Некрасов Александр Петрович,
доктор юридических наук,
Самарский юридический институт
ФСИН России,
профессор кафедры уголовного
и уголовно-исполнительного права
Россия, г. Самара
E-mail: nekrasov.aleksandr@mail.ru
Nekrasov Alexander Petrovich,
Doctor of Law,
Samara Law Institute of the
Federal penitentiary service of Russia,
Professor of the Department of Criminal
and Penal Law
Russia, Samara
E-mail: nekrasov.aleksandr@mail.ru
Бизнес-тюрьмы: анализ зарубежного опыта и его внедрение в России
Business prisons: analysis of foreign experience and its implementation in Russia
DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10181
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу отбывания наказаний, осужденных в Европейских частных тюрьмах, работающих на различных производствах и приносящие огромную прибыль пенитенциарной системе. Изученный теоретико-сравнительный анализ показал, что частные исправительные учреждения за рубежом несут исключительное благо для самого общества по выпуску товаров потребительского свойства. Они имеют свои производства, выпускают продукцию пользующаяся повышенным спросом у населения и через своих представителей реализовывают ее потребителям, а коммерческая выручка приносит существенную прибыль в целом всей пенитенциарной системе. Таким образом, все объекты пенитенциарных учреждений, находятся на самоокупаемости и хозрасчетной деятельности и не обременительны для государства. Автор предлагает в порядке эксперимента внедрить Европейский бизнес тюремный опыт и на территории РФ, но со своей спецификой. Он утверждает, что проведение апробации и эксперимента было бы интересно и полезно для нашей существующей УИС, тем более, что центральное руководство ФСИН непосредственно заинтересовано в этом. В исследовании подводятся итоги внедрения передовых технологий в действующую систему ФСИН России.
Ключевые слова:
осужденные, уголовно-исполнительная система России, бизнес-тюрьмы,
коммерция в тюрьмах, прибыль, коммерческая выручка, оптимизация сотрудников УИС, производственные мощности в тюрьмах, тюрьмы Англии и США, бизнес-идеи, модель-проект, тюремная продукция, содержания заключенных, государственные инспектора,
материальные затраты на заключенных, катализатор
Summary
This article is devoted to the analysis of the serving of sentences, convicted in European private prisons, working in various industries and bringing huge profits to the penitentiary system. Studied theoretical-comparative analysis showed that private correctional institutions abroad are of exceptional benefit to the society itself for the production of consumer goods. They have their own production, produce products that are in high demand among the population and, through their representatives, sell it to consumers, and commercial revenue brings substantial profits in the whole penitentiary system. Thus, all objects of penitentiary institutions are on self-sufficiency and self-financing activities and are not burdensome for the state. The author proposes to introduce the European prison experience in the Russian Federation as an experiment, but with its own specifics. He argues that the testing and experiment would be interesting and useful for our existing MIS, especially since the central leadership of the FPS is directly interested in this. The study summarizes the introduction of advanced technologies in the existing system of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Keywords:
convicts, the penitentiary system of Russia, business prisons,
commerce in prisons, profits, commercial revenues, optimization of prison staff,
production facilities in prisons, prisons in England and the USA, business ideas, model-project,
prison products, prisoners, state inspectors, material costs for prisoners, catalyst
Современная Россия на сегодняшний день занимает 2 место в мире по количеству заключенных, содержащихся в исправительных учреждениях. По состоянию на 1 ноября 2018 года это порядка 571 тыс. человек полностью содержащихся за счет Федерального бюджета Российской Федерации [1. C.1]. С точки зрения экономических расчетов государству не выгодно финансировать и содержать такую армию заключенных и всяческим образом оно пытается облегчить это экономическое обременение и изыскивает пути облегчения их содержания. По сути заключенный, находясь в местах лишения свободы полностью находиться на содержании государства за счет колоссальных сборов налогов и других принудительных фискальных взысканий с юридических и физических лиц.
Для того, чтобы снять с пенитенциарной системы хотя бы часть финансового обременения депутаты Государственной Думы, России, финансовые эксперты неоднократно высказывали мысли по созданию частных тюрем (специальных) на территории РФ, с коммерческой выручкой и хозяйственным расчетом. Эту идею поддержал и глава ФСИН России Корниенко Г.В., который полагает, что использовать имеющийся зарубежный опыт по созданию и развитию частных тюрем вполне возможно и его можно реализовать в нашем государстве. [2. С. 67].
