Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 4. С. 46–46.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 4. P. 46–46.
УДК: 94(470):32;35 + 929 Дугина
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-4-46-46
Поступила в редакцию: 11.11.2023 г.
Опубликована: 02.12.2023 г.
Submitted: November 11, 2023
Published online: December 2, 2023
Для цитирования: Бельский В.Ю. Русская философия в прозе и поэзии [Рецензия на кн.: «Русская мысль живёт…». Сборник философской прозы и поэзии памяти Дарьи Дугиной (Платоновой). Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. 164 с.] // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №4(37). С. 46-46.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-4-46-46.
For citation: Belsky V.Yu. Russian philosophy in prose and poetry [Review of the book: “Russian thought lives...”. Collection of philosophical prose and poetry in memory of Daria Dugina (Platonova). Simferopol: IT “ARIAL”, 2023. 164 p.]. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(4):46-46. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-4-46-46.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИОГРАФИЯ
Рецензия
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПРОЗЕ И ПОЭЗИИ
«Русская мысль живёт…» Сборник философской прозы и поэзии памяти Дарьи Дугиной (Платоновой).
Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. 164 с.
Бельский Виталий Юрьевич 1
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация:
Представляемый читателям сборник философской прозы и поэзии памяти Дарьи Александровны Дугиной (Платоновой) «Русская мысль живёт» олицетворяет собой плод уникальной мировоззренческой – философской, историософской, этической и эстетической – рефлексии на события, триггерами которых стали решение о проведении Специальной военной операции на Украине (СВО), а в более широком смысле – эпопея Крымской или Русской весны 2014 года во всём многообразии связанных с нею надежд, ожиданий, переживаний, восторгов и разочарований.
Ключевые слова: философия, история, культура, традиционные духовно-нравственные ценности, патриотизм, историческая культура, историческая память, политика памяти, историческая правда, фальсификация истории, государственный суверенитет, Русский ренессанс, Русский мир, Русская цивилизация, Дарья Дугина
ВВЕДЕНИЕ
Довлевший на протяжении более чем двадцати лет в общественном сознании россиян и жителей постсоветского пространства исторический парадокс, суть которого состояла в том, что последствием принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации в июне 1990 года стало не патриотическое воспарение Русского духа над вульгарным истолкованием в 1960-е –1970-е годы принципа советского интернационализма как идеи фактически космополитической, лишённой национальных истоков и корней, а тотальное заражение идеологического поля России прозападной либеральной русофобией, в контексте которой окружающее постсоветское пространство повсеместно покрылось ядовитыми сорняками пещерного национализма, для кого-то внезапно, а для кого-то – вполне ожидаемо, утратил свою актуальность. Русские флаги над Крымом и Севастополем, Донецком и Луганском, над многотысячными шествиями в Харькове, Мариуполе и Одессе, возвестили о начале новой эпохи Русского ренессанса, возрождения Русских и Русскости как реального субъекта цивилизационного строительства планетарных масштабов.
С этого момента Русская идея из покрытых пылью трудов авторов «Вех» и «Смены вех» и патриотических общественных деятелей второй половины XIX – начала XX веков, кратковременный интерес к которым в 1989-1990 годах прошёл также быстро, как прошла мода на кубик Рубика и малиновые пиджаки, произведений великих русских и советских поэтов и писателей, вытесненных из школьной программы А.И. Солженицыным и иже с ним, «забытых» официальной пропагандой речей И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941 года и на Кремлёвском приёме 24 мая 1945 года, вновь стала обретать плоть и кровь, буквально пробиваясь к свету из маргинальных подземелий русской радикальной фронды, в которые с августа 1991 года пытался загнать её либеральный мейнстрим.
И, подобно реальному Русскому миру, ожесточённая борьба с которым, развязанная киевской хунтой по благословению и при поддержке коллективного Запада, обрела как своих героев, персонализированных в фигурах Валерия Болотова, Александра Беднова, Алексея Мозгового, Павла Дрёмова, Арсена Павлова, Валерия Толстых, Александра Захарченко, так и новомучеников, яркими примерами которых стали жертвы Одесской Хатыни и Мариуполя в мае 2014 года, новая Русская идея начала обрастать собственными культовыми именами тех, кто публично провозгласив свою верность её принципам, бросил открытый вызов врагам, клеветникам и ненавистникам России и тем самым шагнул в бессмертие.
