Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 3. С. 36–36.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 3. P. 36–36.
УДК: 327(438:476)
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-3-36-36
Поступила в редакцию: 26.06.2023 г.
Опубликована: 02.07.2023 г.
Submitted: June 26, 2023
Published online: July 2, 2023
Для цитирования: Никитич Н.Р. Республика Беларусь во внешнеполитических концепциях польских элит после 1989 года // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №3(36). С. 36-36.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-36-36.
For citation: Nikitich N.R. The Republic of Belarus in polish concepts of foreign policy after 1989. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(3):36-36. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-36-36.
Конфликт интересов: Материалы, на которых основана статья, впервые представлены на научно-практической конференции «Россия в Глобальном мире» (25 марта 2022 г., Санкт-Петербург).
Conflict of Interest: The materials on which the article is based were presented for the first time at the scientific and practical conference "Russia in the Global World" (March 25, 2022, St. Petersburg).
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ПОЛЬСКИХ ЭЛИТ ПОСЛЕ 1989 ГОДА
Никитич Никита Романович 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-8673-2111, e-mail: niknr259@mail.ru
Аннотация:
Актуальность заявленной темы связана в первую очередь с тем, что после 1989 года можно наблюдать значительную активизацию польской внешней политики в вопросах, связанных с восточным направлением. Для Российской Федерации такая активизация восточного соседа означает то, что проводимая польским государством политика затрагивает и российские интересы, лежащие в западной части постсоветского пространства. Современные польские элиты, определяющие внешнюю политику Третей Речи Посполитой, хотят видеть свою страну лидером в балтийско-черноморском регионе. Беларусь представляет интерес для польских элит в нескольких качествах, в первую очередь как экономический придаток и как военный плацдарм. Основными внешнеполитическими доктринами, уделяющими внимание Республике Беларусь, являются: план «Гедройца-Мерошевского», основывавшийся на идеях польской эмиграции, а также так называемая доктрина «Польщизны», разработанная польским журналистом Анджеем Талагой. Для завоевания контроля над Беларусью используются практически все доступные внешнеполитические инструменты. Особые успехи польская сторона продемонстрировала в развитии «мягкой силы». Активно ведется работа как с местным белорусским населением, так и с диаспорой этнических поляков, проживающих на территории Республики Беларусь. Ключевыми центрами польского влияния становятся музеи, образовательные и культурные организации, такие как «Польский Институт».
Ключевые слова: Польша, Беларусь, внешняя политика Польши, Восточная политика, доктрина UBL, «Польщизна»
ВВЕДЕНИЕ
Разрушение Советского Союза в 1991 году ознаменовало собой конец Холодной войны. Ялтинско-Потсдамской системе был нанесен серьезный удар: из двух противоборствующих лагерей остался только Западный, а на месте бывших СЭВ и ОВД образовался внешнеполитический вакуум, который поспешили заполнить как страны Североатлантического договора, так и страны – бывшие участницы Социалистического блока. Одним из самых активных игроков в Восточной Европе стала Республика Польша. Третья Речь Посполитая обладала собственными, далеко идущими, геополитическими интересами на Востоке. Особый интерес для молодого Польского государства представляли его восточные соседи: Украина, Литва и Беларусь, из-за их культурной близости, важного геополитического положения и экономического потенциала. Особую актуальность польская внешняя политика приобрела в регионе ввиду начала Российской Федерацией 24 февраля 2022 года Специальной военной операции.
Одну из ключевых позиций в восточном направлении внешней политике Третьей Речи Посполитой занимала и занимает Республика Беларусь. Связано такое пристальное внимание польских дипломатов с тем, что Республика Беларусь имеет важное геополитическое значение в регионе. Захват такого центра позволил бы Польше ослабить своего главного соперника в регионе – Российскую Федерацию. Кроме того, немалую роль в привлечении польского внимания к Беларуси сыграл экономический интерес к этой стране как к рынку сбыта, источнику ресурсов и рабочей силы. Немаловажную роль также играет наличие на территории Западной Беларуси значительной польской диаспоры.
