Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе
Выпуск 19. Уничтожали людей без использования оружия, искусственно создавая голод, регулярно избивая и не оказывая медпомощь: зверства финских оккупантов в Ленинградской области и Карелии
18 января 2020 года в Санкт-Петербурге в ходе посещения Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда глава государства встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и представителями патриотических объединений.
Владимир Путин в очередной раз отметил чрезвычайно важную миссию Российского государства и общества: мы не должны дать забыть, по сути, о геноциде русского народа времен Второй мировой и Великой Отечественной войн, других народов Российской Федерации и бывшего Советского Союза. Попыткам фальсификации истории мы должны противопоставить правдивую документальную информацию.
Сетевое издание «Наука. Общество. Оборона» продолжает серию публикаций о зверствах нацистов и их пособников на оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!». Сегодня, в канун Дня воинской славы России (27 января) – Дня полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 г.), предлагаем ознакомиться с преступлениями финских оккупантов в отношении жителей Ленинградской области и Карелии в 1941 – 1944 годах.
По данным Чрезвычайной Государственной Комиссии при СНК СССР в Ленинграде и Ленинградской области немецкие оккупанты и их пособники преднамеренно истребили 1 млн 384 тыс. мирных жителей, на территории Карельской АССР финские оккупанты и их пособники преднамеренно истребили 8028 советских граждан, 7000 советских воинов зарыто живьем, умерщвлено в газокамерах и расстреляно в Петрозаводске.
Петрозаводск был оставлен войсками Красной Армии 2 октября 1941 года. После его захвата финской армией в город, переименованный в Яанислинна (Крепость на Онего, Онежская крепость), было переселено русское население из других оккупированных районов: Заонежского района, Прионежского района, Шелтозерского района, Подпорожского района Ленинградской области. В общей сложности в городе оказалось 28 тыс. жителей.
Русское население было расселено главным образом в Зарецком районе города. Жители города в результате грабительской политики финских оккупантов были обречены на голод и нищету. Все ценное, даже целые жилые дома, вывозились оккупантами в Финляндию. Русских девушек насильно загоняли в дом терпимости.
Большая часть гражданского населения Петрозаводска, около 25 тыс. человек (русские, единицы карел и вепсов), главным образом переселенных из Подпорожского района Ленинградской области, содержалась изначально в 6-ти концентрационных лагерях:
- № 1 – на Кукковке;
- № 2 – в бывших домах «Северной точки» (содержались только мужчины);
- № 3 – в бывших домах Лыжной фабрики;
- № 4 – в бывших домах Онегзавода на ул. Калинина;
- № 5 – в железнодорожном городке (самый большой, был рассчитан на 7000-8000 человек; до сих пор эта часть города сохранила название – пятый поселок – хотя многие из петрозаводчан даже не подозревают, откуда пошло такое странное наименование);
- № 6 – на перевалочной бирже.
Всего же в Петрозаводске финны устроили 7 концентрационных лагерей.
Документ из фондов Архива Управления ФСБ
по Республике Карелия (фрагмент)
Концлагерь в Петрозаводске. Фотография Г. З. Санько. Июнь 1944 года. Постановочное фото
20 октября по приказу финского Военного командования в лагеря было заключено все мужское население Петрозаводска и поселка Соломенное в возрасте от 17 до 50 лет (за исключением финнов и карел). Затем в лагеря заключалось остальное гражданское население.
Из воспоминаний Николая Костина, уроженца деревни Ямка на о. Кижи, перевезенного вместе с семьей в Петрозаводск: «Когда нас привезли в Петрозаводск, я в первый же день потерялся в водовороте людского муравейника. Ходил и искал маму. Толпа обезумевших людей принесла меня к воротам лагеря. Одна из женщин, видя, какое неутешное горе я испытываю, спросила меня: «Как выглядит твоя мама?» Я ответил, что она одета в черную юбку и темный платок. И тут я вдруг увидел маму. От радости я заплакал еще громче. … В те минуты я еще не знал, что меня и нашу семью впереди ждет главное горе…». Фотография, сделанная фронтовым фотографом Галиной Захаровной Санько у входа в концлагерь в момент освобождения города Петрозаводска, обошла весь мир. Она стала одной из самых известных фотографий, символом плененного детства.
В лагерях и на работах были введены телесные наказания. За малейшие провинности избивали или заключали в карцер. Так, содержавшийся в концлагере № 2 Бриткин вместе с группой других заключенных был направлен на лесоразработки на ст. Кутижма. Из-за плохих условий для работы заболел и обратился за медицинской помощью к врачу. Этот «врач» вместо помощи избил его до потери сознания и направил обратно в концлагерь. Через неделю Бриткин скончался. Этим же «врачом» был избит до потери сознания лагерник Иван Иванов, за то, что обратился к нему за медицинской помощью.
Особенно жестоко обращался с узниками комендант лагеря № 2 Валентин Микс. В январе 1942 года трое мужчин за попытку к бегству были избиты до смерти. 19 апреля 1942 г. он трижды избил резиновой плеткой Л.И. Наумова до потери сознания, после чего тот сошел с ума. Мальчик 8 лет был избит и заключен в карцер за то, что незаметно прошел в город и просил у солдат хлеба или картошки.
Всего в концлагере №2 было избито около 80% лагерников.
Кормили в финских лагерях плохо: 150 гр. муки на день, горячую пищу и кипяток не выдавали. Заключенный, отсидевший ранее 10 лет в советских лагерях заявил, что «таких ужасов нигде не видел, согласен бежать и с винтовкой в руках воевать против финнов».
При этом вся полнота власти в городе Петрозаводске была сосредоточена в руках финских военных властей: начальник гарнизона города – подполковник Суситало; военный комендант – майор финской армии. Начальники концентрационных лагерей и их заместители были военнослужащими финской армии, также, как и охрана лагерей для гражданского населения России. Оккупационные власти Петрозаводска находились в непосредственном подчинении Штабу Военного Управления Восточной Карелии (командующий Управления – подполковник Котилайяен).
Всего на оккупированной территории Карело-Финской ССР в 1941-1944 годах было создано более 14 лагерей для не финно-угорского мирного населения. По оценкам историков, за годы существования лагерей через них прошли порядка 50 тыс. человек. Около трети заключенных погибли от голода. По мнению карельского экспертного сообщества, финны в большинстве случаев уничтожали людей без использования оружия, искусственно создавая голод и не оказывая медпомощь.
Бацер И. М.
Десант в полдень
по следам одной фотографии. -
П-к, 1984. - 86 с.
Куломаа Ю.
Финская оккупация Петрозаводска,
1941 - 1944. -
П-к, 2006. - 278 с.
Устная история
в Карелии. Вып. III. Финская оккупация Карелии
(1941 - 1944). - П-к
При наступлении Красной Армии на Карельском фронте в июне – августе 1944 г. были обнаружены десятки трупов израненных солдат, замученных финскими фашистами. Так, у красноармейца Сатаева финны выкололи глаза, отрезали губы, вырвали язык. У красноармейца Гребенникова они отрезали ухо, выкололи глаза и вставили в них пустые гильзы. Красноармейцу Лазаренко после долгих пыток финны разбили череп и набили туда сухарей, в ноздри вогнали патроны, а на груди раскаленным металлом выжгли пятиконечную звезду.
Полагаем, что даже эта краткая правдивая информация будет весьма полезна для современных поклонников и сторонников Карла Маннергейма, верховного главнокомандующего армии Финляндии, понимания его деятельности против российского народа в годы Великой Отечественной войны в целом и блокады Ленинграда в частности.
По теме
Россия и Германия сотрудничают по делам о геноциде в Великую Отечественную войну
В России возбуждено второе уголовное дело о геноциде: 214 детей в г. Ейске были закопаны живыми
ЦРУ, президент Латвии и каратели мирных жителей в СССР
Начало полномасштабного исследования мест захоронения жертв нацистских палачей