Наука. Общество. Оборона
2021. Т. 9. № 4. С. 35–35.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9, no. 4. P. 35–35.
УДК: 930(476) «1941/1944»
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-4-35-35
Поступила в редакцию: 10.09.2021 г.
Опубликована: 14.10.2021 г.
Submitted: September 10, 2021
Published online: October 14, 2021
Для цитирования: Стрелец М. В. Трагедия Холокоста – незаживающая рана истории Беларуси [Рецензия на кн.: Смиловицкий Л. Евреи Беларуси в годы Холокоста (1941‒1944 гг.): Сборник избранных статей. Тель-Авив, 5782/2021. ‒ 392 с., 64 ил.] // Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9, № 4(29). С. 35-35. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-4-35-35.
For citation: Strelets M. V. The tragedy of the Holocaust is an unhealed wound in the history of Belarus [Smilovitsky L. Jews of Belarus During the Holocaust (1941‒1944): Collection of selected articles. Tel Aviv, 5782/2021. ‒ 392 p., 64 ill.]. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(4):35-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-4-35-35.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2021 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2021 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИОГРАФИЯ
Рецензия
Трагедия Холокоста – незаживающая рана истории Беларуси
Смиловицкий Л. Евреи Беларуси в годы Холокоста (1941‒1944 гг.): Сборник избранных статей. Тель-Авив, 5782/2021. ‒ 392 с., 64 ил.
Михаил Васильевич Стрелец 1 *
1 Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Республика Беларусь,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1593-7202, e-mail: mstrelez@mail.ru
Аннотация:
Старший научный сотрудник Центра диаспоры при Тель-Авивском университете, руководитель проекта «История евреев Беларуси», доктор исторических наук Леонид Львович Смиловицкий опубликовал в августе 2021 г. книгу «Евреи Беларуси в годы Холокоста (1941‒1944 гг.): Сборник избранных статей» (Тель-Авив, 5782/2021. ‒ 392 с., 64 ил.). Настоящий сборник посвящен истории Холокоста на территории Беларуси и представляет собой дополнение к его книге «Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941‒1944 гг.», опубликованной в 2000 году. Сборник состоит из трех разделов, которые представлены научными статьями, докладами автора на международных научных конференциях, посвященных Холокосту в Советском Союзе, и его интервью по названной теме средствам массовой информации (журналы, газеты, радио и телевидение). Материалом для написания работ для настоящего сборника послужили архивы Беларуси, России и Израиля, периодические издания и научные монографии, которые дополнили устные свидетельства, записанные автором в ходе его интервью с участниками и свидетелями описываемых событий. Рецензент пришёл к выводу о том, что все эти работы являются серьезным вкладом в разработку проблем Холокоста. Каждая из них посвящена либо полностью неразработанной проблеме, либо частично неразработанной.
Ключевые слова:
Беларусь, геноцид, гетто, евреи, рецензия, Холокост, экспертиза
Вышла из печати книга [1] Леонида Львовича Смиловицкого, старшего научного сотрудника Центра диаспоры при Тель-Авивском университете, руководителя проекта «История евреев Беларуси», доктора исторических наук. До 1991 года он был гражданином СССР. Родился в городе Речица Гомельской области. С 1992 года имеет израильское гражданство, входит в корпус израильских учёных.
Настоящий сборник посвящен истории Холокоста на территории Беларуси и представляет собой дополнение к его книге «Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941‒1944 гг.», опубликованной автором в 2000 году в Израиле [2]. Прежде всего, обращает на себя внимание композиция построения книги, позволяющая с разных сторон осветить поднятую тему. Сборник состоит из трех разделов, которые представлены научными статьями, докладами автора на международных научных конференциях, посвященных Холокосту в Советском Союзе, и его интервью по названной теме средствам массовой информации (журналы, газеты, радио и телевидение).
Во «Введении» автор справедливо отмечает, что история Холокоста – это незаживающая рана на теле еврейской народной памяти, которая не рубцуется с годами и на нее не распространяется известное правило о том, что время лечит. Несмотря на смену поколений и уход из жизни последних свидетелей и участников Второй мировой войны, эта тема продолжает оставаться актуальной, поскольку люди не нашли ответы на главные вопросы, как подобное могло случиться и как сделать так, чтобы это не повторилось. Трагедия евреев, подвергнувшихся нацистскому геноциду, прошла через семьи. Она не умещается на страницах учебников, академических изданий...
Большую ценность для читателя представляет глава, рассказывающая о гетто в Гомельской области как наименее изученных в истории Холокоста в Беларуси. Возможно, так сложилось потому, что Гомельская область была оккупирована в республике последней – в конце августа 1941 г. и освобождена первой – в ноябре 1943 года.
Глава «Операция 1005» посвящена попыткам нацистов скрыть следы своих массовых убийств на территории Беларуси и [1, с. 28] написана по итогам доклада автора к научной конференции в Париже в 2010 году. Эта тема до сих пор до конца не разработана белорусскими историками, хотя материалов собрано немало. Настоящая глава является первым опытом такого обобщения и дает цельную картину трагических событий на территории республики.
Глава «Холокост как военное преступление» подготовлена по материалам писем и дневников бойцов и командиров Красной армии и членов их семей в годы войны. Они были собраны в рамках проекта «Невостребованная память», инициированного автором в Центре диаспоры при Тель-Авивском университете, и впервые вводятся в научный оборот. На сегодняшний день частная переписка периода Второй мировой войны – коллекция автора – содержит письма, документы, фотографии и предметы личного происхождения 358 советских солдат и офицеров (28 тыс. 62 документа, включая 8 тыс. 411 писем). Все они сканированы, набраны в текстовом редакторе и каталогизированы. К письмам и дневникам подобраны ключевые слова, что позволяет без труда ориентироваться в собрании.
Отдельная глава посвящена истории Минского гетто, которое давно стало символом Холокоста белорусского еврейства. Это было самое большое гетто (около 100 тыс. узников) на территории Советского Союза в границах 1939 года. Оно просуществовало дольше других, и было уничтожено одним из последних. Расстрел в конце октября 1943 г. остававшихся 10 тыс. узников ускорило убийство гауляйтера Беларуси Вильгельма Кубе. Эту акцию по приказу Сталина выполнила диверсионная группа НКГБ СССР при активном участии белорусских партизан. Когда операция планировалась, никто не захотел принять во внимание, как это отразится на судьбе гетто, хотя последствия были предсказуемы. В рамках этой главы представлен анализ демографических последствий Холокоста в Беларуси, отмечен современный уровень знаний о судьбе евреев в годы войны, подчеркнуты отличия Холокоста на территории республики по сравнению с другими регионами Советского Союза, приведены особенности гетто восточных и западных областей Беларуси, рассмотрена роль юденратов, описана судьба евреев из Германии, Австрии, Голландии, Чехии, Венгрии, Франции, Польши, доставленных в Минск для уничтожения начиная с осени 1941 г., – всего, по разным оценкам, от 26,5 до 55 тыс. чел.
Учёный выявил следующие особенности Холокоста в Беларуси, а именно:
- (1) она оказалась одной из первых республик в СССР, подвергшейся натиску германской военной машины,
- (2) белорусские евреи стали первыми жертвами политики тотального уничтожения, так как именно здесь нацисты опробовали свой механизм массовых убийств,
- (3) республика послужила первым конечным пунктом тайной депортации и уничтожения евреев из оккупированных стран Европы,
- (4) в отличие от Германии и других стран Европы, узников гетто из Беларуси не вывозили в лагеря уничтожения в Польшу, а убивали на глазах у местных жителей,
- (5) белорусские евреи приняли самое активное участие в партизанском движении.
При этом убедительно показаны отличия гетто в западных областях БССР от гетто в восточной части этого субъекта советской социалистической федерации. Из содержания книги вытекали следующие отличия:
- Большая часть евреев Западной Беларуси, не успев эвакуироваться, попали под оккупацию в первые 10 дней войны. В ряды Красной армии из этих мест военкоматы успели призвать только 10% еврейского населения, тогда как в Восточной Беларуси – 33%.
- Восточная часть республики оказалась в зоне оккупации прифронтовой полосы. Гетто здесь не имели хозяйственного значения и уничтожались нацистами в первую очередь.
- В Западной Беларуси гетто просуществовали дольше, поскольку они были вовлечены в экономические структуры рейха, а их трудовые ресурсы активно использовались для нужд вермахта. Немцы даже разрешили в таких гетто медицинское обслуживание и боролись с эпидемиями, тогда как заключение в гетто восточной части означало смертный приговор.
