Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 2. С. 17–17.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 17–17.
УДК: 94(574) «1941/1945»
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-2-17-17
Поступила в редакцию: 10.02.2023 г.
Опубликована: 02.05.2023 г.
Submitted: February 10, 2023
Published online: May 2, 2023
Для цитирования: Аккузинов А.К. Административно-политическое устройство СССР и Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №2(35). С. 17-17.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-17-17.
For citation: Akkuzinov A.K. Administrative and political structure of the USSR and the Kazakh SSR during the Great Patriotic War. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(2):17-17. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-17-17.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Оригинальная статья
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СССР
И КАЗАХСКОЙ ССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аккузинов Асет Кайролдинович 1, 2
1 Вооружённые Силы Республики Казахстан,
г. Астана, Республика Казахстан,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
2 Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил РФ,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Аннотация:
Начало любой войны не предполагает остановку деятельности госорганов страны, а напротив вдвойне повышает их роль и ответственность за всестороннее обеспечение противостояния противнику. Поэтому интерес исторической науки к устройству государственной системы, порядку взаимодействия госорганов проявлялся всегда, в последнее время особенно. Показать структуру государственного устройства Казахской ССР, порядок организации ее работы с органами госуправления СССР в годы Великой Отечественной войны и значение этой деятельности для достижения Победы Советского Союза над Германией, является целью публикации. Опираясь на информационные материалы статистического характера, публикации советских, казахстанских и российских авторов, сведений Архива Президента Республики Казахстан, Государственного архива Республики Казахстан раскрывается устройство административно-политической системы Казахской ССР и результаты деятельности органов госуправления с органами военного управления, нижестоящими партийными, исполнительными и общественными организациями республики в годы Великой Отечественной войны. Сформулированы выводы о результативности проводимой работы органами государственного управления Казахской ССР, ставшими определенным вкладом Казахстана в достижение Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: СССР, Государственный Комитет Обороны, Казахстан, Конституция, Великая Отечественная война, органы государственного управления, Коммунистическая партия, Центральный комитет (ЦК), Военный отдел, Казахский военный комиссариат
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с организацией государственного устройства Союза Советских Социалистических Республик, как страны с совершенной структурой его госаппарата, умелой организацией работы военно-политическим руководством Союза ССР от центра к её окраинам – союзными республиками, позволившего одержать победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. всегда были во внимании ученых историков и политиков. В разные годы к этой теме обращались советские исследователи, а позже российские и казахстанские авторы: В.Л. Петров [1]; В.Д. Данилов [2]; Н.С. Байкалов [3], Е.Ю. Бондаренко [4]; Л.К. Бакаев [5]; Н.И. Ващенко, М.К. Козыбаев [6]; К. Аманжолов, А.Б. Тасбулатов [7]. Эта тема и сегодня на фоне геополитической обстановки в мире остается одной из часто обсуждаемых. В этой связи рассмотрим некоторые элементы структуры органов госуправления СССР и в целом Казахской ССР, а также порядок их взаимодействия на различных уровнях госуправления и общественных организаций непосредственно в годы войны.
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА СССР
Введение военного положения в стране и начало боевых действий потребовало и усиления законодательства за воинские преступления. Так, Наркоматом юстиции СССР в речных, морских бассейнах, на железных дорогах, армиях, гарнизонах до бригады включительно были созданы военные трибуналы и Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено соответствующее Положение [8], что расширило права военных трибуналов. В корне пересмотрен порядок рассмотрения дел: теперь приговоры, выносимые трибуналом, не подлежали протестам и жалобам, а приводили их в исполнение на месте [4].
Великая Отечественная война положила начало решению политическим руководством Советского государства стратегических задач – переводу народного хозяйства страны на работу в условиях военного положения, развертыванию Вооруженных Сил до штатов военного времени. Вследствие этого существенно изменились условия деятельности госорганов Союза ССР. Укрепление государственной власти центром становится конституционной нормой, а исполнение решений руководства страны союзными республиками обязательным требованием по определению. С началом войны ЦК ВКП(б) сконцентрировал на себе практически все административные и хозяйственные функции слившись с органами госуправления [3, с. 195].
В начальный период войны создается Государственный Комитет Обороны (ГКО) Союза Советских Социалистических Республик (30 июня 1941 г.) [9], а возглавил его И.В. Сталин. Полномочия ГКО были практически неограниченными, и такая реорганизация госуправления являлась высшей степенью централизации власти в стране.
Постановлением СНК Союза ССР значительно расширились права народных комиссариатов, нацеленные на оперативное решение вопросов, курируемых направлений в условиях военного положения [10]. Согласно постановлению, наркоматы могли самостоятельно производить распределение, перераспределение материальные ресурсов, принимать решения по пуску в эксплуатацию строящихся предприятий в целом или частично, выделять средства на восстановление предприятий и жилого фонда, разрушенных боевыми действиями [4, с. 97].
В условиях высокой потребности военной техники и вооружения создаются новые комиссариаты. Почти одновременно были образованы два наркомата: в сентябре 1941 г. – Народный комиссариат танковой промышленности; месяц спустя – наркомат минометного вооружения.
Активно велась мобилизация трудоспособного населения. Эта работа была поручена вновь созданному в 1942 г. Комитету по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. Органы его управления были созданы при исполкомах краев и областей. Несмотря на чрезмерную перегрузку моральных и физических сил простого народа и его руководителей, создание этих подразделений органов госуправления страны обеспечило промышленную отрасль необходимыми кадрами. Контроль организации столь масштабной работы осуществляло Главное управление государственными трудовыми резервами.
Важным органом в начале войны стал Совет по эвакуации при ГКО, который возглавил 24 июня 1941 г. Н.М. Шверник. В октябре того же года образован Комитет по эвакуации промышленных товаров и предприятий промышленности, Комитет по эвакуации продовольственных запасов. В дальнейшем были образованы: Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии; Комитет по разгрузке транзитных грузов; Комитет транспорта.
Контролем и координацией деятельности широких полномочий наркоматов оборонно-промышленного комплекса, составлением ежемесячных, квартальных планов и отчетов, а также подготовкой проектов решений председателя ГКО занималось образование в декабре 1942 г. Оперативное бюро ГКО СССР. В его состав вошли: В.М. Молотов – председатель; Л.П. Берия, Г.М. Маленков и А.И. Микоян, которые являлись постоянными членами бюро.
Централизованная система госуправления, вновь созданные чрезвычайные органы власти осуществляли свою деятельность с упором на комсомольские, профсоюзные, кооперативные и ряд других общественных организаций.
Претерпело трансформацию отношение государства к Русской Православной Церкви. Создается и Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. Пересмотрены взгляды и к другим религиям республик Союза ССР. В какой-то мере все это имело свои положительные результаты, так как во все времена для победы человеку необходима вера, а без веры он не способен к подвигам и героизму. Также это время ознаменовано закрытием антирелигиозных печатных изданий, роспуском «Союза воинствующих безбожников», восстановлением патриаршества, введением в систему государственных наград ордена Святого благоверного великого князя Александра Невского и обращением к образу Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
Особая массовая подготовка военно-обученного резерва развернулась в отделениях Осоавиахима, Красного Креста, организациях физической культуры страны.
В процессе увеличения численности органов госуправления (наркоматов, комитетов, советов и др.), максимальной централизации власти, назрела необходимость пересмотра системы управления госаппаратом. В этой связи в заключительном периоде войны (1944-1945 гг.) зарождаются новые тенденции государственного устройства. Руководство страны за годы войны ощутила громоздкость и сложность госуправления на географически обширных территориях Советского Союза. Поэтому Верховным Советом СССР принимается решение о расширении прав и функций республиканского управления и подписывается соответствующий Закон [11]. Он предоставлял право республикам Союза ССР вести международную политику в интересах страны и заключать с различными государствами соглашения по важным аспектам своей деятельности [3, с. 195], создавать войсковые формирования республик ССР. Согласно закону, были внесены соответствующие изменения в статью 18-б Конституции СССР, касающиеся полномочий республик [12]. Верховные Советы союзных республик внесли изменения в свои конституции, учредили народные комиссариаты обороны и назначили наркомов.
Рассмотренные изменения в системе военно-государственного управления СССР имели существенное значение для работы органов государственного и военного управления в союзных республиках, в том числе Казахской ССР. Как и в предвоенные годы, общее взаимодействие работы органов государственного управления СССР и Казахской ССР осуществлялось через Постоянное Представительство Казахской ССР при Совнаркоме Союза ССР в г. Москве, состоявшей из десяти штатных единиц. Численность Постоянного Представительства утверждалась Государственной штатной комиссией при Совете Народных Комиссаров Союза ССР [13]. Реализация же принимаемых решений центром осуществлялась непосредственно уже на уровнях районного, городского, областного и республиканского масштабов Казахской Республики.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР В ГОДЫ ВОЙНЫ
Органы государственного управления Казахской ССР в годы войны оставались в той же структуре: Верховный Совет Казахской ССР; Президиум Верховного Совета Казахской ССР; Совет Народных Комиссаров; 10 республиканских наркоматов, подчиненных соответствующим союзным наркоматам СССР; исполнительные комитеты областей, городов, районов, находившиеся в двойном подчинении – Совета и вышестоящего исполкома.
НАРКОМАТЫ КАЗАХСКОЙ ССР В ГОДЫ ВОЙНЫ
Работа наркоматов Казахской ССР в годы войны была направлена на обеспечение предприятий оборонной промышленности Союза сырьем и продовольствием частей и соединений Красной армии. Особенно активное развитие получила угледобывающая, нефтяная, отрасли местной промышленности, цветная металлургия и обработка. Например: показатели Наркомата мясной и молочной промышленности по выполнению Госплана на 1943 г. уже к 1 августа 1943 г. составили: по заготовке лошадей 92,7%, крупно-рогатого скота 90,5%, свиней 74%, овец и коз 99,8% [14]; показатели Народного комиссариата текстильной промышленности за 1943 г.: шинели суконные 96,6%, гимнастерки х/бумажные 96,3%, ремни ружейные 110,4%, сумки патронные 165,1% и т.д. В целом, приводя пример показателей деятельности наркоматов Казахской ССР, необходимо отметить доклад заведующего промотделом ЦК КП(б)К В.Петрушко на имя Н.А. Скворцова, первого секретаря Компартии Казахстана от 8 января 1944 года. Цифровые показатели содержания данного доклада приведены в таблице 1 [15].
Таблица 1
Итоги выполнения плана 1943 года по валовой продукции
промышленными наркоматами и ведомствами КазССР
Приведенные в таблице сведения дают представление о результативности работы наркоматов Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны по выполнению планов народного хозяйства, определяемых народными комиссариатами СССР. Особенно высокие показатели были у Наркомместтопа, что объясняется активной разработкой и добычи нефти в западных регионах Казахстана и ее поставками на нефтеперерабатывающие комбинаты, топливом которых напрямую обеспечивались части Красной армии на фронте [16].
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СУДЫ КАЗАХСКОЙ ССР
Значительно претерпела изменения судебная система республики. Действовали введенные в начале войны специальные суды, создаваемым постановлениями Верховного Совета СССР. Специальными судами в Казахстане являлись линейные суды железнодорожного транспорта, водного транспорта и военные трибуналы, рассматривавшие исключительно уголовные дела. В соответствии с требованиями военного времени сократились сроки рассмотрения судебных дел и сроки приведения в исполнение приговоров. Действовали требования за нарушение трудовой дисциплины вплоть до уголовной ответственности за опоздание, отсутствие на рабочем месте более двадцати минут и прогулы.
Данные преобразования и усиление законодательства были продиктованы военным положением в стране и республике, а также упразднением основ самостоятельного республиканского законодательства и нормотворческой деятельности. В соответствии с принятой накануне войны Конституцией Казахской ССР, прерогатива создания основ законодательства относилась к компетенции союзного Наркомата юстиции и продолжала действовать весь период Великой Отечественной войны.
КАЗВОЕНКОМАТ
Органом военного управления Казахской ССР в годы войны являлся Военный Комиссариат Казахской ССР (Казвоенкомат).Он взаимодействовал с командованием Среднеазиатского (САВО), Уральского (УрВО) и Южно-Уральского (ЮжУрВО) военных округов, в зоне ответственности которых находилась территория Казахской ССР. Вышестоящим органом для Казвоенкомата являлось Главное управление формирования и укомплектования войск (Главупраформ) ГКО СССР, выведенное с началом войны из состава Генштаба и состоявшее из трех управлений: организационного, мобилизационного и укомплектования войск. Военные комиссариаты республики также работали в тесной связи с действовавшими в годы войны военными отделами, созданными на всех уровнях госуправления Казахстана: от районного до ЦК КП(б) республики.
ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КП(б) КАЗАХСТАНА
Военный отдел Центрального Комитета КП(б) Казахстана, созданный еще весной 1939 г., возглавлял П.Б. Алексеев. На уровне исполнительных комитетов областного, городского и районного масштабов военные отделы совместно с военными комиссариатами обеспечивали и контролировали деятельность организаций оборонно-массовой работы, спортивных, физкультурных организаций, а также, в рамках своих полномочий действовали во взаимодействии с другими отделами партийных органов [6, с. 62-73]. Например, вопросы идеологического воспитания, разъяснения программы партии о защите Социалистических интересов решались совместно с отделами пропаганды и агитации партийных коммунистов. Организация мобилизационной подготовки, формирование и всестороннее обеспечение вновь создаваемых частей и соединений Красной армии, их размещение, создание учебно-материальной базы пунктов военной подготовки (Всеобуч) требовало координации действий подразделений партийных и хозяйственных организаций.
Подготовка военно-обученного резерва была организовано в масштабе государства в обязательном порядке для всех граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет [17]. В свою очередь, ЦК КП(б) Казахстана в своем решении от 27 сентября 1941 г. четко определил задачи всем органам партийных, советских и комсомольских организаций республики по проведению военного обучения граждан. Как было отмечено выше, в годы войны военные отделы являлись координаторами всех структур госуправления Казахской ССР, занимавшихся мобилизацией, подготовкой военно-обученного резерва, формированием частей их подготовкой и отправкой на фронт. Военные отделы осуществляли шефство над военно-учебными заведениями, частями, госпиталями и др. военными организациями государства. Роль военных отделов существенно выросла. Так, кроме оказания помощи военным органам в их военно-мобилизационной деятельности, организации оборонно-массовой работы среди трудящихся и их военно-патриотического воспитания, в дни войны они совместно со всеми уровнями партийных комитетов Казахской ССР стали отвечать и за мобилизацию трудящихся на оказание всесторонней помощи Красной армии, сбору средств за защиту страны, теплых вещей, подарков, посылок и др. [6, с. 64].
Заведующий Военным отделом ЦК КП (б) Казахстана П.Б. Алексеевым в своем докладе Секретарю ЦК КП (б) Казахстана Ж. Шаяхметову отмечал, что всего Казахстаном с начала Великой Отечественной войны по состоянию на 1 мая 1945 г. мобилизовано и отправлено в Красную армию для работы в промышленности и на транспорте 1 896 520 человек, из них призвано:
1) а) в Красную армию – 1 196 164 чел.
б) в промышленность военкоматами – 309 342чел.
в) всего призвано в армию и промышленность военкоматами – 1 505 506 чел.
2) Мобилизовано в промышленность:
а) облисполкомами – 156 129 чел.
из них за пределы республики – 8896 чел.
б) спецпереселенцев НКВД – 125 053 чел.
из них за пределы республики – 111 053 чел.
в) призвано в школу ФЗО и РМУ – 109 832 чел.
Итого из народного хозяйства республики было изъято людских ресурсов – 1 896 520 чел.
Из общего количества призванных в РККА за период Великой Отечественной войны на территории Казахстана было сформировано 14 дивизий, из них 2 национальные кавалерийские дивизии и 7 бригад, из них 2 национальные бригады, кроме того за счет разбронированных военнообязанных было сформировано 7 батальонов автоматчиков [18]. За успешные боевые операции пять соединений получили звания гвардейских [19].
Всего с начала Великой Отечественной войны по 1 мая 1945 г. изъято из народного хозяйства и поставлено в РККА:
а) автомашин грузовых и специальных – 13 131 ед.;
б) автомашин легковых – 825 ед.;
в) тракторов гусеничных – 1 538 ед.;
г) лошадей – 110 428 гол.;
д) повозок – 16 215 ед.;
е) упряжи – 16 215 комп.
Со всеми сформированными в Казахстане воинскими частями, выбывшими на фронт, партийные, советские, общественные организации поддерживали систематическую письменную связь, вместе с этим практиковалась и живая связь, путем обмена делегациями.
Также организовывалась тесная связь с воинскими запасными частями, военными училищами, дислоцированными на территории Казахстана, которым оказывалась помощь в оборудовании казарм, в постановке политико-массовой работы среди личного состава путем выделения квалифицированных лекторов, докладчиков. Для шефства над воинскими частями прикреплялись коллективы фабрик, заводов, колхозов, совхозов [20].
В ответ на это воинские части оказывали большую помощь в строительстве Алма-Атинской ГЭС и колхозам в посеве и уборке урожая. Только за один 1944 г. на полях колхозов воинскими частями было выработано 50 520 трудодней и выполнены следующие сельхозработы:
а) скошено – 3051 га
б) за копнено – 2147 га
в) намолочено – 1241 центнер
г) вывезено – 2900 тонн.
Кроме того, было выделено на ремонт тракторов и сельхозмашин механиков – 29, трактористов – 369 и других специалистов – 97 [21].
В 1945 г. за период посевной воинскими частями выработано 41 919 трудодней и выполнено работ:
а) спахано и забороновано – 2221 га
б) засеяли – 1469 га
в) отремонтировано тракторов – 31
отремонтировано плугов – 72
отремонтировано сеялок – 32
отремонтировано культиваторов – 18
г) вывезено зерна и горючего – 1365 тонн.
Кроме того, для ремонта сельхозинвентаря и тракторов было выделено 20 механиков, 112 трактористов, 85 слесарей и 45 других специалистов.
Значительную помощь фронту оказали организации Осоавиахима. Ее членами проведена следующая работа:
1. Сверх планов колхозов было посеяно для обороны – 16 982 га.
2. С произведенного посева собрано и сдано в фонд Обороны – 376789 пуд.
3. Собрано продуктов в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов – 6321 пуд.
4. Собрано средств на боевую технику – 15584030 руб.
5. Сдано средств в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидам Великой Отечественной войны – 831268 руб.
6. Накошено сена в фонд Обороны – 387760 пуд.
7. Собрано вещей для Красной армии – 34669 штук.
8. Отправлено посылок на фронт – 4554 штук.
9. Добыто сверх плана в неурочное время: угля – 24173 тонны.
руды – 960 тонн.
10. Собрано металлолома – 13547 тонн [22].
Приведенные в отчете цифровые показатели дают представление о работе органов госуправления Казахстана в годы войны и являются результатом закономерных тенденций, к которым можно отнести:
1) ужесточение трудового законодательства страны с началом войны;
2) усиление контроля со стороны органов государственного управления над всеми сферами деятельности республики;
3) обязательное взаимодействие органов госуправления с военными округами с началом и в ходе войны;
4) повышение роли военных отделов республиканского, областного и районного уровней по организации исполнения постановлений ЦК ВКП(б) СССР и ЦКП(б) республики;
5) усиление массово-политической работы среди населения;
7) организации всеобщего обучения военному делу граждан Казахстана без отрыва от производства;
8) взаимодействие гражданского сектора народного хозяйства с частями Красной армии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с началом и в ходе Великой Отечественной войны административно-командная система Союза Советских Социалистических Республик зарекомендовала себя как система, имеющая право на дальнейшее свое существование и эффективно работающая особенно в условиях обороны страны. Безусловно, в основном благодаря поддержке, патриотизму, самоотверженному энтузиазму советского народа система военно-государственного управления стала одним из источников и механизмов победы, использовавшей административные ресурсы по организации своей деятельности в полной мере. При этом было бы невозможным организовать такую колоссальную по современным меркам работу руководством госаппарата если сами руководители этой системы не были бы приверженцами и патриотами советской, коммунистической идеологии.
Одним из основных документов, определивших исторический ход стремительно развивавшихся событий, является директива, мобилизовавшая все силы и средства на разгром германских войск и ее сателлитов [23]. Она существенно расширила полномочия Совета Народных Комиссаров. Теперь задачи органов государственного управления всецело были ориентированы на обеспечение работы органов военного управления страны по снабжению Красной армии необходимой военно-промышленной продукцией. Усилилась роль Наркомата юстиции СССР, отвечавшего за работу законодательной и судебной системы страны. Он ужесточил ответственность за воинские преступления, разработав соответствующее Положение, и расширив полномочия военных судебных органов.
Важным аспектом управления государственной системой страны, безусловно, является создание Госкомитета обороны СССР. Одним из своих постановлений в условиях войны он наделил широкими полномочиями народные комиссариаты страны: распределять государственный материальный резерв; принимать решения на запуск в эксплуатацию строящихся промышленных и оборонных предприятий. Именно этот документ дал существенную инерцию дальнейшей реализации планов незавершенной третьей пятилетки – индустриализации Восточных регионов страны и Казахстана.
С началом войны стало актуальным создание ряда совещательных органов, в том числе Совета по эвакуации, образованного уже через два дня после начала войны, впоследствии получившей статус Комитета. Этот опыт в дальнейшем распространился и на другие жизненно-важные направления госаппарата, в том числе создание ряда комитетов: транспорта, продовольственного снабжения, вещевого снабжения Красной армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов и др.
Проводимая в предвоенный период деятельность общественных организаций Осоавиахима, Красного Креста, организаций физической культуры активизировалась, а обучение военному делу (Всевобуч) обрело массовый характер и к данной работе было привлечено практически все взрослое население СССР.
Органы государственного управления Казахской ССР, в годы войны находившиеся в единой государственной системе СССР, перестроились к работе в условиях военного времени. Их деятельность в рамках действующего законодательства страны и строго разграниченных функций высшими органами союза установила тенденции, описанные нами выше. Эти тенденции, в определенном смысле и стали основой, заложенной для достижения победы СССР над Германией. Сведения архивных документов говорят о результативности выполнения планов народного хозяйства СССР народными комиссариатами Казахстана. Меры по ужесточению трудового законодательств позволили мобилизовать труд не только взрослого населения республики, но и молодежи не достигшей совершеннолетия. Трудности в организации производства с началом Великой Отечественной войны усугублялись недостатком рабочей силы. В исследуемый период мобилизации и призыва в Красную армию из народного хозяйства республики военными комиссариатами Казахской ССР изъято 1 896 520 человек, в том числе мобилизованные для строительства и обеспечения жизнедеятельности объектов оборонного значения [24].
Было организовано взаимодействие КП(б) Казахской ССР с военными округами, развернута активная работа военных отделов республиканского, областных, городских и районных исполкомов, всеобщее военное обучение граждан Казахстана без отрыва от производства. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что организационные формы вневойсковой (всевобуч) и войсковой подготовки (запасные части и соединения внутренних военных округов) были основными способами и формами создания военно-обученного резерва Красной армии, который ГКО использовал как источники стратегических резервов.
Казахской ССР была отведена особая роль – республики, которая в результате экономических и военных реформ стала надежным тылом, обеспечивавшим экономическую и военную составляющую СССР. Принятые руководством страны меры в период Великой Отечественной войны по перестройке административно-политического аппарата страны и Казахской ССР для работы в условиях военного времени позволили вести слаженную работу по управлению институтами государства, направленную на достижение Победы Советского Союза в 1945 году над Германией.
Описанный период для современного Казахстана имеет важное историческое значение. Опыт, полученный руководством Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны, по организации людских масс на самоотверженный труд при ужесточении трудовой дисциплины, реализации исполнительных и контрольных функций органами госуправления на всех ее уровнях от ЦК до района включительно, был основан на идейных и патриотических чувствах советских граждан. Уроки, извлеченные из полученного опыта, должны стать для современного административно-политического истеблишмента ориентиром для организации госуправления, направленного на обеспечение экономической и военной безопасности государства, сохранения и защиты исторической правды о Великой Победе народов СССР над фашизмом.
Список литературы
- Петров В.Л. Особенности политической системы перед войной. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Книга первая. Суровые испытания. М.: Наука, 1998. 544 с.
- Данилов В.Д. Развитие органов руководства Советскими Вооруженными Силами в Великой Отечественной войне. Подвиг народа. М., 1981.
- Байкалов Н.С. История государственного управления в России: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 282 с.
- Бондаренко Е.Ю. История государственного управления России: учеб. Дальневосточный государственный университет – Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. Владивосток, 2001. 118 с.
- Бакаев Л.К. Политика военного строительства в Республике Казахстан. Институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. Автореф. дисс. д-ра политич. наук. Алматы, 1996.
- Ващенко Н.И., Козыбаев М.К. Военные отделы партийных органов в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории КПСС. 1982. № 6. С.62-73.
- Тасбулатов А.Б., Аманжолов К. Военная история Казахстана. Очерки. Алматы: Рауан, 1998. 176 с.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий» // Сайт: «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 03.02.2023)
- Совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), и СНК СССР от 30 июня 1941 г. «О создании Государственного Комитета Обороны СССР» // Сайт: «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 03.02.2023)
- Постановление СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» // Сайт: Электронная библиотека исторических документов». - URL: https://clck.ru/33SMm4 (дата обращения: 03.02.2023)
- Закон Союза Советских Социалистических Республик от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании, в связи с этим Народного Комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат» // Сайт: «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 03.02.2023)
- Закон Союза Советских Социалистических Республик от 1 февраля 1944 г. «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании, в связи с этим Народного Комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат» // Сайт: «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 03.02.2023)
- Центральный Государственный архив Республики Казахстан. Фонд. 196. Опись. 3. Дело 1. Листы. 1-2.
- Архив Президента Республики Казахстан. Фонд 708. Опись 7.1. Дело 146. Л. 3.
- Архив Президента Республики Казахстан. Фонд 708. Опись 7.1. Дело 146. Л. 217.
- Архив Президента Республики Казахстан. Фонд 708. Опись 7.1. Дело 146. Л. 218.
- Постановление ГКО СССР от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении граждан Союза Советских Социалистических Республик» // Сайт: «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов». - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 03.02.2023)
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 34.
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 35.
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 36.
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 37.
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 38.
- Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков (извлечение). Сайт: Электронная библиотека исторических документов». - URL: https://clck.ru/33SMm4 (дата обращения: 03.02.2023).
- Архив Президента Республики Казахстан Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 34.
Информация об авторе
Аккузинов Асет Кайролдинович, докторант Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Аккузинов Асет Кайролдинович, e-mail: altinay_akku@mail.ru
HISTORY OF THE GREAT VICTORY
Original Paper
Administrative and political structure of the USSR and the Kazakh SSR
during the Great Patriotic War
Aset K. Akkuzinov 1, 2
1 Armed Forces of the Republic of Kazakhstan,
Astana, Republic of Kazakhstan,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
2 Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Abstract:
The outbreak of any war does not imply a halt in the activities of the state bodies of a country, but on the contrary, it doubles their role and responsibility for comprehensive support of the confrontation with the enemy. Therefore, the interest of historical science to the structure of the state system, the order of interaction of state bodies has always been manifested, in recent times especially. The aim of the publication is to show the structure of the state system of the Kazakh SSR, the order of its work with the state bodies of the USSR during the Great Patriotic War and the significance of this activity for achieving the victory of the Soviet Union over Germany. Based on statistical data, publications of Soviet, Kazakh and Russian authors, information of the Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, the State Archive of the Republic of Kazakhstan, the structure of the Kazakh SSR's administrative and political system and the results of state authorities' work with the military authorities, lower party, executive and public organizations of the republic during the Patriotic War is revealed. Conclusions are formulated on the effectiveness of the work carried out by the state administration bodies of the Kazakh SSR, which became a definite contribution of Kazakhstan to the achievement of victory for the USSR in the Great Patriotic War.
Keywords: USSR; State Committee of Defence; Kazakhstan, Constitution, Great Patriotic War, Bodies of State Administration, Communist Party, Central Committee, Military Department, Kazakh Military Commissariat
References
- Petrov V.L. (1998) Osobennosti politicheskoy sistemy pered voynoy. Velikaya Otechestvennaya voyna. 1941-1945 [Peculiarities of the political system before the war. The Great Patriotic War. 1941-1945]. – In: Voyenno-istoricheskiye ocherki. Kniga pervaya. Surovyye ispytaniya [Military-historical essays. Book 1. Severe trials]. – Moscow: Nauka, 1998. – 544 s. (In Russ.).
- Danilov V.D. (1981) Razvitiye organov rukovodstva Sovetskimi Vooruzhennymi Silami v Velikoy Otechestvennoy voyne. Podvig naroda. [Development of Soviet Armed Forces leadership in the Great Patriotic War. The feat of the people.] – Moscow: 1981. – S.170. (In Russ.).
- Baikalov N.S. (2010) Istoriya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [History of Public Administration in Russia]: ucheb. posobiye. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta [textbook. - Ulan-Ude: Publishing house of Buryat State University], 2010. – 282 s. (In Russ.).
- Bondarenko E.Y. (2001) Istoriya gosudarstvennogo upravleniya Rossii [History of Public Administration in Russia]: – ucheb. – Dalnevostochnyy gosudarstvennyy universitet [textbook - Far Eastern State University] – [Pacific Institute of Distance Education and Technology – Vladivostok], 2001. – 118 s. (In Russ.).
- Bakaev L.K. (1996) Politika voyennogo stroitelstva v Respublike Kazakhstan [Military Construction Policy in the Republic of Kazakhstan.] – Institut strategichesk. Issledovaniy pri Prezidente Respubliki Kazakhstan. [Institute for Strategic Studies under the President of the Republic of Kazakhstan] Avtoref. diss. doktora politich. nauk. [Doctor of Political Science thesis abstract]. Almaty 1996. (In Russ.).
- Vashchenko N.I., Kozybayev M.K. (1982) Voyennyye otdely partiynykh organov v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Military Departments of Party organs during the Great Patriotic War] // Voprosy istorii KPSS. 1982. № 6. S. 62-73. (In Russ.).
- Tasbulatov A.B., Amanzholov K. (1998) Voyennaya istoriya Kazakhstana. Ocherki [The Military History of Kazakhstan. Essays] – Almaty: Rauan, 1998. – 176 s. (In Russ.).
- Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 22 iyunya 1941 g. «Ob utverzhdenii Polozheniya o voyennykh tribunalakh v mestnostyakh. obyavlennykh na voyennom polozhenii i v rayonakh voyennykh deystviy» [Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of 22 June 1941 «On Approval of the Provisions on Military Tribunals in Localities Declared under Martial Law and in War Areas»] (In Russ.).
- Sovmestnoye postanovleniye Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR. TsK VKP(b). i SNK SSSR ot 30 iyunya 1941 g. «O sozdanii Gosudarstvennogo Komiteta Oborony SSSR» [Joint Resolution of the Presidium of the USSR Supreme Soviet, the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks and the USSR Council of People's Commissars of 30 June 1941 on the Creation of the USSR State Committee of Defence] (In Russ.).
- Postanovleniye SNK SSSR ot 1 iyulya 1941 g. «O rasshirenii prav narodnykh komissarov SSSR v usloviyakh voyennogo vremeni» [Resolution of the USSR Council of People's Commissars dated July 1, 1941 «On Expanding the Rights of the USSR People's Commissars in Wartime Conditions».] Sayt: Elektronnaya biblioteka istoricheskikh dokumentov». - URL: https://clck.ru/33SMm4 (data obrashcheniya: 03.02.2023). [Website: Electronic Library of Historical Documents». - URL: https://clck.ru/33SMm4 (date of reference: 03.02.2023).] (In Russ.).
- Zakon Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik ot 1 fevralya 1944 g. «O predostavlenii soyuznym respublikam polnomochiy v oblasti vneshnikh snosheniy i o preobrazovanii. v svyazi s etim Narodnogo Komissariata inostrannykh del iz obshchesoyuznogo v soyuzno-respublikanskiy Narodnyy Komissariat» [Law of the Union of Soviet Socialist Republics of 1 February 1944 «On granting the Union Republics powers in the field of foreign relations and on the transformation, in this connection, of the People's Commissariat for Foreign Affairs from an all-union to a union-republican People's Commissariat»] (In Russ.).
- Zakon Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik ot 1 fevralya 1944 g. «O sozdanii voyskovykh formirovaniy soyuznykh respublik i o preobrazovanii. v svyazi s etim Narodnogo Komissariata oborony iz obshchesoyuznogo v soyuzno-respublikanskiy Narodnyy Komissariat». [Law of the Union of Soviet Socialist Republics of February 1, 1944 «On the Creation of Military Units of Union Republics and on Transformation, in Connection Therewith, of the People's Commissariat of Defense from the All-Union to the Union-Republican People's Commissariat»] Sayt: «Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov». - URL: https://docs.cntd.ru/ (data obrashcheniya 03.02.2023). [Website: «Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents». - URL: https://docs.cntd.ru/ (accessed 03.02.2023).] (In Russ.).
- Tsentralnyy Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Kazakhstan. Fond 196. Opis 3. Delo 1. Listy 1-2. [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan. Fund 196. Inventory 3. Case 1. Sheets 1-2] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 7.1. Delo 146. L. 3 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 7.1. File 146. Sheet 3] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 7.1. Delo 146. L. 217. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 7.1. File 146. Sheet 217] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 7.1. Delo 146. L. 218. [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 7.1. File 146. Sheet 218] (In Russ.).
- Postanovleniye GKO SSSR ot 17 sentyabrya 1941 goda «O vseobshchem obyazatelnom obuchenii grazhdan Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik» [Decree of the USSR GKO of 17 September 1941 «On General Compulsory Education for the Citizens of the Union of Soviet Socialist Republics»]
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 34 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 34] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 35 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 35] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 36 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 36] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 37 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 37] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 38 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 38] (In Russ.).
- Direktiva Sovnarkoma SSSR i TsK VKP(b) ot 29 iyunya 1941 g. partiynym i sovetskim organizatsiyam prifrontovykh oblastey o mobilizatsii vsekh sil i sredstv na razgrom fashistskikh zakhvatchikov (izvlecheniye) [Directive of the USSR Council of People's Commissars and Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks of 29 June 1941 to party and Soviet organizations of front-line regions about mobilization of all forces and means to defeat fascist invaders (excerpt)] Sayt: Elektronnaya biblioteka istoricheskikh dokumentov». - URL: https://clck.ru/33SMm4 (data obrashcheniya: 03.02.2023). [Internet site: Electronic library of historical documents. - URL: https://clck.ru/33SMm4 (access date: 03.02.2023)] (In Russ.).
- Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Fond 708. Opis 9. Delo 114. L. 34 [Archive of the President of the Republic of Kazakhstan. Fund 708. Inventory 9. File 114. Sheet 34] (In Russ.).
Information about the author
Aset K. Akkuzinov, doctoral student of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Aset K. Akkuzinov, e-mail: altinay_akku@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 17–17.