Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 4. С. 42–42.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 4. P. 42–42.
УДК: 94(574) «1941/1944»
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-4-42-42
Поступила в редакцию: 03.03.2023 г.
Опубликована: 05.10.2023 г.
Submitted: March 3, 2023
Published online: October 5, 2023
Для цитирования: Аккузинов А.К. Деятельность высших учебных заведений Казахстана по подготовке военно-обученного резерва в годы Великой Отечественной войны (1941—1944 гг.) // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №4(37). С. 42-42.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-4-42-42.
For citation: Akkuzinov A.K. Activities of higher educational institutions in Kazakhstan to train the military training reserve during the Great Patriotic War (1941-1944). – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(4):42-42. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-4-42-42.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Оригинальная статья
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА
ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЕННО-ОБУЧЕННОГО РЕЗЕРВА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941—1944 гг.)
Аккузинов Асет Кайролдинович 1, 2
1 Вооружённые Силы Республики Казахстан,
г. Астана, Республика Казахстан,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
2 Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил РФ,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Аннотация:
Подготовка квалифицированных военных кадров для Вооруженных сил всегда была и остается важным аспектом этого института государства. В данной статье проводится анализ процесса подготовки военно-обученного резерва в годы Великой Отечественной войны на кафедрах военной подготовки высших учебных заведений Казахской ССР, численность которых возросла уже в годы войны. Раскрывается порядок организации данной работы, изменения содержания учебных программ обучения военному делу, состояние учебно-материальной базы вузов для военной подготовки студентов, а также участие студентов в работе предприятий оборонной промышленности. На основе архивных документов, научных публикаций по данной тематике, сформулированы выводы о влиянии подготовки студентов кафедр военной подготовки высших учебных заведений Казахской ССР на комплектование частей и соединений Красной армии для достижения Победы Советского Союза над Германией.
Ключевые слова: СССР, Казахстан, Великая Отечественная война, военная кафедра, Казахский государственный институт иностранных языков, Уральский учительский институт, Казахский государственный университет, Кзыл-Ординский педагогический институт, Казахский горно-металлургический институт, Казахский сельскохозяйственный институт, Южно-Казахстанский индустриальный институт, Алма-Атинский зооветеринарный институт
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка военно-обученного резерва для Красной армии в годы Великой Отечественной войны имела несколько направлений. Одним из таких является подготовка военных специалистов при кафедрах военного дела высших учебных заведений страны. В исторической науке ХХ века к данной теме обращались советские исследователи, а позже российские и казахстанские авторы: М.К. Козыбаев [14], К. Аманжолов, А.Б. Тасбулатов [1], Н.Т. Асилов [2], Р.М. Жумашев [16], Н.Д. Ростов [3], Е.Д. Проценко [4], В.А. Свиридов [5], А.В. Попов [6], А. В. Аверьянов, Д. М. Грядский [7], А.Ю. Безугольный [8] и многие другие исследователи. Содержание данной статьи будет интересно читателю тем, что в ней использованы относительно недавно ставшие доступными новые архивные материалы, связанные с некоторыми элементами подготовки военных специалистов при кафедрах военной подготовки вузов Казахской ССР.
ПОДГОТОВКА ВОЕННО-ОБУЧЕННОГО РЕЗЕРВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАХСТАНА
С первых же дней войны главное внимание было сосредоточено на решении таких задач, как обеспечение боевых резервов фронта, обеспечение развертывания и формирования новых войсковых частей и соединений. Боевые потери, особенно в начальный период войны, были значительными, что потребовало увеличения численности подготовленного в военном отношении личного состава Красной армии, фронт которого растянулся на многие тысячи километров.
В период стратегического развертывания армии, в Казахской ССР из запаса призвали 15 тыс. человек офицерского состава, а в целом по стране мобилизовали офицеров запаса свыше 650 тыс. человек [9].
Деятельность вузов Казахстана была полностью перестроена на военный лад и целиком подчинена подготовке резервов для Красной армии и нужд фронта. При этом в годы войны органы государственного управления Казахстана делали все возможное, чтобы не только сохранить, но и расширить существующее количество вузов, в том числе кафедр военной подготовки. За период войны к двадцати действовавшим высшим учебным заведениям республики были созданы новые, в результате численность студентов возросла на 4,5 тыс. человек [10].
