Kiknadze V.G.,
Doctor of Historical Sciences,
Associate Professor,
RARAN Advisor
Информационно-идеологическая работа и военная история в обеспечении безопасности России: проблемы и пути решения
Information and ideological work and military history in providing the security of Russia: Problems and Solutions
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-10062
Аннотация. В выступлении обобщен исторический опыт информационного противоборства на примере одного из его компонентов – военно-исторической работы (науки). Предложена авторская формулировка системы информационно-идеологической работы. Обосновывается необходимость возвращения к четкой государственной идеологии. Обобщена организация изучения военной истории в военно-учебных заведениях. Предложены пути решения проблемы по созданию системы информационно-идеологической работы в России.
Ключевые слова: информация; война; идеология; пропаганда; безопасность; военная история; фальсификация; наука; учебное время; подготовка кадров.
Summury. In his speech summed up the historical experience of information warfare by the example of one of its components - military-historical work (science). The author's formulation of information and ideological work system. The necessity of a return to clear state ideology. Generalized organization of the study of military history in the military schools. The ways of solving the problem by creating a system of information and ideological work in Russia.
Keywords: information; war; ideology; propaganda; security; military history; falsification; the science; school time; personnel training.
В Военной доктрине Российской Федерации отмечено, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ. При этом, если деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества, отнесена к основным внутренним военным опасностям, то использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, представляющих угрозу безопасности, отнесено уже к основным внешним военным опасностям.
Данные положения Военной доктрины, получили полное подтверждение в 2015 году, который характеризуется активизацией информационной войны Запада против России. Если раньше фальсификаторы истории пытались уравнять руководителей нацистской Германии и Советского Союза, то теперь это же делается в отношении главы России – Президента Российской Федерации В.В. Путина. Попытки реабилитации фашизма и подмены послевоенных реалий ведут к разрушению системы международных отношений и, как следствие, к обострению борьбы за передел мира, в том числе и военными мерами. Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, отнесена к основным угрозам государственной и общественной безопасности.
Аргументированная патриотическая позиция руководства страны по этой проблеме понятна и доводилась до общественности. Она поддерживается подавляющим большинством российских граждан.
Вместе с тем, информационная политика отдельных структур, даже на федеральном уровне не всегда имеет адекватный характер. Координация информационно-идеологической работы в целом, как и по вопросам истории, ведётся в основном факультативно. Такой подход не соответствует масштабам использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях, представляющих угрозу безопасности России.
В данных условиях Минобороны России выступило инициатором деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны Российской Федерации [1].
Полагаем также обоснованным обратиться к историческому опыту создания и функционирования в России системы информационно-идеологической работы.
Считаем принципиальным говорить именно о совокупности идеологической и информационной работы. Сущность последнего понятия («информация») гораздо уже, чем понятий «идея» и «идеология» [2, с. 286, 304]. Это не может не отражаться на содержании информационной работы, информационном противоборстве и других производных сугубо информационной деятельности. При этом первостепенное значение, безусловно, имеет идеологическая работа. Информационная – второстепенное, как средство реализации задач в области государственной идеологии.
В этой связи под информационно-идеологической работой предлагается понимать скоординированную по целям, задачам, времени и ресурсам совокупность информационной, образовательной, научной и психологической (военно-политической, агитационной, пропагандистской) деятельности (акций, операций, систематических действий), позволяющей на практике создать условия, обеспечивающие снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях, представляющих угрозу безопасности России, способствовать сохранению сплоченности нации, формированию ее информационной культуры, воздействовать на общественное мнение на территории Российской Федерации и за ее пределами, в ходе военных конфликтов способствовать скорейшему достижению победы, решению задач в интересах информационной и национальной безопасности Российской Федерации в целом.
Итак, обратимся к историческому опыту зарождения и развития СИИР в Российской империи и СССР.
Что особенно ценно для современности. Историки, приходя к заключению, что созданное в годы Первой мировой войны идеологическое оружие способствовало победе Антанты, отмечают среди основных проблем российской пропаганды не преодоленную до конца ведомственную разобщенность, недостаточное финансирование, отсутствие должной координации с аналогичными структурами союзников, а главное, консервативность мышления представителей высшей государственной власти, в большинстве слабо представлявших специфику ведения тотальной психологической войны [3, с. 140–141; 4, с. 51–52; 5, с. 131–137].
Вместе с тем, формы и методы, апробированные пропагандистскими органами Российской империи, вошли в арсенал Советской России, сумевшей построить одну из наиболее мощных агитационных машин ХХ века.
В Красной армии вопросы информационного противоборства решал аппарат специальной пропаганды среди войск, населения и военнопленных противника. По оценкам военно-политического руководства СССР, она являлась специальным видом обеспечения боевых действий, главной задачей которого было средствами информационно-психологического воздействия облегчать и ускорять достижение победы.
Общее руководство информационно-идеологической работой осуществляло созданное 25 июня 1941 г. Советское бюро военно-политической пропаганды (с лета 1942 г. – Совет военно-политической пропаганды). В его состав вошли представители СНК, ЦК ВКП(б), НКО, НКИД, АН СССР, Исполкома Коминтерна. Одной из задач Советского бюро являлась координация деятельности органов внешнеполитической пропаганды (Совинформбюро, ТАСС, Радиокомитет СССР, государственные издательства и типографии). Например, от Иностранного издательства СССР была прикреплена типография, способная издавать печатную продукцию на 60 иностранных языках.
Оценка эффективности советской специальной пропаганды среди войск, населения и военнопленных противника в годы Великой Отечественной войны вызывает много споров. Всесторонняя оценка показывает, что проблемы были. Но они выявлялись и устранялись [6, л. 51–52, 70; 7, с. 144–146; 8, с. 6, 8, 37].
Важно понять при этом, какую роль отводило руководство Советского Союза специальному виду оружия – специальной пропаганде. В целом оно правильно оценивало важность этой работы, оперативно принимались меры, в том числе по подготовке кадров и созданию новых технических средств.
Информационно-идеологическая работа в послевоенный период имела в своем развитии как положительное, так и проблемы. Однако ее эффективность в целом отражает поражение, а не победа Советского Союза в «холодной войне», и второе разрушение российской государственности в ХХ веке. Не случайно уже в публикациях 1991 г. отмечалось, что «прежняя идеологическая система оказалась разрушенной, а новая пока еще не создана». Были преданы забвению духовные ценности и традиции многовековой российской истории. Богатейшая история нашей страны, ее армии и флота, несущие в себе громадный воспитательный потенциал, должным образом уже не использовался.
Об этом говорили и на совещании военных историков в 1991 г. В докладе заместителя начальника Генерального штаба генерал-полковника А.Н. Клейменова отмечались слабое знание личным составом армии и флота военной истории России, низкое качество военно-исторических исследований и их недостаточная практическая ценность, формализм в преподавании военно-исторических дисциплин [9, с. 67–70].
Данный аспект проблемы позвольте рассмотреть более подробно.
Снижение востребованности военно-исторических знаний в нашем государстве во второй половине ХХ – начале ХХI века подтверждает анализ бюджета учебного времени, выделяемого на их получение в образовательных заведениях Министерства обороны. Постоянное его снижение – одна из причин слабых знаний у офицерского, а значит и у личного состава.
Самого высокого подъема военно-историческая наука достигла в первые послевоенные годы. Объясняется это тем, что после Великой Отечественной войны необходимо было описать важнейшие ее события, проанализировать ход, оценить полученный опыт, сделать выводы. В военных училищах на изучение военной истории отводилось до 150 часов, а в академиях – до 366, что составляло соответственно 3,5% и 8,5% общего объема учебного времени. В последующем бурный рост научно-технического прогресса потребовал от офицерских кадров более глубоких знаний в других областях, и курс военной истории сократился в три раза, доведя его до 2-4% учебного времени в академиях и 1% в училищах.
Так, если в Российской империи при двухуровневой системе подготовки за пять лет офицер изучал военную историю более 600 часов (120 ч / уч. год), в Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие при трехуровневой системе подготовки за восемь лет около 800 часов (100 ч / уч. год) и в 1985–1990 гг. – 330 часов (37 ч / уч. год), то в Российской Федерации за девять лет подготовки военная история изучается лишь 220 часов (25 ч / уч. год). Таким образом, налицо – недооценка изучения военной истории, ее роли в подготовке командного состава и научно-педагогических кадров.
Среди других проблем военно-исторической работы и науки, которые были наиболее значимы в начале 1990-х и актуальны сегодня, выделим следующие:
- скорейшая необходимость создания новых единых учебников по военной истории и истории военного искусства, а также дополнений, учитывающих специфику видов и родов войск;
- увеличение тиража издания разработанных военно-исторических трудов;
- совершенствование системы подготовки кадров военных историков;
- техническая оснащенность и финансовое обеспечение военно-исторических изданий [9, с. 67–70; 10, с. 4, 10, 20–23].
Что предлагалось для решения существовавших проблем? Повысить координирующую роль Института военной истории (нештатного Научно-методического совета ВС РФ по военно-исторической работе), активизировать научную и военно-патриотическую деятельность кафедр истории войн и военного искусства, всех военных историков и участников войн, обратить внимание на возможность решения проблем силами исторических организаций, создававшихся в Российской империи на добровольных началах.
В государственном масштабе Институт военной истории предлагал создать в стране единый центр военной истории. Считалось, что именно тогда, во второй половине 1990-х, как никогда следовало консолидировать все силы специалистов и подвести под военно-исторические исследования современную материально-техническую базу. А главное – обеспечить приток высококвалифицированных дипломированных ученых с должной общей и военной подготовкой [9, с. 67–70; 11, с. 11; 12, с. 2–12].
Характеристика нынешнего состояния.
Прошло 25 лет, четверть века, с того момента как в Институте военной истории состоялось совещание военных историков и были определены пути решения проблем в области военно-исторической науки, вступившей в 90-е годы ХХ века в новый этап своего развития (этап формирования новой концепции военно-исторической науки и военно-исторического знания).
Что изменилось?
С 2010 по 2015 год учебные часы по курсу «Военная история» вновь сокращены, в среднем в два раза, а по отдельным специальностям – в три. На этот раз перераспределение произошло в пользу физической подготовки и иностранных языков. В результате преподаватель должен за 72 часа дать 1200-летнюю военную историю России и дополнительную тему «Локальные войны и вооруженные конфликты» [13].
Нет сомнения, что современному офицеру без знания точных наук не обойтись. Но не меньшее значение имеет и боевой опыт. А представление о нем, не участвуя в боях, можно получить, лишь на примерах военной истории.
Изучение военного искусства в отрыве от истории развития тактики, истории оперативного искусства и истории военной стратегии привело к формальному заучиванию теоретических положений и нормативов.
Во второй половине 2015 г. восстановлены кафедры истории войн и военного искусства в ВАГШ и ВУНЦ СВ «ОВА». Предусмотрено и увеличение бюджета учебного времени, отводимого в данных образовательных учреждениях на изучение военной истории. Вместе с тем, научно-педагогический состав кафедр, особенно из числа военнослужащих, уже сейчас комплектуется с большими сложностями.
Следовательно, проблема подготовки научно-педагогических кадров в области военной истории как никогда актуальна для России. Если ранее военные историки готовились на военно-историческом факультете ВАГШ (до 1953 г.), затем на соответствующем факультете Общевойсковой академии им. М.В. Фрунзе, а преподаватели истории на военно-педагогическом факультете ВПА им. В.И. Ленина (Военного университета), то к настоящему времени централизованная подготовка преподавателей-историков оказалась свернута. Предлог – достаточность адъюнктуры (причем фактически значительно усеченной), а также убеждение, что рассматриваемые курсы может вести человек без специальной подготовки. Не способна решить проблему и система соискательства. Полагаем, что необходимо восстанавливать централизованную систему подготовки специалистов данного профиля.
Возвращаясь к проблеме достоверности и полноты военно-исторических знаний, необходимо отметить, что на федеральном уровне вопросами противодействия фальсификациям истории занимаются в основном на общественных началах. Ресурсы РАН в этом отношении весьма ограничены, потенциал научных кадров практически исчерпан.
В стране проводится много работы, но она не всегда согласована, зачастую дублируется. В целом это приводит к дополнительному расходованию государственных ресурсов и снижает эффективность работы.
Причины проблемы в настоящее время. В государственном масштабе – отсутствие централизации, фактической координации и управления ИИР единым постоянно действующим органом. В полной мере это относится и к военно-исторической работе. На ведомственном уровне – аналогичная причина. Идея создания в стране единого центра военной истории, которая не утратила своего значения в 1990-е, требует безотложной реализации сегодня.
Тенденции, прогнозирование опасностей. Проблема восполнения кадров военных историков в ближайшее время (3–5 лет) существенно обострится. Развитие кадров военных историков с высшей научной квалификацией вызывает особое опасение. Очередная необоснованная оптимизация органов военно-исторической работы и науки может поставить под сомнение способность решения государственных задач по формированию единой исторической культуры российского общества, обеспечению национальной безопасности России в целом.
Пути решения проблемы по созданию условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных технологий в военно-политических целях, представляющих угрозу безопасности России:
1. Создать специальную государственную структуру, осуществляющую общее руководство информационно-идеологической работой в Российской Федерации.
Такой структурой (органом управления) может стать:
- Специальный представитель Президента РФ;
- Рабочая группа Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности;
- Комитет Государственной Думы ФС РФ;
- Направление при Управлении пресс-службы и информации Президента России.
Среди первоочередных задач Органа – создание системы информационно-идеологической работы на базе компонентов, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Также среди первоочередных задач Федерального органа – совершенствование нормативно-правовой базы, активизация освоения медиапространства, переподготовка и повышение квалификации госслужащих.
2. Наделить полномочиями научно-методического руководства, экспертной деятельности, координации и контроля в области военно-патриотического воспитания и военно-исторической работы секцию военной истории отделения № 10 РАРАН и научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ (Минобороны России).
3. Повысить эффективность расходования бюджетных средств. Использовать средства Минобрнауки, Минкультуры, МИД и других заинтересованных ведомств в издании разработанных в Минобороны военно-исторических трудов. Это позволит и снизить стоимость экземпляра за счет увеличения тиража, и значительно расширить целевую аудиторию, в конечном счете – даст более эффективное расходование бюджетных средств и позволит рассчитывать на высокий результат в образовании молодежи.
В ближайшей перспективе такой работой может стать инновационный учебно-методический комплекс «История России», предназначенный для довузовского, вузовского и послевузовского образования.
В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации Пр-15ГС, п.1б от 5 января 2016 г., полагаем целесообразным предложить Председателю Правительства РФ предусмотреть при создании открытого информационно-образовательного портала в сети «Интернет» («электронная школа») размещение материалов, пособий и лекций военных историков.
4. Обратиться к Президенту Российской Федерации с инициативой объявления Года военной истории России. Например, в 2017 или 2018 году. Полагаем, что это может способствовать успешной реализации предложенных выше путей решения проблемы обеспечения информационной безопасности и национальной безопасности России в целом.
В заключение необходимо сказать, очевидно, вновь о самом главном. Полагаем, что в Российской Федерации все же должно состояться возвращение к четкой государственной идеологии. Многие ее составляющие, идеи и взгляды уже обозначены в Стратегии национальной безопасности, а также в ежегодном Послании Президента России к Федеральному Собранию в декабре 2015 года: лидерство России в борьбе с террором за жизнь людей и будущее всей цивилизации; необходимость защиты своей истории, традиций и ценностей, сохранения сплоченности; другие национальные интересы и стратегические национальные приоритеты.
«Уроки прошлого в полный рост встали перед мировым сообществом. Исторические параллели очевидны» – отметил В.В. Путин [14]. Чтобы обладать и руководствоваться столь сложным представлением о прошлом, настоящем и будущем, как исторические уроки и параллели, и необходима система информационно-идеологической работы. Знание истории делает из человека гражданина. Знание военной истории делает из гражданина патриота.
Список литературы и источников
- Министерство обороны Российской Федерации [cайт]. URL: stat.ens.mil.ru/science/conference/smiv2015/about.htm (дата обращения: 12.01.2016).
- Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М., 2008: ИЦ «Азбуковник». – 1175 с.
- Алексеев М. Военная разведка России. Первая мировая война. Кн. 3. Ч. 1. М., 2001.
- Асташов А.Б. Пропаганда на Русском фронте в годы Первой мировой войны. М., 2012.
- Сергеев Е.Ю. Официальная пропаганда России на нейтральные страны во время Первой мировой войны // Российская история. – 2015. – № 5.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ). Ф. 32. Оп. 11309. Д. 136.
- ЦА МО РФ. Ф. 32. Оп. 11474. Д. 334.
- Великая Отечественная война. 1941–1945. Документы и материалы. Том II. Информационное противоборство в годы войны. М.: ПОЛИГРАФ-СЕРВИС, 2014. 368 с.
- Рубан С.Н. От какого наследства мы отказываемся? Совещание военных историков и задачи военно-исторической науки // Военно-исторический журнал. – 1991. – № 10.
- Гареев М.А. Об изучении истории Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 1992. – № 1.
- Золотарев В.А., Тюшкевич С.А. Итоги и перспективы работы российских военных историков // Новая и новейшая история. – 1997. – № 4.
- Золотарев В.А. Военная история на новых путях // Военно-исторический журнал. – 1991. – № 10.
- Дорохов В., Стрелец Р., Брычков А., Никоноров Г. Офицер на три с минусом. Наши учебники лишают страну военачальников // Военно-промышленный курьер. – 11-17 марта 2015. – № 9(575).
- Послание Президента Федеральному Собранию [электронный ресурс]. Президента России [cайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/50864 (дата обращения: 04.12.2015).