Новизна исследования связана с тем, что в работах отечественных исследователей и исследователей из стран СНГ не уделяется должного внимания белорусскому аспекту в польской внешней политике. Чаще всего, данный аспект польской внешней политики рассматривается в общем контексте польской восточной политике. Стоит также отметить, что значительное число работ, посвященных данной тематике имеют выраженный политический окрас.
Объектом исследования выступают внешнеполитические концепции национальных польских элит, сформированные, после падения социалистического блока. Предметом исследования, в свою очередь, является положение республики Беларусь в обозначенных концепциях. Задачей исследования является выявление роли, отведённой Республике Беларусь во внешнеполитических концепциях правящих элит Польши и анализ наиболее ярких примеров приведения этих концепций в жизнь.
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
Особый интерес польского государства к Востоку Европы проявлялся на протяжении всей его истории. Это определяется в первую очередь несколькими объективными фактами. Во-первых, это географическая близость, во-вторых, это «совместная история» Польши и народов Восточной Европы, например, совместное существование в рамках социалистической системы. Немаловажным также являются цивилизационный и культурный факторы [1]. Они подразумевают под собой то, что Польша относится к Западной цивилизации и является «оплотом» оной на Востоке и должна приносить «свет западной цивилизации на Восток». Эта линия получила своё развитие в идеях «прометеизма», разработанных маршалом Юзефом Пилсудским в 1910-1920-е годы XX века. Данная концепция заключала в себе идею, что главная угроза Польше – это Советская Россия. Чтобы себя обезопасить Польское государство должно ослабить восточного соседа, «распустив Россию по национальным швам», и «вытолкнуть» Российское государство как можно дальше на Восток, не допустив российской экспансии на Запад. Еще в 1904 г. в своем меморандуме к правительству Японии он «указывал на необходимость использовать в борьбе с царской Россией многочисленные нерусские народы», жившие в большинстве своем на ее окраинах. Уже после взятия власти в Польше Пилсудский сосредоточился на приведении прометеистской программы в жизнь. Одним из самых важных направлений была работа с эмигрантскими кругами представителей национальных окраин бывшей империи Романовых. Работа на данном направлении в конечном счете, потерпела неудачу так как прометеистская организация не смогла преодолеть политические и идейные разногласия в рядах своих сторонников и активистов [12].
Идеи Пилсудского активно развивались польской иммиграцией за границей. Большой вклад в развитие идей «прометеизма» внес основатель парижского журнала «Культура» Ежи Гедройц [2]. Во время работы на посту редактора «Культуры» Гедройц начинает формировать свою собственную теорию для польской восточной политики. Несмотря на то, что данная теория подразумевала отказ Польши от претензий на утраченные «Восточные крессы» и Вильнюс, она также включала проведение активных действий, направленных на демократизацию западных Советских Республик. Значительный вклад в дальнейшее формирование доктрины внесли идеи коллеги по журналу – публициста Юлиуса Мерошевского (Juliusz Mieroszewski). Он предложил идею о том, что ключевое значение имеют три советские республики – Украина, Литва и Беларусь.
Кроме того, польский взгляд на европейские постсоветские республики связан и с геополитическими установками. Благодаря своему территориальному положению, Польшу можно отнести к Балтийско-Черноморской подсистеме международных отношений. Основным её оппонентом, борющимся за господство, в данном регионе, как уже упоминалось выше, является Россия. Данная установка, скорее всего, происходит из польского исторического опыта. В памяти польских элит до сих пор живут воспоминания о землях, утраченных, в результате разделов Речи Посполитой, а также о так называемых Восточных крессах – западных областях современных Украины и Беларуси, отошедших к Советскому Союзу по результатам польского похода Красной армии, продлившегося с 17 сентября по 5 октября 1939 года (17 сентября отмечается в современной Беларуси как День народного единства). Эти возвращенные территории были закреплены за советской стороной по результатам Второй мировой войны. Также не маловажную роль играют и воспоминания о ПНР, воспринимаемой, как протекторат СССР, якобы обслуживавший только интересы Москвы. На фоне данного исторического опыта у польских элит сложилась боязнь перед повторной экспансией России в Восточную Европу [3].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЖНОСТИ БЕЛАРУСИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ПОЛЬШИ
Здесь необходимо упомянуть, что некоторые политические силы, в особенности консерваторы из польской правящей партии «Право и Справедливость», настаивают на как можно более тесном сближении с США. В общих чертах правительство консерваторов придерживается «hard security». Данная программа предполагает два направления, имеющих конфронтационный характер с российской политикой: энергетическое и военное.
