кандидат исторических наук, доцент
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
DOI: 10.24411/2311-1763-2018-10159
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся военных вузов России. Приводятся конкретные примеры из идеологического противодействия на рубеже XX – XXI вв. и генерируются предложения по совершенствованию процесса формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся военных вузов России. Делается вывод о необходимости формирования у обучаемых понимания Русской идеи, умения анализировать преподносимую СМИ информацию и грамотно проявлять свою активную жизненную позицию.
Ключевые слова: патриотизм, курсанты, высшее образование, воспитание, духовность, нравственность, военная реформа, Русская идея, идеологическое противодействие, идеология.
Summary. The article discusses some aspects of the formation of spiritual and moral qualities and patriotism in students of military universities of Russia. Concrete examples of ideological opposition at the turn of the XX - XXI centuries are given. and generate proposals for improving the process of formation of spiritual and moral qualities and patriotism among students of military universities in Russia. The conclusion is made about the need for students to develop an understanding of the Russian idea, the ability to analyze the information presented by the media and to correctly display their active life position.
Keywords: patriotism, cadets, higher education, upbringing, spirituality, morality, military reform, Russian idea, ideological opposition, ideology.
Очевидный факт роста числа нападок на патриотическую основу воспитательного процесса, нравственность и духовность молодежи в начале XXI столетия не вызывает сомнений. Более того, их интенсивность и настойчивость позволяет говорить о полноценной глобальной, продуманной и координируемой кампании, изобилующей чередой непрекращающихся атак по разным направлениям. Поэтому актуальность формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся в военных вузах в начале XXI столетия не вызывает сомнения.
Для оптимизации воспитательного процесса по рассматриваемым в настоящей публикации направлениям прежде всего необходимо проанализировать вызовы настоящего времени и определить основные направления противодействия им. Поэтому целью настоящей работы является краткое рассмотрение некоторых примеров из арсенала идеологического противодействия на рубеже XX – XXI вв. и генерирование предложений по совершенствованию процесса формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся военных вузов.
Во-первых, на эффективность формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся в военных вузах оказывают влияние проблемы «терминологического свойства». Единого определения у таких понятий как духовность, нравственность, патриотизм не существует. Более того вследствие смены идеологических парадигм, тайного или явного идеологического противоборства, административных реформ и др. причин их трансформация продолжается. В частности на смену советскому патриотизму вновь вернулось прежнее понимание патриотизма. Более того, его трактовки в рядах различных политических партий и общественных организаций значительно отличаются [8, с. 5-6; 11; 12; 17; 18]. Для размыва и подмены традиционно культивируемой в обществе духовности и нравственности активно используется изложенная Дж. Овертоном концепция политического дискурса («окно дискурса», окно Овертона) [19]. Очередной виток военных реформ привел к появлению вместо Главного управления воспитательной работы ВС РФ Главного управления по работе с личным составом ВС РФ. В конечном итоге эта нехитрая подмена слов привела к вымыванию понятия воспитательная работа из учебного процесса и трансформации воспитательного процесса в более абстрактное – «работа с личным составом» [13, с. 122-126].
Во-вторых, до настоящего времени между различными социальными группами российского общества сохраняются те или иные идеологические, религиозные и прочие противоречия. Непримиримость одних, ангажированность и тайные устремления других делают вероятность их разжигания вполне явной. Примечательно, что в ряде случаев даже приращение научных знаний не является достаточным для свертывания ошибочных утверждений и доктрин. Так, невзирая на массу научных фактов отвергающих истинность дарвинизма он продолжает использоваться в деле борьбы с религиозными представлениями о мире [1]. Стоит особо отметить, что в нынешнее время в рядах российских военнослужащих встречаются как атеисты и сторонники советских методов воспитания личного состава, так и приверженцы религиозных ценностей. Поэтому от современных командиров требуется умение объединять столь разных по убеждениям воинов в сплоченные воинские коллективы, а отнюдь не стремление демонстрировать свое неприятие того или иного религиозного учения или атеизма. Особое внимание командирам всех степеней также следует обращать на лиц, вовлеченных в деструктивные структуры (секты и проч.) и также тех, у которых значительно снижен уровень каких бы то ни было морально-нравственных ценностей.
В-третьих, опасна недооценка важности научного сопровождения и роли командного состава в процессе формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся в военных вузах. О необходимости комплексного изучения процесса патриотического воспитания молодежи представители ученого сообщества указывали неоднократно [9]. Однако несмотря на то, что среди задач действующей Программы патриотического воспитания значится, прежде всего, «развитие научного … сопровождения системы патриотического воспитания граждан» основной упор в ней все же делается на сопровождение и мониторинг различных мероприятий [10]. Деструктивны попытки перевода научной полемики (к тому же содержащей острые и слабо аргументированные тезисы) в публицистику и учебно-воспитательный процесс [3; 4; 5]. Более того они явно противоречат таким национальным интересам Российской Федерации, как укрепление в обществе согласия, политической и социальной стабильности, а также сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей российских народов [16]. Процесс формирования активной гражданской позиции у обучаемых должен сопровождаться не менее активной позицией командиров и преподавателей (1) [2, с. 219]. На практике усилия пока одних тратятся исключительно на запланированные и в том числе чрезмерно формализованные мероприятия без должного внимания и отпора остаются те или иные резонансные события. При этом другие попросту замыкаются в себе или же предпочитают действовать по собственному почину и в автономном режиме [7].
Успешность в деле формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у молодежи напрямую зависит и от развитости представлений и приемлемости в обществе и государстве идеи национального строительства. Ведь далеко не случайно, говоря о духовности в качестве ее главного признака, выделяют «ее связь со смыслообразующими и смысложизненными компонентами человеческого существования, относящимися к высшему уровню духовного освоения мира человеком» [15, с. 112].
Однако в этом вопросе до настоящего времени единения в российском обществе не прослеживается. Более того, его рассмотрение явно затягивается и запутывается непрерывным генерированием многочисленных и в том числе ложных конструкций. Определенными силами были приложены немалые усилия по шельмованию Русской идеи, «многочисленным авторам добросовестным, коих меньшинство, и недобросовестным, чьи публикации заполнили страницы российских и зарубежных русскоязычных изданий, удалось за последнее пятилетие размыть, подменить, затрепать русскую идею до неузнаваемости» [6, с. 30]. Теперь же риторика о ее ненужности для страны перемежается с многочисленными попытками генерировать сомнительный клон [14]; тем не менее «только с этой идеей возможно наше выживание и дальнейшее движение в будущее» [6, с. 31].
Поэтому, учитывая вышеизложенное, автор полагает, что для повышения эффективности формирования духовно-нравственных качеств и патриотизма у обучающихся военных вузов необходимо:
Примечания
Список литературы и источников
References