- В Восточной Беларуси в 1921‒1941 гг. еврейская общинная жизнь исчезла, поэтому организовать выживание узников здесь было намного труднее, чем в Западной Беларуси.
- Евреи Восточной Беларуси считались наиболее подверженными советскому влиянию и способными к партизанской борьбе. Если сопротивление нацистам в Восточной Беларуси было только коммунистическим, то в Западной – еще и сионистским.
История белорусских евреев в период Холокоста содержит, прежде всего, сведения о геноциде и действиях карателей айнзацгрупп, устройстве и функционировании свыше 300 гетто и концлагерей, где узников унижали, морили голодом, заставляли надрываться на непосильных физических работах, ссорили друг с другом, натравливали белорусов на евреев обещаниями раздать имущество и собственность обреченных.
Гораздо меньше известна другая – героическая страница народной трагедии. Вокруг этой страницы завязана одна из ключевых сюжетных линий, прослеживаемых в рецензируемом труде. Сделан ряд выводов и оценок, которые так и напрашиваются в школьные и вузовские учебники истории. Евреи приняли самое активное участие в партизанском движении Беларуси, которое нацисты до лета 1942 года, не без основания, считали еврейским (в это время большинство партизан составляли коммунисты, партработники, милиционеры, представители госбезопасности, окруженцы, военнопленные и евреи). Бежавшие из гетто евреи пополнили целый ряд отрядов белорусских партизан. Они участвовали в боевых операциях, «рельсовой войне», засадах, выполняли агентурные задания, собирали разведывательную информацию, занимались пропагандистской работой, были врачами, оружейниками, радистами, заготавливали продукты, работали в партизанских прачечных, сапожных и портняжных мастерских, ухаживали за ранеными. Одной из форм этой борьбы стали еврейские семейные лагеря и отряды, не имевшие аналогов в других странах Европы [1, с. 144].
Разбирая место и роль евреев в партизанских отрядах Беларуси, автор особо выделяет следующие моменты. До весны 1942 г. положение самих белорусских партизан было отчаянным [1, с. 144-145]. Разрозненные и малочисленные отряды укрывались в труднодоступной местности, они еще не пользовались широкой поддержкой населения, не располагали необходимой силой, средствами связи и оружием. Выжившие евреи хотели спастись и отомстить, но для этого нуждались в помощи партизан, найти которых в лесу было чрезвычайно сложно, и сделать это удавалось далеко не всем, кто отваживался на побег. Необходимо было учитывать и враждебную среду, и страх местного населения перед угрозами нацистов за оказание помощи евреям, сохранять бдительность, чтобы не попасть в руки немцев, полицейских и их добровольных помощников, а также правильно рассчитать силы и не умереть от голода или жажды, не замерзнуть или не заболеть по дороге. Далеко не единичными были случаи, когда, проплутав по лесным дебрям в течение недели, узники возвращались в гетто, чтобы подготовиться к новой попытке найти партизан. Тем не менее уже к концу 1942 г. евреи стали неотъемлемой частью партизанского движения в Беларуси. В 1943 г. в 7 отрядах партизанской бригады имени Ленина насчитывалось 1728 чел., в том числе 366 евреев, в 4 отрядах бригады «За Советскую Беларусь» из 821 партизана 176 были евреи, в 5 отрядах бригады «Вперед» было 678 чел., в том числе 103 еврея, в 5 отрядах бригады им. Сталина – 1075 чел., в том числе 93 еврея. В отрядах, где евреи составляли меньшинство, они предпочитали не афишировать свою национальность, меняли имена и фамилии. Многие, даже попав к партизанам, предпочитали сохранять легенду о своем нееврейском происхождении [1, с. 152].