В настоящее время в Государственной Думе разрабатывается законопроект по их созданию. Параллельно с этим представители финансовых служб ведомства, на основе экономических расчетов прослеживают колоссальную выгоду от этой концепции, но только на основе договоров концессии, то есть государственно-частного партнерства. Примерно это выглядит так: 50 процентов выделять денежных средств будет государство, 50 представители бизнеса на обслуживания всей инфраструктуры ИУ и самих осужденных. Возможно 40 на 60. Содержать одного заключенного в местах лишения свободы по состоянию на август 2018 г. дороже в четыре раза, чем содержать и обучать в школе одного школьника.
Таким образом, депутаты Государственной думы и представители из числа руководящего состава ФСИН России уже предлагают способы решения проблем в виде снижения финансовой нагрузки в целом на пенитенциарную систему, а значит и на государство. Совсем недавно, проведенная оптимизация сотрудников ИУ в целом по России показала (несмотря на не комплект), что она только негативно отразилась на положение дел в исправительных учреждениях в виде ухудшения условий жизни и содержания заключенных и как следствие этого, резко повысилась динамика правонарушений и преступлений в колониях: участились случаи посягательств на сотрудников УИС, увеличилось число суицидов, различных социальных заболеваний, наркомания, киберпреступность и, несмотря на активную борьбу сотрудников УИС по поддержанию мер противодействия, резко возрос незаконный оборот наркотических средств в исправительных учреждениях.
После проведенной недавней оптимизации резко возросла физическая и психическая нагрузка на сотрудников ФСИН, коррупционная отношения только увеличились, ослабли требования сотрудников по отношению заключенным и как следствие этого уровень доверия в обществе к этому ведомству снизился. Многие эксперты и правозащитники предсказывают, что в обозримом будущем в ИУ могут участиться крамолы, голодовки, забастовки, массовые беспорядки.
На сегодняшний день только каждый четвертый в местах лишения свободы занят трудовой деятельностью, а остальные же слоняются от безделья по зоне из-за отсутствия таковой. Промышленное производственное пространство не охватывают все колонии, да это и понятно, так как выпускаемая продукция на рынке сбыта не востребована. И этому есть причины: старое оборудование 1940-50-х гг., низкая квалификация рабочих, а в некоторых ИУ и вовсе ничего нет. Таким образом, рынок диктует производителю, что только качественная и коньюктурная выпускаемая продукция будет востребована у потребителей на рынке сбыта, а, следовательно, приносящая исключительно только коммерческую выручку, то есть прибыль во благо ФСИН. Вот к этой цели и стремятся современные менеджеры и организаторы управленческой деятельности нашей системы в условиях рыночных отношений, потому как главное в ИУ помимо исправление и перевоспитание осужденных это оборот продукции и получение прибыли, которая благотворно покрывала бы развитие всей пенитенциарной системы.
Не секрет, что в настоящее время весь базис пенитенциарной системы России имеет ветхие и старые строения. Производственные мощности пришли в упадок и требуют их списание, а там, где они еще работают изживают себя. Кроме того, на закупку новых производственных мощностей, новых технологий, модернизацию устаревшего у ФСИН денег нет и в ближайшее время не поступит и как следствие этого в колониях царит локальная безработица заключенных, безделье, рост преступных посягательств на сотрудников ФСИН, подрыв безопасности жизни и здоровья отдельных осужденных. Вот по этим некоторым только причинам в России необходима специальная пенитенциарная реформа, в виде строительства новых тюрем, отвечающих всем требованиям и евростандартам, с размещением новых технологий, по выпуску высокотехнологической продукции и с коммерческой окупаемостью, с цифровой инфраструктурой, отвечающим коньюктурным отношениям, направленные на подъем экономики, на производство экспортной продукции.
Само назначение тюрем с ее структурными понятиями в узком смысле слова постепенно будут утрачиваться, федеральный бюджет по статье расходов по выделению денежных средств на пенитенциарную сферу будет сокращаться, а ведомство по замыслу автора реформ, на основе концепции развития УИС должно перейти полностью на самоокупаемость. Вот для чего нужно строить и создавать бизнес-тюрьмы. Конечно, это все будет и в этом сомнений нет, по предварительным данным в порядке эксперимента новые тюрьмы, с соответствующим профилем должны появиться в 2022-24 годах.
Сегодня один заключенный, содержащийся в местах лишения свободы в Центральной части России, в суммарном денежном исчислении обходиться государству в среднем порядка 350 рублей в сутки (только на суточное питание исчисляется 70-80 рублей на одного человека) Из чего складываются затраты по денежному содержанию осужденного? Трехразовое питание, обмундирование, постельное белье, горячее-водоснабжения, холодного-водоснабжения, теплового температурного режима, инженерно-технического сооружения, из транспортных автомобильных и железнодорожных перевозок и др. А у нас есть еще территориальное пространство Сибири, Севера и Дальнего Востока где также расположены исправительные учреждения с учетом коэффициента местности. Остается только умножить эти цифры в разы и задуматься, потянет ли федеральный бюджет в условиях дальнейшего развития экономического кризиса пенитенциарную систему в частности ИУ, если спад экономики уже в этом году чувствителен для государства.
Вот почему своевременно финансовые аналитики и депутаты Государственной думы задумались по созданию государственно-частного партнерства, по созданию колоний нового типа. Изучив зарубежный опыт отбывания наказания в частных (специальных) тюрьмах у российских экономистов появляется некий экономико-финансовый интерес к этой теме, прослеживая серьезную экономию бюджета. А почему бы в порядке эксперимента не попробовать нам эту, новую модель взаимоотношений между субъектами по отбыванию наказаний. Почему бы еще раз не обратиться за интересным опытом отбывания наказания в Англии, где слажено работают в частных тюрьмах негосударственные организации по договоренности с властями того или иного уровня. Что это значит государственно-частное партнерство, да еще в таких специализированных органах?
А это значит, что тюрьмой управляет бизнес, бизнес контролирует производство выпускаемой продукции и он же поддерживает дисциплину и режим вместе с государственными контролирующими органами. Государственные инспектора, наделенные определенными правами и получающие зарплату из госбюджета и имеющие задачи следить за соблюдением установленных контрактом правил содержания поддерживают служебную и производственную дисциплину, а в случаях ее нарушении со стороны осужденных принимают систему социальных лифтов, вплоть до отправления и помещения их в режимные исправительные учреждения. Кстати подобные случаи в таких режимных зарубежных заведениях крайне редкие. Кроме того, наряду с осуществлением деятельности государственных инспекторов работники охраны из числа бизнеса также обязаны следить за безопасностью осужденных, за режимом исполнения наказания и т.д, о чем должно быть прописано в трудовом договоре контракте. Они также, как и государственные инспектора, должны получать зарплату за каждый месяц, компенсации и своими действиями позволяют бизнесу получать прибыль.
Федеральный бюджет ФСИН сегодня скуден и не может выделять денежные средства для ИУ и СИЗО даже на необходимые нужды такие как текущее внутренне строительство, ремонт помещений, прокладка коммуникаций и т.д. Несомненно, ведомство в праве выйти с предложением в соответствующие органы с тем, чтобы уполномоченные на то лица изыскали возможность их найти, но не трудно догадаться, что деньги срежут у бюджетников или у социальных слоев населения, поэтому в этом направлении и предлагается идея по строительству ИУ, СИЗО, тюрем, которое, которое снимет часть вопросов в этой отрасли и экономических проблем в разы будет меньше, особенно в условиях экономического кризиса и хозяйственного расчета в виде коммерческой выгоды. [3. С. 98]
Еще в 1868 г. в США появилась первая частная тюрьма, которая стала аналогом для других тюрем и сегодня, в бурно развивающимся государстве уже 107 частных тюрем, с содержанием около 100 тыс. заключенных, выпускающих качественную высокотехнологичную продукцию, идущую на экспорт, в том числе и на их оборонный комплекс. В Англии 14 частных тюрем, где содержаться 13,8 тыс. осужденных или около 15 процентов тюремного населения. Совсем недавно правительство Британии заявило о намерении передать чуть ли не все государственные тюрьмы в частные руки, что по подсчетам специалистов должно дать экономике государству 500 млн евро за 3 года. В настоящее время это предложение изучает палата лордов вместе с профильными специалистами. Развит институт частных тюрем и в Австралии, изучают подобный опыт продвижения бизнес-тюрем Латвия, Чехия, ЮАР, Китай и Украина.
Есть на этот счет мнение и специалистов в РФ по строительству частных тюрем, которые на основе финансовых расчетов показывают, что это выгодное дело государству и обществу.
Можно мысленно представить модель-проект специальной тюрьмы: как состоятельный инвестор строит на свои средства частную тюрьму, размещает промышленное производство, набирает персонал, заключает с представителями ФСИН России договор концессии, нанимает обслуживающий персонал, обучает его и без бюрократических проволочек запускает производство. Представляется, что это будут мужчины по гендерным признакам, осужденные по первой судимости за умышленные преступления не в состоянии алкогольного и наркотического опьянения к лишению свободы до 6-7 лет, и за неосторожные преступления до 10 лет, как правило имеющие семьи, ведущие нормальный образ жизни, возможно даже без вредных привычек. Аналогично для женщин и возможно для несовершеннолетних от 16 и и более лет. Эта категория граждан будет обеспечена социальными благами, режимом рабочего времени и отдыха и их жизнь, и здоровье будет также охраняться Трудовым законодательством и не только им. Для этого необходимо разработать и принять федеральный законопроект со всеми прописными истинами по содержанию заключенных в частных тюрьмах. Это как предложение, которое как проблема безусловно подлежит скрупулезному обсуждению с дискуссией не только на форуме общественников, но и среди юристов и специалистов в этой области.
По мнению представителей ФСИН, выезжавшие в порядке обмена опытом за рубеж, в пенитенциарные частные учреждения и изучавшие механизм отбывания наказания утверждают, что в специальных тюрьмах режим значительно жестче, чем в государственных. Частный бизнес в тюрьме - это большой бизнес на государственном заказе, за которым следует конкуренция и здесь вопросы соблюдения режима осужденных стоят на первом месте, иначе можно лишиться этого прибыльного бизнеса. Выпускаемая коммерческая продукция приносит немалый доход не только владельцам этих тюрем, но и государству в целом.
Опираясь таком образом на передовой опыт зарубежных стран в России необходимо создавать подобные тюрьмы как вид бизнеса и благодаря их строительству можно будет значительно усовершенствовать условия содержания заключенных, следовательно, вместе и бизнес, и власть обречены на сотрудничество, а раз так, то это поможет улучшить пенитенциарную систему в целом, что только облегчит психологическую и физическую нагрузку сотрудников учреждения. С большой долей вероятностью можно говорить о том, что наша УИС в ближайшие годы в производственном отношении будет перестраиваться и вставать на рельсы экономического развития через такие модель-проекты на опыте других стран.
В российских тюрьмах заключенным и так можно купить всё, вплоть до отдельной камеры, ресторанное питание, предметы быта, и т.д. Однако где вся эта прибыль оседает - неизвестно. Просматривая зарубежные тюремные фильмы, мы видим отбывание наказания осужденными с чистыми туалетами в камерах, с душевыми кабинами. И это, не какая-то пропаганда, зарубежные командировки наших юристов подтвердили их быт. Заключенные имеют возможность учиться, работать, получать небольшую зарплату, покупать товары первой необходимости, обращаться за медицинской помощью, посещать спортзал, проживать в комфортабельных четырехместных камерах и это не фотомонтаж, а реальная картина обыденного дня заключенного. Многие смотрящие подобные фильмы зрители с восторгом говорят чуть ли о санаторном их пребывании в тюрьмах, но это действительное и объективное отражение Европейского бытия в современных условиях. Исключены такие инфекционные заболевания как туберкулез, кожные грибковые заболевания, вирусные и др. Кстати говоря, в подобных объектах преступность сведена к нолю, практически отсутствует коррупция. И тем не менее необходимо отразить как кару их страдающее состояние, осужденные в замкнутом пространстве, в неволе, физически и материально ограничены. Безусловно стремящиеся к семьям, к детям, к свободе, через трудовые обязанности и безупречное поведение стремятся на досрочное освобождение. Находясь в таком пространстве двери камер, они закрывают самостоятельно изнутри и по команде дежурного по помещению «Подъем» открывают тоже сами. В зарубежной пенитенциарной системе отсутствует такие цели как исправление и перевоспитание осужденного, они в законодательствах не прописаны. Главная цель осуждения за совершенные преступления — это лишение свободы, это претерпевать неудобства в ограниченном пространстве, физические и материальные, и очень большие штрафы.
В современной России на 100 тыс. жителей 685 человек это тюремное население, содержащее в исправительных учреждениях. Статистика говорит о том, что нашу уголовно-исполнительную систему необходимо разгружать через вынесения приговоров по наказаниям не связанных к лишению свободы, что в общем-то и делает попытки наше правосудие. Можем себе только представить сколько государственных денежных средств затрачивается на освобождение из мест заключения на осужденных по отбытию сроков наказаний по месту требования. (Включается в денежное довольствие, суточное питание, проездные документы, для отдельных лиц - одежда). Обременительно ли это для государства, несомненно, особенно в условиях финансовой нестабильности. Дорого ли содержать 571 тыс. заключенных со всей охранной ее инфраструктурой, ответ - очень дорого, ежегодно это сотни миллиардов рублей.
Отрадно, что в последние годы в исправительных учреждениях России положено начало коммерческой деятельности и маховик предпринимательства и тюремного бизнеса будет только набирать обороты и преобразуются в бизнес-тюрьмы, по подобию зарубежных стран. Приведу лишь один пример: на территории одной из колоний Самарской области бизнес проекты только набирают силу. В этой колонии налажен производственный выпуск соков, минеральной воды, строительных материалов. Совместно с бизнесом к 8 марту 2018 года было выращено и продано 70 тыс. цветов (тюльпанов), разве это плохо? Есть колонии, специализирующие на производстве яиц, мясе птиц, говядины, свинины, строительство деревянных домов, изготовлении сантехнической продукции и т.д. Дешевая рабочая сила в виде заключенных, получающая минимальную зарплату и не имеющая профсоюзов, дает предприятиям колоссальную прибыль. Выгодно ли это бизнесу или государству? Ответ однозначен.
Таким образом, к идеям создания частных тюрем следует относиться исключительно положительно. Особенно на фоне действующих производственных мощностей и условий содержания тюремного населения. На наш взгляд это станет только катализатором главной цели - исправлению осужденных в исправительных учреждениях нового типа. Время требует новых перемен, поэтому на сегодняшний день необходимо разработать новую концепцию развития УИС до 2030 года. Пока в качестве эксперимента все же следует создать в России бизнес-тюрьмы, и в ближайшее время, как новую форму коммерческой структуры, приносящей прибыль ФСИН, государству и обществу. Есть надежда, что бизнес в этом коммерческом секторе даст мощный производственный толчок и как новый вектор производственных отношений успешно заработает.
Список литературы и источников
- Официальный сайт ГУ ФСИН России, Москва, Житная д. 14. C.1
- Пархоменко А.Р. Тюрьма-доходный бизнес. - Преступление и наказание. Журнал ФСИН России. 2015. № 6. С. 67.
- Некрасов А.П. Возможно ли создание частных (специальных тюрем на территории РФ. - Вестник Самарского юридического института ФСИН России. 2015. № 3. С.98.
- Уголовный кодекс РФ по состоянию на 5 февраля 2017 г. М., 2017.
- Уголовно-исполнительный кодекс по состоянию на 1 октября 2014 г. М., 2014.
References
- Official site of the State Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Zhitnaya, 14. C.1
- Parkhomenko A.R., 2015, Prison profitable business. - Crime and punishment Journal of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2015 № 6. С. 67.
- Nekrasov A.P., 2015, Is it possible to create private (special prisons in the territory of the Russian Federation. - Bulletin of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2015, №. 3. P.98.
- The Criminal Code of the Russian Federation as of February 5, 2017. M., 2017.
- Penal Code as of October 1, 2014. M., 2014.