Военное направление подразумевает углубление сотрудничества с НАТО, например расширение военного присутствия альянса на территории страны. Так, в 2020 году, число только американских солдат, переброшенных на территорию Польши, достигло 5500 военнослужащих [4]. Также польские власти в конце 2020 года приняли решение о увеличении числа солдат Войска Польского со 150 тыс. человек до 300 тыс. [5]. В этой связи необходимо хотя бы кратко рассмотреть регион с точки зрения военных. Так, ландшафт практически лишён естественных преград, за исключением Карпатского хребта на юге Польши, на Западе Украины и на территории Словакии. В то время как территория Беларуси и Литвы представляет собой стратегический простор для действий армии. Данное обстоятельство, тем не менее, дополняется наличием обширных болот на Юге Беларуси. Однако это может быть нивелировано тем, что расстояние от Минска до Москвы, как наиболее важного административного центра главного оппонента Варшавы, по прямой составляет 675 километров. При этом стоит вспомнить, что данная схема работает и в обратную сторону, ведь расстояние по прямой от Минска до Варшавы 475 километров. Учитывая данные факты, стоит отметить, что наличие опорного пункта на территории Беларуси, с военной точки зрения, предоставляет Варшаве наступательный потенциал. С другой стороны, Беларусь является важным пунктом для обеспечения национальной безопасности Республики Польша, особенно в условиях, когда польские элиты опасаются повторной экспансии России в сферу влияния Варшавы.
Энергетический аспект подразумевает достижение энергетической независимости страны от поставок энергоносителей из РФ [6]. Здесь опять становится важным белорусский фактор. Беларусь является для России ключевым пунктом транзита газа в Европу. Через территорию страны проходит несколько крупных газопроводов, через которые проводятся поставки энергоносителей в страны Европейского Союза. Главным получателем «голубого топлива» является Германия. Польские правящие элиты, опасаясь повторения межвоенной ситуации, характеризующейся сближением Советского Союза (России) и Германии, считают необходимым не допустить повторения данной геополитической ситуации. Стоит отметить, что здесь позиция Польши опять совпадает с интересами Соединённых Штатов – ограничить экспансию российских энергетических компаний.
Для решения этой задачи ведётся работа по нескольким направлениям. Во-первых, ведутся работы по развитию польского добывающего энергоносители сектора. Для этого в начале 2000-х годов Соединённые Штаты инвестировали в разработку газовых месторождений на территории Республики Польша. Крупнейшее месторождение природного газа под городом Перемышлем, находящемся в Подкарпатском воеводстве. При этом «Польская нефтяная и газовая компания» (PGNiG) в 2020 году приступила к разведке газа на Украине. В 2021 году польская компания подписала контракт на разработку этого месторождения. Не исключено, что интерес для крупного польского бизнеса могут представлять и белорусские месторождения в Днепровско-Припятской нефтегазоносной провинции (1). Также в конце 2021 года были выкуплены права по разработке газоносных месторождений у берегов Норвегии. Во-вторых, на фоне охлаждения отношений между Польшей и ЕС активно продвигается идея, что «Центральная Европа» должна быть значительным актором европейской̆ политики. Примером того является ставка на политическую и экономическую интеграцию «новой̆ Европы» в рамках проекта «Инициативы Трех Морей̆», которая подразумевает создание развитой системы газопроводов, покрывающей территории стран Центральной, Восточной, Южной Европы. Подключение к подобной системе Беларуси помогло бы поднять конкурентоспособность подобного проекта ввиду того, что он бы смог оказывать давление на РФ ввиду своего преобладания над сетью крупных газопроводов, проходящих через территорию этой восточноевропейской страны. (см. рис.).
Рис. Основные газопроводы, проходящие через территорию РБ [7]
Необходимо также принимать во внимание то, что Республика Беларусь может представлять для крупного польского капитала. Значимым пунктом при формировании польских внешнеполитических концепций выделяется взаимодействие со странами с развивающимися экономиками, к которым отнесена и Беларусь. Польша является важным экономическим партнёром партером для Белорусского государства. Так, в 2019 году объем польских капиталовложений, накопленных в реальном секторе экономики РБ, составил 1,5%. Взаимный товарооборот двух стран тоже показал значительный рост. Если в 2000 году он составил 500,6 млн долл., то в 2018 году достигнул 2552,0 млн долл. [8]. Основу польского экспорта в Республику Беларусь составляет продукция машиностроительной и химической отрасли.
Подводя промежуточный итог, можно отметить, что Беларусь имеет ценность для польской внешней политике в первую очередь по двум аспектам: экономическому и военному. Экономический аспект объясняется конкуренцией между американскими, российскими и польскими энергетическими компаниями за рынки энергоносителей в странах Европейского Союза. Кроме того, развивающейся польской экономике необходимы рыки сбыта и Беларусь неплохо подходит на эту роль. Военный аспект объясняется выгодным географическим положением постсоветской республики, которое обладает как наступательным, так и оборонительным потенциалом.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, УДЕЛЯЮЩИЕ ВНИМАНИЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На современном этапе развития Международных отношений в Балтийско-Черноморской системы польские элиты выработали несколько доктрин, соответствующих ранее разработанным внешнеполитическим концепциям. Наиболее ярко выделяются Доктрина Гедройца-Мерошевского, также известная как «План ULB», и Доктрина «Польщизны».
Доктрина Гедройца-Мерошевского активно продвигается как консерваторами, так и либералами. Данная доктрина базируется на трудах видного польского деятеля польской эмиграции – Ежи Гедройца, уже упомянутого выше. Он основал в Париже журнал «Культура», издававшийся на польском языке в период между 1947 и 2000 годами. В данном журнале издавались произведения, как художественного, так и публицистического толка, написанные польскими авторами-эмигрантами. Во время работы на посту редактора «Культуры» Гедройц начинает формировать свою собственную теорию для польской восточной политики. Несмотря на то, что данная теория подразумевала отказ Польши от претензий на утраченные «Восточные крессы» и Вильнюс, она предусматривала проведение активных действий, направленных на демократизацию западных Советских Республик. Значительный вклад в дальнейшее формирование доктрины внесли идеи коллеги по журналу – публициста Юлиуса Мерошевского. Он предложил идею о том, что ключевое значение имеют три советские республики – Украина, Литва и Беларусь. Отсюда происходит второе название этой доктрины – «План ULB».
Новизна идей Гедройца заключалась в утверждении о том, что патернализм по отношению к народам Украины, Беларуси и Литвы не менее губителен для Польши. Польскому читателю предлагалась модель государства, в которой интересы Польши находятся превыше внутренних партийных интересов, государственная политика лишена каких-либо фобий, националистической и клерикальной окраски, церковь не может вмешиваться в управление страной [9]. Однако в настоящий момент суть рассматриваемой доктрины заключается в следующем – не допустить Российской экспансии на запад. Для этого Польша должна признать и укреплять суверенитет Украины, Литве и Беларуси и проводить демократизацию политических систем данных стран. Необходимо также оказывать поддержку про-польским политическим силам.
Для реализации доктрины Гедройца-Мерошевского польские элиты применяют активные действия. Наиболее ярко работа польских элит с белорусской оппозицией проявилась во время недавних протестов 2020 года, прошедших в связи с президентскими выборами. Польские официальные лица активно взаимодействовали с белорусской оппозицией. 9 сентября 2020 года в Варшаве премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий принимал главу белорусской оппозиции Светлану Тихановскую. Политики вместе открыли Белорусский дом в Варшаве, где расположился центр по координации белорусской оппозиции [10]. «Ситуация динамичная и Польша делает всё, чтобы, чтобы адекватно реагировать на меняющиеся реалии протестов. Мы отслеживаем ситуацию за восточной границей и работаем над поддержкой белорусов дома и за рубежом – в ЕС и на международных форумах» – завил во время встречи польский политик [10].
Главным бастионом романтизма в современной польской внешней политике является «доктрина Польщизны». Идеолог данной доктрины в современной Польше – журналист Анджей Талага, ранее занимавший пост главного редактора газеты «Речь Посполитая».
Современные исторические словари определяют термин «польщизна» как «польскую народность, польский дух и польский язык». Однако «польщизна» имеет достаточно древние корни. Во времена владычества Первой Речи Посполитой так называли доминирование польской культуры над культурами других народов. Немаловажную роль в древности играла и польская католическая церковь. На современном этапе политика «польщизна» подразумевает не столько полонизацию белорусов и украинцев, сколько переориентация внешней политики этих государств с Москвы на Варшаву. Также данная концепция подразумевает создание положительного образа Польши и увеличение авторитета Варшавы в глазах населения этих постсоветских республик [11].
Для этого проводится политика по двум направлениям. Во-первых, это работа с местным населением в области культуры. Работа по данному направлению наиболее ярко проявляется в так сферах как: топонимика, туризм и транспортная сфера. Так, например, в 2012 году Министерство культуры Республики Беларусь, под руководством занимавшего тогда пост министра культуры Республики Беларусь Павла Павловича Латушко, приняло программу «Замки Беларуси». Стоит отметить, что в настоящий момент Павел Павлович является членом координационного совета белорусской оппозиции (2). Принятая программа предусматривала реставрацию 38 исторических объектов по всей территории республики. К реализации этой программы привлекались иностранные организации, в том числе из Литвы и Польши.
Один из самых знаменитых замков Беларуси – Мирский замок, тоже был включен в упомянутую программу. Интерес представляет официальный сайт музея. В разделе «История» можно найти перечисление всех владельцев замка. Примечательно, что больше всего внимания уделено периоду, когда замок принадлежал польской династии Радзивиллов, бывших владельцами замка в период с 1549 года по 1813 год. Также достаточно показательно, что именно в Мирском замке была проведена ре-премьера фильма «Пан Тадеуш», снятого в 1928 году польским режиссёром Ричардом Ордынским при поддержки польского правительства во главе с маршалом Юзефом Пилсудским. Данная лента является значимой в истории польского кинематографа, будучи самым дорогим фильмом в Польше того времени. Во время Второй мировой войны фильм был утрачен, а восстановить его удалось только в XXI веке. Сюжет фильма рассказывает о жизни польской шляхты, незадолго до начала наполеоновских войн. Семья, из которой происходит главный герой фильма, активно поддерживают идеи польской независимости и ожидают Наполеона как освободителя от российского господства. Мирский замок выступает в роли декорации. До 2022 года фильм демонстрировался всем посетителям замка.
Вторым направление в политике «польщизны» является робота с польской диаспорой на территории постсоветских республик. Так, на территории Беларуси с 1995 года действует ассоциация «Polska Macierz Szkolna» (3). Она состоит преимущественно из представителей польской диаспоры и учителей польского языка. Основной целью организации является «распространение польского образования в Беларуси в национальном, христианском и гражданском духе». При организации также действует средняя школа, в которую принимают не только детей представителей диаспоры, но и детей местных жителей. Штаб-квартира организации расположена в городе Гродно. При PMS действует женский клуб «Гроднянка», главной целью которого является «продвигать и развивать польские национальные, семейные, праздничные традиции и обычаи польского дома», особенно среди молодёжи. Не менее важным органом является молодёжное сообщество «Молодая Полония», состоящее преимущественно из молодых людей польского происхождения, учащихся в университетах или уже окончивших обучение. Их задача сводится к работе со сверстниками. Также на территории страны действует Польский Институт в Минске (4). Обобщая, можно сказать, что доктрина «Польщизны» является польской вариацией на тему «мягкой силы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что польские элиты видят Польшу региональным лидером, претендующим на создание собственной сферы влияния. Беларусь в их восприятии политики в Балтийско-Черноморской подсистеме международных отношений, воспринимается скорее как инструмент противостояния России. При этом, деятельность польских элит в Белорусском государстве проводится в основном мирными методами, такими как: экономические манёвры и «мягкая сила».
В разработке своей внешнеполитических концепций польские элиты опираются на «Историческую политику» [13]. Даже идеи Е. Гедройца, будучи достаточно демократическими, основываются на историческом опыте польского государства. Опираясь на свой исторический опыт, политические элиты прибегают к исторической мартирологии и героизму. Первое подразумевает формирование образа Польши как жертвы империй XVIII века или диктатур века XX. Такое восприятие собственной истории соседствует с героизацией «проклятых солдат» – участников антикоммунистического сопротивления на территории Польши после Второй мировой войны (5). Также немаловажную роль в формировании польской исторической памяти играет и образ так называемой Катынской трагедии – расстрела польских военнопленных и гражданских лиц. В современной польской историографии принято обвинять в этом преступлении Советское правительство. Однако ряд фактов говорит о том, что данная акция была проведена немецко-фашистскими силами. Кроме того, некоторые из захоронений были сделаны искусственно. Такой шаг был предпринят Рейхсминистерством пропаганды Третьего Рейха с целью создания «черной легенды» СССР [14]. В эпоху Холодной войны применялась тактика, основанная на использовании страха, известная как «сила через страх», взятая из концепции Геббельса. Она включала повторное упоминание о событии катынского дела, с целью продемонстрировать преступность и жестокость советского режима и коммунистического движения в целом перед мировым сообществом. Предоставление польским активистам возможности вести антисоветскую пропаганду по катыньскому делу являлось одной из стратегий США, направленной на ослабление СССР и борьбу против коммунистического движения. Таким образом, явно видно, что для польских эмигрантов, укоренившихся в Лондоне и Вашингтоне, активная пропаганда катынского дела стала вопросом их собственной политической выживаемости. Сначала это было важно для них в Великобритании, а затем и в США, где лидерство в противостоянии коммунизму стало частью общего западного лидерства. На символическом уровне, противостояние вокруг «катынского вопроса» привело к тому, что он стал своего рода проверкой на подлинный польский патриотизм, независимо от истинных мотивов его пропагандистов. Те поляки, которые соглашались с аргументами союзников, получали имидж коллаборационистов. С течением времени отношение к «катынскому делу» стало инструментом формирования диссидентского движения в Народной Польше [15].
При этом такой подход к собственной истории зачастую наносит ущерб современным польским национальным интересам и ведет к постепенному размыванию понятия национальных элит в головах польских элит [13].
Примечания
- Польша и Украина планируют совместную добычу газа // Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса, 12.10.2020. - URL: https://nangs.org/news/upstream/polysha-i-ukraina-planiruyut-sovmestnuyu-dobychu-gaza
- Латушко Павел Павлович. Политическая биография» // ТАСС, Энциклопедия. – URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/latushko-pavel-pavlovich
- Организация «Polska Macierz Szkolna» // Официальный сайт. - URL: https://pmsgrodno.org/pms/o-nas/
- Польский Институт в Минске // Официальный сайт. - URL: https://instytutpolski.pl/minsk/
- «Проклятые солдаты». Как Польша конструирует миф о антисоветском партизанском подполье // Московская Высшая школа социальных и экономических наук. - URL: https://www.msses.ru/media/intervyu/proklyatye-soldaty-kak-polsha-konstruiruet-mif-ob-antisovetskom-...
Список литературы
- Ращ М. Восток во внешней политике Польши: эволюция значения и смена приоритетов // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 10. Вып. 4.
- Ujazdowski М.К. Rewizjonizm Jerzego Giedroycia // Rzeczpospolita, 13.09.2020. - URL: https://www.rp.pl/Publicystyka/200919783-Rewizjonizm-Jerzego-Giedroycia.html
- Гулевич В. Гедройц и современная Польша // Международная жизнь, 21.09.2020. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/27497
- Мишутин Г. В Польше разместят 1000 дополнительных американских солдат // Ведомости, 04.08.2020. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/03/835889-polshe-razmestyat
- Таран И., Комарова Е. «Слишком амбициозно»: почему Польша намерена более чем вдвое увеличить численность своей армии // RT, 22.02.2022. - URL: https://russian.rt.com/world/article/966219-polsha-armiya-zakonoproekt-protiv-rossii
- Топорков А. Польша отказалась продлевать контракт с «Газпромом» // Ведомости, 17.11.2019. - URL; https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/15/816372-polsha-otkazalas
- Лавникевич Д. Большое перетягивание трубы // БелГазета, № 36(1012), 21.09.2015. - URL: http://www.belgazeta.by/ru/1015/economics/31661/
- Шурбович А. Белоруссия и Западные соседи: проблемы экономического взаимодействия // Белоруссия: геополитическое будущее, 11.01.2020. - URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2020_01/11-Shurubivich.pdf
- Белов И. Образ будущего // Культура, 10.08.2017. - URL: https://culture.pl/ru/article/ezhi-gedroyc-propovednik-duha-svobody
- Premier Morawiecki przekazał Tichanowskiej klucz do „daru narodu polskiego dla narodu białoruskiego // Kresy 24.PL, 09.09.2020. - URL: https://kresy24.pl/premier-morawiecki-przekazal-tichanowskiej-klucz-do-daru-narodu-polskiego-dla-nar...
- Сергеев Н.М., Фадеев А.В. Активизация внешней политики Польши в Республике Беларусь // Постсоветский материк. 2020. № 1. С. 4-31.
- Гришин Я.Я., Галиуллин М.З., Кадыров Р.Р. Прометейская деятельность в 1932 г. – второй половине 30-х годов XX века // Наука. Общество. Оборона. 2021. № 2. С. 12-12.
- Bieleń S. Pamięć historyczna w stosunkach polsko-rosyjskich // Stosunkimiędzynarodowe. Nr 3 (t. 52). Warszawa, 2016.
- Кикнадзе В.Г. «Катынь» в пропаганде, правовых оценках и судебных решениях, научном, политическом и общественном дискурсе // Вопросы истории. 2021. № 4(1). С. 74–93. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202104Statyi04
- Корнилова О.В. Польские отрицатели Катыни и «Нюрнберг» для Сталина в антироссийской политике Великобритании и США // Наука. Общество. Оборона. 2022. № 3. С. 19-19.
Информация об авторе
Никитич Никита Романович, бакалавр, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Никитич Никита Романович, e-mail: niknr259@mail.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
The Republic of Belarus in polish concepts of foreign policy after 1989
Nikita R. Nikitich 1
1 Saint-Petersburg State University,
Saint-Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-8673-2111, e-mail: niknr259@mail.ru
Abstract:
After 1989 it is possible to observe a significant intensification of Polish foreign policy in matters related to the eastern direction. For the Russian Federation, such an activation of the eastern neighbor means that the policy pursued by the Polish state also affects Russian interests lying in the western part of the post-Soviet space.Modern Polish elites, who determine the foreign policy of the Third Commonwealth, want to see their country as a leader in the Baltic-Black Sea region. Belarus is of interest to the Polish elites in several ways, primarily as an economic appendage and as a military foothold. The main foreign policy doctrines that pay attention to the Republic of Belarus are: the “Gedroyets-Miroshevsky” plan, based on the ideas of the Polish emigration, as well as the so-called. the doctrine of "Pleasure", developed by the Polish Journalist Andrzej Talaga. Almost all available foreign policy instruments are used to gain control over Belarus. The Polish side has demonstrated particular success in the development of the so-called "soft power". Work is actively carried out both with the local Belarusian population and with the diaspora of ethnic Poles living on the territory of the Republic of Belarus. The key centers of Polish influence are museums, educational and cultural organizations such as the "Polish Institute".
Keywords: Poland, Belarus, polish foreign policy, Eastern policy, UBL doctrine
References
- Rashch M. (2017) Vostok vo vneshney politike Pol'shi: evolyutsiya znacheniya i smena prioritetov [East in Poland's foreign policy: evolution of meaning and change of priorities]. – Vestnik SPbGU. Politologiya. Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2017. T. 10. Vyp. 4. (in Russian)
- Ujazdowski M.K. (2020) Rewizjonizm Jerzego Giedroycia. – Rzeczpospolita, 13.09.2020. - URL: https://www.rp.pl/Publicystyka/200919783-Rewizjonizm-Jerzego-Giedroycia.html (in Polish)
- Gulevich V. (2020) Gedroyts i sovremennaya Pol'sha [Giedroyts and modern Poland]. – Mezhdunarodnaya zhizn', 21.09.2020. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/27497 (in Russian)
- Mishutin G. (2020) V Pol'she razmestyat 1000 dopolnitel'nykh amerikanskikh soldat [1000 additional American soldiers will be deployed in Poland]. – Vedomosti, 04.08.2020. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/03/835889-polshe-razmestyat (in Russian)
- Taran I., Komarova Ye. (2022) «Slishkom ambitsiozno»: pochemu Pol'sha namerena boleye chem vdvoye uvelichit' chislennost' svoyey armii [“Too ambitious”: why Poland intends to more than double the size of its army]. – RT, 22.02.2022. - URL: https://russian.rt.com/world/article/966219-polsha-armiya-zakonoproekt-protiv-rossii (in Russian)
- Toporkov A. (2019) Pol'sha otkazalas' prodlevat' kontrakt s «Gazpromom» [Poland refused to renew the contract with Gazprom]. – Vedomosti, 17.11.2019. - URL; https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/15/816372-polsha-otkazalas (in Russian)
- Lavnikevich D. (2015) Bol'shoye peretyagivaniye truby [Big pipe pull]. – BelGazeta, № 36(1012), 21.09.2015. - URL: http://www.belgazeta.by/ru/1015/economics/31661/ (in Russian)
- Shurbovich A. (2020) Belorussiya i Zapadnyye sosedi: problemy ekonomicheskogo vzaimodeystviya [Belarus and Western neighbors: problems of economic interaction]. – Belorussiya: geopoliticheskoye budushcheye, 11.01.2020. - URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2020_01/11-Shurubivich.pdf (in Russian)
- Belov I. (2017) Obraz budushchego [Image of the future]. – Kul'tura, 10.08.2017. - URL: https://culture.pl/ru/article/ezhi-gedroyc-propovednik-duha-svobody (in Russian)
- Premier Morawiecki przekazał Tichanowskiej klucz do daru narodu polskiego dla narodu białoruskiego. – Kresy 24.PL, 09.09.2020. - URL : https://kresy24.pl/premier-morawiecki-przekazal-tichanowskiej-klucz-do-daru-narodu-polskiego-dla-nar... (in Polish)
- Sergeyev N.M., Fadeyev A.V. (2020) Aktivizatsiya vneshney politiki Pol'shi v Respublike Belarus' [Activation of Poland's foreign policy in the Republic of Belarus]. – Postsovetskiy materik. 2020. № 1. S. 4-31. (in Russian)
- Grishin Ya.Ya., Galiullin M.Z., Kadyrov R.R. (2021) Prometeyskaya deyatel'nost' v 1932 g. – vtoroy polovine 30-kh godov XX veka [Promethean activity in 1932 - the second half of the 30s of the XX century]. – Nauka. Obsestvo. Oborona. 2021. № 2. S. 12-12. (in Russian)
- Bieleń S. (2016) Pamięć historyczna w stosunkach polsko-rosyjskich. – Stosunkimiędzynarodowe. Nr 3 (t. 52). Warszawa, 2016. (in Polish)
- Kiknadze V.G. (2021) «Katyn'» v propagande, pravovykh otsenkakh i sudebnykh resheniyakh, nauchnom, politicheskom i obshchestvennom diskurse ["Katyn" in propaganda, legal assessments and court decisions, scientific, political and public discourse]. – Voprosy istorii. 2021. № 4(1). S. 74–93. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202104Statyi04 (in Russian)
- Kornilova O.V. (2022) Pol'skiye otritsateli Katyni i «Nyurnberg» dlya Stalina v antirossiyskoy politike Velikobritanii i SSHA [Polish deniers of Katyn and "Nuremberg" for Stalin in the anti-Russian policy of Great Britain and the USA]. – Nauka. Obsestvo. Oborona. 2022. № 3. S. 19-19. (in Russian)
Information about the author
Nikita R. Nikitich, bachelor, St. Petersburg State University, Faculty of International Relations, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Nikita R. Nikitich, e-mail: niknr259@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 3. P. 36–36.