DOI: 10.24411/2311-1763-2014-00010
Историко-педагогический анализ воспитания нравственных ценностей в русской армии XVIII – начала XX века
Historical and pedagogical analysis of education and moral values in the Russian Army of XVIII - early XX century
Аннотация. В статье представлены основные этапы и направления реформирования системы обучения и воспитания военных кадров русской армии в период с XVIII до начала XX века. Автор показал особенности становления и совершенствования системы воспитания и обучения личного состава русской армии на различных этапах ее развития. В работе на примерах Петра I, А.В. Суворова, П.А. Румянцева и М.И. Кутузова раскрыта также основная сущность воспитательной системы русской армии, направленная на формирование чувства патриотизма и национальной гордости воинов.
Ключевые слова: русская армия, Петр I, А.В. Суворов, военная реформа, военные кадры, обучение и воспитание, отечество, патриотизм, нравственные ценности, анализ.
Summury. The article presents the main stages and directions of reforming of the educational and training system for the military personnel of the Russian Army of XVIII - early XX centure. The author depicted features of the establishment and improvement of the system of education and training of personnel of the Russian Army in various stages of its development. Based on the examples of Peter I, A.V. Suvorov, P.A. Rumyantsev and M.I. Kutuzov the article also disclosed the essence of the the Russian Army educational system designed to imbue the minds of the warriors with a sense of patriotism and national pride.
Keywords: Russian Army, Peter I, A.V. Suvorov, military reform , military personnel, training and education , Fatherland , patriotism , moral values , analysis.
Становление и развитие теории и практики воспитания нравственных ценностей в русской армии складывалось в процессе подготовки военнослужащих на заре становления русской армии и флота на основе использования научных и практических достижений передовых европейских государств и российских национальных традиций и относится к рубежу XVII-XVIII столетий, когда возникла потребность и сложились объективные предпосылки коренного переустройства армии и процесса подготовки войск. Этот период связан с деятельностью Петра I, сумевшего за сравнительно короткий срок превратить Россию из малоизвестной и загадочной страны в могучее в экономическом и военно-политическом отношении государство.
В истории России XVIII в. принято выделять три основных периода. Первый из них охватывает время царствования Петра Великого, второй период объединяет годы правления временщиков и в какой-то мере время нахождения на престоле Елизаветы Петровны и, наконец, третий период, начавшийся через год после победоносного завершения Семилетней войны, связан с именем Екатерины II.
Первая половина XVIII в., и особенно годы правления Петра Великого является этапом зарождения и становления военной школы России, создания условий для обучения и воспитания военнослужащих. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики воспитания нравственных ценностей военнослужащих к созданию целостной военно-педагогической системы регулярной армии и флота. В основу воспитания нравственных ценностей офицеров была положена идея защиты Отечества, соблюдения воинской чести и верности военной присяге. Сложились общие духовно-нравственные начала Российской армии, связанные с приоритетом воспитания любви к Отечеству, дисциплинированности, сознательного отношения к воинскому долгу и чести, национальному достоинству и многих других ценных качеств.
Преобразования касались всех сторон жизни российских армии и флота. Важнейшей составной частью военных реформ являлось создание системы воспитания воинов, обеспечивающей эффективную подготовку к ведению боевых действий с хорошо организованным и имеющим боевой опыт противником.
Реформа в области обучения и воспитания воинов проводилась по трем основным направлениям и включала в себя:
- разработку нормативной базы военного обучения и воспитания;
- реформирование системы подготовки национальных офицерских кадров;
- практическую организацию подготовки войск [10, С. 136].
Под непосредственным руководством и при личном участии Петра I был разработан «Устав Воинский 1716 года». В педагогическом отношении особенно интересна вторая часть устава – «Артикул воинский», в которой, наряду с чисто правовыми отношениями, устно сформулированы основные категории воспитания воинов, определены его приоритетные направления, урегулировала деятельность священнослужителей в армии.
Задачу обучения и воспитания воинов приходилось решать в тяжелых условиях Северной войны непосредственно в боевых полках. В достижении победы над врагом Петр I отводил ведущую роль воспитанию личного состава армии и флота. В основу своей воспитательной системы он положил формирование патриотизма и идею служения Отечеству.
Служить Отечеству, быть патриотом – значит высоко нести звание русского солдата, свято выполнять требования присяги, всегда помнить о соблюдении воинской чести. Именно честь является доминирующей категорией воинского воспитания у Петра I и составляет фундамент для формирования всех других морально-боевых качеств.
Важное место в воспитании нравственных ценностей в Петровский период отводилось формированию воинской чести, как у отдельных воспитанников и офицеров, так и подразделений. «Во всем… поступать так, как честным и добросовестным офицерам надлежит, и никаких излишеств как противны указам и воинским регламентам и чистой совести, отнюдь самим не чинить, и над командой своей накрепко смотреть», требовал Петр I [1, С.360].
Большой интерес представляет система воспитания воинов русской армии начала XVIII в. Система методов воспитания сформировалась на основе уставов, наставлений и указов, включая разъяснение обязанностей, поощрение, принуждение и личный пример начальников. Заметное место в ней занимали также воинские ритуалы.
В методике военного обучения, особенно на этапе создания армии и флота, Петр I многое заимствовал у западноевропейских стран, но средства и методы воспитания отличались самобытным характером, учитывали национальный опыт, отражали существовавшие в обществе отношения, складывавшиеся веками нравственные ценности.
Основной категорией воспитания нравственных ценностей военнослужащих, на которой зиждилась вся военная организация, выступала воинская дисциплина. В отличие от западноевропейских армий, где порядок насаждался палочными методами в России, они не являлись доминирующими, а положены были нравственные начала, сознательное выполнение воинского долга [2, С.84]. Система же наказаний, несмотря на присущую времени жестокость, носила исправительно-воспитательный характер [4, С.87].
Проявляя строгость к нарушителям воинской дисциплины, Петр I в то же время не скупился на поощрение отличившихся. Поощрение могло быть индивидуальным и коллективным, иногда отличия давались целым частям. Система поощрений распространялась и на ветеранов.
Добиваясь в войсках твердой дисциплины, Петр I не останавливался перед применением жестоких мер в отношении провинившихся. Система дисциплинарных взысканий в русской армии была впервые представлена в «Статьях воинских» (1702 г.) и предполагала применение мер не только физического, но и морального воздействия на провинившихся. Наиболее строго наказывались дезертиры. В целом же можно констатировать, что петровская система наказаний носила исправительно-воспитательный характер и была прогрессивной для своего времени.
В русской армии с давних времен большое внимание уделялось воспитанию нравственных ценностей, основанному на героических традициях и примерах самоотверженного служения Отечеству. Важную роль в воспитании воинов русской армии играли воинские ритуалы. Документы подробно регламентировали порядок привидения воинских частей и отдельных военнослужащих к присяге, награждение отличившихся в боях воинов орденами и медалями, приветствие частей и кораблей, встречи войсками высших должностных лиц, отдание воинской чести и другие вопросы военной службы.
Для обучения и воспитания войск, для руководства ими в бою России требовались профессионально подготовленные военные кадры. Так как страна ими не располагала, на командные должности было решено назначать иностранцев, которые, прослышав о помыслах Петра, ринулись в Россию. Однако вскоре царь убедился в их малой пригодности [10, С.127]. Так, по предложению Головина с мая 1700 года на офицерские должности начали набирать русских из московских чинов и дворян, имеющих от 40 дворов и выше.
Военное обучение и воспитание были подчинены главной задаче – обеспечению победы в бою и имели ярко выраженную практическую направленность. Воспитание нравственных ценностей офицеров в петровский период предполагало всесторонность воздействия на военнослужащих через систему награждений, воинские ритуалы, внедрение гуманного начала во взаимоотношения начальника и подчиненного, нравственные средства поощрения и наказания, разумную требовательность и т.д.
Второй этап, наступивший после смерти Петра I, не был столь плодотворным для развития военного обучения и воспитания, как период его царствования. Казавшиеся незыблемыми устои общества если не рухнули, то были значительно подточены действиями «временщиков».
Уже к 30-м годам XVIII века регресс в российском обществе наметился по всем основным направлениям, коснулся он армии и флота.
Захватив командные посты в государстве, «временщики» во главе с Х.А. Минихом в 1731 г. провели через военную комиссию дополнения к уставу 1716 г., смысл которых сводился к выхолащиванию национального духа армии, к превращению ее, по подобию западных стран, в огневую машину, где солдат и офицер являлись лишь бездумными исполнителями чужой воли.
В 30-е годы XVIII в. существенным разрушениям подверглась петровская система воспитания личного состава. В армии и на флоте были ужесточены наказания, офицеры стремились низвести солдат в положение крепостных. Солдат переставал быть «государственным человеком». Воспитание на принципах патриотизма и на идее защиты Отечества сменилось страхом наказания.
В целом воспитательный процесс был поставлен значительно хуже образовательного, что, в общем, отражало реальную нравственную атмосферу в стране во 2-й четверти XVIII века.
Таким образом, в конце 20–50-х гг. XVIII в., несмотря на стремление Х.А. Миниха, Э.И. Бирона и других «временщиков» предать забвению дело Петра I на фоне общего кризиса в военном деле развитие системы обучения и воспитания нравственных ценностей не стояло на месте. Еще оставались в строю «птенцы гнезда Петрова», продолжившие борьбу против немецкого засилья, еще были живы традиции императора, да и объективный ход истории никому не удалось остановить.
Деятельность военных педагогов-энтузиастов данного периода способствовала не только сохранению петровского наследия, но и созданию базы для его дальнейшего развития, открыла дорогу педагогическому мастерству П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.
Третий период связан с именем императрицы Екатерины II. Время ее царствования стало, по определению современников, золотым веком российской истории. В боях с многочисленными врагами засверкали военные дарования П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. Но не только блистательные победы прославили этих людей. Наследники петровских традиций явились продолжателями дела своего великого предшественника в вопросах подготовки войск и внесли значительный вклад в развитие системы подготовки военных кадров, их духовно-нравственного воспитания [10, С.131].
Последователь Петра Ι фельдмаршал П.А. Румянцев считал, что формирование нравственных качеств включает моральные начала – «нравственный элемент». Формирование нравственных ценностей составляло основу воспитания. Высшие нравственные ценности сохранились прежними. Ведущим принципом обучения и воспитания стал комплексный подход при сохранении индивидуального.
Наряду с формированием высокой дисциплинированности и исполнительности, полководец огромное значение придавал воспитанию у воинов чувства долга, ответственности за судьбу Родины: Он писал: «Положение военного человека в государстве отличается неоспоримой честью и славой, ибо воин превозмогает труды часто несносные и не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает от врагов, обороняет Отечество» [11, С.197].
К формам обучения и воспитания, сыгравшим значительную положительную роль в вопросе духовно-нравственного воспитания, добавились: изучение дисциплины «Военная история», создание музеев военно-учебных заведений и посещение мест боев. Основополагающими документами, регламентировавшими воспитательный процесс во второй половине ХIХ – начале XX вв., стали: «Положения о военных училищах» и «Инструкция по воспитательной части». Но с 1795 г. и до второй половины ХIХ в. эту роль по праву выполняла книга А.В.Суворова «Наука побеждать» [7, С.45], именно она несла на себе основную духовно-нравственную нагрузку в воспитании русского воина. А.В. Суворову удалось на практике реализовать целостную военно-педагогическую систему формирования нравственных ценностей, основой которой были: осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск [8].
А.В. Суворов первым из современников понял роль простого солдата в бою и поставил его в центр своей воспитательной системы. «Мне солдат дороже себя» [2, С.107], – говорил полководец и всеми доступными ему средствами добивался надлежащего отношения офицеров к рядовым воинам. Важно подчеркнуть, что в отличие от Петра I, Потемкина, Румянцева для Суворова солдат был объектом не только социального, но и педагогического воздействия.
В основу своей воспитательной системы Суворов положил формирование чувства патриотизма и национальной гордости у воинов. «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничего не может противостоять силе оружия русского» [9, С.234], – обращался полководец к войскам перед штурмом Измаила. «Вы – русские, вы всех можете перебороть» [9, С.235], – часто говорил полководец солдатам перед сражениями, и люди под его командованием показывали чудеса героизма.
В целях формирование чувства патриотизма Суворов постоянно обращался к героическому прошлому нашего народа, к подвигам предков. Не последнюю роль в формировании преданности Родине играло воздействие полководца на религиозные чувства воинов, обязательное отправление религиозных обрядов в войсках Суворова.
Ядром педагогической системы Суворова являлось воинское воспитание, цель которого полководец видел в формировании у воинов высоких морально-боевых и личностных качеств. На первое место в этой работе он ставил воспитание дисциплинированности и исполнительности, неоднократно повторяя, что «дисциплина – мать победы». «Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято, – писал Суворов в «Полковом учреждении». – Того ради никакой подчиненный перед своим высшим начальством на отдаваемой какой приказ да не дерзнет не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать, а паче оной опорачивать после в каком бы то ни было месте, но токмо поваленное неукоснительно выполнять... От послушания родиться попечительное и непринужденное наблюдение своей должности из его честолюбия, а в нем замыкается весь воинский порядок» [3, С.58-63]. Поддержание твердой воинской дисциплины в подразделении Суворов вменял всем должностным лицам роты.
Необходимо отметить, что благодаря усилиям Румянцева, Потемкина, Суворова получила свое развитие заложенная Петром I отечественная военно-педагогическая система, применение которой способствовало достижению русской армией блестящих побед.
Рассматривая военную подготовку как единый процесс обучения и воспитания личного состава, М.И. Кутузов в качестве примера приводил те части, где «учение производиться правильно, стрельба в цель приводит в лучшее совершенство, дух воинский людям внушается и соблюдается благоустройство, воинская дисциплина соблюдена и люди довольствуются хорошо и в свое время» [9, С.233].
Таким образом, данный период стал этапом развития разработки и апробации методов и способов осуществления духовно-нравственного воспитания в армии, обогащения их опытом великих полководцев: П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др., Отечественной войны 1812 г., идеями европейского просвещения. На данном этапе были разработаны Наставления воспитателям, Наставления молодому офицеру, составлены Правила учтивости офицера и др. Нравственные ориентиры Российской армии легли в основу "Науки побеждать" А.В. Суворова. Конец этого периода также можно охарактеризовать как наступление реакции, особенно после выступления декабристов, усиление цензуры, ужесточение методов воздействия на армию. В своей работе «Рассуждение о воспитании солдатских детей в гвардии» и в «Записке о маневрах» Пестель разработал проект обучения и воспитания подразделений и частей всей 2-й армии. Главной идеей этого проекта являлось коренное улучшение дела подготовки младших командиров. Указывая на громадное значение хорошо организованного обучения и воспитания войск для повышения боеготовности армии, Пестель писал: «Надежным средством к достижению своего образования полагаю тщательное, на истинных правилах основанное, воспитание солдатских детей наших: воспитание сие есть вернейший способ к распространению во всем войске познании, наиболее усовершенствованию оного содействующих и к утверждению добродетелей нравственную силу его оставляющим» [11, С.283].
Большое значение придавал декабрист воспитанию будущих младших командиров. «Образование нравственности и рассудка – писал он, – должно быть главным предметом их воспитания» [10, С.136]. Важным направлением нравственного воспитания Пестель считал воспитание религиозное. Являясь прогрессивными для своего времени, эти идеи дают достаточно полное представление о подходе известного декабриста к обучению и воспитанию войск, о его педагогических взглядах.
На первый план в обучении войск во второй половине 20-х г. XIX в. выходит строевая подготовка, организованная по образцу прусской армии. В стремлении к подражанию пруссакам Николай I далеко превзошел своего ранее царствовавшего брата Александра. Об этом свидетельствует изданный в 1831 г. устав о строевой службе, главная идея которого заключалась в обеспечении выработки у солдат автоматических действий.
В плачевном состоянии находилась во второй четверти XIX в. воспитательная работа в армии. С вступлением на престол Николая I рекрутские наборы превратились в средство избавления помещиков от неугодных им крепостных крестьян. «В военную службу отдавали за преступления и проступки: отдача в солдаты определялась уголовным законом наравне со ссылкою в Сибирь и содержанием в арестантских ротах, а также разрешалась обществом и помещиком в виде окончательного средства избавиться от людей порочных» [5, С.162].
«Армия... это русский «перпетуум-мобиле», двигающийся постоянно из одного места в другое, то с целью караулов, то смотров, то, наконец, вовсе без цели, для того чтобы не застаиваться на одном месте; составляет армия одну только численность, а не войско. Здоровые, свежие лица, при поступлении на службу, становятся изнуряемые в продолжении нескольких лет скудною пищею и обильным учением, худыми и тощими, с убитым духом и чувством, делаются машинами, двигающимися по команде», – вспоминал П.К. Меньков [6, С.198].
Обескровленная военным поражением, Россия вступила в новый, капиталистический период своего развития. Дело было даже не в прямых материальных потерях от войны. Свою несостоятельность показал государственный строй, устои которого столетия казались незыблемыми. Глубокий нравственный кризис охватил общество, вызвал растерянность во всех его сферах.
Представители официального военного руководства испытали шок от случившегося, оказались неспособными наметить программу развития вооруженных сил, отвечающую условиям нового времени. Требовалось серьезное теоретическое осмысление сложного громадного комплекса проблем военного строительства, нужны были люди, способные разработать и осуществить планы военных преобразований.
В числе других проблем, ставших перед военными учеными, важное место занимали вопросы реорганизации системы подготовки и воспитания войск и военных кадров. Прежняя, искусственно сдерживаемая в своем развитии свыше трех десятилетий, показала свою полную несостоятельность в ходе Крымской войны и нуждалась в коренной перестройке. В этих сложных, условиях в отечественной военной педагогике нашлись здоровые силы, сумевшие не только создать отвечающую требованиям времени систему обучения и воспитания, но и разработать цельную военно-педагогическую теорию, заложить фундамент современной подготовки войск и военных кадров.
Разрешение существующих противоречий, охватывающих вопросы содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса, как в гражданских, так и в военно-учебных заведениях, было осуществлено представителями передовой педагогической мысли страны в процессе дискуссии по проблемам военно-учебных заведений.
О поисках, предпринятых армейскими педагогами начала 60-х г. XIX в. в направлении совершенствования обучения и воспитания офицерского корпуса, свидетельствуют работы М.Богдановича, А.Погоского, П.Мартьянова, Н.Светлицкого, А.Краснова, А.Громачевского, А.Гечевича и других, зачастую скрытых под инициалами или псевдонимами авторов.
Наиболее полно о дискуссии, предваряющей реформу военно-учебных заведений, говорят дошедшие до нас официальные документы того времени. Указанная реформа явилась важнейшей составной частью общих военных реформ, проведение которых возглавил новый военный министр Д.А. Милютин.
До 1917 г. профессионально воспитанием нравственных ценностей воинов русской армии непосредственно в условиях военной службы занимались служители Русской православной церкви. В государственной доктрине, выраженной формулой «Православие, Самодержавие, Народность», это было вполне оправданно. Церковь как государственный институт в духовных учебных заведениях готовила для армии и флота необходимое количество воспитателей соответствующего профиля.
В начале XIX в. было предпринято оформление организационной структуры военного духовенства, которое, в основном, завершилось к концу столетия. Занимаясь в мирное время обучением солдат грамоте, военные священники с началом боевых действий направляли свои усилия на подъем морального духа солдат и офицеров. В истории Отечества сохранились имена священнослужителей, заслуживших в боях и походах орден Святого Георгия.
Таким образом, историко-педагогический анализ проблемы воспитания нравственных ценностей в Русской армии показывает, что отечественную систему нравственного воспитания всегда отличали дух новаторства, патриотизма, целенаправленность, и обращенность на подготовку военнослужащих, преданных Родине. Вся система имеет славные традиции, которые на крупных переломах истории обеспечивали ей живучесть, преемственность и способность перестраиваться в новой социально-политической обстановке.
Список литературы и источников
- Российский государственный архив древних актов. Ф.9. Кабинет Петра I. Отд. 1 Д.37. Л.253-321; Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1900. Т.IV, ч.1.
- Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: дис. … канд. пед. наук. М., 1995.
- Ефремов И.И., Марченков В.И., Спасский Б.В. Не числом, а уменьем. Военная система А.В. Суворова. М., 2001.
- Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии ХIII – начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
- История русской армии // Российский военный сборник. М., 1994.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990.
- Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат,1990.
- Суворов А.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949; О нравственном образовании военных людей //Военный журнал. СПб., 1812. Кн. VIII. Наука побеждать.
- Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И. В документах, письмах и воспоминаниях. М., 2004.
- Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М., 2004.
- Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947.