Олесь Бузина, Дарья Дугина, Владлен Татарский – все эти люди стали мишенью врага именно потому, что прямо заявили о своей приверженности Русской идее и талантливо, аргументированно, эмоционально и убедительно привносили её собственное видение и понимание в общественное сознание, своей неутомимой, подвижнической деятельностью расширяя границы Русского смыслового поля.
Но истинная скорбь и истинная память о павших с честью во имя идей – это отнюдь не рыдания у кладбищенских надгробий и заупокойные тосты на поминальных тризнах. В своём знаменитом произведении «Requiem» русский поэт Лиодор Пальмин призывал не петь загробных стихов над телами павших борцов, а до конца вести бой под знаменем того же мировоззрения, за торжество идей и смыслов которого пали герои и мученики.
«РУССКАЯ МЫСЛЬ ЖИВЁТ…»
И одним из ярких и значимых событий в современной идейной жизни сражающейся за свою духовную, идейную, политическую и социальную самобытность России, призванных не только увековечить светлую память павших за идеи и идеалы Русского мира, но и развить эти идеи и идеалы, придать им новую силу, показать их жизнестойкость вопреки любым, подчас самым коварным и античеловечным, проискам враждебных сил, стал изданный в Крыму сборник «Русская мысль живёт…» [1].
Обложка сборника
Данный сборник объединил на своих страницах неравнодушных, творчески одарённых людей, для которых приверженность Русскости стала не только неотъемлемой составной частью их духовного мира, но и источником озарения и вдохновения – философского, поэтического, прозаического. Авторы сборника – представители различных направлений гуманитарной деятельности – оказались объединены не только памятью молодого философа и начинающего общественного деятеля Дарьи Дугиной, тщательно подготовленное убийство которой стало очередным злодеянием в ряду преступлений киевского нацистского режима, совершённых с благословения его европейских и заокеанских спонсоров и покровителей, но и поиском ответов на вечные, но никогда, ни в одном новом поколении людей, разделяющих цели и ценности Русского мира, не утрачивающие своей Божественной, экзистенциальной актуальности вопросы: Что такое Россия? В чём Она проявляет себя не просто как географическая территория, а как ментальная сущность? Что означает быть Русским? Каков Он, духовный мир Русского человека, мысленно, исторически, цивилизационно, этически и эстетически?
Отрадно, что метаздача сборника – объединить всех носителей Русской цивилизационной идентичности от левых радикалов до правых консерваторов, от имперцев до умеренных анархистов в едином содержательном идейном пространстве, о чём пишут руководитель проекта Олег Шевченко и его главный редактор Олег Габриэлян в авторском заключении к сборнику «Post scriptum», находит понимание и поддержку у современных политических государственных деятелей.
«России жизненно необходима мощная, чётко сформулированная концепция Русского мира как мировоззренческая модель, понятная для всех. Она нужна, прежде всего, нам самим. И прежде всего для того, чтобы Россия больше никогда не стала "домом, разделившимся в самом себе"», – пишет во вступительном слове к читателям сборника Глава Республики Крым С.В. Аксёнов.
«Сейчас наша задача, всего нашего общества, заключается в том, чтобы … заново организовать Русский мир. Это будет логическим выводом из СВО и нашей безусловной победой как цивилизации, как особого мира. … Именно стройная, цельная концепция Русского мира даст ответ на вопрос, куда мы движемся. И это должно будет повлиять на подавляющую массу людей. Исторически для этого уникальный шанс. Крымская весна запустила процесс глобальных изменений, на фоне которых произошло пробуждение Русской цивилизации. СВО должна завершить процесс построения Русского мира. Мы столетиями безуспешно искали благополучия и прогресса на чужбине. Настало время вернуться домой», – развивает и подытоживает в том же вступительном слове мысли Главы Республики Председатель Государственного Совета Республики Крым В.А. Константинов.
Таким образом, вытесненная когда-то из легального политического поля идея построения Русского мира устами руководителей Республики Крым обретает на страницах данного сборника официальное политическое признание и легитимизируется в качестве ведущей задачи современного государственного строительства в Российской Федерации. Принципиально то, что сегодня эти идеи исходят уже не от представителей того, что принято языком современной общественно-политической и деловой лексики именовать «экспертным сообществом», а напрямую от лиц, непосредственно причастных к принятию государственных решений.
В этой связи последующие размышления авторов сборника обретают силу особой, государственно-ориентированной смыслоцентричной позиции. Это в немалой степени работает на укрепление убеждённости читателей в том, что в отличии от девяностых и нулевых, когда подобные идейные поиски воспринимались как утопические грёзы о несбыточном, на этот раз думы о путях воплощения идеи Русского мира в реалии повседневного бытия каждого россиянина являются органичной частью реализации официально одобренной долговременной политической стратегии цивилизационного прорыва нашей страны. Прорыва к подлинно самобытному, суверенному мироустройству, основанному на совокупном триединстве веры в Бога, верности традиционным идеалам и памяти предков, а также открытости к позитивному взаимодействию с внешним миром и инновациям. Именно такое мироустройство является подлинной квинтэссенцией торжества многовековых исторических надежд и чаяний народов, населяющих Россию.
Структура сборника состоит из предисловия, четырёх основных разделов и заключения авторов-составителей. Открывает сборник «Слово к читателю», объединяющее обращения Главы Республики Крым и Председателя Государственного Совета Республики Крым, и статья философа Андрея Коробова-Латынцева «Даша-Душа» о метафизической составляющей жизни и смерти Дарьи Дугиной в контексте идущей борьбы за духовную и политическую суверенность современной России. Основная идея статьи состоит в том, что в сложившихся условиях тотальной войны против Русского мира залогом Победы является единство всех носителей русской идентичности. Гибель товарищей в борьбе должна не разделять, а сплачивать ряды тех, кто вышел на бой во имя торжества Русской идеи. И в этой борьбе даже занятие философией, с учётом недвусмысленно обозначенной философом позиции, является подчас смертельным риском. Но мысль, изречённую хотя бы раз, как и песню, расстрелять нельзя. Вот почему заслуживает самой высокой оценки вывод автора о том, что «Даша … духовно жива … и теперь. И ничто, и никто не имеет власти это изменить».
В первом разделе, в обширном интервью с викарием Симферопольской и Крымской епархий Русской Православной церкви – епископом Нестором (Доненко), собеседники размышляют о духовном коде России на фоне происходящих знаковых исторических событий, очерчивают портрет русского Героя, конкретизируют содержание такого неоднозначно воспринимаемого понятия как «духовные скрепы». Отрадно, что в указанном диалоге священнослужителя и светских философов, несмотря на всю его полемическую заострённость, ощущается взаимопонимание сторон, их стремление выстроить посредством диалога симфонию горнего и мирского. Данный пример в который раз убеждает в искусственности размежевания религиозного и философского мировоззрения. Обладающие высоким духовным потенциалом и разделяющие общую – соборную по своей сути – идею собеседники всегда найдут основания для взаимопонимания вне зависимости от того, каковы методологические особенности формирования разделяемых ими взглядов.
Раздел второй содержит философские статьи и эссе о Русскости, Русском духе, Русском мире и сопутствующих данным понятиям явлениям, находящимся в фокусе внимания различных представителей современного гуманитарного знания и деятелей искусства. Авторы раздела различными путями ведут нас по метафизическому пространству Русской идеи, но вместе они создают мощную и гармоничную по своему звучанию симфонию Русской мысли, каждая гамма которой по-своему интересна, увлекательна, значима и актуальна.
В третьем разделе представлены прозаические произведения, общий посыл которых созвучен названию сборника. Средствами художественной литературы авторы стремятся представить образное видение того, что значит быть Русским, донести до сознания своих читателей идею особой миссии Русского человека, как носителя Веры, Правды, Искренности, нравственной Чистоты. Да, конечно, дорога эта терниста, сталкиваются на ней горести и радости, трагическое и юмористическое. Оттого и сами представленные в данном разделе произведения различны по своему внутреннему камертону, но, вместе с тем, лишены ложной патетики и чужды бюрократической казённой манере подачи материала, которая, к сожалению, иногда свойственна произведениям патриотической тематики. Авторы раздела умело проходят между Сциллой замысла и Харибдой способов его изложения, выбирая в каждом случае такую тональность повествования, которая соответствует не только установкам автора, но и интересам читателя.
Четвёртый раздел сборника – поэтический. Вот, здесь уровень патетики по сравнению с предыдущим, прозаическим, разделом ожидаемо повышается в разы. Но такова уж специфика поэтического творчества: спеть душой то сокровенное, чаемое и величественное, о чём не скажешь обыденными, повседневными словами. Не только горние высоты Русского духа, одним из самых величественных исторических символов которого стали Севастопольские бастионы времён первой осады 1854-1855 годов, но и вся боль расколотого безумием 1991 года единого советского пространства, вся трагедия современной расстрелянной, разбомбленной, разорённой украинскими нацистами и их западными вдохновителями и покровителями Новороссии буквально пронизывают поэтические строфы стихотворных произведений представленных в четвёртом разделе авторов. И одновременно, наряду с патетикой и актуальной повесткой дня, авторы поэтического раздела делятся своими размышлениями о России как сакральном и мистическом явлении, о месте поэта в осмыслении Русскости, как неотъемлемой части духовного бытия современного русского человека.
Завершает сборник «Post scriptum» от руководителя проекта и его главного редактора и продюсера, в котором не только обобщаются идеи, объединяющие разделы сборника в единое смысловое пространство, не только даётся ответ на вопрос о сути метазадачи, на решение которой было нацелено содержание представленных в сборнике философских, прозаических и поэтических текстов, но и анонсируется дальнейшая трансформация идеи сборника из разовой акции в литературно-философский альманах. Это, вероятно, самый прекрасный и самый логичный итог представленного на суд читателей коллективного труда, поскольку именно планы издания альманаха и проведения заявленных в «Post scriptum» симпозиумов отражают суть основной идеи, реализованной авторами в содержании сборника и вынесенной в качестве его названия на обложку: «Русская мысль ЖИВЁТ…»!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что содержание сборника философской прозы и поэзии памяти Дарьи Дугиной «Русская мысль живёт…» соответствует как своему общему высокому идейному замыслу, так и профессиональным требованиям и стандартам современной философской мысли. Идеи трансформации указанного сборника в литературно-философский альманах, издаваемый на периодической основе, а также проведения соответствующих обозначенным в сборнике целям, задачам и мировоззренческим ориентирам философских симпозиумов, заслуживают всяческого одобрения и поддержки.
Список литературы
-
«Русская мысль живёт…» Сборник философской прозы и поэзии памяти Дарьи Дугиной (Платоновой). Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. - 164 с.
Информация об авторе
Бельский Виталий Юрьевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; председатель Бюро Московского отделения Российского философского общества, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Бельский Виталий Юрьевич, e-mail: v.belskiy@bk.ru
HISTORIOGRAPHY
Book review
Russian philosophy in prose and poetry
“Russian thought lives...” Collection of philosophical prose and poetry in memory of Daria Dugina (Platonova).
Simferopol: IT “ARIAL”, 2023. 164 p.
Vitaly Yu. Belsky 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: v.belskiy@bk.ru
Abstract:
Presented to readers, the collection of philosophical prose and poetry in memory of Daria Aleksandrovna Dugina (Platonova) “Russian Thought Lives” represents the fruit of a unique worldview - philosophical, historiosophical, ethical and aesthetic - reflection on the events, the triggers of which were the decision to conduct a Special Military Operation in Ukraine (SVO), and in a broader sense - the epic of the Crimean or Russian spring of 2014 in all the diversity of hopes, expectations, experiences, delights and disappointments associated with it.
Keywords: philosophy, history, culture, traditional spiritual and moral values, patriotism, historical culture, historical memory, politics of memory, historical truth, falsification of history, state sovereignty, Russian Renaissance, Russian World, Russian civilization, Dar'ya Dugina
References
-
«Russkaya mysl' zhivot…» Sbornik filosofskoy prozy i poezii pamyati Dar'i Duginoy (Platonovoy) [“Russian thought lives...” Collection of philosophical prose and poetry in memory of Daria Dugina (Platonova)]. Simferopol': IT «ARIAL», 2023. 164 s. (In Russ.).
Information about the author
Vitaly Yu. Belskiy, Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Prof. of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Chairman of the Bureau of the Moscow Branch of the Russian Philosophical Society, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Vitaly Yu. Belskiy, e-mail: v.belskiy@bk.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 4. P. 46–46.