Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 1
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 1
УДК: 93/94
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10227
Поступила в редакцию: 24.10.2019 г.
Опубликована: 27.12.2019 г.
Submitted: October 24, 2019
Published online: December 27, 2019
Для цитирования: Моисеев А. Н., Моисеева Т. А. Военные комиссариаты как самостоятельный орган местного военного управления: становление в межвоенный период (на материалах Среднего Поволжья). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(1):3-3.
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10227.
For citation: Moiseev A. N., Moiseeva T. A. Military commissariats as an independent body of local military administration: formation in the interwar period (on the materials of the Middle Volga). Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(1):3-3. (In Russ.)
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10227.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
АРМИЯ, ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Обзорная статья
Военные комиссариаты
как самостоятельный орган местного военного управления: становление в межвоенный период
(на материалах Среднего Поволжья)
А. Н. Моисеев 1, Т. А. Моисеева 2
1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-916X, e-mail: vertolet_k27tb@mail.ru
2 Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета,
г. Сызрань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6403-8564, e-mail: t-nekst@mail.ru
Аннотация:
Введение. Статья раскрывает причины, особенности возникновения и становления военных комиссариатов как самостоятельных органов местного военного управления Среднего Поволжья в период Гражданской войны и в межвоенный период.
Целью научного исследования является усовершенствование структуры местных органов военного управления современной России (военных комиссариатов) и повышение уровня эффективности их работы.
Обращается внимание на значимость восстановления (реформирования) системы органов местного военного управления, существовавшего в царской России, молодым Советским правительством в ходе тяжелых поисков форм и способов создания новых Вооруженных сил. Показаны проблемы проведения призывной и мобилизационной деятельности в армии и народном хозяйстве без наличия развитой системы органов местного военного управления в виде военных комиссариатов на местах, и их централизованной подчиненности военным и государственным органам управления, особенно в угрожаемый период, и в военных условиях.
Методы. В статье применены основные методы научного исследования: общенаучные – анализ, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, конкретизация; и специальные – историко-системный и историко-сравнительный.
Содержание статьи показывает утопичность марксистcко-энгельской теории о милицейской системе построения армии на добровольческой основе и всеобщем вооружении пролетариата и крестьянства. Создание института военных комиссариатов, отказ от добровольческого принципа формирования Вооруженных сил и переход к мобилизационному принципу построения армии, позволили Советскому правительству в кротчайшие сроки создать достаточно мощную Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и одержать победу в Гражданской войне 1918-1920 гг.
Институт Военных комиссариатов, созданный на заре Советской власти, модернизированный в межвоенный период, позволил Советскому правительству подготовить людские, транспортные и другие ресурсы, организованно мобилизовать их, в первые дни, недели и месяцы после вероломного нападения на СССР фашистской Германии, пополнять и наращивать ими армию на всем протяжении Великой Отечественной войны.
Ценность исследования состоит в подчеркивании важности системного построения органов местного военного управления и власти на местах, их взаимодействия между собой и по вертикали государственного и военного управления страной.
Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в преподавании дисциплин “История” и “Военная история” в силовых и гражданских образовательных организациях, имеющих в своем составе военные циклы и кафедры, а также в военно-исторической и военно-патриотической работе военных комиссариатов.
Ключевые слова:
военные комиссариаты, военком, военный отдел, агитация, волостные, уездные, губернские, окружные военные комиссариаты, поверочное бюро, мобилизационная работа
ВВЕДЕНИЕ
С установлением Советской власти в России Военно-революционным центром (ВРЦ) и Петроградским военно-революционным комитетом (ВРК) в 1917 г., при Правительстве Советов – Совете Народных Комиссаров (СНК) создается Комитет по военным и морским делам под руководством коллегиального органа в составе: В.А. Антонов-Овсеенко, П.Е. Дыбенко, Н.В. Крыленко, Н.И. Подвойский, В.Н. Василевский, К.С. Еремеев, П.Е. Лазимир, К.А. Механошин, Э.М. Склянский, просуществовавший не более месяца. Уже в начале декабря 1917 г. Военно-революционный комитет ликвидируется [8] под официальным предлогом, как исполнивший свои боевые задачи по предназначению, с передачей дел и полномочий Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИКу), СНК и Петроградскому совету. Неофициальной же причиной можно признать обострение внутрипартийной и внутрикоалиционной борьбы большевиков против партий союзников (эсеры, меньшевики, анархисты), принимавших участие в октябрьском военном перевороте, но отстраненных ими от управления страной после завоевания власти.
Основными направлениями военной деятельности в этот период были следующие: слом многомиллионной царской армии, одновременное удержание германского фронта, создание новой армии страны Советов. Для этого потребовалась мгновенная демократизация армии и уничтожение системы управления ею; лишение власти контрреволюционного командного состава; скоротечная демобилизация и роспуск старой армии [1].
27 ноября, под председательством Н.И. Подвойского, создается первый советский центральный военный орган – Наркомат по военным делам. В его состав, комиссарами в помощь Н.И. Подвойскому назначаются Н.В. Крыленко и В.А. Антонов-Овсеенко. Заместителями наркомов становятся М.С. Кедров, Б.В. Легран, К.А. Механошин и Э.М. Склянский, а членами коллегии – К.С. Еремеев, В.Н. Василевский и П.Е. Лазимир, прошедшие военную школу в царской армии и Военно-Революционном комитете [4].
СОЗДАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Параллельно с проведением разрушительной политики в отношении царской армии, Советская власть приступает к строительству новой армии, опираясь на аппарат царского Военного министерства и концентрируя усилия на направлениях: ликвидация контрреволюционных элементов, сохранение системы обеспечения старой армии и массовое привлечение специалистов, профессионалов своего дела. В рамках слома самой системы Военного министерства старой армии, Советское правительство со второй половины декабря 1917 г. своими законодательными документами прекращает обучение и выпуск офицеров, закрывает военные училища, ликвидирует систему местного военного управления, действующие комиссии при министерстве и военные округа [5;12].
Задержка демобилизации многомиллионной царской армии, создала преграду в построении Красной Армии и реорганизации местных органов военного управления. Изданием декретов «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии» Советская власть ускорила процесс демобилизации армии и создания Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) на принципах всеобщей воинской повинности рабочих и крестьян и строгой дисциплине [1;18].
Общеармейский съезд по демобилизации (г. Могилев, Ставка армии, с 11 по 16 декабря 1917 г.) выступил с обращением к солдатам, рабочим и деревенской бедноте с призывом вступления в ряды РККА, организовал и, делегировал коллегию из 46 опытных работников для проведения агитационной и вербовочной работы на местах. Создание новой армии, первоначально поручается местным Советам, которые располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и отрядами Красной гвардии и имели в своем составе военные отделы [10;19]. В ряде губерний и областей съезды боевых отрядов народного вооружения решают организационные, боевые и тактические вопросы, создают штабы и военные комиссариаты. Уездные советы подчиняют себе управления уездных военных начальников в качестве учетных единиц. Первоначально, их организационная структура подвергается различным видоизменениям и смене названий: «Военный отдел», «Комиссия по организации РККА», «Военно-административный отдел», «Военная коллегия», «Штаб Красной Армии и т. д.
ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
С принятием 28 января 1918 г. Совнаркомом декрета «О Красной Армии», теоретические изыскания по созданию новой армии переходят в практическую фазу. Становится основной методика работы агитаторов, вербовщиков, организаторов, призванных всеми способами привести за собой в ряды РККА сознательных солдат, унтер-офицеров и военных специалистов. Наркомат и Всероссийская коллегия (в составе: Н.И. Подвойского, Н.В. Крыленко, К.А. Мехоношина, В.А. Трифонова, К.К. Юренева) своим декретом формирует во всех частях старой царской армии штабы Красной Армии, которые активно набирают добровольцев, а на основе Главного штаба Красной гвардии, под руководством К.К. Юренева и В.А. Трифонова идет вербовка во всех красногвардейских организациях [13]. Первые органы местного военного управления – военные отделы Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов организовывали отряды Красной Армии на местах, командовали ими и подавляли выступления местной контрреволюции. Туда, где не было Советов, Всероссийская коллегия направляла «летучие бюро» с задачами по формированию небольших отрядов Красной Армии [14].
Всероссийская коллегия проводит организационно-штатные мероприятия, создавая отделы: организационно-агитационный, формирования и обучения, вооружения, транспортный, санитарный, ветеринарно-санитарный, связи, учета, финансовый, каждый из которых, образовывал соответствующую службу в войсках. Основополагающим политическим органом в Советских Вооруженных Силах был Организационно-агитационный отдел [14].
Разгоревшаяся Гражданская война подтолкнула к скорейшему завершению начального этапа создания Красной Армии, отказу от разнообразной «отрядности» и выборности командного состава руководящего звена, к плановому переходу по ее строительству. В этот период Советской властью издаются декреты: «Об отмене выборности командного состава», «О всеобщем военном обучении и сроках службы в армии», «О принятии военной присяги» [15].
С ликвидацией добровольческого принципа комплектования армии, возникла потребность в создании специальных, подчиненных центру органах местного военного управления, способных организовать работу по учету и призыву годного к военной службе населения. В результате изнурительного поиска новых форм и методов военного строительства, за короткий промежуток времени, Н.И. Подвойский при помощи военспецов А.М. Мочульского и Бонч-Бруевича организовал разработку структуры и функций местного военного комиссариата, как основного органа военного управления на местах [17]. По итогам проделанной работы, Совнарком издал декрет «О создании Военных комиссариатов» от 8 апреля 1918 г., которым учредил волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. Данный правовой акт давал возможность на законодательной основе формировать местные органы военного управления и устанавливал централизованную систему управления военными органами и местными войсками. В задачи военных комиссариатов входили: учет годных к военной службе граждан и призыв их в армию; формирование Вооруженных Сил Советской республики; массовое обучение рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу; управление местными войсками и реализацию материальных потребностей военного снабжения [13].
Работа военных комиссариатов строилась по принципу единоначалия и подчинения младших старшим (волостные – губернским, губернские – окружным, окружные – Народному комиссару по военным делам). Военные подразделения и части, базировавшиеся на территории, находящейся под ответственностью военных комиссариатов, были в прямом их подчинении. И хотя данные органы местного военного управления имели статус самостоятельной структуры, их руководители назначались, в основном, из числа бывших военных и утверждались Советами, в целях проведения политического контроля и руководства военным строительством.
Уездные комиссариаты по военным делам, как правопреемник уездного по воинской повинности присутствия, образовывались приказами губернского комиссариата по военным делам. Главнейшей задачей в данный период времени для комиссариатов являлась работа по учету военнообязанных и их мобилизация в Красную Армию.
Типовой состав уездного комиссариата включал в себя три подразделения: канцелярия, отдел снабжения и мобилизационный отдел. Штат состоял из: военкома, военрука, секретаря, заведующими отделами и делопроизводителя. В дальнейшем были наращены и организованы: отдел Всевобуча, пересыльный пункт, батальонная пулеметная команда, штрафная литерная рота, команда выздоравливающих, комиссия по борьбе с дезертирством. Число сотрудников в конце 1920 г. составляло примерно 78 человек. Действуя в соответствии с «Инструкцией по организации института волостных военкоматов», уездные комиссариаты создавали органы военного управления в волостях и своими приказами назначали в них должностных лиц (по три в каждом – в соответствии штата): военкома, делопроизводителя и переписчика [16].
Волостные военные комиссариаты, согласно положения о Волостном и станичном Военном Комиссариате и приказа Революционного Военного Совета Республики (РВСР) от 16.01.1919 г. за №106 назначались автоматически из числа председателей волостного или станичного Исполнительного Революционного Комитета. Волостной военный комиссар являлся высшей военной властью в волости и во всем подчинялся лишь Уездному военному комиссариату. Он нес всю ответственность за преступное, несвоевременное и надлежащее исполнение населением всех законных распоряжений военных властей, отдаваемых через военный комиссариат [14].
В обязанности волостного военкома входили задачи:
- организация и контроль учета всех военнообязанных, лошадей, повозок и упряжи;
- организация и контроль всех мобилизационных мероприятий, в том числе борьба с дезертирством и уклонистами;
- контроль транзитных воинских частей и отдельных лиц;
- контроль расквартированных в районе волости;
- содействие организаторам Всевобуча, агитаторам;
- оказание помощи по распространению среди населения волости литературы, газет, брошюр, устройству библиотек-читален, коммунистических ячеек и прочее;
- контроль всех проходящих лиц и арест подозреваемых не лояльных Советской власти;
- контроль незаконных действий по мобилизации повозок, лошадей, упряжи и людей;
- учет и контроль семей красноармейцев, и распределение им пособий социального обеспечения;
- организация и контроль засева зерновых, обработки хлебных полей и лугов, жен красноармейцев с привлечением кулаков и представителей других буржуазных классов и многие другие [8].
Помимо таких структурных подразделений как: караульная, штрафная и литерная роты, взводов пересыльного карантинного пунктов, комиссии по борьбе с дезертирством, команды выздоравливающих и комиссии по закупке лошадей, к уездному военкомату относились:
- управления и отделы военно-полевого строительства,
- штаб и батальоны военно-рабочей бригады,
- территориальные, охранные, продовольственный и рабочие батальоны,
- запасные полевые госпитали, эвакопункт, эпидемиологические отряды,
- военно-продовольственный пункт, хлебопекарня и магазины,
- инженерная дистанция и восстановительный отряд железнодорожных мостов,
- полевая телеграфная рабочая команда,
- отдельный взвод военизированной охраны,
- особые роты труда.
Военными комиссариатами одновременно с мобилизационными решались и учебные задачи. Для этого существовали уездные поверочные Бюро, две поверочные и приемно-медицинские комиссии, обеспечивающие деятельность ряда сборных пунктов, на которые замыкались волости. Важным направлением деятельности уездного военкомата и подчиненных ему органов военного управления являлись подбор из числа красноармейцев, рабочих и крестьян кандидатов в будущие командиры Красной Армии и направление их на учебу. Взаимодействие военных комиссариатов в период Гражданской войны, несмотря на все трудности и сложности, было эффективным и четко координировалось уездными созывами съездов волостных военкоматов. Текущие служебные вопросы решались в соответствии с руководящими приказами и документами [13;14].
В конце 1919 ‒ начале 1920 г. прошла территориальная реорганизация, с разделением страны на 41 территориальный полковой округ, в основном совпадающих с границами губерний. Полковые округа делились на батальонные, ротные и взводные соответственно, в них фактически осуществлялось обучение военному делу. Особенностью работы военных комиссариатов в этот период являлось повседневное решение многоплановых задач и всевозможных вопросов, касающихся обороны государства. Таких как:
- проведение поверочных сборов военнообязанных;
- выявление резервов для призыва в армию;
- организация сборов и создания запасов теплой одежды;
- комплектование различных воинских формирований (караульных, инженерных, рабочих батальонов, эвакопунктов и госпиталей, полков особого назначения);
- создание политотделов для решения политических вопросов (формирование школ грамотности, политических курсов, различных кружков, читален, проведение агитационных и пропагандистских мероприятий, проведение срочных призывов).
Из всей многогранной деятельности военкоматов того времени наиболее важной была мобилизационная работа и вопросы, связанные с ней: формирование частей и отправка их на фронты гражданской войны. Шла вербовка в Красную Армию, проводились собрания, встречи и митинги (для этого был создан специальный орган – агитационно-просветительский отдел, сокращенно ‒ Агит-Просвет). В обязанности военкомов вменялась организация по обеспечению мобилизованных питанием, обмундированием и медицинской помощью. В целях противодействия контрреволюции и саботажа военным комиссариатам были приданы силовые органы – части особого назначения (ЧОН).
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Изувеченная многолетней кровавой войной, полуразрушенная страна завершала борьбу с интервентами и белогвардейцами. С переходом к мирному строительству появилась возможность сократить численность Красной Армии и расходы на ее содержание, высвободить людские, материальные, финансовые ресурсы, сосредоточив их на восстановлении народного хозяйства. На этом этапе переформирования и укрепления Вооруженных сил произошла реорганизация губернских военных комиссариатов [14]. Положением «О губернских и уездных военных комиссариатах» от 3 июля 1922 г. были введены новые штаты сокращенного состава и основными задачами становятся: учет военнообязанных, их обучение и подготовка, учет тягловой силы, составление мобилизационных планов, организация призыва и поставки транспортных средств по мобилизации. За Губернскими военными комиссариатами, имевшими статус высшего военно-административного органа губернии, закреплялась функция снабжения в отношении частей, состоящих у них на довольствии.
Решением Февральского (1924 г.) Пленума ЦК РКП(б) в СССР, в целях оптимизации армии и качественного преобразования, специальной комиссией во главе с наркомом по военным и морским делам М. В. Фрунзе была проведена военная реформа. В ходе ее реализации в мае 1925 года создаются территориальные военные округа, губернские и областные военные комиссариаты преобразовываются в управления корпусных, дивизионных, губернских, областных территориальных округов. Уездные же военные комиссариаты сохраняют свою структуру и функции основного военно-учетного аппарата на местах с правами военных отделов уездных исполкомов и подчинением их управлениям территориальных округов [14].
Новое Положение «О местных органах военного управления», утвержденное Постановлением СНК от 7 мая 1938 г., перестраивает систему и специфику комплектования частей по территориальному принципу. На основании данного нормативно-правового акта подлежали ликвидации дивизионные и областные мобилизационные округа. Вместо них создавались самостоятельные военкоматы в республиках, краях, областях, городах и районах, с возложением на них функций учета мобилизационных ресурсов, военнообязанных, с подготовкой и распределением их по родам войск и видам Вооруженных Сил, а также призыв на действительную военную службу [13].
Общее руководство деятельностью военных комиссариатов в центре осуществлялось Генеральным Штабом, на местах – командующими войсками и штабами военных округов. В целях улучшения координации работы местными органами советской власти по военно-оборонным вопросам военкоматы одновременно стали военными отделами исполкомов Советов народных депутатов. Низовыми органами местного военного управления являлись городские (районные) военные комиссариаты. Они были основными учетно-мобилизационными органами на территории одного или нескольких районов. Результатом проведенной реорганизации стала сеть районных военных комиссариатов, увеличившаяся в три с лишним раза, что в свою очередь сделало эффективной систему организации учета и призыва военнообязанных в условиях мирного и военного времени и обеспечило возможность тесной взаимосвязи с органами местной власти.
По решению ЦК партии от 15 сентября 1939 г. в областных, краевых и республиканских военкоматах были созданы политические отделы. Все эти меры принимались в период разгорающегося пожара Второй мировой войны в Европе. Грозовые тучи сгущались и над Советским Союзом. Вероломное нападение 22 июня 1941 г. фашистской Германии на нашу страну создало весьма тяжелые условия для проведения мобилизации в Красную Армию и Военно-Морской Флот. В первые же часы войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О мобилизации военнообязанных по военным округам». Действие этого документа распространялось на мужское население страны 1905-1918 гг. рождения. Первым днем явки в военные комиссариаты по мобилизации назначалось 23 июня. Началась работа органов местного военного управления в режиме военного времени.
Великая Отечественная война многократно увеличила объем и спектр сложности задач, предназначенных для выполнения военными комиссариатами. Огромным бременем и испытанием их дееспособности стало проведение мобилизации граждан, транспортных и других ресурсов страны. Война, разруха, голод, массовая гибель людей, не сломили немногочисленные коллективы военкоматов в их самоотверженном труде, по постоянному обеспечению пополнением действующей армии, созданию запасных частей и объединений, комплектованию военных училищ, учебных центров, эвакуации людей из прифронтовых районов. На освобождаемой от фашистов территории страны заново создавались военные комиссариаты, которые приняли и мобилизовали около 5,3 млн военнообязанных и призывников. Кроме этого на плечах работников военных комиссариатов «лежали» оборонно-массовая и военно-патриотическая работа, постановка на учет эвакуированных, пенсионное обеспечение семей военнослужащих и выплаты по денежным аттестатам, трудоустройство инвалидов войны и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая Отечественная война дала новое развитие истории военных комиссариатов. День Победы все работники военкоматов встретили также как и весь советский народ – с огромной радостью и со слезами на глазах. Наступило мирное время, а значит, и новые задачи ставились перед Вооруженными Силами Советского Союза – бдительно охранять завоеванный мир и созидательный труд советского народа, надежно обеспечить государственные интересы страны. На состоявшемся в 1962 г. ноябрьском Пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза были приняты решения, в том числе и по оборонным вопросам, в соответствии с этим претерпела существенные изменения и вся военно-мобилизационная система.
В настоящее время военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации в субъекте Российской Федерации – областях, районах и городах. По своей структурной принадлежности они являются рабочим органом Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Непосредственно руководит их деятельностью Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ ГШ) Генерального штаба ВС РФ через штаб военного округа.
Список литературы
- Базанов С. Н. Демобилизация Русской армии. – Военно-исторический журнал, 1968. №2. С. 34.
- Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. С.344–345.
- Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Ф. 1548. Оп. 1. Д. 1. Л. 23; Ф.1423. Оп. 1. Д. 3. Л. 20.
- Голуб П. А. Революция и демократизация армии. – Военно-исторический журнал, 1974. № 3. С. 3–10.
- Данилов В. Д. Стратегическое руководство вооруженными силами. – Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 21.
- Какурин Н. Е. Как сражалась революция. В 2 т. Т. 1. 1917-1918. Отв. ред. А. П. Ненароков. М.: Политиздат, 1990. 76 с.
- Кляцкий С. М. На защите Октября. Организация регулярной армии и милиционное строительство в Советской республике 1917-1920 гг. М.: Политиздат, 1965. С. 3.
- Кораблев Ю. В. Реввоенсовет республики. М.: Политиздат, 1990. С. 36.
- Лепешкин А. И. Местные органы власти Советского государства (1917-1920 гг.). М.: Политиздат, 1957. С. 111
- Леонов С. В. Советская государственность: замыслы и действительность (1917-1920 гг.). – Вопросы истории. 1990. № 12. С. 56.
- Минц И. И. Первые шаги демократизации русской армии. – Военно-исторический журнал, 1966. № 3. С. 51-55.
- Молодцыгин М. А. Октябрь и слом старых органов местного военного управления. –Военно-исторический журнал, 1977. № 10. С. 106–109.
- Портнов В. И., Славин Н. М. Правовые основы Строительства Красной Армии. М.: Наука,1985. С. 59, 61, 161.
- Подвойский Н. И. Строительство Красной Армии. – Военно-исторический журнал, 1968. № 12. С. 70.
- Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 8. Оп. 1. Д. 37. Л. 157.
- РГВА. Ф. 2. Оп. 1. Д. 58. Л. 15.
- Степанов Н. Т. Военно-организаторская деятельность Н. И. Подвойского. – Военно-исторический журнал, 1980. № 2. С. 661.
- Семин А. С. О ликвидации центральных органов управления русской армии. – Военно-исторический журнал, 1987. № 11. С. 25–27.
- Уайлдман А. К. Красная Армия и вопрос о законности власти в России. – Отечественная история. 1994. № 2. С. 20.
Информация об авторах
Моисеев Андрей Николаевич, кандидат военных наук, доцент, полковник, докторант кафедры Истории Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, заместитель начальника филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» по учебной и научной работе в г. Сызрани, г. Сызрань, Российская Федерация.
Моисеева Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Моисеева Татьяна Алексеевна, e-mail: t-nekst@mail.ru.
ARMY, GOVERNMENT AND SOCIETY
Review
Military commissariats
as an independent body of local military administration:
formation in the interwar period
(on the materials of the Middle Volga)
A. N. Moiseev 1, T. A. Moiseeva 2
1 Ulyanovsk State Pedagogical University them. I. N. Ulyanova, Ulyanovsk, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-916X, e-mail: vertolet_k27tb@mail.ru
2 Syzran branch of Samara State University of Economics, Syzran, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6403-8564, e-mail: t-nekst@mail.ru
Abstract:
Introduction. The article reveals the reasons, features of the emergence and formation of military commissariats as independent bodies of local military command of the Middle Volga during the Civil War and in the interwar period.
The purpose of the research is to improve the structure of the local military command bodies of modern Russia (military commissariats) and increase the level of their work efficiency.
Attention is drawn to the importance of restoring (reforming) the system of bodies of local military command that existed in tsarist Russia by the young Soviet government in the course of a difficult search for forms and methods of creating new Armed Forces. The problems of conscription and mobilization activities in the army and the national economy without the presence of a developed system of local military command and control bodies in the form of local military commissariats and their centralized subordination to military and state government bodies, especially during the threatened period, and under military conditions are shown.
Methods. The main methods of scientific research are applied in the article: general scientific - analysis, induction, deduction, analogy, abstraction, concretization; and special - historical-systemic and historical-comparative.
The content of the article shows the utopianism of the Marxist-Engels theory of the police system of building an army on a voluntary basis and the general arming of the proletariat and peasantry. The creation of the institute of military commissariats, the rejection of the voluntary principle of the formation of the Armed Forces and the transition to the mobilization principle of building an army allowed the Soviet government to create a sufficiently powerful Worker-Peasant Red Army in the shortest possible time and win the Civil War of 1918-1920.
The Institute of Military Commissariats, created at the dawn of Soviet power, modernized during the interwar period, allowed the Soviet government to prepare human, transport and other resources, to organize them mobilized, in the first days, weeks and months after the treacherous attack on the USSR by fascist Germany, to replenish and build up their army throughout the Great Patriotic War.
The value of the study is to emphasize the importance of building a system of local military command and control bodies on the ground, their interaction with each other and along the vertical of state and military government.
Conclusion. The materials of the article can be used in the teaching of the disciplines “History” and “Military History” in power and civilian educational organizations that include military cycles and departments, as well as in the military-historical and military-patriotic work of the military commissariats.
Keywords:
military commissariats, military commissar, military department, agitation, volost, district, provincial, district military commissariats, verification bureau, mobilization work
References
- Bazanov S. N., 1968, Demobilizatsiya Russkoi armii. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1968. № 2. P. 34. (In Russ.)
- Bogdanov A. A., 1990, Voprosy sotsializma: Raboty raznykh let. M.: Politizdat, 1990. P. 344–345. (In Russ.)
- Gosudarstvennyi arkhiv Orenburgskoi oblasti (GAOO), F. 1548. Op. 1. D. 1. L. 23., F. 1423. Op. I. D. 3. L. 20.
- Golub P. A., 1974, Revolyutsiya i demokratizatsiya armii. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1974. № 3. P. 3–10. (In Russ.)
- Danilov V. D., 1988, Strategicheskoe rukovodstvo vooruzhennymi silami. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1988. № 3. P. 21. (In Russ.)
- Kakurin N. E., 1990, Kak srazhalas' revolyutsiya. V 2 t. T. 1. 1917-1918. Otv. red. A. P. Nenarokov. M.: Politizdat, 1990. 76 p. (In Russ.)
- Klyatskii S. M., 1965, Na zashchite Oktyabrya. Organizatsiya regulyarnoi armii i militsionnoe stroitel'stvo v Sovetskoi respublike 1917-1920 gg. M.: Politizdat, 1965. P. 3. (In Russ.)
- Korablev Yu. V., 1990, Revvoensovet respubliki. M.: Politizdat, 1990. P. 36. (In Russ.)
- Lepeshkin A. I., 1957, Mestnye organy vlasti Sovetskogo gosudarstva (1917-1920 gg.). M.: Politizdat, 1957. P. 111. (In Russ.)
- Leonov S. V., 1990, Sovetskaya gosudarstvennost': zamysly i deistvitel'nost' (1917-1920 gg.). – Voprosy istorii. 1990. № 12. P. 56. (In Russ.)
- Mints I. I., 1966, Pervye shagi demokratizatsii russkoi armii. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1966. № 3. P. 51-55. (In Russ.)
- Molodtsygin M. A., 1977, Oktyabr' i slom starykh organov mestnogo voennogo upravleniya. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1977. № 10. P. 106–109. (In Russ.)
- Portnov V. I., Slavin N. M., 1985, Pravovye osnovy Stroitel'stva Krasnoi Armii. M.: Nauka,1985. P. 59, 61, 161. (In Russ.)
- Podvoiskii N. I., 1968, Stroitel'stvo Krasnoi Armii. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1968. №12. P. 70. (In Russ.)
- Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv (RGVA). F. 8. Op. 1. D. 37. L. 157.
- RGVA. F. 2. Op. 1. D. 58. L. 15.
- Stepanov N. T. Voenno-organizatorskaya deyatel'nost' N. I. Podvoiskogo. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1980. № 2. P. 661. (In Russ.)
- Semin A. S., 1987, O likvidatsii tsentral'nykh organov upravleniya russkoi armii. – Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 1987. № 11. P. 25–27. (In Russ.)
- Uaildman A. K., 1994, Krasnaya Armiya i vopros o zakonnosti vlasti v Rossii. – Otechestvennaya istoriya. 1994. № 2. P. 20. (In Russ.)
Information about the authors
Andrey N. Moiseev, Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof., Colonel, doctoral student, Department of History, Ulyanovsk state pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Deputy head of the branch of the VUNTS of the Air Force "Voyenno-vozdushnaya akademiya" for educational and scientific work in Syzran, Syzran, Russian Federation.
Tatyana A. Moiseeva, Cand. Sci. (History), senior lecturer, Department of social and economic disciplines, Syzran branch of Samara state University of Economics, Syzran, Russian Federation.
Corresponding author
Tatyana A. Moiseeva, e-mail: t-nekst@mail.ru.
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense