«Дорога жизни»

«ДОРОГА ЖИЗНИ», единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая в сентябре 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной.

 

В навигационные периоды перевозки производились судами по водной трассе из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец, в ледостав – по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (ок. 30 км), далее до Ленинграда по железной дороге.

 

Ответственным за организацию перевозки грузов по «Дороге жизни» был начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов. 

 

Кольцо ленинградской блокады замкнулось 8.9.1941. В эти же дни началась первая навигация по Ладожскому озеру. 12 сентября в Осиновец прибыли баржи с зерном и мукой; в тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути.

 

С 20 ноября стала использоваться ледовая трасса, получившая название «Дорога жизни». Первым по ней двинулся конный обоз из 350 саней, доставивший в Кобону 63 т муки.

 

22 ноября из Кобоны за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА («полуторок»).

 

По «Дороге жизни» проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения. Особо важное значение дорога имела в первую блокадную зиму 1941/42; по ней в Ленинград было доставлено св. 360 тыс. т грузов, в том числе ок. 32 тыс. т боеприпасов и взрывчатки, ок. 35 тыс. т горючего и смазочных материалов; переправлены с полным вооружением 5 стрелковых дивизий и танковая бригада.

 

Одновременно было эвакуировано 560 тыс. чел., около 3,7 тыс. вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества.

 

Автотранспортные перевозки были исключительно сложными и опасными как по условиям эксплуатации ледяной трассы, так и в связи с её близостью к линии фронта: дорога подвергалась обстрелам тяжёлой артиллерии и ударам вражеской авиации. В апреле 1942 последние рейсы машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. Для защиты дороги от ударов с воздуха кроме местной ПВО привлекались средства ПВО Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии.

 

С мая 1942 возобновилась навигация по воде. За летне-осенний период было перевезено в обоих направлениях более 1 млн т грузов, из них в блокадный Ленинград – более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Продолжалась эвакуация ленинградцев – из города на Большую землю вывезено 448 тыс. чел.

 

Для подачи в город нефтепродуктов по дну Ладожского озера летом 1942 проложили трубопровод (длина 35 км, из них около 27 км – под водой). До марта 1943 по нему в город поступило свыше 40 тыс. т горючего. С 19.12.1942 вновь действовала ледовая дорога. 

 

Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1,6 млн т. За это же время из города было эвакуировано 1 376 тыс. человек.

 

После прорыва блокады Ленинграда (январь 1943) нагрузка на «Дорогу жизни» стала снижаться, так как начала работать со всё большей загрузкой железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск коридоре от Ленинграда к Волхову. 

 

Память о массовом героизме советских людей, обеспечивавших движение по «Дороге жизни», увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в «Зеленый пояс Славы». Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо» на Ладожском озере у Вагановского спуска, «Румболовская гора» во Всеволжске, памятник «Цветок жизни» в дер. Ковалёво, посвящённый детям блокадного Ленинграда.

 

На протяжении наземной части «Дороги жизни» установлено 45 мемориальных километровых столбов. В пос. Осиновец на западном берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни» (филиал Центрального военно-морского музея).

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Миграция, демография, управление рисками
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Московский морской кадетский корпус "Навигацкая школа"

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN