Миграция и гендерные ресурсы в системе общественных и экономических отношений
В Профессорском клубе Финансового университете при Правительстве Российской Федерации 5 марта 2020 года состоялся круглый стол в рамках X расширенной сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам.
Обсуждение с экспертами, общественными деятелями актуальных вопросов миграции и гендерных ресурсов в системе общественных и экономических отношений совместно провели руководители Объединения (М.Л. Галас, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Экспертно-консультативного совета по миграции ГУВМ МВД России) и Научно-практического экспертного совета «Гендерные ресурсы общественного развития и гендерный порядок» (Г.Г. Силласте, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации).
В рамках расширенной сессии Объединения обсуждались:
- Инклюзия иностранных граждан и соискателей международной защиты в социальную и экономическую системы государств-реципиентов.
- Отношение принимающего общества к социальной и экономической интеграции с иммигрантами и соискателями международной защиты в Российской Федерации.
- Перспективные направления социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации.
- Социо-гендерные ресурсы в системе общественных отношений: институциональный, регуляторный, социокультурный аспекты.
С докладом о задачах комплексного решения вопросов организованного набора иностранных трудовых мигрантов как инструмента содействия их адаптации в Российской Федерации выступил Курдюмов Николай Викторович, президент Союза «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ».
Докладчик отметил, что на пространстве СНГ организованные формы трудовой миграции выступают сегодня в качестве важного механизма регулирования миграционных потоков и содействия облегчению и ускорению процессов адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество. При этом процессы адаптации и интеграции включают комплекс условий, среди которых ключевое место занимает адаптация к условиям труда, базирующаяся на степени востребованности на национальном рынке труда профессионально-квалификационных качеств трудовых мигрантов. Обеспечение стабильных трудовых отношений между мигрантами и работодателями является залогом успешного течения процессов социально-культурной адаптации мигрантов.
Докладчик информировал, что организованный набора иностранных трудовых мигрантов войдет составной частью в готовящегося к принятию Межпарламентской Ассамблеей государств –участников Содружества Независимых Государств модельного Миграционного кодекса. Для успешной реализации проектов организованного набора, подчеркнул Н.В. Курдюмов важно гармонизировать трудовое законодательство государств СНГ, решить вопросы создания инфраструктуры, эффективных регуляторных механизмов в сфере миграции.
Нормальное, по убеждению Н.В. Курдюмова, течение процессов трудовой адаптации мигрантов на российском рынке труда не может происходить в отрыве от создания соответствующей инфраструктуры, составляющими которой являются:
- анализ в региональном и профессионально-квалификационном разрезах текущих и перспективных потребностей российского рынка труда в иностранных работниках, учитывающий приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- создание, как в регионах Российской Федерации, так и в государствах исхода трудовых мигрантов, условий для их довыездной профессиональной подготовки, учитывающей потребности российских работодателей и требования отраслевых профессиональных стандартов;
- создание совместно с профильными советами по профессиональным квалификациям системы независимой оценки квалификации иностранных работников, проводимой в различных форматах, включая конкурсы, соревнования, другие формы аттестации, в соответствии с которой трудовые мигранты планируют осуществлять трудовую деятельность.
По мнению В.Н. Курдюмова, важно разработать и реализовать пилотные проекты по профессиональной подготовке и аттестации заинтересованных иностранных работников по востребованным на российском рынке труда профессиям с участием работодателей, профессиональных образовательных организаций, профильных советов по профессиональным квалификациям и общественных организаций, действующих в сфере трудовой миграции.
Эффективное обеспечение процессов содействия в адаптации и интеграции трудовых мигрантов и организованных форм трудовой миграции возможно достичь при наличии у профильных специалистов организаций (работодатели, частные агентства занятости, операторы услуг для трудовых мигрантов и работодателей) соответствующей квалификации в сфере регулирования трудовой миграции.
Инструментом контроля качества работы профильных специалистов в сфере трудовой миграции, а именно наличия у них необходимых знаний, компетенций и навыков в правовом решении возникающих проблем в сфере трудовой миграции, выступает государственный профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции» (ПС СТМ).
Работа по обучению профильных специалистов в соответствии с требованиями ПС СТМ и дальнейшая независимая оценка их квалификации позволят сформировать федеральный и региональные реестры аттестованных специалистов, что, в свою очередь, позволит:
- активнее привлекать их к обеспечению и развитию процессов организованной трудовой миграции;
- осуществлять эффективный мониторинг процессов правоприменительной и судебной практики в сфере миграции;
- вносить предложения по изменению действующего законодательства в целях повышения эффективности регулирования процессов трудовой миграции.
Варфаловская Розалия Александровна, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, кандидат экономических наук, выступила с докладом «Сравнительный анализ инклюзии иммигрантов в социальную и экономическую Российской Федерации, стран Дальневосточно-Тихоокеанского региона». В докладе эксперта был сделан акцент на сотрудничество в сферах высоких технологий, развития инфраструктуры нового «Шелкового пути» и освоения Арктики, экологической экономики. Наиболее перспективными формами взаимодействия с государствами вышеназванного региона Р.А. Варфаловская считает инвестиции КНР в российские национальные проекты, в высокотехнологичных отраслях экономики, образование и академическую мобильность.
В докладе подчеркнуто, что Российская Федерация является членом ряда международных транс-региональных организаций СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС вместе с азиатскими странами, а также странами других регионов. На своих саммитах они периодически принимают концепции миграционной политики, которые соответствуют принципам Концепции Государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг. В ШОС и БРИКС кроме РФ, наряду с другими странами входит экономически и инвестиционно крупная держава – КНР с большим иммиграционным и интеллектуальным потенциалами. При этом в экономику России привлекаются в основном низкоквалифицированные миграционные кадры. В БРИКС, ШОС входит еще другой экономический и внешнеторговый двигатель мирового экономического прогресса – Индия. Одной из актуальных проблем этих международных организаций - регулирование миграционный процессов в каждой из стран-участниц, характеризующихся особенностями, не только отличающими их от миграционных процессов в других регионов мира, но и позволяющие говорить о перемещении населения между их странами-участницами как особой миграционной системе.
Совокупность собственного капитала и трудовых ресурсов, совмещённых с историческим традициями совместного бизнеса может применять Россия в развитии своей миграционной политики. По оценке ООН Россия занимает четвёртое место в мире по числу принятых мигрантов (12 млн. человек) и такое же по их поставке в другие страны (10 млн. человек). Китайские мигранты в РФ учатся, ведут бизнес, арендуют земли. За последние 10 лет чистый миграционный прирост граждан из Китая составил около 20 000 чел. В 2010-2019 гг. число граждан КНР, получивших российское гражданства не превышает 1 тыс. чел. Согласно последней переписи населения 2010 г. в Россию проживали 28,3 тыс. российских граждан китайского происхождения. Львиную долю приезжающих китайцев составляют туристы (72%), остальная доля приходится на учебу, работу и др. Опираясь на опыт таких Дальневосточных стран как Япония, Китай, СРВ, где иммигранты используются в большой степени в высококвалифицированных, инновационных отраслях, образовании, научной сфере, в России в перспективе надо будет разрабатывать новые направления иммиграции в этих областях. При этом возможно перспективное инвестиционное сотрудничество, создавая совместные предприятия, свободные экономические зоны в инфраструктуре, энергетике, промышленных отраслях, лесном хозяйстве, рыболовства, сельском хозяйстве, туризме, образовании, науке.
Галас Марина Леонидовна представила предложения по решению проблем инклюзии иностранных граждан и соискателей международной защиты в социальную и экономическую системы государств-реципиентов.
Российская Федерация является основным государством трудоустройства в ЕАЭС. Иностранные работники, являющиеся гражданами государств-членов ЕАЭС, во исполнение норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор) наделены рядом существенных преференций: свободы передвижения на всем пространстве ЕАЭС, свободы от административных ограничений осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности. Граждане Союзного государства России и Беларуси правомочны выбирать место жительства заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством, пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, социальными гарантиями. В отношении граждан государств-членов ЕАЭС не применяют ограничений, установленные национальными законодательствами в целях защиты своих рынков труда, отменены квотирование и обязательные разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности. Развивается онлайн-платформы, предоставляющие этим преференциальным категориям мигрантов получать государственные электронные услуги на всем пространстве Европейского союза.
Российское государство законодательно закрепило ряд важных мер, направленных на защиту и обеспечение безопасности от злоупотреблений в отношении иностранных работников. Например, закреплена обязанность работодателей отчислять взносы в фонд социального страхования за иностранных работников, что позволяет обеспечить мигранту будущую страховую пенсию. Трудящимся иностранным гражданам представляется право получения пособий по временной нетрудоспособности. В 2018 году граждане государств, входящих в состав ЕАЭС, работающих по трудовому договору, получили возможность оформлять безвозмездно полисы обязательного медицинского страхования. Доходы от ведения трудовой деятельности иностранных работников, являющихся гражданами государств-участников ЕАЭС, в России облагаются по ставке 13% (ст. 75 Договора, п. 1 ст. 224 НК РФ), как и граждан РФ.
Фонд, как юридическое лицо, может быть полноценным субъектом права. Его задачей должно быть взаимодействие с международными и национальными структурами, участие совместно с ними в реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки трудящимся и членам их семей. Средства Фонда предлагается распределять между странами – участницами Соглашения, принимающими трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС и членов их семей, для мероприятий по обеспечению их социальных гарантий в государствах трудоустройства и обустройству.
Постоянная часть средств Фонда может формироваться за счет взносов стран – участниц Соглашения и использоваться в целях содержания аппарата этого института и проведения необходимых целевых мероприятий, формирования резерва Фонда для оказания экстренной помощи по просьбе одного или ряда стран - участниц Соглашения.
Целевая часть учреждаемого Фонда должна быть предназначена для финансирования программ социальной помощи и формироваться за счет средств стран – участниц Соглашения, с территории которых въезжают беженцы и вынужденные переселенцы. Членами рассматриваемого института могут стать юридические и физические лица, институты гражданского общества, оказывающие поддержку трудящимся государств-членов ЕАЭС и членам их семей.
М.Л. Галас представила участникам круглого стола законодательную инициативу о возможности изменения дефиниции «иностранный работник», используемой в российской правовой системе, с целью приведения ее в соответствие с общепризнанной международной формулой – «трудящийся-мигрант». Это может быть реализовано, путем внесения соответствующего принципиального изменения в абзац четырнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», а также ряда взаимосвязанных последующих изменений как в данный Закон, так и в иные нормативные правовые акты Российской Федерации, где это понятие используется. Аналогичную дефиницию предлагается внести в ст. 96.3.5., 97, 98 Договора, введя понятие «иностранный трудящийся», исключив понятие «трудящейся государства-члена».
Предлагается дефиниция понятия «иностранный трудящийся»: «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации (на срок действия трудового или гражданского правового договора) и осуществляющий в установленном порядке:
- a) трудовую деятельность, основанную на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
- b) трудовую деятельность по договору возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги;
- c) предпринимательскую деятельность, состоящую в выполнении работ, оказании услуг, без привлечения наемных работников».
Важной инициативой М.Л. Галас является предложение о внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», связанного с дополнением ее новыми нормами, определяющими такие основные понятия как «приграничный иностранный трудящийся» и «сезонный иностранный трудящийся», что позволит расширить спектр категорий, занятых и придаст законодательству большую гибкость при регулировании трудовых отношений, различающихся по типу, цели и продолжительности.
М.Л. Галас предложила включить в круг основных понятий рассматриваемого Федерального закона самостоятельной позиции, определяющей термин «члены семьи иностранного трудящегося». Внести изменение в ст. 96. 3.5. Договора, исключив понятие «член семьи» и заменив его понятием «член семьи иностранного трудящегося» в следующей формулировке: «член семьи иностранного трудящегося – лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении несовершеннолетние дети, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства».
Также М.Л. Галас внесла предложение о внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленного на установление для граждан государств-членов ЕАЭС (при условии соответствия их требованиям, установленным в пункте 1 настоящей статьи) возможности по их желанию приобретать статус высококвалифицированного специалиста. Это будет отвечать целям создания ЕАЭС как межгосударственного объединения, обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования своим гражданам.
Силласте Галина Георгиевна систематизировала пути решения актуальных вопросов инклюзии иммигрантов и регулирования внутренней миграции, классифицировала гендерный состав мигрантов в Российской Федерации, представила свои концептуальное видение гендерной архитектоники российской миграции в системе общественных отношений.
Стадии развития миграционного процесса: потенциальная, реальная, адаптивная и идентификационная. Для составления полной картины миграции необходимо учитывать совокупность количественных показателей четырех векторов процесса: внутренней миграции, иммиграции, эмиграции и реэмиграции для характеристики социальных, экономических, социокультурных и политических условий объективных и субъективных факторов, обуславливающих миграцию.
Современную миграционную ситуацию Г.Г. Силласте характеризует: беспрецедентным ростом масштабов и географии миграции; выходом на первый план миграции трудовой, преобладанием женщин среди мигрантов, проблемой упорядочения, легитимации потоков незаконной иммиграции (иностранных граждан с неурегулированным правовым статусом), усиление значимости международной миграции в демографическом и экономическом развитии государств-реципиентов, жесткая поляризация мира по оси донор-реципиент (образование перманентных регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» иммигрантов).
Среди мигрантов, прибывших в Россию в 2013 г., большинство составляли женщины (51% –2,302 млн. человек). В международной миграции гендерный вектор противоположный: мужчин в 3 раза больше женщин, а перемещающихся из стран СНГ– в 1,5 раза мужчин больше, чем женщин.
Обобщенный социальный портрет мигрантки – это гражданка России, преимущественно из региона, ищущая место трудоустройства взамен полностью или долговременно потерянному месту работы в районе своего проживания; имеющая высшее или среднее образование, знающая русский язык, неконфликтная по поведению и межличностному общению, одинокая.
Сформирован гендерно ориентированный на женщин теневой рынок труда и занятости мигранток в России. Он сложился в связи с возросшей потребностью граждан на оказание социальных услуг. В этих сферах социальных услуг концентрировались женщины-мигрантки. Кратность выездов среди женщин-мигрантов выше, чем среди мужчин-мигрантов.
В кардинально изменившейся миграционной ситуации необходима разработка миграционных моделей развития регионов с учетом гендерной социально-демографической структуры миграции.
Проблему достижения оптимального баланса между обществом, государством и бизнесом, как миссию современного социально-ориентированного государства охарактеризовала Федорова Ирина Юрьевна, профессор Департамента общественных Финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.
По мнению И.Ю. Федоровой в XXI веке институциональная роль государства в системе экономического управления выходит на первый план и проявляется в гармоничном сочетании обеспечения государственных и общественных нужд, а также заключается в удовлетворении экономических и социально значимых потребностей каждого гражданина. На практике инклюзивность и социальная ответственность реализуются в результате правильного выстраивания отношений между государством с одной стороны и хозяйствующими субъектами (юридическими лицами), а также гражданами, в том числе самозанятыми гражданами, с другой.
Основной движущей силой в условиях инклюзивной экономики является создание социально ориентированного подхода со стороны государства с целью обеспечения равного доступа для граждан к наиболее значимым социально-экономическим благам. Соответственно, инструментом для реализации такого подхода может стать формируемый в России с 2020 года «Социальный заказ», который включает организацию государством оказание государственных и муниципальных услуг социально-экономического характера.
В сфере оказания государственных услуг, убеждена И.Ю. Федорова, должно получить развитие социальное предпринимательство, в том числе на основе заключения договоров государственно-частного партнерства или концессионных соглашений, включая новые механизмы, обеспечивающие соблюдение экономических интересов частного партнерства.
При этом устанавливается, что поставщик услуг заблаговременно получает финансирование на реализацию проекта. В этом случае инструменты финансирования государственных (муниципальных) услуг должны быть направлены на финансирование предстоящих расходов поставщиков услуг и предполагают привлечение средств частных инвесторов на решение социальных задач, а средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации предоставляются только после достижения социально значимого эффекта.
Такой механизм взаимодействия государственного и частного секторов дает возможность реализации наиболее эффективных способов обеспечения исполнения «Социального заказа» при своевременном и качественном оказании населению наиболее востребованных услуг, используя востребованные профессиональные знания и опыт специалистов из стран Евроазиатского содружества.
Российские специалисты и специалисты из стран членов ЕАЭС могут быть задействованы на многих дефицитных направлениях при оказании таких услуг. Это касается в первую очередь образовательной, медицинской, спортивной, культурной и других сфер, в которых наблюдается дефицит профессиональных кадров в России.
Принятое в Российской Федерации законодательство, регламентирующее порядок оказания таких услуг, включает преференции для специалистов из стран ЕАЭС, приравнивая их по уровню квалификации к российским специалистам. Это дает возможность:
- а) создания наиболее конкурентных условий на отечественном рынке оказания специальных услуг;
- б) наиболее качественного обеспечения востребованных населением России услуг:
- в) создает условия для здоровой конкуренции на соответствующих рынках и обеспечивает возможность повышения их качества;
- г) способствует контролируемой реализации интеграционных процессов на пространстве Евроазиатского экономического содружества при условии принятия последним соответствующих нормативных правовых актов.
По вопросам обсуждения выступили:
- Докучаева Александра Викторовна, заведующая отделом диаспоры и миграции, кандидат-физико-математических наук.
- Ларин Олег Николаевич, профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Российского университета транспорта (МИИТ), доктор технических наук, профессор.
- Московский Юрий Викторович, директор проектов, Фонд развития международных связей «Добрососедство».