Миграционные процессы-труд-коммуникации

X Грушинский социологическая конференция, Миграционные процессы, труд, коммуникации, Финансовый университет, 2020

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации принимает активное участие в Х Грушинской социологической конференции, которая проходит под девизом «Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности».  

 

29 сентября 2020 года в рамках тематической линейки «Человек и мир. Человек в поликультурном обществе» юбилейной Грушинской социологической конференции в онлайн формате прошла сессия «Миграционные процессы-труд-коммуникации». Соорганизатор Сессии - Факультет социальных наук и массовых коммуникаций. 

 

Программные директора Сессии:   

 

Ученые, преподаватели, представители учреждений науки, институтов гражданского общества, приняли участие в обсуждении вопросов:

  1. Подходы к оценке социально-экономической инклюзии иностранных граждан в странах-реципиентах.
  2. Риски нерегулируемой (незаконной) миграции и беженства и инструменты их упреждения: страновые практики и международные подходы.
  3. Применение цифровых технологий для содействия адаптации иностранных граждан в государствах – реципиентах.
  4. Оценка возможностей применения методов математического моделирования для мониторинга и прогнозирования развития миграционных процессов.

 

Абрис целей, задач, методологических подходов изучения социально-экономической инклюзии иностранных граждан в странах-реципиентах с учетом международного и странового зарубежного опыта представила участникам сессии М.Л. Галас. По мнению программного директора сессии, обсуждаемые в рамках сессии вопросы важны для изучения и последующего научно-практического применения международных подходов и страновых экономических, правовых, социальных практик регулирования миграционных процессов в условиях глобального кризиса ранка труда, занятости, применения человеческого капитала в по-COVID-19 период. 

 

Интересен анализ наиболее показательных и сопоставимых критериев регулирования миграционных процессов, в том числе и социально-экономической инклюзии иностранных граждан. К таким критериям предлагается отнести: компетенции органов власти и управления, регулирующих вопросы миграции; разработанность законодательной базы для управления миграцией; комплекс прав и обязанностей иностранных граждан на территории государства-реципиента, согласно их вовлеченности, в социальное и экономическое развитие принимающего общества; актуальные вопросы регулирования миграционных процессов, требующие оптимизации.

 

Миграция обладает значительным потенциалом, и в то же время, таит экономические, социальные, политические и другие риски, с опасением воспринимаемые гражданами принимающего государства. Прежде всего, риски заключены в нерегулируемой (незаконной) миграции и массовых неуправляемых потоках беженцев. Для упреждения нерегулируемой, неупорядоченной миграции требуется комплексная система мониторинга и прогнозирования миграционных потоков, что ставит на повестку дня задачу разработки передовых методологий, применяющих методы математического моделирования, цифровые технологии. Эти методологии соотносятся с организацией работы по эффективному применению и развитию человеческого капитала, по социально-экономической инклюзии иностранных граждан, демонстрирующих установки на адаптацию и интеграцию в принимающее общество, уважение к законодательству, культуре, бытовым традициям государства-реципиента.

 

С постановочным докладом «Мигрант и его социальный статус и возможности российском рынке труда» выступила Г.Г. Силласте. Социальный статус – интегративная категория, отражающая положение человека в любой из сфер жизнедеятельности общества, подчеркнул программный директор сессии. В страну назначения мигрант въезжает без определенного социального статуса.  Наиболее объемен в Российской Федерации рынок труда. Он во многом определяет экономические возможности государства. Энергичными темпами развивается рынок занятости. На рынке труда наблюдается гендерная асимметрия среди иммигрантов в пользу женщин, которые обладают относительно высоким уровнем образования. Остро встает вопрос о распределении иммигрантов на рынке труда. Принимающее государство заинтересовано в квалифицированных кадрах.

 

В настоящее время среди трудовых мигрантов, согласно исследованию Г.Г. Силласте, важно определить соответствующий их уровню образования, профессиональных притязаний сегмент рынка занятости, позволяющий им обеспечивать себя, свои социальные потребности, защиту своих интересов. Для иммигрантов с высоким уровнем образования характерны определенные притязаний на рынках профессий и образовательных услуг. Г.Г. Силласте обратила внимание на мотивацию въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию.

 

Первый мотив - экономический, основанный на стремлении к монетизации собственной способности к труду, а также к обеспечению материальных потребностей семьи. Второй мотив – желание дополнительной самореализации, характерное для иностранных работников с высоким уровнем образования. Докладчик ставит вопрос о проработанности системы социальной помощи, социальных услуг и гарантий таким категориям мигрантов. В какой мере принимающее государство может рассчитать монетарные расходы для поддержания вышеназванной категории мигрантов на рынке труда и занятости? Каковы реальные затраты в области социальной политики государства-реципиента в отношении мигрантов данного сегмента рынков труда и занятости? 

 

Свои подходы к обсуждаемым вопросам представили:

 

Артамонов Олег Викторович, заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии, в своём выступлении отметил следующее. Пандемия корона вируса значительно изменила привычный всем уклад жизни. Многие страны закрылись внутри своих границ и ввели особые положения от различных ограничительных мер до чрезвычайных ситуаций, которые повлияли на все стороны жизни. Не исключением стали и государства - члены ЕАЭС. Уже действующие нормы Договора о Союзе и меры, принятые в государствах-членах, позволили смягчить негативные последствия кризиса в жизни граждан, находящихся в государстве трудоустройства. Так, в рамках Союза гарантировано право доступа трудящихся и членов их семей к медицинским услугам по системе обязательного медицинского страхования, в тех странах, где она существует. Также правом Союза обеспечено бесплатное оказание медицинской помощи в экстренных и неотложных случаях. Все это позволило получить трудящимися и членами их семей необходимый объем бесплатной медицинской помощи при заражении инфекцией «COVID -19», которая во всех странах Союза включена в Перечень особо опасных заболеваний, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме этого, для трудящихся предусмотрено обязательное страхование на случаи временной нетрудоспособности. Вместе с тем проведенный Комиссией мониторинг ситуации показал, что в условиях введения странами карантинных мер граждане, находившиеся в трудовой миграции, оказались в категории наиболее уязвимых слоев населения. 

 

Принятые меры социальной защиты граждан в этих условиях стали одними из основных для обеспечения экономической стабильности в странах ЕАЭС в период ограничений. От их успешности наши граждане смогли реально ощутить преимущества от интеграционных процессов. В целях урегулирования правового положения граждан в государствах пребывания автоматически продлены сроки законного нахождения граждан других государств-членов, а также были отложены меры административного воздействия за ранее совершенные правонарушения. Для граждан, выразивших желания вернуться в государство гражданской принадлежности, организовывались вывозные авиарейсы, а также «зеленые коридоры» для транзитного проезда наземным транспортом. Иностранным трудящимся потерявшим работу, было разрешено в возможно короткие сроки трудоустроиться в иных сферах. В целях сохранения занятости и уровня доходов граждан в странах Союза были приняты меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Это налоговые каникулы, льготное кредитование, субсидирование, гранты для обеспечения выплаты заработной платы работникам. Для населения были созданы дополнительные рабочие места, оказана социальная помощь в виде продуктовых наборов, предоставлены выплаты пособий семьям с детьми и беременным женщинам, организованы бесплатные курсы профессионального обучения и переквалификация безработных. Кроме этого, введена частичная компенсация и снижены тарифы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, введен запрет на взыскание и начисление пени за просрочку этих платежей. 

 

Благодаря перечисленным мерам удалось избежать резкого роста уровня безработицы. Так по состоянию на август 2020 года уровень безработицы в целом по Союзу составил 6%, против 4,8% за аналогичный период прошлого года. Таким образом, совместными усилиями минимизированы негативные последствия кризиса, созданы условия для восстановления занятости населения. 

 

Что касается перспектив развития интеграционных процессов, то работа Комиссии продолжается с учетом оценки ситуации, вызванной пандемией COVID-19. В настоящее время сотрудничество в сфере здравоохранения осуществляется только по вопросам доступа трудящихся и членов их семей к получению экстренной / неотложной медицинской помощи и к системе обязательного медицинского страхования в тех странах Союза. Текущая ситуация показала необходимость обеспечения в рамках Союза сопоставимого уровня систем здравоохранения и скоординированных действий Сторон по вопросам профилактики и предотвращения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения. Схожие вопросы имеются и при осуществлении сотрудничества в сфере образования, которое сегодня ограничено только вопросами признания документов об образовании при доступе к осуществлению трудовой деятельности. В тоже время сфера получения профессионального образования непосредственно влияет на структуру формирующегося единого рынка труда Союза.

 

Для решения перечисленных вопросов проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, который в целом одобрен главами государств-членов Союза, предусмотрено расширение взаимодействия Сторон в сферах образования и здравоохранения. Мероприятия Стратегии направлены на наращивание потенциала стран ЕАЭС для диагностики, профилактики и реагирования на инфекционные заболевания с эпидемическим потенциалом.

 

С учетом текущей ситуации на рынке труда, можно прогнозировать ускорение процесса перехода на новые формы трудовых отношений и занятости. В условиях ограничений работу можно выполнять дистанционно, даже находясь в разных странах. При этом, работнику необходимо соответствовать квалификационным требованиям. Неопределенность в установлении правового статуса лиц, выполняющих работы в государстве-члене ЕАЭС, если наниматель зарегистрирован на территории другого государства - члена Союза, может затруднить этот процесс. Кроме этого возрастает потребность в создании механизмов содействия в трудоустройстве граждан в соответствии с запросами рынка труда. Создаваемая в Союзе унифицированная система поиска «Работа без границ» станет одним из таких механизмов, который позволит гражданам искать подходящую работу на едином рынке труда без выезда с государства своего проживания.

 

Таким образом, меняющиеся условия еще раз доказывают необходимость устранения существующих изъятий, выработку в рамках ЕАЭС сопоставимых квалификационных требований к работникам, создания механизма прогнозирования и удовлетворения потребностей единого рынка труда, и единых подходов в сфере правового регулирования возникающих новых форм трудовых правоотношений. Необходимо отметить, что соответствующие мероприятия, направленные на решение перечисленных задач, также включены в проект Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года. Убеждены, что только совместными усилиями мы сможем минимизировать негативные последствия кризиса и создать условия для дальнейшего стабильного развития ЕАЭС.

 

Федорова Ирина Юрьевна, профессор Департамента общественных Финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор по теме «Методика оценки влияния внутренней и внешней миграции на социально-экономическое развитие административно-территориальных образований». Необходимо, по убеждению И.Ю. Федоровой, разработать варианты решения проблем формирования интеграционного партнерства, смешанных источников финансирования социальных программ в отношении иностранных граждан, баланса между социальными обязательствами принимающих стран и обеспечением конституционно закрепленных гарантий и прав в отношении граждан, а также финансово-экономической безопасности стран-реципиентов в связи с ростом объема расходов на социальную инклюзию иностранных граждан, проживающих и пребывающих на их территории.    

 

Курдюмов Николай Викторович, президент Союза «Международный альянс «Трудовая миграция» по теме «Квалификация специалистов по привлечению и использованию иностранных работников, как фактор минимизации риска неурегулированных процессов трудовой миграции». Эксперт обратил внимание на значимость с точки зрения упреждения теневых схем рынков труда и занятости мигрантов посредством внедрения профессиональных стандартов и проведения независимой оценки квалификации законопослушных работодателей, работников сферы миграционных услуг, сопровождения трудовой миграции, специалистов предвыездной подготовки мигрантов (например, в Республике Узбекистан).  

 

Шевченко Кирилл Дмитриевич, консультант Бюро Международной организации по миграции в Москве кандидат юридических наук по теме «Риски нерегулируемой (незаконной) миграции и беженства и инструменты их упреждения». К.Д. Шевченко обратил внимание на селективность подходов основных стран-реципиентов к регулированию статуса лиц, признанными УВКБ ООН беженцами и упреждению незаконной миграции. Селективность подразумевает отбор соискателей международной защиты по соответствующим национальным интересам критериям Одним из перспективных инструментов упреждения незаконной миграции эксперт назвал «добровольное возвращение», разрешающий эмигрантам (как легитимным, так и незаконным) по собственному их волеизъявлению возвратиться в страну исхода, государственной поддержкой (монетарной, административной и иной). Перспективен метод довъездных (за пределами государственных границ государств-реципиентов) контрольно-проверочных процедур привлечения в принимающую страну конвенциональных беженцев. Такие беженцы должны соответствовать запросам экономики, чтобы стать постоянным источником организованного набора востребованных на рынке труда работников.  

 

Поставнин Вячеслав Александрович, сотрудник АНО «Научный центр Евразийской интеграции по теме «Цифровые технологии в управлении миграционными процессами. Выгоды и риски». По мнению эксперта, в настоящее время в Российской Федерации услуги в электронной форме мигрантам практически не предоставляются. В основном действует оформление приглашений.  Не охвачены такие услуги, как: оформление приглашений, постановка на миграционный учет, выдача разрешений на работу, патентов, разрешений на временное пребывание, оформление видов на жительство. Наблюдается, информировал Поставнин, рост теневого рынка. Причины такого процесса: сложная процедура оказания государственных услуг в сфере миграции, бюрократические барьеры, рост теневого рынка предоставления посреднических услуг (его объем составил в настоящее время 450 млрд. рублей). Легально работает на рынке труда около одной трети иностранных граждан, получивших в патенты. В.А. Поставнин охарактеризовал проект цифровой миграционной платформы «Федерация». Данная платформа является аналогом портала Госуслуги, специализирующаяся на предоставлении сервисов мигрантам, ориентированных на: повышение прозрачности и доступности предоставления мигрантских сервисов, снижении теневого сектора услуг мигрантам, создание широкой базы данных с «профилем» по каждому мигранту, сбор и анализ статистической информации по действиям и перемещениям мигрантов, повышение доходов бюджета (за счет увеличения собираемости налогов, пошлин и сборов). Платформа может быть применима для контроля и регулирования рынков труда и занятости. Отметил докладчик изменение потоков мигрантов в сторону низкоквалифицированных. Считает эксперт, что не оправдала себя замена квоты для иностранных работников из стран СНГ на патентную систему в силу ее дороговизны и ужесточения правил оформления.

 

Бродовская Елена Викторовна (в соавторстве с Анной Юрьевной Домбровской, доктором социологических наук, профессором Департамента политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, доцентом кафедры социально-политических исследований и технологий МПГУ) по теме «Методология и методика исследования цифровых коммуникаций между мигрантами, государственными институтами и принимающим сообществом». Проведя анализ русскоязычного сегмента цифровых коммуникаций о миграции, исследователи пришли к выводу, что 11,2 % составил такой цифровой поток, как коммуникации официальных представительств государственного органов, уполномоченных решать вопросы миграции. Основными вопросами были связанные с правила оформления иммиграционных и эмиграционных документов. Тип коммуникаций неформальных онлайновых сетевых лидеров – «экспертов» по вопросам миграции составил, согласно расчетам докладчиков, 32,7%. В этом сегмента задавались вопросы, связанные с действиями региональных миграционных государственных структур, с поиском жилья, с трудоустройством, с критикой государственной миграционной политики. Коммуникации представителей негосударственного сектора помощи мигрантам, представленные в исследовании докладчиков 18,79%, ориентированы на предоставление правовой помощи. А также поддержки по адаптации и интеграции в российское общество. Наконец, коммуникации представителей коммерческих структур, оказывающих миграционные услуги – 37.4%, также оказывают мигрантам помощь правового характера, содействие в трудоустройстве, в приобретении и аренде жилья.

 

Е.В. Бродовская охарактеризовала сегменты европейских цифровых коммуникаций. Для групп цифровых коммуникаций Франции характерно обсуждение проблем беженцев и соискателей международной защиты из Сирии и стран Азии, проблемы социальной поддержки женщин и детей, мигрировавших в эту страну ЕС. Группы ФРГ сконцентрированы на обсуждении проблем беженцев и соискателей международной защиты из стран Ближнего и Среднего Востока, в частности в области помощи освоения немецкого языка, трудоустройства, межнациональных браков с представителями титульного населения Германии. Аналогичный круг вопросов обсуждается в группах Испании. Группы Италии, в силу географии миграционных потоков в это государство-реципиент, сконцентрированы на проблемах мигрантов из стран Африки, на адаптации мигрировавших женщин-мусульманок.  Социальный граф «стоп мигрант группа», как сообщила Е.В. Бродовская, показал, что среди граждан существует недовольство притоком мигрантов, связанное с опасением конкуренции и столкновения интересов на рынках труда и занятости, с разницей культур. Граф связи коммуникаций мигрантов в РФ, как полагает Е.В. Бродовская, будет аналогичен европейскому. В нем велика роль коммерческих и неофициальных структур. Государственные миграционные службы не дают индивидуального трека, персонального сопровождения иностранного гражданина. У российского гражданского общества, по мнению эксперта, нет сил и структур для занятия этого пула. 

 

Леденева Виктория Юрьевна, главный научный сотрудник Отдела демографической безопасности и моделирования демографических процессов Центра социальной демографии Института социально-политических исследований Российской академии наук, профессор Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор социологических наук, профессор по теме «Реформирование миграционных режимов на базе комплексной автоматизации миграционных процессов». Эксперт рассмотрела миграционные статусы в РФ, предложив сохранить временное пребывание в течение 90 суток; постоянное проживание, создать долгосрочное пребывание (единый документ. ID-карта, упразднить разрешение на временное пребывание. В приеме в гражданство сохранить общий порядок (определяется МВД России и его территориальными органами); упрощенный порядок (определяется МВД России и его территориальными органами, а также МИД России для заявителей за рубежом); особый порядок (решение принимает президент РФ). Целесообразным В.Ю. Леденева считает создание единого электронных реестров иностранных работников и работодателей, привлекающих иностранных работников. Основными формами занятости, убеждена В.Ю. Леденева, являются: работа на основании трудового договора, выполнение работ (оказание услуг) на основании договора гражданско-правового характера, включая самозанятость; предпринимательская деятельность без образования юридического лица.   

 

Горошников Татьяна Аркадьевана, первый заместитель декана Международного финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук, доцент. Тема: «Возможности применения методов математического моделирования для осуществления мониторинга и прогнозирования развития миграционных процессов в Российской Федерации». Докладчик полагает, что прогнозирование позволит упредить как риски и угрозы для мигрантов, так и для принимающего общества, выработать оптимальный вариант распределения иностранных граждан в регионах страны назначения, согласно финансово-экономическим возможностям по реализации социальных гарантий, по предоставлению рабочих мест, по ведению законных форм экономической, в том числе инвестиционной, предпринимательской деятельности.  

 

Возможно, определить принадлежность регионов к нескольким классам привлекательности для мигрантов и затем сделать оценку распределения этих классов с последующим выявлением возможных очагов конфликтогенности. Предлагаются, например, метод системной динамики, посредством которого могут быть разработаны контуры обратных связей и процедура определения привлекательности принимающего региона страны назначения. Перспективными представляются метод машинного обучения, имеющий беспрецедентную возможность лечь в основу количественной методологии в процессах социально-экономического развития.  

 

Идентификация математических методов для прогнозирования миграционных процессов как методов, зависящих от спектра данных (от уровня макро-данных до уровня микро-данных), включая возможности дополнительного использования аналитического потенциала данных, представляется прикладным результатом и поддерживает сдвиг научной парадигмы социальных наук в сторону вычислительной социальной науки. 

 

Московский Юрий Викторович, директор проектов, Фонд развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы по вопросу «Подходы к оценке социально-экономической инклюзии иностранных граждан в Российской Федерации». Эксперт подчеркнул важность снижения административных барьеров для легитимного пребывания иностранных граждан на территории РФ, ограничить основания для выдворения из страны наиболее тяжкими правонарушениями. Отметил, что не были проведены миграционные амнистии для граждан Украины, Белоруссии.  Важным Ю.В. Московский считает реформирование процедуры предоставления статуса носителя русского языка., предоставив возможность получения такого статуса и лицам, нисходящая линия которых не является лицами, рожденными на территории России, ее првопредшественников (СССР, РСФСР). Подчеркнул, что миграционные потоки будут продолжаться и необходимо оптимизировать миграционные режимы, урегулировать миграционный сегмент рынков труда. Занятости. Мигранты не только занимают рабочие места в РФ, но и создают их, отметил Ю.В. Московский.    

 

В Сессии также приняли участие специальные гости, эксперты: Сарыбаев Чингиз Абдусатарович, начальник отдела трудовых ресурсов данного департамента Евразийской Экономической Комиссии; Насретдинов Тимур Геннадьевич, начальник аналитического отдела ФКУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», старший преподаватель Кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства Факультета истории, политологии и права Российского Государственного Гуманитарного Университета, кандидат философских наук; Попов Виктор Юрьевич, профессор Кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор физико-математических наук, профессор; Хрястунова Анна Михайловна, советник экспертно-аналитического отдела аппарата Общественной палаты Российской Федерации, Директор АНО «Сообщество предпринимателей с инвалидностью», руководитель подгруппы Банка России по поддержке с инвалидностью и малых предприятий, труд инвалидов по теме «Права мигрантов в аспекте социально-экономической инклюзии». 

Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense, Journal, Russia

канал на Яндекс Дзен

страница на Facebook

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Thematic sections

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
В защиту исторической правды, Консультативный Совет, Л. Духанина, В. Кикнадзе,  А. Корниенко, О. Шеин
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Миграция, демография, управление рисками

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN