К вопросу нового понимания нарушения американской стороной договора РСМД
On the issue of a new understanding of the violations of the American side of the INF Treaty
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00022
Аннотация. В статье раскрываются новые факты нарушения американской стороной Договора РСМД, которые были допущены в ходе разработки оружия неядерного быстрого глобального удара.
Ключевые слова: договор РСМД, неядерный быстрый глобальный удар.
Summury. The article describes the new violations of the American side of the INF Treaty, which were made in the development of weapons of non-nuclear prompt global strike.
Keywords: INF Treaty, non-nuclear Prompt Global Strike.
Во время пребывания на посту американского президента-демократа У. Клинтона (1993–2001) конгрессмены Республиканской партии путем постоянного давления на администрацию создали основу для выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны [1, с. 5]. Данные действия привели к тому, что практически сразу после прихода к власти президента США от республиканской партии Дж. Бушамладшего американская сторона официально вышла из данного соглашения.
В последнее время прослеживается аналогичная ситуация с Договором о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор РСМД). Надо полагать, что выход американской стороны из этого соглашения напрямую связан с разработкой оружия осуществляемой в ходе реализации концепции «Неядерного быстрого глобального удара» (оружия НБГУ). При этом российские дипломаты, высказывая претензии по поводу нарушения Договора РСМД со стороны США, не касаются этой проблемы [2].
Работы над оружием НБГУ. Официально разработка оружия НБГУ началась в мае 2003 г., когда командование военно-воздушных сил США сделало заявление о существующей потребности в оружии, которое может быстро нанести неядерный удар в глобальном масштабе [3]. Несмотря на то что работы над реализацией оружия НБГУ ведутся около 13 лет, точного понимания, какими характеристиками оно должно обладать, нет до сих пор. Первоначально данная концепция опиралась на требования, что отличительным качеством этого класса вооружения должна являться возможность поражения цели в любой точке планеты в течение часа [4, p. 1].
Данная идея выразилась в программе «Применение сил и пуск с континентальной части США» FALCON (Force Applicationand Launchfrom Continental United States), в ходе ее реализации предусматривалось создать гиперзвуковой летательный аппарат, дальность полета которого должна была достигнуть 17 000 км. Принимая во внимание сложности в достижении намеченных планов этой программы, первостепенные требования к оружию по дальности были снижены до 6 000 км.
Судя по всему, какие-то проблемы с проектом FALCON начались уже в первые годы его реализации, о чем свидетельствует «Четырехлетний обзор оборонной политики США», изданный в 2006 г., где указывалось о переоснащении на обычные боеголовки некоторых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Trident-2 D5 [5, p. 50]. Однако данной концепции не суждено было воплотиться в жизнь ввиду того, что пуск такой ракеты в неядерном оснащении может расцениваться противником как американский ракетно-ядерный удар.
Прекратив финансирование создания неядерных БРПЛ, для снижения рисков в ходе работ над ракетно-планирующей системой (РПС) HTV-2 (Hypersonic Technology Vehicle), разрабатываемой по программе FALCON, было решено найти ей альтернативный вариант. Таковым стал проект AHW (Advanced Hypersonic Weapon), руководство которым было поручено сухопутным войскам США. Данная разработка представляла собой увеличенную по размерам испытанную ранее гиперзвуковую боеголовку SWERVE (Sandia Winged Energetic Reentry Vehicle Experiment), которая в ходе третьего пуска, проведенного в 1985 г., успешно преодолела расстояние в 170 км при скорости 9 500 км/ч [6, c. 54, 56–57, 67]. Вместе с этим в 2008 финансовом году (ф. г.) было решено объединить бюджеты проектов HTV-2 и AHW в единую программу НБГУ.
Перейдя к практической части разработки оружия НБГУ, в США первоначально активно прорабатывался вопрос создания РПС HTV-2. Первое испытание этого перспективного типа оружия, состоявшееся 22 апреля 2010 г., ввиду утраты управления над ним завершилось неудачей. Второе испытание той же системы, состоявшееся 10 августа 2011 г., снова закончилось провалом. На этот раз аэродинамика HTV-2 была нарушена повреждением элементов обшивки, вызванным перегревом боеголовки [7].