Центральный Штаб партизанского движения Белоруссии, базировавшийся в годы войны под Москвой, направлял в тыл противника многочисленные диверсионные группы, в составе которых было много евреев – от рядовых бойцов до подрывников, радистов, переводчиков, медиков, пропагандистов и политических руководителей, получивших задание создать новые и пополнить уже действующие отряды. Только в 1942 г. и начале 1943 г. в партизанских отрядах и соединениях Белоруссии находились многие довоенные партийные работники-евреи. Это секретари Жлобинского, Чашникского и Дриссенского райкомов партии: Моисей Давидович Шапиро, Михаил Исаакович Зубрицкий и Давид Ошерович Лившиц, а также секретари Рогачевского, Петриковского и Осиповичского РК КП(б)Б: Самуил Монусович Свердлов, Хаим Израилевич Варгавтик, Рувим Хаимович Голанд; секретарь Могилевского горкома партии Иосиф Лейбович Хавкин и многие другие. Как правило, основанием для их направления служило знание местных условий, расположения районов дислокации, кадров, личные связи и организаторские способности. Меньше всего в БШПД принимали во внимание риск, которому подвергали себя эти люди, будучи евреями. Всего в рядах партизан и подпольщиков Беларуси в годы Второй мировой войны сражалось не менее 15 тыс. евреев. Одним из проявлений антисемитизма в среде партизан было подозрение в предательстве – якобы нацисты использовали евреев в качестве секретных агентов для засылки в партизанские отряды. На партизан оказывали влияние стереотипы, царившие в сельской среде, из которой они черпали большинство своего пополнения [1, с. 154].
Израильский учёный установил, что командование партизан с явным опозданием реагировало на вопиющие нарушения национальных взаимоотношений. Представители ЦШПД и БШПД вынуждены были считаться с мнением подавляющего национального большинства в составе партизанских формирований и настроениями, преобладавшими в сельской местности. Когда для заготовки продуктов питания для партизан в деревнях появлялись евреи, их считали «грабителями», но к партизанам из белорусов так не относились, а попустительство рождало новые нарушения. Автор приводит многочисленные примеры для подкрепления выдвинутого тезиса. Смиловицкий считает, что на первый план выходили военное мастерство и личные качества партизан-евреев, сдерживавшие антисемитизм. В большинстве случаев партизанское начальство его не поощряло. Однако отсутствие своевременных мер к проступкам на националистической почве и необходимой разъяснительной работы на фоне немецкой пропаганды объективно содействовали антисемитизму.
Смиловицкий рассказывает о командирах-неевреях, которые, не ожидая особых указаний, спасали узников гетто. В июне-июле 1942 г. отряд им. Щорса организовал побег из гетто Слонима 170 евреев. В августе того же года партизаны отряда Павла Пронягина разбили немецкий гарнизон в Коссово и освободили 200 евреев, а несколько десятков человек из гетто Дятлово были освобождены в результате операции отряда под командованием Йехезкеля Атласа. Осенью 1942 г. отряд им. Жукова атаковал полицейский гарнизон местечка Новый Свержень и спас 500 евреев [1, с. 167-168], около 200 из которых присоединились к партизанам, другой партизанский отряд освободил евреев в Мяделе и содействовал их переправе через линию фронта. В августе 1943 г. группа евреев Глубокое была спасена отрядом Родионова и так далее. В то же время возможности самих партизан были ограничены. Спасение мирного населения не входило в их первоочередные задачи. Это делалось по ходу выполнения собственных оперативных задач, и, в большинстве случаев, подобная инициатива исходила от еврейских бойцов, спасавших жизни своих близких, оставшихся в гетто, или от партизанских начальников, имевших еврейских жен или подруг. Партизаны испытывали огромные трудности, часто переживали блокаду, отбивали атаки карателей, усиленных немецкими регулярными частями с фронта. К такому объяснению нечего добавить.
Вопросу замалчивания нацистского геноцида евреев посвящена глава об отношении к Холокосту в СССР и послевоенной Беларуси. Ни в одном официальном заявлении советского руководства в годы войны не давалась юридическая оценка геноциду евреев и его последствий, не содержались призывы к гражданскому населению и партизанам на оккупированной территории о помощи евреям, не ставилась задача спасения узников гетто и концлагерей. Об убийствах евреев советские источники упоминали только при публикации сообщений о преступлениях нацистов против мирного населения и военнопленных. На замалчивании Холокоста, безусловно, сказалась перемена советской государственной политики в сторону великодержавного шовинизма и пренебрежение к общей ценности человеческой жизни при решении стратегических задач военного времени. Правда о Холокосте бросала тень на весь советский режим. Признать это означало обнародовать подлинную цену победы и объяснить, почему она так велика. Как могло случиться, что десятки тысяч советских людей, в том числе комсомольцев и коммунистов, бывших партийных работников, солдат и офицеров Красной армии, переходили на сторону врага, выдавали и убивали евреев, присваивали их имущество? Сохранение тоталитарного режима требовало сохранение видимости интернационализма, демократии, свободы личности и прав человека, формального равенства перед законом. Понятно, что в таких обстоятельствах правда о Холокосте оставалась неугодной.
Автор дает собственное понимание отношению к памяти о Холокосте в Беларуси, которое имеет свои отличия. Он настаивает, что утверждение белорусской стороны «нас тоже убивали», поэтому незачем говорить об особом отношении нацистов к евреям долгое время препятствовало объективному освещению событий во время оккупации республики. Ответ на этот вопрос содержится в главе «Геноцид евреев или белорусов?», которой Смиловицкий придает принципиальное значение. Беларусь является единственной страной в Европе, где до сих пор [1, с. 30] официально ставится знак равенства между жертвами войны и геноцида, тогда как это совершенно разные понятия. Идея геноцида белорусского народа в годы нацистского нашествия пронизывает в Беларуси всю тему Великой Отечественной войны, начиная от школьных учебников, вузовских курсов лекций и заканчивая диссертациями. Этот тезис был унаследован от советской истории и продолжает использоваться после распада СССР и обретения Беларусью независимости в 1991 г., безраздельно господствуя в наши дни. Любое сомнение в его верности воспринимается крайне болезненно. В действительности опасность, которой подверглось еврейское население республики с началом войны, не поддается сравнению с положением белорусов или русских. Нацисты никогда не убивали белорусов по национальному признаку, тогда как даже еврейский младенец в колыбели уже был обречен на уничтожение. В этой связи утверждать «нас тоже убивали» абсолютно неправомерно. Всё перечисленное коснулось значительной части этнических белорусов. Не забудем, что согласно Генеральному плану «Ост» должен был быть уничтожен каждый четвёртый этнический белорус. Остальные три четверти ждала участь рабов Третьего Рейха. То, что реально пережили этнические белорусы, хорошо известно. Потеряно более 1 млн. 400 тыс. сыновей и дочерей белорусского народа. Плюс экономический, культурный геноцид.
В нынешней Беларуси о белорусах принято говорить в узком и широком смысле слова. В первом случае – это этнические белорусы, а во втором – все этносы, населяющие Республику Беларусь, включая евреев. Сейчас правоохранительные органы Республики Беларусь добиваются международного признания геноцида белорусов в широком смысле слова во время Великой Отечественной войны. Здесь понятия «белорусский народ» и «белорусы в широком смысле слова» тождественны.
Отдельная часть книги посвящена участию автора в работе международных научных форумов в Берлине, Вене, Париже, Барселоне, Варшаве, Вильнюсе, Москве и Тель-Авиве. Каждая публикация здесь не только раскрывает суть того или иного научного доклада автора, но и описывает то, что его окружало, что он наблюдал и чувствовал в той поездке, пытаясь определить, какое влияние история Холокоста оказывает на жизнь за пределами Израиля, как формирует мировоззрение современного поколения.
Заключительный раздел посвящен интервью Л.Л. Смиловицкого газетам, журналам, интернет-порталам, радио и телевидению разных стран, раскрывающих значимость изучения истории Холокоста в Беларуси.
Материалом для настоящей книги послужили архивы Беларуси, России и Израиля, периодические издания и научные монографии, которые дополнили устные свидетельства, записанные автором в ходе его интервью с участниками и свидетелями описываемых событий. Несомненную ценность представляет изучение документов Центрального штаба партизанского движения Беларуси, хранящихся в Национальном архиве Республики Беларусь, а также материалы Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба на временно оккупированной территории СССР из Государственного архива Российской Федерации, и сведения из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Центрального архива КГБ Республики Беларусь, воспоминания узников гетто, концлагерей, партизан и праведников народов мира из Израильского национального мемориала Катастрофы и героизма восточноевропейского еврейства (Яд ва-Шем).
Книга снабжена именным и географическим указателями, которые облегчают поиск интересующих вопросов, дают представление о многообразии собранных свидетельств современников и участников описываемых событий, где и как именно это происходило. В ней отсутствует общий список использованной литературы и источников. Однако все главы снабжены библиографическими ссылками, которые для удобства читателя расположены постранично, а не в конце текста. Работа Смиловицкого иллюстрирована редкими трофейными фотографиями военных лет и уникальных находок, сделанных белорусскими археологами в 2017 году на месте массовых расстрелов евреев из Минского гетто в Малом Тростенце, а также факсимиле обложек книг на разных языках, посвященных истории Холокоста в Беларуси, изданных после 1945 года.
