Советско-германские договора 1939 года в истории СССР, настоящем и будущем России

Открытая историко-правовая и политическая экспертиза

Крым – Донбасс – Россия, Рязанский государственный университет, РВИО, научно-практический семинар, 2020 / Crimea - Donbass - Russia, Ryazan State University, RVIO, scientific and practical seminar, 2020

22 июня 2020 года информационное агентство «Аврора» провело онлайн круглый стол, посвященный  Дню  памяти  и скорби – Дню начала Великой Отечественной войны (1941 год) и обсуждению законопроекта «О признании недействующим на территории Российской Федерации Постановления  Съезда  народных  депутатов  СССР  от  24  декабря  1989 года № 979-1 "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года"» (№963443-7, внесён на рассмотрение Государственной Думы 27 мая 2020 года). Среди организаторов круглого стола: Российское военно-историческое общество (РВИО), Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Российская академия ракетных и артиллерийских наук (РАРАН). 

В ходе круглого стола в студии обсуждались следующие вопросы: 

  • актуальность проекта федерального закона о признании Постановления недействующим спустя 30 лет: защита исторической правды и обеспечение безопасности государства или «фальсификация истории»;
  • истоки Второй мировой войны и Советско-германские договора 1939 года: успех советской дипломатии или «поддержка Германии»; секретные протоколы в договорах между государствами в истории дипломатии (в частности в договорах Германии с другими странами);
  • влияние договоров 1939 года на характер начального периода Великой Отечественной войны («бить врага на его территории», «отступили до Волги»);
  • осуждение Договоров в СССР, кому это было выгодно, причины и ход процесса (роль советской партийно-политической «элиты» и научного сообщества), влияние результатов на дальнейшую историю Отечества; 
  • апелляция к Постановлению 1989 г. в Европейском парламенте в 2019 г.;
  • правовая оценка договоров и секретности протоколов 1939 г., признания их юридически недействительными в 1989 г. («акт личной власти», «противоречие с суверенитетом третьих стран»), юридическая база для признания недействующим на территории РФ Постановления 1989 года;
  • почему не работает статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма»;
  • моральная сторона вопроса: происходит ли тем самым (в случае принятия федерального закона) оправдание режима, «тоталитаризма» («волна реабилитации Сталина и сталинизма», реабилитация «преступного советского государства», «коммунистических чудовищ», «Гитлера и Риббентропа»);
  • возможные последствия принятия федерального закона и дальнейшие действия научного сообщества в исторической сфере. 

 

Запись круглого стола:

Участники круглого стола:

  • СПИЦЫН Евгений Юрьевич, историк, эксперт по политическим и межнациональным вопросам (МПГУ);
  • ПЛОТНИКОВ Алесей Юрьевич, доктор исторических наук, профессор (МГЛУ, Ассоциация историков Второй мировой войны);
  • НИКИФОРОВ Юрий Александрович, кандидат исторических наук (РВИО, МПГУ);
  • ЮКША Янис Александрович, кандидат юридических наук, профессор, адвокат («Сильная Россия»);
  • КИКНАДЗЕ Владимир Георгиевич, доктор исторических наук, доцент (РАРАН);
  • РОДЕ Дмитрий Владимирович, шеф-редактор ИА "Аврора".

 

По итогам круглого стола принята Резолюция, которая направлена Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола

 

Советско-германские договора 1939 года 

в истории СССР, настоящем и будущем России

 

22 июня 2020 г., Москва, ИА «Аврора»

 

Участники круглого стола, организованного Российским военно-историческим обществом (РВИО), Российской академией ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) при участии специалистов Ассоциации историков Второй мировой войны, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), экспертов общероссийского движения «Сильная Россия» в результате научной дискуссии, посвящённой Дню начала Великой Отечественной войны и проекту федерального закона «О признании недействующим на территории Российской Федерации Постановления   Съезда   народных  депутатов  СССР  от  24  декабря   1989   года   №  979-1 "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года"» предлагают считать следующее:

 

1. Война Германии против Польши, начатая 1 сентября 1939 г., акты агрессии Германии и её союзников в отношении других стран Европы и Вторая мировая война 1939—1945 гг. в целом не являются следствием заключения Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретным дополнительным протоколом от 23 августа 1939 года, а также Договора о дружбе и границе и секретным дополнительным протоколом от 28 сентября 1939 года. Советский Союз не несёт ответственности за начало Второй мировой войны. Правовой и исторической основой данных утверждений являются факты, установленные приговором МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ДЛЯ СУДА И НАКАЗАНИЯ ГЛАВНЫХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ОСИ. Так, «По мнению Трибунала, события в дни, предшествовавшие 1 сентября 1939 г., свидетельствуют о решимости Гитлера и его приспешников любой ценой осуществить объявленное им намерение захватить Польшу, несмотря на обращения к нему со всех концов света. Имея перед собой все новые и новые доказательства того, что это намерение также приведет к войне с Англией и Францией, Гитлер бесповоротно решил не отклоняться от взятого курса. Трибунал считает полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939 г., была явно агрессивной войной, которая не могла впоследствии не превратиться в войну, охватившую почти весь мир, и обусловила совершение бесчисленных преступлений как против законов и обычаев войны, так и против человечности». Таким образом, Международный военный трибунал в Нюрнберге установил факт единоличной ответственности Германии и Гитлера за начатую войну против Польши, которая впоследствии охватила почти весь мир, став Второй мировой войной 1939-1945 гг., а также факт того, что Вторая мировая война была начата Германией и является результатом решений и намерений Гитлера, главы Третьего рейха. 

 

2. Факты ответственности Германии и Гитлера за подготовку, планирование и начало войн в Европе (преступления против Мира) установлены Международным военным трибуналом в Нюрнберге  на  основе  документов  совещаний   руководства   Германии,   которые   состоялись 5 ноября 1937 г., 23 мая 1939 г., 22 августа 1939 г. и 23 ноября 1939 г. Они, как отмечает Трибунал, «проливают особый свет на вопрос об общем плане и агрессивной войне». На этих совещаниях Гитлер сделал важные заявления о своих целях, «которые в самых своих формулировках  совершенно  исключают  возможность  ошибки».  Документы  совещаний с очевидностью представляют собой тщательную запись событий, которые в них изложены, и именно в качестве таковых они хранились в архивах германского правительства, где они и были захвачены. «Такого рода документы никогда не могут быть оспорены как выдуманные или даже неточные и искаженные» – подчеркивает Международный военный трибунал. Они излагают события, которые в действительности имели место.

 

Ни один из данных документов не был оспорен в 1989 году в ходе работы Комиссии по политической и правой оценке советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года под руководством А.Н. Яковлева. Ни один из документов Международного военного трибунала в Нюрнберге не был оспорен в ходе принятия Постановления II Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года. В последующем ни один из этих документов, «совершенно исключающих возможность ошибки», не был оспорен с историко-правовой точки зрения ни в СССР, ни в Российской Федерации, ни на международном уровне

 

3. Документы  совещаний руководства Германии 5 ноября 1937 г., 23 мая 1939 г., 22 августа 1939 г. и 23 ноября 1939 г. свидетельствуют, что решения об агрессии против Польши, Бельгии, Нидерландов, Югославии, Греции, Великобритании и Франции, приняты задолго до Договора с СССР, напрямую связаны с военно-политическими планами Германии прежде всего в отношении Великобритании, Франции и Польши. Так, 11 апреля 1939 г. Гитлером была подписана директива вооруженным силам, в которой сказано следующее: «…если Польша займет угрожающую позицию по отношению к Германии, необходимо будет окончательно разделаться с ней, несмотря на имеющийся договор с Польшей. … это считается возможным ввиду внутреннего кризиса Франции и вызванной этим обстоятельством сдержанности Англии». 22 августа 1939 г., когда Гитлер, объявил решение начать немедленную войну в Польше, утверждая следующее: «Теперь, Польша как раз в таком положении, какого я желал..., ликвидация гегемонии Англии начата». «Приказ о начале [войны], по всей вероятности, будет дан утром в субботу» [26 августа 1939 г.]. Однако, 25 августа Великобритания подписала Пакт о взаимопомощи с Польшей, подтвердивший обязательства, данные Англией Польше в начале 1939 года. Это, вместе с известиями о нежелании Муссолини начать войну на стороне Германии, заставило Гитлера некоторое время колебаться. Вторжение в Польшу, начало которого было запланировано на 26 августа, было отложено до следующей попытки убедить Великобританию не вмешиваться. И она, действительно, вместе с Францией, практически не вмешивалась в разгром Польши Германией, начатый 1 сентября 1939 года. 

 

Где же здесь, в подлинных документах Третьего рейха и фактах, признанных Международным военным трибуналом, хотя бы намёк на ответственность СССР за начало Второй мировой войны? Не вызывает никаких сомнений, что советско-германские договора 1939 г. не имели значения для решений Гитлера и агрессивных действий Германии как в отношении Польши, так и других стран Европы.

 

4. Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года не имеет в своей основе историко-правового обоснования для утверждения о том, что «Предпринятые в них [протоколах 1939 г.] разграничения «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран». Отсутствуют доказательства и ещё двух пунктов Постановления: обязательства Германии перед СССР «усугубили последствия вероломной нацистской агрессии» 22 июня 1941 г.; «Протоколы… были использованы Сталиным и его окружением для предъявления силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств» – факты того, что эти события имели место не установлены. 

 

5. Япония, Италия, Латвия ещё до Советского Союза подписали секретные дополнительные протоколы к двусторонним договорам с Германией. Более того, данные секретные протоколы оговаривали вопросы военного и военно-экономического сотрудничества, направленного против СССР.

 

6. Решение о включении вопроса о Договоре и секретном протоколе в повестку I Cъезда народных депутатов СССР в 1989 году принималось исключительно из соображений «политической целесообразности» сепаратисткой направленности. Продвигали в жизнь это Постановление представители Народных фронтов Эстонии, Латвии и литовского «Саюдиса». Причём осуществлялось это под активным информационным воздействием публичных лекций о Советско-германских договорах 1939 года нациста Дитриха Лёбера в 1988-м и мае 1989 года, прочитанных в Эстонии и Латвии. Такую возможность бывший военнослужащий СС и Абвера получил при содействии предателей нашей Родины, заинтересованных в развале Советского Союза изнутри. «Историко-правовую» основу этой политики внешних и внутренних врагов Отечества составляла «Концепция оккупации Прибалтики», разработанная ещё одним нацистом – Борисом Мейснером. Прибалтийскую направленность Постановления подтверждают состав Комиссии (11 из 26 человек были депутатами от Прибалтики) и особенности её формирования: М.С. Горбачёв, в ходе определения персонального состава Комиссии, поручил рассмотреть дополнительно этот вопрос при участии делегаций Прибалтики. В Пояснительной записке Комиссии от 14 декабря 1989 г. Съезду народных депутатов СССР в обосновании актуальности вопроса напрямую отмечается: «в глазах широких слоёв населения Прибалтийских государств советско-германские договоренности 1939 года являются отправной точкой для оценки последовавших в 1940 году событий, приведших к включению Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР». То есть, отсутствие доказательств «агрессии» или «аннексии» Советским Союзом Литвы, Латвии и Эстонии летом 1940 года вывело сепаратистов «Балтийского пути» на попытку достижения своих целей в сотрудничестве с бывшими нацистами и их молодыми пособниками в ФРГ. Посредством «доказательства» юридической несостоятельности Договора и протоколов 1939 г., их осуждения властью СССР, они «доказывали» недействительность событий лета 1940 г., и тем самым – «наличие» правовой основы для «свободного развития» вне Советского Союза. При этом Комиссия не установила факт того, что советско-германские договоренности 1939 г.  привели к включению Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Первый шаг на пути вхождения в состав СССР эти три республики сделали без участия советской России, заключив в марте и июне 1939 г. договора с гитлеровской Германией.

 

7. Выход Прибалтийских республик из состава Советского Союза через признание юридически несостоятельными секретных протоколов 1939 года был лишь промежуточным звеном для объединения Германии (в этом состоял основной интерес помощников балтийским сепаратистам), развала Организации Варшавского Договора и СССР, вывода советских (российских) войск из стран Европы и расширения НАТО на Восток (интересы США). Авторы данного  политического  проекта,  ставшего  по  мнению  Президента Российской Федерации В.В. Путина, крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, не только связаны в своей профессиональной деятельности с нацистами, но и являются таковыми. Например, Борис Мейснер, будучи в 1939 г. репатриантом из Эстонии, добровольно вступил в Вермахт. В ходе Великой Отечественной войны, в составе немецкой группы армий «Север» в 1941-1945 гг. участвовал в оккупации Прибалтики и блокаде Ленинграда. После окончания войны он избежал суда и наказания. В 1953 г. возглавил Отдел СССР при МИД ФРГ, который к тому времени уже на 80% состоял из бывших нацистов. В 1954 г. Мейснер разработал «Концепцию оккупации Прибалтики», которая впервые была представлена во время визита канцлера ФРГ Конрада Аденауэра в Москву в 1955 году. Уже тогда, лишь спустя 10 лет после Великой Победы, канцлер ФРГ от имени Правительства Германии заявил главе СССР о непризнании официального включения стран Балтии в состав Советского Союза). С 1965 г. Мейснер возглавил Гёттингенскую рабочую группу, став в последующем один из лидеров процессов 1988-1991 гг. по разрушению послевоенного мироустройства в Европе. Другие участники процесса подготовки и реализации Постановления 1989 г. связаны с фактами геноцида гражданского населения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны у деревни Жестяная Горка Батецкого района Новгородской (до 1944 г. – Ленинградской) области.

 

8. Планы нацистов и их сторонников нашли своих агентов-бенефициаров и среди политических деятелей Советского Союза, которые под видом развития демократических институтов преследовали свои сепаратистские задачи, разрушая государственную систему изнутри (в чём они впоследствии открыто признались). Беловежские соглашения 1991 г. – прямое следствие Постановления 1989 г., которое было ошибочным по сути, не имело научного и правового обоснования. В целом оба решения явились предательством народа и государства.

 

9. Постановление 1989 г. исторически ущербно для России, её народа и общества. Обвинение СССР (России) в ответственности за начало Второй мировой войны в результате заключения Договора и протокола 1939 г. стало привычным атрибутом не только современной европейской политики. Российская «элита» (например, Академик РАН, руководитель государственной образовательной организации, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека) утверждает следующее: «Заключением пакта с нацистами СССР поддерживал захват Польши Германией, поддерживал готовящуюся экспансию Гитлера на Запад Европы»; «Вторую мировую войну начал Гитлер, но ответственность СССР за это так же велика»; «необходимо осудить и действия государства, развязавшего, вместе с рейхом, Вторую мировую войну». Данные утверждения – прямое отрицание фактов, установленных Международным военным трибуналом, что уголовно наказуемо в России. Но адекватной реакции власти на эти и подобные публичные высказывания с использованием федеральных СМИ российской народ, к сожалению, не наблюдает. Дошло до того, что в задании ЕГЭ по истории среди правильных ответов содержится утверждение, что «подписав в августе 1939 г. Пакт о ненападении с Германией, СССР способствовал началу Второй мировой войны»; на мемориалы с «Вечный огнём» предлагают установить индикаторы священности; нацисты находятся в «Бессмертном полку», в том числе  «Бессмертном полку – онлайн»; фуражка и китель Гитлера – среди «уникальных» реликвий главного Храма Вооруженных Сил России, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне… Данное историческое беспамятство и историческое безумие современной России – плод Постановления 1989 года.

 

10. Постановления  Съезда  народных  депутатов  СССР  от  24 декабря  1989  года  №  979-1 "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года"» необходимо признать недействующим на территории Российской Федерации. 

 

11. В условиях прямого давления МИД Латвии, Литвы, Эстонии и Украины на Российскую Федерацию, которое осуществляется в том числе посредством приглашения российских послов в странах Прибалтики 18 июня 2020 г. для обсуждения проекта федерального закона и возможных последствий для России в случае его принятия, российскому обществу необходимо обратиться к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации и Президенту Российской Федерации с заявлением об обеспечении независимости и объективности при рассмотрении данного законопроекта, создании условий для принятия решения в интересах исключительно Российского народа и Российского государства.  

По теме

Предложение о признании недействительным Постановление Съезда народных  депутатов  СССР № 979-1 от 24 декабря 1989 года, осудившее Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года ранее также было сформулировано в книге «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Историческая правда о ключевых событиях и явлениях в вопросах и ответах» (с. 174).

 

Обоснования данного предложения представлены в разделе «"Пакт Молотова-Риббентропа": взгляд сквозь годы (1939-1989-2019)», а предложение зафиксировано в разделе «История Великой Отечественной войны как объект информационного противоборства».

Разработана редакцией издания "Наука. Общество. Оборона" по материалам открытой печати, опубликованных документов российских и зарубежных архивов, публикаций сетевого издания "Наука. Общество. Оборона" в целях информационного и научно-методического обеспечения мероприятий, посвященных 80-летию начала Второй мировой войны 1939-1945 гг. (1 сентября 2019 г.), а также развитию и кризису международных отношений, в том числе системы международной безопасности в 1933-1939 гг.

 

Энциклопедия состоит из обзорной статьи «Вторая мировая война» и более 30 отсылочных статей «Военной энциклопедии патриота России». Непосредственно истоки и причины войны раскрывают 14 специально разработанных научно-справочных статей:

 

 

Помимо справочных статей, Энциклопедия включает 10 научных статей о международных отношениях накануне и с началом Второй мировой войны:

 

 

Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense, Journal, Russia

канал на Яндекс Дзен

страница на Facebook

Популярное

Без знания прошлого нет будущего

Рубрики

Thematic sections

Проекты

Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
"Внимание к российской истории не должно ослабевать"  // Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - 2012.
Военная безопасность России: взгляд в будущее, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, РАРАН /Russia's military security: a look into the future, 2019, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences
Миграция, демография, управление рисками

Наши партнеры

научная электронная библиотека, eLIBRARY, индекс цитирования
Информрегистр НТЦ
Ассоциация научных редакторов и издателей, АНРИ
КиберЛенинка, CyberLeninka
"Военно-исторический журнал". Издание Министерства обороны Российской Федерации // www.history.milportal.ru

ICI World of Journals, Index Copernicus, Science. Society. Defense
Наука. Общество. Оборона. Nauka, obŝestvo, oborona Номер регистрации в Международном центре ISSN