НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
Nauka. Obŝestvo. Oborona
+7 (926) 336-72-58
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Обратная связь
Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
ЖУРНАЛ
  • О журнале
  • Главный редактор
  • Авторы
  • История
  • Лицензии
  • Партнеры
  • Помочь журналу
НАУКА
  • Конференции
  • Книжная полка
  • Российская наука
  • Открытый доступ (Open Access)
  • Международная олимпиада по военной истории
ОБЩЕСТВО
ОБОРОНА
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
  • Авторам
  • Рецензирование рукописей
  • Редакционная коллегия
  • Публикационная этика
  • Рубрики
  • Архив
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Все статьи
  • Вторая мировая война
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Спецоперация
  • Персоналии
КОНТАКТЫ

    ЖУРНАЛ • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

    «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»

    Nauka. Obŝestvo. Oborona

    ISSN 2311-1763
    Сегодня: 23 марта 2023, четверг
    НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
    ЖУРНАЛ
    • О журнале
    • Главный редактор
    • Авторы
    • История
    • Лицензии
    • Партнеры
    • Помочь журналу
    НАУКА
    • Конференции
    • Книжная полка
    • Российская наука
    • Открытый доступ (Open Access)
    • Международная олимпиада по военной истории
    ОБЩЕСТВО
    ОБОРОНА
    НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
    • Авторам
    • Рецензирование рукописей
    • Редакционная коллегия
    • Публикационная этика
    • Рубрики
    • Архив
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    • Все статьи
    • Вторая мировая война
    • 1942
    • 1943
    • 1944
    • 1945
    • Спецоперация
    • Персоналии
    КОНТАКТЫ
      НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
      • Мой кабинет
      • ЖУРНАЛ
        • Назад
        • ЖУРНАЛ
        • О журнале
        • Главный редактор
        • Авторы
        • История
        • Лицензии
        • Партнеры
        • Помочь журналу
      • НАУКА
        • Назад
        • НАУКА
        • Конференции
        • Книжная полка
        • Российская наука
        • Открытый доступ (Open Access)
        • Международная олимпиада по военной истории
      • ОБЩЕСТВО
      • ОБОРОНА
      • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Назад
        • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Авторам
        • Рецензирование рукописей
        • Редакционная коллегия
        • Публикационная этика
        • Рубрики
        • Архив
      • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Назад
        • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Все статьи
        • Вторая мировая война
        • 1942
        • 1943
        • 1944
        • 1945
        • Спецоперация
        • Персоналии
      • КОНТАКТЫ
      • +7 (926) 336-72-58
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      • Главная
      • Дорога жизни, 1941-1943

      Дорога жизни, 1941-1943

      «Дорога жизни»

      «ДОРОГА ЖИЗНИ», единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая в сентябре 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной.

       

      В навигационные периоды перевозки производились судами по водной трассе из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец, в ледостав – по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (ок. 30 км), далее до Ленинграда по железной дороге.

       

      Ответственным за организацию перевозки грузов по «Дороге жизни» был начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов. 

       

      Кольцо ленинградской блокады замкнулось 8.9.1941. В эти же дни началась первая навигация по Ладожскому озеру. 12 сентября в Осиновец прибыли баржи с зерном и мукой; в тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути.

       

      С 20 ноября стала использоваться ледовая трасса, получившая название «Дорога жизни». Первым по ней двинулся конный обоз из 350 саней, доставивший в Кобону 63 т муки.

       

      22 ноября из Кобоны за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА («полуторок»).

       

      По «Дороге жизни» проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения. Особо важное значение дорога имела в первую блокадную зиму 1941/42; по ней в Ленинград было доставлено св. 360 тыс. т грузов, в том числе ок. 32 тыс. т боеприпасов и взрывчатки, ок. 35 тыс. т горючего и смазочных материалов; переправлены с полным вооружением 5 стрелковых дивизий и танковая бригада.

       

      Одновременно было эвакуировано 560 тыс. чел., около 3,7 тыс. вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества.

       

      Автотранспортные перевозки были исключительно сложными и опасными как по условиям эксплуатации ледяной трассы, так и в связи с её близостью к линии фронта: дорога подвергалась обстрелам тяжёлой артиллерии и ударам вражеской авиации. В апреле 1942 последние рейсы машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. Для защиты дороги от ударов с воздуха кроме местной ПВО привлекались средства ПВО Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии.

       

      С мая 1942 возобновилась навигация по воде. За летне-осенний период было перевезено в обоих направлениях более 1 млн т грузов, из них в блокадный Ленинград – более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Продолжалась эвакуация ленинградцев – из города на Большую землю вывезено 448 тыс. чел.

       

      Для подачи в город нефтепродуктов по дну Ладожского озера летом 1942 проложили трубопровод (длина 35 км, из них около 27 км – под водой). До марта 1943 по нему в город поступило свыше 40 тыс. т горючего. С 19.12.1942 вновь действовала ледовая дорога. 

       

      Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1,6 млн т. За это же время из города было эвакуировано 1 376 тыс. человек.

       

      После прорыва блокады Ленинграда (январь 1943) нагрузка на «Дорогу жизни» стала снижаться, так как начала работать со всё большей загрузкой железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск коридоре от Ленинграда к Волхову. 

       

      Память о массовом героизме советских людей, обеспечивавших движение по «Дороге жизни», увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в «Зеленый пояс Славы». Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо» на Ладожском озере у Вагановского спуска, «Румболовская гора» во Всеволжске, памятник «Цветок жизни» в дер. Ковалёво, посвящённый детям блокадного Ленинграда.

       

      На протяжении наземной части «Дороги жизни» установлено 45 мемориальных километровых столбов. В пос. Осиновец на западном берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни» (филиал Центрального военно-морского музея).

      Подписка на новые публикации:
      Журнал
      О журнале
      Главный редактор
      Авторы
      История
      Лицензии
      Партнеры
      Помочь журналу
      Наука
      Книжная полка
      Конференции
      Международная олимпиада по военной истории
      Открытый доступ (Open Access)
      Общество
      В защиту исторической правды
      Включайся в реальную работу!
      Выборы-2016
      Общество
      Патриот России
      Оборона
      История
      Кадры и наука ОПК России
      Современность
      Наши контакты

      +7 (926) 336-72-58
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      © 2013 - 2023 Сетевое издание "Наука. Общество. Оборона" (Nauka. Obŝestvo. Oborona). Основано в 2013 г. Сайт является средством массовой информации. Зарегистрировано в Роскомнадзоре (Эл № ФС77-53538 от 04.04.2013 г.) 12+ ISSN 2311-1763 (Online) Учредитель: Кикнадзе В.Г. Главный редактор: Кикнадзе В.Г. Редакция: KiknadzeVG@mail.ru Тел.:+79263367258 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки / гиперссылки и упоминания имени автора запрещено. All rights reserved