Монография израильского учёного написана на прекрасном русском языке. Остается добавить, что автор позаботился о том, чтобы как и монография «Евреи Беларуси до и после Холокоста» [3], новая его книга, стала широкодоступной за пределами Израиля. Как и все предыдущие книги автора ее можно найти в основных библиотеках Беларуси, таких как Национальная библиотека РБ, Президентская библиотека, Фундаментальная библиотека Национальной академии наук, библиотеки Белгосуниверситета, Гомельского и других высших учебных заведений. Книгу получили также ведущие библиотеки Российской Федерации, Украины, Польши, Германии, Британская библиотека в Лондоне и Библиотека Конгресса США. И что очень важно, это издание можно найти в свободном доступе в Интернете.
Рецензент поздравляет своего израильского коллегу с очень важной работой. Можно не сомневаться, что она вызовет интерес и будет по достоинству оценена читателями.
Список литературы
- Смиловицкий Л. Евреи Беларуси в годы Холокоста (1941‒1944 гг.): Сборник избранных статей. Тель-Авив, 5782/2021. ‒ 392 с., 64 ил.
- Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941‒1944 гг. Тель-Авив, 2000. ‒ 432 с.
- Смиловицкий Л. Евреи Беларуси: до и после Холокоста. Сборник избранных статей. Иерусалим, 5781/2020. ‒ 491 с.
Информация об авторе
Стрелец Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук Брестского государственного технического университета, г. Брест, Республика Беларусь.
Автор-корреспондент
Стрелец Михаил Васильевич, e-mail: mstrelez@mail.ru
HISTORIOGRAPHY
Book review
The tragedy of the Holocaust is an unhealed wound in the history of Belarus
Smilovitsky L. Jews of Belarus During the Holocaust (1941‒1944):
Collection of selected articles. Tel Aviv, 5782/2021. ‒ 392 p., 64 ill.
Mikhail V. Strelets 1 *
1 Brest State Technical University, Brest, Republic of Belarus,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1593-7202, e-mail: mstrelez@mail.ru
Abstract:
Senior Researcher at the Center for Diaspora at Tel Aviv University, head of the project "History of the Jews of Belarus", Doctor of Historical Sciences Leonid Lvovich Smilovitsky published a book in August 2021 "Jews of Belarus during the Holocaust (1941-1944): Collection of selected articles (Tel Aviv, 5782/2021. - 392 p., 64 ill.). This collection is dedicated to the history of the Holocaust in territory of Belarus and is an addition to its the book "The Catastrophe of the Jews in Belarus, 1941-1944", published in 2000. The collection consists of three sections, which are presented scientific articles, reports of the author at international scientific conferences on the Holocaust in the Soviet Union, and his interview on this topic to the media information (magazines, newspapers, radio and television). Material for writing works for this collection served as archives of Belarus, Russia and Israel, periodicals and scientific monographs, which supplemented oral evidence recorded by the author during his interviews with participants and witnesses of the events described. The reviewer came to the conclusion that all these works are a serious contribution to the development of the problems of the Holocaust. Each of them is devoted to either a completely undeveloped problem, or partially undeveloped.
Keywords:
Belarus, genocide, ghetto, Jews, review, Holocaust, expertise
References
- Smilovitskiy L., 2021, Yevrei Belarusi v gody Kholokosta (1941‒1944 gg.): Sbornik izbrannykh statey [Jews of Belarus During the Holocaust. Сollection of selected articles]. Tel Aviv, 5782/2021. ‒ 392 s., 64 il. (In Russ., In Eng.)
- Smilovitskiy L., 2000, Katastrofa yevreyev v Belorussii, 1941‒1944 gg. [The Holocaust in Belorussia, 1941-1944]. Tel Aviv, 2000. ‒ 432 s. (In Russ., In Eng.)
- Smilovitskiy L., 2020, Yevrei Belarusi: do i posle Kholokosta. Sbornik izbrannykh statey [Jews in Belarus: Before and After the Holocaust. Сollection of selected articles]. Jerusalem, 5781/2020. ‒ 491 s. (In Russ., In Eng.)
Information about the author
Mikhail V. Strelets, Dr. Sci. (History), Prof., Professor at the Department of Social and Humanitarian disciplines of the Brest State Technical University, Brest, Republic of Belarus.
Corresponding author
Mikhail V. Strelets, e-mail: mstrelez@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense