Митиной, А.Г. Маклакова, Г.С. Никифорова и других. Логичным продолжением в статье является рассмотрение теории зарубежных авторов в контексте психологии профессионального здоровья: концепция психологического капитала (PsyCap); концепция вовлеченности A. Bakker (рассматриваемая некоторыми авторами как синоним профессионального здоровья, а также как противоположность концепции профессионального выгорания); концепция холистического здоровья (М. Фридман, Р. Розенман), которая определяет профессиональное здоровье как составляющую интегративного здоровья.
Заключение. Рассматриваемые исследования эволюционируют и представляют как практическую, так и теоретическую значимость для психологии профессионального здоровья. На сегодняшний день мы видим обращение к позитивному пониманию психологии здоровья и все более широкое обращение к изучению его позитивных феноменов, а также вопросов профилактики и сохранения.
Ключевые слова:
психология здоровья, вовлеченность, профессиональное здоровье, отношение к здоровью
ВВЕДЕНИЕ
Психология профессионального здоровья – отрасль, которая становится все более обсуждаемой и растущей в самых различных приложениях. В этой статье мы рассматриваем наиболее важные теории этого направления, принимая во внимание как отечественных авторов, так и зарубежных. Отдельное внимание мы уделим понятию “Вовлеченность”.
Ученые, исследующие здоровье работников полагают, что под этим термином можно понимать “возможность человека аккумулировать нужные компенсаторные и защитные особенности, имеющие связь с профессиональной надежностью и работоспособностью при самых разных проявлениях профессиональной деятельности” (В. А. Пономаренко) [17], либо более обширно, как “возможность человека удерживать важные компенсаторные и защитные особенности, влияющие на работу в среде, в которой происходит деятельность работника”.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
А. Г. Маклаков подчеркивает, что здоровье работников – “это определенная степень компонентов здоровья специалиста, отвечающая запросам профессиональной деятельности и влияющая на ее эффективность” [11]. Маклаков ввел понятие «Личностный адаптационный потенциал». Автор использует это понятие, подразумевая интегральное свойство психики. Это свойство, в теории Маклакова, значимо влияет на уровень адаптированности и профессиональное здоровье.
Р. А. Березовская определяет профессиональное здоровье как степень уравновешенности социальных запросов социума и свободы действий индивида в алгоритме рабочей деятельности [1].
А. В. Антоновский сообщает, что «общим для всех значений есть то, что изучение профессионального здоровья как проникающего в другие структуры понятия, находится в контексте схемы «здоровье - адаптированность - работоспособность - эффективность» [28].
Обозначая психологическое благополучие как набор компонентов, О. В. Хухлаева обозначает между ними следующие:
ТЕОРИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ
В ходе экспериментов М. П. Лейтер и С. Маслач [32] определили, что вовлеченность включает в себя энергичность, эффективность, заинтересованность – три фактора, противоположных выгоранию. Они доказывают это тем, что при выгорании энергия превращается в усталость, увлеченность в цинизм, эффективность в неэффективность. Соответственно, вовлечённость проявляется противоположной закономерностью оценок по трём категориям MBI (методика измерения выгорания Маслача): низкими результатами по истощению и цинизму, высокими по профессиональной эффективности [32].
Иная точка зрения свидетельствует о том, что вовлечённость – это определение, противоположное выгоранию. Таким образом, вовлеченность в работу – это позитивное, полноценное, аффективно-мотивационное, сопряженное с работой состояния благополучия, которое определяется энергичностью, преданностью, погруженностью в деятельность [34].
В. А. Кан [30] выбрал другой подход для концептуализации вовлечённости: «вовлечённые работники психологически, физически включены в исполнение своих рабочих ролей. Таким образом вовлечённые работники отдают многое работе, потому что идентифицируются с ней». По идее Кана [30], возможны динамическая и диалектическая связи между человеком, который имеет власть над своей энергией (физической, когнитивной, эмоциональной) выступая как работник, с одной стороны, и рабочей ролью, позволяющей выразить себя, с другой стороны.
Впечатленный работой Кана, Н. П. Ротбард [33] обозначил вовлечённость, как двумерную мотивационную структуру, которая вмещает внимание (“когнитивная доступность и количество времени, которое человек тратит на размышления о роли”) и абсорбцию (“интенсивность своего внимания на роли”). Нужно отметить, что особенным ориентиром вовлеченности для Кана [30] является роль рабочей деятельности, в то время как для тех, кто полагает вовлеченность позитивной противоположностью выгорания, это сама работа.
И. Хеллевиг [23] трактует вовлеченность как мнение работника об организации, ее начальниках, требованиях и трудовой среде, при котором он выражает настоящее внимание к достижениям организации и хочет выполнять свои обязанности, превышая установленные стандарты. Подобным образом можно обозначить вовлеченность в работу как то, в какой степени человек идентифицирует себя со своей работой.
Вовлеченность плотно сопряжена и с мотивацией, и с удовлетворенностью: чем сильнее работник увлечен деятельностью, тем сильнее он удовлетворен позицией в компании. Вовлеченность включает в себя потребность человека много работать и применять усилия больше тех, что требуются от обыкновенного сотрудника.
КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
В работах Г. С. Никифорова [16] о профессиональном здоровье четко показано, что выгоранию лучше сопротивляются те профессионалы, которые осознают свой труд как миссию, значимо оценивают смыслы профессиональной деятельности. Это означает, что вовлеченность является близкой к структурам профессионального самосознания, высшим ступеням развития человека как личности и как профессионала.
Вовлеченность и мотивация и энергетические ресурсы человека связаны друг с другом в модели РТР Бэккера [29], которая указывает на два независимых процесса: мотивационный процесс (увлеченность) и процесс истощения энергии (стресс). Структура ресурсов и требований и работы (РТР), созданная голландскими организационными психологами А. Беккером и Е. Демероути [29], характеризует специфику взаимодействия требований и ресурсов деятельности и определяет механизмы их совместного эффекта.
Адам Цукерман [25] расчленяет структуры вовлеченности примерно на три главных блока: сопряженные с фигурой управляющего, с торговой маркой организации, помимо этого, с особенностями деятельности и обстановкой на рабочем месте. Сообразуясь с этой моделью вовлеченности, фундамент вовлеченности работников определяют: привязанность к организации; обстановка, способствующая к напряженной работе и помогающая росту трудовых индексов; помимо этого, личные условия работы: трудовая обстановка.
Ученые из Великобритании Девид Маклеод и Нита [2] говорят о четырех важнейших условиях вовлеченности работников – лидерство (leadership), стимулирующие менеджеры (engaging managers), возможность собственного голоса (voice) и соблюдение правил рабочей этики (integrity).
Если брать во внимание психологическое благополучие, то различные авторы делят теорию благополучия на два подхода: гедонистический (от греч. hedone – «наслаждение») и эвдемонистический (от греч. eudaimonia – «счастье, блаженство»).
Согласно эвдемонистическму подходу К. Рифф [6] построила сложную систему психологического благополучия. Эта система представляет собой шесть главных структур: присутствие цели в жизни, положительные отношения с людьми, личностный рост, контроль своего окружения, самопринятие и независимость.
Одной из важных сложностей, имеющихся в книгах о вовлеченности работников, является отсутствие общепринятого понятия. Принимая во внимание обзор книг, представленный в работе Сандип Кулар, мы имеем возможность выделить некоторые теории в этом направлении [Kular et al., 2008].
Одно из исследований, касающихся вовлеченности, было проведено Каном в 1990 году. Поэтому мы в праве уточнить, что теме вовлеченности больше пятнадцати лет. Кан понимает вовлеченность работников как изучение сотрудниками компании своих рабочих функций; вовлеченные работники реализуются физически, интеллектуально и эмоционально в ходе профессиональной деятельности [30]. Кан считает:
В последующих исследованиях вовлечение работников больше обозначается терминами приверженности, синонимичные с лояльностью, как пример эмоциональная и интеллектуальная лояльность месту работы [Baumruk, 2004; Richman, 2006; Shaw, 2005], или теории вложений и инвестиций: число самостоятельных действий, отданных работниками в осуществление собственной профессиональной деятельности [Frank, Finnegan, & Taylor, 2004].
Несмотря на факт того, что множеством работ учитывается многомерность системы вовлеченности работников, о чем говорил Кан, постоянно обнаруживаются намерения придумать несложное и упрощенное значение. Подобный вектор чаще обнаруживается в бизнесе. Исследователь Трусс с другими учеными обозначает вовлеченность работников как «желание профессиональной деятельности», что, согласно их убеждениям, определяет главный предмет, который проскальзывает сквозь все психологические состояния, обозначенные Каном в трех факторах вовлеченности [Truss et al., 2006]. Робинсон и коллеги обозначает вовлеченность как «единую ступень наверх от обязанностей» [Robinson, Perryman & Hayday, 2004].
Иное направление теоретического понимания вовлеченности – использование механизмов концепции обмена. Сакс считает, что сильное теоретическое обоснование к пониманию вовлечения работников мы способны обнаружить в концепции общественного обмена (SET) [Saks, 2006]. Фундаментом концепции общественного обмена является то, что общение работника и рабочей структуры эволюционируют постепенно в честные, стойкие обоюдные требования до того момента, пока стороны принимают так называемые "условия" обмена [Cropanzano, Mitchell 2005]. Исходя из этого, вовлеченность в понятиях этой концепции, понимается как способность работника вкладывать собственные умственные и эмоциональные вложения в то, чем занимается организация, меняя свои вложения на возможности, которые может дать организация.
Обобщая работы в сфере изучения вовлеченности работников, Девид Маклеод и Нита Кларк рассуждают о самых разных обозначениях вовлеченности. Много работ построены на изучении единичном компоненте вовлеченности (эмоциональном, когнитивном или поведенческом), остальные – на единичном или некоторых, но не на всех. С учетом этого, в тестах на определение вовлеченности работников неодинаково обсуждаются итоги деятельности: исходя из прихода и ухода работников, итогов работы, выручки. В некоторых работах внимание уделяется условиям, в остальных вовлеченность обсуждается на разных ступенях, например, группа, организация [MacLeod, Clarke, 2006].
Мэй с другими психологами сравнивают вовлеченность с остальными терминами. По их убеждению, вовлеченность очень плотно сопряжена с понятиями «участие в рабочем процессе» (job involvement) и «поток» (flow) [May, Gilson & Harter, 2004].
Существует несколько ключевых компонентов, с помощью которых сегодня исследуется вовлеченность:
В исследовании, в котором проводилась репликация системы Кана, Мэй с другими исследователями определили, что осмысленность, отсутствие опасности и доступность в высокой мере сопряжены с вовлеченностью. Помимо этого ученые обнаружили, что наполнение рабочей деятельности и роли являются позитивной причиной психологического веса рабочей деятельности; оценивание работника и похвала начальника положительно сопряжены с психологической безопасностью, между тем принятие работником норм и самосознание связаны отрицательно. Ресурсы были сопряжены с психологической готовностью, однако присутствие разных обязанностей было отрицательным фактором. В общем были замечены существенные различия в показаниях сотрудников в зависимости от вовлеченности [May, Gilson & Harter, 2004].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проанализированы главные концепции профессионального здоровья и теории вовлеченности. В рассматриваемые концепции попали как отечественные авторы и понятия, так и работы зарубежных специалистов. Разработка выбранной проблематики постоянно расширяется как российскими, так и зарубежными исследованиями, которые на сегодняшний день продолжают эволюционировать и представляют как практическую, так и теоретическую значимость для психологии профессионального здоровья. Сегодня мы наблюдаем поворот к позитивному пониманию психологии здоровья и все более тщательное обращение к исследованию его позитивных феноменов, а также вопросов профилактики и сохранения.
Список литературы
Информация об авторе
Исаев Андрей Андреевич, магистр психологии, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Исаев Андрей Андреевич, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
NATION’S HEALTH
Review
Psychology of occupational health and work engagement:
review of concepts late XX – early XXI centuries
A. A. Isaev 1
1 Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7427-2162, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Abstract:
Introduction. Psychology of occupational health is a field of knowledge that is becoming more and more popular today and it is becoming more and more popular in many different areas. In this article, we focus on the most important theories and concepts of this field of knowledge, taking into consideration both domestic and foreign authors. We summarize important concepts of occupational health and various closely related concepts. In particular, we attend at the concept of “Involvement” in more detail. Our interests include both domestic concepts and terms, as well as research by foreign authors.
Main part. At the beginning of the article, there are Russian authors who research professional health (V. A. Ponomarenko, V. I. Shostak, L. M. Mitina; A. G. Maklakov; G. S., Nikiforov, etc.). A continuation of the article is the review of foreign authors theories in the context of occupational health psychology: the concept of psychological capital (PsyCap); the concept of involvement by Bakker A. B. (considered by some authors as a synonym for professional health, as well as the opposite of the concept of professional burnout); the concept of holistic health (M. Friedman, R. Rosenman), which defines occupational health as a component of integrative health.
Conclusion. The studies in the psychology of occupational health are evolving and have both practical and theoretical implications for occupational health psychology. Today we see an appeal to a positive understanding of the psychology of health and an increasing appeal to the study of positive phenomenal, as well as issues of prevention and preservation of health.
Keywords:
occupational health, work engagement, involvement, health
References
Information about the author
Andrey A. Isaev, master's degree in psychology, postgraduate student of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Andrey A. Isaev, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense