Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 1. С. 12–12.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 12–12.
УДК: 93/94:329(430) + 929 Трамп
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-1-12-12
Поступила в редакцию: 21.11.2022 г.
Опубликована: 08.02.2023 г.
Submitted: November 21, 2022
Published online: February 8, 2023
Для цитирования: Готин М.Б. Дональд Трамп и европейская безопасность // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №1(34). С. 12-12. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-12-12.
For citation: Gotin M.B. Donald Trump and European Security. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(1):12-12 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-1-12-12.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
ДОНАЛЬД ТРАМП И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Максим Борисович Готин 1
1 Кубанский государственный университет,
г. Краснодар, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1580-6333, e-mail: maxim_leto96@mail.ru
Аннотация:
В статье анализируется позиция администрации Д. Трампа (2017–2021 гг.) в отношении развития Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) Евросоюза и проекта Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) как её составной части, а также обеспечения европейской безопасности в рамках НАТО. Развитие института ОПБО ЕС, со времён его создания выступало камнем преткновения в трансатлантическом диалоге с Вашингтоном. Избрание Д.Трампа президентом США актуализировало вопрос создания автономных европейских вооруженных сил. Сам президент Трамп сосредоточился не на критике европейских институтов в области обороны, а на вопросе распределения финансового бремени в рамках НАТО как гаранта общей трансатлантической безопасности для Северной Америки и Европы. Анализ изученных материалов позволяет сделать вывод о том, что своего апогея раскол между США и европейскими союзниками достиг в 2018 г. на Брюссельском саммите Североатлантического альянса. В условиях торговой войны с Евросоюзом Д. Трамп в нетипичном для международной политики стиле пытался всячески простимулировать европейские страны увеличить взносы в НАТО, чтобы представить это как своё личное достижение в преддверии «промежуточных выборов» 2018 г. в США. Действительно, количество стран–членов альянса, предусмотревших в бюджете оборонные расходы на сумму свыше 2% от ВВП к 2021 г. увеличилось с пяти до десяти. Однако нет оснований для того, чтобы считать это заслугой президента Трампа и его нестандартного подхода к союзникам. Как неоднократно отмечали европейские лидеры, в том числе президент Франции Э. Макрон, все страны никогда не отказывались от своего обязательства по поэтапному увеличению оборонных расходов к 2024 году. В статье использованы материалы Белого дома, Конгресса США, НАТО, а также совместные декларации ЕС и НАТО.
Ключевые слова: США, НАТО, PESCO, ЕС, ОПБО, Европа, европейская безопасность, оборона, военное сотрудничество, Европейский фонд обороны, Мюнхенская конференция по безопасности, расходы на оборону, финансовый вклад в НАТО, Д. Трамп, Э. Макрон, Й. Столтенберг, Б. Обама, М. Пенс
ВВЕДЕНИЕ
Итогом европейского направления политики администрации Б. Обамы (2009–2017 гг.) в области безопасности стала нормализация отношений с Европейским союзом и закрепление вектора поддержки со стороны Вашингтона развития института Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС. В условиях разворота в Азию США делали ставку на усиление «европейской опоры» НАТО с целью повысить готовность союзников действовать самостоятельно в своей зоне ответственности, простимулировать решимость европейских союзников брать на себя равную долю (2% от ВВП) финансового бремени в деле обеспечения безопасности в Европе. Одним из прямых следствий подобной политики стала возможность усиления взаимодополняемости двух организаций в сфере развития координации и военного потенциала. Так, в июле 2016 г. на Варшавском саммите Североатлантического альянса была подписана совместная декларация, расширяющая сотрудничество между Евросоюзом и НАТО. Документ, в том числе, отмечал, что «Сильная НАТО и сильный ЕС усиливают друг друга. Вместе они могут лучше обеспечить безопасность в Европе и за ее пределами» (1). Декларация предусматривала работу в нескольких направлениях, касающихся улучшения оперативного сотрудничества и кооперации, а также взаимодополнения оборонных потенциалов стран-членов ЕС и союзников по НАТО.
Победа Дональда Трампа с его изоляционистскими взглядами на президентских выборах 2016 г. в США стала ещё одним (наравне с миграционным и финансовым кризисами, Brexit, ростом праворадикальных и популистских сил) вызовом для ЕС. Лозунг «Вернём Америке былое величие» (Make America Great Again), до этого использовавшийся Р. Рейганом и У. Клинтоном, приобрёл новое звучание и, в том числе, стал сигналом для европейских элит о нарушении баланса в трансатлантических отношениях, достигнутого при администрации Б. Обамы. Взгляд Д. Трампа на широкий спектр вопросов, от торговли до обороны, по отношению к ближайшим союзникам вызывал откровенное беспокойство в европейских столицах и, прежде всего, в Брюсселе.
Феномен Трампа и «трампизма» в трансатлантических отношениях привлёк внимание не только широкой общественности, но и научного сообщества. Отечественная историография вопроса весьма обширна [2, 5, 6, 7, 8 и многие другие], каждый год публикуются новые работы, позволяющие рассмотреть указанные процессы в динамике, связанной с изменением курса Вашингтона в связи с избранием президентом США Дж. Байдена [например, 4]. Все исследования по данной проблематике сходятся в одном: позиция США при Д. Трампе в отношении европейских союзников по НАТО имеет прямым следствием развитие европейских проектов в сфере обороны. Вопросы активизации ЕС в направлении создания автономных вооруженных сил при этом неразрывно связаны с процессами, происходящими в НАТО во второй половине 2010-х годов. Зарубежные авторы также в большинстве своем склонны считать политику Трампа контрпродуктивной в отношении Североатлантического альянса [10, 11, 15, 17, 19]. Вопросы взаимодополняемости ЕС и НАТО в рамках исследуемого периода, в частности поднимались в работе британского исследователя Дж. Хоуорта [14].
Исследование процесса развития трансатлантического диалога в 2017–2020 гг. остаётся актуальным, так как он оказал значительное влияние на европоцентричное понимание НАТО, создал предпосылки для постепенного движения Евросоюза к реализации всего спектра задач, стоящих перед ОПБО, а также продемонстрировал Европе необходимость обладания автономным военным потенциалом на случай кризисных ситуаций не только во внешнем мире, но и внутри блока НАТО.
Основная цель работы заключается в том, чтобы определить влияние и реакцию Вашингтона на активизацию дискуссий в Единой Европе относительно создания автономного военного потенциала. На основе анализа материалов Белого дома, Конгресса США, НАТО, а также совместных деклараций ЕС и НАТО автор рассматривает основные моменты трансатлантического диалога 2017–2020 гг., акцентируя внимание на 2018 г., в рамках которого наблюдался пик противоречий между Вашингтоном и странами Европы в сфере видения и обеспечения будущего европейской безопасности.
«ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ» ТРАМПА
В ходе избирательной кампании Трамп неоднократно критически высказывался о НАТО, в частности, называя данную организацию «устаревшей» и «неактуальной». Основная претензия к союзникам – недостаточный финансовый вклад в альянс. То, о чем многие американские лидеры говорили в течение десятилетий, при Трампе стало доминантой в диалоге с европейскими странами по вопросам обороны и безопасности. Не смотря на то, что после инаугурации тон заявлений нового президента стал мягче, лидеры европейских стран всерьез задались вопросом о том, могут ли они положиться на Вашингтон в вопросах обороны.
После вступления президента Трампа в должность европейские лидеры с особой тревогой ожидали заявлений из Белого дома, так как четкого понимания дальнейшего пути развития двухсторонних и многосторонних отношений сформировано не было. Поэтому особого внимания удостоилась делегация США на 53-ей Мюнхенской конференции по безопасности, которую возглавил вице-президент Майкл Пенс. Конференция проходила 17–19 февраля 2017 г., то есть всего спустя 27 дней, после инаугурации Д. Трампа. От вице-президента ждали комментариев по поводу будущей политики США в отношении НАТО и ЕС и сделанные заявления смогли на время снять видимое напряжение в трансатлантическом пространстве. В частности, М. Пенс передал заверения президента Д. Трампа: «Соединенные Штаты Америки решительно поддерживают НАТО и будут непоколебимы в нашей приверженности этому трансатлантическому альянсу. Мы были верны на протяжении многих поколений – и пока вы сохраняете веру в нас, при президенте Трампе мы всегда будем хранить веру в вас». В завершении своей речи, которая была достаточно тепло встречена аудиторией, вице-президент отметил: «Поэтому сегодня, завтра и каждый день будьте уверены, что Соединенные Штаты сейчас и всегда будут вашим величайшим союзником… Будьте уверены, президент Трамп и американский народ полностью преданы нашему трансатлантическому союзу… Соединенные Штаты выбирают дружбу с Европой и сильным Североатлантическим альянсом» (2). А уже 20 февраля, выступая в Совете ЕС Пенс, отметил, что «приверженность Соединенных Штатов Европейскому союзу непоколебима и долговечна» (3). Однако заявления, сделанные М. Пенсом, хоть и разрядили обстановку, как отмечает В. Белов, возможно, только усилили недоверие к новой администрации Белого дома [1]. Изменение риторики и теплые слова вице-президента в стиле предыдущих администраций, по всей видимости, были связаны с незавершенным процессом разработки новой стратегии взаимоотношений с Европой в начале президентства Д. Трампа. Поездка М. Пенса в Мюнхен и Брюссель позволила заполнить образовавшийся вакуум.
Однако уже 12 апреля на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Белом доме Дональд Трамп, приветствуя «очень твердую приверженность Соединенных Штатов безопасности Европы», обозначил, что его «главным приоритетом» на посту президента США является «справедливое распределение бремени» в рамках альянса. Президент Трамп также отметил, что «союзники должны удвоить свои усилия», чтобы выполнить обещания, взятые на себя на саммите НАТО в Ньюпорте 2014 г., то есть довести свой финансовый вклад в организацию до 2% от ВВП. Подобные заявления получили поддержку со стороны Столтенберга, охарактеризовавшего послание Трампа как «очень сильное и четкое» (4). Разумеется, подобного оптимизма не разделяли другие представители альянса. Так, по итогу 2016 г. только четыре страны помимо самих Соединённых Штатов достигли целевого показателя по взносам: Великобритания, Польша, Греция и Эстония. Другими странами подобные ультимативные заявления были восприняты негативно. Опасения европейцев относительно изменения подхода Вашингтона к НАТО частично подтвердились. Настойчивое требование о 2%, в последующем ставшее лейтмотивом всей внешней политики Трампа в отношении союзников, многими политическими силами в Европе рассматривалось как попытка вмешательства во внутренние дела суверенных государств в вопросе формирования бюджета, навязывание своей воли со стороны «старшего брата».
РЕАКЦИЯ ЕВРОПЫ
Подход Д. Трампа к НАТО и выход Великобритании из ЕС, долгое время сдерживавшей развитие европейских оборонных проектов, создали для Брюсселя возможность актуализировать вопрос развития автономного военного потенциала. Призывы к созданию «европейской армии» все громче звучали как из отдельных государств, так и из Брюсселя. В частности, по поводу создания полностью автономных европейских вооруженных сил во второй половине 2010-х гг. заявляли Ф. Могерини, У. фон дер Ляйен, В. Орбан, Б. Соботка и Э. Макрон.
Лидером в части подобных инициатив стал президент Франции Э. Макрон, который, по мнению К. К. Гусейнова, придерживается доктрины «гибкого голлизма», сохраняющей «черты ортодоксального голлизма» [3, с.208]. Политика президента Макрона направлена на отстаивание независимости Франции во всех ее союзах и достижение лидирующих позиций в деле европейской интеграции. Всего через четыре месяца после своей инаугурации в сентябре 2017 г. Эммануэль Макрон выступил с европейской интервенционной инициативой, а в 2018 г. заявил о необходимости создания «европейской армии». Делая подобные заявления, Франция ориентировалась на тесную кооперацию с первой экономикой ЕС – Германией. В конечном счете, итогом сближения Парижа с Берлином стало подписание в 2019 г. Ахенского договора, который стал логическим продолжением Елисейского договора, подписанного Ш. де Голлем и К. Аденауэром в 1962 году. Договор предполагал расширение сотрудничества во многих областях, в том числе и в сфере безопасности. Как справедливо заметили Ю. И. Рубинский и А. А. Синдеев: «Ныне, когда Д. Трамп обставляет исполнение этого обязательства (готовность США исполнить предписание ст. 5 Североатлантического договора. – М.Г.) различными, в том числе экономическими условиями, Берлин и Париж не прочь дополнить Североатлантический пакт новыми гарантиями безопасности» [9, с. 23]. Комментируя подобные действия и заявления президента Франции, в духе «смерти мозга НАТО», вызванные как раз отдалением США от их ближайших союзников, Д. Трамп после встречи с генеральным секретарем НАТО в Лондоне в 2019 г. в свойственной ему манере сделал критическое замечание: «Я бы сказал, что НИКТО не нуждается в НАТО больше, чем Франция… Я думаю, что когда Франция делает заявление, подобное тому, которое они сделали о НАТО, это очень опасное заявление для них» (5).
ПОЗИЦИЯ США В ОТНОШЕНИИ ПРОЕКТА PESCO
Конечно, самым масштабным проектом в 2017–2020 гг. стал запуск программы Постоянного структурированного сотрудничества (Permanent Structured Cooperation / PESCO), «дремавшей» в Европейском союзе с момента принятия Лиссабонского договора в 2009 году. PESCO выступает составной частью ОПБО ЕС и направлено на углубление оборонного сотрудничества между государствами–членами. К реализации проекта присоединились все страны Европейского союза кроме Мальты и Дании (6). Кроме того, «PESCO дополняет два других проекта: Европейский фонд обороны, призванный оказать финансовую поддержку совместным проектам, и Скоординированный ежегодный обзор обороны, который направлен на поддержку усилий стран–членов по выявлению возможностей для новых совместных инициатив» (7). Запуск программы PESCO стал настоящим прорывом в оборонном измерении ЕС, и приковал к себе внимание всего мира, и, прежде всего, Вашингтона, возмущённого нежеланием европейцев ускорить увеличение финансового вклада в НАТО.
29 ноября 2017 г. на сайте Американского института современных германских исследований была размещена заметка Н. Хельвига под заголовком «Как объяснить PESCO Трампу?». Автор делает акцент на «компромиссном» характере проекта и справедливо отмечает, что он направлен исключительно на развитие оборонного потенциала, то есть фактически на усиление «европейской опоры» в рамках НАТО и не дублирует ее функции. Хельвиг иронично заметил: «Что, если Трамп спросит о PESCO в то же время? Скажите ему, что PESCO является своего рода европейским девелопером недвижимости. Вместо гостиниц PESCO занимается сложным бизнесом по развитию национального военного потенциала» [13]. При этом одной из важнейших причин возрождения идеи PESCO стало стремление европейских стран ослабить свою зависимость от военной поддержки США.
Сама идея углубления сотрудничества европейских стран в области обороны была встречена в США неоднозначно. Однако на 54-ой Мюнхенской конференции по безопасности, проходившей 16–18 февраля 2018 г. министр обороны США Джеймс Мэттис в своей речи отметил: «Соединенные Штаты приветствуют улучшения в оборонном сотрудничестве в Европе, те, которые увеличивают возможности и делают европейскую оборону более эффективной без снижения оперативной совместимости НАТО. Совместная декларация НАТО и ЕС, подписанная в Варшаве, отражает реальность того, что американская безопасность постоянно связана с безопасностью Европы. Если все сделано правильно, европейские инициативы и единство НАТО взаимно усиливают друг друга».
После первого года реализации программы PESCO Вашингтон смог определить ключевые риски и на этот раз, в отличие от большинства предыдущих европейских инициатив в сфере обороны, они не так явно касались вопроса дублирования НАТО. В условиях торговой войны с ЕС, Белый дом больше заботили перспективы финансовых потерь американских военных компаний, которые до запуска проекта PESCO и связанных с ним инициатив занимали значительную часть европейского рынка. 1 мая 2019 г. госдепартамент направил в Брюссель письмо, в котором обвинил ЕС «в препятствовании доступу США на оборонный рынок Европы через правила, которые он планировал установить для участия третьих государств в Европейском фонде обороны и в Постоянном структурированном сотрудничестве» [12]. В свою очередь, ответное письмо опровергало эти обвинения и стояло на том, что PESCO фактически помогает усилить «европейскую опору» НАТО, а также соответствует тем требованиям, которые США предъявляли своим союзникам в течение многих лет.
Возвращаясь к политическому и оборонному аспекту реакции, важно отметить, что на слушаниях в Комитете по международным отношениям Сената США один из ведущих экспертов по трансатлантической безопасности, ветеран разведки, ранее руководивший исследовательскими работами в ЦРУ и Конгрессе, Стэнли Р. Слоан сделал наиболее взвешенное заявление: «Наши союзники добиваются прогресса в улучшении своего сотрудничества. Европейская политика безопасности и обороны, Постоянное структурированное сотрудничество и новый Европейский фонд обороны уже помогают улучшить военное сотрудничество между союзниками. Вопрос нашего президента об американских обязательствах перед Североатлантическим союзом заставил европейцев обоснованно задаться вопросом, могут ли они полагаться на Соединенные Штаты в будущем. Если они решат, что не могут, их сотрудничество может перейти к большей автономии от Соединенных Штатов, за пределами НАТО и неэффективно координироваться с альянсом» (8).
Конечно, опасения по поводу вопросов дублирования полностью из повестки не исчезли. Например, в рамках обсуждения закона «О национальной обороне на 2020 финансовый год» конгрессвумен В. Фокс внесла поправку, которая по её словам «посылает четкий сигнал Европейскому союзу о важности примата НАТО над нашими общими оборонными интересами», а также, что «инвестиции, осуществляемые в форме пакта PESCO и Европейского фонда обороны, могут поставить под угрозу совместимость систем и привести к расхождению приоритетов расходов в рамках нашего альянса». По мнению В. Фокс, инвестиции ЕС в оборону «должны осуществляться под эгидой НАТО, чтобы обеспечить подотчетность и гарантию влияния США (на эти процессы. – М.Г.)» (9).
Проект PESCO был официально запущен 11 декабря 2017 г., а 18 декабря в Вашингтоне была обнародована новая Стратегия национальной безопасности США, которая возлагала ответственность за ухудшение трансатлантической солидарности на Россию, игнорируя позицию самих США по отношению к союзникам. При этом Стратегия закрепила вектор, заданный президентом Трампом на достижение 2% показателя по финансовому вкладу в НАТО для каждой страны блока: «Мы ожидаем, что наши европейские союзники увеличат расходы на оборону до 2% ВВП к 2024 г., при этом 20% этих расходов будут направляться на наращивание военного потенциала» (10).
БРЮССЕЛЬСКИЙ САММИТ НАТО
На фоне запуска Евросоюзом программы PESCO и обнародования новой Стратегии национальной безопасности США особое внимание привлек саммит НАТО в Брюсселе. 11–12 июля 2018 г. в новой штаб-квартире организации состоялась встреча на высшем уровне, на которой обсуждался достаточно широкий круг вопросов. Однако наиболее значимыми из них стали подписание новой декларации ЕС–НАТО и тяжелое обсуждение на встречах и в кулуарах ультимативного требования президента Трампа об увеличении финансирования альянса.
Накануне саммита, 10 июля была подписана совместная декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО. Стороны подтвердили «важность и необходимость сотрудничества», а также отметили, что «инициативы в области безопасности и обороны отвечают интересам обеих сторон». Лидеры также приветствовали «усилия ЕС по укреплению европейской безопасности и обороны с целью обеспечения более надежной защиты Союза и его граждан и содействия миру и стабильности в регионе соседства и в других странах». При этом декларация намеренно подчёркивала: «Постоянное структурированное сотрудничество и Европейский фонд обороны способствуют достижению этих целей» (11). Тем самым было подтверждено мнение относительно того, что НАТО не рассматривает проект PESCO с точки зрения угрозы дублирования, а наоборот поощряет данную инициативу и надеется на то, что этот проект дополнит альянс.
Но, конечно, наибольшее внимание мировой общественности было приковано к Д. Трампу. В СМИ появилась информация о том, что президент Трамп угрожает союзникам по НАТО вывести США из альянса, если они существенно не увеличат свои расходы на оборону. Президент США требовал достичь 2% показателей по взносам к 2019 г. и в последующем увеличить этот показатель до 4% от ВВП. На пресс-конференции по итогам саммита Д. Трамп заявил: «Был достигнут огромный прогресс; все согласились существенно увеличить свои обязательства. Они собираются поднять его на уровни, о которых никогда раньше не думали» (12). В то время, как Дональд Трамп пытался представить это как свое личное достижение, президент Франции Э. Макрон опроверг эти заявления и отметил, что все предыдущие договорённости остаются в силе (то есть достижение уровня взносов в 2% от ВВП к 2024 году).
На пресс-конференции Д. Трампа 12 июля значительное внимание было уделено вопросу возможного выхода США из НАТО. Журналисты задали три вопроса напрямую касающиеся этой темы. Президент старался максимально уклониться от прямого ответа, а отвечая на вопрос представителя Bloomberg, о том верит ли сам Д. Трамп, что сможет вывести США из альянса без явной поддержки и одобрения Конгресса глава Белого дома ответил: «Думаю, я, вероятно, смогу, но в этом нет необходимости. И люди (лидеры стран – членов НАТО. – М.Г.) сегодня проявили себя так, как никогда раньше. И запомните это — они платят еще 33 млрд долларов (дополнительные средства, собранные европейскими странами НАТО. – М.Г.)» (12). Таким образом, жесткая риторика Трампа и прямые угрозы в адрес союзников, по мнению самого американского президента, дали результат, о чем он неоднократно будет говорить в последующем, и ставить в заслугу своей администрации.
Было бы ошибочно полагать, что подобная риторика связана исключительно с личными убеждениями Д. Трампа, как отмечает американский обозреватель The Guardian Касс Мадде: «Республиканцы уже давно рассматривают НАТО в гораздо менее благоприятных условиях, чем демократы. Фактически, в прошлом году меньшинство республиканцев (47%) положительно относились к организации». Журналист также отметил, что «Трамп, безусловно, другой политический лидер и президент США. Его стиль уникален, но он в основном говорит вслух и более вульгарно то, что многие американцы, в том числе политические элиты, думают в частном порядке... Чем скорее европейцы поймут это и начнут планировать своё будущее без доминирования США, тем лучше» [16].
В тоже время газета The Washington Post, оппозиционно настроенная к политике Д. Трампа, приводит мнение специалиста по национальной безопасности и внешней политике Д. Роткопфа: «Трамп сейчас покидает этот саммит НАТО со всеми остальными лидерами, убежденными, что он представляет угрозу для НАТО и является нестабильным игроком. Он подорвал авторитет института президентства и подорвал международный порядок после Второй мировой войны» [18].
ДИСКУРС ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ФИНАНСОВОГО ВКЛАДА В НАТО
2018-й год изменил многое в трансатлантических отношениях, наглядно продемонстрировав, что времена, когда безопасность Европы во многом определялась твердой приверженностью Вашингтона своим союзникам по другую сторону Атлантики прошли. Страны Европы окончательно осознали, что более не могут рассчитывать исключительно на поддержку Соединенных Штатов в вопросах обороны и безопасности в условиях, когда их лидер прибегает к односторонним и во многом оскорбительным действиям в отношении ближайших союзников. Саммит НАТО 2018 г. не привел к каким-либо значительным последствиям, во многом из-за результатов промежуточных выборов в США, в ходе которых контроль над Палатой представителей получила Демократическая партия, инициировавшая многочисленные расследования в отношении действий и финансов Трампа. Вынужденный отбиваться от постоянных атак на президента США Белый дом ослабил натиск на Европу, что в целом положительно сказалось на нивелировании последствий Брюссельского саммита НАТО.
В тоже время увеличение финансирования НАТО со стороны европейских стран администрация 45-ого президента США продолжала ставить ему в заслугу, принципиально упуская из виду тот факт, что договоренность о поэтапном и постепенном увеличении вклада была достигнута еще при Б. Обаме. Во многом благодаря этой договоренности и увеличивались оборонные бюджеты стран–членов альянса. Выступая в Вашингтоне на праздновании в честь 70-летия НАТО, вице-президент М. Пенс заявил: «Хорошей новостью является то, что по настоянию президента Трампа наши союзники по НАТО активизировались, уже пообещали дополнительные расходы на оборону на 100 млрд долларов, и все больше наших союзников по НАТО выполняют 2% обязательство… Как сказал генеральный секретарь всего несколько часов назад перед Конгрессом, лидерство президента Трампа в распределении бремени “оказывает реальное влияние” на благо НАТО и свободного мира» (13). Сам президент Трамп в ходе пресс-конференции после встречи с генеральным секретарем НАТО Й. Столтенбергом в Лондоне 3 декабря 2019 г., отвечая на один из вопросов, заявил: «Вы не поверите. Посмотрите на этого джентльмена (Столтенберга. – М.Г.). Когда я пришел, я был зол на НАТО. И теперь я собрал 130 млрд долларов» (5).
Согласно данным, распространенным НАТО в июне 2021 г. о расходах стран–членов на оборону (2014–2021 гг.), к моменту публикации информации уже 10 стран альянса, как минимум на бумаге, преодолели 2% рубеж (14). Есть ли в этом заслуга президента Трампа? Безусловно, есть. Но интерпретировать политику Д. Трампа как решающий фактор в этом процессе не представляется возможным. Как неоднократно заявляли европейские лидеры, в частности Президент Франции Э. Макрон и канцлер Германии А. Меркель, члены альянса никогда не отказывались от взятых на себя обязательств по достижению 2% отметки к 2024 г., о чем в том числе свидетельствуют коммюнике по итогам саммитов НАТО. Кроме того запуск и планомерное развитие проекта PESCO потребовало от европейских стран больших затрат на оборону, чем они выделяли до 2017–2018 годов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении стоит отметить, что, несмотря на всю неоднозначность политики Д. Трампа, касающейся вопросов европейской безопасности, на практике Вашингтон остался в русле всей трансатлантической парадигмы внешней политики прежних администраций. При этом Трамп сделал акцент не на критику проектов углубления европейского оборонного сотрудничества, а на жестком требовании соблюдения европейцами обязательств по финансированию НАТО. Конечно, неоднократно эта тема поднималась и в прошлом, но все прежние призывы Вашингтона существенно отличались от действий президента Д. Трампа.
В тоже время позиция США по вопросу их участия в обеспечении европейской безопасности, при президенте Трампе, послужила дополнительным стимулом для Евросоюза в деле активизации дискуссий в поддержку начала движения к созданию автономной «европейской армии». Признавая примат НАТО в вопросе поддержания общей обороны, в рассматриваемый период со стороны ЕС стали предприниматься реальные шаги на пути к достижению автономии. С точки зрения самого Европейского союза это можно рассматривать как большой прорыв, так как практически все предыдущие инициативы в полном объеме так и не были реализованы, а проект PESCO уже на старте продемонстрировал единство в союзе относительно развития качества и совместимости военных потенциалов. Конечно, в обозримом будущем ОПБО не способна к дублированию, тем более вытеснению НАТО. Но ОПБО способна в ближайшее время приблизиться к тому, что бы стать реально существующей «европейской опорой» Североатлантического альянса.
Вопросы существования и развития Европейской политики безопасности и обороны / Общей политики безопасности и обороны неоднократно в прошлом вызывали серьезные кризисы в трансатлантических отношениях, крупнейшие из которых пришлись на 1998–2002 годы. Однако масштабной критики со стороны Вашингтона в адрес Брюсселя, в рамках нового витка напряженности (2017–2020 гг.) в отношениях США и ЕС по поводу развития механизмов ОПБО не последовало. Определённую роль в этом сыграл генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг, который приветствовал инициативы подобные PESCO, выдержанные в духе совместных деклараций ЕС–НАТО, направленные на улучшение оперативной и тактической совместимости. Администрация Трампа в свою очередь сосредоточила все свои усилия на «справедливом распределении финансового бремени» в НАТО и повышении ее боеспособности в рамках европейского направления внешней политики в области безопасности, продолжая, впрочем, и не так открыто, беспокоиться о возможном дублировании НАТО со стороны новых европейских проектов. Попытки представить результативность подобного подхода к своим ближайшим союзникам со стороны администрации Трампа встретили волну критики, как в самих США, так и среди европейцев, а также закрепили европоцентричный характер НАТО.
Примечания
Joint declaration by the President of the European Council, the President of the European Commission, and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization. 2016 [электронный ресурс]. — URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133163.htm (Дата обращения: 23.09.2022).
US Vice-President Mike Pence's speech at the 53rd Munich Security Conference delivered 18 February 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://www.americanrhetoric.com/speeches/mikepencemunichsecurityconference2017.htm (Дата обращения: 14.10.2022).
Remarks by the Vice President and European Council President Tusk. 20 February 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-european-council-pr... (Дата обращения: 15.10. 2022).
Joint Press Conference of President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg. Washington, 12 April 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/joint-press-conference-president-trump-nat... (Дата обращения: 14.10.2022).
Remarks by President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg After 1:1 Meeting. London, 3 December 2019 [on-line]. [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-nato-secretary-gen... (Дата обращения: 16.10.2022).
1 июня 2022 г. в Дании прошёл референдум об отмене исключения, распространявшегося на неё в сфере общей политики безопасности и обороны ЕС с 1993 г., на котором 43,38% от общего числа избирателей проголосовали за отмену исключения. Инициирование подобного референдума было связано, в том числе с желанием Дании присоединиться к проекту PESCO с целью оптимизации своего оборонного потенциала и увеличения вклада в евроатлантическую безопасность.
Постоянное структурированное сотрудничество ЕС [Офиц. сайт]. — URL: https://www.pesco.europa.eu/about/ (Дата обращения: 27.10.2022).
S.Hrg. 115-780 — ASSESSING THE VALUE OF THE NATO ALLIANCE [электронный ресурс]. — URL: https://www.congress.gov/event/115th-congress/senate-event/LC65124/text (Дата обращения: 13.10.2022).
NATIONAL DEFENSE AUTHORIZATION ACT FOR FISCAL YEAR 2020; Congressional Record Vol. 165, No. 116 (House - July 11, 2019) [электронный ресурс]. — URL: https://www.congress.gov/congressional-record/volume-165/issue-116/house-section/article/H5594-7 (Дата обращения: 14.10.2022).
National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf (Дата обращения: 18.09.2022).
Joint Declaration on EU-NATO Cooperation. Brussels, 10 July 2018 [электронный ресурс]. — URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156626.htm (Дата обращения: 18.10.2022).
Remarks by President Trump at Press Conference After NATO Summit. Brussels 12 July 2018 [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-press-conference-n... (Дата обращения: 01.11.2022).
Remarks by Vice President Pence at NATO Engages: The Alliance at 70. Washington, 3 April 2019 [электронный ресурс]. — URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-nato-engages-... (Дата обращения: 04.11.2022).
- Defence Expenditure of NATO Countries (2014-2021) [электронный ресурс]. — URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_184844.htm (Дата обращения: 08.11.2022).
Список литературы
Белов В. Б. О некоторых итогах Мюнхенской конференции по безопасности — 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/o-nekotorykh-itogakh-myunkhenskoy-konfere... (Дата обращения: 18.10.2022).
Бубнова Н. И. Новая администрация США: военно-политические вызовы // Россия и современный мир. 2017. №1 (94). С. 135–152.
Гусейнов К. К. Французские инициативы в области обороны и безопасности ЕС // Современная Европа. 2020. №2. С. 205–211. DOI: 10.15211/soveurope22020205211
Данилов Д. А. Глобальные горизонты атлантического альянса: «вакцина» Байдена // Современная Европа. 2021. №5. С. 19–31. DOI: 10.15211/soveurope520211931
Журкин В. В., Носов М. Г. 20-летие военного измерения ЕС // Современная Европа. 2019. №1 (86). С. 5–13. DOI: 10.15211/soveurope120190513
Журкин В.В., Носов М. Г. Дональд Трамп и Европа // Современная Европа. 2018. №4 (83). С. 17–33. DOI: 10.15211/soveurope420181733
Золотарёв В. А., Трунов Ф. О. Вопросы обеспечения атлантической солидарности европейских партнеров США на современном этапе // Актуальные проблемы Европы. 2019. №1. С. 36–55. DOI: 10.31249/ape/2019.01.02
Михалева А. А. Политика США в отношении НАТО и ЕС при Трампе // Контентус. 2019. №6 (83). С. 206–213.
Рубинский Ю. И., Синдеев А. А. От Елисейского к Ахенскому договору // Современная Европа. 2019. №2 (87). С. 18–26. DOI: 10.15211/soveurope220191826
Benitez J. U.S. NATO Policy in the Age of Trump: Controversy and Consistency // The Fletcher Forum of World Affairs. Global Transformations: A Century Since The Great War. 2019. Vol. 43, No. 1. P. 179–200.
Eran O., Rosner Y., Oreg R. EU-US Relations in the Trump Era // The European Union in Turbulent Times: Challenges, Trends, and Significance for Israel. 2018. P.61–70.
Fiott D. The poison pill: EU defence on US terms? // European Union Institute for Security Studies. 2019 [электронный ресурс]. —URL: https://www.iss.europa.eu/content/poison-pill-eu-defence-us-terms (Дата обращения: 03.11.2022).
Helwig N. How to Explain PESCO to Trump? // American Institute for Contemporary German Studies. 2017 [электронный ресурс]. — URL: https://www.aicgs.org/2017/11/how-to-explain-pesco-to-trump/ (Дата обращения: 02.11.2022).
Howorth J. EU–NATO cooperation: the key to Europe’s security future // European Security. 2017. Vol. 26. P. 454–459. DOI:10.1080/09662839.2017.1352584
Jakobsen P., Ringsmose J. Burden-sharing in NATO: The Trump effect won’t last // Norwegian Institute of International Affairs (NUPI). 2017. 4 p.
Mudde C. The Nato summit proves Europe doesn't get Trump – or the US // The Guardian, 16.07.2018 [электронный ресурс]. — URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jul/16/trump-nato-summit-us-foreign-policy-europe (Дата обращения: 29.10.2022).
Pothier F., Vershbow A. NATO and Trump: the case for a new transatlantic bargain // The Atlantic Council, 2017. 15 p.
Sargent G. Trump’s latest lie at NATO blows up his idea of «winning» // The Washington Post, 12.07.2018 [электронный ресурс]. — URL: https://www.washingtonpost.com/blogs/plum-line/wp/2018/07/12/trumps-latest-lie-at-nato-blows-up-his-... (Дата обращения: 04.11.2022).
- Schreer B. Trump, NATO and the Future of Europe’s Defence // The RUSI Journal. 2019. Vol. 164, 201. P. 10–17.
Информация об авторе
Готин Максим Борисович, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Готин Максим Борисович, e-mail: maxim_leto96@mail.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
Donald Trump and European Security
Maxim B. Gotin 1
1 Kuban State University,
Krasnodar, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1580-6333, e-mail: maxim_leto96@mail.ru
Abstract:
The article analyzes the position of the Trump administration (2017–2021) regarding the development of the Common Security and Defense Policy (CSDP) of the European Union and the project of Permanent Structured Cooperation (PESCO) as an integral part of it, as well as ensuring European security within the framework of NATO. The development of the EU CSDP institute, since its creation, has been a stumbling block in the transatlantic dialogue with Washington. The election of D. Trump as President of the United States actualized the issue of creating autonomous European armed forces. President Trump focused not on criticizing European institutions in the field of defense, but on the issue of sharing the financial burden within NATO as a guarantor of common transatlantic security for North America and Europe. The analysis of the studied materials allows us to conclude that the split between the United States and European allies reached its apogee in 2018 at the Brussels summit of the North Atlantic Alliance. In the context of a trade war with the European Union, D. Trump, in an atypical style for international politics, tried in every possible way to stimulate European countries to increase contributions to NATO in order to present this as his personal achievement on the eve of the 2018 United States midterm elections. Indeed, the number of alliance member countries that have budgeted defense spending in excess of 2% of GDP by 2021 has increased from five to ten. However, there is no reason to consider this a merit of President Trump and his non-standard approach to allies. As European leaders have repeatedly noted, including French President E. Macron, all countries have never reneged on their commitment to gradually increase defense spending by 2024. The article uses materials from the White House, the US Congress, NATO, as well as joint declarations of the EU and NATO.
Keywords: USA, NATO, PESCO, EU, CSDP, Europe, European security, defense, military cooperation, European Defense Fund, Munich Security Conference, defense spending, financial contribution to NATO, D. Trump, E. Macron, J. Stoltenberg, B. Obama, M. Pence
References
1. Belov V. B. (2017) O nekotorykh itogakh Myunkhenskoi konferentsii po bezopasnosti — 2017 [About some results of the Munich Security Conference — 2017], 2017 [on-line]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/o-nekotorykh-itogakh-myunkhenskoy-konfere... (accessed 18.10.2022). (In Russ.).
2. Bubnova N. I. (2017) Novaya administratsiya SShA: voenno-politicheskie vyzovy [The new US Administration: military and political challenges]. – Rossiya i sovremennyi mir. 2017. №1 (94). P. 135–152. (In Russ.).
3. Guseinov K. K. (2020) Frantsuzskie initsiativy v oblasti oborony i bezopasnosti ES [French initiatives in the field of defense and security of the EU]. – Sovremennaya Evropa. 2020. №2. P. 205–211. (In Russ.).
4. Danilov D. A. (2021) Global'nye gorizonty atlanticheskogo al'yansa: «vaktsina» Baidena [Global Horizons of the Atlantic Alliance: Biden's "vaccine"]. – Sovremennaya Evropa. 2021. №5. P 19–31. (In Russ.).
5. Zhurkin V. V., Nosov M. G. (2019) 20-letie voennogo izmereniya ES [20th anniversary of the EU military dimension]. – Sovremennaya Evropa. 2019. №1 (86). P. 5–13. (In Russ.).
6. Zhurkin V.V., Nosov M. G. (2018) Donal'd Tramp i Evropa [Donald Trump and Europe]. – Sovremennaya Evropa. 2018. №4 (83). P. 17–33. (In Russ.).
7. Zolotarev V. A., Trunov F. O. (2019) Voprosy obespecheniya atlanticheskoi solidarnosti evropeiskikh partnerov SShA na sovremennom etape [Issues of ensuring Atlantic solidarity of the European partners of the United States at the present stage]. – Aktual'nye problemy Evropy. 2019. №1. P. 36–55. (In Russ.).
8. Mikhaleva A. A. (2019) Politika SShA v otnoshenii NATO i ES pri Trampe [US policy towards NATO and the EU under Trump]. – Kontentus. 2019. №6 (83). P. 206–213. (In Russ.).
9. Rubinskii Yu. I., Sindeev A. A. (2019) Ot Eliseiskogo k Akhenskomu dogovoru [From the Elysee to the Aachen Treaty]. – Sovremennaya Evropa. 2019. №2 (87). P. 18–26. (In Russ.).
10. Benitez J. (2019) U.S. NATO Policy in the Age of Trump: Controversy and Consistency. – The Fletcher Forum of World Affairs. Global Transformations: A Century Since The Great War. 2019. Vol. 43, No. 1. P. 179–200.
11. Eran O., Rosner Y., Oreg R. (2018) EU-US Relations in the Trump Era. – In: The European Union in Turbulent Times: Challenges, Trends, and Significance for Israel. 2018. P. 61–70.
12. Fiott D. (2019) The poison pill: EU defence on US terms? – In: European Union Institute for Security Studies. 2019 [on-line]. Available at: https://www.iss.europa.eu/content/poison-pill-eu-defence-us-terms (accessed 03.11.2022).
13. Helwig N. (2017) How to Explain PESCO to Trump? – In: American Institute for Contemporary German Studies. 2017 [on-line]. Available at: https://www.aicgs.org/2017/11/how-to-explain-pesco-to-trump/ (accessed 02.11.2022).
14. Howorth J. (2017) EU–NATO cooperation: the key to Europe’s security future. – European Security. 2017. Vol. 26. P. 454–459.
15. Jakobsen P., Ringsmose J. (2017) Burden-sharing in NATO: The Trump effect won’t last. – Norwegian Institute of International Affairs (NUPI). 2017. 4 p.
16. Mudde C. (2018) The Nato summit proves Europe doesn't get Trump – or the US. – The Guardian, 16.07.2018 [on-line]. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jul/16/trump-nato-summit-us-foreign-policy-europe (accessed 29.10.2022).
17. Pothier F., Vershbow A. (2017) NATO and Trump: the case for a new transatlantic bargain. – The Atlantic Council, 2017. - 15 p.
18. Sargent G. (2018) Trump’s latest lie at NATO blows up his idea of «winning». – The Washington Post, 2018 [on-line]. Available at: https://www.washingtonpost.com/blogs/plum-line/wp/2018/07/12/trumps-latest-lie-at-nato-blows-up-his-... (accessed 04.11.2022).
19. Schreer B. (2019) Trump, NATO and the Future of Europe’s Defence. – The RUSI Journal. 2019. Vol. 164, 201. P. 10–17.
Information about the author
Maxim B. Gotin, Postgraduate Student of the Chair of General History and International Relations of Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation.
Corresponding author
Maxim B. Gotin, e-mail: maxim_leto96@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 12–12.