Неудачи в испытании основной РПС заставили разработчиков НБГУ обратиться к альтернативному проекту. Так, 17 ноября 2011 г. с Тихоокеанского ракетного полигона, расположенного на Гавайских островах, был проведен успешный запуск перспективной РПС наземного базирования AHW, в ходе которого была поражена цель на Ракетном полигоне имени Рейгана (атолл Кваджалейн, Маршалловы острова) [8]. Несмотря на то что в исходных требованиях к разработке данного вооружения дальность его полета должна была составить 8 000 км, расстояние до объекта поражения, предусмотренное в ходе испытаний, составило менее 4 000 км. Соответственно экспериментальный пуск, проведенный 17 ноября 2011 г., являлся прямым преднамеренным нарушением Договора РСМД. Так, в статье VI этого Соглашения говорится, что «ни одна из Сторон… не производит никаких ракет средней дальности, не проводит летные испытания таких ракет…», а статья II определяет, что «ракета средней дальности означает баллистическую ракету наземного базирования или крылатую ракету наземного базирования, дальность которой превышает 1 000 километров, но не превышает 5 500 километров». Следовательно, США под видом разработки межконтинентальных гиперзвуковых ракетно-планирующих систем, провели испытание вооружения, попадающего под запрет Договора РСМД.
Деятельность США по подготовке к расторжению Договора РСМД. Получив в ходе реализации программы НБГУ единственный положительный результат с испытанием РПС наземного базирования, попадающий под запрет, установленный Договором РСМД, США начали выступать с обвинениями в нарушении этого соглашения со стороны России.
В докладе, подготовленном Объединенным комитетом начальников штабов в 2013 г., утверждается, что освобождение от ограничений, наложенных Договором РСМД, позволит ускорить разработку программы НБГУ [9].
Из этого видно, что США, не достигнув первоначальных требований в реализации оружия НБГУ, решили осуществить, в нарушение Договора РСМД, разработку РПС средней дальности. Попутно, для осуществления данной идеи, США ищут причину для денонсации данного бессрочного соглашения, в котором указано, что причиной выхода из него должны являться «исключительные обстоятельства», которые ставят под угрозу «высшие интересы» страны. В таком случае сторона за шесть месяцев до расторжения Договора обязана предоставить уведомление, в котором «содержится заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы». Ввиду отсутствия данной ситуации, США пошли путем обвинений в нарушении Договора РСМД российской сторон. Так, американская сторона начала выражать свою обеспокоенность касательно соблюдения Договора РСМД в отношении России во время дипломатических встреч начиная с 2013 г. [10, p. 22]. В числе претензий, высказываемых США, стали озвучиваться испытания российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», которая, по их мнению, прошла испытание по поражению объекта на расстоянии менее 5500 км.
В то же время США окончательно сместили приоритет гиперзвуковых вооружений в сторону разработки систем средней дальности. Свидетельством этому стала проводимая DARPA программа разработки интегрированных технологий для осуществления маневрирующего полета с гиперзвуковой скоростью — Integrated Hypersonics (Интегрированные гиперзвуковые системы), изменившая в июле 2013 г. требования к дальности полета оружия с глобальной на среднюю [6, с. 58–59].
Более того, в июле 2014 г. американский конгресс утвердил законопроект, призывающий президента США «провести программу исследований и разработки наземной крылатой ракеты и баллистических ракет наземного базирования, в том числе путем изменения существующих американских военных возможностей, на диапазон между 500 и 5 500 километров» и рассмотреть варианты их развертывания на зарубежных военных базах [10, p. 25].
Следуя этому закону, в июле 2014 г. Государственный департамент США опубликовали доклад «О соблюдении международных соглашений в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения за 2013 год», где в очередной раз осуществлена попытка дискредитировать Россию путем обвинения в нарушениях Договора РСМД. Это привело к тому, что Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) заявило, что высказанные в докладе претензии — это «каталог надуманных придирок к другим без единой серьезной попытки «посмотреть на себя в зеркало» [11].
Через месяц после этого (25 августа 2014 г.) состоялось второе испытание РПС AHW. На этот раз пуск состоялся со стартового комплекса Кадьяк (о. Кадьяк, Алеутские острова), и, преодолев расстояние более 6000 км, РПС должна была поразить цель на Ракетном полигоне имени Рейгана. Однако в результате обнаружения сбоя в оборудовании было принято решение прервать испытание путем самоуничтожения. После этого испытание подобной системы под эгидой ВМС США, которое должно было состояться в том же году, так и не состоялось [12]. Отсюда следует, что единственный успешный пуск в ходе разработки оружия, способного решить задачи НБГУ, осуществлен ракетой средней дальности наземного базирования.
Затем 11 сентября 2014 г. состоялись российско-американские консультации, ориентированные исключительно на проблемы соответствия двух стран Договору РСМД, где США снова обвинили Россию в его нарушении, не приводя доказательств по этому поводу. Российская сторона в очередной раз была обвинена в испытании ракеты РС-26 «Рубеж». Кроме того, США начали высказывать мнение, что Россия разрабатывает некие крылатые ракеты наземного базирования, выходящие за рамки Договора РСМД.
Затронул этот вопрос и закон о бюджете на национальную оборону на 2015 ф. г., в котором министерству обороны США предписывалось предоставить в американский конгресс возможные ответные меры на нарушение Россией Договора РСМД [10, p. 25].
Данный закон привел к тому, что представители оборонного ведомства США начали призывать нарушить данный Договор. Так, под предлогом угрозы со стороны российских ракет средней дальности первый заместитель министра обороны США по политике Б. Макенон, выступая 10 декабря 2014 г. в американском конгрессе, предложил развернуть аналогичные системы и другой военный потенциал в Европе и Азии. Данные предложения были оформлены министерством обороны США в виде доклада и направлены в Белый дом. При этом их содержание было засекречено [13].
Следующий закон о бюджете на национальную оборону на 2016 ф. г. призывал оборонное ведомство США не только к исследованию потенциальных вариантов, но и к созданию плана развития возможного контрсилового противодействия наземным баллистическим ракетам средней дальности и возможному ответному удару [10, p. 25]. Также бюджет 2016 ф. г. поддержал разработку новой ракеты средней дальности для реализации программы AHW [14, p. 20].
Стоит обратиться к Докладу «Концепция неядерного быстрого глобального удара и баллистические ракеты большого радиуса действия: справочный материал и выводы», изданному 2 октября 2015 г., в котором специалист по ядерным вооружениям исследовательской службы конгресса США Э. Вульф рекомендует осуществить передовое базирование средств глобального удара. Для этого она предлагает разместить ракеты средней дальности типа AHW на территории островов Гуам и Диего-Гарсия, а также на Аляске. Вместе с этим предложением, которое нарушает условия Договора РСМД, в докладе утверждается, что «Договор больше не может накладывать ограничения на планы США по разработке и внедрению систем промежуточной дальности», так как США «заявили о нарушении требований этого Договора Россией» [14, p. 38].
Серьезность этих заявлений подтверждается еще и тем, что вслед за этим 13 октября 2015 г. тем же специалистом для конгресса США был подготовлен доклад «Соблюдение Россией Договора РСМД: справочный материал и выводы для конгресса». Среди прочих рекомендаций, описанных в этом докладе, рассматриваются варианты выхода из Договора, а также активизация разработки новых ракет средней дальности [10, p. 21–31].
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что обвинения со стороны США о нарушении Договора РСМД, звучавшие в адрес России, связаны с провалом концепции создания гиперзвукового высокоточного оружия межконтинентальной дальности и нацелены исключительно на создание и размещение своих ракет, попадающих под запрет этого Соглашения.
Тот факт, что США длительное время под видом реализации программы НБГУ испытывали РПС средней дальности наземного базирования в нарушение Договора РСМД, позволяет российской стороне потребовать от США ликвидировать разработки, осуществленные в рамках проекта AHW, даже если это перспективное оружие достигнет межконтинентальной дальности. Так, пункт 7 статьи VII Договора о РСМД гласит: «Если пусковая установка была испытана для запуска баллистической ракеты наземного базирования или крылатой ракеты наземного базирования, то все пусковые установки этого типа рассматриваются как испытанные для запуска баллистической ракеты наземного базирования или крылатой ракеты наземного базирования».
Однако приведенный автором анализ показывает явную подготовку США к денонсации Договора РСМД со стороны как законодательной, так и исполнительной власти. В связи с этим необходимо провести ряд мер:
- Дополнить дипломатические заявления со стороны представителей МИДа России призывами к США о необходимости в ходе реализации концепции НБГУ вернуться в рамки Договора РСМД.
- Довести до общественности, что США подрывают основы европейской безопасности, делая это необоснованно.
- Исследовать возможные военные ответы со стороны Вооруженных сил Российской Федерации на развертывание систем средней дальности США.
Список литературы и источников
- Десять лет без Договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях: Науч. докл. / [Рогов С. М. и др.]. М., 2012.
- Ульянов М.И. Выступление в Первом комитете 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках общеполитической дискуссии. Нью-Йорк, 2014. 8 октября. URL: http://www.mid.ru/web/guest/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/717542 (дата обращения 11.12.2015 г.).
- Jumper J. Final Mission Need Statement. “Prompt Global Strike” // U.S. Air Force 2003. 2 May.
- Woolf A.F. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues // Congressional Research Service. 2014. 5 May.
- Quadrennial Defense Review Report / U.S. Department of Defense. Febr. 6, 2006. URL: http:// www.defense.gov/qdr/report/report20060203.pdf (дата обращения: 29.01.2016 г.).
- Эктон Дж.М. Серебряная пуля? Правильные вопросы о «неядерном быстром глобальном ударе» / Под ред. Е. Мясникова. М., 2014.
- Norris G. Telemetry Lost During Hypersonic Test Flight // Aerospace Daily & Defense Report. 2011. 12 August. URL: http://aviationweek.com/awin/telemetry-lost-during-hypersonic-test-flight (дата обращения: 29.12.2015 г.).
- США испытали гиперзвуковую бомбу // Лента.Ру. 2011. 18 ноября. URL: http://lenta.ru/ news/2011/11/18/ahw/ (дата обращения: 27.12.2015 г.).
- Bolton J., Yoo J. An Obsolete Nuclear Treaty Even Before Russia Cheated // The Wall Street Journal. 2014.09.09. URL: http://www.wsj.com/articles/john-bolton-and-john-yoo-an-obsoletenuclear-treaty-even-before-russia-cheated-1410304847 (дата обращения: 12.01.2016 г.).
- Woolf A.F. Russian Compliance with the Intermediate Range Nuclear Forces (INF) Treaty: Background and Issues for Congress // Congressional Research Service. 2015. 13 October. URL: http://fas.org/sgp/crs/nuke/R43832.pdf (дата обращения: 06.02.2016 г.).
- Комментарий МИД России по докладу Госдепартамента США о соблюдении соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения // МИД России. 2014. 1 августа. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/ newsline/8996B89E6073B2EC44257D2700610959 (дата обращения: 06.02.2016 г.).
- Сычев В. С Кадьяка по Кваджалейну // Лента.Ру. 2014. 26 августа. URL: https://lenta.ru/ articles/2014/08/26/ahw (дата обращения: 05.02.2016 г.).
- Gertz B. Pentagon Considering Deployment of Nuclear Missiles in Europe // The Washington Free Beacon. 2014. December 11. URL: http://freebeacon.com/national-security/pentagonconsidering-deployment-of-nuclear-missiles-in-europe/ (дата обращения: 05.02.2016 г.).
- Woolf A.F. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues // Congressional Research Service 2015. 2 October. URL: http://news.usni.org/wpcontent/uploads/2015/11/R41464_2.pdf#viewer.action=download (дата обращения: 07.02.2016 г.).