Дорога жизни, 1941-1943
«Дорога жизни»
«ДОРОГА ЖИЗНИ», единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая в сентябре 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной.
В навигационные периоды перевозки производились судами по водной трассе из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец, в ледостав – по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (ок. 30 км), далее до Ленинграда по железной дороге.
Ответственным за организацию перевозки грузов по «Дороге жизни» был начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов.
Кольцо ленинградской блокады замкнулось 8.9.1941. В эти же дни началась первая навигация по Ладожскому озеру. 12 сентября в Осиновец прибыли баржи с зерном и мукой; в тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути.
С 20 ноября стала использоваться ледовая трасса, получившая название «Дорога жизни». Первым по ней двинулся конный обоз из 350 саней, доставивший в Кобону 63 т муки.
22 ноября из Кобоны за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА («полуторок»).
По «Дороге жизни» проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения. Особо важное значение дорога имела в первую блокадную зиму 1941/42; по ней в Ленинград было доставлено св. 360 тыс. т грузов, в том числе ок. 32 тыс. т боеприпасов и взрывчатки, ок. 35 тыс. т горючего и смазочных материалов; переправлены с полным вооружением 5 стрелковых дивизий и танковая бригада.
Одновременно было эвакуировано 560 тыс. чел., около 3,7 тыс. вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества.
Автотранспортные перевозки были исключительно сложными и опасными как по условиям эксплуатации ледяной трассы, так и в связи с её близостью к линии фронта: дорога подвергалась обстрелам тяжёлой артиллерии и ударам вражеской авиации. В апреле 1942 последние рейсы машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. Для защиты дороги от ударов с воздуха кроме местной ПВО привлекались средства ПВО Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии.
С мая 1942 возобновилась навигация по воде. За летне-осенний период было перевезено в обоих направлениях более 1 млн т грузов, из них в блокадный Ленинград – более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Продолжалась эвакуация ленинградцев – из города на Большую землю вывезено 448 тыс. чел.
Для подачи в город нефтепродуктов по дну Ладожского озера летом 1942 проложили трубопровод (длина 35 км, из них около 27 км – под водой). До марта 1943 по нему в город поступило свыше 40 тыс. т горючего. С 19.12.1942 вновь действовала ледовая дорога.
Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1,6 млн т. За это же время из города было эвакуировано 1 376 тыс. человек.
После прорыва блокады Ленинграда (январь 1943) нагрузка на «Дорогу жизни» стала снижаться, так как начала работать со всё большей загрузкой железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск коридоре от Ленинграда к Волхову.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивавших движение по «Дороге жизни», увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в «Зеленый пояс Славы». Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо» на Ладожском озере у Вагановского спуска, «Румболовская гора» во Всеволжске, памятник «Цветок жизни» в дер. Ковалёво, посвящённый детям блокадного Ленинграда.
На протяжении наземной части «Дороги жизни» установлено 45 мемориальных километровых столбов. В пос. Осиновец на западном берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни» (филиал Центрального военно-морского музея).