Нацизм, неонацизм, Германия, Литва
Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
Выпуск 14. Детей продавали по три марки за ребенка, убивали прикладами винтовок или разбивали головы о стволы деревьев: зверства немецких нацистов и их литовских пособников
Сетевое издание «Наука. Общество. Оборона» продолжает серию публикаций о зверствах нацистов на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Поскольку предыдущие публикации о преднамеренных убийствах и издевательствах немецко-фашистских захватчиков над советским гражданами в Жестяной Горке, Ейске, Московской области и Украине выявили живой интерес у читателей, в том числе в социальных сетях, мною был предложен и выбран для реализации в рамках конкурса «Лидеры России 2020» (задание «Сердце лидера») проект «Никто не забыт, ничто не забыто!». Важно, что его поддержали своими голосами и участники конкурса.
Литва́ (лит. Lietuva), Лито́вская Респу́блика – Литовская ССР в годы Великой Отечественной войны – также, как и Украина сейчас суверенное государство, где все громче и чаще говорят о советской довоенной и послевоенной «оккупации», не имеющей ничего общего с исторической действительностью, при этом пособничают неонацизму, возрождению культа нацистских преступников.
В стране установлено много памятников участникам Холокоста и другим нацистским преступникам. Их именами названы улицы, площади, школы, даже воинские части. Например, батальон имени Юозаса Виткуса, который принимал участие в уничтожении евреев на территории Литвы.
Широко известны и другие преступники: Йонас Норейка-Генерал Ветра, Йонас Жемайтис-Витаутас, Юозас Крикштапонис, Йонас Мисюнас-Зеленый Дьявол, Бронюс Лиесис-Нактис, Адолфас Раманаускас-Ванагас, генерал Повилас Плехавичюс, гитлеровские диверсанты Антанас Случка-Шарунас и Антанас Старкус-Монте. В 1940-ых они убивали евреев, а позже – советских военнопленных. С 1944 года они состояли в рядах «лесных братьев», вооруженном формировании, которое зачастую прибегало к террористическим методам борьбы.
Проходят крупные мероприятия неонацистского толка. Например, каждое лето в июле идет поход «По тропам Зеленого Дьявола», в котором участвует по 2000 и более человек. Это мероприятие поддерживает Министерство охраны края Литвы. Поход посвящен памяти известного нацистского преступника, участника Холокоста Йонаса Мисюнаса-Зеленого Дьявола. Между литовскими неонацистами и украинскими бандеровцами (из «Азова», «Айдара») существует тесные связи.
При этом в Литве почему-то умалчивают факты геноцида на своей земле, который осуществляла немецкая власть и их пособники-литовцы в 1941 – 1944 годах. Между тем на литовской земле эти зверства имели весьма изощренный характер.
Один из таких фактов – продажа детей, по три марки за каждого ребенка!
Из спецсообщения НКГБ СССР от 15 сентября 1943 г., полученного из района г. Вильнюс Литовской СССР, известно следующее:
«17 июля с.г. [1943] немцы привезли из города Смоленска на ст. Подбрадзе [Пабраде, Pabrade] (Литва) три вагона детей в возрасте до 12 лет, которых начали продавать по три марки за каждого ребенка.
В течение дня там было продано три мальчика. Четырехлетнего мальчика по имени Толя (фамилия неизвестна), сестра которого увезена в Германию, купила портниха ЕВСЕЕВА Мария, проживающая в г. Подбрадзе [Пабраде, Pabrade], на улице Свенцянской.
Аналогичная торговля имеет место в г. Вильнюс, где немецкая ортскомендатура производит продажу детей совершенно открыто».
Согласно другим архивным данным (Спецзаписка управления контрразведки «СМЕРШ» 1-го Прибалтийского фронта от 3 октября 1944 г. «О злодеяниях немцев и их пособников, учиненных над советским гражданами на территории Литовской ССР за период 1941 – 1944 гг.»), органами контрразведки «СМЕРШ», следствием и работой судебно-медицинских экспертных комиссий доказана преступная деятельность немецких оккупантов и их пособников-предателей литовских националистов, которые систематически истребляли советских граждан.
Установлено не менее 11 варварских расстрелов советских граждан, учиненных литовскими националистами по указанию немецкого командования с июля 1941 г. по ноябрь 1943 года. Немцами и пособниками нацистской Германии массово убиты (расстреляны) в Литве не менее 9950 мирных жителей, в том числе не менее 815 детей, а также не менее 38 тыс. военнопленных.
С первых же дней оккупации немцами гор. Шауляй по приказу немецкого командования были арестованы все лица, лояльно настроенные к советской власти. Арестованные были помещены в шауляйскую тюрьму по 70-80 чел. в камеру, которая рассчитана на 18-20 человек. Первые дни арестованные совершенно не получали пищи и воды, ежедневно подвергались зверским издевательствам: у стариков отрезали бороды, арестованных заставляли танцевать на тюремном дворе, сопровождая это избиением. По истечении 6 недель около 900 человек арестованных были расстреляны.
В то время комендантом являлся немецкий офицер КРАУЗЕ, известный своими зверствами и жестокостью по отношению к заключенным.
В Шауляе было сосредоточено в лагерях около 40 тыс. военнопленных, которые сотнями умирали от голода и болезней. Ослабевших военнопленных немцы пристреливали прямо на улицах города. В начале октября 1941 г. были отобраны наиболее слабые военнопленные, которых немцы доставили к месту расстрела в район около аэродрома на тележках, запряженных пленными бойцами. Расстрел производился на глазах последних. Зимой 1942 года трупы расстрелянных и замученных военнопленных были сожжены.
Всего к февралю 1942 года было истреблено около 38 тыс. военнопленных.
В конце сентября 1941 года литовскими националистами под непосредственным руководством начальника Жагарской полиции КРУТУЛИСА, руководителя антисоветской националистической организации «немецких активистов» КРУНШАСА, помещика-адвоката КУЛОКШАЯ по указанию шауляйского гебитскомиссара ГЕВЕКЕ в местечке Жагаре был произведен зверский расстрел 5000 советских граждан.
Накануне расстрела в местечке Жагаре был опубликован приказ, согласно которому советским гражданам было предложено явиться на площадь к 7 часам утра якобы для ознакомления с какими-то инструкциями немецкого командования о поведении на работе.
30 сентября 1941 года, когда на площади собралось около 5000 человек, представитель немецких властей объявил, что все собравшиеся направляются к новому месту работы, что им не грозит никакая опасность. После окончания выступления собравшиеся на площади советские граждане были окружены штурмовиками и расстреляны на месте из пулеметов и винтовок. Трупы расстрелянных, раненых, а частично живые люди всех возрастов обоего пола закапывались в заранее заготовленные ямы на территории городского парка.
Жага́ре (лит. Žagarė, устар. рус. Жагоры), еврейское кладбище
Жагаре – вишневая столица Литвы. Знают ли участники ежегодного международного Вишневого фестиваля в Жагаре, что на этой ныне плодоносной земле происходило в 1941 году? Земле, кровь с которой собирала пожарная команда… В начале июля 1941 г. все евреи Жагаре были заключены в гетто, куда были доставлены евреи из соседних населенных пунктов. Расстрелянные 30 сентября и 2 октября 1941 года советские граждане были похоронены во рвах в Нарышкинском парке. Не случайно население Жагаре до сих пор составляет лишь 2000 человек, а довоенные кладбища заброшены и полуразрушены.
Одежду и ценности расстрелянных убийцы делили тут же около могил. В результате расстрела на площади в местечке Жагаре образовалась огромная лужа крови, для уборки которой и очистки площади была специально вызвана из города Шауляй пожарная команда.
Волна расстрелов советских граждан прокатилась по всем местечкам Литовской ССР, в результате которых были расстреляны десятки тысяч людей, в том числе женщин, стариков и детей.
Органами «СМЕРШ» 1-го Прибалтийского фронта арестовано 4 человека непосредственных участников жангарского расстрела – активные литовские националисты: ПЛЕКАВИЧУС, ЯНИЦСКАС, ГЕРИКАС и СТОЧКУС. Один из перечисленных арестованных – ПЛЕКАВИЧУС, принимал участие в расстреле 47 советских граждан в местечке Жагаре в конце августа 1941 года.
Расстрел был произведен на западной окраине местечка. Перед расстрелом ожидавшие его были положены на землю, после чего убийцы вырыли могилу. Затем пригнанных для расстрела советских граждан раздевали догола и по 4 человека расстреливали. Когда расстреляли первых 4-х человек, то остальные начали кричать и молить о пощаде, за что двое были расстреляны прямо в толпе. После этого, боясь, что их будут расстреливать на месте и не похоронят, остальные осужденные шли по 4 человека тихо, без крика и мольбы о пощаде.
В августе 1941 года в Ляудишском лесу, около города Шадов Шауляйского уезда было совершено еще одно злодеяние: в течение двух дней там было расстреляно около 700 человек советских граждан, которые до этого содержались в специально организованном концентрационном лагере в городе Шадов [Шедува́ (лит. Šeduva) –город в Радвилишкском районе Литвы].
По указанию немецкого командования в двадцатых числах августа 1941 года в Ляудишском лесу были подготовлены могилы, которые рыли согнанные насильно литовцы. Под руководством литовского националиста СЕНУЛИСА участники контрреволюционных групп, именовавшие себя «немецкими партизанами», начали свозить в лес советских граждан по 50-60 человек, где в пьяном виде расстреливали их.
Ударами прикладов и палок по головам и спинам несчастных жертв, зверским побоями, сопровождаемыми злобным глумлением, палачи согнали с автомашин, заставляли раздеваться до нижнего белья и ложиться в могилу лицом вниз, иногда в несколько рядов друг на друга.
Душераздирающие вопли женщин, плач детей и мольбы стариков о пощаде встречали со стороны убийц пьяный смех и новые надругательства. Детей также убивали прикладами винтовок или разбивали головы о стволы деревьев, после чего сбрасывали в яму.
Из числа непосредственных участников расстрела нами арестованы 7 человек: ЖУЛЬПА Кароль и Ионас, ПРОНЦКЕЙТИС Антонас, ПАЛИМАЙТИС Ионас, ЯНУШАУСКАС Игнас, АДУМАЙТИС Антонас и ШВЕГЖДА Феликсас.
В июле-сентябре 1941 года в Вакшайской волости Биржайского уезда бандитская группа, именовавшая себя «белыми партизанами», под руководством бывшего старшины волости МЕЙНЮЛЯС Злотас, по указанию немцев систематически уничтожала советских активистов и лиц, лояльно настроенных к советской власти, в результате чего было расстреляно около 500 человек.
Би́ржайский райо́н, Биржайское районное самоуправление; лит. Biržų rajono savivaldybė –муниципальное образование в Паневежском уезде на севере Литвы. Вакшайской волости на карте Литвы уже нет. В одном из поселков Биржайского района – Нямунеле Радвилишкас, где установлен памятник 970 погибшим советским солдатам с надписью «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины», поставили табличку с комментарием: «Записи советского времени не соответствуют исторической правде».
Мне, потомку советского воина-освободителя Литвы от нацистов и их пособников, не совсем понятны такие решения литовских властей в отношении однополчан моего деда, сложивших свои головы на территории Литвы в годы Великой Отечественной войны. Что именно не соответствует исторической правде?
Капанин Афанасий Яковлевич, участник Великой Отечественной войны,
в том числе освобождения Литвы в составе 1-й гв. ск 51-й А 1-го Прибалтийского фронта (дед Кикнадзе В.Г.)
Свои кровавые злодеяния немцы продолжали чинить до последних дней пребывания в Шауляе. Накануне отступления группа эсэсовцев под командованием оберштурмфюрера «СС» ШЕММЕ расстреляла 88 заключенных в тюрьме.
В отношении советских граждан еврейской национальности немцы и их пособники применяли особо изощренные зверства и надругательства. В сентябре 1941 года до 1500 человек евреев города Шауляй были помещены в синагоги, где содержались несколько дней без воды и пищи, затем все евреи были увезены в район местечка Бубий [Бубиай, Bubiai] и Кужей [Кужай, Kužiai] Шауляйского уезда, где после долгих пыток и издевательств расстреляны немецкими штурмовиками под руководством лейтенанта ПОЧАЛЬСКОГО, вахмистра ДИГУТА и лейтенанта-литовца КУЛОКША.
Оставшихся в живых евреев поместили в «гетто», где была проведена всеобщая регистрация. Через несколько дней, в середине сентября 1941 года, в «гетто» ворвались немецкие штурмовики во главе с ПОЧАЛЬСКИМ, отобрали около 400 человек стариков, которых затем расстреляли в районе местечка Кужей [Кужай, Kužiai].
При вторичной регистрации во второй половине сентября 1941 года все без исключения старые и больные евреи были расстреляны.
16 февраля 1942 года начальник «СД» города Шауляй ЧАРНЫЙ издал приказ, согласно которому еврейским женщинам категорически запрещалось рожать детей. В противном случае угрожалось расстрелом всей семьи, где будет новорожденный, а при повторении – полной стерилизацией всего мужского и женского населений «гетто».
В ноябре 1943 года по приказанию гауптштурмфюрера «СС» ФОРСТЕРА и его заместителя гауптшарфюрера «СС» ШЛЕФА у жителей всех «гетто», находившихся в Шауляйском уезде, были отобраны дети до 12 летнего возраста, общим числом около 815 человек, которые затем были расстреляны. В это же время комендант «гетто» местечка Окмяны [Акмяне, Akmenė] ДАУДЕЛЬ лично расстрелял на глазах родителей 10 еврейских детей.
После окончания Великой Отечественной войны в Литве были проведены следствие и судебные процессы по делу о зверствах и преступлениях литовских пособников нацистов, добровольно служивших в отрядах СС и в полиции и занимавшихся охраной концлагерей. Как показало следствие, с осени 1941 г. по июль 1944 г. немецко-фашистские палачи и их сообщники расстреляли и сожгли в лагере Понеряй не менее 100 тыс. советских граждан. Лагерь «обслуживали» литовские добровольцы (около 600 человек) из состава трех карательных батальонов, дислоцировавшихся в Вильнюсе. Командование батальонов также было сформировано из литовцев.
С самого начала войны немецкая полиция безопасности и СД благоволила к Литве. В одном из документов службы безопасности Германии в сентябре 1941 г. отмечается, что в Вильнюсе можно было бы открыть университет лишь только потому, что, мол, «Литва не находится в состоянии войны с Германией». Интересно, записи немецкого времени, в том числе такие, соответствуют исторической правде по мнению литовского руководства?
По столь острому вопросу, как добровольное сотрудничество литовских националистов с руководством СС и немецкой полиции в годы войны, обратимся к признательным показаниям бывшего руководителя СС и полиции в «Остланде», обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна.
«При вступлении немецких войск в Литву 3 или 4 вооруженных литовских батальона сразу предложили немецкому командованию свои услуги и были включены в состав действующей армии. Кроме этого, в немецкую армию принимали литовских добровольцев, которых направляли на тыловую службу или в части обеспечения. Число добровольцев мне неизвестно, но позднее, в результате проведенной вербовки, оно достигло 20 тыс. человек. Все это были добровольцы.
Вместе с армией и под ее командованием в Литву вступил отряд СС, охранной полиции и СД, который наряду с общей охраной имел специальное задание имперского руководителя СС по разрешению еврейского вопроса. Отряд подчинялся бригаденфюреру СС д-ру Шталеккеру, который позднее был командиром охранной полиции и СД по Остланду с местонахождением в Риге».
А вот, какую историческую правду писал в своём донесении в Берлин сам Франц Вальтер Шталеккер (Franz Walter Stahlecker), командир айнзатцгруппы «А»:
«…Ещё в начале восточной кампании активные национальные силы Литвы объединились в так называемые партизанские соединения, чтобы активно участвовать в борьбе против большевизма… В первые дни образована литовская полиция безопасности и криминальная полиция, набранная из бывших литовских полицейских, большинство из которых было выпущено из тюрем… Население самостоятельно, без указания с немецкой стороны, прибегало к самым жестоким мерам против большевиков…».
Из донесения Шталеккера о деятельности айнзатцгруппы «А» за период с 16 октября 1941 г. по 31 января 1942 г. от 1 февраля 1942 года (РГВА. Ф. 500к. Оп. 4. Д. 92. Пер. с нем.) следует.
«Систематическая деятельность по очистке региона Остланд в соответствии с подробными приказами включает по возможности полное устранение еврейства. За исключением Белоруссии, эта цель в основном достигнута благодаря проведенным экзекуциям 229 052 евреев. Оставшиеся в балтийских провинциях евреи необходимы для работы и размещены в гетто. …
До вступления большевиков, по подсчетам, произведенным в Литве в 1923 г., там проживало 153 743 еврея, что составляло 7,58% от всего населения. …
После прихода немцев ненависть литовцев к евреям привела к эффективным погромам. Во время этих погромов, проведенных, правда, при значительной помощи полиции безопасности и СД, литовцами были ликвидированы в Каунасе 3800, в более мелких городах – около 1200 евреев. Если евреям удавалось сбежать, их нередко задерживали крестьяне и передавали правоохранительным органам. Но этих спонтанных акций очищения было недостаточно, чтобы стабилизировать тыловой участок фронта. Поэтому специально составленные команды, чаще всего в соотношении 1:8 (по наличию немцев и литовцев), очищали сначала тюрьмы, а потом округ за округом литовские области от евреев обоего пола. В ходе многих акций было ликвидировано 136 421 еврей.
Так как полную ликвидацию евреев нельзя было провести по причине необходимости их рабочего использования, были созданы гетто, которые сначала имели такой состав:
Каунас – около 15000 евреев
Вильно – 15000
Шауляй – 4500
Эти евреи использовались в основном для оборонных работ. Так, например, до 5 тыс. евреев в 3 смены использовались для земляных работ на аэродроме Каунаса и для других подобных работ».
Всего же, по данным Чрезвычайной Государственной Комиссии при СНК СССР, которые содержатся в документах Государственного архива Российской Федерации, на территории Литвы немецкими оккупантами и их пособниками преднамеренно истреблено 510 тыс. 561 человек мирного населения, в том числе детей – 47 831, и 230 тыс. 938 военнопленных.
Ранее, в апреле 2019 г., Главным следственным управлением Следственного комитета России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ – геноцид, в связи с преступлениями, совершёнными в годы Великой Отечественной войны против мирного населения деревни Жестяная Горка Ленинградской (с 1944 года Новгородской) области в 1942 году.
Расследование истории о зверствах нацистских карателей в Новгородской области у деревни Жестяная Горка вышло на след ЦРУ и реалии современной геополитики.
В октябре 2019 г. Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено второе уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ (геноцид) по результатам изучения рассекреченных ФСБ России архивных материалов об убийстве в октябре 1942 года воспитанников Ейского детского дома.
СК России, основываясь на нормах международного права и национального законодательства, имеет все основания для производства расследования действий указанных лиц, поскольку в соответствии с Уставом Международного Военного трибунала в Нюрнберге убийства и истребление гражданского населения до или во время войны составляют преступления против человечности, и такие преступления не имеют срока давности.
советник РАРАН
28 ноября 2019 г.
Источники:
Гедрюс Грабаускас. Чужие герои. В Литве возрождается культ нацистских преступников. – BALTNEWS, 20.3.2019.
Прибалтика. Под знаком свастики (1941 – 1945). Сб. док. М., 2009. С. 25-26, 29-30, 175-178.
Станкерас Петрас. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг. М., 2009.
Шевяков А.А. Жертвы среди мирного населения в годы Отечественной войны. – Социологические исследования. 1992. № 11. С. 16. Таблица 4.
По теме
В России возбуждено второе уголовное дело о геноциде: 214 детей в г. Ейске были закопаны живыми
ЦРУ, президент Латвии и каратели мирных жителей в СССР
Начало полномасштабного исследования мест захоронения жертв нацистских палачей