По решению СНК СССР осенью 1941 г. в Алма-Ате был открыт Казахский государственный институт иностранных языков, в 1943 г. был восстановлен и начал функционировать Семипалатинский, а в 1944 г. – Уральский учительский институт [11]. Для подготовки кадров широкого профиля в 1943 г. были открыты дополнительные факультеты в Алма-Атинском педагогическом институте, Казахском государственном университете, Кзыл-Ординском педагогическом институте, Казахском горно-металлургическом институте и Казахском сельскохозяйственном институте [12].
Структура Казахского горно-металлургического и сельскохозяйственного институтов, Казахского государственного университета расширилась за счет открытия новых отделений, факультетов, кафедр и лабораторий. Учебно-воспитательный процесс проводился в соответствии с требованиями военного времени.
Учитывая острую потребность в инженерных кадрах Казахстана, СНК СССР 19 июня 1943 г. принял постановление об организации в Чимкенте технологического института строительных материалов с факультетами – технологическим и горным. В институт в 1943-1944 учебном году было принято 238 человек, причем 69% контингента составили эвакуированные из Украинской ССР. В марте 1943 г. началась организация Южно-Казахстанского индустриального института с механико-технологическим, строительным, электромеханическим и технологическим факультетами в своем составе [13].
Проявляя всемерную заботу о физическом воспитании трудящихся, СНК СССР 14 ноября 1944 г. принял постановление о создании в Алма-Ате Казахского государственного института физической культуры – первого физкультурного высшего учебного заведения в Средней Азии. Всего к 1945 г. в Казахстане было организовано 24 вуза различного профиля, а ряды студенчества выросли на 15 тыс. человек [14].
На протяжении всей войны высшая школа Казахстана не прекращала свою деятельность по подготовке специалистов для действующей армии и оборонно-промышленного комплекса. В то же время обратный процесс происходил в вузах зарубежных стран. В Германии с апреля 1944 г. были закрыты все учебные заведения. Даже в США, на территории которых не велись боевые действия, были закрыты 50 институтов.
Создание новых вузов было обусловлено требованиями экономики военного времени, вызванного развитием промышленности восточных регионов страны и Казахстана. За годы войны всего в СССР было создано более 60 новых вузов, их них 12 новых вузов были открыты в Средней Азии.
Движение среди студентов за добровольное вступление в действующую армию носило массовый характер. Оно охватило все вузы Казахстана. В Казахском государственном университете добровольцами записались 287 студентов. За годы войны из числа 1949 выпускников 1440 (или 74%) из Казахского медицинского института и 84 преподавателя сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Двадцать шесть офицеров военной кафедры были участниками войны: Л.А. Рабинович, А.А. Беляков, Г.М. Денисенко, К.А. Абенов, Ж.М. Айданалиев и др. [15]. Работа по комплектованию армии приобрела большой размах и в других вузах Казахстана. В Уральском пединституте добровольцами записались более 150 студентов, в Карагандинском учительском институте – 127 [16].
На протяжении всей войны выпускники вузов Казахстана героически сражались с врагом, проявляя храбрость, мужество и отвагу. За героизм и подвиги высокого звания Героя Советского Союза были удостоены выпускники кафедры военного дела Казахского горно-металлургического института (ныне Казахский Национальный Исследовательский Технический университет имени Каныша Сатпаева): Н.И. Ященко, В.А. Засядько, Н.Д. Маркелов, А.Г. Торопкин, М.Б. Баймуханов и М.Г. Губанов. Студент Кзыл-Ординского педагогического института И.М. Журба, студенты Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (ныне Казахский Национальный университет имени Аль-Фараби) А.Г. Попов, защитники Брестской крепости В.И. Фурсов, Т. Сатыбалдин, Г. Жуматов, Г. Деревянко, начальник кафедры военной подготовки университета генерал-майор В.А. Полевик, выпускники Казахского педагогического института Малик Габдуллин, Лесбек Жолдасов, Канаш Камзин, Кудайберген Сураганов, Ракимжан Токатаев, Ахмедьяр Хусаинов, Саду Шакиров и многие другие были награждены орденами и медалями СССР.
Санитар хирургической клиники Алма-Атинского зооветеринарного института Аликбай Касаев в числе 28 героев-панфиловцев героически отстаивал Москву. Выпускник института гвардии капитан Е.Н. Ниеткалиев, командир эскадрона кавалерийского полка, возглавлял отражение многочисленных атак противника. Звание Героя Советского Союза им было присвоено посмертно.
За годы войны многие девушки-студентки добровольно пошли на фронт. Среди них студентка Московского медицинского института Хиуаз Доспанова, студентка Алма-Атинского медицинского института Маншук Маметова. За проявленные мужество и героизм свыше 500 казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза, из них 36 – выпускники вузов Казахстана.
В целом в годы войны вузы Казахстана развернули огромную военно-мобилизационную работу среди студентов. Хотя вузы республики в годы войны были немногочисленны, но они сыграли определенную роль в повышении боеспособности действующей армии. Направляя на фронт тысячи выпускников кафедры военного дела, вузы оказывали большую помощь в создании новых воинских подразделений, которые сражались на наиболее ответственных участках фронтов.
Однако призыв офицеров запаса не мог полностью удовлетворить потребности армии. Нужны были постоянные источники обеспечения войск подготовленными военными кадрами, в том числе командным составом запаса. В этих условиях военные комиссариаты Казахстана, не снимая с повестки дня вопросов мобилизационных заданий, также постоянно занимались подготовкой и накоплением ресурсов командного состава запаса.
С 1941-1942 учебного года все вузы Казахстана перешли на сокращенные сроки обучения. Военная подготовка студентов осуществлялась по программе Всевобуча, на освоение которой отводилось 110 часов учебного времени. Программа ставила своей целью дать гражданам необходимые знания и навыки в объеме подготовки рядового состава, где предусматривалось на изучение уставов и санитарной подготовки по 4 часа, огневой подготовке отводилось 32 часа учебного времени, 30 часов тактической подготовке, строевая и физическая подготовка занимала 25 часов, изучение саперного дела 7 часов, а также 8 часов отводилось химической подготовке [17].
Вместе с тем созданная сеть военно-учебных пунктов Всевобуча в вузах Казахстана хотя и обеспечивала начальную военную подготовку студентов, но все же не могла полностью удовлетворить нужды фронта из-за их невысокой военной подготовки. В июле 1941 г. в целях пополнения знаний командного состава запаса была организована дополнительная военная подготовка на добровольных началах через военные комиссариаты КазССР [18]. Студенты сверх 110-часовой программы Всевобуча дополнительно проходили на 1-м курсе 50 часов, на 2-м и 3-м курсах – по 90 часов (на каждом курсе). Всего военной подготовке студентов отводилось 340 часов. В таблице 1 показано как использовались дополнительные часы [19].
Таблица 1
Программа военной подготовки студентов в вузах Казахстана (1941-1942 гг.)
Сведения в таблице дают представление о распределении дополнительной учебной нагрузки на изучение дисциплин, максимальное время которой отводилось на противовоздушную и химическую оборону, вызванное оборонительными действиями по отражению налетов вражеской авиации и использованию индивидуальных средств химической защиты.
Кроме того, Комитет по делам высшей школы СССР ввел в 1941-1942 учебном году военную подготовку дополнительно сверх плана в объеме 400 часов по курсам медсестер. Студенты должны были пройти курсы в июле – августе 7 часов в день, без выходных. Военная и военно-физкультурная подготовка в вузах три раза в неделю по 3 часа, без отрыва от учебы. Во всех военно-учебных пунктах вузов Казахстана изучалось прежде всего то, что нужно было на войне. На преподавательские должности выдвигались офицеры, имеющие боевой опыт, а также хорошо знающие военное дело младшие командиры (таблица 2) [20].
Таблица 2
Сведения об укомплектовании военруками учебных заведений Казахской ССР,
проводящих военную подготовку (по состоянию на 15 октября 1941 г.)
Приведенные в таблице сведения говорят о максимальном укомплектовании учебных заведений военруками, от которых в условиях войны зависело качество подготовки студентов основам военного дела.
Война внесла ряд изменений в учебную программу школ, техникумов и институтов. Основное внимание обращалось на практические вопросы, непосредственно связанные с использованием и эксплуатацией оружия и боевой техники, тактикой ведения боя.
Военная подготовка студентов проводилась методом практических занятий в поле. При этом особое внимание обращалось на обеспечение военной подготовки учебными приборами, пособиями, плакатами, уставами и наставлениями согласно табелям. Недостающее по табелю имущество изготавливалось силами и средствами учебных заведений. Так, в КазССР силами студентов были изготовлены 40449 учебных винтовок, 21 шашка, 583 саперные лопаты, 485 прицельных станков, 377 диафрагм, 912 указок, 25012 гранат-болванок, 716 ключей Морзе, 540 пар лыж. Все военные специалисты по окончании прохождения программы военного обучения при вузах подвергались испытанию, и прошедшим испытания выдавались соответствующие удостоверения [21]. На военных кафедрах и учебных пунктах Всеобуча в вузах Казахстана в основном готовили военных специалистов, таких как снайперы, минометчики, истребители танков, пулеметчики и др. Например, в 1941 г. КазГУ по просьбе командования 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова были подготовлены специалисты по защите от отравляющих веществ. Из числа химиков готовились инструкторы ПВО, велась подготовка рентгенологов, рентгенотехников для фронтовых и тыловых госпиталей [22].
С октября 1941 г. на факультетах началось обучение военно-санитарному делу. Студентки 3-4 курсов университета осваивали программу санитаров. Девушки, обучающиеся на 1-2 курсах физико-математического факультета, занимались по программе радистов-операторов.
В первом семестре велась подготовка по ускоренной программе следующих специалистов: охотник-разведчик – 8, радист-оператор – 15, гимнаст – 30, мотоциклист – 8, рукопашник – 53, горный стрелок – 20, гранатометчик – 91, самбист – 106, значкист ГТО I, II ступени –120, стрелок – 35, ручной пулеметчик – 49, лыжник – 50, итого 585 человек. Всего по заявке Казахского военного комиссариата КазГУ подготовил для Красной армии 24 начальников химической службы, 20 врачей по анализу и индикации (по заданию Наркомздрава КазССР), 17 человек для госпиталей.
Кафедра военного дела КазГМУ внесла свой вклад подготовки военных специалистов, численность которых составила 1499 человек. Из которых: 337 лыжников-бойцов, 328 операторов-радистов, 302 гранатометчика, 190 стрелков, 116 телеграфистов и радистов, 84 младших командиров автоматчиков, 22 младших командиров танкистов, 70 специалистов рукопашного боя, а также 50 саперов-полярников.
В эвакуированных вузах также организовывались военные кафедры по подготовке офицеров запаса. Так, в 1941-1943 гг. военная кафедра Московского авиационного института продолжала работу в Алма-Ате и готовила офицеров технического профиля. Днепропетровский горный институт, эвакуированный в Караганду, подготовил 190 лыжников, снайперов, истребителей танков. Всего вузы, находившиеся на территории Казахстана, за первые два года войны выпустили около 5 тыс. специалистов.
В 1943 г. в системе военной подготовки военных специалистов в вузах советского государства, в том числе в Казахстане, была введена новая специальная программа военной подготовки, разработанная Главным управлением Всевобуча Наркомата обороны СССР. Ее главной функцией стало всемерное пополнение резервов офицерского состава. Новая программа была рассчитана на проведение занятий со студентами вузов, прошедшими 110-часовую программу Всевобуча, и в каждом семестре дополнительно по 80 часов (таблица 3) [23].
Таблица 3
Выписка из Программы военной подготовки студентов вузов (1943 г.)
Таблица дает представление об изучаемых студентами дисциплинах военной подготовки и учебной нагрузке по ним. Также из таблицы следует, что подготовка по специальности телефонистов, радистов осуществлялась исключительно из числа женщин.
Военное положение в стране потребовало внесения существенных изменений в программы подготовки и содержания дисциплин. Так, на физико-математических факультетах читались курсы «Аэродинамика самолетов», «Авиаприборы», «Воздушная и морская астрономия», были введены новые дисциплины, направленные на совершенствование военно-технического обеспечения и ее обслуживания. Студенты химических факультетов осваивали влияние отравляющих, состав взрывчатых веществ, обязанности подразделений противохимической и противовоздушной обороны. Биологических факультетов изучали бактериологию, состав боевых отравляющих веществ и их токсические действия, влияние химических отравляющих веществ, и др. Студенты высших учебных заведений принимали участие в опытно-конструкторских разработках предприятий оборонного комплекса по изготовлению отдельных деталей, узлов вооружения, военной техники, решении технологических и технических задач. Например, мастерские Казахского сельскохозяйственного института выполняли специальные военные заказы по изготовлению некоторых деталей боеприпасов. В институте работала проектная группа по конструированию нового вида двигателя танка и отдельных частей артиллерийских орудий. Для оказания помощи колхозам и совхозам в своевременном выполнении ими сельскохозяйственных работ местные органы управления привлекали студентов вузов к тыловым работам, за исключением студентов выпускных курсов вузов.
В апреле 1944 г. в вузах страны для обеспечения мобилизационной потребности Красной армии, в соответствии с постановлением СНК СССР, была введена военная подготовка по программе офицеров запаса. В девятнадцати вузах Казахской ССР созданы кафедры военного дела, осуществлявшие подготовку офицеров запаса по различным специальностям. Военная подготовка являлась обязательной для студентов вузов все 4 года обучения и предусматривала прохождение 210-часового лагерного сбора на втором курсе и 200-часового на четвертом курсе. Занятия организовывались раздельно по специальностям методом одного военного дня в неделю. Военная подготовка входила в перечень государственных выпускных экзаменов. Студентам, успешно сдавшим госэкзамен, присваивалось воинское звание «лейтенант запаса».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высшим учебным заведениям, которые формировались в Казахстане в сложных условиях военного времени, предстояло решить немало трудных проблем. Им необходимо было развернуть соответствующую учебную материально-техническую базу, укомплектовать кафедры, в том числе и кафедры военного дела, преподавательским составом. При организации учебно-воспитательного процесса по подготовке военных специалистов в начальный период войны в вузах сказывались нехватка квалифицированного преподавательского состава из-за мобилизации на фронт, частого изменения форм, программ и сроков военной подготовки студентов, низкой учебно-материальной обеспеченности, привлечения студентов к хозяйственным работам. Тем не менее, они в полной мере обеспечивали подготовку боевых резервов для Красной армии, ряды которой стали пополняться специалистами из вузов Казахстана с должной военной подготовкой. Основой качественной подготовки стал опыт, полученный республикой в организации военной подготовки и оборонно-массовых мероприятий в вузах в предвоенные годы.
Казахстан за годы Великой Отечественной войны получил опыт подготовки военно-обученного резерва на военных кафедрах вузов, что в свою очередь стало определенным вкладом республики в комплектование Красной армии военными специалистами для достижения Победы СССР в войне над Германией. Извлеченные Казахстаном исторические уроки должны стать ориентиром на современном этапе организации подготовки резерва для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в интересах обеспечения ее военной безопасности.
Список литературы
- Тасбулатов А.Б., АманжоловК. Военная история Казахстана. Очерки. Алматы: Рауан, 1998. – 176 с.
- Асилов Н.Т. Воинские формирования Казахстана на фронтах Великой Отечественной войны. Нур-Султан: Военно-исторический музей ВС РК, 2021. - 388 с.
- Ростов Н.Д. Подготовка офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях Сибири в годы Великой Отечественной войны // Известия Алтайского государственного университета. 2008. №. 4-3. С. 224-229.
- Проценко Е.Д. Великая Отечественная война: подготовка офицерских кадров (на материалах политорганов и партийных организаций внутренних войск). Автореф. канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 1993.
- Свиридов В.А., Попов А.В. Совершенствование подготовки офицерских кадров в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.
- Попов А.В. Становление системы ускоренной профессиональной подготовки офицерских кадров в СССР в годы Великой Отечественной войны. Автореф. канд. пед. наук: Воронежский государственный университет, 2017. – 178 с.
- Аверьянов А.В., Грядский Д.М. Организация военной подготовки и обучения на Юге РСФСР в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) // Наука. Общество. Оборона. 2020. № 2.
- Безугольный А.Ю. Национальный состав Красной армии. 1918-1945. Историко-статистическое исследование. Москва: Центрполиграф, 2021. – 511 с.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 9. Д. 1461. Л. 1, 2, 105.
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т. Т. 4. Алматы: «Атамура», 2009. – 768 с.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 8. Д. 1526. Л. 10.
- Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 1137. Оп. 8. Д. 531. Л. 12, 23.
- Государственный архив Южно-Казахстанской области. Ф. 1222. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 2.
- Козыбаев М.К. Майдангер студенттер. Алматы: Мектеп, 1985. – 110 б.
- Основные этапы становления и развития первого медицинского ВУЗа в Казахстане. Алматы: «Кредосс-Трейд», 2010. – 260 с.
- Жумашев Р.М. Высшая школа Казахстана в период Великой Отечественной войны // Вестник Карагандинского университета. 2010. № 3. С. 116-123.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 5/1. Д. 1122. Л. 41.
- Государственный архив Актюбинской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 247. К. 24. Л. 69-71, 74.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 5/1. Д. 1122. Л. 84, 85.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 5/1. Д. 1122. Л. 41.
- Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 708. Оп. 5/1. Д. 1122. Л. 86.
- Историческая справка военной кафедры Казахского национального университета имени Аль-Фараби // Текущий архив военной кафедры Казахского Национального университета им. Аль-Фараби. Алматы, 1997. – 18с.
- Тематический план по военной подготовке студентов высших учебных заведений на весенний семестр 1942/43 учебного года. Народный комиссариат обороны. Москва, 1942. – 8 с.
Информация об авторе
Аккузинов Асет Кайролдинович, докторант Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Аккузинов Асет Кайролдинович, e-mail: altinay_akku@mail.ru
HISTORY OF THE GREAT VICTORY
Original Paper
Activities of higher educational institutions in Kazakhstan to train the military training reserve
during the Great Patriotic War (1941-1944)
Aset K. Akkuzinov 1, 2
1 Armed Forces of the Republic of Kazakhstan,
Astana, Republic of Kazakhstan,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
2 Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Abstract:
The training of qualified military personnel for the Armed Forces has always been and remains an important aspect of this institution of the state. This author's article analyzes the process of preparing a military-trained reserve during the Great Patriotic War at military training departments of higher educational institutions of the Kazakh SSR, the number of which increased already during the war years. The order of organization of this work, changes in the content of military training programs, the state of educational and material base of higher educational institutions for military training of students, as well as the participation of students in the work of defense industry enterprises are disclosed. On the basis of archival documents, scientific publications on the subject, conclusions are formulated on the influence of the training of students of military training departments of higher educational institutions of the Kazakh SSR on the staffing of units and formations of the Red Army to achieve the victory of the Soviet Union over Germany.
Keywords: USSR, Kazakhstan, Great Patriotic War, Military Department, Kazakh State Institute of Foreign Languages, Ural Teacher Training Institute, Kazakh State University, Kyzyl-Orda Pedagogical Institute, Kazakh Mining and Metallurgical Institute, Kazakh Agricultural Institute, South Kazakhstan Industrial Institute, Alma-Ata Zooveterinary Institute
References
- Tasbulatov A.B., Amanzholov K. Voyennaya istoriya Kazakhstana. Ocherki. [Military History of Kazakhstan. Essays]. Almaty: Rauan, 1998. – 176 s. (In Russ.).
- Asilov N.T. Voinskiye formirovaniya Kazakhstana na frontakh Velikoy Otechestvennoy voyny [Military formations of Kazakhstan at the fronts of the Great Patriotic War]. Nur-Sultan: Voyenno-istoricheskiy muzey VS RK, 2021. - 388 s. (In Russ.).
- Rostov N.D. Podgotovka ofitserov zapasa v grazhdanskikh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Sibiri v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Reserve officers' training in Siberian civil higher educational institutions during the Great Patriotic War]. – Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. №. 4-3. S. 224-229. (In Russ.).
- Protsenko E.D. Velikaya Otechestvennaya voyna: podgotovka ofitserskikh kadrov (na materialakh politorganov i partiynykh organizatsiy vnutrennikh voysk) [The Great Patriotic War: Officer Personnel Training (on the Materials of Political Organizations and Party Organizations of the Internal Forces)]. Author's abstract of candidate of historical sciences. Sankt-Petersburg, 1993. (In Russ.).
- Sviridov V.A., Popov A.V. Sovershenstvovaniye podgotovki ofitserskikh kadrov v Sovetskom Soyuze vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny [Improvement of officer training in the Soviet Union during the Great Patriotic War]. – Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. (In Russ.).
- Popov A.V. Stanovleniye sistemy uskorennoy professionalnoy podgotovki ofitserskikh kadrov v SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Formation of the system of accelerated professional training of officer personnel in the USSR during the Great Patriotic War]. Author's abstract of candidate of pedagogical sciences: Voronezh State University, 2017. – 178 s. (In Russ.).
- Averianov A.V. Gryadskiy D.M. Organizatsiya voyennoy podgotovki i obucheniya na Yuge RSFSR v pervyy period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1942 gg.). [Organization of military training and education in the South of the RSFSR in the first period of the Great Patriotic War (1941-1942)]. – Nauka. Obsestvo. Oborona. 2020. № 2. (In Russ.).
- Bezugolnyy A.Yu. Natsionalnyy sostav Krasnoy armii. 1918-1945. Istoriko-statisticheskoye issledovaniye [National composition of the Red Army. 1918-1945. Historical and statistical study]. Moscow: Tsentrpoligraf, 2021. - 511 s. (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Edinitsa khraneniya 1461. List 1, 2, 105 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, Fund 708, Inventory 9, Storage Unit 1461, Sheets 1, 2, 105] (In Russ.).
- Istoriya Kazakhstana (s drevneyshikh vremen do nashikh dney). V 5 t. T. 4. [History of Kazakhstan (from ancient times to the present day). In five volumes. Vol. 4]. Almaty: Atamura, 2009. – 768 s. (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan Fond 708. Opis 8. Edinitsa khraneniya 1526. List 10. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan Fund 708, Inventory 8, Storage Unit 1526, Sheet 10] (In Russ.).
- Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Kazakhstan. Fond 1137. Opis 8. Delo 531. List 12, 23. [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan, Fund 1137, Inventory 8, File 531, Leaf 12, 23] (In Russ.).
- Gosudarstvennyy arkhiv Yuzhno-Kazakhstanskoy oblasti. Fond 1222. Opis 1. Delo 1. List 1, 2. [State Archive of South Kazakhstan Oblast, Fund 1222, Inventory 1, Case 1, Sheet 1, 2] (In Russ.).
- Kozybayev M.K. Maydanger studentter. [A student of the frontline]. Almaty: Mektep. 1985. – 110 b. (In Kazakh).
- Osnovnyye etapy stanovleniya i razvitiya pervogo meditsinskogo VUZa v Kazakhstane [Main stages of formation and development of the first medical university in Kazakhstan]. Almaty: Kredoss-Treyd, 2010. – 260 s. (In Russ.).
- Zhumashev R.M. Vysshaya shkola Kazakhstana v period Velikoy Otechestvennoy voyny [Higher School of Kazakhstan during the Great Patriotic War]. – Vestnik Karagandinskogo universiteta. 2010. №3. S.116-123. (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 5/1. Delo 1122. List 41. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, Fund 708, Inventory 5/1, Case 1122, Page 41] (In Russ.).
- Gosudarstvennyy arkhiv Aktyubinskoy oblasti. Fond 1. Opis 1. Delo 247. Korobka 24. List 69-71, 74. [State Archive of Aktobe Oblast, Fund 1, Inventory 1, File 247, Box 24, Sheets 69-71, 74] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 5/1. Delo 1122. List 84, 85. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, Fund 708, Inventory 5/1, Case 1122, Sheets 84, 85] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 5/1. Delo 1122. List 41. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, Fund 708, Inventory 5/1, Case 1122, Page 41] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 5/1. D. 1122. List 86. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, Fund 708, Inventory 5/1, D. 1122, Page 86] (In Russ.).
- Istoricheskaya spravka voyennoy kafedry Kazakhskogo natsionalnogo universiteta imeni Al-Farabi [Historical Fact Sheet on the Military Department of Al-Farabi Kazakh National University]. – Tekushchiy arkhiv voyennoy kafedry Kazakhskogo Natsionalnogo universiteta im. Al-Farabi. Almaty. 1997. – 18 s. (In Russ.).
- Tematicheskiy plan po voyennoy podgotovke studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy na vesenniy semestr 1942/43 uchebnogo goda [Thematic plan for the military training of university students for the spring semester of the 1942/43 academic year]. Narodnyy komissariat oborony. Moskva. 1942. – 8 s. (In Russ.).
Information about the author
Aset K. Akkuzinov, doctoral student of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Aset K. Akkuzinov, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 4. P. 42–42.