Военное партнерство в интересах обороны
14 февраля 2017 года Совету министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств исполняется 25 лет. Столь знаменательное событие является хорошим поводом для оценки пройденного Содружеством пути в развитии Межгосударственного военного сотрудничества и определения его дальнейших перспектив. В преддверии юбилея с Секретарем Совета министров обороны государств – участников СНГ генерал-майором Дашкиным Юрием Алексеевичем пообщался Владимир Ларченков.
– Юрий Алексеевич, 25 лет назад в Беловежской пуще представителями Белоруссии, России и Украины было подписано соглашение, фактически прекратившее существование Союза ССР и положившее начало процессу создания Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. к нему на правах соучредителей СНГ присоединились ещё 8 государств из числа бывших союзных республик. Тогда же были созданы и основные руководящие органы: Совет глав государств СНГ и Совет Глав правительств СНГ. Создание Содружества, что широко известно, проходило весьма непросто. А как проходило становление Совета министров обороны СНГ? Также сложно?
– И да, и нет. В силу того, что главные задачи, стоящие перед вооружёнными силами любого государства, очерчены максимально конкретно – людям военным договариваться в целом проще. Это с одной стороны. С другой – армия, как говорили раньше, – это сколок общества, и потому на первом этапе все сложности межгосударственных и межправительственных контактов в той или иной степени сказывались и на становлении, и на дальнейшей деятельности Совета министров обороны государств – участников СНГ (далее – Совет министров обороны, СМО СНГ).
Следует уточнить. Совет глав государств СНГ принял решение об образовании Совета министров обороны государств – участников СНГ и назначении Главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами СНГ на одном из своих первых заседаний – 14 февраля 1992 г. Это решение было вызвано необходимостью сохранить и поддерживать в дееспособном состоянии общее военно-стратегическое пространство Содружества Независимых Государств в переходный период.
С момента образования в работе Совета министров обороны стали принимать участие все министры обороны государств СНГ. Главнокомандующим был назначен маршал авиации Евгений Иванович Шапошников. И уже 20 марта 1992 г. для обеспечения деятельности Совета министров обороны решением Совета глав государств СНГ (далее СГГ СНГ) были сформированы его рабочие органы: Главное командование ОВС СНГ и Секретариат Совета министров обороны государств-участников СНГ.
Первоначально Совет министров обороны работал в форме совещаний. Первое заседание СМО СНГ состоялось 26 мая 1992 г.
Можно сказать, что процесс становления Совета министров обороны в основном был завершён к 22 января 1993 г., когда, исходя из необходимости совершенствования деятельности Совета министров обороны, главы государств утвердили уточнённое Положение о СМО СНГ. Положением подтверждалось, что Совет министров обороны является органом Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики и военного строительства. Здесь же были уточнены организация деятельности Совета и порядок его работы.
– А кто руководил Советом?
– В соответствии с уточнённым Положением о СМО СНГ Председатель Совета министров обороны должен избираться из числа членов Совета министров обороны государств Содружества. В разное время обязанности Председателя исполняли маршал авиации Е. И. Шапошников, генералы армии П. С. Грачев и И. Н. Родионов, Маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев, затем С. Б. Иванов и А. Э. Сердюков. Сегодня обязанности Председателя исполняет генерал армии С. К. Шойгу.
– Уточните, пожалуйста, Юрий Алексеевич, каковы были главные направления работы в тот начальный период?
– Основные усилия в деятельности Совета министров обороны с момента его образования и почти до конца 1993 г. были сосредоточены на решении вопросов, связанных с обеспечением управления Объединёнными Вооружёнными Силами СНГ в ходе их реорганизации в национальные вооружённых силы новообразованных независимых государств, поиском форм сотрудничества в военной области и созданием правовой базы этого сотрудничества. Особое направление – разработка и принятие согласованных мер по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов на территории государств Содружества.
Хочется подчеркнуть, что именно через временное формирование Объединённых Вооружённых Сил СНГ и во многом благодаря этому удалось провести вполне цивилизованный раздел Вооружённых Сил Советского Союза, обеспечить сохранность единого оборонного пространства и стратегических ядерных сил, взаимодействие военных инфраструктур, в том числе, в сфере вооружений, а, главное, атмосферу добрососедства.
Тем не менее в рамках развития процесса совершенствования межгосударственных структур 24 сентября 1993 г. главы государств – участников СНГ, стремясь сосредоточить усилия на координации военного сотрудничества, развитии различных его форм и дальнейшем согласовании основных принципов военного строительства государств– участников СНГ, приняли Решение о реорганизации Главного командования ОВС СНГ. В соответствии с этим решением Главкомат ОВС СНГ был реорганизован в Штаб по координации военного сотрудничества (далее КВС) государств – участников СНГ. Положение о Штабе КВС СНГ было утверждено Решением СГГ СНГ от 24 декабря 1993 г., которое подписали главы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан.
После упразднения Главного командования ОВС СНГ и создания Штаба КВС СНГ были уточнены и направления деятельности: главным для Совета министров обороны и его рабочих органов становится решение многогранных задач по реальному расширению многостороннего военного сотрудничества, формированию системы военной безопасности Содружества, а также совершенствование деятельности Совета министров обороны на основе создания системы рабочих органов (комитетов при СМО СНГ), осуществляющих координацию деятельности министерств обороны государств Содружества по основным направлениям военного сотрудничества.
– Штаб КВС довольно долго для новейшей истории осуществлял свои функции...
– Да, более двенадцати лет. В разные годы Штаб КВС СНГ возглавляли генералы армии В. Н. Самсонов, В. А. Прудников и В. Н. Яковлев. А совместную деятельность по координации военного сотрудничества в ШКВС осуществляли военнослужащие вооружённых сил девяти государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.
В августе 2005 г. в Казани на заседании Совета глав государств было принято решение о дальнейшем реформировании и совершенствовании органов СНГ. В соответствии с ним Штаб по координации военного сотрудничества с 1 января 2006 г. был упразднён, его правопреемником определили Секретариат СМО СНГ, которому и были переданы основные функции упразднённого Штаба КВС СНГ.
– Будьте добры, Юрий Алексеевич, – несколько слов о самом Секретариате.
– Секретариат Совета министров обороны государств – участников СНГ, созданный 14 февраля 1992 г. одновременно с СМО СНГ является его основным рабочим органом, содействующим развитию военного сотрудничества в формате Содружества, а также осуществляющим организационно-техническое, информационно-аналитическое, консультативное обеспечение деятельности Совета министров обороны и координационных комитетов.
Секретариат в разное время возглавляли генерал-полковник Л. Г. Ивашов (1992 – 1996 гг.), генерал-полковник В. П. Волков (1996 – 1999 гг.), генерал-лейтенант А. С. Синайский (1999–2015 гг.).
По мере реформирования рабочих органов Совета министров обороны и развития многостороннего военного сотрудничества функциональные задачи Секретариата постоянно расширялись.
В настоящее время Секретариат, состоящий из 20 сотрудников, обеспечивает проведение заседаний Совета министров обороны, Комитета начальников штабов вооружённых сил государств – участников СНГ и профильных координационных комитетов. Также Секретариат осуществляет планирование деятельности Совета министров обороны, координирует взаимодействие оборонных ведомств стран в развитии военного сотрудничества по приоритетным направлениям взаимодействия, участвует в подготовке и проведении конкретных мероприятий. Каждый сотрудник Секретариата не только отвечает за конкретные направления сотрудничества, но и является секретарём нескольких профильных комитетов при СМО СНГ, организует их работу.
Результаты деятельности Совета министров обороны и его рабочих органов находят своё отражение в повестках заседаний СМО СНГ, которые проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже двух раз в год. За период своей деятельности Совет министров обороны провёл уже 71 заседание. Очередное заседание прошло в Москве не так давно – 30 ноября.
– Какие вопросы обсуждались?
– Если коротко, то на заседании стороны обсудили вопросы, касающиеся развития и содержания объединённой системы ПВО СНГ, её дальнейшей адаптации к задачам совместной воздушно-космической обороны государств, взаимодействия инженерных войск вооружённых сил государств – участников СНГ, системы связи, расширения сотрудничества в сфере гуманитарного разминирования, обучения военных кадров, проведения совместных военно-спортивных и образовательных мероприятий в формате СНГ. Многие из одобренных Советом министров обороны проектов документов направлены на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, что подчёркивает значимость военного сотрудничества и его место в укреплении общей безопасности в регионе Северо-Восточной Евразии.
Всего были рассмотрены 20 вопросов по различным направлениям взаимодействия министерств обороны. В том числе, подведены итоги за 2016 г. и спланирована совместная работа в следующем году, утверждены мероприятия, посвященные 25-летию образования Совета министров обороны государств – участников СНГ. Кстати, генерал армии С. К. Шойгу в своём выступлении отметил, что за 25 лет Совет министров обороны сформировался как «эффективный коллективный орган многостороннего сотрудничества и военной интеграции».
Кроме того, стороны подвели итоги Армейских международных игр 2016 г. и обсудили вопросы дальнейшего развития сотрудничества вооружённых сил государств Содружества в области полевой выучки войск.
Отдельно хотелось бы отметить позитивное отношение глав оборонных ведомств к решению о создании Ассоциации высших военно-учебных заведений государств СНГ. Подчёркивалось, что создание Ассоциации – очередной плановый шаг в деятельности СМО СНГ и его рабочих органов, направленный на сохранение и развитие общего образовательного пространства СНГ путём расширения сотрудничества в сфере военного образования. Это весьма и весьма значимое решение.
Сформирован Координационный комитет по вопросам военного образования, который возглавил начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник В. П. Горемыкин.
– Вы упомянули о координационных комитетах. Расскажите, пожалуйста, подробнее о рабочих органах Совета министров обороны.
– О Секретариате, который является основным рабочим органом СМО СНГ, я уже сказал. Кроме того, для развития и углубления военного сотрудничества по приоритетным направлениям при Совете министров обороны создана и продолжает последовательно расширяться система рабочих органов, насчитывающая к настоящему времени 15 профильных координационных комитетов, а также ряд координационных совещаний. Среди них ключевыми являются Комитет начальников штабов вооружённых сил государств – участников СНГ, Военно-технический комитет, координационные комитеты по вопросам противовоздушной обороны, связи, инженерного обеспечения, военного образования и другие. По решению Совета министров обороны в следующем году предстоит важная работа по созданию и обеспечению функционирования нового рабочего органа СМО СНГ – Координационного комитета по вопросам полевой (воздушной, морской) выучки войск, призванного расширить взаимодействие стран в сфере боевой подготовки и полевой выучки войск вооружённых сил государств – участников СНГ.
За прошедшие годы благодаря усилиям Совета министров обороны и его рабочих органов в Содружестве была сформирована и продолжает совершенствоваться нормативная правовая база многостороннего военного сотрудничества, обеспечивающая взаимодействие стран в широком спектре интересов.
В общей сложности за четверть века Совет министров обороны принял порядка 1000 документов по различным аспектам военного сотрудничества, наиболее важным вопросам обороны и военного строительства. В их числе, более половины этих документов касаются проблем обеспечения военной безопасности, защиты общего воздушного пространства, совместной оперативной подготовки войск и военно-технического сотрудничества. Среди них – Концепция воздушно-космической обороны государств – участников СНГ, Концепция развития Единой системы государственного радиолокационного опознавания, Соглашение о создании объединённой системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ, Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств Содружества при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна, Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств – участников СНГ в области инженерного обеспечения вооружённых сил и другие ключевые документы.
Отмечу, что более половины всех документов было инициировано и подготовлено Советом министров обороны и координационными комитетами. Значительная часть документов утверждена Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ. Примечательно, что практически на каждом заседании высших органов Содружества рассматриваются документы, относящиеся к военной сфере. Более того, сами заседания Совета министров обороны стали важной площадкой для встреч руководителей военных ведомств и обсуждения ими наиболее значимых вопросов двустороннего и многостороннего характера.
В целом, многоплановое военное сотрудничество, предложенное в формате СНГ, позволяет каждому государству с учётом его национальных приоритетов найти свой спектр интересов. Благодаря такому подходу, например, значительно активизировалось участие руководства и специалистов вооружённых сил Туркменистана и Республики Узбекистан в мероприятиях, проводимых СМО СНГ.
Если говорить о деятельности рабочих органов Совета министров обороны, то необходимо добавить, что в ней значительное место отведено также развитию совместных систем взаимодействия в военной сфере, что позволяет государствам – участникам эффективно использовать существующие возможности в обеспечении национальной и общей безопасности. В настоящее время в формате СНГ функционирует более 10 совместных систем: объединённая система противовоздушной обороны государств СНГ, совместная система связи вооружённых сил, объединённая система топогеодезического и навигационно-временного обеспечения, система обмена информацией по вопросам безопасности полётов военной авиации и другие.
– Кроме значительного объёма работы штабного характера, что ещё в активе Совета министров обороны и его Секретариата?
– В рамках развития совместных систем военного назначения Совет министров обороны уделяет пристальное внимание проведению мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия войск и подразделений вооружённых сил государств Содружества. Среди этих мероприятий – учения с боевой стрельбой войск (сил) объединённой системы ПВО СНГ «Боевое Содружество» (очередное планируем провести в августе–сентябре 2017 г.). В октябре 2016 года проведены тренировки с органами управления и дежурными по противовоздушной обороне силами объединённой системы ПВО СНГ, а также тренировки по связи и использованию каналов взаимодействия. В ноябре 2016 года проведены тренировки по обмену информацией о радиационной, химической и биологической обстановке. Также проведены тренировки в рамках применения Единой системы государственного радиолокационного опознавания «Пароль», по обмену информацией о гидрометеорологических явлениях и другие мероприятия.
Добавлю, что усилиями Совета министров обороны к настоящему времени сформирована комплексная система разноплановых мероприятий, содействующих повышению уровня профессиональной подготовки органов управления и специалистов вооружённых сил стран СНГ. Основа этой системы – более десятка сборов с руководителями и специалистами войск противовоздушной обороны, служб безопасности полётов авиации, метрологических, топографических и медицинских служб, подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты, инженерных войск.
Значительное развитие, а благодаря телевидению и необычайную популярность, получили международные состязания по полевой (морской, воздушной) выучке подразделений вооружённых сил, которые в последующем вошли в формат Армейских международных игр, о которых я уже говорил. Все эти мероприятия проводятся исключительно с учётом интересов государств Содружества.
Это, как вы понимаете, далеко не полный перечень мероприятий совместной подготовки войск (сил), организуемых СМО СНГ и Секретариатом.
– Следует полагать, что и вопросы борьбы с терроризмом тоже в центре внимания Совета министров обороны?
– Безусловно! Акцентируя внимание на актуальных вопросах обеспечения безопасности, на всех вызовах, рисках и угрозах повестки дня Совет министров обороны уделяет приоритетное внимание проблематике противодействия международному терроризму, что проявляется, например, в информировании членов Совета министров обороны и Комитета начальников штабов, а также координационных комитетов об опыте противодействия международному терроризму на примере Сирийской Арабской Республики, Республики Таджикистан. Кроме того, вопросы противодействия терроризму находят своё место в отработке комплексных задач в ходе совместных учений, тренировок, сборов специалистов войск ПВО и ВВС, РХБ защиты, инженерных войск и других.
Кроме того, мы развиваем взаимодействие с уставными и отраслевыми органами Содружества силового блока, такими как Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполкома СНГ, Антитеррористический центр государств СНГ, Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками, Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров и другими органами Содружества.
В то же время должен заметить, что совместная антитеррористическая деятельность стран СНГ нуждается в более тесной координации, о чём говорилось в ходе недавнего заседания Совета министров обороны.
– Несколько слов, Юрий Алексеевич, о перспективах развития деятельности Совета министров обороны государств – участников СНГ и мероприятиях, посвящённых 25-летию образования Совета...
– Реализуя установки президентов государств Содружества на развитие военного сотрудничества, Совет министров обороны осуществляет это сотрудничество и взаимодействие на основе программных, своего рода концептуальных документов, поскольку взаимодействие в военной сфере направлено и на укрепление вооружённых сил, и на обеспечение национальной безопасности, и, что особенно важно, безопасности совместной. С этой целью на заседании 15 июня 2016 г. Совет министров обороны утвердил Основные направления и мероприятия по реализации Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 г., которая была принята президентами стран Содружества 16 октября 2015 г.
В разработке этого базового документа и практической реализации планируемых мероприятий ключевая роль принадлежит генеральным штабам вооружённых сил, Секретариату СМО СНГ и координационным комитетам как органам, обеспечивающим взаимодействие на приоритетных направлениях военного сотрудничества.
Не буду утомлять читателей полным перечнем, но скажу, что в этом году предполагается провести более 50 мероприятий различного уровня и направленности в формате всех стран в соответствии, разумеется, с планами совместных мероприятий и годовых планов работы.
В завершение беседы хочется сказать о том, что реальными стимулами дальнейшего развития тесных отношений между странами выступают 75-летие крупнейших событий Великой Отечественной войны и 25-летие образования Совета министров обороны СНГ. В этой связи Секретариат во взаимодействии с министерствами обороны стран – участников СНГ разработал комплексные планы проведения совместных мероприятий, посвящённых данным знаковым событиям, и уже приступил к их выполнению.
Как вы понимаете, предполагается широкое освещение основных событий Великой Отечественной войны по годам в рамках проводимых совместных мероприятий.
Показательным примером сохраняющейся духовно-нравственной близости наших народов стало совместное участие министров обороны стран Содружества в открытии скульптурной композиции «Они сражались за Родину» у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной 30 ноября 2016 года.
В этом году предлагается привлечь к участию в патриотической акции «Бессмертный полк» военнослужащих вооружённых сил государств СНГ, обучающихся в вузах Российской Федерации. В интересах сохранения памяти о нашем общем героическом прошлом планируем и другие мероприятия.
Поддержанное Министром обороны Российской Федерации генералом армии С. К. Шойгу общероссийское Движение «Юнармия», открытие в октябре 2016 года Фестиваля «Эстафета патриотизма» должны стать, по нашему мнению, хорошей основой для развития международного движения молодых патриотов.
А вообще, перспективы дальнейшего взаимодействия стран определены Концепцией военного сотрудничества до 2020 г., о которой я уже говорил. Её реализация позволит государствам развивать взаимодействие в военной сфере с учётом собственных оборонных интересов и реалий времени.
Могу с уверенностью сказать, что за последнее время благодаря усилиям Совета министров обороны многостороннее военное сотрудничество получило динамичное развитие в широком спектре – от обеспечения общей безопасности до гуманитарного взаимодействия.
Ещё раз подчеркну, что интенсивный и многопрофильный характер нашего сотрудничества даёт возможность каждому государству реализовать свой спектр интересов в формате СНГ. При этом перспективы дальнейшего взаимодействия в значительной степени будут определяться заинтересованностью стран в сохранении самого Содружества как формы региональных отношений государств и востребованностью военного сотрудничества в качестве неотъемлемой части общей системы обеспечения безопасности Содружества Независимых Государств.
Учитывая во многом открытый и доверительный характер военного сотрудничества в формате Содружества, Совет министров обороны считает необходимым в новом году значительно усилить информационное сопровождение своей деятельности, широко освещая в средствах массовой информации проводимые мероприятия. Активизировать информирование общественности о процессах, происходящих на пространстве СНГ в военной сфере. Стремясь к дальнейшему развитию данного процесса, Секретариат совместно с Министерством обороны России предприняли конкретные шаги по расширению информационного сопровождения и обеспечения деятельности Совета министров обороны и его рабочих органов. На сайте Минобороны России создан раздел «Совет министров обороны государств – участников СНГ», который постоянно пополняется новостной информацией.
Буквально накануне состоявшегося заседания СМО СНГ оборонные ведомства Беларуси, Казахстана, Кыргызстана на своих сайтах создали страницы, посвящённые деятельности Совета министров обороны. Идея открытия подобных разделов поддержана министерствами обороны и других государств Содружества.
Безусловно, в таком важном деле невозможно добиться серьёзного успеха без развития продуктивных контактов с ведущими средствами массовой информации на основе взаимных интересов. Этому, в частности, была посвящена деловая встреча, которая прошла 25 ноября 2016 года в Москве в рамках подготовки заседания Совета министров обороны и планирования его деятельности на предстоящий год, где я ответил на вопросы представителей российских и зарубежных СМИ.
В преддверии 25-летия образования Совета министров обороны и многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ значительное внимание уделено комплексу мероприятий, посвящённых знаменательному событию. Среди них международная научно-практическая конференция, посвящённая 25-летию Совета министров обороны, IX Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества», IV Международный конкурс военно-научных работ, III Олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений; II Военно-спортивные игры дружественных армий, XVII Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!», международный конкурс на лучшее публицистическое произведение в СМИ о вооружённых силах государств СНГ и многие другие.
Так что работа наша не только продолжается, но и усиливается.
Источник: сайт Минобороны России